Зил 41052: В Москве выставили на продажу последний экземпляр ЗиЛ-41052

ЗИЛА есть, ума не надо! | Тест-драйвы

ЗИЛ-41052

Мощность — 315 л.с.
Разгон 0-100 км/ч — 13 с
Цена испытанного автомобиля, $ 750 000

ЗИЛ-41052

ЗИЛ-41052

Это необычный тест. В качестве объекта изучения мы взяли машину, которую еще совсем недавно было абсолютно невозможно купить, а катались в ней лишь избранные. Время идет, однако в нашем случае почти ничего не меняется — купить ЗИЛ-41052 даже сегодня практически невозможно. Зато теперь мы знаем, как двигался и управлялся бы мавзолей вождя, будь у него колеса.

Текст Алексей Васильев, Иван Иллеш, фото Александр Ноздрин

14 Января 2020, 12:17

ЗИЛ-41052 – бро­ни­ро­ван­ный ли­му­зин для вы­с­ших чи­нов СССР. На та­ких ав­то­мо­би­лях ез­ди­ли Гор­ба­чев и Ель­цин. Наш эк­зем­п­ляр был вы­пу­щен в 1988 г. и до не­дав­не­го вре­ме­ни на­хо­дил­ся на служ­бе в ГО­Не (Га­ра­же осо­бо­го на­зна­че­ния). Эта ма­ши­на – од­на из наи­бо­лее за­щи­щен­ных в ми­ре.

Де­ло в том, что обыч­но при бро­ни­ро­ва­нии уси­ли­ва­ют­ся се­рий­ные ку­зо­ва, а ма­ши­на с кра­си­вым и звуч­ным име­нем ЗИЛ-41052 стро­и­лась во­к­руг не­су­щей бро­не­кап­су­лы. Это со­вер­шен­но иной под­ход, не­воз­мож­ный при се­рий­ном про­из­вод­ст­ве. Ме­ж­ду про­чим, со­в­ре­мен­ный Cadillac Бу­ша бро­ни­ро­ван имен­но по этой, со­вет­ской, тех­но­ло­гии!

СНА­РУ­ЖИ

Боль­шой, очень боль­шой. И чер­ный. Хо­чет­ся от­ве­с­ти гла­за и взять под ко­зы­рек. Или во­об­ще спря­тать­ся за де­ре­вом и ос­тать­ся не­за­ме­чен­ным – ма­ло ли что. По­том уже вспо­ми­на­ешь, что се­го­д­ня эта ма­ши­на бу­дет во­зить имен­но нас, да и де­ре­вья на Ту­шин­ском аэ­ро­дро­ме как-то не при­жи­лись.

ЗИЛ-бро­не­вик и вправ­ду внеш­не сма­хи­ва­ет на мав­зо­лей. Пря­мые ли­нии, про­сто­та кон­ту­ра… Да и мас­са схо­жа. Пять с по­ло­ви­ной тонн и за­щи­та седь­мой сте­пе­ни – на лич­ной без­о­пас­но­сти во­ж­ди в Со­ю­зе не эко­но­ми­ли! Ко­ро­че, мав­ЗИ­Лей.

По­пыт­ка изящ­ным дви­же­ни­ем от­крыть дверь мо­жет при­ве­с­ти к ин­ва­лид­но­сти – дверь ве­сит па­ру цент­не­ров и не тер­пит де­ли­кат­но­сти! Еще боль­шей сно­ров­ки тре­бу­ет за­кры­ва­ние это­го сей­фа. И про­б­ле­ма не толь­ко в том, что си­де­нья уто­п­ле­ны вглубь са­ло­на и тя­нуть­ся к руч­ке по­про­сту не­удоб­но. Нет, глав­ное то, с ка­кой яро­стью дверь но­ро­вит по­ско­рее на­деж­но спря­тать сво­его пас­са­жи­ра в бро­не и за­щи­тить от лю­бых по­ся­га­тельств. Да­же це­ной по­те­ри не­сколь­ких паль­цев! Вы­вод прост: пас­са­жир бро­не­ЗИ­Ла ни­ко­гда не дол­жен сам до­т­ра­ги­вать­ся до двер­ных ру­чек. Это де­ло ох­ра­ны и во­п­рос не толь­ко пре­сти­жа, но и без­о­пас­но­сти.

ВНУ­Т­РИ

При пер­вом взгля­де на са­лон воз­ни­к­ли вос­по­ми­на­ния дет­ст­ва: кад­ры из филь­ма «Ме­с­то встре­чи из­ме­нить нель­зя» и холл гос­ти­ни­цы «Са­вой», той са­мой, где бра­ли Фо­к­са. Ков­ры, ди­кие крес­ла и ди­ва­ны с плю­ше­вой обив­кой, скри­пя­щий пар­кет, гром­ко ти­ка­ю­щие ча­сы – ат­мо­сфе­ра не­до­с­туп­ной ро­с­ко­ши вре­мен по­бе­див­ше­го со­ци­а­лиз­ма.

Един­ст­вен­ное, че­го в ма­ши­не не хва­та­ет – кар­тин с бес­край­ни­ми про­сто­ра­ми Со­вет­ской Ро­ди­ны и таб­лич­ки с ма­ня­щей над­пи­сью «Бу­фет». Ну по­ду­май­те са­ми: в та­ком ли­му­зи­не – и ни од­но­го под­ста­кан­ни­ка, ни од­ной ем­ко­сти для гра­фи­на, не го­во­ря уже о хо­ло­диль­ни­ке и пол­ке с фу­же­ра­ми. Хо­тя фу­же­ры здесь не­уме­ст­ны – тут в са­мый раз гра­не­ные ста­ка­ны!

ЗИЛ – ЭТО НАША ГОСУДАРСТВЕННАЯ МАШИНА. В МИНИАТЮРЕ

Од­на­ко, не­смо­т­ря на ста­ро­мод­ность уб­ран­ст­ва, чле­нам По­лит­бю­ро бы­ли до­с­туп­ны та­кие впол­не со­в­ре­мен­ные ра­до­сти жиз­ни, как си­де­нья с элек­т­ро­при­во­дом, кон­ди­ци­о­нер, ра­дио и кас­сет­ная маг­ни­то­ла с ди­с­тан­ци­он­ным уп­ра­в­ле­ни­ем в под­ло­кот­ни­ке. При же­ла­нии че­рез гром­кую связь, уп­ра­в­ле­ние ко­то­рой рас­по­ло­же­но на пе­ред­ней па­не­ли, мож­но на­пу­гать за­зе­вав­ше­го­ся ав­то­мо­би­ли­ста или, вы­сту­пив взрос­ло и кра­си­во, рявк­нуть: «Пол­ный 95-го и све­жую «Прав­ду»!»

НА ХО­ДУ

Ма­ши­на со­з­да­ва­лась для пу­с­тын­ных до­рог и го­ро­дов, где на пе­ре­кре­ст­ках все­гда го­рит зе­ле­ный. Ее сти­хия – ли­хой про­хват по про­спе­к­ту и плав­ная пар­ков­ка у се­ро­ка­мен­но­го зда­ния с ду­бо­вым вхо­дом. Оце­ни­вать этот ав­то­мо­биль в мо­с­ков­ских проб­ках – боль­шая си­с­те­ма­ти­че­ская ошиб­ка.

В ПРИНЦИПЕ, ЗИЛУ НЕ НУЖНЫ БАМПЕРА. ДЛЯ ЭТОГО ЕСТЬ ФСБ, ФСО И МВД

С дру­гой сто­ро­ны, в не­штат­ных си­ту­а­ци­ях эта ма­ши­на долж­на за­щи­тить сво­его хо­зя­и­на и увез­ти его как мож­но бы­ст­рее и даль­ше от опас­но­сти. Зна­чит, она обя­за­на уметь чуть боль­ше, чем про­сто раз­гон-тор­мо­же­ние. При­мер­но так мы под­бад­ри­ва­ли се­бя, взрос­лых уже дя­дек, в ко­то­рых вдруг про­сну­лись ма­лые де­ти и же­ла­ние по­ша­лить. Нам не­об­хо­ди­мо убе­дить­ся, что эта ма­ши­на без­о­пас­на, спо­соб­на увер­нуть­ся от лю­бой уг­ро­зы и до­с­той­но сва­лить, сверк­нув хро­мом и спец­сиг­на­лом. Хо­ро­шее оп­рав­да­ние для ез­ды на бро­ни­ро­ван­ном ли­му­зи­не с глу­бо­чай­шим сно­сом, ими­та­ции объ­ез­да не­ожи­дан­но­го пре­пят­ст­вия и вы­пол­не­ния осо­бо пре­крас­но­го ма­нев­ра – раз­во­ро­та на 360 гра­ду­сов на хо­ду.

И уди­ви­тель­ное де­ло – ма­ши­на мо­жет все это и в то же вре­мя не те­ря­ет уве­рен­но­сти и от­лич­но спра­в­ля­ет­ся с на­ши­ми из­де­ва­тель­ст­ва­ми.

ЗИЛ-41052 пре­крас­но дер­жит за­дан­ное на­пра­в­ле­ние дви­же­ния – как боль­шой ко­рабль. Силь­ное впе­чат­ле­ние про­из­ве­ли не­ве­ро­ят­ные кре­ны ку­зо­ва – ка­за­лось, что мы по­па­ли в шторм на ма­лень­кой ло­доч­ке и вол­на вот-вот заль­ет са­лон че­рез ок­но! По­про­буй­те пред­ста­вить се­бе кар­ти­ну: еду­щий на при­лич­ной ско­ро­сти тя­же­лен­ный бро­не­вик на­чи­на­ет рез­ко ка­чать­ся из сто­ро­ны в сто­ро­ну, за­тем про­ва­ли­ва­ет­ся в за­нос, брыз­га­ет из лу­жи на фо­то­гра­фа и про­дол­жа­ет пря­мо­ли­ней­ное дви­же­ние. «Ни­че­го осо­бен­но­го», – ска­жет иной чи­та­тель. Од­на­ко не сто­ит за­бы­вать о ве­се ма­ши­ны и пол­ном от­сут­ст­вии ка­ких-ли­бо элек­трон­ных вспо­мо­га­тель­ных уст­ройств вро­де АБС, ПБС или ESP. Пе­ред та­ки­ми ма­нев­ра­ми, глав­ное – не за­быть за­фи­к­си­ро­вать ше­фа на зад­нем ди­ва­не: ина­че мож­но за­про­сто по­лу­чить стро­гий вы­го­вор с за­не­се­ни­ем.

Или про­сто вы­ле­теть из ря­дов пар­тии, а это уже со­в­сем пло­хо.

ВЫВОДЫ КОМИССИИ:

1. Машина, несмотря на возраст, сохранила свое главное качество – способность выглядеть убедительно и внушать окружающим уважение к сидящим внутри.
2. Это настоящий броневик – максимально возможная для легкового авто степень защиты.
3. ЗИЛ не конкурент «Майбаху» или «Фантому». Это следующий уровень. Если у вас в гараже еще есть свободное место – занять его достоин именно ЗИЛ-41052!
4. Короче: ЗИЛа есть – ума не надо!


Новости СМИ2



Loading…

ЗиЛ-41052 представительский лимузин высшего класса скрытого бронирования на основе ЗиЛ-41047 — Каталог К.В.Х.

Выдержка из главы «Автомобили со специальной защитой кузова» Комфорт и безопасностьв книге «Гараж Особого Назначения. 90 лет на службе Отечеству. 1921-2011». Под общ. ред. Е.А. Мурова. Москва, МедиаПресс, 2011.

 

 С приходом к власти Н.С. Хрущева бронированные автомобили были забыты и практически не использовались. На смену ЗиС-110 пришел более прогрессивный ЗиЛ-111 в различных модификациях, и хотя бронированные автомобили не были востребованы, работы над ними продолжались. Подтверждением тому являются сохранившиеся чертежи 1957-58 годов,

упоминающие о 5-местной бронированной машине под обозначением ЗиЛ-116. Этот защищенный автомобиль планировалось выпускать на базе модели ЗиЛ-111А, без перегородки и откидных сидений, со сдвинутыми немного назад передними сиденьями и подвинутом вперед задним диваном. Но образец так и остался образцом, который позднее был уничтожен.

Даже неудавшееся покушение террориста-одиночки В.И. Ильина на Л.И. Брежнева 22 января 1969 года не заставило руководство страны пересесть на защищенные автомобили. Один из резонов тому — отличная работа организации охраны и … уверенность многих, даже зарубежных, специалистов, что в СССР все машины для руководства — бронированные. В конце 70-х — начале 80-х годов использование бронированных автомобилей для поездок первых лиц большинства стран стало повседневной нормой.

 В СССР одним из шагов в продвижении идеи создания современного защищенного автомобиля, по воспоминаниям бывшего начальника 8-го отдела 9-го управления КГБ полковника А.Н. Панова, явилось обращение руководства Афганистана в 1978 году, которое запросило два бронированных автомобиля, считая, что у нас они производятся серийно и проблем с поставкой не будет. В ответ туда отправили два ЗиС-115 из глубокого резерва ГОНа, ведь других-то не было, и партию защищенных «Мерседес-Бенц» модели 350SEL. Мерседесы не выделялись на общем фоне автопарка, как могли бы выделяться автомобили ЗиЛ, неожиданно появившиеся на улочках городов Афганистана. А ЗиС-115 хорошо поработали в Афганистане, пережили все смены власти, и один до сих пор хранится в историческом музее Кабула.

 В 1980 году Рауль Кастро попросил К.У. Черненко, находившегося с визитом на Кубе, предоставить для нужд кубинской службы безопасности два бронированных автомобиля ЗиЛ.

Прибыв в Москву, К.У. Черненко доложил о просьбе Л.И. Брежневу; тот адресовал просьбу Ю.В. Андропову, далее она попала на ЗиЛ. Завод, однако, не мог начать производство бронеавтомобилей без должного оформления запроса. Только после решения ВПК (Военно-промышленной комиссии) появились предпосылки в продвижении проекта создания бронеавтомобиля. Конкретизирована задача была после выхода распоряжения Совета Министров СССР от 21 апреля 1981 года № 732-рс.

 Заводские проектные работы по бронированному автомобилю получили название — проект «Тополь»13. Их масштаб был огромен: помимо автомобиля как такового нужно было иметь качественную легкую броню, пулестойкие стекла, специальную резину и многое другое. Автомобиль предназначался «для высших партийных и правительственных органов, а также дипломатических представительств за рубежом». Почетным председателем госкомиссии по приемке автомобиля назначили А.Н. Островцева, автора ЗиС-110 и ЗиС-115.

 Помимо стендовых и дорожных испытаний были проведены огневые испытания созданных бронематериалов и пулестойких стекол.  

 В 1983-85 годах уже настоящие машины ЗиЛ-4105 подверглись обстрелу из винтовки СВД, АКМ и АК-74, с подрывом гранат РГД-5 под бензобаком и на крыше. Интересны сравнительные огневые испытания ЗиЛ-4105 и бронированного компанией «О’Гара Хесс и Эйзенхард» (O’Gara Hess 8с Eisenhardt) автомобиля «Кадиллак» (Cadillac Fleetwood 75 Limousine), который являлся прямым конкурентом как по размерам, интерьеру, так и по предназначению. Отметим, что, граната, взорванная на крыше «Кадиллака», не только пробила наружную сталь, но и значительно повредила бронелист под ней.

 Помимо реальных испытаний проводились расчетные работы по соответствию автомобиля требованиям его пассивной безопасности.

 В результате с созданием бронеавтомобиля на ЗиЛе справились весьма качественно, он долгое время был одним из лучших в мире. Машина, созданная на основе «заводского капсульного» бронирования, получилась почти на 100% похожей на обычную, существенно уменьшился общий вес конструкции, что позволяло отдать сэкономленные килограммы защитным материалам. Бронедетали капсулы имели различную толщину — от 2 мм до 10 мм, в зависимости от возлагаемой на них нагрузки и ожидаемой степени защиты. Лобовое стекло было толщиной в 43 мм, а боковые стекла дверей и заднее стекло — на 4 мм толще. Снаряженная масса автомобиля, в зависимости от предназначения бронеавтомобиля и его оснащения, колебался в пределах 5160-5225 кг. В 1984 году при испытании шин модели И-283 производства НИИШП на скоростной трассе Дмитровского полигона автомобиль показал максимальную скорость в 180 км/ч, не намного уступив небронированному собрату, сумевшему достичь скорости в 210 км/ч. На такой скорости машину не предполагалось эксплуатировать, и посему в документации была рекомендована максимальной скорость в 160 км/час. Как видим, запас прочности заложили и здесь.

