Жигули завод: Официальный сайт АО АВТОВАЗ

Содержание

Московская Пивоваренная Компания • Бренды: Пиво

Your browser does not support the video tag.

На карте

Жигули 1968 безалкогольное Лагер
Жигули Барное Безалкогольное Лимон-Мята Безалкогольное
Жигули 1968 Лагер
Жигули Барное Лагер
Жигули Барное Манго-Маракуйя Фруктовое
Жигули Барное без пастеризации Лагер
Жигули Барное Export Лагер
Жигули Барное Пшеничное Hefeweizen
Жигули Барное Бархатное Темный лагер
Жигули IPA Сессионный IPA
Жигули Барное Безалкогольное Безалкогольное
Max&Jack’s Манго-Личи Hard lemonade
Max&Jack’s Лимон-Мята Hard lemonade
Max&Jack’s Клубника-Лайм Hard lemonade
МОТОР Крепкий лагер
МОТОР ПЛЮС ВИШНЯ Крепкий лагер
Хамовники Кеговое Лагер
Хамовники Чешское Деситка
Хамовники Мёд и Пряности Напиток на основе пива
Хамовники Пильзенское Pils
Хамовники Баварское Weiss
Хамовники Венское Венский лагер
Хамовники Мюнхенское Мэрцен
Эль Мохнатый Шмель Американский янтарный эль
Трехгорное Оригинальный Эль Эль
Ballantine Ale Эль
Ballantine Chocolate Stout Стаут
Ballantine Stout Стаут
HARP Лагер
5 Океан Немецкий Пилснер Pils
5 Океан Немецкий Вайцен Weiss
5 Океан Русский лагер Лагер
5 Океан IPA IPA
5 Океан Чешский лежак Лагер
Кружечка чешского Лежак
Кружечка чешского черное Чешский темный лагер
FAXE PREMIUM Лагер
Stone IPA West Coast IPA
Budweiser Budvar Svetly Lezak Светлый Лежак
Budweiser Budvar Tmavy Lezak Темный Лежак
Budweiser Budvar Nealko Светлый безалкогольный Лежак
Krombacher 0. 0 Pils
Krombacher Weizen Weiss
Krombacher Pils Pils
Krombacher Hell Hell
Bavaria Malt Безалкогольное
Bavaria Alcohol free beer Безалкогольное пиво
Bavaria Premium Лагер
HOLLANDIA Лагер
Duvel Крепкий бельгийский эль
Lapin Kulta Лагер
Kirin Ichiban Лагер
OeTTINGER Weiss Weiss
FAXE ROYAL EXPORT Лагер
Lapin Kulta Лагер
Erdinger Weissbier Weiss
Erdinger Alkoholfrei Weiss
BEAR BEER Крепкий лагер
Clausthaler Original Безалкогольное
Clausthaler Lemon Напиток на основе пива
Clausthaler Unfiltered Безалкогольное
Bombardier Premium British Ale Английский эль
Zlatá Praha Светлый Лежак
Radeberger Pilsner Pils
Pabst Blue Ribbon American Lager
Floreffe Triple Аббатский светлый крепкий эль
Floreffe Double Аббатский темный эль
Floreffe Blonde Аббатский светлый эль
Belgian Kriek Фруктовое
Rouge de Bruxelles Фруктовое
Blanche de Bruxelles Бланш
Manneken Pils Пилзнер
Hopus Крепкий бельгийский светлый эль
Schlitz Helles Helles
Schlitz Weissbier Weiss
La CHOUFFE Блонд
Mc CHOUFFE Темный эль
Stiegl Лагер
Schlitz Helles
Schöfferhofer Grapefruit Фруктовое
Schöfferhofer Hefeweizen Weiss
Guinness West Indies Porter Портер
Chimay Blue Траппистский тёмный эль
Chimay Triple Траппистский светлый эль
Chimay Red Траппистский тёмный эль
Chimay Grande Reserve Траппистский тёмный эль
Wolters Pilsener Pils
Tennent’s 1885 Лагер
Limburgse Witte Бланш
Daura Damm Лагер
Inedit Damm Лагер
Estrella Damm Лагер
Double Chocolate Stout Шоколадный стаут
Liefmans Fruitesse Фруктовое
Brewdog Nanny State Alcohol free ale
Brewdog Lost Lager German-Style Pilsner
Brewdog Dead Pony Club Session Pale Ale
Brewdog Hazy Jane New England IPA
Brewdog Punk AF Alcohol Free IPA
Brewdog Jack Hammer West Coast IPA
Brewdog Punk IPA India Pale Ale
Brewdog DOUBLE HAZY NE DIPA
Brewdog Elvis Juice Grapefruit infused IPA
Brewdog Layer Cake Marshmallow & Chocolate Stout
Brewdog Double Punk IPA
Brewdog Triple Hazy New England Triple IPA

Где строить, если не в Тольятти, что выпускать, если не «Жигули»?

    org/BreadcrumbList»>
  • Главная
  • Статьи
  • Где строить, если не в Тольятти, что выпускать, если не «Жигули»? Отвечаем в подробностях

Автор: Сергей Ионес

Мы привыкли, что АвтоВАЗ неотрывно связан с Тольятти, у нас даже мысли не возникает, что «Жигули» могли бы выпускать в другом месте, и что это были бы уже не «Жигули». Тем не менее, в Правительстве рассматривали множество вариантов и даже организовали специальный «конкурс», проходивший в два тура. В преддверии 50-летнего юбилея пуска Волжского автозавода отвечаем на два главных вопроса: если не в Тольятти, то где и если не «Жигули», то что?

 

В 1965 году Леонид Ильич Брежнев, тогда ещё Первый, а не Генеральный секретарь ЦК КПСС СССР и председатель Совета министров Алексей Николаевич Косыгин приняли решение по резкому увеличению выпуска массовых легковых автомобилей. Напомним, что возможности автопрома нашей страны тогда катастрофически отставали от спроса. В 1964 году с конвейеров отечественных предприятий сошло чуть больше 185 тысяч легковых автомобилей. Правительство решило к 1970 году увеличить этот объём до 700-800 тысяч легковых машин. Для этого каждому «легковому» автозаводу поставили новую весьма высокую планку.

УАЗ-469

Например, ГАЗу и УАЗу поручалось изготовить в 1970 году по 75 тысяч автомобилей, притом, что обоим заводам предстояло к этому времени заменить базовую модель. В Горьком уже на подходе была «Волга» ГАЗ-24, а в Ульяновске окончательно сформировались конструкция и облик нового внедорожника УАЗ-469. Они должны были сменить ГАЗ-21 и ГАЗ-69, однако, если с новой «Волгой» успели к сроку, ульяновский внедорожник поставили на поток лишь в 1972 году.

«Волга» ГАЗ-24

Запорожскому заводу надлежало просто увеличить объем выпуска «Запорожцев» с 45 до 150 тысяч, то есть выйти на запланированную ещё при строительстве завода проектную мощность, опять же, освоив новую модель ЗАЗ-966.

«Запорожец» ЗАЗ-966

Завод МЗМА получил карт-бланш на строительство новой территории, чтобы к началу 70-х выдавать по 200 тысяч «Москвичей» в год вместо существующих 80 тысяч. Эту новую территорию заводу разрешили строить, вопреки действовавшим указам 50-х годов, запрещавшим расширение предприятий, находящихся на территории Москвы.

Первенец новой территории АЗЛК «Москвич-408ИЭ»

Луцкий завод рефрижераторов к концу 60-х годов только готовился к производству легких внедорожников, и ему дали скромный план на 35 тысяч машин. Ещё 100 тысяч автомобилей при проектной мощности 150 тысяч Совет министров ожидал в 1970-м от Ижевского машиностроительного завода, подчинённого не Минавтопрому, а Министерству оборонной промышленности – там следовало дублировать производство «Москвичей».

