концепт Saab, не сотворивший чуда
25 Ноябрь 2019 в 11:00
Автор: Фернандо Морено
Перевод: Сергей Удачин
Выбор имени для концепт-кара, представленного на Женевском автосалоне 2011 года, был не случайным. Ведь феникс – птица из греческой мифологии, символизирующая бессмертие и каждый раз после гибели возрождающаяся из огня и пепла. Вечная жизнь и успех — это именно то, с чем хотела ассоциировать себя шведская марка Saab, как раз в это время вышедшая из-под влияния концерна General Motors и проданная фирме Spyker.
Это сейчас мы знаем, чем впоследствии закончилась история «Сааба». Но тогда шведы с воодушевлением смотрели в будущее, полное надежд и планов по выпуску новых поколений моделей. И этот настрой ощущался в дебютировавшем в Швейцарии прототипе, вызвавшем ажиотаж вокруг стенда компании и впоследствии удостоенном награды журнала Auto Express за лучший дизайн 2011 года. Скандинавский концепт тогда опередил Alfa Romeo 4C (2 место) и Jaguar C-X75 (3 место).
PhoeniX Concept был создан с оглядкой на легендарный Saab 92001, также известный как Ursaab, и построенный в числе первых автомобильных прототипов компании, в то время выпускавшей только самолёты. Отсюда – аэродинамическая форма шоу-кара, демонстрирующая стремление авторов проекта максимально снизить сопротивление воздуху и, соответственно, расход топлива с вредными выбросами в атмосферу.
Среди прочих вполне традиционных элементов кузова очень необычно выглядели боковые обтекатели за дверями. Перенаправляя набегающие потоки воздуха и помогая создавать прижимную силу на корме, они в то же время не ухудшали впечатляющий (на тот момент) аэродинамический коэффициент (Сх), равный 0,25.
При этом длина кузова Saab PhoeniX Concept составляла 4,4 м, ширина — 1,87 м, а высота – всего 1,33 м. Эффектности и без того необычному прототипу добавляли двери с механизмом открывания типа «крыло чайки» и огромные 20-дюймовые легкосплавные колёсные диски.
Что касается салона, то он был условно четырёхместным (2+2), хотя для задних седоков пространства почти не оставалось, примерно, как и в Audi TT.
Экологичность прототипа помимо улучшенной аэродинамики обеспечивалась также гибридной силовой установкой, в состав которой входила рядная бензиновая «турбочетвёрка» BMW N18 с отдачей 200 сил (как на хэтчах Mini), а также 34-сильный электромотор.
Первый вращал передние колёса, второй – задние. Эта полноприводная схема получила название eXWD. А прототип с ней, по заверениям разработчиков, расходовал в среднем 5,1 л/100 км.
Галерея: Saab PhoeniX Concept
9 Фотографии
Конечно, с таким силовым агрегатом Saab PhoeniX Concept не мог похвастать выдающимися динамическими характеристиками. Разгон до 100 км/ч занимал 5,9 с. Думаете, в «автоматическом» режиме? Ничего подобного! Водитель прототипа при этом орудовал рычагом обычной шестиступенчатой механики.
Ещё одной фишкой последнего концепта Saab была продвинутая для того времени информационно-развлекательная система IQon. Созданная на базе операционки Android и позволявшая всегда быть онлайн, она давала возможность с лёгкостью коммуницировать с окружающим миром, а также дополнять и расширять функционал с помощью скачиваемых приложений, как в смартфонах.
Концепт-кар Saab PhoeniX должен был задать вектор развития будущим серийным моделям компании, но, к сожалению, так и остался лишь прототипом на пепелище покинувшего этот мир автопроизводителя.
Saab PhoeniX Concept — отложенное возрождение легенды шведского автопрома
| ||||||
| ||||||
Презентация Saab PhoeniX Concept состоялась спустя год после обретения компанией независимости от американского концерна General Motors на прошедшем в 2011 году 81-ом Женевском автосалоне. Название концепт-кара было выбрано не случайно и должно было символизировать восстановление в Saab страсти и новаторского духа, которым наделялись все модели производителя. Представленный концепт был гладок и серебрист, как «жидкий металл» терминатора последней модели Т-1000, а также мускулист и поджат, как BMW. Если посмотреть на модель сзади и в профиль, то перед нами предстает явный гонщик. Быстрый и очевидно точный в управлении, как и все модели шведского производителя. При проектировании PhoeniX его создателей вдохновляли самолеты, с которых и начинала свое производство автомобилей шведская компания. Поэтому разработчики дизайн концепта называли словом “aeromotional”.Для создания дизайна Saab PhoeniX Concept был приглашен одиозный дизайнер Джейсон Кастриота, черпавший вдохновение от двух ярких и оставивших неизгладимый след в автомобилестроении моделей прошлых поколений: первого спортивного купе Sonett II/V4, выпускавшегося малыми партиями с 66-го по 69-й годы прошлого столетия, и первого концепта 92001- Ursaab, представленного в 1947 году. В результате творческой переработки автомобиль получил массивный капот со сложным рельефом, подчеркивающий мощность и агрессивность установленного под ним мотора, суженые в злющие светодиодные щелки фары головного света и решетку радиатора, массивные колесные арки с 20-дюймовыми низкопрофильными колесами, затемненные задние фонари и сдвоенные выхлопные трубы с центральным расположением. В целом форма концепт-кара демонстрирует явно неплохую аэродинамику, и создает впечатление динамичного и спортивного автомобиля. В качестве силовой установки использовался бензиновый 1.6 литровый двигатель BMW с непосредственным впрыском, двойным наддувом и системой Start-Stop, способного развивать 200 л.с. Установка приводит в движение передние колеса автомобиля. Ему в помощь на задние колеса был установлен 34 сильный электромотор/генератор. В результате гибридная силовая установка способна развивать мощность в 234 л.с. и разгонять PhoeniX до 100 км/ч за 5.9 сек. Как утверждали инженеры компании, электродвигатель, помимо заметного улучшения производительности, с помощью электронной системы должен был повышать безопасность и устойчивость машины на скоростных поворотах. В качестве трансмиссии устанавливалась 6-ступенчатая механика. По заверениям разработчиков средний расход спорткара в смешанном цикле должен был составлять 5 л. на «сотню», а максимально допустимая скорость — 250 км/ч. Стоит напомнить, что в результате «развода» с GM, Сааб потерял право на использование платформы от Opel Vectra. Поэтому создатели концепт-кара заявили, что в основе их детища лежит совершенно новая платформа. Хотя, как отметило большинство экспертов, уж слишком она напоминает опелевскую платформу. Тот же McPherson спереди и задняя 5-рычажная подвеска. Салон PhoeniX получил посадочную формулу 2+2 и исполнение в стиле минимализма. Интерьер салона совершенно не характерен для Сааба: резкие линии, наклоненная под обычным для всех автомобилей углом и минималистичный дизайн. На центральной консоли расположился 8-дюймовый сенсорный экран информационно-управляющей системы IQon под управлением ОС Google Android. Система позволяет управлять климат-контролем, выходить в интернет и многое другое. Несмотря на решительность топ-менеджмента и инновационность используемых дизайнерских и технических решений Saab PhoeniX Concept так и не смог увидеть конвейер, дальше выпуска предсерийных прототипов дело не дошло — в конце 2011 года Saab объявил о своем банкротстве. Однако можно надеяться, что в этом году компания сможет вернуться на автомобильную сцену. Так, на прошедшем в конце марта — начале апреля текущего года Нью-Йоркском автосалоне Д.Кастриота заявил, что нарисованная им машина еще имеет шанс появиться на дорогах. По его словам, конкретных предложений от нынешних владельцев компании ему еще не поступало. Однако степень проработки модели была настолько глубока, что авто-дизайнер называет PhoeniX почти серийной моделью. Напомним, в 2012 году обанкротившийся Сааб был выкуплен шведско-японско-китайским консорциумом National Electric Vehicle Sweden. По предварительным данным известно, что консорциум решил привлечь к разработке новых моделей индийцев, которые должны доработать новую платформу PhoeniX. А японцы поставить силовую установку. Ожидается, что первая машина должна сойти с конвейера в 2014 году. Но достоверных фактов о том, что это будет Saab PhoeniX нет. | ||||||
|
2022 Omoda C5 1. 5T CVT | ||
| |||||||||
| ||||
| |||||||
TG: Saab PhoeniX
… Но не из-за отсутствия попыток — это один из самых ярких и запоминающихся концептов, когда-либо появлявшихся в Скандинавии. Это также главная причина, по которой мы до сих пор думаем обо всем, что могло бы быть — если бы Saab удалось вытащить себя из пике, который произошел на рубеже тысячелетий.
Фотографии: Joe Windsor-Williams
Реклама — Продолжение страницы ниже
Но почему у нас такая любовь к в основном переднеприводным двухдверкам с двигателем от Mini и значком, предпочитаемым только библиотекарями и архитекторами?
Вам может понравиться
Руководство Top Gear по покупке Volkswagen Golf GTI Mk2 мы нашли на этой неделе
Ваш следующий Audi будет выглядеть «мягче, дружелюбнее»
Ну, во-первых, он был разработан бывшим светилом Pininfarina Джейсоном Кастриотой, чьи другие заслуги включают великолепный Maserati Birdcage, удивительный P4/5 и впечатляюще спекулятивный SSC Tuatara.
Реклама — Страница продолжается ниже
Для PhoeniX Кастриота объединил колеса турбинного типа, аркбутаны (напоминающие его работу над Ferrari 599), стеклянную кабину и, по его собственным словам, «каплевидный фюзеляж и купол», подчеркивая авиационные корни Saab — как Saab очень любил делать.
PhoeniX оснащен полностью алюминиевым 1,6-литровым двигателем с турбонаддувом мощностью 200 л. На самом деле это блок BMW, и он использовался для питания Mini того времени (хотя и в более низком звучании), и это было хорошо. Также предлагается 184 фунта на фут (199 при избыточном ускорении), направляемые через шестиступенчатую механическую коробку передач. Чтобы немного больше встать и поехать, к задней оси прикреплен электродвигатель мощностью 34 л.с., что делает PhoeniX полноприводным.
В PhoeniX также использовалась развлекательная система с сенсорным экраном на базе Android, которая на годы опередила свое время и намного опередила создание Android Auto. Были и другие штрихи, которые кричали: «Я футурист, и это 2011 год» — камеры заднего вида, которые заменили зеркала, выхлопные аэродинамические и ножничные двери, и это лишь некоторые из них. Это был авангардный ренессанс Saab, автомобиль, который привлек инвесторов и покупателей автомобилей и обеспечил будущее шведской марки.
Но этому не суждено было случиться — Saab не смог разобраться со своими финансовыми неурядицами, т. е. продать достаточно автомобилей, чтобы заплатить за запчасти и персонал, необходимый для производства большего количества, и обанкротился.
Реклама — Страница продолжается ниже
В этом году, однако, компания National Electric Vehicle Sweden (NEVS) заявила, что начнет производство полностью электрической версии 9-3 — дорожного автомобиля, который должен был последовать за ним. по стопам PhoeniX (или это размах крыльев?). Итак, пока мы ждем (с достаточно низкими ожиданиями) электродвигателя 9-3s, чтобы начать выкатывать из Швеции, давайте вспомним, что могло бы быть, если бы мы все просто пошли и купили Saab.
Concept
Electric
Saab PhoeniX Concept Официальные фотографии и информация – Новости – Автомобиль и водитель
ТИМ ЭНДРЮ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬ концептуальные автомобили со стилем, функциями, компоновкой и технологиями, которые компания просто не могла применить к серийным автомобилям. Так что, пока компания празднует свое освобождение от General Motors выпуском Independence Edition 9-3 кабриолет — вау! — он также ставит флаг на землю с новым концептуальным спортивным купе под названием PhoeniX. (Не вините боссов Saab за общее прозвище — в то воскресенье в аутлет-магазине Metaphors Galore выбор был невелик.) Название, конечно, относится к мифической жар-птице, которая превращается в пепел и заново изобретает себя каждые тысячелетие или около того, и это предполагаемое сообщение компании с этой гибридно-электрической концепцией полного привода с турбонаддувом. Он дебютирует на автосалоне в Женеве в этом году.
Saabnitive Dissonance
Перво-наперво: PhoeniX еще не запущен в производство. Но, как и любая хорошая концепция брусничного пирога в небе, она делает две очень важные вещи. Во-первых, PhoeniX представляет собой стилистический дебют нового пен-маэстро Saab Джейсона Кастриоты, чье имя связано с такими потрясающими автомобилями, как Ferrari 599GTB Fiorano и Maserati GranTurismo. Да, боссы Saab на самом деле пошли и наняли бывшего главу отдела специальных проектов Ferrari — это офис, ответственный за создание всего, что хотят мировые олигархические фанаты автомобилей, — для проектирования автомобилей, направляющихся на университетскую парковку рядом с вами.
Кастриота называет стилистику PhoeniX «Aeromotional Design». Помимо этого бессмысленного жаргона, вы должны знать, что schnoz этого автомобиля предвосхищает schnoze будущих Saab, и что мало что еще из дизайна будет запущено в производство. Обратите внимание на большой логотип Saab на решетке радиатора, в центре которого расположено крыло цвета кузова — один из нескончаемых элементов дизайна, посвященных авиационной истории компании. Эта решетка окружена светодиодными фарами с прорезями для пистолета, которые имеют все шансы появиться на дорожных моделях. Также претендует на серийное производство активный воздушный затвор, который помогает этой концепции достичь заявленного коэффициента аэродинамического сопротивления 0,25. Однако на чертежном столе г-на Кастриоты определенно остаются «рудиментарные крылья самолета» над каждой дверью, которые, как говорят, направляют воздух на заднюю палубу для обеспечения устойчивости на высокой скорости или, возможно, для облегчения PhoeniX. нести. Двери выполнены в форме крыла чайки и присоединятся к кабине истребителя концепта Saab Aero X в Музее концептуальных отверстий шведской компании.
ТИМ ЭНДРЮ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬ
Сзади у PhoeniX есть хвост Камма — якобы дань уважения старому купе компании Sonett. К сожалению, с его матрицей красного освещения мы думаем, что это скорее напоминание о бывшем родном брате Saab Pontiac и его Firebird 1990-х годов.
В помещении PhoeniX с колесной формулой 2+2 получает полную концептуальную обработку с открытыми металлическими акцентами, имитирующими каркас безопасности, приборную панель в стиле форсажной камеры (не опалите брови, пожалуйста) и красную светодиодную акцентную подсветку, которая «напоминает водителям и пассажирам». что в центре Феникса лежит огненное сердце». На случай, если эта линия не сможет развлечь пассажиров, есть также информационно-развлекательная система на базе Google Android с сенсорным экраном под названием IQon, которая является беспроигрышной ставкой, чтобы превратить ее в будущие серийные автомобили Saab и разозлить лингвистов.
Модное слово Bingo: гибрид-электродвигатель, турбодвигатель, прямой впрыск
Было бы несправедливо критиковать Saab за то, что оно отметило все галочки на доске для бинго модных словечек, но когда вы наполняете свою концепцию передовыми, готовыми к производству техники, это неизбежно.
Новая система полного привода Saab, получившая название eXWD, что объясняет букву X в названии автомобиля, была разработана совместно с American Axle. Мощность на передние колеса поступает от поперечно установленного 1,6-литрового четырехцилиндрового двигателя с турбонаддувом и непосредственным впрыском из тайника BMW/Mini. (Этот двигатель является первым плодом соглашения двух фирм об обмене двигателей BMW на деньги Saab.) В этом приложении маленький двигатель развивает мощность 200 л.с. благодаря вышеупомянутым технологиям, а также системе изменения фаз газораспределения и управлению подъемом. Он подключается к шестиступенчатой механике. Крутящий момент оценивается в 184 фунт-фута, а еще 15 фунт-фут доступны с функцией временного форсирования. Но задние колеса также передают мощность на асфальт благодаря электродвигателю мощностью 34 л.с. и литий-ионному аккумулятору на 1,1 кВтч; Saab утверждает, что эта установка позволяет «прикоснуться» к векторизации крутящего момента.
ТИМ ЭНДРЮ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬ
PhoeniX основан на платформе, которая будет лежать в основе 9-3 следующего поколения (возможно, под названием 93), хотя компания не раскрыла, является ли это эволюцией нынешней конструкции автомобиля, заимствованной из мусорного ведра БМВ, или вообще что-то еще.
Saab, возможно, еще не восстал из пепла — январские продажи были достаточно удручающими, чтобы Jaguar выглядел как история успеха, — но PhoeniX показывает нам, что с увлеченным дизайнером и умными связями для силовых агрегатов он может быть прав.