Всё, что нужно знать об обслуживании тормозного суппорта
- Главная
- Статьи
- Клин, перегрев, коррозия: всё, что нужно знать об обслуживании тормозного суппорта
Автор: Михаил Баландин
Наверное, о суппортах уже рассказано всё. Но с тормозами — как с зарплатой: слишком много не бывает. Поэтому постараемся максимально подробно рассказать о том, как работает тормозной суппорт, как его правильно обслуживать и даже ремонтировать. И, само собой, покажем, что бывает, если суппорт не работает.
Что такое тормозной суппорт?
Суппорт — это та самая штука, в которой стоят тормозные колодки и которая прижимает их к тормозному диску при нажатии на педаль. С виду — суровая железяка, но в глубине души — довольно нежный механизм, требующий заботы и ласки. Точнее, смазки.
Работает он достаточно просто: когда мы давим на педаль тормоза, по магистралям (трубкам и шлангам) к суппорту подаётся тормозная жидкость. Она давит на поршень, который выходит из корпуса суппорта и давит на колодки.
В зависимости от конструкции суппорта поршень может быть один, а может — два или больше. Если поршень стоит только с внутренней стороны диска, то говорят о суппорте с плавающей скобой. В этом случае поршень давит только на внутреннюю колодку. Под его воздействием колодка прижимается к диску, а скоба движется по направляющим и прижимает вторую колодку (внешнюю). Это самая простая конструкция, которая используется на большинстве бюджетных автомобилей. И особенности этой конструкции объясняют тот факт, что внутренняя колодка обычно изнашивается быстрее внешней: она быстрее прижимается к диску и проводит с ним в контакте больше времени, чем внешняя.
Если поршни стоят с обеих сторон диска, то конструкция называется фиксированной. Принцип работы точно такой же, как и у суппорта с плавающей скобой, но колодки прижимаются к диску одинаково с обеих сторон. Тормоза в этом случае более эффективные, но большинству автолюбителей разница заметна не будет. Впрочем, на тяжёлых машинах фиксированный суппорт встречается очень часто.
Ну, а каким же образом колодки отходят от диска после того, как водитель отпускает педаль тормоза? Обычно под действием резинового уплотнителя (манжеты) поршень просто немного отодвигается от диска. Это движение очень небольшое — десятые доли миллиметра. С одной стороны, это хорошо: чем ближе остаются колодки к диску, тем быстрее они смогут начать торможение при нажатии на педаль. Но с другой стороны, если суппорт не совсем исправен, колодки остаются в контакте с диском. Об этой ситуации мы поговорим чуть ниже.
В некоторых суппортах для разведения колодок используются специальные пружины. Но опять же: с ними повезло только не самым дешёвым автомобилям. У бюджетных машин с плавающей скобой в суппорте механизм проще — такой, какой описан чуть выше.
Итак, что в суппорте может пойти не так? Разбираться поедем в известную компанию Volk Brake Performance, специалисты которой не просто ремонтируют и обслуживают тормоза, но и строят настоящие тюнинговые тормозные системы. Там нам расскажут о суппортах всё.
Коррозия металла
Наш главный вопрос: какие неисправности могут быть у суппорта? В принципе, основная неисправность тут одна: потеря подвижности поршня или направляющих скобы суппорта. А вот причины этой неисправности могут отличаться.
Само собой, железки перестают двигаться исключительно из-за ржавчины. Почему же она появляется?
Первая причина — это естественное в ходе эксплуатации попадание грязи, воды и пыли под пыльники поршня и направляющей скобы. Теоретически там должна быть смазка, а на практике там со временем получается абразив. В мегаполисах, где зимой дороги щедро обрабатывают реагентами, абразив получается особенно агрессивным. В результате подвижность деталей теряется, и суппорт закисает.
Специалисты сервиса как-то ради интереса решили проверить, под каким давлением можно сдвинуть с места поршень, который не удалось выдвинуть сжатым воздухом. Положили суппорт под гидравлический пресс и хорошенько на него надавили. Сложно поверить, но усилие в 150 кг сдвинуть поршень не смогло. Ну а тормозная жидкость такой поршень не сдвинет и подавно.
Теперь перейдём ко второму вопросу: чем опасны заржавевшие поршень и направляющие?
В самой лёгкой ситуации — перекосом тормозной колодки. Задача скобы суппорта — не только подводить колодку к диску, но и выравнивать положение колодки относительно диска. Колодка должна прижиматься равномерно всей поверхностью. Если подвижность направляющих скобы нарушена, колодка встаёт наискосок. В этом случае будет очень хорошо заметен неравномерный износ колодки. И, само собой, износится она быстрее, чем положено. Кроме того, эффективность торможения на колесе с закисшими направляющими будет ниже. Водитель это, может быть, не всегда заметит, но на скользкой дороге эффект будет неожиданно неприятным.
Последствия закисания поршня суппорта намного серьёзнее. Сила, которая прижимает колодку к диску под давлением тормозной жидкости, намного больше той, которая прикладывается к колодке со стороны резинового уплотнителя или пружинки. Поэтому ржавый поршень ещё, может быть, способен прижать колодку к диску, а вот отойти от диска колодка уже не сможет. И водителю не остаётся ничего другого, как ехать на приторможенном колесе. Чем это чревато? Ничем хорошим.
Во-первых, это можно заметить по внезапно выросшему расходу топлива. Тут всё просто: свободный выбег становится меньше, накатом машина едет плохо, да и на газ реагирует уже не так охотно. Педаль надо давить больше, расход растёт. Но это не самое страшное.
Хуже, что от постоянного трения выходят из строя и колодки, и диск. Колодки, вроде бы, расходник, и чёрт бы с ними, но и их жалко. Хорошие колодки стоят денег, а их замена в сервисе тоже не бесплатная. В ходе постоянного трения о диск колодки в буквальном смысле жарятся. Затем они начинают выкрашиваться: сгорает связующий пластичный материал, колодки начинают “пылить” твёрдыми фракциями. Частицы попадают на диск и царапают его. Иногда — до такого состояния, что диск приходится менять, в лучшем случае — протачивать.
Диск тоже перегревается. Иногда на диске даже заметны следы локального перегрева. И этот перегрев намного опаснее, чем кажется. Мы привыкли думать, что самое страшное — это возможность превратить перегретый диск в “восьмёрку”. Да, ездить с поведённым диском — удовольствие ниже среднего. На высокой скорости педаль тормоза бьёт в ногу, появляется неприятное волнообразное торможение на низкой скорости.На самом деле последствия ещё более серьёзные: у хронически перегревающегося диска меняется состав, что негативно влияет на его сцепление с колодкой. Колодка по нему начинает просто скользить, практически не замедляя машину.
Если хронически пренебрегать обслуживанием суппорта, со временем придётся не просто менять смазку и резинки, но и весь корпус и поршень: на них появляется коррозия, которая не даёт обеспечить плотное прилегание уплотнительных колец и самого поршня. И в этом случае тормозную систему спасёт только замена суппорта. Обойдётся это заметно дороже обслуживания.
Специалисты сервиса вспомнили и самые опасные последствия, с которыми им приходилось сталкиваться. Три раза встречались развалившиеся диски (это самое тяжёлое последствие), а в некоторых ситуациях закипала тормозная жидкость. Новая “тормозуха”, конечно, не закипит. Но если её не менять много лет, со временем содержание воды в ней растёт (тормозная жидкость очень гигроскопична), и при приближении количества воды приблизительно к 4% жидкость может закипеть. Ну а паровая пробка в тормозной магистрали — это уже почти криминал: можно и убиться. А ещё одно интересное последствие сильного перегрева — это утечка смазки из ступичного подшипника. Случай редкий, но вполне вероятный: смазка становится слишком жидкой и просто вытекает из ступицы. Тут есть вероятность заняться не только ремонтом суппорта, но и заменой подшипника. А тем, на чьих машинах подшипник меняется в сборе со ступицей — ещё и заменой ступицы.
На этом чисто теоретическую часть можно закончить. Не уверен, что сказал что-то новое, но сказать должен был. Теперь перейдём к более практической части: что и как делать, чтобы тормозить правильно.
Главное — смазка!
Минутка рубрики “Очевидное — Невероятное”: самая полезная штука для здоровья суппорта — это смазка. Она выполняет несколько функций. Первая — очевидная: обеспечивает подвижность элементов конструкции суппортов. Вторая не такая очевидная, но и не сильно невероятная: смазка не даёт пыли, грязи и воде попасть внутрь корпуса суппорта. Поэтому при переборке суппорта стараются использовать лучшую смазку, которая хорошо себя зарекомендовала. Слава богу, прошли те времена, когда не было ничего лучше солидола или литола. Сейчас на рынке выбор смазок большой, так что есть, с чем поэкспериментировать. В Volk Brake Performance эксперименты со смазкой закончились лет восемь назад, когда мастера перешли на продукцию отечественной компании ВМПАВТО.
Для монтажа манжеты и установки поршня обычно используют смазку МС 1600.
По словам специалистов сервиса, она не только хорошо работает, но и удобна в использовании: её белый цвет позволяет контролировать равномерное нанесение смазки без пропусков. Такая же смазка используется и для резьбы штуцера.
Если коррозия ещё не сожрала корпус суппорта, то его можно очистить, смазать и поставить на машину. Для очистки используется пескоструйка, другим способом убрать с него всю грязь и ржавчину очень проблематично.
А вот уплотнительные кольца и пыльники повторно ставить нельзя в любом случае. Хорошо, что в продаже есть ремкомплекты практически для любых суппортов. В Volk Brake Performance пробовали разные комплекты, но в итоге остановились на продукции Frenkit. Звучит, как реклама, но если отзывы хорошие, то почему бы и нет.
При сборке суппорта и установке колодок просто необходимо использовать соответствующие смазки. Очень желательно, чтобы они были хорошими. Как я уже говорил, в этом сервисе любят продукцию ВМПАВТО, и претензий к качеству не возникает. Только нужно понять, что и чем смазывать. Можно, конечно, обойтись одной универсальной смазкой МС 1600, ее в сервисе применяют годами, и она подойдёт и для направляющих суппорта, и для поршня, и даже для обратной стороны колодок.
Но есть те, кто предпочитает брать специализированные смазки. Например, смазка PAG на полиалкиленгликолевой основе предназначена специально для направляющих суппорта и тормозного поршня. Ее главная особенность — износоустойчивость при мелких движениях, поэтому она так подходит для направляющих суппорта. Эта смазка не коксуется и не вызывает деформации и разрушения резиновых пыльников.
В сборке самое главное — делать всё аккуратно. Перекошенные при установке манжеты, надорванные пыльники — всё это сведёт результаты работы к нулю. Да и просто плохо очищенный суппорт невозможно собрать настолько тщательно, чтобы он дожил до следующего ТО.
Кстати, а как часто нужно обслуживать суппорты?
Беречь и защищать
Периодичность ТО суппортов — вопрос сложный. Лучше всего проводить их профилактику каждый раз при замене колодок. А вот по пробегу ориентироваться трудно. Кто-то умудряется прикончить колодки за 15-20 тысяч километров, кто-то ездит на комплекте по 50 тысяч. Как-то рассчитать нормальный интервал с таким разбросом сложно. Но есть ориентир по времени — это один год. Раз в год чистка и смазка суппорту необходима. Конечно, он будет ездить и без этой операции, но срок его службы будет заметно меньше.
Кроме того, периодичность обслуживания зависит от многих других факторов. Как я уже говорил, если в вашем городе зимой злоупотребляют реагентами, интервал лучше сократить. И было бы неплохо при мойке машины отмывать по возможности тормозные механизмы хотя бы снаружи. Реагенты сокращают жизнь не только суппортам, но и, например, тормозным трубкам, которые быстрее корродируют. Лишняя мойка им не помешает.
Разумеется, повышенное внимание потребуется суппортам автомобилей, которые часто ездят по грязи. Любите рыбалку, охоту или грибы? Не забывайте о чистоте тормозных механизмов.
Специалисты заметили ещё один интересный фактор, влияющий на ресурс суппортов — тип колёсных дисков. На одних и тех же автомобилях суппорты живут намного дольше, если машина ездит на легкосплавных или кованых дисках. Получается, штампованные диски ресурс сокращают. Объяснить этот факт однозначно они не могут. Есть предположение, что со штампами сложнее добраться до суппортов при мойке. Либо с ними хуже охлаждение. Однозначного ответа нет, но факт доказанный. Так что если вы ездите на штамповке, проверяйте суппорты почаще.
Ну, и последнее: для обслуживания суппортов не стоит использовать ремкомплекты и смазку неустановленного происхождения. Продукцию Frenkit и ВМПАВТО нам порекомендовали в профильной мастерской, которой мы доверяем, и названия этих производителей прозвучали у нас исключительно из большой любви к автомобилям. И к тормозам, без которых нам не выжить.
практика
Новые статьи
Статьи / Бизнес Чтобы взвесить грузовик: как правильно выбрать автомобильные весы Весовое оборудование является неотъемлемой частью любой промышленности.
Статьи / Гаджеты Навигатор Blaupunkt TravelPilot 700: задумывался как лучший в мире, но так им и не стал На ретро-тест Колес попала крайне необычная модель автомобильного навигатора. Российским автовладельцам она абсолютно не известна, однако в далеком уже 2008 году в мире на нее возлагались се… 224 1 0 04.05.2023
Статьи / Авто с пробегом Audi А4 IV B8 (8K) с пробегом: ищите сквозную коррозию и не гонитесь за экокожей «Четверка» от Audi в кузове 8K, он же A4 B8 – серьезное обновление для модели.
Радикально изменился дизайн как экстерьера, так и интерьера, был взят курс на повышение градуса спортивности. Н… 514 0 0 03.05.2023Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв 30 лет рабства: тест-драйв ГАЗ-53 Точнее было бы написать «тест-драйв ГАЗ-САЗ-3507 на шасси ГАЗ-53-14», но это слишком сложно. А вот просто ГАЗ-53 узнает каждый, кто успел выпить стакан газировки за одну копейку (с сиропом… 10290 9 878 09.12.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo? В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в… 9791 8 9 07.04.2023
Тест-драйвы / Тест-драйв Пятаки на снегу: первый тест-драйв Москвич 3 Про автомобили с эмблемой московского завода «Москвич» сейчас говорят много и не всегда – хорошо. Что уж там, всем ведь понятно, что в этом «россиянине с раскосыми и жадными глазами» из росс… 6833 17 2 23.12.2022
LIQUI MOLY — обслуживание тормозной системы
Файлы и ссылки:
- Презентация
- Подробное описание методики
- Очиститель тормозов
Обслуживание тормозной системы автомобиля включает в себя операции:
- Замена колодок и дисков
- Очистка и смазка тормозных суппортов
- Проверка и замена тормозной жидкости
- Обработка прилегающих поверхностей антипригарными составами, защита тормозных шлангов.
Препараты, используемые при обслуживании тормозных механизмов:
- Быстрый очиститель Schnell Reiniger, артикул 1900.
- Тормозная жидкость Bremsenflussigkeit DOT4, артикул 8834. 8832, 3098, 8836
- Силиконовый спрей Silicon-Spray, артикул 3955 (7567).
- Алюминиевый спрей Aluminium-Spray, артикул 7533 (7560).
- Медная паста Kupfer-Paste, артикул 7579, медный аэрозоль 3970, 3969
- Синтетическая смазка для тормозной системы, спрей Bremsen-Anti-Quietsch-Spray, артикул 3079, 7573. Паста — Bremsen-Anti-Quietsch-Paste, артикул 7585, 3077.
- Растворитель ржавчины с молибденом MoS2-Rostloser, артикул 1986
- антискрипная паста для направляющих Anti-Quietsch-Paste
Проверка толщины накладок тормозных колодок и состояние поршней суппортов необходима при каждом техническом обслуживании автомобиля.
Замена колодок необходима в том случае, когда очевидно, что тормозные накладки колодок износятся сильнее критического, до момента следующего обслуживания.Замена дисков: производится при уменьшении толщины рабочей поверхности диска меньше допустимой (измеряется штангенциркулем), при критическом биении (см. инструкцию на автомобиль), биение измеряется индикаторной стойкой. А также при наличии сильной коррозии, трещин и иных повреждений. Замена тормозных дисков производится только попарно, оба на одной оси автомобиля с одновременной заменой тормозных колодок (вне зависимости от их состояния).
Проверка состояния тормозной жидкости: производится при каждом техническом обслуживании, но не реже, чем раз в год. Критерии для замены: срок работы жидкости (см. инструкцию на автомобиль), резкое изменение цвета жидкости (пр.: потемнение и помутнение), температура кипения жидкости менее 165 °C. Синтетические тормозные жидкости склонны поглощать воду при эксплуатации, что приводит к уменьшению температуры кипения.
Процедура замены колодок: При любой конструкции суппорта требуется распылить Растворитель ржавчины с молибденом MoS2-Rostloser, артикул 1986 на крепежные детали и посадочные места тормозных колодок для лёгкости выполнения работ. На «плавающем» суппорте открутить нижний болт, фиксирующих тормозной цилиндр на скобе. Откинуть суппорт вверх и закрепить в этом положении за детали подвески. Для фиксации удобно использовать проволочный крючок. Вынуть старые колодки из направляющих пазов.
Вынуть направляющие пальцы суппорта из гнёзд. Очистить посадочные места колодок при помощи металлической щетки и распылить на остатки загрязнений Быстрый очиститель Schnell Reiniger, артикул 1900. Направляющие пальцы суппорта и их гнезда очистить от старой смазки и полностью обезжирить быстрым очистителем. Высушить детали.Утопить поршни тормозных цилиндров (удобно использовать струбцину, если нет специального инструмента ). При заедании или чрезмерном усилии в движении поршней снять резиновые пыльники цилиндров, удалить загрязнения и распылить под пыльник Силиконовый спрей Silicon-Spray, артикул 3955 (7567). «Раскачать» поршень суппорта, последовательно выдавливая его из цилиндра при помощи педали тормоза и утапливая обратно струбциной. Проверить легкость движения поршня и повторно распылить под пыльник силиконовый спрей. Надеть пыльник обратно. При невозможности восстановить работу тормозного цилиндра, заменить его или отремонтировать с обязательной полировкой (или заменой) поршня и заменой тормозной манжеты с пыльником.
Сборка: перед установкой тормозных колодок, смазать их направляющие (контактирующие с колодками) поверхности на суппорте синтетической смазкой для тормозной системы, спрей Bremsen-Anti-Quietsch-Spray, артикул 3079. Этой же смазкой обрабатываются тыльные стороны колодок и поверхности антискрипных пластин (если они предусмотрены комплектацией). Смазать направляющие пальцы суппорта и их пыльники антискрипной пастой для направляющих Anti-Quietsch-Paste. Избегайте избыточного нанесения.
Установите детали на место, соберите суппорт. Перед закручиванием крепежных болтов рекомендуется смазать резьбу на выбор алюминиевым спреем, медной пастой или синтетической смазкой для тормозной системы. После сборки обязательно очистить диск от следов использованных составов и от консервационной смазки, используйте Быстрый очиститель Schnell Reiniger, артикул 1900.
Последовательность действий при работе с оппозитными суппортами та же. Трудности могут возникнуть только при извлечении колодок, поэтому необходимо использовать Растворитель ржавчины с молибденом MoS2-Rostloser, артикул 1986. Пружины и фиксирующие пальцы колодок смазывать перед установкой на выбор алюминиевым спреем, медной пастой или синтетической смазкой для тормозной системы.
Внимание: при работе с автомобилями, оборудованными системой АВС, с осторожностью обращаться с датчиками АВС и их разъёмами. Обязательно очистить гребенку, с которой датчик считывает сигнал частоты вращения колеса.
Замена тормозных дисков: для замены тормозного диска следует распылить Растворитель ржавчины с молибденом MoS2-Rostloser, артикул 1986 на сопрягаемые поверхности диска и ступицы, в отверстия под шпильки или болты. Полностью снять суппорт, открутить винты крепления диска (если есть). Иногда, например на Мерседесах и внедорожниках Тойота, приходится снимать диск вместе со ступицей и позже отделить диск от ступицы при помощи пресса. Перед установкой нового диска, очистить сопрягаемые поверхности Быстрым очистителем Schnell Reiniger, артикул 1900, высушить и нанести разделяющую смазку, на выбор: алюминиевым спреем, медной пастой или синтетической смазкой для тормозной системы. Теми же составами необходимо обработать крепеж колеса и его прилегающие к ступице поверхности.
Обслуживание тормозных суппортов
Тормозные суппорты являются ключевым компонентом дисковой тормозной системы. Суппорты используют гидравлические мышцы, чтобы прижимать тормозные колодки к дискам. Сила зажима создает трение между колодками и ротором, что замедляет транспортное средство и останавливает его. Однако, если суппорт протекает или заедает, он может не включать тормоза должным образом. Это может увеличить тормозной путь автомобиля, а также усилие на педали. Это также может вызвать тягу тормоза в одну сторону.
Автомобили с «плавающими» суппортами обычно имеют один или два поршня на внутренней стороне ротора. Когда тормоза задействованы, поршень или поршни выталкиваются наружу под действием гидравлического давления, чтобы прижать внутреннюю тормозную колодку к ротору. Поскольку поршень или поршни продолжают двигаться, это также заставляет корпус суппорта скользить внутрь. Это притягивает внешнюю колодку внутрь к ротору. Следовательно, скользящее движение суппорта — это то, что фактически плотно прижимает внутреннюю и внешнюю колодки к ротору для включения тормозов.
Расстояние, на которое перемещается суппорт, составляет всего доли дюйма, поэтому, если направляющие суппорта, втулки или штифты подверглись коррозии или потеряли смазку. В этом случае суппорт может зависнуть и не двигаться должным образом. Когда это происходит, внутренняя колодка может быть единственной, которая давит на ротор. Внешняя колодка может не контактировать с ротором или иметь слабый контакт из-за заедания суппорта. Это значительно уменьшит трение при торможении, потому что только одна колодка работает, чтобы остановить автомобиль. Излишне говорить, что это не хорошо для остановки на десять центов. В большинстве случаев при торможении автомобиль резко отклоняется в сторону противоположной стороны, потому что залипший суппорт мало что делает для остановки автомобиля.
Например, если клиент жалуется, что его автомобиль сильно тянет вправо при торможении, следует проверить левый суппорт, чтобы убедиться, что он не заедает. Мёртвая распродажа — это сильно изношенная внутренняя колодка с гораздо меньшим износом внешней колодки. Кроме того, если внешняя колодка ничего не делает, на внешней поверхности ротора также может скапливаться ржавчина, которая обычно стирается при торможении.
Суппорт, который заедает при нажатии на педаль тормоза, также может быть суппортом, который заедает при отпускании тормоза. Если суппорт входит нормально, но не отталкивается после того, как водитель убирает ногу с педали тормоза, внешняя колодка может продолжать тянуться к ротору. Это может вызвать шум при торможении, увод рулевого колеса в сторону с заклинившим суппортом, ускоренный износ внешней колодки или снижение расхода топлива из-за тормозного сопротивления.
Как и раньше, нужно осмотреть суппорт и колодки, чтобы выяснить, что происходит.
Если суппорт не скользит нормально при нажатии и отпускании тормоза или внутренняя или внешняя тормозные колодки изнашиваются больше, чем его компаньон, суппорт заедает и требует внимания. В некоторых случаях все, что вам нужно сделать, это снять суппорт, очистить направляющие, втулки и штифты и повторно смазать все точки контакта высокотемпературной тормозной смазкой на молибденовой основе. Не используйте обычную смазку для шасси, потому что она может расплавиться при нагревании.
Если втулки и штифты сильно проржавели, замените их новыми. Если крепления суппорта повреждены, поверхность иногда можно восстановить осторожной шлифовкой или шлифовкой. Но если на поверхности есть глубокая канавка, следует заменить суппорт или крепление суппорта.
На автомобилях с «фиксированными» суппортами корпус суппорта не смещается в сторону при торможении. Неподвижный суппорт имеет поршни с обеих сторон ротора и прижимает обе колодки к ротору, когда водитель нажимает на педаль тормоза. Этот тип конструкции суппорта не может прилипнуть к своим направляющим или втулкам, потому что нет крепежных деталей, которые могут подвергаться коррозии или износу.
ЗАКЛИВАЮЩИЕСЯ ПОРШНИПоршни как в плавающем, так и в фиксированном суппорте иногда могут заедать, обычно в результате коррозии в отверстии поршня суппорта или на самом поршне (если поршень стальной или алюминиевый). Фенольные поршни не ржавеют и не окисляются, но иногда они могут чрезмерно набухать при воздействии высокого уровня влаги в тормозной жидкости или высокой влажности наружного воздуха.
Если поршень заедает, независимо от причины, это может помешать суппорту оказывать равномерное усилие на колодки при торможении. Чаще всего случается, что залипший поршень не втягивается после отпускания тормоза. Это может вызвать тормозное сопротивление, возможное увод рулевого колеса в сторону и неравномерный износ колодок.
Колодка, которая продолжает тянуться к ротору, также может привести к перегреву колодки и ротора. Это может увеличить усилие на педали при следующем торможении или даже привести к тому, что тормоза перестанут работать, если они сильно нагреются. Волочащая колодка также может привести к деформации ротора в результате неравномерного нагрева, что может привести к пульсации педали при торможении.
Другим нежелательным последствием, которое может быть вызвано заеданием суппорта и пробуксовкой тормозной колодки, является преждевременный выход из строя ступичного подшипника. Тепло, выделяемое трением колодки о ротор, должно куда-то уходить, поэтому часть его в конечном итоге рассеивается на ступице и колесном подшипнике. Поэтому, если ступичный подшипник дискового тормоза вышел из строя, проверьте, не заедает ли суппорт.
УТЕЧКА СУППОРТАУплотнения поршня суппорта и пылезащитные чехлы из синтетического каучука достаточно прочны, но они не служат в течение всего срока службы автомобиля. В конце концов, время и тепло делают резину твердой и хрупкой. Это может привести к трещинам, заеданию поршней, коррозии поршней и утечкам.
Внешний пылезащитный экран, окружающий поверхность поршня, не задерживает жидкость. Внешнее уплотнение предназначено только для предотвращения попадания мусора в щель между поршнем и отверстием поршня. Жидкостное уплотнение (которое обычно имеет квадратный вырез, чтобы помочь втянуть поршень при отпускании тормоза) находится внутри корпуса суппорта.
Коррозия на поверхности стального или алюминиевого поршня суппорта или грязь, затвердевшая на поверхности фенольного поршня, будет царапать уплотнение отверстия поршня вперед и назад каждый раз при включении и отпускании тормоза. Вскоре уплотнение потеряет способность удерживать давление, и из суппорта начнет течь тормозная жидкость.
Утечка жидкости — плохая новость, потому что, если ее не обнаружить, утечка жидкости в конечном итоге приведет к отказу тормозов. Жидкость также может загрязнять колодки дисковых тормозов, вызывая их неравномерное торможение, заедание или вытягивание.
Никогда нельзя игнорировать утечки жидкости. Если бачок главного цилиндра низкий, это может быть связано с нормальным износом тормозов или может указывать на утечку. В любом случае, всю тормозную систему всегда следует проверять, чтобы определить причину.
ВОССТАНОВИТЬ, ЗАМЕНИТЬ ИЛИ ОСТАВИТЬ?Любой суппорт с протечкой требует немедленного внимания и ремонта или замены. Замена неисправного суппорта восстановленным узлом или нагруженным суппортом в сборе обычно быстрее, чем попытка восстановить старый суппорт, который может оказаться непригодным для восстановления, если он сильно проржавел, треснул или поврежден.
Коррозию внутри поршневого отверстия чугунного суппорта часто можно очистить шлифованием или хонингованием, но не с алюминиевыми суппортами. Шлифование удаляет защитное анодированное покрытие внутри канала ствола. Это может способствовать внутренней коррозии и привести к тем же проблемам в будущем.
Корродированный поршень следует всегда заменять. Стальные поршни имеют снаружи антикоррозийное покрытие, а алюминиевые обычно анодированы. Если это покрытие уже повреждено, его шлифовка только ухудшит ситуацию. Отшлифованный поршень может какое-то время работать нормально, но с поврежденным покрытием он вскоре начнет ржаветь и снова прилипнет.
Нагруженный суппорт в сборе — хороший вариант ремонта неисправного суппорта, поскольку он поставляется в комплекте с крепежом и новыми колодками. Это экономит время и предотвращает несоответствие деталей. Если вы устанавливаете нагруженный суппорт на одну сторону автомобиля, вы должны использовать те же фрикционные колодки на противоположной стороне или заменять оба суппорта одновременно, чтобы сохранить равные тормозные силы по сторонам.
Обслуживание тормозных суппортов | Auto Service Professional
Проверьте выпускной клапан. Если вы подозреваете, что суппорт неисправен, это может быть проблема с залипанием/заклиниванием поршня (поршней), но не спешите делать такой вывод сразу. У вас может быть проблема с загрязнением выпускного клапана, не позволяющим свободно течь жидкости. Снимите прокачной штуцер и проверьте его на наличие ржавчины, мусора в переходном отверстии и т. д. Воспользуйтесь отмычкой, чтобы проверить, нет ли мусора внутри прохода, и продуйте сжатым воздухом. Если клапан был или все еще заблокирован, это могло быть проблемой (или, по крайней мере, частью проблемы). Замените или очистите при необходимости и повторно проверьте суппорт.
Первоначально осмотр суппорта можно произвести, отвернув только один из болтов крепления суппорта. Это позволяет поворачивать суппорт вверх и в сторону от тормозного диска без необходимости полного снятия суппорта.
При замене тормозных колодок проверка состояния суппорта имеет решающее значение. Теперь пришло время проверить работу суппорта.
Наиболее распространенной проблемой, которая приводит к залипанию или заклиниванию суппорта, является коррозия или грязь на поршне(ях). Если пылезащитный чехол поршня каким-либо образом поврежден, дорожный мусор может попасть в поршень и помешать свободному движению поршня (поршней) вперед/назад. Если пыльник поврежден, даже не тратьте время на дальнейшую диагностику. Замените суппорт новым или восстановленным суппортом. Имейте в виду, что внутренняя коррозия часто вызывается влагой в тормозной жидкости, которая может возникнуть в результате проникновения влаги из воздуха в жидкость с течением времени. Загрязнение влагой (водой) ухудшает эффективность тормозной жидкости, снижая ее температуру кипения. Если вы подозреваете загрязнение водой, промойте тормозную гидравлическую систему и залейте свежую жидкость.
Даже если втулки штифта кажутся хорошими, всегда проверяйте легкость движения штифта. Если штифты не двигаются свободно, разберите, очистите и, если штифты изъедены или изношены, замените их. Всегда устанавливайте новые пыльники.
Пережав шланги суппорта (используя соответствующий инструмент для предотвращения повреждения шлангов), подсоедините прозрачный шланг к штуцеру для выпуска воздуха (другой конец шланга вставьте в защитную емкость), ослабьте штуцер для выпуска воздуха и сожмите поршень суппорта (s) с помощью приспособления для сжатия поршня суппорта (или больших замков каналов, стараясь не повредить поверхность поршня). Если поршень (поршни) сжимаются с трудом, а состояние прокачного винта проверено, поршень (поршни) застревают в отверстии, вероятно, из-за коррозии. В этом случае замените суппорт. На современном рынке обычно дешевле (и, безусловно, быстрее) заменить суппорт, а не восстанавливать его.
Осмотрите поршень и состояние уплотнения поршня. Если уплотнения разорваны, треснуты или повреждены каким-либо иным образом, возможно попадание влаги внутрь отверстия поршня. Кроме того, если тормозные колодки были сильно изношены, поршни располагались дальше в отверстиях. Когда поршни втягиваются (вталкиваются обратно в отверстия), ржавая/загрязненная поверхность теперь может заставить загрязненную область работать с чистой поверхностью отверстия, что может привести к заклиниванию поршня. Лучший вариант, вместо того, чтобы пытаться восстановить, — просто заменить его новым суппортом. Кроме того, лучше всегда заменять оба суппорта на одной оси.
Аппаратура штангенциркуля
Состояние аппаратуры штангенциркуля является критическим и иногда игнорируется. Оборудование, в зависимости от конструкции, может включать в себя выступы, фиксирующие ушки тормозных колодок, и/или пружины, предназначенные для стабилизации колодок. Хотя это оборудование изготовлено из нержавеющей стали, это не означает, что выступы или пружины являются компонентами на весь срок службы. Пружины могут утомляться из-за пробега, перегрева и коррозии, а выступы могут изнашиваться, деформироваться и/или повреждаться мусором и отсутствием смазки. Хотя выступы могут быть изготовлены из нержавеющей стали, при прикреплении к железным или алюминиевым кронштейнам и суппортам между выступами и монтажными поверхностями может образоваться ржавчина или коррозия. При обслуживании суппортов или колодок всегда заменяйте все крепежные детали суппорта. Убедитесь, что все монтажные поверхности чистые, на них нет ржавчины и мусора. После установки выступов нанесите высокотемпературную тормозную смазку на поверхности выступов, которые соприкасаются с ушками опорной пластины тормозной колодки, чтобы облегчить свободное движение.
При вдавливании поршня (поршней) в отверстие (отверстия) для установки новых (более толстых) колодок не используйте плоскогубцы. Инструмент поршневого компрессора, соединенный со старой тормозной колодкой, размещенной напротив поршня, обеспечивает плавное и безопасное сжатие. Это позволяет избежать образования надрезов или выемок на поверхности поршня и разрыва уплотнения поршня.
Фиксированный и скользящий суппорт
Тормозные суппорты содержат один или несколько поршней, которые выдвигаются из их отверстий, чтобы прижимать тормозные колодки к диску ротора под действием гидравлического давления. Для выполнения этой задачи используются две распространенные конструкции штангенциркуля. «Фиксированный» суппорт имеет поршни с каждой стороны диска. Корпус суппорта жестко закреплен и не двигается. Гидравлическое давление воздействует на внутренний и внешний поршни одновременно, при этом гидравлическая тормозная жидкость поступает с одной стороны суппорта и выходит на другую сторону через внешние передаточные трубки, позволяя жидкости одновременно поступать к внутреннему и внешнему поршням.
В зависимости от конструкции некоторые тормозные колодки будут оснащены пружинами-расширителями, которые помогают оттягивать фрикционные поверхности колодки от трения о диск ротора. Если пружины заржавели, сопротивление усталости снижается, и они могут легко сломаться. Всегда заменяйте колодки и/или скобу во время обслуживания тормозов.
«Плавающие» или «скользящие» суппорты имеют поршень только с одной стороны суппорта. Корпус суппорта оснащен скользящими штифтами. Когда поршень выходит из отверстия на одной стороне суппорта, тормозная колодка, толкаемая поршнем, контактирует с диском, мгновенно заставляя противоположную колодку контактировать с диском, когда корпус суппорта «скользит» к диску, противоположному той стороне, которая имеет поршень.
При смазывании скользящих штифтов и поверхностей скольжения тормозных колодок используйте смазку, специально предназначенную для тормозов. Эти специальные силиконовые смазки предназначены для работы при типичных температурах тормозной системы.
Важность использования нового оборудования невозможно переоценить. Если суппорт или монтажный кронштейн суппорта должным образом очищены, а детали ползуна должным образом смазаны, колодки должны свободно и беспрепятственно перемещаться по пути входа/выхода.
Если существует проблема с фиксированными суппортами (тормозные колодки не выдвигаются или тормозные колодки тянутся к диску), проблема связана либо с ограничением подачи гидравлической жидкости (перегиб или сжатие тормозного шланга, либо мусор в гидравлическом контуре) или с поршнями, которые не могут свободно двигаться из-за коррозии, мусора или повреждения поршней и/или каналов поршней.
Антивибрационные прокладки с клейкой стороной (для крепления к опорным пластинам колодок) обычно входят в комплект новых комплектов колодок. Прокладки иногда предварительно устанавливаются на опорные пластины колодок для удобства.
Если те же самые проблемы при работе со скользящим суппортом очевидны, особенно если внутренняя колодка изнашивается больше, чем внешняя колодка, или наоборот, это, вероятно, связано с тем, что суппорт не может свободно скользить по своей поверхности. булавки. Скользящие штифты могли потерять смазку и/или заржаветь. Снимите каждый штифт и осмотрите его на наличие ржавчины и/или точечной коррозии. Кроме того, каждый штифт имеет пылезащитный чехол сильфонного типа. Если пыльники порваны или повреждены, вода и дорожная пыль могут загрязнить штифты и повредить их. Если загрязнение скользящего штифта очевидно, но незначительно, вы можете очистить штифты (обезжирить и очистить скотчбрайтом или стальной ватой и промыть), затем смазать свежей смазкой для тормозных суппортов и переустановить.
Смажьте чистые/новые компоненты скользящего штифта перед установкой.
Однако, если повреждение штифта и/или чехла штифта очевидно, лучше всего заменить пыльники и штифты новыми, добавив смазку перед установкой штифта. И не используйте только любую смазку, которая может быть доступна. Используйте только специальную смазку для тормозных суппортов, которая специально разработана для работы в условиях высоких температур, возникающих при торможении. Кроме того, не перетягивайте скользящие штифты или крепежные болты суппорта. Всегда соблюдайте значения крутящего момента, указанные производителем транспортного средства.
При установке нового оборудования колодок слегка смажьте открытые поверхности направляющих колодок из нержавеющей стали. Избегайте избыточного нанесения, чтобы предотвратить контакт смазки с поверхностями трения колодок. Применять экономно.
Неподвижные суппорты жестко крепятся к скобе суппорта, обычно являющейся частью узла шпинделя. Скользящие суппорты также крепятся к отдельному кронштейну с болтовым креплением, при этом кронштейн имеет резьбовые монтажные отверстия, удерживающие скользящие штифты. После снятия суппорта с кронштейна, помимо осмотра и обслуживания суппорта, также важно обслуживать кронштейн. Снимите кронштейн и тщательно очистите его от ржавчины, мусора и загрязнений. Суппорт любого типа требует чистой и ровной монтажной поверхности в том месте, где он сопрягается с кронштейном. Если скоба согнута или образует неровную поверхность крепления суппорта, суппорт будет непараллелен тормозному диску, что приведет к неравномерному контакту колодок. Неравномерный контакт препятствует использованию полного пятна контакта на диске, что приводит к неоптимальной эффективности торможения и преждевременному клиновидному износу колодок. То же самое относится и к фиксированным суппортам. Обязательно очистите все монтажные поверхности, чтобы удалить любые скопления ржавчины или заусенцы, которые могут привести к смещению суппорта параллельно диску ротора.