«Москвич» от ижевского дублёра

Ну, а главное: в 1970 году свои первые 180 тысяч автомобилей должен выпустить новый автозавод, точнее, комплекс заводов или, как сказали бы сегодня, кластер. Решение о его строительстве и приняли в 1965 году в СССР. В первой половине 70-х новому заводу предстояло выйти на проектную мощность.

FIAT-124

Мы знаем, что, согласно этому историческому решению, будет построен завод-гигант в городе Тольятти Куйбышевской области, а сотни тысяч советских граждан с самого начала 70-х получат возможность купить автомобиль «Жигули». Но на дворе стоял 1965 год. В какой области или республике будет размещён новый завод, пока не знал никто. Ещё не был подписан контракт с FIAT – переговоры с этим концерном начнутся только в апреле 1966-го. Не существовало ещё в «конвейерном» виде и будущей базовой модели – FIAT-124 впервые представят на Женевском автосалоне в марте того же 1966 года. Между тем, партийные и хозяйственные руководители разных областей и республик Советского Союза активно писали в Совет министров и Госплан СССР письма с предложениями разместить новый автозавод именно у них. Мы нашли в архивах эту переписку и заключения экспертов о целесообразности постройки нового автозавода в разных регионах.

Автозавод FIAT в Италии

Нужно подчеркнуть, что для выпуска 500 тысяч автомобилей в год необходимо построить целый комплекс. В 1965 году посчитали, что таких заводов должно быть восемь. Первым в списке, конечно же, числился сам автосборочный завод, состоящий из прессово-кузовного, окрасочного, обивочного и сборочного производств. Там же полагалось разместить конструкторско-экспериментальный отдел и испытательный автополигон. Вторым по списку шёл завод силовых агрегатов – двигателей, коробок передач, редукторов ведущих мостов. За ним следовал завод моторных деталей. На его плечи ложился выпуск водяных и масляных насосов, клапанов, толкателей, вкладышей, поршневых колец. Четвертым считался завод радиаторов, отопителей, масляных фильтров. Пятым – завод агрегатов шасси: передних и задних подвесок, рулевых управлений, тормозов, колёс, амортизаторов. Шестым следовал завод кузовной арматуры – петель, замков, ручек, стеклоподъёмников и т.п. Седьмой брал на себя важную функцию обеспечивать производство литьём чёрных и цветных металлов. Наконец, восьмым считался кузнечный завод, состоявший из заготовительных, кузнечных и термических цехов.

Чтобы сделать машину, нужно было построить восемь заводов

Всю эту громадину следовало обеспечить в огромном объёме электроэнергией, теплоснабжением, водой питьевого качества, транспортными артериями для подвоза материалов и комплектующих, а также вывоза готовой продукции. Наконец, требовались людские ресурсы, а, точнее, сотни тысяч человек. Не удивительно, что рассматривались альтернативные варианты строительства автогиганта в разных городах.

Одними из первых предложили свою помощь секретарь Ульяновского обкома КПСС А. Скочилов и председатель Ульяновского областного исполкома Совета депутатов трудящихся В. Васильев. Они делали ставку не столько на выпуск комплектных автомобилей, сколько на производство силовых агрегатов для них. В качестве базы предлагали реконструировать Ульяновский завод малолитражных двигателей УЗМД, представлявший собой «старую территорию» УАЗа, а, вернее, ещё «УльЗИСа». УЗМД был выделен из состава УльЗИСа в конце войны с началом стройки на новом месте. Литьё и поковки новому производству мог бы поставлять УАЗ. Забегая вперёд, отметим, что промышленную площадку на родине Ленина эксперты сразу же отвергли как неудачную, но подчеркнули целесообразность развития автомобильной промышленности Ульяновской области, особенно в плане производства комплектующих изделий. И это потом обернулось делом – УЗМД был преобразован в Ульяновский моторный завод, много лет снабжавший двигателями УАЗ, а ещё в Ульяновской области был построен Дмитровградский автоагрегатный завод ДААЗ, один из ключевых поставщиков ВАЗа.

Ульяновск к концу 60-х получил отдельный моторный завод

Что было сил зазывал автозаводостроителей в свою вотчину секретарь Воронежского обкома КПСС С. Хитров, председатель совета народного хозяйства К. Беляк и председатель плановой комиссии Центрально-Чернозёмного экономического района Г. Низовой. Их козырями были наличие в регионах огромных ресурсов рабочей силы, выгодное территориальное расположение, возможность поставок металла с Липецкого металлургического комбината, наличие производств шин, аккумуляторов и отделочных материалов. Автозавод мог привлечь большие, как сказали бы в наше время, инвестиции в русское Черноземье. На удобное расположение, наличие транспортных артерий, мощной строительной индустрии и большое количество свободной рабочей силы указывали также секретарь Белгородского областного комитета КПСС Н. Васильев и председатель областного исполкома Советов М. Хитров. Необходимые документы по условиям строительства автозавода в Белгороде были направлены в Госплан и Министерство автомобильной промышленности СССР.

Завод ВАЗ мог достаться Белгороду, Барнаулу или Воронежу

Очень сильным, содержащим подробный анализ имеющихся в Алтайском крае ресурсов, выглядит письмо секретаря краевого комитета КПСС А. Георгиева и председателя краевого исполкома И. Молчанинова, направленное на имя Косыгина. Они предлагали разместить заводы комплекса в Барнауле и Новоалтайске. Подчеркивали отличную связь их региона с сырьевыми базами Кузбасса, подсчитывали, сколько тонн горячих штамповок, электрооборудования, пластмасс, сколько десятков тысяч двигателей и фрикционных накладок могут произвести заводы, расположенные на Алтае. Предлагали конкретные свободные площадки для строительства и прилагали результаты геологических исследований этих мест.

А. Н. Косыгин (второй справа) знакомится с достижениями автомобильной промышленности. Справа – генеральный директор ПО «Москвич» (АЗЛК) В. П. Коломников

Среди писем из разных областей РСФСР не затерялось письмо секретаря обкома КПСС А. Токарева и председателя исполкома депутатов трудящихся Куйбышевской области В. Орлова, тоже направленное лично А. Н. Косыгину. Куйбышевские руководители прямо предлагали построить автозавод на Русско-Борковской площадке в районе города Тольятти и подробно на нескольких листах описали все её достоинства с подробным анализом возможностей местных строительных, энергетических и транспортных организаций, наличия железнодорожных и водных путей, площадей под строительство жилья для работников завода.

Никто ещё не знал, что счастливый билет вытянет Тольятти

Не остались равнодушными к проекту расширения производства легковых машин и руководители союзных республик – Белоруссии и Украины. Исключительно мощной выглядит аргументация секретаря ЦК компартии Белоруссии К. Мазурова и председателя совета министров Белорусской ССР Т. Киселёва. «За годы семилетки Белорусская ССР превратилась в крупный центр автомобильного и тракторного машиностроения». Так начинается их письмо. Цитируем далее: «Наряду с заводами по выпуску грузовых автомобилей, тягачей и тракторов создано значительное количество подетально и технологически специализированных предприятий и цехов». Далее указано, что на 16 предприятиях автотракторной промышленности республики занято 72 тысячи человек, среди них – свыше 10 тысяч инженерно-технических работников, созданы мощные конструкторские и исследовательские организации. За последние годы разработаны прогрессивные конструкции большегрузных автомобилей, тягачей и тракторов.

БЕЛАЗ – гордость белорусского автомобилестроения

Это было правдой. В 60-е годы Минский автозавод, похоронив устаревшую базовую модель МАЗ-200, выпускал новое, современное для тех лет семейство МАЗ-500 в большом количестве модификаций. Минский тракторный завод освоил новый трактор МТЗ-50 «Беларусь», который станет самым массовым универсальным трактором в стране. Что уж говорить о карьерных самосвалах БЕЛАЗ моделей 540 и 548, а также перспективном БЕЛАЗ-549. Встало на ноги производство строительных машин в Могилёве. Разве опытные белорусские конструкторы и производственники не справились бы с легковушкой? В активе были производство изделий литья, технологической оснастки, крепёжных изделий, шин, мощная заготовительная база. Слова белорусов настолько подтверждались делом, что даже в документах НАМИ 1965-1966 годов упоминался возможный новый завод легковых автомобилей в Белоруссии, предлагаемый к постройке наряду с новым заводом легковых автомобилей в РСФСР.

МАЗ-500 – белорусская новинка 60-х

На этом фоне несколько эксцентрично выглядит предложение секретаря ЦК компартии Украины П. Шелеста и председателя Совета министров республики В. Щербицкого. Они были готовы построить в Броварах под Киевом автозавод для выпуска 500 тысяч автомобилей… типа «Запорожец»! Можно было делать там хоть существующую модель ЗАЗ-965, хоть новую ЗАЗ-966, хоть обе сразу. Шелест и Щербицкий напирали на то, что «Запорожец» наиболее экономичен в эксплуатации и доступен широким массам трудящихся. Они ссылались на данные НАМИ, доказывающие, что в Италии и Франции 80% выпускаемых легковых машин приходится на модели класса нашего «Запорожца», а в ФРГ эта цифра составляет 55%.

ЗАЗ-965 мог ещё пожить, если бы его сборку наладили под Киевом

Помимо указанных выше областей, краёв и республик, предложения о размещении нового автозавода поступили от партийных и советских организаций, Башкирской и Татарской АССР, Вологды, Горького, Кургана, Орла и Ярославля. Комиссия, состоящая из представителей Совета министров, Госплана и Министерства автомобильной промышленности, выбрала в итоге семь претендентов: Белгород, Вологду, Горький, Киев, Минск, Тольятти и Ярославль. Это был только первый тур выборов. Рассматривались все факторы – от наличия сырьевой базы, производственных ресурсов и характеристик возможной производственной площадки до точного расчёта конечной стоимости строительства. Некоторые претенденты быстро отпали. Так, в районе Ростова Ярославской области требовались дополнительные инженерные работы, вырубка массивов кустарника и сосны, был риск, что сточные воды будущего завода ухудшат санитарное состояние местных рек. Под Горьким понадобился бы снос целых посёлков с «небольшими строениями». Белгород не подошёл из-за нехватки проточной воды и невозможности обеспечить необходимый водный баланс. В финал вышли три претендента – Киев, Минск и Тольятти. Но столицы Белоруссии и Украины и так являлись городами-гигантами с миллионами населения. Новый автозавод потребовал бы привлечь туда дополнительные сотни тысяч жителей. К тому же обе республиканских столицы посчитали слабым местом со стратегических позиций в случае войны. И только Тольятти оказался хорош со всех сторон: природно-климатические условия, характеристики выбранной площадки, потенциал по развитию энергетических сетей, водоснабжения и канализации, строительной базы, транспортных путей. Да и по объёмам капитальных вложений вариант Тольятти выходил пусть ненамного, но дешевле своих конкурентов. Кроме того, выделение Русско-Борковской площадки под промышленное строительство предусматривалось Генеральным планом развития города ещё в 1961 году.

Концерн FIAT в 60-х ещё опасался, что передний привод приведёт к неудаче, и выпускал машину с такой компоновкой под маркой Autobianchi

А в завершение – самое интересное. Экспертная комиссия, выбиравшая место для строительства будущего ВАЗа, дала заключение также по поводу объекта производства – базовой модели нового автозавода. Документ датирован 15 июня 1966 года, когда первый раунд переговоров с концерном FIAT уже прошел. Выбранному типу автомобиля сразу же даётся негативная оценка. «Принятый для производства малолитражный автомобиль ФИАТ-124 не является оптимальным с точки зрения перспективы». Далее критикуется классическая компоновка итальянской машины, якобы требующая трудоёмкого обслуживания. Предлагается переднеприводная базовая модель, но обратите внимание какая!

Renault 16 – ложный след для современных исследователей

Об автомобиле Renault 16, который, по устоявшейся легенде, «предлагался вместо FIAT», не говорится ни слова! Мы уже пытались выяснить, действительно ли для производства в СССР вместо итальянского седана рассматривался французский хэтчбек, но, не найдя никаких документальных подтверждений, пришли к выводу, что это неправда. Данная записка служит дополнительным подтверждением наших предположений. Автомобиль, о котором пишут эксперты, – переднеприводный, но с поперечным расположением силового агрегата. У Renault 16, как известно, силовой агрегат размещался продольно, причём в переднем свесе была коробка, а мотор за ней – в пределах базы. Указанные в этом заключении технические параметры никак не соответствуют Renault 16, зато из написанного чётко вырисовывается другой проект – автомобиль отечественной разработки «Василёк», он же НАМИ-1101, проект которого выдвинул конструктор НАМИ Б. М. Фиттерман, много лет проработавший на ЗИСе, в том числе и в должности главного конструктора. Подписи Фиттермана среди членов комиссии нет. Зато там поставили подписи видные советские конструкторы А. А. Липгарт (он поддерживал идею «Василька»), А. Н. Островцев, В. В. Осепчугов, Р. Пископель, известный производственник Ф. Демьянюк. По-видимому, они заняли сторону Фиттермана, но мы знаем, что на разработку «Василька» требовалось ещё много сил и средств, а FIAT-124 предлагался в готовом виде и на выгодных условиях.

Макет автомобиля «Василёк» и его дизайнер Эрик Сабо

Короче говоря, новый завод построили в Тольятти, и в 1972 году производство легковых машин в СССР преодолело отметку в 700 000 штук. Если быть точными, в тот год в нашей стране изготовили 703 105 легковушек. В 1974 объём перевалил за миллион, но и спрос подскочил так сильно, что и этого миллиона на всех желающих не хватало.

Новая территория АЗЛК тоже сыграла большую роль в автомобилизации СССР

Изучая переписку по выбору площадки для нового завода, невольно задаёшься вопросом: а почему нужно было выбирать только одно место, почему бы не построить два автосборочных завода и несколько заводов по производству комплектующих? Допустим, вдобавок ко всем известным моделям «Жигулей» и «Москвичей» в Минске или Барнауле освоить изготовление 100-150 тысяч «Васильков». При этом в Броварах Киевской области дублировать производство «Запорожцев», доведя их выпуск тысяч до 200-250. Кто бы от этого проиграл? Все бы выиграли! И потребитель, и экспорт, и вся советская экономика. Помешал это осуществить… дефицит – главный признак любого планового хозяйства. В СССР был дефицит всего, чего только можно: квалифицированных инженеров, фондов, электроэнергии. Но это всё не главное. Главное, что любая экономика – хоть капиталистическая, хоть плановая, постоянно нуждается в деньгах. И, в отличие от «загнивавшего Запада», в СССР их просто негде было взять – ну не было у нас культуры привлечения зарубежных инвестиций. Очень жаль, что появилась она не в нашей стране, а в Китае, где сегодня выпускают по 25 миллионов новых машин… 

СССР история

 

Новые статьи

Статьи / Популярные вопросы С какой стороны нужно обходить автомобиль при посадке и высадке и почему это важно Жизнь водителя полна важных мелочей, которые важно соблюдать. Подходя к машине, осмотри ее на предмет видимых неисправностей. Сел в машину – пристегнись, включи ближний свет (если нет ДХО). .. 325 2 1 17.10.2022

Статьи / Практика Остановка по требованию: что ломается в главном тормозном цилиндре Что такое главный тормозной цилиндр (или просто ГТЦ), раньше знали все. Сейчас о нём вспоминают намного реже: у ГТЦ заметно выросла надёжность, и на новых машинах он практически не подводит…. 773 0 1 14.10.2022

Статьи / Путешествия Продавцы воздуха: как ушлые дельцы зарабатывают деньги в очередях на границах Прошедшие две недели ознаменовались огромными очередями машин на границах России и стран ближнего зарубежья. А там, где есть очереди, сложности и ажиотаж, всегда находятся желающие половить… 864 0 5 14.10.2022

Популярные тест-драйвы

Тест-драйвы / Тест-драйв Haval Dargo против Mitsubishi Outlander: собака лает, чужестранец идет В дилерском центре Haval на юге Москвы жизнь кипит: покупатели разглядывают машины, общаются с менеджерами и подписывают какие-то бумаги. Пока я ждал выдачи тестового Dargo, такой же кроссов… 13674 7 176 13.09.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв Мотор от Mercedes, эмблема от Renault, сборка от Dacia: тест-драйв европейского Logan 1,0 Казалось бы, что нового можно рассказать про Renault Logan второго поколения, известный каждому российскому таксисту, что называется, вдоль и поперёк? Однако конкретно в этом автомобиле есть. .. 11813 10 41 13.08.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв Geely Coolray против Haval Jolion: бесплатный сыр? Если бы! Хотите купить сегодня  машину с полноценной гарантией, в кредит по адекватной ставке, без диких дилерских накруток? Сейчас это та еще задачка, ведь полноценную цепочку «представительство – з… 8767 25 30 10.08.2022

Глава АвтоВАЗа заявил об отсутствии планов возрождать бренд «Жигули» — РБК

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

www. adv.rbc.ru

Скрыть баннеры

Ваше местоположение ?

ДаВыбрать другое

Рубрики

Курс евро на 19 октября
EUR ЦБ: 60,53 (-0,03) Инвестиции, 16:23

Курс доллара на 19 октября
USD ЦБ: 61,7 (-0,06) Инвестиции, 16:23

Суровикин заявил о напряженной обстановке в зоне спецоперации Политика, 20:40

Кузнецова дисквалифицировали на один матч НХЛ за удар клюшкой по лицу Спорт, 20:34

Какой может быть математика наказаний для водителей Партнерский проект, 20:34

www. adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

Акционисту Крисевичу дали пять лет колонии за стрельбу на Красной площади Общество, 20:23

Россиянка разгромно проиграла 92-й ракетке мира на турнире в Мексике Спорт, 20:21

СПЧ ООН сообщил о преступлениях ВСУ против российских военнопленных Политика, 20:13

Нейрокепка и искусственный интеллект: как сконцентрироваться на дороге Партнерский проект, 20:11

Объясняем, что значат новости

Вечерняя рассылка РБК

Подписаться

Легенда велоспорта получил три года тюрьмы за нападение на бывшую жену Спорт, 20:07

Верховная рада отменила призыв на срочную службу при военном положении Политика, 20:04

Что такое бета-глюканы и как они поддерживают иммунный тонус РБК и Stada, 20:00

Apple представила планшеты iPad и iPad Pro нового поколения Life, 20:00

Гол с пенальти принес «Локомотиву» победу над «Химками» в Кубке России Спорт, 19:57

Лавров не увидел смысла в прежнем дипломатическом присутствии на Западе Политика, 19:54

Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 19:51

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

Максим Соколов считает, что автопроизводитель должен развивать линейку модификаций и новые платформы под брендом Lada, «Жигули» не вернутся на российский рынок

Фото: Роман Пименов / ТАСС

АвтоВАЗ не планирует возобновлять производство автомобилей под брендом «Жигули». Об этом сообщил в интервью телеканалу РБК на ПМЭФ-2022 президент компании Максим Соколов.

«Планов возобновить бренд «Жигули» сейчас, в данный момент, нет. Мы планируем развивать линейку наших автомобилей различных модификаций, а в будущем, возможно, и различных платформ на базе нашего сегодняшнего бренда — Lada», — сказал Соколов.

Video

Автомобили под брендом «Жигули» выпускались на Волжском автомобильном заводе (ВАЗ; в настоящее время АО «АвтоВАЗ») с 1970 по 2014 год. Для именования бренда авторы использовали упрощенное название Жигулевских гор Приволжской возвышенности. За почти полвека производства было выпущено семь модификаций «Жигулей» с цифровыми индексами от 2101 (получила в народе название «копейка») до 2107. Модели 2102 и 2104 выпускались в пятидверном кузове «универсал», все остальные модели были четырехдверными седанами. Машины были заднеприводными, с продольно расположенными четырехцилиндровыми атмосферными бензиновыми двигателями. Коробки передач были ручные, у «Жигулей» не было АБС, кондиционеров и подушек безопасности, а также штатно устанавливаемых электрических приводов зеркал и стекол. На внешнем рынке автомобили ВАЗ продавались под брендом Lada.

www.adv.rbc.ru

Ранее президент АвтоВАЗа рассказал, что с июля завод возобновит сборку внедорожника Niva в выпускающейся «многие десятки лет» комплектации Legend, а в августе — этого же автомобиля в модификации Travel. Ранее, с 8 июня, в Тольятти возобновилась сборка Lada Granta 2022 модельного года в «импортонезависимой» комплектации Classic — без ABS и подушек безопасности.

Предприятия АвтоВАЗа приостановили производство 3 марта и в течение весны несколько раз выводились в режим простоя из-за «продолжающегося кризиса поставок электронных компонентов». 23 марта французская Renault, которой принадлежали 68% АвтоВАЗа, сообщила, что приостанавливает деятельность в России, и в мае российские активы группы Renault перешли в госсобственность.

На национализированном заводе Renault в Москве власти столицы планируют собирать машины под брендом «Москвич», в перспективе планируется наладить производство электромобилей. При этом мэр Москвы Сергей Собянин заявлял, что на заводе не будут выпускать старые модели «Москвичей», а основным технологическим партнером возрожденного Московского автомобильного завода «Москвич» станет КамАЗ.

Авторы

Теги

Компании

Павел Демидович, Денис Ворошилов

АВТОВАЗ

Магазин исследований Аналитика по теме «Автопром»

Минский завод ВАЗ Жигули 2101 — LamleyGroup

Опубликовано by Alex Winson

Я действительно на седьмом небе от счастья, что наконец-то могу поделиться этим со всеми вами. Немного загадочное сообщение от моего хорошего друга из Instagram, Ника из nms_collection_, натолкнуло меня на это. Он только что поймал пример синего цвета и сообщил мне продавцу. Несколько минут спустя модель, которая занимала довольно высокое место в моем длинном (и постоянно растущем!) списке желаний, наконец-то была в пути. Теперь он спрятан среди других моих советских отливок и памятных вещей, и пришло время, чтобы он появился в центре внимания Lamley Daily. Это Минский Завод ВАЗ Жигули 2101.

Модель 2101 была первой моделью легендарной линейки Жигулей/Жигулей, запущенной в производство в 1970 году. Лицензионная версия Fiat 124 модели 2101 производилась серийно в течение 12 лет. 2101 имел множество модификаций от 124, чтобы справиться с суровыми русскими зимами и часто плохими условиями советской дорожной сети. Увеличен дорожный просвет, добавлена ​​кривошипная рукоятка (на ранних моделях — на случай, если сильный мороз разрядит аккумулятор) и дополнительный ручной топливный насос.

2101 был первым автомобилем экспортной марки ВАЗ Lada, который продавался в Великобритании в мае 1974 года по цене 979 фунтов стерлингов.

Эта версия в масштабе 1/60 была произведена в 1970-х годах на заводе в столице Белоруссии Минске. Я видел марку, указанную как Завод Ленина, Минский Завод, а в версиях Полиции и врачей (с не открывающимися дверями) как Белвар, который, кстати, до сих пор существует в Минске как производитель измерительных приборов. Это стоило 2 рубля 50 копеек. Среднемесячная заработная плата в 1970-х стоил около 120 рублей.

Довольно тяжелый и хорошо отлитый, с винтом на металлическом основании. Приятная деталь интерьера, мелкие детали на чуть плохо посаженной решетке радиатора и задней клипсе, подрессоренная подвеска и открывающиеся двери.

Легко делать поспешные выводы о советских производственных стандартах, но игнорируйте то, что вам сказали; это примерно так же хорошо собрано, как и любой западный эквивалент той эпохи. Однако из-за возраста усталость металла может быть проблемой. Мой пример — сломанные бамперы и, как я уже упоминал, смещенная решетка радиатора. Синяя версия моего друга Ника тоже имеет небольшие повреждения. Но этого, пожалуй, и следовало ожидать после того, как с момента производства прошел такой долгий период.

В конечном счете, редкость этого предмета заставляет меня гордиться тем, что он у меня есть. На самом деле их осталось не так много, и цены могут отражать это. Ebay также может перейти от отсутствия списка в течение нескольких недель к тому, чтобы иметь несколько доступных, так что следите за ними. Найти его по приемлемой цене и в хорошем состоянии было настоящим переворотом, и теперь это один из звездных предметов моей коллекции, и я рад поделиться им со всеми вами.

(Минский завод ВАЗ можно найти на Ebay)

Instagram: @alex_the_hoarder

Нравится:

Нравится:

Рубрики1/64ТегиВосточная Европа, Восточный блок, Лада, Неизвестно, Россия, Советский, Жигули

Поиск Лэмли

Ищи:

The Lamley Store

Коллекторы колес

Предварительная продажа бустеров Japan

Auto World, Tarmac Works, Greenlight и многое другое в SURPLUSgoodies

Эксклюзивный продавец Tarmac Works в США, а также Auto World, Greenlight, Johnny Lightning и других.

JCar Diecast

Village Diecast Matchbox eBay Store

Чехлы HW/MB в A&J Toys

Japan Booster eBay Store для Tomica Limited Vintage & Kyosho

Лучшие защитные чехлы для карточек Hot Wheels и Matchbox

UK Collectors — это ваш магазин!

Modelmatic продает ряд литых автомобилей и аксессуаров в масштабе 1:64 (или как можно ближе). Великобритания!!

MOYShop: специалист по спичечным коробкам в Европе

Japan Booster TLV Август 2021 г. Предпродажа!

Подписаться на блог по электронной почте

Введите адрес электронной почты, чтобы подписаться на этот блог и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.

Адрес электронной почты

Присоединяйтесь к 50 248 другим подписчикам

Группа Ламли на Facebook

Архивы Ламли

Архивы Ламли Выбрать месяц Октябрь 2022 Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Май 2022 Апрель 2022 Март 2022 Февраль 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Июнь 2021 Май 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019Ноябрь 2019 г. Октябрь 2019 г. Сентябрь 2019 г. Август 2019 г., июль 2019 г., июнь 2019 г., май 2019 г. Апрель 2019 г. Март 2019 г. Февраль 2019 г. Январь 2019 г. Декабрь 2018 г. Ноябрь 2018 г. Октябрь 2018 г. Сентябрь 2018 г. Август 2018 г., июль 2018 г., июнь 2018 г., май 2018 апрель 2018 г. Март 2018 г. Февраль 2018 г. Январь 2018 г. Декабрь 2018 г. Ноябрь 2017 г. Октябрь 2017 г. Сентябрь 2017 г. Август 2017 г., июль 2017 г., июнь 2017 г., май 2017 г., апрель 2017 г. Март 2017 г., февраль 2017 г. Январь 2017 г. Декабрь 2016 г., ноябрь 2016 г., октябрь 2016 г., Сентябрь 2016 г., август 2016 г., июнь 2016 г., июнь 2016 г., май 2016 г., апрель 2016 г. Март 2016 г. Февраль 2016 г. 2016 г. Декабрь 2015 г. Ноябрь 2015 г. Октябрь 2015 г. Сентябрь 2015 г. август 2015 г., июль 2015 г., июнь 2015 г., май 2015 г., апрель 2015 г. Март 2015 г., февраль 2015 г., январь 2015 г., декабрь 2014 г., ноябрь 2014 г., октябрь 2014 г., сентябрь 2014 г. Август 2014 г., июль 2014 г., июнь 2014 г., май 2014 г. Апрель 2014 г. Март 2014 г. Февраль 2014 г. Январь 2014 г. Декабрь 2013 г., ноябрь 2013 г., октябрь 2013 г. Сентябрь 2013 г. Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013 Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012

Lamley Categories

Lamley CategoriesВыберите категорию1/64  (1 106)Aoshima  (29)Auto World  (78)AutoArt  (4)CM’S  (10)Обновление коллекции  (6)Dream Customs  (1)Era Car  (8)First Gear  (1)GCD (1)Greenlight  (116)Hobby Japan  (6)Hot Wheels  (2421)Ignition Models (12)Inno64  (88)Jada  (5)Johnny Lightning  (27)Kaido House  (3)Kyosho  (93)Lamley Awards (107)Lamley Таможня  (4)Lamley Daily  (348)Lamley Interview  (13)Lamley Letter  (1)Lamley YouTube  (525)LamleySTUDIO  (28)Leen Customs  (2)M2 Machines  (41)Maisto  (8)Majorette  (66)Spitchbox (1236) MiJo Exclusives (16)Mini GT (56)Minichamps (14)Motormax (4)Neo (1)Norev (22)PARA64 (12)Realtoy (1)Schuco (42)Single File (21)Spark (7)Tarmac Works ( 83)Tomica  (104)Tomica Limited Vintage  (145)Tomica Premium  (22)Welly  (9)

Поиск Лэмли

Ищи:

Categories

CategoriesSelect Category1/64AoshimaAuto WorldAutoArtCM’SCollection UpdateDream CustomsEra CarFirst GearGCDGreenlightHobby JapanHot WheelsIgnition ModelsInno64JadaJohnny LightningKaido HouseKyoshoLamley AwardsLamley CustomsLamley DailyLamley InterviewLamley LetterLamley YouTubeLamleySTUDIOLeen CustomsM2 MachinesMaistoMajoretteMatchboxMiJo ExclusivesMini GTMinichampsMotormaxNeoNorevPARA64RealtoySchucoSingle FileSparkTarmac WorksTomicaTomica Limited VintageTomica PremiumWelly

Zhiguli — Bilder und Stockfotos

1. 041Bilder

  • Bilder
  • Fotos
  • Grafiken
  • Vektoren
  • Videos

Durchstöbern Sie 1.041

zhiguli Stock-Fotografie und Bilder. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken.

lada fahrzeuge neben dem büro des offiziellen händlers lada — zhiguli stock-fotos und bilder

Lada Fahrzeuge neben dem Büro des offiziellen handlers Lada

Lada Autohausschild des Offiziellen Händlers — фото и фотографии жигулей

Lada Autohausschild des offiziellen Händlers

жигули бар in der novy arbat straße, moskau, russland — zhiguli stock-fotos und bilder

Zhiguli Bar in Straß der New Arbat, Moskau, Moskau, Russland

ВАЗ-2106 Жигули — Жигули сток-фото и фото

ВАЗ-2106 Жигули

ВАЗ — 21011 Жигули — Жигули сток-фото и фото

ВАЗ — 21011 Жигули

Polizeiauto в Гранаде, Никарагуа — Жигули 9 фото со стока0002 Polizeiauto в Гранаде, Никарагуа

kiefern am Hang des zhiguli-gebirges bei samara in russland — фото и фотографии жигулей самара лука. Sommerlandschaft im zhiguli-gebirge an der wolga, russland. — фото и фотографии жигулей

Reisen Sie nach Russland, the Wolga, nach Centralrussland,…

reisen sie nach russland, volga, nach centralrussland, samara luka. Sommerlandschaft im zhiguli-gebirge an der wolga, russland. — Жигули фото и фотографии

Reisen Sie nach Russland, and die Wolga, nach Zentralrussland,…

wasserkraftwerk zhiguli — жигули стоковые фото и фотографии

Wasserkraftwerk zhiguli

wolga mit blick auf das zhiguli-gebirge bei togliatti, der usa-fluss wolgandet -in Жигули сток-фотографии и фотографии

Волга мит Блик на Жигули-Gebirge в Тольятти, дер США-Flu

küste дер Волга в дер Nähe дер город Жигулевск. жигули берге. самарская лука. — фото и фотографии жигулей

Küste der Wolga in der Nähe der Stadt Жигулевск. Жигули Берге….

Тюнингованный русский автомобиль Lada an der Stadtstraße — Жигули стоковые фото и фотографии

Тюнингованный русский автомобиль Lada an der Stadtstraße

glänzendes altes rotes auto auf demhintergrund eines verlassenen holzschuppens. altes rotes sowjetisches zhiguli-auto. соннеруптионен. — Жигули со стоковыми фотографиями и изображениями

Glänzendes altes rotes Auto auf dem Hintergrund eines…

familienauto «Жигули» им альтен хоф им südlichen teil der stadt astrachan — Жигули со стоковыми фотографиями и изображениями

Семейное авто «Жигули» им альтен Хоф им Зюд Тейл дер Штадт…

Der alte Hof und das Familienauto «Жигули», im Hintergrund (auf einer parallelen Straße) — das Minarett der Moschee, das sich in einem Zusstand der Restaurierung befindet

sperren sie den kofferraum eines roten autos. schlüsselloch-nahaufnahme des zhiguli-autos. — фото и фотографии жигулей

Sperren Sie den Kofferraum eines roten Autos. Schlüsselloch-Nahauf

ein fragment des innenraums eines alten zhiguli-autos. символист. штойер. — Жигули фото и фотографии

Ein Fragment des Innenraums eines alten Zhiguli-Autos….

das zhiguli wasserkraftwerk oder zhigulyovskaya s früher bekannt als kuybyshev s s. волга. — Жигули сток фото и фото

Жигули Wasserkraftwerk или Жигулевская ГЭС…

ВАЗ-2106 Жигули — Жигули сток фото и фото

ВАЗ-2106 Жигули

Лада 1500 — Жигули сток фото и фото

ВАЗ 9 10-702 Лада 0 Жигули 2106 — фото и фотографии жигулей

VAZ -2106 Zhiguli

LADA 1600 — Zhiguli Stock -fotos und Bilder

LADA 1600

VAZ — 2101 Zhiguli — Zhiguli Stock -fotos und Bilder

VAZ — 2101 Zhiguli

LADA 1200S — Zhiguli DARS -FOTOS UND BILDE — 21011 zhiguli — zhiguli stock-fotos und bilder

VAZ — 21011 Zhiguli

lada 2107 — zhiguli stock-fotos und bilder

Lada 2107

lada 2106 zhiguli — zhiguli stock-fotos und bilder

Lada 2106 Zhiguli

lada 2106 zhiguli — zhiguli stock -фотографии и изображения

Лада 2106 Жигули

küste der wolga in der nähe der stadt Жигулевск. жигули берге. самарская лука. — фото и фотографии жигулей

Küste der Wolga in der Nähe der Stadt Жигулевск. Жигули Берге….

burgunder-retro-auto zhiguli mit zahlreichen rosttaschen auf der karosserie. — Жигули стоковые фото и фото

Burgunder-Retro-Auto Жигули мит zahlreichen Rosttaschen auf der…

теплый новый бушальтестелле «Жигули» в Уральске, leute an der bushaltestelle warten auf den bus — Жигули стоковые фото и фото

Warme neue Bushaltestelle «Жигули» в городе Уральск, Лёте…

Лада 2104 — Жигули стоковые фото и фотографии

Лада 2104

Лада 2101 — Жигули стоковые фото и фото

Лада 2101

Лада 2101 — фото стоковые фото und bilder

Lada 2101

höhlen in den zhiguli-bergen. — фото и фотографии жигулей

Höhlen в городе Жигули-Берген.

altes braunes sowjetisches lada zhiguli auto im hof eines russischen wohnhauses im sonnenlicht. — Жигули фото и фотографии

Altes braunes sowjetisches Lada Zhiguli Auto im Hof ​​eines…

sandiges ufer der großen wolga vor dem hintergrund eines bewölkten himmels. am gegenüberliegenden ufer des zhiguli-gebirges — zhiguli stock-fotos und bilder

Sandiges Ufer der großen Wolga vor dem Hintergrund eines bewölkten

alte russische car lada mit tuning-rädern — zhiguli stock-fotos und bilder

Lada dermit Автомобильный Tuning

Забытая реликвия времен холодной войны в Украине все еще потрескивает от смертельной радиации

Старые серп и молот украшают административные помещения Приднепровского химического завода в Украине. 1 кредит

В ноябре «Беллона» получила уникальную возможность посетить одно из самых секретных мест в Советском Союзе — Приднепровский химический завод в центральной Украине. Бывшая колыбель советской ядерно-оружейной промышленности, объект был закрыт 30 лет назад. Сегодня плохо охраняемый артефакт стал одним из самых зараженных районов Европы. Это первая из серии периодических статей, которые «Беллона» будет публиковать о сайте.

Каменское, Украина – Самое радиоактивное место в Европе когда-то было одним из лучших мест для работы в Советском Союзе. Помимо высоких зарплат, рабочие Приднепровского химического завода на юге центральной Украины, производившего большую часть желтого урана, используемого в советских ядерных бомбах, получали 45 оплачиваемых дней отпуска в году. Эти дни были проведены на шикарных крымских курортах, дети в летних лагерях поблизости, и все это за счет государства.

В остальное время года магазины Днепродзержинска, закрытого города, в котором находилась их секретная фабрика, были хорошо укомплектованы, и рабочие первыми попробовали новые автомобили производства «Волги», «Жигулей» и «Москвича» — жемчужин советского автопрома. отрасль, до которой могли дотянуться только избранные.

Их дети ходили в хорошие детские сады и начальные школы, играли в чистых благоустроенных парках. Комфортабельные многоквартирные дома были в изобилии и доступны по цене. А после вырубки дел было много: кинотеатры, спорткомплексы, дома культуры вырастали по мере пополнения штата завода. Когда им стало не по себе, они обратились к врачам в современные поликлиники. В пустыне дефицита приднепровские рабочие жили в оазисе сытого изобилия.

Даже сама работа приобрела оттенок праздника. Каждый день в конце шестичасовой смены рабочих угощали графином вина или кружкой пива в заводской столовой, где они поднимали стакан перед тем, как отправиться домой.

Для Леонида Полевого, инженера, вернувшегося со службы в Красной Армии в 1961 году, возможность работать на огромном заводе, который помогал сдерживать американские ядерные бомбы, была желанной возможностью. Фактически, он предпочел завод предложению о работе из КГБ.

— Мы были хорошо обеспечены, — сказал он. «Семь столовых было на заводе и две в городе. По выходным раздавали талоны в столовые. Один талон стоил восемь копеек, и на него можно было хорошо поесть. Они хорошо заботились о нас».

Кроме того, огромный оружейный завод, составлявший костяк города, уже был чем-то вроде семейного бизнеса. Там же работали его отец, брат и сестра.

По соображениям секретности города Днепродзержинск не было ни на одной карте. Но что касается Полевого, то это имело место быть.

Падение советского уранового завода – начало радиационного кризиса

Десятилетия спустя, в 1991 г., Полевому выпало полностью ликвидировать завод – монументальная работа, которая в значительной степени осталась незавершенной за эти годы поскольку.

Сейчас это место занимает что-то вроде заброшенного промышленного подполья. Его постройки обветшали, заросли сорняками и в основном заброшены. Но он изобилует очагами смертельной радиации, многие из которых достигают уровня 4,4 миллизиверта в час — дозировка, превышающая украинские нормы в 220 раз. Радиационным специалистам будет разрешено работать в таких условиях всего пять часов9.0031 да р.

Памятник «мирному атому» среди заброшенных корпусов по переработке оружейного урана Приднепровского завода. 1 кредит

Это была хромая промышленная смерть, вспоминает Полевой. На поздних этапах горбачевской перестройки зарплаты на заводе сократились. В конце концов, когда деньги закончились, администрация завода заплатила рабочим нерадиоактивными металлами, которые производились на заводе, надеясь, что их можно будет обменять на продукты питания. К моменту ухода Горбачева в отставку стало ясно, что дни Приднепровского завода и образа жизни, который он поддерживал, сочтены.

«План провалился, потому что распался Советский Союз», — сказал Полевой. «Экономика перекосилась, и фабрика прекратила свое существование. «

То, что сейчас осталось от Приднепровского химзавода, представляет собой крупнейшее радиоактивное месиво в Европе. Расположенный недалеко от берега реки Днепр, завод вклинивается между двумя другими промышленными гигантами советской эпохи, одним из которых является металлургический завод, а другим — предприятие по производству азотных удобрений. Пейзаж истощен советскими излишествами, а водопроводная вода в городе уже давно запрещена.

С 2016 года Днепродзержинск известен под своим досоветским названием Каменское, но в нем до сих пор стоит памятник бывшему советскому премьеру Леониду Брежневу, самому известному уроженцу города.

Когда распался Советский Союз, Приднепровский завод попал в руки новонезависимой Украины в качестве своего рода ядовитого прощального подарка — и не было никаких руководств, как его очистить. На самом деле большая часть технической документации, которая была бы полезна для восстановительных работ, была вывезена обратно в Москву, где она сейчас хранится в ядерных архивах под сверхсекретным замком.

Один из пунктов выгрузки урановой руды из вагонов на Приднепровском заводе. 1 кредит

Неопределенный курс

Юрий Ткаченко, украинский эксперт, который работает с Европейской комиссией над разработкой мер по восстановлению станции, говорит, что на площадке содержится в 15 раз больше радиоактивных отходов, чем в обломках 4-го реактора Чернобыльской АЭС. , который взорвался в 1986 году.

Но в то время как миллиарды долларов из-за рубежа были вложены в смягчение последствий этой печально известной катастрофы, опасности на Приднепровской АЭС, расположенной всего в нескольких часах езды по железной дороге к югу от Чернобыля, в основном игнорировались.

Большая часть отходов Приднепровского находится на открытом воздухе, совершенно не защищенном от людей и окружающей среды. Некоторые из них отмечены ограждением, которое не дает четкого представления о том, что оно ограждает, а то ограждение имеет достаточно широкие промежутки, чтобы человек мог легко проскользнуть через них.

В других местах площадки давно заброшенные отходы переработки урана, называемые урановыми хвостохранилищами, выделяют токсичные газы и просачиваются в грунтовые воды и водные пути или превращаются в радиоактивную пыль, переносимую сезонными ветрами.

Более того, несколько километров вокруг этих хвостохранилищ не обозначены вообще никакими ограждениями, а это означает, что любой желающий может забрести в районы, зараженные испепеляющей радиацией, и вынести оттуда все, что захочется, как это уже случалось много раз.

Действительно, мало что отличает эти участки от любого другого бесплодного поля. Только с помощью счетчика Гейгера можно установить, что он стоит посреди очага радиации.

Счетчик Гейгера измеряет радиацию 4,28 миллизиверта в одном из хвостохранилищ урана Приднепровского комбината. Украинским радиационным работникам будет разрешено работать только пять часов в год на таких уровнях. 1 кредит

В совокупности пять хвостохранилищ Приднепровского комбината содержат более 40 миллионов тонн твердых радиоактивных отходов. Защитных покрытий на этих участках практически нет. Ткаченко говорит, что по международной практике они должны быть покрыты своего рода сэндвичем из геотекстиля, глины и грунта толщиной не менее 5 метров.

Эти участки удерживаются плотинами и дамбами, состояние которых ненадежно. Все это окружено рекой Днепр — одним из самых важных водных путей Центральной Европы — и несколькими ее притоками, которым угрожает опасность загрязнения из-за лавины радиоактивного шлама в случае обрушения этих дамб.

Последние три десятилетия за Приднепровским полигоном ухаживали нерегулярно, а усилия украинского правительства по его очистке были недостаточными и плохо финансировались. Иностранные правительства пытались вмешаться, но их усилия сосредоточены только на неотложных проблемах. Эти усилия хоть и помогают стабилизировать радиационную обстановку, но не решают проблему в целом.

Бремя обеспечения радиационной опасности на территории завода легло на плечи недофинансируемой организации «Барьер», 20 специалистов которой месяцами не получали зарплату от государства. Они ежедневно патрулируют территорию, измеряя уровень радиации, но больше ничего сделать не могут. С тем небольшим финансированием, которое действительно поступает, самое большее, что они могут сделать, — это разработать разрозненные проекты, чтобы уменьшить опасность, в надежде, что когда-нибудь поступит больше финансирования.

Одно из пяти урановых хвостохранилищ Приднепровского комбината, километры которого не имеют ограждений. 1 кредит

Результатом является лоскутное одеяло из быстрых исправлений, выполняемых изменчивым составом государственных подрядчиков, работающих без координации. Ни одно из этих усилий не помогло сделать этот огромный отброс времен холодной войны более безопасным.

Что еще хуже, Приднепровский завод с трудом сдерживает заражение. Хотя во времена советского расцвета на территории завода имелись надежные пункты радиационного обнаружения и дезактивации, ни один из них не сохранился до нынешнего состояния распада. Теперь есть только несколько точек обнаружения, ни одна из которых не оборудована для обеззараживания, и ни одна из них не функционировала, когда «Беллона» посетила это место в конце прошлого года.

Это почти наверняка означает, что те, кто работает в пределах завода, ежедневно приносят с собой заражение домой, а грузовики и другие транспортные средства, посещающие участок, распространяют это загрязнение еще дальше.

Проклятие частного предпринимательства

Любопытно, что на территории Украины находится более двух десятков частных компаний, работающих в условиях радиационной опасности.

В 2007 году, когда Приднепровский химический завод официально обанкротился, части участка были распроданы по дешевке более чем двум десяткам частных предприятий. Эти компании, торгующие в основном удобрениями, красками, кровельной смолой и строительным оборудованием, в которых занято около 1000 рабочих, теперь застряли среди наиболее загрязненных сооружений старого завода: металлургических цехов, где уран извлекали из руды с кислоты или плавили в доменных печах, их кирпичные стены пронизаны радиацией.

По словам Дениса Микитаса, заместителя директора Барьера, одним из полезных шагов, которые украинское правительство могло бы предпринять для решения радиационных проблем, было бы объявить его зоной отчуждения — подобно тому, как это было сделано с территорией, непосредственно прилегающей к Чернобылю, — которая закрыла бы район выключен в интересах общественной безопасности.

Вход в офис Барьера, рядом продуктовый магазин. 1 кредит

После этой более известной катастрофы советские власти окончательно обезлюдили около 2600 километров территории, загрязненной в результате взрыва реактора, тем самым изолировав радиоактивные частицы, проникшие в почву и листву и осевшие на остатках рабочего города Припять.

Но в стремлении постсоветской Украины принять западные экономические принципы законодатели переварили законодательство о частной собственности, сделав такой захват бывшей территории завода — даже на основании снижения радиационной опасности — невозможным из-за действующих на ней частных организаций .

Насколько плохо обстоят дела у этих частных предприятий, трудно сказать, говорит Микитас. Государственные радиационные органы Украины никогда особо не утруждали себя их проверками или мониторингом, потому что это слишком хлопотно. В то же время те, кто работает в этих фирмах, каждый рабочий день подвергаются воздействию высоких уровней радиации.

— Здесь нет цивилизованной, нормальной дезактивации, — сказал Ткаченко. «Люди приходят чистыми, а уходят грязными, а потом бродят где попало».

Яркие начинания

Возможности Приднепровского химического завода были провозглашены в письме 1947 года Иосифу Сталину от Лаврентия Берии, садистского главы советской тайной полиции, которому также было поручено разработать ответ на ядерную угрозу США. .

Берия настаивал на том, что украинские руды удовлетворят всем требованиям. Докладывая Сталину о первых задачах новоиспеченного Завода № 906 — так первоначально назывался Приднепровский завод — он писал, что площадка будет способна выпускать 100 тонн урана 40-процентной концентрации в год.

Завод открылся в 1948 году для переработки руд Первомайского рудника Криворожского бассейна, расположенного примерно в двух часах езды к западу от излучины Днепра. В лихорадке, чтобы сравниться с огневой мощью Хиросимы и Нагасаки, считалось, что желтоватые минералы Первомайского могут содержать штаммы урана, которые могут быть обогащены до уровня, достаточного для использования в ядерном оружии.

Сорняки засорили остатки некоторых наиболее загрязненных предприятий Приднепровья по добыче урана. 1 кредит

Основную часть работ по строительству завода выполнили узники ГУЛАГа, но им предложили сделку: за каждый день работы на строительстве завода их срок будет сокращен на три дня. В итоге завод построили в рекордно короткие сроки, сместив целый поселок, стоявший на его пути.

Со временем фабрика стала работать с большим количеством руд из разных регионов — Восточной Германии, Румынии, Венгрии, Казахстана, каждая из которых требовала отдельных технологий — от химического разделения до плавки. В конце этих процессов у них останется желтый пирог, основной строительный блок как оружейного урана, так и ядерного топлива.

В итоге выпуск желтого кека на Приднепровском заводе превзошел ожидания Берии. Производство росло, и на пике своего развития оно производило уран, который использовался в 65 процентах всего советского ядерного оружия.

«Наши эшелоны с ураном ходили по всей России, и прямо посреди каждого стоял вагон с вооруженной охраной», — сказал Полевой. «Этот необработанный уран был перевезен в Россию для обогащения. В центрифугах русские выделили уран-235 и уран-238 и обогатили его — при 5-процентном обогащении получается ядерное топливо, а для атомных бомб нужно 40 процентов».

Экология в планы не входила

Как рассказывает в мемуарах Юрий Коровин, бывший директор Приднепровского завода, мало кто понимал радиационную опасность, связанную с работами на заводе, многое меньше усилий по ограждению от них местного населения. Правда, не раньше 1960 о том, что в Советском Союзе были приняты первые санитарные правила обращения с радиоактивными веществами.

В одном случае из мощной плавильной печи, которая была неотъемлемой частью работы не только Приднепровского завода, но и соседнего металлургического комбината, был обнаружен выброс радиоактивных элементов в городской воздух. Тем не менее он был удостоен Сталинской премии в области науки и техники.

В конце концов, в 1982 году печь была демонтирована и захоронена на Сухачевском урановом хвостохранилище Приднепровского комбината — в районе, где в ноябре побывала «Беллона», потрескивающий высокий уровень радиации.

Однако с годами заражение стало обычным явлением, как и окружающая его секретность.

«Инженерно-технические работники среднего и низшего звена не знали и не имели права знать, с какими рудами они работают, — писал в своем письме ветеран Приднепровского комбината Григорий Оленченко. воспоминания о работе там. «В цехе постоянно происходили разливы и переливы радиоактивной пульпы: уровни (пульпы) в аппаратах регулировались вручную».

И опасности были давно хорошо известны государству. Оленченко ссылается на исследование, проведенное советским Министерством здравоохранения и профессиональных заболеваний еще в 1953 году, в котором сообщалось, что радиоактивное загрязнение на всей территории Приднепровского полигона было более или менее общим и всеобъемлющим.

«Пыль на рабочих местах была радиоактивна на уровне от 200 до 300 раз выше нормы», — пишет Оленченко, цитируя исследование. «Содержание радона в воздухе превышало норму в 35 раз; загрязнение рук, тела и спецодежды (рабочих) превышало нормальный уровень в 130–300 раз».

Но прошли десятилетия, прежде чем все это стало общеизвестным. Заводские врачи сами поклялись хранить в тайне то, что они наблюдали среди рабочих, которых они должны были обследовать и о которых должны были заботиться. Чтобы закрепить этот подход, пишет Оленченко, советские власти установили брандмауэр между медицинским персоналом завода и администрацией, гарантируя, что болезни, наблюдаемые врачами, не будут зарегистрированы, чтобы не изменить процесс производства урана.

«Зная теперь, в каких условиях принимались решения о добыче урана, ясно, что ни о каких экологических проблемах речи не шло», — пишет Коровин в своих мемуарах.

Что необходимо сделать сейчас

За последние несколько лет небольшие проекты радиационной безопасности финансировались Европейским союзом, Норвегией и Швецией. Европейская комиссия, со своей стороны, поддерживает постоянное присутствие на площадке через специально созданное подразделение под названием Объединенный офис поддержки в Киеве.

Юрий Ткаченко показывает Беллоне карту Приднепровского участка в офисе Барьера. 1 кредит

Но Ткаченко. говорит, что украинскому правительству необходимо разработать более решительный ответ на проблему, чтобы международные спонсоры восприняли ее более серьезно.

В настоящее время проекты по реабилитации, развернутые Киевом, контролируются Министерством энергетики Украины, которое, по утверждению Ткаченко, плохо подходит для надзора за проектами радиационной безопасности.

«Там люди плохо понимают, что поставлено на карту», ​​— сказал он. «Все средства, которые они выделяют на очистку Приднепровского полигона, обычно в конечном итоге направляются на другие проекты».

По его словам, лучше всего подойдет Министерство окружающей среды, представители которого лучше разбираются в технических проблемах, с которыми сталкивается объект, и имеют больше полномочий для разработки долгосрочных стратегий по его восстановлению. Но перевести сайт из компетенции одного министерства в другое было бы геркулесовой бюрократической задачей.

За последние несколько недель неопределенная судьба Приднепровского завода стала еще более сложной, поскольку российские войска оказывают давление вдоль восточной границы Украины и границ Белоруссии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *