Расшифровка маркировки масел моторных: расшифровка аббревиатур на этикетках масел

Маркировка моторных масел, расшифровка • RICH-AUTO

Показатели низкотемпературной вязкости 
  • 0W– масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С
  • 5W– масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С
  • 10W– масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С
  • 15W– масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С
  • 20W– масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град. С
Показатели высокотемпературной вязкости
  • 30 – масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С
  • 40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С
  • 50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С
  • 60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше

Чем меньше цифра – тем «жиже» масло, чем больше цифра – тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.

Область применения масла классифицируется в основном по API (American Petroleum Institute)

– в обозначениях API ставятся две буквы (например, SJ или CF), первая из которых обозначает тип двигателя: S-бензиновый мотор, C-дизельный. Вторая буква конкретизирует условия применения масла – современный двигатель или старый, с турбиной или без. Если масло обозначено API SJ/CF – значит, оно подходит и для бензиновых и для дизельных моторов данной категории.

Обозначения API для бензиновых моторов
  • SC – автомобили, разработки до 1964 годов
  • SD – автомобили, разработки 1964-1968 годов
  • SE – автомобили, разработки 1969-1972 годов
  • SF – автомобили, разработки 1973-1988 годов
  • SG – автомобили, разработки 1989-1994 годов, для жестких условий эксплуатации
  • SH – автомобили, разработки 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатации
  • SJ – автомобили, разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства
  • SL – автомобили, разработки 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации
  • SM – автомобили разработки с 2004 года, SL+повышенная стойкость к окислению

При смене типа масла, по классификации API можно идти лишь «по возрастающей», и менять класс лишь на парочку пунктов. К примеру, вместо SH использовать SJ, обычно масло более высокого класса уже содержит необходимые присадки «предыдущего» масла. Однако, к примеру переходить с SD (для старых авто) на SL (для современных авто) не следует – масло может оказаться слишком уж агрессивным.

Обозначения API для дизельных моторов
  • CB – автомобили до 1961 г., высокое содержание серы в топливе
  • CC – автомобили до 1983 г., работающие в тяжелых условиях
  • CD – автомобили до 1990 г., много серы в топливе и тяжелые условия работы
  • CE – автомобили до 1990 г., двигатель с турбиной
  • CF – автомобили с 1990 г., с турбиной
  • CG-4 – автомобили с 1994 г., с турбиной
  • CH-4 – автомобили с 1998 г., под высокие нормы токсичности США
  • CI-4 – современные автомобили, с турбиной, с клапаном EGR
  • CI-4 plus – аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США

В Европе часто используется классификация масла по ACEA (Европейская ассоциация авто-производителей). Отчасти требования к качествам масла пересекаются с требованиями API, однако, они более жесткие по ряду параметров. Масла для бензиновых и дизельных двигателей обозначаются буквосочетанием «А/В» с определенной цифрой после буквы. И чем больше эта цифра – тем выше требования к маслу: к примеру, масло с классом ACEA A3/B3 так же имеет класс API SL/CF. Однако, используя высоконагруженные турбированные компактные моторы, европейцы вынуждены разрабатывать и специальные масла с максимальными защитными свойствами и минимальной вязкостью (дабы снизить потери на трение и улучшить экологические показатели). К примеру, масло класса ACEA A5/B5 по ряду параметров может оказаться «круче» API SM/CI-4.

Так же существует классификация масла по ISLAC (международный комитет, созданный американцами и японцами), однако все стандарты качества ISLAC пересекаются со стандартами API. Так, масла ISLAC класса GL-1 используются для бензиновых двигателей и соответствуют маслам API SH, масла ISLAC GL-2 используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SJ, ну а ISLAC GL-3, как не трудно догадаться, используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SL. Так же для японских дизельных автомобилей может потребоваться масло спецификации JASO DX-1, которая учитывает жесткие требования к качеству моторных масел для современных экологичных высоконагруженных японских турбодизелей.

Некоторые секреты подбора моторного масла

Когда подходит время замены моторного масла, вопрос «Лить или не лить?» уже не возникает. И основная задача заключается не в том, масло какой торговой марки предпочесть, а в том, как правильно выбрать его тип — независимо от того, кем произведен этот продукт.

Обычно автолюбители не изучают внимательно надписи на этикетке. А чтобы их «расшифровать», нужно разобраться в основных стандартах моторных масел.
Вязкость — не показатель качества

Первое, что бросается в глаза при изучении этикетки масла, — класс его вязкости. А поскольку мы избалованы таким благом цивилизации, как всесезонные масла, речь пойдет только о них.

Во всем мире принята классификация масел по вязкости, разработанная Обществом автомобильных инженеров США (Society of Automotive Engineers — SAE). Все, конечно же, знакомы с такими маркировками как 5W-40, 10W-40 и так далее. Что же они означают?

Первое число с буквой W (Winter — зима) свидетельствует о принадлежности масла к так называемому зимнему, низкотемпературному классу вязкости. Первая цифра указывает, насколько легко масло будет прокачиваться по системе смазки, т. е. как быстро поступит к рабочим поверхностям деталей, и сколько энергии АКБ будет затрачено на привод стартера (вязкость при 40° С). Число, которое указано после тире, — это летний (высокотемпературный) класс вязкости, соответствующий вязкости масла при рабочей температуре мотора (при 100° С).

Заблуждаются те, кто думает, что эти показатели можно просто взять и измерить. Ведь величины, о которых мы только что говорили, — это так называемые собирательные числа. Данные классы присваиваются маслу после комплексного измерения его показателей (например, динамической и кинематической вязкости).

Есть еще один важный момент. Принято считать, что, например, масло с вязкостью 10W-40 лучше, чем 15W-40.

Это связано с тем, что многие привыкли к следующим шаблонам: синтетика имеет класс вязкости 5W-40, полусинтетика — 10W-40, минералка — 15W-40. Но ведь на рынке уже представлены фирмы, производящие 100 % синтетику классов вязкости 10W-40, 10W-60, 15W-50, 15W-60 и даже 20W-60. Существуют и минеральные масла «нетрадиционной» вязкости, например, 10W-30. Поэтому следует запомнить, что вязкость не является главным показателем качества или базовых составляющих масла. А чтобы выяснить, синтетическое оно или нет, лучше просто прочесть его характеристику.

API — не просто знак качества

Следующий стандарт — API, разработанный Американским институтом нефти. Некоторые продавцы преподносят покупателям эту классификацию как своеобразный знак качества — мол, чем выше класс, тем лучше. На самом деле это всего лишь разделение масел по эксплуатационным свойствам.

Согласно API масла делятся на смазочные материалы для бензиновых двигателей (категория S) и для дизельных (категория C). Каждая из этих категорий, в свою очередь, делится на классы.

С маслами для дизелей все просто. Они в основном относятся к классу CF. Это значит, что данная продукция пригодна для эксплуатации в высокофорсированных дизельных двигателях как с турбонаддувом, так и без него.

Классификация масел для двигателей, работающих на бензине, разнообразнее. Начнем с классов SF и SG, так как предшествующие им уже не актуальны. Масла SF предназначены для двигателей машин, запущенных в серийное производство с 1980 по 1989 гг., SG — для моторов легковых автомобилей и легких грузовиков 1989 — 93 годов выпуска. Спрос на эту продукцию обусловлен невысокой ценой и соответствием требованиям производителей двигателей, снятых с производства и морально устаревших. В качестве примера можно привести моторы «вазовской» «классики», для которых вполне достаточно, чтобы масла соответствовали требованиям класса SG.

Стандарт SH был предназначен для моторов, серийное производство которых было начато в 1994 году, и заменяет все предыдущие классы. Но как раз с середины 90-х технический прогресс начал продвигаться вперед семимильными шагами. Поэтому «правление» класса SH продлилось недолго.

