Средство для водителей от сна: Как не уснуть за рулем: секреты бодрости для автотуристов

Содержание

Как немцы борются со сном – DW – 16.03.2018

Каждому четвертому водителю по меньшей мере один раз в жизни приходилось непроизвольно задремать за рулемФото: picture-alliance/dpa/B. Leitner

Культура

Наталия Королева

16 марта 2018 г.

Как поступать, когда глаза слипаются, а ехать надо? Немецкий эксперт подсказывает, что именно не позволит сну взять над вами верх во время вождения.

https://www.dw.com/ru/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%8E%D1%82-%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D1%86%D1%8B-%D1%87%D1%82%D0%BE%D0%B1%D1%8B-%D0%BD%D0%B5-%D1%83%D1%81%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%8C-%D0%B7%D0%B0-%D1%80%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%BC/a-42973613

Реклама

За окном — кромешная тьма. По едва освещенной дороге едет автомобиль. За рулем — то и дело позевывающий от усталости водитель. Наконец, наступает момент, когда автомобилист больше не в силах сопротивляться переутомлению: глаза слипаются, голова падает. .. По данным Немецкого общества исследований сна и медицины сна (DGSM), каждому четвертому водителю по меньшей мере один раз в жизни приходилось непроизвольно задремать за рулем. Хорошо, если это продолжалось мгновение и ничего не случалось. Ведь по статистике, засыпание за рулем — причина более чем четверти всех серьезных дорожно-транспортных происшествий. По случаю Всемирного дня сна, отмечаемого в этом году 16 марта, немецкий эксперт Ханс-Гюнтер Веес (Hans-Günter Wees) подсказывает, как избежать опасности.

Кто рискует уснуть во время вождения

«Неуправляемая автомашина, пусть даже легковая, движущаяся со скоростью 50-60 километров в час, способна натворить немало бед. А уж о несущихся по автобанам тяжелых фурах и говорить нечего! Ну, представьте себе: если дальнобойщик, который едет со скоростью 100 км в час, хотя бы на три секунды забудется сном, оставшийся без управления грузовик пройдет более 80 метров. В такой ситуации заснувший за рулем человек может уже никогда не проснуться. Да и других участников дорожного движения опасность вряд ли обойдет стороной», — рассуждает в беседе с DW Ханс-Гюнтер Веес. Этот врач и ученый возглавляет отделение медицины сна в Пфальцской клинике западногерманского Мюнстера, является членом правления Немецкого общества исследований сна и медицины сна, а также консультантом просветительской кампании, проводимой в Германии и направленной на предупреждение проблем, связанных с усталостью за рулем.

Причиной этой аварии стало то, что водитель одного из автомобилей уснул за рулем, а его машина прошла без управления полкилометраФото: picture-alliance/dpa/B. Beytekin

Главное — трезво оценить свои силы, указывает Ханс-Гюнтер Веес. Прежде всего, он советует избегать поездок на автомобиле в ночные часы, поскольку в темное время суток человеческий организм особенно настроен на сон. А еще «в группе риска — водители, страдающие расстройством сна и заболеваниями органов дыхательной системы. Они быстро устают и могут неожиданно задремать в пути. Человек, возвращающийся домой после работы в ночную смену, и вовсе в 10 раз больше рискует заснуть за рулем, чем тот, кто трудится в дневное время. Усталость провоцируют и некоторые лекарства. Очень выматывают многочасовые поездки на автомашине — например, когда мы отправляемся в отпуск в теплые края и, чтобы вовремя поспеть, садимся за руль среди ночи либо ранним утром», — поясняет ученый.

Засыпание за рулем: тревожные сигналы

Согласно итогам опросов, почти половина автоводителей пребывает в уверенности, что они вполне способны самостоятельно зафиксировать у себя первые признаки засыпания за рулем, соответственно отреагировать и предотвратить опасность. По словам Ханса-Гюнтера Вееса, опыты, проводимые с помощью симуляторов вождения автомобиля, свидетельствуют об обратном: даже профессиональные водители зачастую переоценивают свои физические возможности, не замечают подступающей усталости, пропускают момент, когда их мозг отключается, и, в конце концов, засыпают.

Но как понять, что во время поездки пришла пора остановиться и отдохнуть? «Определить, что вы вот-вот уснете, не так-то просто. Один из сигналов — если управляемое вами транспортное средство то и дело съезжает со своей полосы движения. Или у вас вдруг отяжелели веки, вы начинаете часто зевать, клевать носом, не замечаете дорожных знаков, не можете сконцентрироваться», — перечисляет эксперт.

По его словам, в таких случаях нужно обязательно сделать остановку, отдохнуть, поспать минут 20-30. «Непродолжительный сон невероятно бодрит. Причем этот эффект можно усилить, выпив перед сном немного кофе. Дело в том, что этот напиток начинает действовать не сразу, а примерно через полчаса. В результате вы проснетесь с двойным зарядом бодрости», — делится маленькими хитростями Ханс-Гюнтер Веес.

Сонный водитель опаснее пьяного?

Если возможности поспать нет, не мешает совершить небольшую энергичную прогулку или сделать несколько гимнастических упражнений: это поможет активизировать работу системы кровообращения. «Снятию усталости способствует и холодная вода, поэтому во время остановок следует умываться. Отличное средство борьбы с сонливостью — веселая музыка, живой разговор с попутчиком, а также легкая трапеза с включением в нее овощей, фруктов и семечек», — подсказывает ученый.

Современная автопромышленность выпускает технические приборы, способные отслеживать поведение автомобилиста, определять степень его усталости и подавать звуковой сигнал тревоги либо направлять на лицо водителя струю холодного воздуха, если он начнет засыпать за рулем. Ханс-Гюнтер Веес относится к таким автоматизированным системам скептически: «Пока они особой надежностью не отличаются, полагаться на них в полной мере нельзя. Болтливый попутчик — куда более удачная альтернатива такой технике. Более того, он тоже сможет дать знак водителю, если тот начнет клевать носом. Главное — чтобы бесконечные разговоры от дороги не отвлекали».

Но еще важнее — просто выспаться перед поездкой. По данным статистики, сонный водитель еще опаснее пьяного: число погибающих в ДТП, случающихся по причине засыпания за рулем, вдвое превышает число жертв аварий, происходящих по вине нетрезвых автомобилистов. «Судите сами: у человека, который не спал в течение 17 часов, скорость реакции точно такая же, как у того, у кого в крови 0,4 промилле алкоголя. А 22-часовое бодрствование и вовсе соответствует 1,0 промилле спиртного», — предостерегает немецкий врач Ханс-Гюнтер Веес.

Смотрите также:

10 рецептов утренней бодрости

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

ИИ) — Будущее на vc.ru

Мы уже зависим от гаджетов и технологий. Но эту зависимость можно использовать во благо — например, снижая аварийность на дорогах, улучшая поведение водителей и помогая водителям не уснуть за рулём и обращать внимание на самое важное.

1188 просмотров

В этой статье я собрал несколько технологий будущего — и даже уже настоящего, которые когда-то казались фантастикой. Добавляйте свои идеи и мысли в комментарии.

​Кадр из художественного фильма «Аэроплан»

Вы знаете, что такое трансгуманизм? Это философская концепция, которая предполагает улучшение человека с помощью технологий — био, нано, информационных, познавательных. Об этом подробно написано в Википедии и эту тему в том числе обсуждал Греф на визионерской лекции. Суть в следующем: мы уже, можно сказать, зависим от гаджетов и технологий.

В случае с автомобилями — есть системы помощи водителю ADAS (advanced driver-assist systems). Если вы ей пользуетесь, то вы знаете, насколько это удобно. Есть и другие инструменты, которые пусть и не полностью лишают вас возможности водить авто, но помогают сосредоточиться на процессе и при необходимости подсказывают, на что обратить внимание.

Краткий экскурс в историю

Упростить вождение пытались ещё в советские времена. И речь идёт не о личном водителе, а о конкретных технологиях.

То, что у нас уже сейчас есть в авиации — это автопилоты. Они появились в начале XX века, в 1912 году оба пилота самолёта Curtiss C-2 вылезли из кабины и прошлись по крыльям. В 1916 году Арчибальд Лоу сделал дрон — самолёт на радиоуправлении. Уже к 1947 году американский Douglas C-54 Skymaster на автопилоте пересёк Атлантику.

Но что же с автомобилями? Если говорить о беспилотниках, то немцы во время Второй мировой применяли самоходные мины на радиоуправлении. Если же о пилотируемых авто — то отличной концепцией когда-то стал круиз-контроль, способный поддерживать постоянную скорость авто и идти в потоке. Массово его начали применять в 1970-х в США, но изобрели ещё в 1940-х в компании American Motors.

В СССР в 1956 году начали выпускать “Волги” ГАЗ-21 с “ручным газом”: водитель вытягивал специальную рукоятку, убирал ногу с педали газа и мог больше не напрягаться.

Реклама автомобилей Volga

Но есть полсотни лет назад это были настоящие находки, то сейчас адаптивным круиз-контролем никого не удивить. Поэтому отдельно о нём говорить не будем, зато затронем технологии, которые помогают учиться, не засыпать и обращать внимание на самое важное в дороге.

Главная причина аварий — человеческий фактор. Из-за невнимательности или усталости гибнут люди. По данным минтранса, из-за усталости водителей происходит четверть ДТП. “Это, кстати, относится и к уставшим водителям автобусов. Хочет спать, а заменить некем, сменщика нет: экономят. В результате трагедия”, — говорил руководитель российской Госавтоинспекции Игорь Черняк. В США из-за сонных водителей за 2013 год погибли 800 человек и ещё 44 000 получили травмы в 72 000 аварий. При этом каждый 25 человек рассказал, что за прошедший месяц хоть раз засыпал за рулём.

Почему это происходит? Кто-то страдает от расстройств сна, кто-то хочет больше заработать. У кого-то нет сменщика, а везти людей или груз срочно нужно. Ещё одна причина — медицинские препараты.

На помощь приходят искусственный интеллект, нейротехнологии и машинное зрение.

Слабый и сильный искусственный интеллект

И ещё один небольшой экскурс в историю и матчасть искусственного интеллекта. Часто, когда говорят об ИИ, подразумевают нечто с “сознанием”, способное самостоятельно принимать решения, творить. ИИ с подобными характеристиками относится к “сильным”. В научной фантастике примеры таких систем — это SkyNet из Терминатора и ВИКИ (Виртуальный Интерактивный Кинетический Интеллект) из Я, Робот.

Когда мы говорим об автомобилях, то системы-помощники — это “слабый” искусственный интеллект, то есть узкоспециализированная система, которая выполняет конкретные задачи. Она не выносить решений, неспособна “думать” и “чувствовать”, как люди. Да ей это и не нужно.

И даже на следующем этапе развития беспилотного транспорта этот интеллект останется “слабым”. Беспилотники будут решать, как построить маршрут, как повести себя в конкретной ситуации на дороге. Страшнее всего будет, когда им предстоит решать, кем “пожертвовать” — этические вопросы активно обсуждаются на разных уровнях.

Например, можете поотвечать на вопросы от Массачусетского технологического института.

Sleep Alert и аналоги

Возвращаемся к тому, как системы на основе ИИ помогают в конкретных ситуациях бороться с человеческим фактором. Особенно важно не уснуть, когда речь идёт об автобусе, заполненном детьми. Для этих целей применяют ряд устройств. Один из носимых аппаратов — Sleep Alert. Устройство, надеваемое на голову, беспрерывно снимает энцефалограмму и контролирует равновесие тела. Как только водитель начинает клевать носом — она подаёт специальный сигнал.

“Важно подчеркнуть, что мы не будим. Будить уже поздно. Если водитель заснул за рулем, то его разбудит столб, который он не смог объехать. Мы предупреждаем засыпание. В тот момент, когда состояние становится критическим, то есть он приближается к засыпанию или потере концентрации внимания, система активирует громкие звуковые сигналы и вибрацию браслета. В инструкции написано, что если срабатывание системы происходит чаще чем раз в 10 минут, то мы предлагаем прекратить управление автомобилем и идти спать.

Не стоит надеяться, что система сможет вас стимулировать при предельном уровне усталости. Ведь физиологию человека она изменить не может», — рассказывает генеральный директор компании-разработчика Владимир Статут.

​Кадр из видеоролика разработчиков Sleep Alert

Также давно существуют другие устройства, более простые. Drive Alert Master подаёт сигнал тоже в случае клевания носом, но работает он на простейшем гироскопе — водитель может смотреть по сторонам, но при наклоне вперёд гаджет реагирует. Есть кольца вроде Stop Sleep.

Машинное зрение для подсказок водителю

Машинное зрение уже достигло того уровня, что может отличить кошку от собаки (не в 100% случаев, конечно). Это позволяет использовать такие системы для улучшения осведомлённости водителя о дорожной ситуации. Применение, на первый взгляд, логичное, и таким образом технологию давно используют для разработки беспилотников, но редко оснащают ей стандартные на первый взгляд гаджеты вроде видеорегистраторов.

В Neoline решились на такой ход и встроили систему машинного зрения в видеорегистратор. Действительно, зачем просто всё записывать, если есть возможность дополнить этот на первый взгляд обычный гаджет чем-то, что способно предотвратить аварию?

Суть в следующем: устройство G-Tech X77 AI с помощью искусственного интеллекта распознаёт дорожные знаки, затем распознаёт значение на них, определяет, с какой скоростью движется водитель, сравнивает эти показатели и, в случае несоблюдения скоростного режима, сообщает водителю о необходимости снизить скорость.

Обычно у систем машинного зрения есть такая проблема — они плохо работают в сложных погодных условиях. Их засвечивает солнце, они ничего не видят ночью. А в данном случае используется сенсор Sony — один из ключевых игроков на рынке робототехники и один из мировых лидеров в области CMOS-матриц. Это “железо”, достойное роботов и беспилотных автомобилей, дополняет алгоритм для увеличения детализации в условиях низкой освещенности. В итоге видеорегистратор способен записывать в Full HD при FPS 60 ночью или при ярком свете, поэтому он и за знаками сможет следить постоянно.

Фото от разработчиков Neoline​

Избавление водителей от плохих привычек

Речь не о злоупотреблении некоторыми напитками или табаком, а о плохих привычках, связанных с вождением.

Система CarVi, во-первых, в режиме реального времени оповещать водителя о возможных опасностях — столкновении или изменении условий вождения.

Во-вторых, эта же система оценивает навыки вождения, выделяет “вредные” привычки, чтобы помочь водителям их изменить.

Водителям CarVi поможет не только повысить безопасность на дороге, но и снизить страховые взносы — если страховая компания работает с этой системой. Для владельцев автопарков же это возможность отслеживать транспортные средства и вождение сотрудников.

При этом в автомобиль нужно установить всего один небольшой датчик. Своей задачей разработчики считают как раз решение проблемы человеческого фактора через улучшение навыков вождения.

​Фото от разработчиков CarVi

Будущее

Когда-то мы дождёмся, что на дорогах будут ездить исключительно беспилотные автомобили на альтернативных источниках энергии. Этот прогноз, как мне кажется, абсолютно очевиден.

Или нет? Пишите в комментариях своё мнение.

Пока системы несовершенны, их можно обмануть, мало какие беспилотники могут работать в сложных погодных условиях вроде заваленной снегом разметки, сильных дождя и снега. Тем не менее, в России уже можно прокатиться на беспилотнике и при этом быть уверенным в его безопасности.

Но одно из главных преимуществ беспилотников — в безопасности. Особенно, если на дорогах будут исключительно они. “Общение” между автомобилями (M2M), оптимизация маршрута, одновременное обновление изменений в правилах дорожного движения — это должно критически снизить количество аварий на дорогах.

А пока мы находимся на том этапе, когда стоит улучшать себя с помощью гаджетов и технологий. Не засыпать за рулём и слушать подсказки о скоростном режиме.

Какие гаджеты вы используете, какие технологии есть в вашем автомобиле? Пишите в комментарии!

советы для водителей, таблетки против сна, музыка

Каждый водитель знает, что длительная поездка утомляет и повышает риск заснуть прямо за рулем. Монотонная езда притупляет бдительность и человека начинает клонить в сон. Ученые доказали, что четыре часа непрерывной езды уменьшают реакцию водителя в два раза, а восемь часов – в шесть раз. Ситуация усугубляется ночью, когда организм испытывает естественную усталость, а пейзаж за окном сменяется темнотой.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Разговор с пассажирами
  • 2 Еда и напитки
  • 3 Музыка
  • 4 Кратковременный сон
  • 5 Разминка
  • 6 Приборы, помогающие не уснуть за рулем
  • 7 Таблетки, помогающие не уснуть за рулем

Эта проблема особенно актуальна для дальнобойщиков и водителей такси, которые много времени проводят за рулем. Уснуть во время движения по трассе очень опасно. Отключившись буквально на несколько секунд можно попасть в аварию. Вот почему важно сохранять бодрость и скорость реакции на протяжении всей поездки. Давайте узнаем, что делать, чтобы избавиться от сонливости.

Разговор с пассажирами

Отправляясь в дальнюю поездку, желательно брать с собой пассажиров. Разговор с другим человеком активизирует кору головного мозга, отгоняя сон. Кроме того, пассажир может наблюдать за вами и вовремя одернуть, чтобы вы не уснули за рулем.

Многие дальнобойщики любят подбирать голосующих на трассе не только для того, чтобы скрасить время поездки за беседой и разогнать скуку, но и для того, чтобы не заснуть.

Еда и напитки

Самый известный способ взбодриться – выпить кофе. Кофеин стимулирует нервную систему, помогая долго не спать. Кофе можно заменить зеленым чаем или энергетическим безалкогольным напитком. Однако злоупотреблять этим способом нельзя. Врачи не советуют пить больше одной банки энергетика, чтобы не повышать нагрузку на сердце. Если у вас проблемы с сердцем, откажитесь от энергетических напитков и найдите другой способ.

Хорошо помогают взбодриться ледяные напитки – сок, кока-кола, лимонад. Идеальный вариант – кофе со льдом. Если почувствуете усталость и желание спать, остановитесь возле придорожного кафе и купите чего-нибудь холодного.

Отвлечься и прогнать сонливость за рулем помогут семечки, орешки, сухарики, леденцы. Отправляясь в дорогу, запаситесь любимым лакомством, и сон не настигнет вас очень долго. Лимоны тоже могут помочь взбодриться. Только их нужно не есть, а нюхать. Разрежьте пару лимонов и разложите в салоне автомобиля. Ученые доказали, что запах цитрусовых отгоняет сон.

Будьте аккуратны с едой. После сытного обеда многих людей начинает клонить ко сну. Поэтому во время длительной поездки не надо есть слишком плотно. Если вы все же наелись, то не включайте печку в машине на полную мощность, потому что жара разморит вас еще быстрее. Как только почувствуете, что засыпаете, откройте окно и обеспечьте хорошее проветривание.

Музыка

Прослушивание музыки во время поездки помогает бороться со сном, потому что езда в полной тишине быстрее вызывает усталость. Выбирая музыку в машину, отдавайте предпочтение веселым, динамичным песням. Тихие, медленные композиции оказывают противоположный эффект. Некоторые специалисты рекомендуют выбирать иностранную музыку, потому что родная речь действует на человека усыпляюще.

Хорошее решение – не просто слушать песни, а подпевать. Это не только взбодрит вас, но и поднимет настроение. Лучше всего не слушать музыку постоянно, а делать перерывы, чтобы не угнетать нервную систему. По этой же причине не стоит включать магнитолу слишком громко. Отрегулируйте звук так, чтобы вам было комфортно.

