Классификации моторных масел по API и ILSAC: расшифровки классификаций
10.02.2021
Моторные масла различаются по множеству параметров: базовое масло, вязкостные характеристики, степень очистки и так далее. И если с понятием «вязкость масла» большинство автолюбителей знакомы, то маркировка по стандартам API и ILSAC явно не на слуху. Тем не менее, знания об этих классификациях нужны: они помогут подобрать подходящее масло для определённого типа двигателя.
Если совсем кратко: классификации API и ILSAC разделяют моторные масла по их эксплуатационным свойствам. Классификация ILSAC предъявляет уточненные требования к конечному продукту и может рассматриваться как дополнение к классификации API.
Чтобы лучше понять структуру классификаций API и ILSAC, познакомимся ближе с каждой из них.
Краткая история классификации API
После судебного решения о принудительном разделе компании-монополиста «Standard Oil» в 1911 году в Америке начали развиваться независимые такие нефтегазовые компании, как Chevron, Mobil Gas или Exxon.
В период Первой мировой войны они стали заниматься снабжением воинских частей нефтепродуктами. У разрозненных компаний не было опыта совместной работы и единого подхода, что вызывало трудности. Нужен был перечень стандартов качества готовой продукции, который был бы зафиксирован в едином реестре.
Регулятором зарождающегося рынка выступил Американский институт нефти (American Petroleum Institute, или API), основанный в 1919 году. API создал единые для всех компаний стандарты качества, а также выступил буфером между производителями и поставщиками нефти с одной стороны и государством с другой.
Сейчас API — одна из крупнейших национальных ассоциаций, представляющая все аспекты американской нефтяной и газовой промышленности. Требованиям API подчиняются добывающие, перерабатывающие и нефтесервисные компании, морские перевозчики, оптовые и розничные продавцы.
Как читать маркировку API
Классификация моторного масла API учитывает не только свойства моторных масел, но и технологические особенности двигателей, для которых они предназначены. Пример стандартной маркировки: API SM или API CF.
Первая буква класса указывает на тип двигателя:
- S (от англ. «spark ignition» — «воспламенение от искры») — бензиновый;
- C (от анг. «compression ignition» — «воспламенение от сжатия») — дизельный;
- T (от англ. «two-stroke» — «двухтактный») — используется для двухтактных двигателей.
Вторая буква указывает на эксплуатационные характеристики масел: каждому новому классу присваивается следующая по алфавиту буква.
Дробная запись (например, API SL/CF) говорит о том, что перед нами универсальное масло, которое можно использовать как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Первым ставится тот класс масла, который соответствует предпочтительному применению. То есть, основное предназначение масла API SL/CF — для бензиновых двигателей, требующих применения масел уровня API SL, но производитель допускает его использование и в дизельных моторах, требующих применения масел уровня API CF.
Если рассматривать действующие категории API SJ — SP и API CH-4 — CK-4, то масла более поздних категорий допускается использовать в двигателях, которым требовались масла более ранних классов.
Если на этикетке моторного масла нет маркировки API, это означает, что продукт либо вообще не имеет сертификата API, либо присвоенный ему класс качества устарел.
Краткая история классификации ILSAC
ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee) — Международный Комитет по Стандартизации и Апробации Моторных Масел.
Он был создан по инициативам Американской Ассоциации Производителей Автомобилей (ААМА) и Японской Ассоциации Производителей Автомобилей (JAMA), чтобы ужесточить требования, предъявляемые к производителям моторных масел для бензиновых двигателей.
Стандарт ILSAC дополнительно ужесточает требования к маслу — по их требованиям оно должно:
- сохранять свои свойства при работе в условиях повышенного давления;
- способствовать экономии топлива;
- подлежать фильтрации при работе на пониженных температурах;
- иметь пониженную степень угара;
- содержать меньше фосфора в составе для продления срока службы катализаторов;
- иметь меньшую склонность к пенообразованию;
- иметь пониженную вязкость.
Как читать маркировку ILSAC
На сегодняшний день классификация ILSAC включает 7 классов: GF-1 и GF-2 (устаревшие), GF-3, GF-4, GF-5, а также новейшие GF-6A и GF-6B. Чем выше цифра, тем современнее класс. Все масла, лицензируемые по стандартам ILSAC, являются всесезонными и относятся к категории энергосберегающих.
Напомним немного о новых классах масел ILSAC GF-6A и GF-6B. Подробнее об особенностях данных категорий:
- ILSAC GF-6A — как указано выше соответствует категории API SP Resource Concerving, даёт потребителю все её преимущества, но распространяется на всесезонные масла классов вязкостей SAE: 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30;
-
ILSAC GF-6B — имеет те же требования и преимущества, что и ILSAC GF-6A, но распространяется только на моторные масла класса вязкости SAE 0W-16 и не имеет обратной совместимости с маслами предыдущих категорий API и ILSAC. Для использования масла ILSAC GF-6B потребитель должен иметь соответствующие рекомендации в сервисной книжке своего автомобиля: в противном случае это может привести к негативным последствиям.
Что изменилось в стандартах API в 2020 году
В мае 2020 года стандарты моторных масел для легкового транспорта с бензиновыми двигателями получили обновление — появились масла новой категории API SP. Они превосходят свойства моторных масел категории API SN, поскольку лучше защищают от следующих проблем:
- преждевременное неконтролируемое воспламенение топливно-воздушной смеси. С этим столкнулись современные форсированные двигатели малого объема, оснащенные турбонаддувом: самовоспламенение топливно-воздушной смеси в середине такта сжатия влечет за собой разрушение межпоршневых перегородок, поршней, загибание шатунов и разрушение блока двигателя;
- износ цепи ГРМ;
- высокотемпературные нагрузки на поршни и турбонагнетатели.
Что изменилось в стандартах ILSAC в 2020 году
Введенные в мае текущего года стандарты коснулись и классификации ILSAC: они учли изменившиеся требования, предъявляемые к моторным маслам.
Основные отличия новых стандартов ILSAC GF-6A/B от ILSAC GF-5:
- Защита двигателя от преждевременного неконтролируемого воспламенения топливовоздушной смеси (Low Speed Pre Ignition или LSPI).
- Защита цепи ГРМ от износа и растяжения.
- Защита от образования высокотемпературных отложений на поршне и в турбокомпрессоре.
- Снижение образования лаковых отложений и шлама.
Новейшие стандарты 2020 года созданы с заделом на 5-10 лет вперёд, поэтому судорожно искать на полках масло категорий API SP или ILSAC GF-6A/GF-6B не стоит. Предыдущие классы будут использоваться наравне с новыми — это не полная замена, а очередной апдейт для самых современных двигателей. Техника была и остаётся разная, а потому и масла каждому двигателю подойдут строго определенные.
Новые стандарты API и ILSAC в линейке моторного масла GENESIS
Прежде всего отметим, что все моторные масла из линейки GENESIS лицензированы по стандартам API и ILSAC. Однако разговор о новейших стандартах 2020 года был бы неполным без упоминания соответствующего продукта — это полностью синтетическое всесезонное масло LUKOIL GENESIS ARMORTECH DX1 5W-30, одобренное по самым современным классам API SP и ILSAC GF-6A. Предназначено оно прежде всего для современных двигателей концерна General Motors.
Новое масло обладает следующими преимуществами:
- Защищает от преждевременного воспламенения топливовоздушной смеси (LSPI) в двигателях TGDI.
- Имеет превосходные низкотемпературные свойства, что способствует легкому пуску двигателя при низких температурах.
- Совместимо с каталитическими системами доочистки выхлопных газов (TWC).
Поскольку массовый переход на новые стандарты не может случиться в одночасье, для большинства современных автомобилей с бензиновыми ДВС будут актуальны предыдущие категории: API SN и ILSAC GF-5.
Чтобы быстро подобрать подходящее моторное масло, воспользуйтесь удобным онлайн-подборщиком.
Масло вязкостью 10w60, расшифровка, характеристики, свойства
Перейти к контенту
Главная » Вязкость масел
Опубликовано: Рубрика: Вязкость маселАвтор: Алексей Назаров
Моторное масло с вязкостью 10w60 представляет собой продукт на полусинтетической и синтетической основе. Применяется для высоконагруженных двигателей в условиях жесткого климата. Поскольку в составе 10w-60 используются синтетические вещества и добавки, то для него характерны высокие эксплуатационные показатели. Поэтому такие автомасла очень часто используются для гоночных автомобилей.
Содержание
- Особенности 10w60
- Классификация
- Преимущества и недостатки
- Технические характеристики 10w60
Особенности 10w60
Температурные условия за пределами двигателя оказывают влияние на его эксплуатационные характеристики и рабочий ресурс. В связи с этим производители ГСМ разработали технологичные составы внесезонных масел, допускающие эксплуатацию ДВС в различных климатических условиях.
Согласно классификации SAE, маркировка 10w60 обозначает возможность использования при температурных условиях вне двигателя от -25°C до +50°C. Причем цифра 60 указывает на степень плотности масла. То есть оно сохраняет густоту даже при +50°C, а вязкостной показатель не достигает критических отметок.
Моторная жидкость 10w60 сохраняет устойчивую стабильность вязкости при максимальных высокотемпературных показателях благодаря использованию присадок. Как отмечали ранее, в качестве базовых компонентов используются синтетические и полусинтетические вещества. По техническим характеристикам синтетика 10w60 ничем не отличается от полусинтетики.
Классификация
Смазочные продукты для силового агрегата систематизируются по следующим признакам:
- вязкость жидкости по классификации SAE;
- область применения по классификации API.
Что касается систематизации API, то по ней принято разделять моторные масла на три категории:
- EC – универсальные смазочные продукты для любых типов двигателей;
- C – дизельные смазки;
- D – бензиновые.
Согласно классификации SAE, 10w 60 обозначает:
- цифра 10 – вязкостный индекс при низких температурных показателях. Мотор запускается без прогрева при уличной температуре -25°C -30°C.
- буква W – всесезонное.
- цифра 60 – степень вязкости при высоких температурных показателях. То есть масло сохраняет текучесть при уличной температуре до 50°C.
Достоинства 10w60:
- Специально разработанная формула состава, уменьшающая возможность протечки моторной жидкости и предотвращающая набухание уплотнительных деталей: сальников и прокладок;
- Предотвращает формирование осадков и нагара методом расщепления и вывода из моторной системы;
- Формирует смазочную пленку на поверхностях деталей, тем самым уменьшая трение и дальнейший износ мотора;
- Увеличение эксплуатационного ресурса силового агрегата;
- В составе содержатся присадки-модификаторы, позволяющие минимизировать любые сопротивления при трении механизмов двигателя. Таким образом, увеличивается рабочий потенциал КПД силового агрегата, за счет чего прибавляется дополнительная мощность в зависимости от диапазона нагрузок;
- Температурный диапазон эксплуатации от -25°C до +50°C.
Теперь выделим основные проблемы использования 10w-60:
- Гидродинамические потери двигателя при работе на высоких оборотах составляют от 5% до 15%. Это связано с трудностью прокачки высоковязкого масла по насосной системе и магистрали.
- При работе в движке формируется толстая пленка, снижающая циркуляцию масла по системе. В результате замедляется процесс охлаждения мотора, а масляная пленка остается в парах трения деталей. Это приводит к повышению температуры в моторной системе и дальнейшему перегреву.
- Составы с вязкостью 10w60 имеют длинные молекулярные цепочки загустителя. Через определенный промежуток времени соединения разрываются, приводя к изменению плотности жидкости и срабатыванию присадок. Поэтому рекомендуется проводить замену масла по достижению 5000 км.
- При сильных морозах 10w-60 намного медленнее смазывает трущиеся детали мотора, примерно в 2-3 раза. Таким образом, увеличивается износ системы при холодном старте. В результате, моторная смазка начинает полноценно функционировать после 30-минутной езды. Отметим, что около 70% износа приходится на холодный запуск моторной системы.
Для высоконагруженных двигателей на спортивных автомобилях перечисленные факторы не оказывают влияние, поскольку для таких машин конструктора меняют расточку масляных каналов и увеличивают зазоры. Поэтому масло с вязкостью 10w60 гораздо быстрее циркулирует в силовых агрегатах спорткаров, нежели в гражданских авто для эксплуатации в городских условиях.
На заметку! Если рабочая температура силового агрегата составляет около 105-110°C, то для него должна быть использована заводская жидкость со степенью вязкости 5w30 или 5w40. При заливке 10w60 в обычный мотор автомобиля, масло прогреется и начнет густеть, в результате чего приведет к перегреву, так как его рабочая температура на 15-20°C выше, нежели у смазки с индексом 40. Мотор будет терять дополнительную мощность для прокачки густого масла. Поэтому смазки 10w60 рекомендуются для использования в мощных двигателях.
Технические характеристики 10w60
Класс вязкости по классификации SAE | 10w60 |
Вязкость при -25°C | 3350 мПа/с |
При 40°C | 160 мм²/с |
При 100°C | 23,5 мм²/с |
Индекс вязкости | 177 |
Плотность 15°C | 0.875 кг/л |
Температура застывания | -36°C |
Температура вспышки | 220°C |
Алексей Назаров/ автор статьи
Руководитель сети СТО с огромным стажем работы.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расшифровка результатов анализа масла — Mid Continent Testing Labs, Inc.
Факторы, ограничивающие срок службы масла дизельного двигателя
С современными смазочными материалами, специальными фильтрами и анализом масла вполне возможно увеличить интервалы между заменами масла на многих дизельных двигателях . Наш анализ масла дает вам факты, которые вам нужно знать. Избавьтесь от догадок при замене масла в вашем автопарке и максимизируйте свою прибыль, используя наш анализ масла, чтобы точно определить, когда масло необходимо заменить. Хотя усовершенствования смазочных материалов и специальные фильтры продлевают срок службы масла в вашем автопарке, все же существуют факторы, ограничивающие максимальный интервал замены масла. Наши лабораторные тесты предоставят вам анализ масла, который поможет вам определить, какие шесть факторов могут влиять на срок службы масла вашего двигателя.
Из этих шести факторов тот, который первым достигает своего максимального предела, называется ограничивающим фактором. Масло необходимо будет заменить в это время, независимо от состояния других факторов. Каждый из факторов обсуждается ниже. В обсуждении сначала описывается фактор, рассказывается, как он проявляется в двигателе, перечисляются возможные повреждения двигателя, а затем описывается, как предотвратить ограничение интервала замены масла этим фактором. Эти факторы включают:
Проценты (%) Твердые вещества
% твердых частиц – это общее количество взвешенных в масле частиц. Частицы состоят из сажи, окисленного масла, грязи и других отложений в двигателе. Эти твердые частицы находятся в масле из-за высокого содержания моющих средств в современных маслах. Моющее средство окружает эти частицы и удерживает их в масле. Это работает так же, как мыло для рук. Мыло окружает грязь и уносит грязь, когда руки ополаскиваются. Точно так же моющее средство масла удерживает частицы до тех пор, пока масло не будет слито. Наряду с детергентом в масле содержится диспергатор, который удерживает эти частицы в масле до тех пор, пока оно не будет заменено. Моющее средство улавливает частицы до того, как они станут достаточно большими, чтобы их можно было отфильтровать основным фильтром двигателя. (Разрежьте основной фильтр и обратите внимание, что он удаляет только «палочки и камни».)
Любой, кто говорит, что его масло все еще выглядит чистым после замены масла, скорее всего, не использует хорошее моющее масло. Это похоже на мытье посуды в одной и той же воде всю неделю и хвастаться тем, насколько чистой выглядит вода для мытья посуды.
% твердых частиц становится фактором, ограничивающим срок службы масла, когда частицы начинают мешать смазывающей способности масла. Большинство производителей двигателей заявляют, что содержание твердых частиц не должно превышать 5%. Однако мы заметили существенное улучшение в снижении износа, если содержание твердых частиц поддерживается ниже 2%.
Проверка % твердых частиц включена в большинство базовых анализов масла. Значения обычно указываются как % твердых веществ по объему.
Байпасный фильтр может предотвратить превращение твердых частиц в фактор, ограничивающий срок службы масла, путем фильтрации многих из этих мелких частиц.
Сернистые кислоты
Сернистые кислоты в масле вызывают коррозию деталей двигателя, и их уровень не должен достигать опасного уровня. Наиболее распространенной серной кислотой является серная кислота (обычно называемая аккумуляторной кислотой).
Сернистые кислоты есть только в масле, потому что в дизельном топливе есть сера. Количество серы в топливе может варьироваться. Это связано с тем, что некоторые виды сырой нефти имеют естественное высокое содержание серы. Удалить серу сложно и дорого, поскольку дизельное топливо производится из сырой нефти, поэтому сера остается в дизельном топливе.
При сгорании топлива в двигателе сера также сгорает с образованием оксидов серы. Конечно, большая часть этих оксидов серы выйдет из выхлопных газов и никогда не навредит двигателю. Тем не менее, будет некоторое количество оксидов серы, которые попадут в картер двигателя с прорывом выхлопных газов. Эти оксиды серы будут соединяться с влагой, образуя серные кислоты.
Нефтяные компании понимают, что эта кислота будет проблемой, поэтому добавляют в масло присадки для нейтрализации кислоты. В масло добавляется «основание» (научное слово, обозначающее щелочь), так как основание соединяется с кислотой, образуя нейтральное вещество. Масло нужно будет заменить до того, как вся основа израсходуется, а оставшаяся кислота не будет нейтрализована.
Существует два способа измерения содержания серных кислот: инфракрасное сканирование и общее щелочное число (TBN). Инфракрасное сканирование дает значение от 0 до 100+, указывающее процент сернистых кислот, разрешенных в масле. Значение 80 будет означать, что срок службы масла составляет 80%. Клапан 110 будет означать, что масло было на 10% больше максимально допустимого.
TBN относится к количеству щелочи, оставшейся в масле. Большинство новых масел, как правило, имеют TBN от 6 до 10. Это число упадет по мере того, как основание будет израсходовано от нейтрализации кислоты. Масло следует менять, когда TBN падает ниже 2 для масел с низким TBN. Для масел с высоким TBN замените масло, когда TBN упадет ниже половины нового значения.
Окисленное масло
Масло окисляется, когда оно подвергается воздействию кислорода, и кислород присоединяется к маслу. Это похоже на то, как железо окисляется и образует ржавчину под воздействием кислорода. По мере окисления масла оно теряет часть своих смазывающих свойств, а это означает, что детали двигателя изнашиваются быстрее.
Окисление измеряется с помощью инфракрасного сканирования. Значения указываются от 0 до 100+ таким же образом, как и значения для серы. Значение 80 означает, что срок службы масла составляет 80%. В то время как значение 110 указывает на то, что масло использовалось на 10% дольше.
Если анализ масла показывает, что окисление является фактором, ограничивающим срок службы масла, вам, возможно, придется перейти на синтетическое масло, чтобы увеличить интервал замены масла. Основным преимуществом синтетических масел является то, что они не очень быстро окисляются. Однако, поскольку окисление обычно не является фактором, ограничивающим срок службы масла, обычно нет необходимости тратить дополнительные деньги на синтетическое масло.
Копоть:
Копоть образуется в результате неполного сгорания топлива. Некоторое количество сажи всегда присутствует в выхлопе двигателя. Таким образом, выхлопные газы будут переносить некоторое количество сажи в масло. Изношенные поршневые кольца, люфты, забитый воздушный фильтр, плохой турбокомпрессор и т. д. приведут к увеличению содержания сажи в масле. Сажа ограничивает смазывающую способность масла и ускоряет износ двигателя.
Сажа включена в тест на % твердых веществ, и ее также можно измерить с помощью инфракрасного сканирования. Инфракрасный тест на сажу дает значения в виде % сажи. Обычно износ двигателя снижается, если процент сажи поддерживается ниже 1,5%.
Если лабораторные испытания показывают, что сажа является фактором, ограничивающим срок службы масла, сажу можно удалить с помощью специальной системы фильтров. Борьба с образованием сажи путем очистки форсунок, регулировки клапанов или капитального ремонта двигателя также может продлить срок службы масла.
Изменение вязкости
Изменение вязкости — это увеличение или уменьшение толщины масла. Масла с разной вязкостью обычно разжижаются по мере использования, в то время как масла без вязкости обычно густеют по мере использования (если на это не влияет разбавление топливом, окисление или образование сажи). Во-первых, мы объясним, почему масла без утяжелителей густеют при использовании. Затем мы поговорим о том, что делает масла разжижающими при использовании.
Нефть — это нефтепродукт, а нефтепродукты включают в себя что угодно, от легкого бензина до тяжелого гудрона. Следовательно, масло также состоит из более легких и более тяжелых частей. При длительном воздействии высоких температур в двигателе некоторые из более легких частей испаряются, а более тяжелые остаются. Это, наряду с окислением и сажей, приводит к тому, что масло для прямой массы густеет по мере использования.
Испарение более легких компонентов, происходящее в многокомпонентных маслах. Однако кое-что еще происходит и с разбавленными маслами. Это разжижение обычно происходит быстрее, чем сгущение, что означает, что общий эффект состоит в том, что масло разжижается. Расщепление присадки, улучшающей вязкость, используемой в многокомпонентных маслах, является причиной такого разжижения. Улучшитель вязкости представляет собой полимер, представляющий собой просто цепочку атомов. Когда полимер холодный, он сворачивается в клубок. В горячем состоянии полимер вытягивается в длинный стержень. Вот почему универсальное масло имеет более низкий класс вязкости в холодном состоянии, чем в горячем. (Конечно, масло все еще гуще в холодном состоянии, чем в горячем, потому что холодная 15 гиря все еще гуще, чем горячая 40 гиря). Масло разжижается по мере использования, так как эти полимеры разрушаются. Вместо первоначального длинного стержня образуются два коротких стержня. Это называется «сдвигом присадки для улучшения вязкости» и является обычным явлением для большинства масел с разной вязкостью.
Вы можете заметить, что некоторые двигатели начинают потреблять больше масла примерно после 25 000 миль пробега с универсальными маслами. Это связано с тем, что сдвиг присадки, улучшающей вязкость, приводит к разжижению масла.
Для испытания на сдвиг присадки, улучшающей вязкость, вязкость масла должна быть проверена при температуре 210°F (100°C). 210°F — это температура, при которой рассчитано масло, если только рядом с классом вязкости не стоит буква «W». «W» указывает на то, что это низкотемпературный класс (около 0°F). Следовательно, 15W-40 означает, что масло имеет вес 15 при 5°F и вес 40 при 210°F.
Загущение масла в однокомпонентных маслах может быть уменьшено за счет использования синтетического масла. Разжижение масла в многовязком масле можно уменьшить, используя масло с полимером, улучшающим вязкость, более высокого качества.
Проблемы с двигателем
Проблемы с двигателем, такие как: утечка антифриза в масло, плохой воздушный фильтр, из-за которого грязь попадает в двигатель, утечка топлива в масло, вода в масле или механическая неисправность — все это факторы, требующие замена масла вместе с необходимым ремонтом.
Резюме
Все эти факторы представляют полезную информацию при выборе типа масла и фильтров для вашего двигателя. Анализ масла и лабораторные тесты, проведенные компанией Mid Continent Testing, помогут вам определить, как продлить срок службы маслосливной системы. Вот два примера:
- Вы можете легко определить, позволит ли синтетическое масло увеличить интервал замены масла. Синтетические масла очень медленно окисляются. Поэтому, если окисленное масло является вашим ограничивающим фактором, может быть полезным синтетическое масло. Однако, если % твердых частиц или сернистых кислот являются ограничивающим фактором, синтетическое масло может не помочь увеличить интервал замены масла.
- Если % твердых частиц является вашим ограничивающим фактором, то специальная система фильтров может позволить вам увеличить интервал замены масла.
Основной целью программы анализа масла является обнаружение таких проблем до того, как они станут критическими для срока службы двигателя, что позволяет сэкономить деньги на дорогостоящем ремонте. Регулярный отбор проб масла и ведение точных записей о техническом обслуживании сведут серьезность этих проблем к минимуму.
Лабораторные испытания в испытательных лабораториях Mid-Continet обеспечивают точный и своевременный анализ масла для двигателей вашего автопарка. Обладая более чем 20-летним опытом лабораторных испытаний и анализа масла, мы знаем, чего вы хотите и ожидаете от вашего анализа масла. Мы в Mid Continent Testing Laboratories стремимся к вашему успеху. Пожалуйста, свяжитесь с нами или позвоните нам по телефону 605-348-0111, и мы будем рады обсудить с вами наши услуги.
Ученые расшифровывают запах прошлого
Си-Эн-Эн —
Запахи парят чуть ниже нашего сознания, вызывая эмоции и воспоминания, которые формируют то, как мы воспринимаем мир и ориентируемся в нем.
Неожиданный запах давно забытой закуски или запыленной книги может перенести человека в прошлые годы, что позволяет совершить своего рода путешествие во времени, которое делает смутные воспоминания более яркими.
Поэтому вызывает недоумение тот факт, что запах — это чувство, которое, по мнению ученых, в значительной степени — и несправедливо — игнорировалось в большинстве попыток понять прошлое. Растущее число исследователей теперь хотят реконструировать древние ароматы и использовать их, чтобы узнать больше о том, как мы жили раньше.
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_A9DC6B57-CBC3-68ED-170D-DFB2F952B7D4@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Во время пандемии Covid-19 многие люди, заразившиеся болезнью, временно потеряли обоняние, что привело к новому осознанию важности запаха в их жизни. Ведутся новые исследовательские проекты, чтобы понять, как пахло прошлое, и определить, какие современные ароматы следует сохранить для потомков.«Это очень важное чувство. Запах также был очень важен в прошлом и, вероятно, даже более важен, потому что в прошлом не все было так хорошо продезинфицировано», — сказала Барбара Хубер, докторант археологии в Институте геоантропологии Макса Планка в Йене, Германия.
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_23F72B98-A32C-2845-4205-DBBC22948A44@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Задача обнаружения запахов прошлого заключается в том, как уловить эфемерное явление: археологи обычно находят и изучают вещи, к которым мы можем прикоснуться, и это артефакты, с которыми мы сталкиваемся в музеях.Соединения запаха летучи по своей природе — как только их источник исчезает, они тоже исчезают, испаряясь в воздухе. И большинство запахов происходит от биологических материалов — растений, продуктов питания, человеческих и животных тел — которые быстро разлагаются, объяснил Хубер.
Несмотря на все эти проблемы, Хубер сказал, что несколько новых и мощных биомолекулярных подходов помогают ученым расшифровывать древние запахи.
Барбара Хубер, докторант археологии в Институте геоантропологии им. Макса Планка в Йене, Германия, работает в своей лаборатории.
Предоставлено Барбарой Хубер/Крисом ЛейпольдомКлюч к разгадке запахов прошлого часто невидим невооруженным глазом.
Ученые могут изучать незаметные биомолекулярные остатки, оставленные на курильницах для благовоний, парфюмерных флаконах, кастрюлях и банках для хранения пищевых продуктов, используя такие методы, как хроматография, процесс разделения компонентов в смеси и масс-спектрометрия, которые могут обнаруживать различные соединения путем расчета веса различных молекул. .
К наиболее информативным биомолекулам, по мнению Хубера, относятся липиды — жиры, воски и масла, — которые не растворяются в воде. Их часто находят в пористой керамике после того, как они использовались в таких предметах, как топливо для ламп или ароматические мази, которые люди когда-то наносили на свои тела или на трупы. Липиды также обнаруживаются в фекалиях.
Хубер также изучает вторичные метаболиты, органические соединения, вырабатываемые растениями и оставшиеся от продуктов растительного происхождения, использовавшихся в прошлом, включая смолы, ароматизированную древесину, травы, фрукты и специи. Соединения могут выявить ингредиенты и запах благовоний, лекарств и продуктов питания.
Египетская фигура нюхает лотос из гробницы Мересанкх в Гизе, Египет.
Шон Кафлин/Институт философии/Чешская академия наукСеквенирование древней ДНК и протеомика, изучение белков, обнаруженных в таких вещах, как кальцинированные зубной налет, обнаружили аминокислоты, которые сигнализируют о таких заболеваниях, как заболевания десен, связанные с неприятным запахом изо рта.
Но, как показывает исследование Хубера, сбор этих обонятельных подсказок часто является только началом.
В своей работе Хубер изучила курильницы, найденные на археологических раскопках Таймы, старейшего поселения в Саудовской Аравии, возраст которого насчитывает 5000 лет, чтобы попытаться реконструировать «обонятельный ландшафт» древнего оазиса.
Она обнаружила вторичные метаболиты, указывающие на использование ароматических смол, содержащих ладан, мирру и фисташки, в частных зданиях, могилах и храмах соответственно. Затем Хубер работал с парфюмером, чтобы попытаться воссоздать ароматы, показывая, как могли пахнуть эти места тысячи лет назад.
«Смолы выглядели очень похожими… но когда их обжигали, у них был совершенно другой запах. Так, например, запах ладана был очень насыщенным — очень бальзамическим 9.0102 — и вы могли действительно почувствовать, что это было использовано для того, чтобы как бы очистить дома, чтобы избежать неприятного запаха или чего-то в этом роде», — объяснил Хубер.
Шон Кафлин, исследователь древней и средневековой мысли из Чешской академии наук, пытается воссоздать духи, которые могла носить сама Клеопатра, на основе рецептов, записанных в древнеегипетских текстах и надписях на стенах храмов.
«Проблема проста. Обычно, когда вы следуете рецепту, вы как бы знаете, что вы должны получить. Когда вы воспроизводите исторический рецепт, у вас нет цели», — сказал Кафлин.
«Что мы действительно пытаемся сделать, так это использовать органическую химию, чтобы иметь возможность рассказать нам что-то о процессе, потому что мы думаем, что процесс на самом деле определяет диапазон возможных запахов», — добавил он.
Участники научного семинара под руководством Шона Кофлина в Праге экспериментируют с интерпретацией рецептов древних духов.
Яна Рихова/Институт философии/Чешская академия наукКафлин сравнивает свои эксперименты с процессом тестирования кулинарного шоу «Американская тестовая кухня». В то время как результаты были случайными, он сказал, что они делают успехи.
Например, один из изученных Кафлином рецептов духов, известный как Mendesian, показал, что древние парфюмеры нагревали масло в течение 10 дней и 10 ночей, прежде чем наполнить его древесными компонентами, такими как корица, и смолами, такими как мирра.
«Для нас это было большой загадкой, — сказал он. «Если вы когда-нибудь готовили масло в течение 10 дней, оно воняет». Но после того, как его команда нагревала масло в пробирках в течение 12 дней, Кафлин обнаружил, что этот метод ускоряет естественный процесс прогоркания масла, удаляя все пахнущие соединения и, в конечном итоге, позволяя духам сохраняться дольше.
«Есть еще стадия, после нагревания масла, но до изготовления самих духов, где добавляли мягко ароматические вещества, такие как коренья, вино и смолы. Наша гипотеза состоит в том, что они не только скрывали неприятный запах (добавляя приятный аромат), но и поглощали неприятный запах масла», — пояснил он.
Сцена изображает парфюмеров, создающих духи в гробнице Петосириса эпохи Птолемея в Египте.
Шон Кафлин/Институт философии/Чешская академия наукПо словам Кафлина, в большинстве современных духов в качестве основы используется этанол, разновидность спирта, хотя некоторые нежные натуральные ароматы по-прежнему требуют использования масла или жира, которые необходимо каким-то образом очищать.
Но сегодняшние химики по-прежнему многим обязаны этим древним парфюмерам, добавил он. Они первыми применили многие методы, которые до сих пор используются в современной науке, такие как дистилляция и методы фракционирования жидкостей.
Точно так же исследователи в настоящее время предпринимают шаги для сохранения доступных в настоящее время запахов, чтобы дать будущим поколениям ощущение нашего времени и недавнего прошлого.
Сесилия Бембибре берет пробы летучих органических соединений из исторической книги в Научной лаборатории наследия в Калифорнийском университете.
ХМахгубИнститут устойчивого наследия при Лондонском университете Лондона определил химический рецепт запаха старых книг, в частности, уловив запах библиотеки в соборе Святого Павла в Лондоне до реконструкции, которая началась в 2018 году.
cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_C02C7087-9E32-976F-6E7F-E611DD4805FB@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Посетители в библиотеке, которая до реконструкции мало изменилась с момента постройки в 1709 году., часто отмечали, что им нравится запах старой книги.Сесилия Бембибре нюхает историческую книгу в библиотеке собора Святого Павла.
FМартин«В эпоху оцифровки работа с физическими записями становится все более редкой практикой, и поэтому возможность потрогать и понюхать документы воспринимается как ценная», — отмечается в исследовании проекта 2017 года.
Исследователи использовали информацию о летучих органических соединениях, полученных в библиотеке, чтобы воспроизвести исторический книжный запах. Они также создали колесо обоняния — инструмент, используемый парфюмерами и виноделами, и первый шаг к документированию и архивированию запахов прошлого.
Сесилия Бембибре, преподаватель Института устойчивого наследия UCL , , сказала, что сохранение запаха библиотеки было важно, потому что запах был неотъемлемой частью ее идентичности.
«Поскольку в последние несколько лет в пространстве проводились важные работы по консервации, и коллекция была удалена, разумно предположить, что запах исчез», — сказал Бембибре, который также является участником Odeuropa, европейского исследовательского проекта, целью которого является оживить исторические ароматы.