Его «наследник», класс SJ, принятый в 1996 году, в основном соответствует SH. Разница лишь в дополнительных требованиях к расходу масла, экономии топлива и способности масла не образовывать отложений при нагреве. Этот класс одобрен большинством производителей для применения в двигателях 90-х годов выпуска.

Но для современных автомобилей этих требований оказалось недостаточно. Поэтому в новейших бензиновых моторах применяются масла, соответствующие классу SL, который введен с 2001 года. В отличие от предыдущих, масла класса SL характеризируются большей стабильностью, меньшей летучестью и достаточным ресурсом для увеличенного срока эксплуатации до замены (если таковой рекомендован производителем двигателя).

Экономить можно не всегда.

«Третий кит» классификации автомасел внедрен ACEA (Ассоциацией европейских автопроизводителей). О его «тонкостях» знают далеко не все профессиональные продавцы и мастера автосервиса. А зря. Ведь если не обращать внимания на классы ACEA, необходимость капремонта мотора может возникнуть гораздо раньше.

Среди масел есть так называемые энергосберегающие. По названию нетрудно догадаться, что они предназначены для экономии топлива. За счет чего она достигается? Существует такой показатель как HT/HS (High temperature/High shear viscosity) — вязкость масла в условиях высокой температуры и большой скорости сдвига. Обычное масло при температуре 150О С остается достаточно вязким (HT/HS > 3,5 мПа·с), при этом топливо не экономится, но обеспечивается нормальная защита двигателя. Если же при этих условиях вязкость снижается больше (HT/HS от 2,9 до 3,5 мПа·с), детали мотора перемещаются легче, обеспечивая экономию горючего. Поэтому такое масло называют энергосберегающим. Но, как нетрудно догадаться, при этом одновременно снижается толщина масляной пленки, которая должна защищать детали от износа при высоких температурах.

Заведомо негативно относиться к энергосберегающим маслам не стоит. Ведь некоторые двигатели разработаны именно «под них». В основном это моторы японских автопроизводителей. Лишь эти масла могут легко поступать к узлам трения по их узким маслопроводам. Ресурс таких двигателей от этого не сократится. Энергосберегающие масла можно применять только в том случае, если они рекомендованы заводом-изготовителем автомобиля! Например, BMW и Mercedes-Benz их не рекомендуют. Нельзя их применять также в большинстве старых автомобилей любых марок, двигатели которых нуждаются в усиленной защите. Вот и получается, что экономить можно не всегда.

Рассмотрим две категории классификации АСЕА, которые имеют отношение к легковым автомобилям. Категория А — это масла для бензиновых двигателей, В — для дизельных. По принципу энергосбережения они структурированы одинаково. Классы А1, А5, В1, В5 — энергосберегающие. Остальные (А2, А3, В2, В3, В4) — стандартные. И если вы запомните этот нехитрый принцип, то уже не купите энергосберегающее масло к старенькому автомобилю, двигатель которого нуждается в усиленной защите.
Круговая порука

Все три «кита» классификации автомасел связаны между собой. Например, если по API масло относится к классу не выше, чем SH, то по ACEA оно не может соответствовать энергосберегающим классам А1 или А5, так как требования к энергосбережению появились только начиная с класса SJ. В то же время, если по АСЕА продукт имеет класс А5, то по API он должен соответствовать SL, поскольку только у классов этого уровня есть требования к ресурсу для удлиненного пробега между заменами масла. Еще одна связь — универсальные масла делятся на два класса: бензиновые и дизельные, как по API, так и по АСЕА.

Классы вязкости также имеют связь с классификацией АСЕА. Обычно энергосберегающим классам А1, В1, А5 и В5 соответствуют высокотемпературные показатели 30 и ниже (например, 5W-30, 10W-30 и т. д.). А масла с показателем 40 и выше (например, 5W-40, 15W-50) соответствуют классам А2, А3, В2, В3, В4, то есть энергосберегающими не являются.

Вязкость (Viscosity) — внутреннее трение или сопротивление течению жидкости. Эта характеристика является важнейшим физико-химическим свойством масла, оказывающим влияние на силу трения. Существуют два показателя: кинематическая и динамическая вязкость.