Кратковременный сон

Справиться с сонливостью поможет… сон. Если вы чувствуете, что другие средства не помогают, и вам по-прежнему хочется спать, остановите автомобиль и вздремните 10–15 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы отдохнуть и взбодриться. После короткого сна усталость покинет вас на несколько часов.

Дальнобойщики часто используют этот метод во время дальних поездок. Они спят по 15–20 минут несколько раз в день. Такой способ помогает им сохранять внимательность за рулем всю ночь.

Разминка

Почувствовав усталость, остановитесь и выйдите из машины на свежий воздух. Разомнитесь, сделайте несколько физических упражнений. Полезно сделать несколько упражнений для глаз – повращать ими, поводить вверх-вниз и из стороны в сторону, зажмуриться. Можно закапать в глаза увлажняющие капли, которые устранят ощущение сухости, появляющееся от длительного смотрения на дорогу. Если есть вода – умойтесь, ополосните шею, полейте на голову. Воду можно использовать обычную или минеральную.

Приборы, помогающие не уснуть за рулем

Изобретатели, озаботившиеся проблемой засыпания за рулем, создали специальные электронные устройства, помогающие автомобилисту сохранять бодрость. Если вы часто ездите в дальние поездки, имеет смысл приобрести такой прибор. Рассмотрим несколько популярных моделей.

  • Stop Sleep. Маленький девайс в виде перстня, который надевается на палец. Как только вы начнете засыпать, прибор подаст звуковой сигнал и разбудит вас.
  • «Антисон». Устройство крепится за ухом на манер мобильной гарнитуры. Как только вас начнет клонить в сон и голова опустится, прибор запищит.
  • Eye Tracker. Этот прибор следит за положением головы и век водителя. Он имеет несколько разных сигналов оповещения – звуковой, голосовой и вибросигнал, который передается при помощи специального датчика, установленного в водительском кресле.

Таблетки, помогающие не уснуть за рулем

Существуют специальные препараты, помогающие бороться со сном. Они содержат кофеин, таурин, витамины и другие бодрящие вещества. Такие средства удобно возить с собой в машине. Наиболее известными таблетками против сна являются:

  • «Кофеинимум» и «Каффетин». Препараты, основным действующим веществом которых является кофеин. Помогают сохранять бодрость в течение 14–18 часов, однако сильно нагружают нервную систему и сердце.
  • «Биоскан+Драйвер». Таблетки, в состав которых входит экстракт сибирской лиственницы, которая является натуральным энергетиком и часто используется в народной медицине.
  • Таблетки на основе женьшеня. Известно, что женьшень бодрит и повышает концентрацию внимания. Поэтому такие таблетки можно использовать для борьбы с сонливостью.
  • Магний В6. Средство, улучшающее работу нервной системы и повышающее концентрацию внимания. Однако этот препарат не дает сиюминутного эффекта. Его нужно пропить курсом за несколько дней до запланированной поездки.

В Америке большой популярностью у водителей пользуются специальная жевательная резинка, содержащая кофеин. Она действует так же, как «бодрящие» таблетки или энергетические напитки.

Эти несложные рекомендации помогут вам не заснуть за рулем, сохранив бодрость и высокую концентрацию внимания. Удачи на дороге!

10 способов не заснуть за рулём

Согласно статистике, большая часть всех дорожно-транспортных происшествий так или иначе связана с выездом на встречную полосу движения. Причем не всегда речь идет об обгоне или другом маневре, выполненном неверно. Причиной примерно 25% всех серьезных аварий на дорогах является усталость водителя и, как следствие, засыпание за рулем. Наибольший риск засыпания наблюдается в дальних поездках, особенно в тёмное время суток и при монотонных дорожных условиях. Практика показывает, что через четыре часа непрерывного вождения реакция водителя снижается в два раза, через восемь часов – в шесть раз. По этим показателям сонный водитель становится опаснее пьяного.

Существует несколько способов, которые помогут на некоторое время взбодриться и без эксцессов завершить путешествие.

1. Диалог.  Общение водителя с пассажирами во время поездки- это одни из лучших способов прогнать дрему. Интересный разговор является хорошим стимулятором, способным активировать работу мозга. Ещё один плюс в общении с пассажиром – он сможет вовремя заметить ваше сонное состояние по замедленной реакции, ответам невпопад. Поддерживая беседу, вы также не даёте пассажиру заснуть, и он не сможет своим мерным дыханием убаюкать и вас. Но если выехавший с вами спутник сам начинает клевать носом, значит, пора остановиться и отдохнуть. Однако и увлекаться слишком не стоит, так как во время разговора водитель может отвлечься и создать аварийную ситуацию на дороге.

2. Радио. Очень хороший спутник в дороге, желательно переключаться между разными радиостанциями, любимая музыка помогает расслабиться, а вот та, которая не очень нравится, вызывает некоторое раздражение, что поможет на некоторое время позабыть о сне.

3. Пение. Если прослушивание любимой музыки не помогает взбодриться, то можно подпевать. Причём чем громче, тем лучше. Объяснение этому достаточно простое: при громком пении начинают активнее работать лёгкие, в кровь поступает больше кислорода и весь организм просыпается. А вспоминая слова и мелодию, вы стимулируете мозговую деятельность..

4. Тонизирующие напитки. Чай, кофе, горячий шоколад способны придать бодрости. Если длительность поездки более 10 часов, стоит взять с собой термос с зелёным чаем, лучше — если он будет листовой, а не в пакетиках. К натуральным стимуляторам также относятся женьшень, элеутерококк, лимонник. Продолжительность действия тонизирующих напитков не очень большая, и в среднем они «работают» не более 2 часов. Если по пути вам встретится кафе, стоит ненадолго посетить его, выпив стакан воды или сока со льдом. Холодный напиток способен снять усталость и сонливость.

5. Адреналин. Сонное состояние помогут побороть воспоминания о самых неприятных моментах жизни.

6. Снижение температуры в салоне. Приток свежего, прохладного воздуха может временно прогнать сон. Можно понизить температуру на кондиционере, а еще лучше приоткрыть окно.

7. Еда. Многие дальнобойщики берут с собой в дорогу какую-то незначительную еду – сухарики, семечки, орешки, маленькие конфетки (желательно с ярким вкусом). Их потребление позволяет несколько отвлечься от монотонной дороги, дополнительные задачи делают деятельность организма более активной. Этот же способ подходит и обычным водителям. Самое главное —    не переесть – чувство сытости легко провоцирует сонливость.

8. Электронные сигнализаторы усталости. На некоторых современных автомобилях есть системы, которые по изменению манеры движения и управления автомобилем, а также по показаниям датчиков, следящих за поведением глаз, могут предупредить водителя о его усталости и предложить передохнуть. Более распространённая система предупреждения о смене полосы (когда автомобиль пересекает направляющие без включённого поворотника, раздаётся неприятный сигнал) уже спасла несколько жизней: водители просыпались от звука, когда выезжали на «встречку» или на обочину. Если такого оборудования в машине нет, можно приобрести сигнализатор усталости. Внешне такие приборы похожи на гарнитуру Bluetooth. Они считывают движения головы, и если вы начинаете клевать носом, издают резкий звук.

9. Концентрация внимания. Если вы только начали чувствовать сонливость, можно взбодриться, сконцентрировав внимание. Старайтесь осознанно воспринимать всю дорожную информацию, ставьте перед собой различные задачи (считать столбы или знаки, определять марки встречных машин и т.п.) Но не стоит концентрироваться на каком-то одном элементе (например, на «убегающей» линии разметки) – это может убаюкать. Концентрация на мелочах сбивает монотонность движения по трассе. Сосредоточиться поможет обычный лимон. Нарезанный на дольки он издает аромат, который влияет на участки мозга, отвечающий за концентрацию внимания.

10. Неудобство. Некоторые автолюбители, которые по долгу службы проводят много времени за рулем, рекомендуют настроить сиденье или подлокотник так, чтобы водитель во время езды ощущал небольшой дискомфорт — это не даст ему расслабиться.

Любое изменение физического состояния делает человека бодрее. Способы есть весьма различные. Физические упражнения – напрягайте и расслабляйте различные мышцы. Можно потрясти головой, как при пробуждении. Изменение температуры – снизьте градусы на климатической установке, а лучше откройте окно, свежий воздух также способствует пробуждению. Можно умыться, побрызгать лицо холодной водой, протереть его влажной салфеткой. Вообще, любое изменение способно на некоторое время убедить организм, что он не хочет спать. Некоторые разуваются, некоторые активно трут уши (там много активных точек), кому-то помогает легкий массаж глазных яблок.

Стоит ещё раз напомнить, что все мы разные. У всех разный порог утомляемости и для кого-то 500 км уже подвиг, а профессионалы могу за один раз преодолеть 1,5 тысячи км.

У каждого может быть свой способ оттянуть момент засыпания. Но очень важно не пропустить тот момент, когда все способы испробованы, а спать все ещё хочется и уже начинаешь отключаться за рулём. Не стоит испытывать судьбу. Езда в таком состоянии не сэкономит время, но может привести к серьёзным последствиям.

Лучшее лекарство от сна – это сон. Перед поездкой желательно выспаться. В дороге лучше остановиться на 20-30 минут на короткий сон. Только делайте это на стоянках или заправках, и не забывайте закрывать машину. После небольшого отдыха лучше сделать зарядку, это поможет проснуться и взбодрит организм. И можно ехать дальше! 

Берегите себя и своих близких!

При возникновении чрезвычайных ситуаций обращайтесь по телефонам: 112, 101, 102, 103, 104; 8 (84676) 2-10-12, 2-11-28, 8-927-001-84-02 (Единая дежурно-диспетчерская служба м.р. Безенчукский).

https://aif.ru/auto/practice/41511

По материалам сайта: pesoch.ru


Как в жару не задремать за рулем

29 червня 2018

  • Сон за рулем — причина 20% всех ДТП в мире.
  • В группе риска — молодежь, родители малолетних детей и… опытные водители.
  • Кофе — не идеальное средство для борьбы со сном: у него есть «бока».

Летняя жара, накрывшая Украину, сказывается и на автомобильном движении. Перегревается техника, плавятся остатки асфальта на дороге, изнемогают водители и пассажиры. Как свидетельствуют исследования, в жару автомобилисты испытывают намного больший стресс, причем проявляться он может не в перевозбуждении и «нервах», а наоборот — во внезапно наваливающейся усталости и сонливости.

Сон за рулем является официальной причиной почти 20% ДТП по всему миру. При этом названное число едва ли является окончательным: полицейские редко записывают в протокол сонливость в числе причин инцидента: ее, в отличие от, скажем, содержания алкоголя в крови, нельзя измерить инструментально. В настоящее время формальный пункт «уснул за рулем» имеется в протоколах дорожной полиции Австралии, Англии, Финляндии, а также двух американских штатов — Миссури и Висконсин.

Кто в группе риска?

В начале 2000-х американская Национальная дорожная администрация (NHTSA) провела исследование, результаты которого просто шокировали: оказалось, что 60% водителей в США регулярно садились за руль в состоянии крайне физической усталости, а 37% — хоть раз засыпали за рулем. Подробное изучение результатов того исследования позволило узнать кто из автомобилистов больше рискует уснуть за рулем. Вот кто оказался в списке:

Как побороть сон?

Предположим, вы возвращаетесь на авто из отпуска. Путь неблизкий, охота поскорее оказаться дома, расслабиться… Но и терять последние часы под солнцем тоже жалко: значит, выезжаем «в ночь». Что сделать, чтобы не заснуть за рулем на полпути, рискуя неожиданно завершить не только этот отпуск?

Первый совет, который приходит в голову буквально всем: выпить кофе или энергетический напиток. Признавая его бодрящее воздействие в принципе, мы не стали бы рекомендовать этот метод в качестве безусловно надежного средства: высокое содержание кофеина делает душистый напиток чем-то вроде лекарства.

Зная реакцию собственного организма, вы вольны выбирать такой способ борьбы с сонливостью, но помните: чрезмерное употребление кофе может привести к перевозбуждению, дрожи, одышке, головной боли, повышению температуры тела и даже галлюцинациям. А еще кофе — неплохое мочегонное средство, которое выводит из организма много влаги. Примерно то же самое делает и кондиционер в салоне автомобиля, так что повышение кровяного давления и высокая нагрузка на сердце в целом гарантированы.

 

Если уж вы решили «спасаться» при помощи умеренной порции кофе или энергетического напитка (банка в 250 мл «энергетика» содержат примерно 80 мг кофеина — почти как чашка крепкого кофе), примите к сведению, что действие кофеина наступает не моментально. Эффект проявляется спустя 15-30 минут после приема напитка — и это время можно использовать для того чтобы вздремнуть.

 

Избегайте дальних поездок после активного рабочего дня: согласно исследованиям, наибольшее количество инцидентов, вызванных сном за рулем, происходит между полночью и шестью часами утра — именно в то время, когда организм привык получать свой регулярный отдых. Собираетесь выехать «в ночь» и точка? Тогда забудьте о планах на предстоящий день и поспите перед дорогой несколько (в идеале — те же 6) часов. И не пытайтесь преодолеть значительный участок пути за один присест: 15-минутный перерыв с разминкой каждые два-три часа езды не слишком увеличат продолжительность пути… Но могут здорово увеличить продолжительность жизни.

 

Не переедайте «на дорожку». После обильной трапезы к пищеварительной системе поступает больше крови — а значит несколько уменьшается кровоснабжение легких, сердца и мозга (вспомните поговорку «Так наелся, что дышать нечем»). Перед поездкой следует «заряжаться» преимущественно белковой пищей (яйцами, рыбой, нежирным мясом), не налегая на углеводную (хлеб, картошку, сладости). Как бы смешно это не звучало, работа челюстей активизирует кровообращение головы, значит время от времени в дороге можно что-нибудь пожевать: от соленых орешков или крендельков до кусочков волокнистого сыра-косички (лучше не копченого).

 

 

 

Выезжать натощак — тоже не лучшее решение. При пустом желудке у человека понижается уровень содержание сахара в крови, из-за чего замедляются реакции и падает быстрота мышления. На голодный желудок большинство из нас становится раздражительными, а вспышки гнева — не лучший попутчик на переполненной трассе. К счастью, дорожная инфраструктура Украины уже вышла из стадии «или ничего, или пирожки с котятами», так что цивилизованный легкий перекус можно сочетать с регулярными остановками для разминки или заправки авто.

 

Запомните: лучшим средством против сна за рулем может быть только… сон. Если, несмотря на поглощенные чашки кофе, пачки жевательных резинок, энергичный «музон» и неутомимого собеседника, вас время от времени начинает клонить в сон — даже не сопротивляйтесь. Остановитесь на широкой обочине, а лучше — на предусмотренной для отдыха площадке возле АЗС и подремайте хотя бы час. Не то чтобы это решило все проблемы с самочувствием на ближайшие сутки, но проехать еще пару-тройку сотен километров до рассвета вы сможете без приключений.

Источник:  © AUTO.RIA.com™

 

 

 

 

 

Как не уснуть за рулем: советы в дорогу

Как не уснуть за рулем: советы в дорогу

бесплатный звонок по России 8 (800) 775 23 85 с 10. 00 до 18.00 (МСК)

Нижний Новгород +7 (910) 790-02-81

Хотя бы один раз в жизни водители сталкивались с ситуацией, когда было нужно ехать в ночь. То ли это поездка на море, то ли командировка – не важно, самое главное – не уснуть за рулем. Статистика ДТП ярко иллюстрирует, что каждое четвертое ночное происшествие возникает именно из-за водительского сна. Бдительность автомобилиста на дороге уменьшается с геометрической прогрессией – если через четыре часа человек теряет бдительность в два раза, то через восемь часов уже в шесть раз. По состоянию такого водителя можно сравнить разве что с пьяным за рулем.

Чтобы не потерять бдительность на дороге и не уснуть, можно воспользоваться советами бывалых автомобилистов.

  1. Самый простой и действенный совет – заставить себя поспать перед поездкой. Даже 3-4 часов отдыха хватит для того, чтобы выдержать ночное вождение.
  2. При планировании многокилометрового маршрута необходимо разделить путь на части, чтобы была возможность отдохнуть. Хорошо, если по дороге расположены хостелы и другие возможные места ночлега. Если же таких удобств нет, то заночевать можно даже в машине возле автозаправки.
  3. Разговор за рулем – один из распространенных способов не спать. Этим часто пользуются автомобилисты, но нужно вспомнить о таком предостережении: разговаривать можно только тогда, когда путь свободен и от водителя не требуется высокой концентрации внимания на дороге.
  4. Нужно помнить, что самые сладкие часы для сна с 1 ночи до 4 утра. Именно в это время мозг человека больше всего сопротивляется нагрузке и пытается отключиться для отдыха. Если водитель замечает за собой желание спать, то лучше всего отвести на сон время с 01:00 до 04:00. Уже в 4 утра вы проснетесь бодрыми и полными сил продолжать путь дальше.
  5. Не планировать больших расстояний без отдыха – классика жанра. Водителям со стажем до 5 лет лучше всего ограничиться «заездами» нон-стоп по 50 км, а более опытным – по 70-80 км.
  6. Если водитель едет летней ночью, то для свежести сознания можно открыть окно, чтобы холодный воздух бодрил организм и не давал ему засыпать.
  7. В долгой дороге, чтобы развлечь себя и не заснуть, можно включить музыку и подпевать – это хороший способ «поставить мозг на автомат», если слова песни хорошо знакомы.
  8. Каждые два часа нужно останавливаться для разминки. Даже 10-15 минут на свежем ночном воздухе прекрасно бодрят и помогут продержаться еще столько же в дороге. Во время остановки можно выпить холодной воды, обязательно пройтись, размять спину и руки.
  9. Хорошим средством в борьбе со сном оказывается еда. Можно есть леденцы, жевать жвачки или перекусывать чем-то другим, главное – чтобы не засыпать. Если в машине авточехлы из экокожи, то о чистоте сидений можно не беспокоиться – материал отлично вытирается влажной тряпкой.
  10. Изменение скоростного режима – еще один из способов не заснуть за рулем. Если то увеличивать, то уменьшать скорость, мозг не будет привыкать к монотонной обстановке и не станет уставать.

 

В топовой десятке советов от сна стоит вспомнить и те рекомендации, которые не работают, ведь предупрежден – значит вооружен. Один из самых распространенных мифов – кофе. К этой же категории можно отнести и энергетические напитки, в основе которых тоже содержится кофеин. Несмотря на то, что кофе считается бодрящим напитком, его действие выражено лишь в первые полчаса после употребления. В дальнейшем кофе действует как отличное успокоительное средство, помогающее заснуть. Поэтому не стоит уповать на кофе и пить его в больших количествах.

Для того что бы максимально помочь себе во время дальней поездки и обезопасить свою жизнь и жизнь свои пассажиров, можно пользоваться прибором антисон. Гарнитура крепится за ухом и издает вибросигнал, если водитель начинает клонить голову. Таким образом прибор будит и напоминает о необходимости остановки.

Самое главное правило, которое нужно уяснить водителю – если организм клонит в сон и глаза автоматически закрываются, лучше всего остановиться и поспать. Если чехлы на сиденья автомобиля из экокожи, то сон будет максимально приятным, ведь экокожа не дает телу потеть.

Головной мозг устроен так, что при сильной усталости он может отключиться на некоторое время независимо от воли и усилия человека. В какой момент это случится – не знает никто, поэтому для своей же безопасности не стоит испытывать организм. Нужно дать ему отдохнуть и лишь потом продолжать ночной путь.



Последние комментарии