Соленые дороги. Как в Москве борются с последствиями непогоды
Город
Дорожный рабочий ДЭУ-3 «Садовое кольцо» ГБУ Автомобильные дороги Александр Кирасиров обрабатывает реагентом тротуар / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Впереди самое скользкое время года. Чтобы каждый день не превращался в праздник жестянщика и травматолога, московские дороги и тротуары обрабатываются специальными веществами, предотвращающими образование наледи. Горожане жалуются на бесконечную грязно-серую жижу под ногами, испорченную обувь и разъеденные подушечки лап домашних любимцев. Попробуем выяснить, чем на самом деле поливают проезжую часть, и узнаем, не вредят ли реагенты автомобилям и, самое главное, нашему с вами здоровью.
История вопроса
Первые упоминания об использовании соли для борьбы с капризами природы датируются серединой XIX века. В документах того времени встречаются записи о том, что она наносила вред копытам лошадей.
Вплоть до 1994 года зимнюю столицу посыпали смесью из песка и соли, но от этого способа было решено отказаться из-за того, что такой состав засорял стоки и выводил из строя канализационную систему. Функционерам пришлось экстренно разрабатывать новую стратегию по избавлению от гололеда. Идеал виделся в том, чтобы постепенно полностью отойти от хлорида натрия и перейти на органические реагенты на основе уксусной и муравьиной кислот. Однако такой вариант хоть и был признан более щадящим, выходил за все мыслимые бюджетные рамки. В нашей стране не было налаженных производств, способных обеспечить населенные пункты достаточным количеством таких веществ, а закупать сырье за рубежом оказалось не по карману.
В итоге и по сей день самым эффективным и выгодным средством остается хлорид натрия, который, по сути, является не чем иным, как обычной пищевой солью, с той лишь разницей, что к ней добавляют различные примеси, призванные защищать от разрушения дорожное полотно, железобетонные конструкции и технику. Поэтому на вкус ее пробовать все-таки не стоит.
Зачем «солить» дороги?
Первая и основная причина – эта технология позволяет максимально просто и в кратчайшие сроки избавиться от последствий непогоды. Ледяная корка, вступая в химическую реакцию с натрием, за очень небольшой промежуток времени превращается в лужу, которая не замерзает, даже когда столбик термометра опускается далеко за минус 10. Пару десятков минут, и проезжая часть становится абсолютно безопасной, если, конечно, не считать слякоти, залепляющей стекла и зеркала. Хорошие дворники и качественный стеклоомыватель вам в помощь.
Вторая носит экономический характер. Представляете, сколько часов работы и единиц техники уйдет на уборку снега и льда механическим способом, даже с использованием самых современных машин? Это оплата труда рабочих, топливо, обслуживание бульдозеров и экскаваторов. Выходит трудозатратно, дорого и малоэффективно в условиях бесконечных пробок, которые рискуют растянуться на многие километры из-за скопления тяжелых самосвалов. Добавьте к этому припаркованных на тротуарах злостных нарушителей, которых еще нужно эвакуировать. В общем-то, выбор очевиден.
Обработка дорог противогололедными материалами будет вестись в круглосуточном режиме. / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»
Так посыпают или поливают?
Реагенты различаются не только химическим составом, но и физическими свойствами, что влияет на сферу их применения.
Жидкие формы используют при температуре не ниже минус 5 градусов, потому что если поверхность уже успела как следует покрыться слоем льда, то налитая сверху жидкость только ухудшит сцепление с дорогой и осложнит дорожную ситуацию. Твердые субстанции куда менее прихотливые и подходят для любой погоды.
Если говорить о разновидностях, то у нас распространены следующие смеси и растворы:
– Песок + соль. Классика жанра. Экономичная, простая в использовании, не требует никакой специальной техники. Портит обувь, железо, забивает стоки и загрязняет улицы.
– Хлорид натрия. Дешево для коммунальщиков и дорого для обычных горожан, которым приходится покупать по две пары ботинок за сезон и тратиться на всевозможную защиту для своих железных коней.
– Хлористый кальций. Плавит лед быстро и без ущерба для экологии и асфальта. Более того, при попадании в почву удобряет ее. Работает даже при минус 30.
– Хлористый кальций модифицированный. Устойчив к сильным морозам, расход минимален. Разъедает все на своем пути, будь то гололедица, шины или ваши любимые сапоги. Ядовит для животных.
– Соль + мраморная крошка, гранитный щебень. Абразивные материалы, абсолютно безопасные для человека, его имущества, собачьих лап и окружающей среды в целом. Имеют исключительно противоскользящее действие. При грамотной уборке возможно повторное применение, при неграмотной – лужи по колено весной из-за засоренной ливневки.
Проведение работ по уборке снега на Садовом кольце / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Зарубежный опыт
С трудовыми буднями наших коммунальных служб более-менее разобрались. А как действуют на Западе?
Скандинавия, Германия, Австрия, Швейцария, да и практически вся остальная Европа практикуют так называемые фрикционные методы. Если по-простому – посыпают каменной крошкой. Многочисленные исследования по изучению воздействия солей на почвы, дорожное полотно и металлоконструкции показали, что использование недорогих, на первый взгляд, реагентов в конечном итоге обходится бюджету в круглую сумму, поэтому во многих странах ЕС существует законодательный запрет на различные хлористые соединения. Выгода от применения абразивов еще и в том, что с наступлением весны специальные машины собирают их остатки, промывают и используют заново на следующий год. Получается производство с минимумом отходов.
Однако, как и везде, здесь есть свои минусы. Крошку можно насыпать только на полностью очищенное от снега покрытие. Если снегоуборщики не справляются – наступает настоящий транспортный коллапс. Кроме того, сыпучая фракция требует постоянного обновления. Например, в Берлине стоят ящики с гравием, чтобы прохожие могли в случае необходимости припорошить им обледеневшую пешеходную зону.
Эксперимент Торгейра Ваа. Этот метод, придуманный местным ученым, используется в Швеции уже более 10 лет. Суть его состоит в том, что спецтехника разбрызгивает смесь мелкого песка с очень горячей водой, практически кипятком. Она покрывает снег и делает поверхность шероховатой. Хватает такого слоя почти на неделю. Пожалуй, единственный недостаток – требуется дорогостоящее и редкое оборудование.
Хлорид магния. Применяется в США и Канаде. Высокоэффективен, но, в общем, мало чем отличается от «нашей» соли. Разве что с несколько меньшим содержанием летучих соединений.
Волшебное «ничего». Именно так поступают японцы. Они просто чистят снег, не обрабатывая ни проезжую, ни пешеходную части. Более того, дворы и тротуары – зона ответственности жителей.
Обработка дорог противогололедными материалами будет вестись в круглосуточном режиме. / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»
Мнение экологов
С точки зрения специалистов по охране окружающей среды, идеальный способ – своевременно и тщательно убирать последствия снегопадов. Для этого крайне важны слаженные действия метеорологов и городских служб. Задача первых – заранее предупреждать о надвигающемся ненастье, вторых – оперативно реагировать и держать наготове уборочные машины. Тогда не будет необходимости в тоннах реагентов, которые впоследствии стекают в канализацию или водоемы. Самое плохое, что попадающий через стоки в очистные сооружения и отфильтрованный ими осадок сжигается и в процессе выделяет в воздух вредные вещества.
Вот почему так необходимо регулировать и строго ограничивать нормативы по количеству используемых реагентов. Если видите, что химикаты разбрасывают, а не распределяют из специальных дозаторов, посыпают ими дорожки в парках вместо щебня или хранят в непредназначенных для этого помещениях, смело обращайтесь с жалобой на портал «Наш город». От этого зависит ваше здоровье.
Москва
Может ли Москва обойтись зимой без реагентов
Комсомольская правда
ОбществоСтолица
Павел КЛОКОВ
10 января 2019 1:02
«Комсомолка» выясняла, что входит в их состав и почему нашим дорогам тяжелее, чем, например, канадским
Наш корреспондент разбирался, что случится с городом, если согласиться со сторонниками лозунга «не посыпать». Фото: Михаил ФРОЛОВ
Есть у нас такая традиция. Каждый год с наступлением морозной погоды и гололеда жаловаться на белую крошку, которой усыпаны городские дороги и тротуары. Якобы это никакая не соль, как пишут в газетах, а жуткая химия, которая разъедает не только подошвы ботинок, но и кожу на ступнях. Люди к вечеру просто не могут идти. Добираются до дома ползком. И больше без стальных набоек на улице не показываются. Даже летом.
В ответ на эти страшилки власть каждый раз отвечает, что никакого вреда противогололедные материалы не наносят (официально они называются именно так — слово «реагенты» в ГБУ «Автомобильные дороги» считается крамольным). Без них все травмпункты Москвы были бы до апреля забиты. Как и автомастерские. Потому что машины бились бы как мухи о стекло. Или как рыбы об лед. Смысл один.
Давайте разберемся, чем посыпают столичные улицы.
ГЛАВНОЕ — НЕ ПЕРЕСОЛИТЬ
Самое интересное, что никто из диванных критиков, которые против реагентов (давайте все-таки называть их так), не собрал противогололедную крошку и не отнес на экспертизу. А если и отнес, то наверняка никаких шокирующих результатов не получил. Иначе поднял бы крик.
Как рассказали «Комсомолке» в ГБУ «Автомобильные дороги», в состав противогололедных материалов (ПГМ) входят соль и пищевая добавка Е509. Все. Перед тем как оказаться на тротуарах и дорогах, посыпка проходит массу проверок. В Москомприроде, Санэпидемстанции Москвы и других организациях. Материал исследуют на наличие химических элементов. И тот образец, который есть сейчас, признали оптимальным.
— Есть три вида противогололедных материалов, — пояснили в учреждении. — Жидкий. Им поливают асфальт, если температура воздуха не ниже минус пяти градусов. Если мороз крепче, применяют твердый. Есть еще комбинированный — третий вид. В его состав, кроме прочего, входит еще и мраморная крошка. Ею обрабатывают дворы.
Автолюбитель Алексей Макушев, работающий курьером и весь рабочий день не вылезающий из машины, считает, что без реагентов в мегаполисе зимой не обойтись.
— Все равно придется чем-то обрабатывать, — рассуждает он. — В маленьких городах дороги посыпают песком. Но от него лед не тает. На улицах грязища. Все это попадает в ливневую канализацию. Она из-за этого весной забивается. А какие есть варианты? Набрать еще пять тысяч дворников и бороться с гололедом вручную? Над нами весь мир потешаться будет.
А ЕСЛИ МРАМОРНАЯ КРОШКА?
В префектуре Зеленоградского округа также каждый год объясняют жителям практический смысл противогололедных материалов. Смесь солей плавит лед, а мраморная крошка предотвращает скольжение. Люди в основном беспокоятся из-за соли. Но для Москвы подобрали такие химические реактивы, говорится в официальном сообщении префектуры ЗелАО, которые совершенно безопасны для окружающей среды. Более того, хлористый магний, который входит в состав ПГМ, является удобрением. Да, в Финляндии и Нидерландах используют гранитную крошку без добавления соли. Но эта крошка забивает стоки и портит асфальт. В этих странах гораздо ниже плотность населения и транспорта. Во всей Голландии на площади 41,5 тыс.
По словам заместителя мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петра Бирюкова, помимо всего прочего, климат в российской столице один из самых тяжелых. И каждый переход через ноль градусов (вверх или вниз) сказывается на дорогах. Снег тает. Вода заполняет трещины. И при первом морозе превращается в лед, который разрывает асфальт. За зиму такие скачки температуры происходят до 80 раз (в Канаде, для примера, до 15).
— А наши антигололедные смеси еще и удобрения! Два в одном, как говорится.Фото: Евгения ГУСЕВА
КАК ПРОИСХОДИТ ОБРАБОТКА
В Москве посыпкой реагентов занимается более 1700 единиц техники. Каждый грузовик оснащен компьютером, который распределяет ПГМ с точностью до грамма на каждый метр. Предупреждения о предстоящей обработке выносятся в случае плохой погоды (5 см выпавшего снега и ветер 12 м/сек.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
— И тем не менее следует поменьше лить этой жидкости, — считает директор природоохранных программ Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов. — Я сколько раз замечал, как этот фонтан из машины просто заливает деревья. В реагентах много соли и примесей. Снег, который ими пропитан, сгребают к липам и кленам. Это им вредно. Если совсем отказаться от ПГМ нельзя, хотя бы занимайтесь обработкой грамотно.
ТРИ ВОПРОСА О ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫХ МАТЕРИАЛАХ
1. Можно ли полностью от них отказаться?
Если это сделать, то снег на дороге при плюсовой температуре растает, а во время заморозков превратится в каток. ДТП на такой поверхности да еще с таким количеством автомобилей не избежать. Если долбить лед только с помощью техники, возникнут заторы и пробки. Да и механическое воздействие для асфальта не очень полезно.
2. А пытались?
Да. 18 лет назад зимнюю столицу обрабатывали пескосоляными смесями. Но они не справлялись с наледью. В некоторых округах пытались использовать только жидкие ПГМ. Но и этот опыт признали неудачным.
3. Сказываются ли они на здоровье жителей?
Нет. Всю посыпку и всю жидкость тщательно исследуют. Материал сертифицирован на федеральном уровне. Образцы каждой новой партии обязательно отправляют в лабораторию.
СКАЗАНО
«Нагляднее всего безопасность ПГМ демонстрирует состояние деревьев и газонов вдоль столичных магистралей. Вспомните, сколько стояло погибших деревьев вдоль МКАД лет 20 назад? Они гибли потому, что против льда на дорогах применялась соляная смесь. А сейчас весной все вокруг распускается и зеленеет.
(Петр БИРЮКОВ, заместитель мэра Москвы, — в интервью «Российской газете» 25 декабря 2018 года.)
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www. kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Может ли Москва вслед за Санкт-Петербургом обойтись без реагентов зимой
Москва изучит опыт Петербурга по почти полному отказу от реагентов. Об этом «Газете.Ru» сообщил глава комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов. В Северной столице с начала этого года решено было максимально снизить использование противогололедных материалов во время снегопадов, сделав основной упор на прометание дорог и вывоз сугробов с тротуаров. Нововведение вызвало массу положительных откликов среди горожан и привело к снижению аварийности на дорогах.
С 12 января, когда в Санкт-Петербурге прошел сильный снегопад, городские власти «приняли непростое решение — максимально снизить использование противогололедных материалов во время снегопадов». Об этом сообщили в комитете по благоустройству Северной столицы. Вместо обработки дорог реагентами коммунальщики делают «основной упор на прометание и вывоз снега с дорог и тротуаров. Только опасные скользкие участки посыпаются песко-соляной смесью с содержанием соли 5–10%». Там, где позволяет система водоотведения, используется гранитная крошка, а от соли в чистом виде в этом году решено отказаться вовсе.
«Это требует больше затрат и усилий,
ведь растопить снег проще, чем собрать и вывезти. Но такой подход приводит к лучшим результатам: на дорогах нет грязных луж и жижи, не страдают люди, автомобили, домашние животные и уличные растения.
Как в случае со всяким нововведением, нам предстоит доказать пользу и эффективность новой тактики уборки снега, преодолеть внутреннюю и внешнюю инерцию. Поэтому для нас так важно получить одобрение горожан: обладая этой поддержкой, мы с двойным усилием будем работать дальше, улучшая технологию и исправляя недостатки, которых, понимаем сами, остается немало», — сообщили в комитете.
Башка снег не попадет
Дома с сосульками на крышах больше не будут огораживать заборами на всю зиму, вынуждая пешеходов скользить по…
17 декабря 16:52
В положительных откликах у ведомства недостатка нет. «В центре в кои-то веки чисто и приятно ходить, на улицах стало светлее. Прямо как в Хельсинки или Таллине! Даже машины стали ездить как-то спокойнее, словно в финской столице, и в городе стало тише», — пишут в ЖЖ-сообществе spb_ru. В соцсетях благодарят за «чистый белый город», «скрипящий, а не хлюпающий под ногами снег», «возможность возить детей по улицам на санках».
В социальных сетях устроили голосование для петербуржцев: «Как вы относитесь к тому, что при уборке снега перестали использовать соль?» Из 22 тыс. проголосовавших на 18 января 59,9% автомобилистов выбрали вариант «очень доволен, что не используется соль: чистая машина, чистые стекла, хорошая видимость», и 31,8% пешеходов проголосовали за вариант «очень рад белому снегу и чистой обуви. Не надо солить, надо расчищать». 5,9% водителей пожаловались на то, что им скользко тормозить, и 2,4% пешеходов выбрали вариант «лучше соль и грязь, чем ломать руки-ноги на льду».
С начала эксперимента число ДТП с жертвами в Санкт-Петербурге снизилось на 40%,
сообщают в управлении ГИБДД по городу и Ленинградской области. «Автомобилисты едут намного аккуратнее, автоматически переходят на зимний стиль вождения: скорость ниже, по сторонам смотрят. И пешеходы ходят медленнее, — пояснил «Газете.Ru» координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — А если применяются реагенты, то возникает иллюзия, что зимой и летом дороги одинаковы, отсюда много ДТП. Вообще же можно поспорить, что опаснее: ехать по КАД по белому накату, присыпанному снежком, или по МКАД с постоянно залитым грязью лобовым стеклом».
Между тем опытом Санкт-Петербурга заинтересовались за границей. Представители Рижской думы отправятся в Петербург изучать результаты эксперимента, написал в своем фейсбуке мэр Риги Нил Ушаков.
«Уборка снега без реагентов подходит таким странам, как Финляндия. Там снег по ходу всей зимы не тает, так как стабильно держится минусовая температура. Это же позволяет им использовать гранитную крошку. В Риге температура спокойно в течение нескольких дней может несколько раз смениться с –5 на +3. В результате получается неизбежная каша и лед. В этой ситуации использование реагентов неизбежно. Крошку использовать нельзя. Потому что
если наступит резкая оттепель (что для Риги норма), то из крошки получится эффект кожуры от банана.
Но в Санкт-Петербурге погодные условия схожи с рижскими. Поэтому посмотрим на удачи и неудачи их эксперимента. И возможно, уже в этом сезоне выберем один район в городе, где попробуем тоже в качестве эксперимента подход без реагентов», — пишет рижский мэр.
Москва, судя по всему, не торопится и изучит опыт Петербурга уже после того, как завершится зимний сезон и будут ясны его итоги для Северной столицы. «Надо посмотреть, какие результаты будут достигнуты в Петербурге, — сообщил «Газете. Ru» председатель комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов. — Но решение, менять ли технологию уборки, пусть даже в рамках эксперимента на одной-двух улицах, должны принимать специалисты: департамент ЖКХ, префектуры, ГБУ «Автомобильные дороги». Надо учитывать в случае каждого города не только количество выпавшего снега, но и состояние улично-дорожной сети, особенности паркования, количество машин в городе, а не слепо копировать чужой опыт».
Однако, по мнению Орлова,
Москва вряд ли полностью откажется от применения реагентов:
«Они соответствуют всем санитарным и экологическим нормам. У нас больше транспорта, чем в Петербурге, и без реагентов город просто встанет». Снег зимой — это нормально, напомнил депутат, добавив, что столичные коммунальщики в этом году оказались готовы к непогоде. «Техники достаточно, кадров хватает, реагенты есть, все мощности выводятся на улицы, в том числе и в ночное время, — отметил он. — Единственное нарушение регламента уборки снега — что тот объем, который полагается убирать за неделю, у нас убирают за три дня».
Весна убила плитку
Тепло, пришедшее в Москву, растопило не только снег, но и добрую долю тротуарной плитки, судя по ее виду…
20 марта 09:54
Кроме того, Москва перестала заключать годовые контракты на поставку реагентов и перешла на трехлетние соглашения. Соответственно, пока реагенты не кончатся, от них отказываться, скорее всего, не начнут.
Тем не менее проблемы от реагентов в столице есть, и существенные. Более того, проблема, мягко говоря, не новая:
«Московский вестник» еще в 1868 году писал, что применяемая соль влияет на копыта лошадей и надо что-то решать.
«Есть версия, что питерские власти просто экономят на реагентах в кризис, но даже если так, то я завидую жителям этого города, — говорит Шкуматов. — Говорят, что появляется колоссальный негативный эффект от пробок, если не пользоваться реагентами. Но кто считал негативный эффект от того, что 20 млн человек несколько месяцев вынуждены жить в грязи?»
По словам Шкуматова, в Москве требуется изменить подход к зимней уборке. «Сейчас снег просто топят солью, так проще, чем убирать, вывозить, складировать. Но можно просто использовать малую механизированную технику, а не устаревшие лопаты. Можно, как в Риге, делать в дни снегопадов бесплатный проезд на общественном транспорте для автомобилистов. Можно не эвакуировать машины в снежные дни на штрафстоянку, а помогать им откапываться и перемещать на уже расчищенные участки дорог. Песок с солью использовать можно, но только в автоматизированной уборке и в минимальных количествах», — перечислил эксперт.
Отметим, что в Москве и Петербурге используются разные по составу реагенты. Песко-соляную смесь, которую используют в Санкт-Петербурге сейчас, перестали применять в Москве, кроме МКАД, в 1992 году. Потом город перешел на натрий хлор, который крайне негативно влиял на растительность, а в 2002/03 году отказались и от него, рассказал доцент Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Никита Борисюк.
Столица перешла на кальциевые, магниевые хлориды и ацетаты. Из-за них три округа (ЗАО, СЗАО и Зеленоград) начали вонять нашатырем.
Сейчас в городе используются твердые реагенты на основе карбоната кальция, мраморного щебня, формиатов натрия, солей муравьиной кислоты. Несколько лет назад применялась гранитная крошка, которая тверже мраморной, но ее использование минимизировали, потому что животные стали сильно ранить лапы. Гранитный щебень сейчас разрешено сыпать только при очень низких температурах. При небольшом снеге и относительно теплой погоде (от 0 до –10 °С) разрешено в ограниченных объемах применять жидкие реагенты.
При этом реагенты в Москве используются в течение всей зимы, тогда как во многих городах Северной Европы это запрещено. Например, в Хельсинки дороги не посыпают химикатами, если на улице температура выше –7 °С, потому что в этом случае снег не примерзает к земле и его можно легко убрать без реагентов. Сначала там чистят тротуары, потом — проезжую часть, на тротуарах используют в основном каменную крошку вместе с солью, а на дорогах — преимущественно соль.
«Соль — единственный способ обеспечения безопасного движения зимой без огромных затрат», — приводит Ушаков ответ Хельсинкского самоуправления.
«В зимний период, когда преобладают отрицательные температуры или возникает гололед, избавиться от скользкости без применения реагентов невозможно, — говорил замруководителя департамента ЖКХ Владимир Ефимов в феврале прошлого года. — Можно рассматривать вопрос ужесточения контроля за соблюдением норм, например, во дворах. Но полностью запретить применять реагенты, по моему мнению и по мнению департамента, невозможно. Скользкость на покрытии тротуаров будет приводить к травмам. А это, на мой взгляд, более серьезная проблема, чем то, что реагенты якобы испускают какие-то вредные вещества, которые вредно влияют на здоровье. Состав реагентов таков, что там нечему испаряться».
Москва села в лужу
Москва буквально утопает в грязи. Коммунальщики, выведенные на борьбу со слякотью, явно не справляются. Власти…
14 января 19:15
Любопытно, что, как уверяют столичные власти, на порчу обуви жалобы прекратились. По словам Ефимова, «жалоб было много в период, когда применялся хлористый кальций в чистом виде, так как это активное воздействующее на коллаген кожи, на обувь химическое вещество. Но когда состав реагентов изменился, исчезли и жалобы практически полностью».
Большинство жалоб москвичей, по словам Ефимова, относится к несоблюдению технологии зимней уборки. По всем регламентам положено сначала удалить снег с тротуара, а потом
аккуратно и равномерно высыпать реагент на наледь, которую никак не удается отковырять, после чего удалить расплавленный лед со всей химией.
В то же время исследования токсичности реагентов (в частности, хлорида кальция модифицированного) показали, что он относится к 4-му классу опасности. «Он обладает слабо раздражающим действием, но не оказывает токсического воздействия на человека, не проникает через кожу. Нужно соблюдать норму в использовании жидких и твердых реагентов», — резюмировал заместитель гендиректора ОАО «МосводоканалНИИпроект» (институт разработал московскую схему снегоудаления) Олег Примин.
Узнать, что думают о питерском опыте московские коммунальщики, на момент подготовки материала не удалось.
грузовиков опрыскивают московские улицы по странным причинам
Худший кошмар московского пешехода. Дэйв Мошер/Tech InsiderКогда этим летом я гостил у семьи в Москве, я научился ходить по улицам, опасаясь гигантских оранжевых грузовиков.
Каждый день во время моей поездки я видел, как машины поливали проезжую часть водой из шланга под высоким давлением.
Они бежали днем и ночью, в дождь и солнце, и как я позже узнал, они не просто пытались чистить дороги.
Грузовики, как правило, едут бок о бок группами, по одному на полосу, и их водители, похоже, не возражали против того, чтобы кого-нибудь или что-нибудь замочить.
Если окно вашего автомобиля опущено и мимо проезжает флот, поток может забрызгать пассажиров. Езда на мотоцикле или велосипеде? Удачи остаться сухим.
Их особенно боятся пешеходы. Если вы идете по тротуару во время уборки, нет ничего необычного в том, что ваши ноги и ступни будут пропитаны грязными дорожными соками. (Я как-то избегал этого, но видел во время своих путешествий несколько промокших и несчастных душ.)
Вот отрывок из записанного мною видео о работающем опрыскивателе, каждый из которых может вместить более 2000 галлонов воды:
Ниже крупный план другого грузовика, который я нашел припаркованным на улице.
Вы можете увидеть один из двух больших черных шлангов и форсунок (см. стрелку), а также нечто похожее на ручную мойку высокого давления. Форсунки направлены в сторону тротуара, когда мимо проезжает грузовик:
Москва — постсоветский капиталистический мегаполис, и с моей точки зрения казалось, что горожане жаждут чистоты. Так что я предположил, что эти грузовики разъезжают, чтобы смывать песок с дорог.
Это, по крайней мере отчасти, правда, согласно статье в The Moscow Times:
После того, как грузовики выбрасывают грязь на обочину и тротуары, городские рабочие приходят пешком с метлами и сметают грязь в кучи. позже будут собраны грузовиками. Мыло не используется, но давление, которое используют сквиртинги, может отмыть улицы до блеска унитаза.
Но во время моего визита я узнал Одержимость Москвы водой выходит за рамки уборки улиц .
Городские рабочие, казалось, выплескивали каждый квадратный дюйм тротуара ведрами и шлангами. Мало у кого были щетки, чтобы чистить землю; они просто хотели сделать цемент и асфальт мокрыми.
Я спросил члена семьи, который живет в Москве, почему рабочим нравится, чтобы их город был залит водой. В ответ он прислал мне статью в «Московские новости».
Андрей Хоштария, сотрудник московских дорожных служб, якобы рассказал изданию в 2011 году, что в особенно жаркие летние дни уборщики опорожняют баки шесть раз в день — по сравнению с обычными двумя уборками в день.
Почему? По словам Хоштария, это делается в надежде охладить город:
«Когда температура воздуха выше 25 градусов [по Цельсию], мы создаем микроклимат, поливая асфальт водой, которая охлаждает его[…]»
Давайте на мгновение отбросим эту логику, которая, кажется, распространяется и на городские усилия по заливке тротуаров.
Вода — отличный хладагент. Если плеснуть немного на горячую поверхность, оно испарится и унесет тепло. Если вы опрыскиваете улицы и тротуары водой, это может быть полезно для автомобилей и шин; асфальт холоднее.
Но вы получаете не более прохладный микроклимат — вы получаете более жаркий и душный микроклимат.
Чем больше воды в воздухе, тем выше влажность, а это заставляет ваше тело работать усерднее, а пот с большей вероятностью остается прохладным. Москва довольно сухая, поэтому, если идея с микроклиматом действительно работает, это похоже на превращение засушливой пустыни в душные джунгли.
Есть также энергия, затрачиваемая на перекачку воды и топливо для движения уборочных машин. Это не игра с нулевой суммой. Грузовики выделяют много тепла и выбрасывают в атмосферу много углекислого газа, что усугубляет изменение климата — и Москва может значительно нагреться от этого глобального явления.
Согласно статье в «Московских новостях», в городе нет ничего необычного в том, что летом на дорогу ежедневно выливается более 70 миллионов галлонов воды .
Кажется, много жидкости, усилий и энергии, которые можно потратить частично на скользкую догадку.
Если вы знаете англоговорящего сотрудника МКАД, агентства по уборке улиц в Москве, пожалуйста, свяжитесь с ним.
Что надеть в Москве зимой: как пережить морозы
Поддержите TFG, используя ссылки в наших статьях для покупок. Мы получаем небольшую комиссию (без дополнительных затрат для вас), поэтому мы можем продолжать создавать полезный бесплатный контент. Как партнер Amazon, мы зарабатываем на соответствующих покупках, сделанных на Amazon, в дополнение к другим розничным продавцам, представленным в блоге. Спасибо, мы ценим вашу поддержку!
Хотите знать, что носить зимой в Москве? Следуйте этим советам по одежде, обуви и аксессуарам, чтобы научиться переживать холодную русскую зиму!
Автор: Юлия К
Собираетесь в Москву на праздники? Вам повезло!
Почему? Потому что к основным туристическим местам нет очередей, людей в целом меньше, а цены самые выгодные. Вы также можете похвастаться тем, что побывали в Москве во время ее знаменитой зимы.
ПОГОДА
Зима в России длится около пяти месяцев. В конце октября и начале ноября становится снежно и холодно, когда температура достигает отрицательных значений по Цельсию. Весна начинается в середине марта и длится до середины мая. Лето жаркое и иногда влажное.
Всегда проверяйте прогноз погоды перед поездкой. После того, как вы изучили погоду, вы можете сосредоточиться на создании своего капсульного гардероба для зимних путешествий, который должен поместиться в вашем чемодане с помощью упаковочных кубиков для сжатия вашей одежды.
Первое, что нужно знать, планируя, что надеть в Москве зимой, это как собрать вещи по погоде.
Прочтите эти руководства, чтобы начать работу, а затем ознакомьтесь с конкретными подробностями ниже, чтобы узнать об идеях нарядов для различных мероприятий в Москве:
- Как собраться в холодную погоду
- Как согреться в холодную погоду (без наполнителя)
- Стратегии одежды для экстремально холодной погоды
- Секрет легкой упаковки зимой
Местные женщины всегда и везде выглядят лучше всех. Упакуйте красивые вещи и возьмите с собой косметику . Следующие предложения основаны на двухнедельном маршруте и содержат от трех до четырех образов для следующих занятий:
- музеи, прогулки,
- поход в театр или на балет,
- поход в ресторан и клуб или
- получить приглашение на случайный ужин в чью-то квартиру, потому что это может случиться!
Собираетесь в другие части страны? Прочтите это руководство о том, что носить в России!
Плотно | Сапоги | Пуховое пальто | Термальный топ | Платки
Прогулка по центру города
Поездка в Москву — это уникальный опыт. Прогулка по Красной площади, Новому и Старому Арбату, посещение катка на ВДНХ или в Парке Горького потребуют теплой одежды.
Принесите длинное теплое зимнее пальто длиной до колен и с прикрепленным капюшоном. Выберите такой пуховик для оптимального тепла. Русские женщины любят шубы не только из-за модных тенденций, но и из-за их функциональности в холода.
Добавьте теплые зимние аксессуары, например большой теплый шарф-одеяло, который можно использовать как капюшон. Не забудьте теплую шапку, термобелье и варежки (не перчатки).
Узнайте, почему термобелье для женщин абсолютно необходимо для путешествий в холодную погоду!
Планируя, что надеть зимой в Москве, будьте готовы к гололедице; возьмите с собой удобную обувь на толстой подошве, подходящую для снега и слякоти. Вот несколько теплых водонепроницаемых кожаных ботинок, предложенных нашими читателями. Не забудьте надеть их с теплыми шерстяными носками!
Общий совет: слоев одежды дадут вам больше свободы в ситуациях снаружи и внутри.
В метро под землей и в некоторых зданиях становится очень жарко по сравнению с холодом на улице.
Важно отметить, что зимой температура колеблется от -2°C/28°F до -28°C/-18°F, что очень холодно! Среднее значение составляет около -15°C / 5°F.
Серьги Kate Spade Knot | Kate Spade Square Studs
Самый простой способ отличить туриста от местного — это носить каблуки и накраситься. Вообще московские дамы очень серьезно относятся к моде, макияжу, прическам и стилю. Принесите свой лучший наряд и немного шика, чтобы добавить немного гламура.
Простой набор сережек-гвоздиков может легко преобразить образ от унылого до шикарного. От приключений на свежем воздухе до поездок в город — носите такой комплект для любой поездки!
Джинсы | Сапоги | Пончо | Свитер | Кроссбоди
Поход в музей
Планируя, что надеть В Москве зимой (или в любое другое время) имейте в виду, что небрежная одежда не приветствуется. Выглядеть как можно лучше в путешествии — это всегда само собой разумеющееся, но в некоторых местах вам могут отказать в обслуживании или вас просто проигнорируют. Люди могут относиться к вам по-разному в зависимости от того, как вы одеты.
В музей наденьте темные джинсы, ботинки или ботинки, сумку через плечо, куртку и рубашку. Не забудьте сделать макияж и прическу.
Во многих местах вам может потребоваться проверить свое пальто, поэтому у вас должны быть подходящие слои, чтобы носить его внутри, не чувствуя себя ни жарко, ни холодно. Проверка вашего пальто также позволяет вам оставаться в тепле, когда вы находитесь на улице, но свободно передвигаться в помещении.
Научитесь складывать одежду!
Рекомендуем посетить Алмазный фонд, Красную площадь, ГУМ (произносится как гум), Оружейную палату, Центральный дом художника, Пушкинский музей и Третьяковскую галерею.
0.0.1.4.1.1.0.1.0″> Черное платье | Серьги-подвески | Платье-лодочка
В театр или на балет
Зима – время посетить всемирно известный Большой театр. Если вам посчастливилось раздобыть билеты, то стоит посмотреть «Щелкунчика»! Я бы посоветовал прийти на час раньше, заказать шампанское и бутерброды и проверить толпу. Есть много других театров, не столь известных, но не менее хороших.
Платья в пол не нужны и не практичны, поэтому возьмите с собой коктейльное платье, туфли, вечерний клатч, украшения и сделайте макияж и прическу. Совет: великолепные украшения могут украсить универсальную LBD.
Не надевайте джинсы на оперу или балет!
Джинсы | Сапоги | Платье | Сумка через плечо
Если вы у кого-то в гостях
Русские любят приглашать людей к себе домой. Одевайтесь скромно, но с большим вниманием к деталям, так как хорошо одетый внешний вид всегда приветствуется. Вы можете надеть темные джинсы, свитер, украшения, красивую сумку и ботинки.
Пожалуйста, не забывайте снимать обувь, когда находитесь в чьем-либо доме. Ходить дома в уличной обуви считается неприличным. Так что собирайте свои праздничные носки или колготки!
Наверх | Брюки | Серьги | Dress Pump
Рестораны
Москва — это центр замечательных ресторанов. Одно можно сказать наверняка – вы никогда не будете голодны. Он рассчитан на любой бюджет и стиль. Если вы питаетесь в рамках бюджета, то дневной наряд вам подойдет идеально.
Если вы планируете обедать в хороших ресторанах или посещать клубы, наденьте коктейльное платье, черные колготки, каблуки и клатч. В качестве альтернативы наденьте кожаные брюки с блузкой с длинным рукавом и украшениями.
Общий совет : Если вы планируете ужинать вне дома, сделайте заказ по пятницам и выходным.
В противном случае есть много мест на выбор. Местные фавориты включают Чайхану, Валенок, Люди Как Люди и любое кафе в Китай-городе.
Москва — это безостановочный узел постоянно движущейся машины. Вам обязательно нужно съездить и повеселиться даже зимой! Скоро будет пост о том, что носить в Москве летом. Следите за обновлениями!
Что посоветуете, что носить зимой в Москве? Поделитесь в комментариях!
Обратите внимание: Большинство бюджетных авиакомпаний Европы разрешают провоз ручной клади размером 55 см x 40 см x 20 см. Всегда заранее проверяйте правила провоза багажа вашей авиакомпании.
ПОНРАВИЛОСЬ ЭТОТ ЗАПИСЬ? ПРИКРЕПИТЕ ЭТО ИЗОБРАЖЕНИЕ, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ ЕГО!
Чтобы получить дополнительные советы, ознакомьтесь с упаковочными листами для Европы:
- Афины
- Амстердам
- Будапешт
- Копенгаген
- Кёльн
- Дублин
- Эдинбург
- Эстония
- Италия
- Лондон
- Литва
- Париж
- Рим
- Испания
- Цюрих
Предлагаемые ресурсы для путешествий:
- Lonely Planet Europe на шнурке
- Lonely Planet Россия (Путеводитель по стране)
- Обувь для путешествий по Европе
- Лучшие ручные чемоданы для Европы
Пожалуйста, ознакомьтесь с нашим Ultimate Pack List для Европы, в котором представлены стильные наряды и советы для путешествий по 9 странам.
Надеюсь, вам понравился пост о том, что носить зимой в Москве. Пожалуйста, поделитесь с друзьями на Facebook, Twitter и Pinterest. Спасибо за чтение!
Биография автора: Юлия К. — блогер-путешественник, которая на 101 % использует каждый предмет в своем багаже. Находясь дома, она любит узнавать, что нового в мире моды для путешествий, еды и гаджетов для путешествий. Следите за ее новостями в Instagram, Facebook, Twitter и в ее блоге.
Покинутая Россия
Любань
Современный поезд, гниющий город
Несколько раз в день скоростной поезд между Санкт-Петербургом и Москвой проносится через обветшавший город Любань. Когда становится известно, что на борту находится глава российской государственной железнодорожной компании — близкий друг президента Владимира Путина, сотрудники станции выстраиваются в очередь на перроне, стоя по стойке смирно, приветствуя модернизацию России за те секунды, пока поезд отправляется в путь. через. Свист .
Но Владимир Григорьевич Наперковский не из их числа. Холодным взглядом голубых глаз он смотрел, как поезд проезжает город, где он родился, с его разбитыми дорогами и полуразрушенными зданиями. В 52 года, закрыв свой небольшой бизнес по ремонту компьютеров, г-н Наперковский уезжает в другой регион России, надеясь, что еще не поздно начать новую жизнь в более благополучном месте. Причин много, но взгляд его сводится к следующему: «Постепенно, — говорил он, объясняя свой взгляд на Любань, — все гниет».
Видео | 0:39
Владимир Г. Наперковский объясняет, почему машины скорой помощи не могут добраться до пациентов через железнодорожные пути в Любани, городе, разделенном пополам высокоскоростным железнодорожным сообщением между Санкт-Петербургом и Москвой.
На границе двух великих городов России начинается другая Россия.
Этого не будет видно ни на зимних Олимпийских играх в Сочи в следующем году, ни с высокоскоростного поезда немецкого производства. Именно вдоль шоссе между Москвой и Санкт-Петербургом — узкого 430-мильного участка дороги, по которому можно проехать 12 часов на машине, — можно увидеть огромные пространства России, настолько заброшенные государством, что они кажутся отодвинутыми назад во времени. .
По мере того, как рука государства удаляется из глубинки, люди борются с выбором, принадлежащим прошлым векам: отапливать свои дома дровяной печью, которую нужно топить вручную каждые три часа, или сжигать дизельное топливо, которое стоит полдоллара. месячная зарплата? Когда дорога настолько ухудшилась, что машины скорой помощи не могут добраться до их дома, безопасно ли оставаться? Когда их дом нельзя продать, могут ли они уйти?
Облаченный в резиновые тапочки, с татуировками на предплечьях, г-н Наперковский — такой прямолинейный мужчина, которого русские назвали бы «мужиком». У него было кое-что, что он хотел передать г-ну Путину, который руководил Россией в течение 13 лет политической стабильности и экономического подъема.
«Люди наверху не знают, что здесь происходит, — сказал он. «У них свой мир. Они едят по-разному, спят на разных простынях, ездят на разных машинах. Они не знают, что здесь происходит. Если бы мне нужно было одно слово, чтобы описать его, я бы сказал, что это болото, стоячее болото. Как было, так и есть. Ничего не меняется».
Проезжая сегодня по шоссе М10, можно найти красоту и разруху. Есть места, где дикие кабаны бродят по заброшенным деревням, объедаясь плодами садов, посаженных людьми.
На этом шоссе есть места, где кажется, что время остановилось. Бывший тюремщик тратит свои сбережения на строительство деревянных придорожных часовен, объясняя это тем, что «много душ» тяготит его совесть. Спасатель после аварии на Чернобыльской АЭС 27 лет спустя ждет квартиру, которую Советы обещали ему в награду. Женщины сидят на плече, продавая путешественникам чай из ряда самоваров. Над ними столбы пара исчезают в небе, как и в 1746 году, когда началось строительство дороги.
Чудово
Свадьба 14-летнего
Видео | 0:59
14-летняя невеста и 13-летний жених празднуют в своей цыганской общине, поселившейся в Чудово после ядерной катастрофы 1986 года в Чернобыле.
В переулке Чудово, где дорога была грунтовая, а дома построены из бревен, произошел фурор. Свадьба была в разгаре.
Невестой была Мариука, цыганка лет 14. Ее глаза и кожа были такого же медово-золотого оттенка, и она была на голову выше большинства мужчин в деревне. В какой-то момент в прошлом году стало ясно, что она вот-вот станет необычной, поразительной красавицей, и именно поэтому, как прошептала гостья, ее семья ускорила свадьбу. Чтобы, как он выразился, «она не начала бездельничать».
Она была похожа на соседского подростка, которого наняли нянчиться с женихом Риомой, которому было 13 лет. Было непонятно, как они достали окровавленную простыню, которую традиционно размахивали на цыганских свадьбах, чтобы удостовериться, что ее девственная плева была сломана. («Руками можно сломать», — сказала его мать, Луиза Михай, женщина с добрым лицом.)
Прошлое тянуло их всех. До распада Советского Союза министерство образования настаивало на том, чтобы все дети посещали школу, но не сейчас. Сорок процентов детей здесь вообще не учатся, говорит Стефания Кулаева из Санкт-Петербургского антидискриминационного центра «Мемориал». Вакуум позволил возродиться традиции детских браков.
Когда Мариука мчалась через этот порог, женщины прибыли, чтобы отпраздновать безумные волны цвета. Церемониймейстер схватил микрофон на батарейках, доводя толпу до безумия веселья. «Счастливее! Счастливее! Счастливее! Опа! Опа! Опа!» Крошечный жених сидел в кресле в углу и играл в видеоигры на своем телефоне.
Сгущалась ночь, и их уход состоялся в виде каскада изысканных, сладких тостов, прерванных только один раз женщиной, которая без улыбки отвела гостью в сторону и попросила ее в последний раз взглянуть на место, которое она покидала.
«У нас нет газа, у нас нет воды», — сказала она. «У нас ничего нет».
Под Великим Новгородом
70-километровая пробка
Жители стирали белье в реке возле участка трассы М10, где состояние дороги настолько плачевное, что время от времени она попадает в национальные новости.
Подростки собрались на автовокзале в Бельском.
У дороги виднеется старинный памятник Ленину и памятники двум советским пионерам.
Женщина продавала выпечку у дороги деревни под Новгородом.
Трасса М10 выглядит достаточно нормально на южной окраине Санкт-Петербурга, но потом с толчком начинает атрофироваться. В течение следующих 430 миль поверхность шоссе, пусть и с твердым покрытием, меняется от вельвета до лоскутного одеяла. Иногда у него четыре полосы, иногда две, с небольшим количеством медиан и часто вообще без разметки.
Движение ползет вперед за процессией 18-колесных транспортных средств, перевозящих товары из порта Санкт-Петербурга, мимо деревень с такими названиями, как Кокраучвиль, Чайкупвиль и Чессвиль. Это самый загруженный грузовой маршрут в России, и тем не менее у водителей грузовиков, соблюдающих правила безопасности, путь между двумя городами занимает 24 часа, говорит Виктор Досенко, вице-президент Международной транспортной академии. По хорошей дороге, сказал он, поездка должна занять 10 часов.
Время от времени плачевное состояние шоссе становится предметом национальных новостей. После ноябрьской снежной бури около 10 000 автомобилей застряли в пробке протяженностью более 70 миль, из-за чего некоторые водители оказались в ловушке на три дня при минусовой температуре. Валерий Войтко, возглавляющий профсоюз дальнобойщиков, охарактеризовал своих водителей на той неделе как «уже даже не злых, а в состоянии немого отчаяния, что из года в год происходит одно и то же».
Дело не в том, что Российская Федерация не может управлять проектами общественных работ — ожидается, что Олимпийские игры в следующем году будут стоить 50 миллиардов долларов, что примерно в три с половиной раза превышает стоимость прошлогодних летних игр в Лондоне. «Газпром», российский газовый гигант, недавно возглавил строительство самого длинного в мире подводного трубопровода, что является инженерным подвигом.
Так почему же эта дорога такая устаревшая? Новая платная дорога М11 не будет полностью открыта до 2018 года, когда г-н Путин будет руководить ею уже 18 лет.
На вопрос о М10 во время прошлогоднего интервью пресс-секретарь г-на Путина Дмитрий Песков ответил, проследив в порядке срочности проблемы, с которыми г-н Путин столкнулся во время своего первого и второго президентских сроков.
Он подчинил себе российских олигархов. Он восстановил власть над службами безопасности. Он отменил всенародные выборы губернаторов. Он вырвал телевидение из частных рук. Он повысил пенсии и погасил внешний долг России. К тому времени, как г-н Песков упомянул об ошеломляющем упадке инфраструктуры брежневской эпохи, его объяснение ушло на 28 предложений.
«Конечно, — заключил он, — в этих условиях нельзя было и думать о дороге между Москвой и Петербургом».
Валдай
Церковь, достойная путинского двора
В районе, где запущенность и ветхость являются нормой, Иверский монастырь XVII века претерпел быструю и блестящую реконструкцию. У президента Владимира Путина есть загородный дом по соседству.
Монах идет по пристани Иверского монастыря.
На полпути мы увидели пять золотых куполов.
На острове в зеркальном озере за городом Валдай было первое свидетельство того, что кто-то очень позаботился о том, чтобы что-то починить. Иверский монастырь XVII века, использовавшийся Советами для размещения больных туберкулезом, претерпел быструю и блестящую реконструкцию, финансируемую целой фалангой связанных с государством компаний, таких как Сбербанк, Газпром и Российские железные дороги. Его лужайки бархатистые, а башня цвета роз и взбитых сливок.
Недавно экскурсовод поделился секретом возрождения монастыря: у Путина есть загородный дом по соседству.
Видео | 0:54
Экскурсовод Иверского монастыря, Надежда Яковлева , проводит посетителей по отреставрированному объекту, а дом отдыха г-на Путина находится прямо через озеро.
«За рекой находится его резиденция, так что она в пределах его видимости», — сказала экскурсовод Надежда Яковлева. Г-жа Яковлева хвасталась, что он часто и спонтанно приезжает в гости, проявляя такой детальный интерес, что он склонен обращаться к строителям с вопросом, почему они используют этот оттенок краски. Взмахнув рукой к участку неба, она описала волшебную сцену общения между «государем», как она его называла, и его народом: Его вертолет летит так низко, что, когда туристы окликают его с земли, он действительно отвечает .
Настоятель монастыря отец Антоний встревожился ее характеристикой, заявив, что г-н Путин совершил всего пару официальных визитов. Сдержанность священнослужителя была понятна — церковные чиновники неоднократно опровергали бульварные слухи о том, что г-н Путин тайно обвенчался там с Алиной Кабаевой, бывшей олимпийской гимнасткой, или оцепили ее для тайного крещения.
А в селе, примыкающем к дачному поселку Путина, пьяный рабочий рассказывал экстравагантные истории об удобствах, которые он видел в его высоких бетонных стенах, вроде отдельных бассейнов, в которых гости могли купаться в меде и йогурте. Потом с отвращением выплюнул сумму своей армейской пенсии. «Для него, если есть жизнь за пределами МКАД, мы овощи, а не люди», — сказал рабочий немного задумчиво, прежде чем друзья, явно встревоженные, оттащили его.
Но даже ему хотелось, чтобы кортеж Путина время от времени проезжал по дороге, хотя бы для того, чтобы она содержалась в хорошем состоянии. Если есть что-то, чего люди в этой части страны жаждут от г-на Путина, так это его внимания. Это люди, которые обращаются к нему с публичными просьбами о пяти часах в прямом эфире в рамках ежегодного ритуала, созданного для современного царя.
Починок
«Как будто мы на острове»
В восьми милях к западу от М10 находится деревня Починок, одно из сотен исчезающих населенных пунктов. Пустыня смыкается вокруг Нины и Владимира Колесниковых и их детей.
Людмила с внуком Максимом в доме сестры Нины в Починке. Семья Нины — последняя в ее деревне в районе, где города становятся деревнями, а деревни — лесами.
Смерть деревни — медленный процесс, так как большие города действуют как гигантские пылесосы, высасывающие людей и капитал из страны.
За пределами Валдая, где колхозы когда-то простирались на мили во всех направлениях, съехать с шоссе более чем на несколько миль — все равно, что покинуть известный мир.
Над головой бурлит небо, многослойное и полное света. Вдоль дороги бурлит жизнь, пионы размером с волейбольный мяч плавают в дымке летнего солнцестояния. После этого лес становится более плотным и трудным для проникновения. В пяти милях к западу от М10 находится деревня Починок, где дикая местность медленно смыкается вокруг Нины Колесниковой и ее детей.
Если когда-то животные, живущие в этом лесу, научились избегать людей, то теперь что-то говорит им не бояться. На днях 42-летняя Колесникова вышла из дома и обнаружила, что ее собаке вырвано горло. Она могла различить следы трех больших волков в огороде.
«Они пришли туда, где есть люди», — сказала она. «Они не боятся собак. Почему они должны нас бояться?»
Между большими городами сотни исчезающих поселений: города становятся деревнями, деревни становятся лесами. Советы прекратили их поддержку во время кампаний по повышению эффективности в 1960-х и 1970-х годах, когда деревни классифицировались как «перспективные» и «бесперспективные».
Но смерть деревни — медленный процесс. Географ Татьяна Нефедова называет их «черными дырами» и считает, что они составляют от 70 до 80 процентов северо-запада России, где Москва и Санкт-Петербург действуют как гигантские пылесосы, высасывающие людей и капитал из остальной части страны.
Те, кто остался позади, оказались в еще более глубокой изоляции. Семья госпожи Колесниковой купается теперь раз в месяц в плохую погоду, и в доме пахнет мхом. Дорога так заброшена, что по ней не проходят чужие — это видно по восторженным взглядам ее светловолосых сыновей. Они выросли глубоко в лесу.
Но госпожа Колесникова не уходит. На вопрос почему, она дала ответ, который резонировал бы с любым русским: воздух чистый. Летом собирают ягоды и грибы. Они производят собственный творог и сметану. «Все наше», — сказала она.
И все же риски растут год от года. Прошлой весной, когда грязь была настолько глубокой, что «мы жили как на острове», она и ее соседи обратились в местную прокуратуру. Они утверждали, что государство обязано содержать дороги проходимыми круглый год хотя бы для безопасности последних душ, оставшихся в этом лесу.
Они получили ответ на официальном бланке, и ответ был отрицательным.
Торжок
«Я начальник, ты дурак»
Иногда кто-то важный обращает внимание на упадок местечковой России.
Это происходит следующим образом: высокопоставленный гость выражает публичную и бурную ярость по поводу состояния города. На мэра — часто на лояльного члена своей политической команды — он посмотрит, как ледоруб. Мэр посмотрит на свои ботинки и промолчит. Моральная ответственность таким образом переносится вниз, общественность смягчается. Название этого зрелища, одного из самых заветных в российской политической жизни, звучит так: «Я начальник, ты дурак».
Большинство россиян живут в домах, построенных в позднесоветский период. В отчете, опубликованном в прошлом году Российским союзом инженеров, говорится, что 20% городских домов не имеют горячей воды, 12% — центрального отопления и 10% — водопровода. Утечки газа, взрывы и перебои в отоплении случаются все чаще, но в большинстве мест инфраструктура просто тихо приближается к разрушению.
На это есть причина: по сравнению с популистскими шагами, такими как повышение зарплат и пенсий, расходы на инфраструктуру мало способствуют укреплению популярности г-на Путина, считает Наталья Зубаревич, социолог московского Независимого института социальной политики. Если что-то пойдет не так, Кремль всегда может уволить регионального чиновника.
Просто спросите генерала Евгения Игнатова, бывшего мэра Торжка, который ушел в отставку два года назад после выноса губернатором области. Через два года, сидя в своей опрятной, хорошо освещенной кухне, генералу Игнатову уже не было резона говорить дипломатично. Денег, доступных для ремонта систем отопления и водоснабжения, например, было около 12 процентов от необходимого. И все разом сломалось.
«Что можно сделать без денег?» он сказал. «Двенадцати процентов достаточно только для того, чтобы залатать дыры, но не всегда и не на все дыры. Ты выбираешь самую ужасную дыру из всех больших, чтобы люди могли просто пережить зиму». Но Кремль, по его словам, изолировал себя от последствий.
«Включите любой канал, и вы видите, что они все воры в провинции, они все разрушили, они идиоты и сволочи, они ничего не делают и не хотят», — сказал он. Разозлившись, бывший мэр процитировал строчку из Пушкина: «Россия восстанет из векового сна, — говорится, — и наши имена будут начертаны на обломках деспотизма».
Это было волнующее стихотворение, но оно было написано за 99 лет до Октябрьской революции.
Черная Грязь
«Черная Грязь»
Александр Чертков ремонтировал свой автомобиль недалеко от поселка Черная Грязь, который известен своими проститутками и, в равной степени, милицейскими рейдами по телевидению на проституцию. Женщины — в основном работницы магазинов, набранные из провинциальных городов, которые качаются на высоких каблуках на обочине шоссе, когда мимо проносятся 18-колесные транспортные средства.
Г-н Чертков в кабине своего грузовика, въезжающего в Москву.
Путешественник, добравшийся до села Черная Грязь — название означает «Черная Грязь», — чувствует на своей коже сосание Москвы. Так было и с водителем-дальнобойщиком Александром Чертковым, который, косясь в сторону города, имел квадратный подбородок и ясноглазый вид советского памятника рабочему. Годы, проведенные на дорогах России, подорвали его веру практически во все.
Black Dirt известен своими проститутками, в основном работницами магазинов, набранными из провинциальных городов, которые качаются на высоких каблуках на обочине шоссе, когда мимо проносятся 18-колесные машины. В равной степени он известен телевизионными полицейскими рейдами против проституции — кадры, на которых офицеры в форме гоняются за женщинами в березняках, а затем стыдливо выталкивают их оттуда, чтобы они отвечали на вопросы оператора.
Г-н Чертков закатил глаза на этот ритуал: Проходит несколько дней, и те же женщины снова на дороге. Они представляют собой такое же постоянное зрелище, как ряды самоваров, продающих чай водителям грузовиков. Можно почти забыть, что в России проституция незаконна. Так дорога убьет ваши иллюзии.
Рассмотрим второстепенные дороги, которые существуют на картах, но так и не были построены, оставив буровую установку г-на Черткова в тупике на сельскохозяйственных угодьях или в густом лесу. Рассмотрим сотрудников ГАИ в Дагестане, которые, когда г-н Чертков отказался платить взятку в 3000 рублей (около 9 долларов2), заломили ему руки за спину и заставили дышать в воронку, сделанную из бумажных полотенец. «Алкотестер показывает, что вы пили», — сказали ему. «Штраф 3000 рублей».
Видео | 0:36
Александр Чертков , водитель грузовика, объясняет городскую тягу.
Г-н Чертков начал жаждать порядка, который, по его мнению, существовал при Сталине. Он испытывает зависть, когда едет по Беларуси, где полиция слишком боится брать взятки. Россия, которую он видит из кабины своего грузовика, не страдает несвободой; он страдает от отсутствия контроля.
«В доме нет хозяина», — сказал он о лидерах России. «Они подписывают указы, если надо, а они как будто живут где-то за границей и приезжают сюда работать. Им наплевать.
В нескольких милях дальше по дороге была Москва, вздымающаяся, расползающаяся, обогащающаяся и олицетворяющая его жалобы на направление, в котором движется страна. «Это как опухоль, а вокруг — нищета», — сказал он.
Но потом пришло и его время. Господин Чертков смыл жир с толстых рук, забрался в кабину грузовика и тронулся с места.
Близость к Москве закалила его, сказал г-н Чертков, когда его машина смешалась с движением из аэропорта. Может пора отъездить на сезон, припарковать свою тачку в родном селе, где люди проще и добродетельнее. Положи его ключи на полку и ничего не делай до весны.