Производитель Peugeot, Opel и Citroen останавливает работу в России из-за санкций
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Anton Novoderezhkin/TASS
Автоконцерн Stellantis остановил сборку в России «из-за каждодневно нарастающей угрозы перекрестных санкций и логистических проблем». На принадлежащем Stellantis заводе под Калугой собирали автомобили Opel, Citroen и Peugeot различных моделей.
Остановка предприятия означает, что на текущий момент в России остаются только два полноценно работающих автосборочных производства: УАЗ и китайский Haval, отмечает издание The Bell.
По данным портала «Автостат», всего в России продолжают производство легковых автомобилей четыре автозавода — речь идет также о предприятиях «Мазда Соллерс» (совместное предприятие владельца УАЗ и японской Mazda) и «Автотор» (выпускает корейские Kia и Hyundai, но больше не выпускает BMW).
О том, что завод в Калуге вынужден будет приостановить работу из-за нехватки запчастей, генеральный менеджер компании Карлос Таварес заявлял еще в конце марта.
- Литиевые аккумуляторы, оборудование для ремонта, бумага. Дефицит чего предрекают в России
- Война России с Украиной заставляет Германию жечь мосты в отношениях с Москвой
- Школьная методичка о «пользе» санкций — разбираем ее с экономистами Сониным и Гуриевым
Автоконцерн Stellantis находится на четвертом месте в мире по объему производства, однако в России занимает лишь около 1% рынка, отмечает агентство Рейтер.
Концерн Stellantis владеет заводом «ПСМА Рус» в Калужской области совместно с автопроизводителем Mitsubishi Motors, приостановившим поставки в Россию и местное производство ранее в этом месяце. Японская компания также объясняла свое решение логистическими трудностями.
После вторжения России в Украину десятки компаний сообщили о приостановке работы, в том числе автопроизводители Ford, General Motors, Porsche, Suzuki, Volkswagen, Volvo. Экспорт в Россию решили прекратить Ferrari и Lamborghini, а также Jaguar Land Rover.
Часть компаний приостановила сотрудничество с Россией из-за войны, часть — из-за проблем с логистикой. Значительную роль сыграло также введение технологических санкций на поставки полупроводников, телеком-оборудования, электронных компонентов и других важных технологических элементов.
Так, «АвтоВАЗ» с начала войны приостанавливал работу и отправлял сотрудников в простой, затем переносил корпоративный отпуск, а также объявлял о переходе на четырехдневную рабочую неделю из-за проблем с поставками комплектующих.
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
С аналогичными проблемами столкнулись и другие российские производители. Чтобы позволить им продолжать работу, российские власти могут временно разрешить выпуск машин всех экологических классов, включая «Евро-0», пишут СМИ.
Концерны уже собрали несколько тысяч машин, не соответствующих действующему стандарту «Евро-5», из-за отсутствия электронных блоков управления, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источники.
По данным издания, постановление дает минпромторгу полномочия и дальше снижать требования к конструкции автомобилей, если это потребуется производителю для сохранения выпуска и будет согласовано с ГИБДД.
Таким образом, документ фактически разрешит производство упрощенных моделей с более низкими нормами экологии и безопасности, отмечает портал Autonews.
При этом меры будут касаться только крупных традиционно отечественных автоконцернов (по данным источников Autonews, речь идет о заводах «АвтоВАЗ», КАМАЗ и «Урал»). Завод по сборке китайского Haval, продолжающий работу в России, не сможет воспользоваться послаблениями.
«Вариантов работы два: полное прекращение производства или возврат к технологиям в лучшем случае начала 2000-х годов. Понятно, что останавливать заводы нельзя. Но при этом не получится применять к автомобилям, созданным на таких технологиях, технические требования 2022 года», — объяснял изданию в начале апреля руководитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
Точка пересечения — Авторевю
Открытый два года назад завод PCMA Rus (Peugeot Citroen Mitsubishi Automotive) занимался лишь «отверточной» сборкой, но в июле здесь запустили производство полного цикла — со сваркой и окраской кузовов. Причем если не считать выпуска «клонированных» моделей вЯпонии, калужский завод — единственный в мире, на котором одновременно производят разные автомобили Группы PSA и Mitsubishi Motors!
Дружба двух компаний началась в 2005 году, когда в PSA договорились с Mitsubishi о том, чтобы японцы выпускали под их брендами слегка видоизмененные кроссоверы Outlander XL — так появились Peugeot 4007 и Citroen С-Сrosser. Спустя два года PSA и Mitsubishi почти одновременно заключили договор с правительством России о промышленной сборке иномарок. К строительству завода первыми приступили французы летом 2008 года. Но тут грянул финансовый кризис, и компаньоны, прикинув возможные риски и дополнительные затраты, решили строить завод сообща, при этом 70% затрат легло на плечи PSA, а 30% должны были предоставить японцы.
Выгода тогда казалась очевидной, ведь основной продукцией должны были стать кроссоверы-близнецы. А поскольку производственные мощности партнеры поделили в той же пропорции, что и инвестиции, французы добавили в производственную программу свои легковые модели: кроме трех кроссоверов в 2010 году на PCMA начали «отверточно» собирать хэтчбеки Peugeot 308 и Citroen C4.
Но к запуску производства полного цикла появился Mitsubishi Outlander нового поколения, и французских клонов у него уже не будет. Где же французы с японцами нашли новую точку пересечения интересов?
Производительность автоматизированной сварочной линии для автомобилей Peugeot/Citroen — 18 кузовов в час. Но в Калуге роботы выполняют на кузове Peugeot 408 лишь пятьсот сварных точек — остальные сварочные операции производят на предприятиях-смежниках, в том числе в Китае (оттуда приходит часть кузовных панелей)
Главное, на чем получилось сэкономить, построив один завод на двоих, — это дорогой цех окраски кузовов. Еще одна совместная статья расходов — инфрастуктура, склады и прочая логистика. О том, какую сумму удалось выиграть, компаньоны предпочитают не говорить, зато не без грусти рассказывают, что первоначальный объем инвестиций был серьезно превышен — инфляция и «российская действительность» прибавили к запланированным 470 млн евро еще почти 80 млн. При этом потенциальную мощность завода пришлось уменьшить со 160 до 125 тысяч машин в год. Почти такую же сумму Volkswagen вложил в калужское предприятие мощностью 150 тысяч машин. А 200-тысячный завод Hyundai в Санкт-Петербурге стоил 500 миллионов, причем не евро, а долларов.
Сам завод PCMA примечателен разве что своей компактностью: производственная площадь — всего 13 гектаров против 17 гектаров у того же Фольксвагена. Для легковушек Peugeot/Citroen и для кроссоверов Mitsubishi предусмотрены отдельные линии сварки кузовов и сборки, то есть сильно унифицировать технологию не получилось. Сварочные линии автоматизированы на 70% (54 робота Fanuc), но на сборке почти все операции производятся вручную: роботы лишь вклеивают лобовое и заднее стекла. Системным интегратором выбрали французскую компанию Fives Cinetic, которая сотрудничала с отечественными заводами еще во времена СССР (например, в начале семидесятых французы занимались монтажом подвесных конвейеров на АЗЛК и Ижмаше).
Монтаж линий для производства кроссоверов Mitsubishi Outlander начался лишь в марте — сейчас идут пусконаладочные работы и большую часть времени конвейеры стоят, а старт серийного выпуска запланирован на ноябрь
Система качества похожа на тойотовскую TPS — вдоль линий протянут желтый шнур-андон для остановки конвейера, а производственную цепочку венчает зона контроля. Каков эффект? Французы из Fives Cinetic, с которыми удалось пообщаться прямо у сборочной линии, утверждают, что претензий к качеству выпускаемых в Калуге машин у них нет. Кстати, из 1700 сотрудников завода сейчас около трехсот «иноземцев», но почти все они в течение трех месяцев должны разъехаться по домам — останутся лишь ключевые специалисты. Причем японцев гораздо меньше, чем французов. Заводчане шутят, что японцы — как «универсальные солдаты»: один инженер отвечает за обязанности шестерых.
Вообще за квалифицированные кадры в Калужской области сейчас разгорается борьба. Местный технопарк ширится: кроме предприятий Volkswagen и PCMA здесь уже работают «грузовой» завод Volvo и более десятка производителей автокомпонентов, вот-вот откроется шинный завод Continental. Дефицита рабочих пока нет, но их «миграция» между заводами увеличивается, а служебные автобусы с каждым месяцем ездят за сотрудниками все дальше от Калуги. На заводе вспоминают случай, когда к ним из глухой деревни приехал соискатель на… кобыле. Мужичок был полон решимости точно так же каждый день приезжать на работу — оставлять свое «транспортное средство» на общей парковке и даже убирать продукты его жизнедеятельности. На работу его не взяли — не прошел отбор.
Для обучения рабочих открыт тренинг-центр. Но если на завод VW не берут людей с опытом работы в российском автопроме, то предприятие PCMA ждет таких сотрудников с распростертыми объятиями: французы и японцы уверены, что переобучить правильно мотивированного человека проще, чем заниматься обучением «с нуля». Среднюю зарплату рабочих руководство завода не называет (не указана она и на рекрутских интернет-сайтах), но признает, что она немного ниже, чем у Фольксвагена. Зато на PCMA предлагают расширенный соцпакет и особенно гордятся комфортными условиями работы: в цехах и правда много зон отдыха с лавочками и туалетами.
В конце сборочной линии — зона контроля качества со световым тоннелем, где отчетливо видны малейшие дефекты лакокрасочного покрытия. Общая длина сборочного конвейера для автомобилей Peugeot/Citroen — 650 м, у кроссоверов этот путь короче — 400 м
Первым на конвейер встал седан Peugeot 408, к которому в начале следующего года присоединится соплатформенная четырехдверка Citroen C4 L: суммарный объем их выпуска — 85 тысяч машин ежегодно. Старт производства кроссоверов Mitsubishi Outlander нового поколения (40 тысяч в год) запланирован на ноябрь. Заявленная стартовая степень локализации «четыреста восьмого» — 33%, но она будет достигнута в лучшем случае к августу, если поставщики не подведут. Первые партии седанов сходят с конвейера с импортными панелями интерьера, сиденьями и другими комплектующими. Outlander и вовсе встанет на конвейер всего с 10-процентной степенью локализации.
«Отверточный» цех прекратит работу уже в конце июля — его помещение будет отдано под склад деталей и узлов. За два года здесь собрали почти 100 тысяч машин, но кроссоверы Peugeot 4007 и Citroen C-Crosser вот-вот уйдут с рынка, а хэтчбеки Peugeot 308 и Citroen C4 французам вновь придется импортировать.
Что дальше?
На PCMA очень хотят довести долю отечественных компонентов до 60% к 2016 году, но конкретных решений пока нет. В Группе PSA рассчитывают увеличить пул поставщиков в кооперации с General Motors (о создании глобального альянса объявили еще зимой), но у американского концерна с российской локализацией дела пока обстоят неважно: производство на питерском заводе «русифицировано» лишь на 20%.
На максимальную мощность завод PCMA должен выйти уже в следующем году — штат сотрудников к тому времени будет увеличен до 2500 человек. А первый этап расширения производства намечен уже на конец 2013 года.
Среди локализованных компонентов седана Peugeot 408 — бамперы, кресла и панели интерьера. Но, увы, не все российские поставщики успели наладить производство комплектующих в срок
Citroen, Mitsubishi, Peugeot, заводы, производство
Ситроен | Определение, история и факты
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
- Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Факты и сопутствующий контент
Андре-Гюстав Ситроен | Французский инженер
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
- 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.