 Всего с 1982 по 1987 год по проекту «Тополь» было изготовлено 25 бронекапсул18. Две первые бронекапсулы пошли на тестовые экземпляры машин ЗиЛ-4105, имевшие облик базовой машины ЗиЛ-4104 (ЗиЛ-115).

 Первая серийная партия бронеавтомобилей была выпущена под именем ЗиЛ-41051 и имела внешний вид базового ЗиЛ-41045. Позднее, при начале производства модели бронеавтомобиля ЗиЛ-41052 с внешностью базового ЗиЛ-41047, часть бронемашин первого выпуска поменяли внешнее оперение под стать базовой модели ЗиЛ-41047 и стали именоваться ЗиЛ-41052.

 Из оставшихся 20 бронекапсул было изготовлено почти 24 автомобиля. Здесь нет математической ошибки, просто часть машин первого выпуска прошла модернизацию, по ходу которой бронекапсула оставалась прежней, а навесные детали кузова устанавливались как на машинах второго выпуска и присваивался новый номер шасси.

 В декабре 1984 года два автомобиля ЗиЛ-41051 с заводскими номерами шасси 003 и 004 были отправлены на Кубу. Задание было выполнено.

 По распоряжению главного инженера ЗиЛ № 46 от 8 февраля 1985 года появилось обозначение ЗиЛ-41052. Помимо изменения внешнего вида автомобиль теперь имел не просто раздельный кондиционер, а климат-контроль. Последнее заводское шасси под номером 013 было принято в ГОН 4 декабря 2003 года.  

 А как обстоят дела с защитой этого автомобиля, если судить о ней по сегодняшним критериям? По европейскому стандарту степень защиты — это среднее между высшими уровнями В6 и В7.

По российскому ГОСТ это 5-й класс защиты. Проще говоря, устойчивость против винтовки СВД с пулей ЛПС и АКМ с пулей, имеющей термоупрочненный сердечник. А боковые стекла помимо пули ЛПС держали одиночный выстрел бронебойно-зажигательной пулей Б-32. Все делалось основательно с изрядным запасом.  

 В 1994 году три базовых автомобиля ЗиЛ-41047 были отправлены в Германию для последующего бронирования двух из них. Все работы по бронированию проводились на известной немецкой фирме «TRASCO Bremen». Автомобиль разбирался до основания, а затем собирался с установкой защитных материалов.

 Вот по такой технологии и были собраны два автомобиля, получившие индекс ЗиЛ-41 047ТБ, где буквы ТБ расшифровывались как «ТРАСКО Бремен». Полученные в декабре 1995 года бронеавтомобили были изучены и испытаны, при этом выявились как недостатки, так и положительные моменты. Испытания выявили ряд недостатков как по инсталляции защиты, так и по общему техническому состоянию. Машины были отправлены на ЗиЛ, где их до 1997 года постоянно доводили до работоспособного состояния. Но по результатам испытаний они показали меньшую долговечность по ресурсу эксплуатации, поэтому автомобили так и оставались в резерве, пока не покинули гараж.

 Идея перехода на германские автомобили была вызвана скорее экономическими и техническими соображениями, нежели политическими. К тому же на подобных автомобилях ездили многие лидеры мировых держав. Распад огромной страны на ряд независимых государств прервал связи поставщиков и производителей. Закупки «Мерседесов» для ГОНа начались в 1994 году с модели S500 в кузове V140 с удлинением салона на 508 мм, бронированной по уровню В6 вышеупомянутой компанией «ТРАСКО Бремен».  

ЗИЛ 41052 фото — Фотогалерея из 5 фото

  1. Фото
  2. ЗИЛ
  3. 41052

Посмотрите нашу фотогалерею ЗИЛ 41052 с 5 фотографиями высокого качества. Последнее обновление в галерее 41052 было во вторник, 18 апр 2006 г. с 5 новыми фотографиями.

703 х 476