ВАЗ-2101 — полвека друг человека: ретро тест-драйв «копейки» 1970 года выпуска — Автомобили
- Автомобили
- Тест-драйв
Фото: Виталий Блинушов.
Полвека назад с конвейера Волжского автозавода сошел первый серийный ВАЗ-2101. Принято считать, что раньше металл был толще, а моторы — безотказнее… Так ли это? К дню 50-летия бренда «Жигули» портал «АвтоВзгляд» испытал уникальный ВАЗ-2101: машину, выпущенную летом 1970 года.
Алексей Кованов
Что такое «копейка» для советского человека полвека назад? В этом вопросе очень важна хронология. ВАЗ-2101 формально встал на конвейер Волжского автозавода 19 апреля 1970 года, но несколько месяцев машины отгружали только «для служебного пользования». К осени первые машины выбросили на рынок. А теперь сопоставьте даты: весной 1970-го Горьковский автозавод только закончил штамповать «Волги» ГАЗ-21!
Однако главный конкурент «копейки» не «Волга», а «Москвич». На конвейере тогда стояли родственные «четыреста восьмой» и «четыреста двенадцатый»: модель 408 выпускалась вот уже 6 лет подряд, а 412 – 3 года. Правда, перед выходом «Жигулей» седаны подновили: появились горизонтальные задние фонари, раздельные передние сиденья… Но все равно ижевские и московские машины были сделаны по старым дизайн-канонам.
Фото производителя.
С точки зрения стиля «Жигули» — автомобиль нового времени: широкий, с коротким носом капота и большой площадью остекления. Другая особенность этого седана — минимум «визуальных шумов», о которые может споткнуться взгляд. У того же «Москвича» передок, буквально слепленный из множества деталей, выглядит эклектично. А вазовская «единичка» смотрится цельной, однородной…
Кстати, по поводу прозвища «копейка». Оно прижилось только под занавес «восьмидесятых», а до этого машину называли «единичкой». Или совсем уважительно — «первой моделью».
Те же цельность и однородность встречают внутри. Только представьте: полвека назад автомобилю вполне хватало трёх кнопок на передней панели. Правда, на стартовых тиражах была «секретная» четвёртая кнопка — мебрана, нажимая которую, водитель подавал воду на ветровое («в лобовое бьются лбом», вспомнят шутку бывалые) стекло. Да, электрический насос приладили не сразу, а вместо привычного бачка омывателя стояла резиновая «грелка».
Фото: Виталий Блинушов.
220334
Впрочем, интерьер заслуживает не только похвалы… Потому что эргономика, мягко говоря, далека от идеала. Кто помнит знаменитую «классическую посадку», больше известную как «ноги к ушам»? У первых «Жигулей» этот недостаток помножен на откровенно неудачные кресла: без подголовников, с невероятно короткой спинкой и абсолютно плоской подушкой — это именно кресло, а не автомобильное сиденье.
Продолжает список минусов тонкий обод руля и кучно сгруппированные педали. С педалями ничего не поделаешь, а вот баранку обтягивали самодельными оплётками. И всё равно салон «единички» тогда вызывал восторг! «Ведь могут же, чтобы ничего не дребезжало, не скрипело и не отваливалось — иномарка», — мечтательно говорил любой советский автомобилист, из иномарок видевший максимум трофейных «немцев».
Фото: Виталий Блинушов.
За что ещё хвалили первую модель? За хорошую работу отопителя, за красивые приборы, за трёхместный задний диван. (А если сдвинуть вперёд сиденья, получится пара спальных мест.) Особенный восторг вызывал багажник. Он скомпонован просто идеально. В правом крыле — бензобак, в левом — запаска. Правда, перегруз «Жигулям» противопоказан: корма, в буквальном смысле, может отвиснуть.
Нет смысла напоминать, что ВАЗ-2101 является лицензионной копией FIAT 124. Но чтобы «Фиат» стал «Жигулями», в его конструкцию пришлось внедрить больше 800 доработок, включая принципиально иной мотор.
Под капотом — 4-цилиндровый атмосферный восьмиклапанник объёмом 1,2 литра. Между прочим, с верхним расположением распредвала, что было предметом отдельного торга между советской и итальянской стороной. При скромной вроде бы отдаче надо обязательно помнить, что сама машина весит меньше тонны. Поэтому по энерговооружённости «единичка» всего на 10% отстает от современного Renault Logan!
Фото: Виталий Блинушов.
115148
В паспортных данных заявлены 22 секунды разгона до «сотни». В реальности исправный седан ускоряется до 100 км/ч примерно за полминуты: не будешь же по-гоночному вколачивать передачи и бросать сцепление — машину жалко. Для неспешного ритма семидесятых этого вполне достаточно, но по современным меркам «единичка» — тихоход. Правда, к абсолютным цифрам надо относиться аккуратно…
Ведь ощущения говорят совсем другое. Моторчик задорно крутиться вплоть до предельных оборотов, четыре передачи буквально цепляются одна за другую, поэтому машина кажется лёгкой и быстрой. Максимальная скорость — 140 км/ч. Мало? По меркам советских автомобилистов именно «Жигули» считались идеальным транспортом для пожирания километров. И вот почему: у этого семейства — мягкая пружинная подвеска плюс весьма добротная шумоизоляция.
Главное не уснуть: как потом покажут краш-тесты, в аварию на «классике» лучше не попадать… Но тогда об этом думали меньше всего. Поэтому на задней полке опасно держали аптечку и огнетушитель.
Фото: Виталий Блинушов.
Ей бы вдобавок другие покрышки. Однако советские шинники слишком долго осваивали радиальные модели, поэтому ВАЗ-2101 достались дубовые «диагоналки» И-151… И всё равно. Рулится седан очень просто и правильно — не чета «Москвичу» или «Волге». При желании можно даже пошалить, и заносчивый характер родной резины этому только способствует. Наматываясь на тяжёлую тонкую баранку, хочется воскликнуть: «Здесь спортом пахнет!»
А как бойко отрабатывает выбоины подвеска… Глаза боятся, а машина едет. Из нынешних кроссоверов далеко не каждый сможет похвастаться такой всеядностью. И по проходимости гружёные «Жигули» дадут фору многим современным «пузотёркам». Не случайно считается, что ВАЗ-2101, во всех отношениях, это первый советский автомобиль для человека. До этого было наоборот.
Фото: Виталий Блинушов.
И не только из-за конструкции. Специально для «Жигулей» советской промышленности пришлось наладить выпуск новых сортов бензина и масла. А ещё эта модель принесла такое понятие, как «антифриз» — его долгое время будут называть тосолом, по торговой марке («ТОС» — «Технология органического синтеза» плюс окончание «-ол», как обозначение спиртов). То есть впервые из радиатора не надо было сливать воду перед ночёвкой!
Конечно, со временем забылись «косяки». Спроси любого механика старой закалки, и он, не задумываясь, перечислит все минусы «классики». Например, нижние шаровые опоры: если за ними не следить, если шанс увидеть, как машину обгоняет переднее колесо! А как доводили владельцев первых «копеек» недолговечные распредвалы… Чудом считалось, когда «горбатый» выхаживал дольше 100 тысяч пробега.
Фото: Виталий Блинушов.
Другим шоком стали первые аварии: оказывается, у машины невозможно своими силами снять крылья. И, конечно, нельзя не вспомнить фирменные магазины и СТО. Пожалуй, в СССР не было большей удачи, чем иметь знакомого или родственника из этой сферы…
В девяностые всё изменилось. «Жигули» резко перестали быть престижными… И заднеприводные «Лады» стали «просто машинами». Поэтому вдвойне обидно, что «классику» до сих пор не воспринимают как ретромобиль. Хотя время пришло! Первыми это поняли ребята из клуба Lada History. Так если вы счастливый владелец «копейки» или «трёшки», присоединяйтесь — на самом деле, живой «классики» осталось очень мало.
Выражаем благодарность Татьяне Елисеевой и Сергею Диогрику за помощь в подготовке материала.
- Автомобили
- Кроссоверы
Обзор новинок, которые обязаны вызвать уважение
27875
- Автомобили
- Кроссоверы
Обзор новинок, которые обязаны вызвать уважение
27875
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:
- Telegram
- Яндекс.Дзен
олдтаймеры, ретромобили, тест-драйв
ВАЗ 2101 “Копейка” из СССР
Когда-то ВАЗ 2101 считался престижным автомобилем, владение которым было мечтой многих мужчин в СССР. Мой дедушка ездил на таком в 1970-е годы, когда меня еще в помине не было. Так получилось, что недавно я познакомился с человеком, у которого в гараже сохранилась машина практически в первозданном виде. Сегодня речь пойдет именно об этом экземпляре. Попробую передать то, что ощущали владельцы «Копеек» в те былые времена.
ВАЗ 2101«Единичка», выпускавшаяся с 1970 по 1988 годы, является первой моделью семейства “Жигули”. Соответственно такие модели, как ВАЗ 2103, 2105, 2106 и 2107, построены на базе 2101.
Многие не знают, что ВАЗ 2101 не является разработкой Автоваза. Модель создана на базе седана Fiat 124, выпускавшегося с 1966 по 1974 год в Италии. Дело в том, что вазовцы приобрели лицензию на прототип 124-го Фиата, который доработали и выпустили “Жигули”.
Fiat 124 1966-170От Fiat 124 наш “Жигуль” отличался шильдиками, задними барабанными тормозами, двигателем, подвеской, наличием буксировочных проушин, карданным валом, синхронизаторами в КПП и усиленным сцеплением. На самом деле в Fiat 124 было внесено более 800 изменений, прежде чем он превратился в ВАЗ 2101.
На фото — ВАЗ 2101В самом начале статьи я не сказал, что на тесте ВАЗ 21013 — одна из модификаций «Копейки». Построена на базе 21011 и отличается от 2101 бамперами, решеткой радиатора, задними фонарями, вентиляционными отверстиями на задних стойках, боковым зеркалом, а в салоне другие сиденья, ручки стеклоподъемников и панель приборов.
ВАЗ 2101Тестовый автомобиль 1985 года с пробегом 49 000 км в идеальном состоянии. Данный экземпляр был куплен вторым владельцем у пожилого человека в 2009 году. С тех пор практически всегда стоял в гараже, лишь изредка выезжая, чтобы прокатиться с ветерком в летнее время.
Табличка под капотом с названием моделиВсе детали заводские, оригинальные, как и окрас кузова. Обратите внимание на хромированные элементы, которые сохранились в первозданном виде. Правда, несмотря на гаражное хранение в некоторых местах появляются небольшие рыжики.
В колесных арках можно заметить заводскую краску. Но интереснее всего увидеть оригинальные 13-дюймовые колеса с камерными шинами И-151. Хромированные колпаки в прошлом были модными, да и сейчас усиливают ретро-стиль автомобиля.
Колесные аркиДвери на удивление закрываются хорошо и не нужно со всех сил ими хлопать.
Салон в отличном состоянии. Владелец постелил индивидуальные коврики, повторяющие стиль отделки сидений, поэтому уюта и элегантности только прибавилось.
Торпедо ВАЗ 2101Сравнивать “копейку” с современными машинами смысла нет, но подсознательно это происходит. Несмотря на то, что салон морально устарел, в нем ловишь особые ощущение настоящего автомобиля. Чего только стоит этот руль, приборная панель, радиосистема без каких-либо современных наворотов вроде USB и Bluetooth.
Приборная панельОбратите внимание на ручку коробки передач с “розой”, как было модно в СССР и 90-е годы.
Ручка коробки передачВ бардачке имеется подсветка, чего в некоторых современных автомобилях порой не встретишь. Например, в недавно тестируемых мною машинах — Hyundai Solaris, Kia Rio и Volkswagen Taos, подсветка бардачка отсутствует.
Бардачок ВАЗ 2101Заводится машина не всегда с первого раза, потому что двигатель не инжекторный, а карбюраторный. Поэтому при запуске двигателя нужно нажимать на педаль газа, чтобы топливо поступало в карбюратор.
Руль крутиться очень туго. После современных машин с ГУР или ЭУР здесь чувствуешь, как напрягаются руки и приходится бороться с рулем, чтобы повернуть туда, куда нужно мне.
Разгоняется автомобиль меланхолично. Для времен СССР подобная динамика считалась нормальной, но сейчас многие привыкли к более быстрым машинам.
Lada 2101Передачи в коробке передач переключаются на удивление легко. Ручка коробки подергивается во время движения, но это нормально. Кстати, практически все тоже самое я видел в легендарной Ниве, которая не так далеко ушла от “Копейки”.
Под капотом ВАЗ 21013 стоит 1,2-литровый карбюраторный двигатель, мощностью 59 лошадиных сил и 87,4 ньютон-метра крутящего момента. Также были версии на 64 л.с. В паре с мотором работает 4-ступенчатая механическая коробка передач.
Двигатель 1.2 59 л.с.На ВАЗ 2101 устанавливался мотор 1.2 (64 л.с.), а на 21011 более мощный агрегат — 1. 3 (69 л.с).
В момент нажатия на педаль тормоза возникает ощущение страха, потому что тормозит “копейка” не важно. В тормозной системе с завода отсутствует вакуумный усилитель. Он появился позже на других моделях семейства.
ВАЗ 2101 в движенииОбъем багажного отделения составляет 325 литров. Владелец автомобиля отметил, что во время закрывания дверцы багажника происходит характерный щелчок, как на современных иномарках.
Багажник ВАЗ 2101Вместо вывода
Трудно делать какие-то выводы о машинах тех времен. Когда-то этот автомобиль радовал советские семьи и водителей в частности. Теперь он считается раритетом и цениться любителями. На улицах и дорогах на “единичку” обращают внимание, а автомобилисты часто спрашивают, не продается ли данный экземпляр. И думаю многим хотелось бы иметь такую машину у себя в гараже, но не каждый может себе это позволить. Да и найти ВАЗ 2101 и его другие модификации в первозданном виде достаточно проблематично. Хозяину машины Денису повезло найти такой экземпляр.
Что касается названия, то вначале ее называли “Жигули”, затем “Единичка”, а когда её престиж снизился прозвали “Копейкой”.
С уважением, Айрат Кадырмаев. Пишите в комментариях, как вам такой автомобиль.
ВАЗ 2106 Жигули классический советский автомобиль – Стоковое редакционное фото © Aksakal #122541082
ВАЗ 2106 Жигули классический советский автомобиль – Стоковое редакционное фото © Aksakal #122541082Изображения
VideositorialMusic & SFX
Инструменты
Enterprise
Цена
Все изображения
Log Insign Up
Редакционное использование только
. Войти
Я согласен с Соглашением о членствеПолучать информационные бюллетени и специальные предложения
НЕСЕБАР, БОЛГАРИЯ — 02 сентября: ВАЗ 2106 Жигули классический советский автомобиль припаркован рядом с отелем Marvel в Несебре, Болгария, 02 сентября 2016 г.
— Фото автора Aksakal
Похожие
Та же серия:
Гродно, Беларусь — 08 сентября 2013 г.: Классический старый советский автомобиль на стоянке в городе Варшава, Польша — 10 марта 2019 г.: Ряд желтых и красных ретро-такси, Polski Fiat 125p на парковка возле Дворца культуры и наукиРомантический образ счастливой невесты и жениха в ретро-мобильном стиле , 2016: Вид на аутентичный ресторан Капитанска срешта с набережной НЕСЕБАР, БОЛГАРИЯ — 29 августа: Смоковница со спелыми плодами на древних улицах Несебра, Болгария, 29 августа 2016 г. Руины византийской базилики VI века. Несебр. Болгария. Вид изнутри из церкви Святой Софии на старый город Несебр, БолгарияНесебр, Болгария — 30 августа 2016 г.: Церковь Святого Иоанна Крестителя в старом городе НесебрНесебр, Болгария — 30 августа 2016 г.: Церковь Св. Иоанна Крестителя в старом городе НесебрНесебр, Болгария — 30 августа 2016 г.: Древняя церковь Святого Спасителя в старом городе НесебрНесебр, Болгария — 30 августа 2016 г. : Вид на аутентичный ресторан Капитанская среща с набережнойUsage Information
Вы можете использовать эту бесплатную редакционную фотографию «ВАЗ 2106 Жигули, классический советский автомобиль» в личных и некоммерческих целях согласно Стандартной лицензии. Это стоковое изображение можно использовать для иллюстрации историй в газетных и журнальных статьях и постах в блогах. Обратите внимание, что редакционные стоковые фотографии нельзя использовать в рекламных или рекламных материалах.
Вы можете купить эту редакционную фотографию и скачать ее в высоком разрешении до 3100×2067. Дата загрузки: 6 сентября 2016 г.
Инструменты
Удалить фон. Удалить валют с видео поиска.Контакты и поддержка
- +49-800-000-42-21
- Свяжитесь с нами
- Depositphotos Отзывы
© 2009-2023. Depositphotos, Inc. США. Все права защищены.
Вы используете устаревший браузер. Чтобы работать в Интернете быстрее и безопаснее, бесплатно обновитесь сегодня.
Жигули
- автомобиля Лада Лада печати винтажного стиля советские авто
Нажмите, чтобы увеличить
В наличии осталось 3 шт.
Цена: 42,31 австралийского доллара +
Загрузка
Мало на складе
* НДС продавца включен (где применимо). Etsy может взимать дополнительный налог на товары и услуги на кассе
. Звездный продавец
Звездные продавцы имеют выдающийся послужной список в обеспечении отличного обслуживания клиентов – они постоянно получали 5-звездочные отзывы, вовремя отправляли заказы и быстро отвечали на любые полученные сообщения.
| 7 565 продаж |
5 из 5 звездРазмер
Выберите размер 15,7 х 23,6 дюйма (48,57 австралийских долларов) 22 х 33,5 дюйма (62,68 австралийских долларов) 23,6 х 35,4 дюйма (68,94 австралийских долларов) 11,8 х 17,7 дюйма (42,31 австралийского доллара)
Пожалуйста, выберите размер
Продавец звезд. Этот продавец неизменно получал 5-звездочные отзывы, вовремя отправлял заказы и быстро отвечал на все полученные сообщения.
Доступна подарочная упаковка.
Смотрите подробности
Подарочная упаковка OneEraLate
ТОЛЬКО для ЧАСОВ: красная или черная бархатная коробка для срочной доставки и прочная бумажная коробка с золотой бумажной упаковкой и атласным ремешком для обычной доставки
Исследуйте похожие запросы
подарок парню
Исследуйте другие похожие поисковые запросы
Внесен в список 27 декабря 2022 г.
52 избранных
Сообщить об этом элементе в Etsy
Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…
Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.
Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.
Сообщить о проблеме с заказом
Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.
Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.
Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы
Посмотреть список запрещенных предметов и материалов
Ознакомьтесь с нашей политикой в отношении контента для взрослых
Товар на продажу… не ручная работане винтаж (20+ лет)
не ремесленные принадлежности
запрещено или с использованием запрещенных материалов
неправильно помечен как содержимое для взрослых
Пожалуйста, выберите причину
Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.