Порядок расположения категорий S и C в индексе не случаен. Если на этикетке написано, например, «SJ/CF», значит, масло универсальное и предназначено для бензиновых и дизельных двигателей, но предпочтительнее для применения в бензиновых. Если наоборот — «CF/SJ», то это универсальный продукт, больше ориентированный на дизели.

Теперь о применении. Для «Жигуленка» или старенькой иномарки (70-х — 80-х годов выпуска) вполне подойдет масло с показателями SAE — 15W-40, API — SF/CD или SG/CD, АСЕА — А2/В2. Если вы бороздите необъятные просторы родины на переднеприводном ВАЗе или на иномарке 90-х, выбирайте масло по SAE 15W-40 или 10W-40, по API — SH/CF или SJ/CF, по АСЕА — А3/В3. Для двигателей новейших автомобилей параметры масла должны быть следующими: SAE — 5W-40 или 0W-40, API — SL/CF, АСЕА — А3/В3/B4. Заметьте, что в этом перечне не упомянуты энергосберегающие классы и стандарты. Их применение специфично. Поэтому, если хотите точно знать, какое масло рекомендовано к применению в вашем автомобиле, загляните в руководство по эксплуатации. Если же его нет, перед покупкой не поленитесь открыть каталог по подбору масел и найти там свою модель, чтобы в дальнейшем осознанно контролировать процесс правильного подбора смазочных материалов.

Метки: ACEA, API, ISLAC, вязкость, масло, Масло моторное, моторное масло, расшифровка SAE

Маркировка моторного масла по SAE, API, ACEA

Некоторые автомобилисты, даже с приличным стажем, не до конца понимают допуски и характеристики, указанные на канистре моторного масла. Ниже мы кратко разберем маркировку моторного масла и расшифровку основных обозначений.

Вязкость по SAE

Индекс вязкости является наиболее узнаваемым обозначением. Сегодня более 90% моторных масел маркируются по SAE J300 (классификация, созданная сообществом автомобильных инженеров). По этой классификации все моторные масла испытываются и маркируются по вязкости и в зависимости от температуры перехода в нерабочее состояние.

Обозначение SAE состоит из двух индексов: летнего и зимнего. Эти индексы можно использовать как по отдельности (для конкретных летних или зимних смазочных материалов), так и вместе (для всесезонных смазочных материалов). Для всесезонных масел летний и зимний индексы разделяются дефисом. Зима пишется первой и состоит из однозначного или двузначного числа и буквы «W» после цифр. Летняя часть маркировки указывается через дефис цифрой без буквенной приписки.

По стандарту SAE J300 летние обозначения могут быть: 2, 5, 7,5, 10, 20, 30, 40, 50 и 60. Зимних обозначений меньше: 0W, 2,5W, 5W, 7, 5 Вт, 10 Вт, 15 Вт, 20 Вт, 25 Вт.

Значение вязкости SAE сложное. А именно указывает на несколько характеристик масла. Для зимнего назначения учитывают такие параметры, как: температура застывания, температура свободной прокачиваемости масляным насосом и температура, при которой коленчатый вал гарантированно проворачивается без повреждения шеек и вкладышей. Например, для масла 5W-40 минимальная рабочая температура составляет -35°С.

Так называемый летний индекс в маркировке SAE показывает, какую вязкость будет иметь масло при температуре 100°С (в режиме работы двигателя). Например, для того же масла SAE 5W-40 кинематическая вязкость составляет от 12,5 до 16,3 сСт. Этот параметр является наиболее важным, так как от него зависит, как ведет себя масляная пленка в местах трения. Исходя из конструктивных особенностей мотора (зазоры в сопрягаемых поверхностях, контактные нагрузки, скорость взаимного перемещения деталей, шероховатость и т.д.), автопроизводитель подбирает оптимальную вязкость для конкретного двигателя внутреннего сгорания. Эта вязкость указана в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Автомобилисты ошибочно связывают так называемый летний индекс напрямую с допустимой рабочей температурой масла в летний период. Такая связь есть, но она очень условна. Непосредственно летний индекс указывает только одну величину: вязкость масла при 100°С.

Что означают цифры в моторном масле?


Посмотреть это видео на YouTube

Классификация API

Вторым по распространенности обозначением является классификация масел API (Американский институт нефти). Здесь тоже в маркировку включен набор индикаторов. Можно сказать, что этот классификатор указывает на технологичность масла.

Расшифровка, предложенная инженерами Американского института нефти, достаточно проста. Классификация API включает две основные буквы и, в некоторых случаях, цифру через дефис, указывающую область использования того или иного масла. Первая – это буква, обозначающая область применимости масла в зависимости от системы питания двигателя. Буква «S» указывает на то, что масло предназначено для бензиновых двигателей. Буква «С» указывает на дизельную принадлежность смазки.

Вторая буква относится к технологичности масла. Под технологичностью понимается большой набор характеристик, который имеет свой набор требований для каждого отдельного класса API. И чем дальше от начала алфавита вторая буква в обозначении API, тем технологичнее масло. Например, масло SM класса API лучше, чем SL. Для дизелей с сажевыми фильтрами или повышенными нагрузками можно использовать дополнительные буквы маркировки, например, CJ-4.

Сегодня для гражданских легковых автомобилей продвинуты классы SN и CF по API.

Классификация ACEA

Европейская ассоциация автопроизводителей ввела собственную систему оценки применимости моторных масел в определенных двигателях. Эта классификация состоит из буквы латинского алфавита и цифры. В этой технике четыре буквы:

  • А — бензиновые двигатели.
  • Б — дизельные легковые автомобили без сажевых фильтров.
  • C — автомобили с дизельным двигателем, оборудованным сажевым фильтром.
  • E — коммерческие автомобили с тяжелонагруженными дизельными двигателями.

Цифра после буквы указывает на нетехнологичность масла. Сегодня большинство моторных масел для гражданской техники являются универсальными и имеют маркировку А3/В3 или А3/В4 по ACEA.

Другие важные характеристики

На свойства и область применения моторного масла также влияют следующие характеристики.

  1. Индекс вязкости. Показывает, насколько масло изменяет вязкость при повышении или понижении температуры. Чем выше индекс вязкости, тем меньше зависимость смазки от изменений температуры. Сегодня этот показатель колеблется от 150 до 230 единиц. Масла с высоким индексом вязкости лучше подходят для климата с большой разницей между максимальной и минимальной температурой.
  2. Температура замерзания. Точка, в которой масло теряет текучесть. Сегодня высококачественная синтетика может оставаться текучей при температурах до -50°C.
  3. Температура вспышки. Чем выше этот показатель, тем лучше масло противостоит выгоранию в цилиндрах и окислению. Для современных смазочных материалов температура вспышки составляет в среднем от 220 до 240 градусов.

  1. зола сульфатная. Показывает, сколько твердой золы остается в цилиндрах после выгорания масла. Рассчитывается в процентах от массы смазочного материала. Сейчас этот показатель колеблется от 0,5 до 3%.
  2. Щелочное число. Определяет способность масла очищать двигатель от шламовых отложений и противодействовать их образованию. Чем выше базовое число, тем лучше масло борется с отложениями сажи и шлама. Этот параметр может находиться в пределах от 5 до 12 мгКОН/г.

Есть несколько других характеристик моторного масла. Однако на канистрах они обычно не указываются даже с описанием подробных характеристик на этикетке и не оказывают большого влияния на эксплуатационные свойства смазки.

Как выбрать моторное масло? Что такое АСЕА.


Посмотрите это видео на YouTube

Руководство для начинающих по проверке уровня масла

Ваш автомобиль — один из самых важных активов. На ваш автомобиль оказывается большое давление, чтобы доставить вас туда, куда вам нужно, несмотря ни на что. Часто упускается из виду один из самых важных рабочих элементов вашего автомобиля — моторное масло. Знание того, что такое моторное масло, что оно делает для вашего автомобиля и как его обслуживать, даст вам важные знания, которые продлят срок службы вашего автомобиля.

Что такое автомобильное моторное масло и почему оно важно?

Автомобильное моторное масло — это смазка, уменьшающая трение между движущимися частями. Масло для вашего автомобиля создает пленку, которая разделяет соседние движущиеся части, чтобы свести к минимуму тепло, вызванное контактом между ними. Это улучшает герметичность и охлаждает двигатель. Некоторые масла также очищают и уменьшают коррозию.

Какие существуют типы моторного масла?

Моторное масло получают из сырой нефти и смешанных химических соединений. Одной из величайших характеристик масла является его вязкость или сопротивление течению. Это необходимо для правильной смазки. Поскольку вязкость меняется с температурой, моторные масла измеряются по индексу. Более высокое значение индекса означает, что вязкость или сопротивление потоку меньше изменяются при колебаниях температуры. Моторные масла классифицируются по индексу вязкости от 0 до 60, и эти значения называются «массой» масла. Во всех случаях сопротивление потоку должно быть достаточно высоким, чтобы обеспечить достаточную смазку, но достаточно низким, чтобы масло могло течь по всему двигателю. За цифрами от 0 до 25 в индексе может следовать буква «W», указывающая на зимнее масло. Это помогает определить лучшее масло для зимы, так как масло загустеет, если оставить его на ночь при низких температурах. Универсальное или всесезонное масло для вашего автомобиля (например, 10W-30) запустится и будет работать в широком диапазоне температур от мороза до более высоких температур. По мере использования масло разрушается, сгорает и загрязняется микроскопическими металлическими частицами, что затрудняет смазку и рассеивание тепла. Масло и фильтр требуют регулярной замены. Длительные интервалы между заменами масла способствуют накоплению шлама и сажи. Вот почему масло и фильтр необходимо регулярно менять.

Признаки низкого давления масла

Одним из признаков, указывающих на необходимость проверки масла, является запах гари от вашего автомобиля. Уровень масла в вашем автомобиле может упасть из-за длительного времени между заменами масла, что приводит к его выгоранию. Важно заменить масло до рекомендуемого уровня. В некоторых автомобилях загорание «Check Engine Light» может означать неисправность датчика или низкий уровень масла, и следует немедленно обратиться к механику.

При игнорировании индикаторов и предупреждений двигатель начнет стучать. Эти звуки — ломаются штоки, толкающие поршни через цилиндры. Тогда вам понадобится новый двигатель, и это может привести к аннулированию гарантии на ваш автомобиль. Избегайте доводить дело до этой стадии.

Что нужно для проверки масла?

Проверить масло проще, чем вы думаете.

  1. Во-первых, подождите, пока ваш автомобиль не остынет.
  2. Затем вы можете открыть капот и найти щуп уровня масла — высокий плоский металлический стержень, обычно расположенный спереди или сбоку двигателя.
  3. Приготовьте чистое бумажное полотенце и вытащите щуп. Моторное масло скапливается внизу, где щуп входит в картер. *Примечание. В зависимости от того, насколько свежее ваше масло и как работает ваш автомобиль, цвет моторного масла может варьироваться от прозрачного, прозрачно-желтого до более темного, непрозрачного коричневого.*
  4. Чтобы проверить уровень масла, подождите, пока ваш автомобиль остынет. Когда двигатель работает, масло будет выплескиваться на щуп и давать ложные показания.
  5. Когда вы проверяете масло на щупе, помните, что масло может выглядеть чистым, но если оно оставляет пятно, ощущается песком на пальцах или имеет запах гари, вам необходимо немедленно заменить его.
  6. Когда вы закончите, протрите щуп начисто, снова вставьте его так же, как он вышел, и снова проверьте уровень. Если щуп застревает на входе, переверните его. Трубка изогнута и принимает щуп только в одну сторону.
  7. В основании маслоизмерительного щупа есть две метки или небольшие отверстия, указывающие на высокий и низкий уровни моторного масла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *