Всё, что нужно знать о датчиках массового расхода воздуха
29.05.2021
15139
Датчик массового расхода воздуха необходим двигателю, точнее электронному блоку управления двигателем, для правильного расчёта количества впрыскиваемого топлива. Сразу отметим, что ДМРВ давно используются на всех бензиновых двигателях с электронным впрыском, а также на поздних дизелях под экологические нормы Евро-4 и выше. Но выполняемые задачи разные. Дизелям ДМРВ нужен в первую очередь для того, чтобы ЭБУ мог корректно рассчитать объем подачи рециркулирующих отработавших газов.
Бензиновым моторам ДМРВ крайне необходим для соблюдения стехиометрической смеси. Напомним, что для успешного и полного сгорания смеси воздуха и бензина их пропорция по массе должна составлять 14,7 к 1. Т.е. на 14,7 кг должно приходиться 1 кг топлива. При такой пропорции все образуемые двигателем продукты сгорания нейтрализуются катализатором.
Если топливная смесь богатая, то в выхлопных газах будет много как несгоревшего топлива (углеводородов), так и угарного газа (СО, монооксид углерода).
Если топливная смесь бедная, то избыток кислорода, не участвующего в окислении топлива, соединяется с азотом. Напомним, что воздух, которым мы дышим и который попадает в цилиндры, на 78% состоит из азота. В условиях камеры сгорания кислород окисляет азот, образуются оксиды азота, приносящих много вреда экологии.
Сделаем небольшое лирическое отступление и отметим, что блок управления двигателем не во всех режимах придерживается стехиометрической смеси. Например, при разгоне блок управления сознательно немного «богатит» смесь, чтобы обеспечить достаточный объем паров топлива. Добавим, что при разгоне показания с лямбда-зондов также не учитываются. Также во время прогрева для компенсации плохой испаряемости топлива двигатель работает на богатой смеси без учета лямбда-регулирования.
На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть видеообзор про датчики массового расхода топлива.
youtube.com/embed/j5szrRXdOpw»>
Выбрать и купить датчик массового расхода воздуха (ДМРВ, MAF-сенсор) для интересующей вас модели автомобиля вы можете в нашем каталоге б/у запчастей.
НЕМНОГО ПРО ДАД
Для измерения расхода воздуха также используются датчики абсолютного давления. Их устанавливают во впускном коллекторе, они работают в паре с датчиком температуры воздуха. На атмосферных моторах по разряжению во впускном коллекторе эти датчики измеряют количество фактически попавшего в цилиндры воздуха. В одиночку, т.е. без ДМРВ, они применяются на простых бензиновых моторах и, кстати, обеспечивают более резвые отклики на газ, т.к. расположены близко ко впускным клапанам.
В паре с ДМРВ датчики абсолютного давления обязательно используются на моторах с турбонаддувом. Они просты и очень надежны, могут пострадать только от саже-масляного налета, но легко чистятся.
Выбрать и купить датчик абсолютного давления (ДАД, MAP-сенсор) для интересующей вас модели автомобиля вы можете в нашем каталоге б/у запчастей.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РАСХОДОМЕРОВ
Итак, для измерения массы поступающего в двигатель воздуха используется ДМРВ. На моторах используется два основных типа «расходомеров». Это датчики с нитью и с плёночным чувствительным элементом. Они работают по приблизительно одинаковой схеме: измеряют объем проходящего воздуха нагреваемым элементом.
В ДМРВ с нитью чувствительным элементом является тонкая проволока (нить) из платины. Она расположена во впускном тракте после воздушного фильтра и до дроссельной заслонки в потоке воздуха. Ток нагревает нить, воздух ее охлаждает. Температура нити – всегда поддерживается на уровне 120°…150° выше температуры проходящего воздуха. Каким же образом нагретая проволока измеряет массу проходящего воздуха?
Все очень просто. Электрическое сопротивление нити зависит от ее температуры, а температуру «сбивает» поток воздуха. Следовательно, поддерживая температуру нити электрическим током, можно делать вывод об объеме проходящего через впускной тракт воздуха. Собственно показания с ДМРВ с нагреваемой нитью представляют собой значения напряжения. Показания напряжения передаются в блок управления в виде выходного напряжения. Далее ЭБУ по заложенным в программу значениям пересчитывает Вольты в объем поступающего в камеры сгорания кислорода.
На смену ДМРВ с нитью пришел пленочный датчик, он же термоанемометрический. Он появился еще в начале 1990-х как более точный измеритель массы воздуха и используются до сих пор. Чувствительный элемент с двумя терморезисторами и нагревательным резистором между ними. Также в нем присутствует датчик температуры воздуха, что дополнительно увеличивает его точность.
Пленочный ДМРВ работает очень просто: поток воздуха проходит вдоль терморезисторов (каждый из которых равномерно нагревается), охлаждает первый терморезистор, а ко второму воздух попадает уже подогретым. В результате фиксируется разница температур терморезисторов, связанная с ней разница в электрическом сопротивлении, которую фиксирует электроника. Таким образом измеряется объем проходящего воздуха. Т.к. у пленочного ДМРВ два чувствительных терморезистора, то они способны измерять как прямой, так и обратный поток воздуха.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДМРВ ДВУХ ТИПОВ
ДМРВ с нагреваемой нитью простой, неприхотливый, но неточный. Точность измерения массы воздуха не очень высокая, также он не учитывает обратный поток воздуха, из-за чего в некоторых режимах формируется бедная ТВС. Двигатели с таким датчиком не отвечают экологическим нормам Евро-4 и даже Евро-3. Зато с таким датчиком ничего не случается, даже загрязнение ему не страшно.
Для сохранения теплообмена при выключении зажигания на нить подается высокое напряжение, разогревающее нить до 500 градусов на несколько секунд. При этом сгорает вся оседающая на ней пыль и сажа. Если такого самоочищения недостаточно, нить ДМРВ прекрасно очищается спецсредствами.
Пленочные ДМРВ способны измерить обратный поток воздуха, который практически постоянно присутствует при работе двигателя.
СИМПТОМЫ НЕИСПРАВНОГО ДМРВ
Пленочный ДМРВ с покрытым грязью чувствительным элементом датчик начинает врать. Проблема с загрязнением очень серьезная и чистке он не поддается.
Если датчик врет, то блок управления двигателя выбирает неадекватное количество топлива и выставляет некорректный угол опережения зажигания. В итоге, нарушается работа двигателя. Машина тупит, льет много топлива или вообще не заводится из-за перелива топлива.
Двигатель будет относительно нормально работать с полностью неисправным или отключенным ДМРВ. Если сигнал с расходомера отсутствует, то блок управления двигателя использует расчетную модель массы воздуха, которая используется как раз в случае полной неисправности ДМРВ.
КАК ПРОВЕРИТЬ ДМРВ?
Еще раз упомянем, что ДМРВ с нитью, пока она цела, обычно никаких проблем не вызывают и в крайних случаях прекрасно чистятся бесконтактными чистящими средствами. Исправный ДМРВ при включенном зажигании и неработающем двигателе выдает напряжение в 1 Вольт. Это напряжение можно измерить мультиметром между двумя сигнальными проводами. Как правило, это провода 3 и 5 (на датчиках Bosch) или 3 и 4 на датчиках Denso. Если напряжение выше 1,03 Вольта, то он уже врет, но скорее всего, чистка нити может восстановить точность его показаний.
Таким же образом датчик можно проверить и снятый датчик без автомобиля. Нужно только подать на него 12 Вольт для питания по соответствующим проводам.
Капризные пленочные ДМРВ можно проверить мультиметром. Сам производитель, компания Bosch, рекомендует проверку напряжения покоя при неработающем двигателе и включенном зажигании: напряжение должно составлять 1 Вольт ровно. Разбежка может составлять до 0,02 Вольта. Если напряжение на ДМРВ меньше 0,98 Вольт, то он точно подлежит замене. Если напряжение больше 1,02 Вольта, то ДМРВ скорее всего нужно менять. Дело в том, как показывает практика, ДМРВ с напряжением в до 1,3 Вольта может оказаться исправным, и в то же время с напряжением в правильные 1 Вольт – неисправным.
Эту проверку нужно комбинировать со вторым способом. Второй способ подразумевает измерение пикового напряжения. Но тут есть нюансы. Если двигатель оборудован дроссельной заслонкой с троссовым приводом, то нужно на работающем на холостом ходу двигателе вручную резко открыть дроссель. При этом на исправном ДМРВ напряжение подскочит до 4 Вольт и более. Если напряжение будет меньше 4 Вольт, то ДМРВ точно неисправен. Правда, такой способ не подходит для диагностики турбомоторов, где ускорение потока воздуха происходит с заметной задержкой и может не вырастать до пиковых значений при прогазовках на неподвижном автомобиле.
На моторах с электронным дросселем проверка выполняется таким же образом, но есть два нюанса. Во-первых, открыть дроссель можно только нажатием акселератора. Во-вторых, нужно точно знать пиковое напряжение конкретного исправного ДМРВ при такой проверке. Это значением может быть и ниже 4 Вольт. Т.е. фактическое значение нужно измерять с неким корректным значением, которое вам известно из практики или из рекомендаций производителя автомобиля.
Самые современные пленочные расходомеры (типа HFM6) подают в ЭБУ цифровой частотный сигнал. Оценить работоспособность такого расходомера проверкой напряжения невозможно. Правда, такие датчики хорошо диагностируются встроенными средствами, и появляются ошибки, указывающие на слабый сигнал с расходомера.
Вернуться к списку новостей
29.05.202115139
Ацп датчика массового расхода воздуха
Решил проверить АЦП на ДМРВ. пролная статья тут.
mayvaz.ucoz.ru/index/datc…hoda_vazdukhaju_dmvr/0-23
1. Включаем тестер в режим измерения постоянного напряжения, и выставляем предел измерения 2 Вольта.
Находим в разъёме датчика провод жёлтого-выход (ближний по расположению к лобовому стеклу)
и зелёного-масса (третий с того же края). Это нужные нам выводы датчика. В системах разных лет цвета могут
меняться(! да и разъём может быть уже меняным), неизменным остаётся только расположение выводов.
Для оценки состояния ДМРВ, необходимо измерить напряжение между указанными выводами при включенном
зажигании, но НЕ заводя двигатель!
Щупы тестера по диаметру позволяют внедриться сквозь резиновые уплотнители разъёма, вдоль указанных проводков,
не нарушая их изоляции, добираясь до самих контактов и не причинять вреда самим уплотнителям.
Полезно будет смазкой ВД пшикнуть на щупы. Включаем зажигание, подключаем тестер, снимаем показания.
Эти же показаниия можно снять и без тестера с табло бортового компьютера, у кого он есть. В группе параметров
«напряжения с датчиков». Обозначается Uдмрв=…
2. Оцениваем результаты. Напряжение на выходе исправного датчика в состоянии «из упаковки» 0.996…1.01 Вольта.
В процессе эксплуатации оно постепенно меняется, и как правило увеличивается. По увеличению этого напряжения можно
вполне уверенно судить о степени «износа» датчика. Попадание напряжения в указанный выше диапазон — лучший результат
этой проверки.
Дальше возможны варианты:
1.01…1.02 — вполне рабочий датчик, очень неплохо.
1.02…1.03 — тоже приемлимо, но датчик уже не молодой.
1.03…1.04 — большая часть ресурса уже позади, можно планировать скорую замену.
1.04…1.05 — явно уставший датчик, своё он уже отслужил. Если бюджет позволяет, смело меняем.
1.05…и выше — источник проблем, давно пора заменить.
Замерил:
между желтым и минусом АКБ 1,052 В, (видимо массы надо почистить)
между желтым и зеленым проводом 1,014 В.(датчик живой)
Правильнее всего массу брать с зеленого провода, т. к. это именно то напряжение, что видит контроллер.
Вот нашел полезную информацию по типовым параметрам. Сделана по сути как заметка для себя.
Для многих начинающих диагностов и простых автолюбителей, которым интересна тема диагностики будет полезна информация о типичных параметрах двигателей. Поскольку наиболее распространенные и простые в ремонте двигатели автомобилей ВАЗ, то и начнем именно с них. На что в первую очередь надо обратить внимание при анализе параметров работы двигателя?
1. Двигатель остановлен.
1.1 Датчики температуры охлаждающей жидкости и воздуха (если есть). Проверяется температура на предмет соответствия показаний реальной температуре двигателя и воздуха. Проверку лучше производить с помощью бесконтактного термометра. К слову сказать, одни из самых надежных в системе впрыска двигателей ВАЗ – это датчики температуры.
1.2 Положение дроссельной заслонки (кроме систем с электронной педалью газа). Педаль газа отпущена – 0%, акселератор нажали – соответственно открытию дроссельной заслонки. Поиграли педалью газа, отпустили – должно также остаться 0%, ацп при этом с дпдз около 0,5В. Если угол открытия прыгает с 0 до 1-2%, то как правило это признак изношенного дпдз. Реже встречается неисправности в проводке датчика. При полностью нажатой педали газа некоторые блоки покажут 100% открытия (такие как январь 5.1 , январь 7.2), а другие как например Bosch MP 7.0 покажут только 75%. Это нормально.
1.3 Канал АЦП ДМРВ в режиме покоя: 0.996/1.016 В — нормально, до 1.035 В еще приемлемо, все что выше уже повод задуматься о замене датчика массового расхода воздуха. Системы впрыска, оснащенные обратной связью по датчику кислорода способны скорректировать до некоторой степени неверные показания ДМРВ, но всему есть предел, поэтому не стоит тянуть с заменой этого датчика, если он уже изношен.
2. Двигатель работает на холостом ходу.
2.1 Обороты холостого хода. Обычно это – 800 – 850 об/мин при полностью прогретом двигателе. Значение количества оборотов на холостом ходу зависят от температуры двигателя и задаются в программе управления двигателем.
2.2 Массовый расход воздуха. Для 8ми клапанных двигателей типичное значение составляет 8-10 кг/ч, для 16ти клапанных – 7 – 9,5 кг/час при полностью прогретом двигателе на холостом ходу. Для ЭБУ М73 эти значения несколько больше в связи с конструктивной особенностью.
2.3 Длительность времени впрыска. Для фазированного впрыска типичное значение составляет 3,3 – 4,1 мсек. Для одновременного – 2,1 – 2,4 мсек. Собственно не так важно само время впрыска, как его коррекция.
2.4 Коэффициент коррекции времени впрыска. Зависит от множества факторов. Это тема для отдельной статьи, здесь только стоит упомянуть, что чем ближе к 1,000 тем лучше. Больше 1,000 – значит смесь дополнительно обогащается, меньше 1,000 значит обедняется.
2.5 Мультипликативная и аддитивная составляющая коррекции самообучением. Типичное значение мультипликатива 1 +/-0,2. Аддитив измеряется в процентах и должен быть на исправной системе не более +/- 5%.
2.6 При наличии признака работы двигателя в зоне регулировки по сигналу датчика кислорода последний должен рисовать красивую синусоиду от 0,1 до 0,8 В.
2.7 Цикловое наполнение и фактор нагрузки. Для «январей» типичный цикловой расход воздуха: 8ми клапанный двигатель 90 – 100 мг/такт, 16ти клапанный 75 -90 мг/такт. Для блоков управления Bosch 7.9.7 типичный фактор нагрузки 18 – 24 %.
Теперь рассмотрим подробнее, как на практике ведут себя эти параметры. Поскольку для диагностики я пользуюсь программой SMS Diagnostics (Алексею Михеенкову и Сергею Сапелину привет!), то все скриншоты будут оттуда. Параметры сняты с практически исправных автомобилей, за исключением отдельно оговоренных случаев.
Ваз 2110 8ми клапанный двигатель, блок управления Январь 5.1
Здесь немного подправлен коэффициент коррекции СО в связи с небольшим износом ДМРВ.
Ваз 2107, блок управления Январь 5.1.3
Ваз 2115 8ми клапанный двигатель, блок управления Январь 7.2
Основные признаки неисправности ДМРВ — потеря мощности двигателя, затрудненный пуск, “плавающие” обороты мотора. Чтобы узнать точную причину поломки расходомера, надо визуально осмотреть устройство и потом протестировать его сканером (через Опендиаг), вольтметром или мотортестером.
К чему приводит неисправность ДМРВ?
Работа двигателя с неработающим/неисправным расходомером вызывает детонацию топливной смеси в камере сгорания. Это влияет на работу КШМ (кривошипно-шатунный механизм) и разрушает поверхность поршня, что может стать причиной «клина» двигателя.
Какие показания должен выдавать исправный ДМРВ?
Напряжение аналого-цифрового преобразователя (АЦП) расходомера при нерабочем двигателе должно составлять 0,996 V. Показатели 1,016 и 1,025 V приемлемы, но если они достигают более 1,035 вольт, значит, чувствительный элемент ДМРВ засорен.
Чтобы точно определить степень отклонения значений рабочего расходомера от нормальных показателей, необходимо оценить работу двигателя на разных оборотах.
Например, для инжекторного 1,5-литрового двигателя ВАЗ 2111, если он исправен, на холостом ходу (860–920 об/мин) верные показания составляют 9,5–10 кг/час, а на 2 тыс. об/мин — 19–21 кг/час. Если расходомер на 2 тыс. об/мин показывает около 17–18 кг, то автомобиль будет ехать стабильно. Если же значения составляют от 22 до 24 кг/час, то транспортное средство будет двигаться устойчиво, но потребление горючего на 100 км составит приблизительно 10–11 л. Кроме того, автомобиль станет плохо заводиться на морозе из-за перелива топлива при прогреве двигателя.
Признаки неисправности
ДМРВ находится в воздуховоде около воздушного фильтра. Он предназначен для определения количества поступающего воздуха. В зависимости от его показаний БУ будет показывать, сколько нужно топлива для образования качественной топливной смеси. Нормальным считается соотношение 1:14. Поэтому от правильности показаний расходомера зависит качество топливно-воздушной смеси.
Качественная работа ДМРВ зависит во многом от чистоты воздушного фильтра. Поэтому, если появились симптомы неисправности ДМРВ, прежде чем делать ремонт, следует проверить в первую очередь воздушный фильтр. Расходомер обычно не подлежит ремонту. Если он неисправен, то его меняют на новый прибор. Но его стоимость достаточно высока, поэтому следует сначала убедиться, что причины неполадок именно в датчике, не в других неисправностях машины.
Сигналом для диагностики являются следующие признаки неисправности ДМРВ:
- на панели приборов появляется надпись Check Engine;
- высвечивается ошибка, сообщающая о низком уровне сигнала ДМРВ;
- двигатель плохо заводится “на холодную”, очень медленно разгоняется, глохнет, падает его мощность;
- высокий уровень расхода топлива;
- мотор нестабильно работает на холостом ходу;
- двигатель глохнет при переключении скоростей;
- обороты либо повышенные, либо пониженные.
Существуют и другие симптомы «умирающего» датчика. Например, он может иметь трещины в гофрированном шланге, который соединяет дроссельную заслонку с датчиком. Если двигатель глохнет, возможны проблемы с электропитанием или повреждена проводка. Это сигнал для проверки электропроводки. При обнаружении неисправностей нужно выполнить ремонт электрики машины.
Кроме вышеперечисленных возможных признаков выхода из строя ДМРВ, следует провести диагностику уровня сигнала датчика.
Низкий уровень сигнала может означать следующее:
- ДМРВ не подключен;
Отсоединенный разъем датчика
Не стоит делать выводы о неисправности датчика массового расхода воздуха, полагаясь только на перечисленные выше признаки. Следует провести полную диагностику двигателя и машины, так как признаки поломки расходомера, могут появиться при неисправности других устройств (например, из-за забитого воздушного фильтра). Тогда нужен ремонт этих устройств, чтобы восстановить работоспособность авто.
Код ошибки ДМРВ
О наличии неисправности в работе ДМРВ могут сообщать такие ошибки:
- Р0100 — повреждение электрической цепи подключения датчика. Для устранения поломки нужно проверить проводку на целостность, поскольку возможно случайное отсоединение разъёма либо повреждение электроконтактов.
- Р0102 — на блок управления автомобиля начал поступать низкий сигнал, который зафиксирован на входе электролинии ДМРВ. Чтобы устранить причину поломки, необходимо проверить электропроводку и изоляционный слой кабеля, возможно окисление контактов разъёма проводки (т. н. фишки).
- Р0103 — критически высокий сигнал, зафиксированный на входе электролинии ДМРВ. Если причина неисправности заключается не в проводке, то потребуется визуальный осмотр и очистка расходомера или придётся его заменять на новый
Проверка и ремонт в домашних условиях
Существует восемь способов самостоятельной проверки амплитудных и частотных ДМРВ.
Способ №1 – отключение расходомера воздуха
Способ состоит в отключении датчика от топливной системы машины и проверки работоспособности системы без него. Для этого нужно отключить прибор от разъема и завести мотор. Без ДМРВ контроллер получает сигнал переходить в аварийный режим работы. Он готовит воздушно-топливную смесь лишь исходя из положения дроссельной заслонки. Если машина движется «резвее», не глохнет, значит, прибор неисправен и требуется его ремонт или замена.
Способ №2 – перепрошивка электронного блока управления
Если штатную прошивку изменили, то неизвестно, какая реакция контроллера в ней прошита на случай аварийной ситуации. В этом случае под упор дроссельной заслонки нужно попытаться засунуть пластину толщиной 1мм. Обороты должны увеличиться. Теперь нужно выдернуть фишку с расходомера воздуха. Если силовой агрегат будет продолжать работать, то причина неисправности — прошивка.
Способ №3 – установка исправного датчика
Установить заведомо исправную деталь и завести двигатель. Если после замены он стал работать лучше, мотор не глохнет, то требуется замена или ремонт устройства.
Способ №4 – визуальный осмотр
Для этого нужно крестовой отверткой открутить хомут, удерживающей гофру воздухосборника. Затем нужно отсоединить гофру и осмотреть внутренние поверхности гофры воздухосборника и датчика.
Осмотр гофры воздуховода
На них не должно быть следов масла и конденсата, поверхности должны быть в сухом и чистом состоянии. Если не следить за воздушным фильтром и редко его менять, то грязь может попасть на чувствительный элемент датчика и стать причиной его поломки. Это чаще всего встречающаяся неисправность. Следы масла могут появиться в расходомере при повышенном уровне масла в картере, а также если забит маслоотбойник вентиляционной системы картера. При необходимости нужно почистить поверхности с помощью специальных чистящих средств.
Способ №5 – проверка ДМРВ мультиметром
Для этого нужно включить тестер в режим, при котором проверяется постоянное напряжение. Предельное значение для измерений следует выставить 2В.
Схема работы ДМРВ
- Провод желтого цвета расположен ближе к лобовому стеклу. Он служит входом для сигнала с расходомера.
- Бело-серый провод – выход напряжения датчиков.
- Черно-розовый провод ведет к главному реле.
- Провод зеленого цвета служит для заземления датчиков, то есть идет на массу.
Провода могут иметь разные цвета, но их расположение неизменно. Для проверки нужно включить зажигание, но не заводить машину. Щуп красного цвета от мультиметра нужно подключить к желтому проводу, а черный нужно присоединить на массу, то есть к зеленому проводу. Измеряем напряжение между этими двумя выходами. Щупы мультиметра дают возможность присоединиться, не нарушая изоляции проводов.
На новом устройстве напряжение на выходе находится в пределах от 0,996 до 1,01 В.
Во время эксплуатации это напряжение постепенно увеличивается и по его значению можно судить об износе расходомера:
- при хорошем состоянии датчика – напряжение от 1,01 до 1.02 В;
- при удовлетворительном состоянии — от 1,02 до 1,03 В;
- ресурс датчика заканчивается, если напряжение находится в пределах от 1,03 до 1,04 В;
- о предсмертном состоянии говорит значение в пределах от 1. 04 до 1,05, если противопоказаний нет, то можно продолжать пользоваться датчиком;
- если напряжение превышает 1,05 В, ДМРВ требует замены.
Показания АЦП расходомера
Диагностика ДМРВ «Цешкой» не представляет ничего сложного и может быть выполнена своими руками.
Если на снятом датчике есть загрязнения, его можно почистить самому. Для его промывки можно воспользоваться WD-40. Чтобы почистить ДМРВ, нужно сначала снять с него патрубок, а потом демонтировать сам прибор. Внутри прибора находится сеточка и несколько проволок – датчиков.
На них нужно распылить чистящее средство и промыть. Затем дать высохнуть жидкости. Если грязь осталась, то процедуру следует повторить. Этим же средством нужно почистить патрубок. Он должен быть очищен от грязи и масляных пятен. Заменив воздушный фильтр, все детали нужно вернуть на место. После процедуры чистки в 80% можно восстановить работоспособность прибора, исчезает ошибка о пониженном уровне сигнала датчика (автор видео – “24 часа”).
Промывка датчика поможет избежать дорогостоящего ремонта.
Способ №6 – проверка с помощью сканера
- Установить на телефон (смартфон), планшет или переносной компьютер программу для диагностики (например, Torque Pro, Opendiag, BMWhat, OBD Авто Доктор).
- Подключить с помощью специального кабеля, Bluetooth-канала мобильного устройства либо ноутбук к диагностическому разъёму, расположенному на электронном блоке управления автомобиля.
- Запустить на телефоне (смартфоне) или компьютере утилиту для диагностики.
- Дождаться окончания сканирования программой всех узлов транспортного средства. В результате утилита проверит исправность каждого агрегата автомобиля.
- Расшифровать коды ошибок, которые покажет программа после завершения диагностики.
Для выполнения этого метода используются тестеры:
Способ №7 – проверка Васей Диагностом
Чтобы выявить неисправность ДМРВ, не снимая его с машины, нужно:
- Установить на портативный компьютер (ноутбук) программу под названием «ВАСЯ диагност» и запустить её.
- Подключить адаптер к диагностическому порту автомобиля.
- Выбрать из закладок «Блока управления» пункт «Электроника 1» или «01 – Электроника двигателя» для подключения к БУ автомобиля.
- Зайти в «Настраиваемые группы».
- Выбрать 211, 212 (значение по паспорту) и 213 (актуальное значение).
- Сравнить актуальные показатели с паспортными данными. Если отклонения высокие, значит, необходимо заменить ДМРВ.
Способ №8 – с помощью мотортестера
Данный способ используется для проверки расходомеров частотного типа.
Для проверки ДМРВ мотортестером (осциллографом), необходимо подключить его к датчику (зависит от марки автомобиля) и запустить двигатель.
Параметры проверки ДМРВ:
- время переходного процесса при включенном зажигании;
- показания расхода воздуха на холостом ходу и резком повышении оборотов двигателя;
- напряжение в сети датчика.
Выходные данные индивидуальны для разных типов двигателей. Перед диагностикой следует уточнить актуальные показания у официального представителя.
Замена ДМРВ
Для замены датчика своими руками, нужно приготовить фигурную отвертку и ключ на «10».
Процедура замены состоит из следующих шагов:
- Сначала нужно выключить зажигание, открыть капот.
- Затем нужно отсоединить минусовую клемму на аккумуляторе.
- На следующем этапе нужно ослабить хомут, с помощью которого гофра присоединяется к ДМРВ.
- Далее снимаем гофру с патрубка.
- Затем нужно отогнуть гребенку и отсоединить разъем датчика.
Отсоединение разъема датчика
Таким образом, если машина глохнет, имеет все признаки поломки ДМРВ, то перед тем, как начинать его ремонт, следует проверить уровень его сигнала, он не должен быть низким, выполнить полную диагностику машины и отремонтировать все неисправные узлы и детали.
Важно регулярно проходить техосмотр авто и выполнять вовремя техническое обслуживание, тогда детали и узлы будут служить дольше.
Видео «Проверка ДМРВ с помощью мультиметра»
В этом видео от канала «Простое Мнение» демонстрируется, как проверить ДМРВ мультиметром.
ДМРВ — Датчик массового расхода воздуха
Статьи по устройству автомобиля. Как устроен автомобиль? > Система впрыска топлива >
Датчик массового расхода воздуха служит для определения количество воздуха , идущего на заполнение цилиндров при работе двигателя. Датчик установлен во впускном тракте после воздушного фильтра и подсоеденяется к электрическому жгуту системы управления шестиконтактной колодкой проводов. Измерить количество воздуха, поступившего в двигатель, — значит, определить нагрузку двигателя. Когда водитель нажимает на педаль газа, дроссельная заслонка открывается и количество всасываемого воздуха увеличивается. Мы говорим: нагрузка увеличилась. И наоборот, педаль отпустили — нагрузка уменьшилась. Все просто. Но только на первый взгляд. Если учесть, что в реальных условиях движения для двигателя типична частая смена режимов работы, что поступающий воздух участвует в различных газодинамических процессах во впускной системе, то задача определения массы воздуха не такая уж тривиальная. Длительное время непосредственное измерение расхода воздуха было связано со значительными трудностями. Измерения проводили, как правило, в лабораторных условиях и не применяли в бортовых системах управления. Вместе с тем достижения расходоизмерительной техники позволили создать ряд измерителей расхода воздуха, применимых в автомобиле. Мы не будем рассматривать их все, потому как в настоящее время известно более пятидесяти способов. Остановимся на самом массовом приборе для автомобилей ВАЗ — пленочном датчике массового расхода воздуха анемометрического типа. Датчик массового расхода воздуха. Устройство Датчик устанавливается между воздушным фильтром и шлангом впускной трубы (внешний вид датчика). Сигнал ДМРВ представляет собой постоянный ток определенного напряжения, величина которого зависит от количества и направления движения воздуха, проходящего через датчик. При прямом потоке воздуха напряжение выходного сигнала датчика изменяется в диапазоне 1—5 В. При обратном потоке воздуха напряжение изменяется в диапазоне 0—1 В. Устройство дмрв показано на рисунке 1. Функционирование его происходит следующим образом. В потоке поступающего воздуха находится электрически нагреваемое тело (чувствительный элемент), которое охлаждается воздушным потоком. Схема регулирования нагревательного тока поддерживает постоянную разность температуры, и ток нагрева пропорционален массе воздушного потока. При данном методе измерения производится учет плотности воздуха, так как она также определяет величину теплоотдачи от тела к воздуху. Нагревательным элементом является пленочный платиновый резистор, который вместе с другими элементами находится на керамической пластине. Рис. 1 — чувствительный элемент; 2 — гибридная схема; 3 — электрический разъем
Преимуществом пленочного расходомера перед нитевым (он использовался ранее на автомобилях ВАЗ с контроллерами GМ и “Январь-4.1”) является повышенная механическая прочность, поскольку происходит разделение функций, то есть пленка выполняет функцию измерительного элемента, а подложка — функцию силового (несущего) элемента конструкции. Датчик объемного расхода воздуха На рисунке показан, разработанный несколько лет назад, датчик измерения расхода воздуха, имеющий форму заслонки. Он устанавливается в воздухозаборнике. Заслонка (1) отклоняется под воздействием потока воздуха и растягивает возвратную пружину. Датчик расхода снабжен дополнительной заслонкой (2), расположенной в камере демпфирования, которая не только служит балансиром, но и играет роль демпфера, препятствуя возникновению колебаний. Вал датчика связан рычагом с потенциометром реостата (3). Напряжение датчика наряду с сигналами других датчиков подается в ЕСМ. Потенциометр состоит из резисторов и металлокерамического основания, связанного узкими проводниками с металлической шиной и имеет высокое сопротивление и износостойкость. В зависимости от конструкции электрической части напряжение сигнала может повышаться или уменьшаться с увеличением расхода воздуха. Датчик расхода воздуха прост и надежен в эксплуатации, но это не означает, что ремонт дмрв нужно производить самостоятельно. В случае его поломки лучше обратиться к специалистам. Недостатком ДМРВ является то, что он измеряет объем поступающего воздуха. Поскольку для определения потребного количества топлива требуется определение массы воздуха, необходима корректировка показаний датчика в соответствии с плотностью воздуха. Для решения этой проблемы в воздухозаборник рядом с датчиком расхода ставят датчик температуры воздуха. Для возможности регулировки СО датчик расхода частично шунтируется обходным каналом с регулировочным винтом. К недостаткам датчика объемного расхода воздуха можно отнести еще также и наличие механического контакта между дорожкой сопротивлений и металической шиной, и как следствие износ. Обычно протирается дорожка в месте нахождения шинки в режиме холостого хода. В большинстве случаев можно сняв пластмасуваю крышку, ослабить 3-4 винта крепления керамической панельки и чуть сдвинуть ее так, чтобы шинка теперь работала по чистой, непротертой дорожке. Ресурс будет такой же. Проволочный датчик массового расхода воздуха Проволочный датчик определения массового расхода воздуха был разработан для устранения недостатков электро-механического датчика объемного расхода. Новый датчик не подвержен пульсациям, связанным с открытием и закрытием впускных клапанов, и не зависит от плотности, поступающего воздуха. Датчик этого типа из нагретого провода (2) диаметром 70 мкм, установленного в измерительной трубке, расположенной перед дроссельной заслонкой. Работа датчика массового расхода воздуха основана на принципе постоянства температуры. Нагретый платиновый провод, расположенный в воздушном потоке, является одним из плеч резисторного моста. При этом за счет изменения силы тока, протекающей через резисторный мост, поддерживается постоянная температура (около 100 С) платинового провода, обдуваемого воздушным потоком. При увеличении расхода воздуха платиновый провод остывает и его сопротивление падает. Резисторный мост становится несимметричным и возникает напряжение, подаваемое на усилитель и направленное на повышение температуры провода. Этот процесс продолжается до тех пор, пока температура и сопротивление провода не приведут к равновесию системы. Диапазон силы тока, протекающего через провод составляет 500…1200 мкА. Этот ток также протекает через калибровочный резистор, на котором возникает напряжение, поступающее в блок электронного управления для вычисления количества впрыскиваемого топлива. Измерение температуры воздуха компенсируется резистором (4), который представляет собой платиновое кольцо, имеющее сопротивление примерно 500 Ом и расположенное в воздушном потоке. Изменение температуры воздуха одновременно изменяет сопротивление нагретого провода (2) и термокомпенсационного сопротивления (4), поэтому равновесие резисторного моста не нарушается. При эксплуатации платиновый провод неизбежно загрязняется. Для предотвращения загрязнения после выключения двигателя провод в течение 1с накаляется до температуры 1000 С. При этом вся налипшая на него грязь сгорает. Этот процесс контролируется электронным блоком управления. Пленочный датчик массового расхода воздуха Пленочный датчик массового расхода воздуха один из последних разработок фирмы Bosch. Этот состоит из керамического основания, на котором расположена пленка, в которую вмонтированы измерительный и компенсационный резисторы. Такая конструкция датчика делает его более надежным и дешевым. Еще одним из направлений модернизации датчиков расхода воздуха является разработка датчика измерения давления. Этот датчик состоит из толстопленочной диафрагмы, расположенной на керамической основе. Датчик измеряет разряжение во впускном коллекторе на основе измерения деформации пленочной диафрагмы. Измерительные элементы расположены внутри пленки. Датчик устанавливается во впускном коллекторе и представляет собой датчик измерения разряжения с малой инерционностью. P.S. Датчики массового расхода воздуха, очень требовательны к состоянию воздушного фильтра. У них частенько загрязняются платиновые спирали. Очистить их можно аэрозольным очистителем карбюратора, но очень аккуратно. Самые надежные-пленочные датчики. Если там не побываль чьи-то шаловливые ручонки, то они практически вечные. Во всяком случае, я не сталкивался с их отказом. |
Замена ДМРВ ВАЗ-2123 с электронно-управляемой дроссельной заслонкой на ЕВРО-5
Датчик массового расхода воздуха на двигателе ВАЗ-2123 расположен между корпусом воздушного фильтра и шлангом подачи воздуха к дроссельному узлу
Датчик использует термоанемометрический метод измерения расхода, который основан на отводе тепла движущимся потоком воздуха.
При помещении нагретого током термистора (преобразователя термоанемометра) в движущуюся воздушную среду основным фактором, влияющим на теплообмен термистора, является дрейф тепла воздушным потоком.
Сопротивление термистора изменяется за счет проточного охлаждения, в результате чего резистор действует как датчик расхода воздуха.
При выходе из строя датчика массового расхода воздуха или его цепей загорается лампа «CHECK ENGINE».
В этом случае контроллер рассчитывает значение массового расхода воздуха по скорости вращения коленчатого вала и положению дроссельной заслонки.
Выходной сигнал ДТВ, подключенного к контроллеру, представляет собой напряжение постоянного тока в диапазоне 0,2…4,8 В, величина которого зависит от температуры воздуха, проходящего через датчик.
В случае неисправности цепи ДТВ контроллер заносит в память свой код и включает сигнализацию.
В этом случае контроллер подменяет показания датчика фиксированным значением температуры воздуха (20 °C).
Снятие датчика массового расхода воздуха
Снятие минусовой клеммы аккумулятора
Крестовой отверткой ослабляем хомут крепления воздушного шланга к датчику массового расхода воздуха
Переставляем желтый ограничитель блокировочной колодки проводов системы управления двигателем на датчик массового расхода воздуха.
Нажимаем на защелку и отсоединяем колодку проводки от датчика
Ключом на 10 откручиваем два болта крепления датчика массового расхода воздуха
Снятие датчика массового расхода воздуха с корпуса воздушного фильтра
Маркировка датчика ДМРВ
Установка ДМРВ
Перед установкой датчика надеваем на него уплотнительную втулку до упора.
Отсутствие уплотнительной втулки может привести к неисправности двигателя.
Будьте осторожны при работе с датчиком. Не допускайте попадания посторонних предметов внутрь датчика.
Повреждение датчика нарушит нормальную работу системы управления двигателем. Запрещается вынимать чувствительный элемент из корпуса датчика, так как это может привести к изменению его характеристик.
Датчик устанавливаем на воздушный фильтр и крепим двумя болтами. Момент затяжки болтов 3,0…5,0 Нм.
Присоединяем шланг впускной трубы к датчику и закрепляем хомутом. Момент затяжки прижимного винта 2,2…2,8 Нм.
Прикрепляем жгут проводов к датчику и защелкиваем защелку.
Таблица зависимости сопротивления датчика температуры воздуха от температуры всасываемого воздуха
Температура воздуха, °С | Сопротивление, Ом | |||
Мин. | Ном. | Макс. | ||
-40 | 36589 | 39650 | 42710 | |
-30 | 21394 | 23023 | 24652 | |
-20 | 12945 | 13844 | 14742 | |
-10 | 8081 | 8592 | 9103 | |
0 | 5190 | 5489 | 5788 | |
+10 | 3421 | 3600 | 3780 | |
+20 | 2309 | 2419 | 2530 | |
+30 | 1593 | 1662 | 1731 | |
+40 | 1121 | 1166 | 1210 | |
+50 | 804,3 | 833,0 | 861,7 | |
+60 | 587,0 | 605,9 | 624,7 | |
+70 | 435,2 | 447,8 | 460,4 | |
+80 | 327,6 | 336,1 | 344,6 | |
+90 | 250,0 | 255,8 | 261,6 | |
+100 | 193,3 | 197,3 | 201,2 | |
+110 | 150,6 | 154,0 | 157,5 | |
+120 | 118,6 | 121,6 | 124,6 |
Официальный бизнес | rv-c.
comЭтот форум предназначен для обсуждения предлагаемых поправок к протоколу RV-C. Протокол RV-C постоянно расширяется по мере создания и разработки новых продуктов. Члены RVIA могут подавать предложения в Технический подкомитет RVIA. Эти предложения будут размещены здесь для комментариев, а через тридцать дней будут подвергнуты электронному голосованию членов комитета. Комментировать представленные материалы может любой желающий, но голосовать могут только полноправные члены. Пожалуйста, не публикуйте материалы прямо здесь. Отправьте свои материалы Кенту Перкинсу в RVIA, чтобы они могли быть должным образом представлены в качестве официальных дел комитета. Веб-мастер должен инициировать тему форума.
пн, 2021-05-17 23:23 — RV-C Admin
Официальный бизнес-форум содержит официальные предложения по внесению изменений в протокол RV-C. Процедуры для комментариев и предлагаемых поправок см. в прикрепленном документе READ_ME_FIRST_OB_111221. pdf. Любой может прокомментировать предложения в соответствии с правилами публикации обсуждений или возражений.
Чтобы найти утвержденные материалы, которые должны быть добавлены к документу уровня, см. Спецификацию RV-C 9.0003
По истечении тридцати дней предложения, не получившие возражений, считаются одобренными.
DGN и/или DSA будут назначены только после УТВЕРЖДЕННОЙ официальной деловой подачи. Если ваша заявка одобрена, но вы не получили DGN или DSA в течение 5 рабочих дней, обратитесь к администратору RV-C.
Чтобы запросить документ Word (.docx) раздела документа уровня RV-C для официальной деловой публикации, используйте форму запроса раздела RV-C.
Членов Комитета просят воспользоваться предоставляемой RSS-лентой. RSS — это простой способ получать автоматические уведомления о новых комментариях на этом форуме. RSS похож на электронную почту, и многие почтовые клиенты поддерживают RSS.
Если у вас нет идентификатора и пароля или вам нужна дополнительная помощь, обратитесь к администратору RV-C (von@lindseyresearch. com).
Ср, 28.09.2022, 02:01 — RV-C Admin
ОБОСНОВАНИЕ:
Заявление адресов для устройств с несколькими функциями явно не описано в тексте протокола, что время от времени вызывало путаницу. Это представление исправляет это упущение в сжатой форме. Кроме того, создание нового диапазона заявлений несколько повысит эффективность процесса утверждения адресов.
Чт, 22.09.2022, 15:59 — RV-C Admin
Обоснование:
Новые разделы с дополнительными DGN, относящимися к индивидуальному освещению для управления светодиодным освещением RGBW и ARGB.
Дополнительные сведения см. в прикрепленном документе.
Сб, 2022-05-14 17:53 — RV-C Admin
Документ уровня RV-C обновлен до 05-14-22. Текущая редакция прилагается.
Любые утвержденные официальные деловые сообщения после 14.05.21 будут добавлены в спецификацию RV-C до тех пор, пока они не будут изменены в новой версии документа уровня RV-C.
Чтобы просмотреть старые версии документа уровня RV-C за период с ноября 2021 г. по май 2022 г. с утвержденными вложениями, см. старый архив спецификаций RV-C.
Чт, 2019-12-19 22:43 — Мартин Перло
Клейтон Лоренц из Spyder Controls отправляет прикрепленный файл DGN, в котором сообщается о состоянии сегментов шины CAN в многосетевой среде. DGN должен быть помещен в категорию устройств сетевого моста.
Новый DGN: CAN_BUS_MONITORING
Обоснование: Многие автомобили имеют несколько сетей CAN — практически все моторизованные дома на колесах имеют по крайней мере одну J1939 сеть. Они часто соединены мостом, и состояние этих сетей может иметь важное значение для устранения неполадок.
Пн, 2019-10-14 17:12 — Мартин Перло
Остин Чамбрелло из Intellitec представляет новые имена участников-служб и сигналы тревоги для отключения постоянного тока.
См. вложение.
Пт, 20.09.2019 18:22 — Мартин Перло
Джон Фриде из HWH представляет следующие новые DGN:
LEVELING_SENSOR_ROLL_CONFIG_COMMAND
LEVELING_SENSOR_ROLL_CONFIG_STATUS
LEVELING_SENSOR_PITCH_CONFIG_COMMAND
LEVELING_SENSOR_PITCH_CONFIG_STATUS
Обоснование: Это необходимо для настройки уровней предупреждений для сообщений о состоянии выравнивания.
Пт, 20.09.2019 18:18 — Мартин Перло
Джим Сеймур из Cipher Systems / Truck Systems Technology представляет следующие новые DGN:
TIRE_HIGH_PRESSURE_CONFIGURATION_STATUS
TIRE_HIGH_PRESSURE_CONFIGURATION_COMMAND
Обоснование: они необходимы для настройки предупреждений о высоком давлении, ранее добавленных в TIRE_STATUS.
Чт, 2019-09-12 20:43 — Мартин Перло
Джим Сеймур из Truck Systems Technology представляет следующую поправку к TIRE_STATUS (1FEF0h).
Статус давления
011b = Высокое
100b = Чрезвычайно высокое
Обоснование: Это значение отсутствует в протоколе RV-C, но существует в J1939 и обычно имеет смысл.
Вт, 2019-09-10 20:51 — Мартин Перло
Алекс Лир из Carefree отправляет следующее:
AWNING_STATUS
Байт: 4
Бит: от 6 до 7
Имя: Блокировка расширения OEM
Тип данных: бит
Единица измерения: —
Описание значения:
Для GENERIC_ALARM_STATUS,
Секция (6.47.3) — Экземпляры стандартной тревоги
DSA маркизы 130
2 — Втягивание, вызванное состоянием сигнала блокировки
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- следующий ›
- последний »
IMisa Air Flow Inzwa — увлажнитель воздуха? inzwa DMRV
MAF inzwa (DMRV) unamathele lemifanekiso air, futhi inquma inani emoyeni kuphasiswa kubo. Kusukela nencazelo efanele yegama le nkomba incike izinga ingxube ezivuthayo. Амапута масса komoya inzwa ngokushesha ukusebenza injini.
izimpawu umonakalo
Lapho kuvela izimpawu zokuqala kwephulwe injini ayidingi sokuba netwetwe, intshiseko yokuthuthukisa esitolo bese uthatha DFID entsha. Kungase kube wasikisela ukuba ilimaze komoya inzwa. Kanjani ukuhlola umsebenzi wakhe? Okokuqala, kudingeka silalelisise imoto. Yena siyobonisa ukuthi inzwa kuyinto DFID okuyiphutha, futhi ngeke baziphathe ngale ndlela:
• компьютер уйоника непхута «Hlola Engine»;
• укунчифиса амандла;
• бензин украинский;
• кузоба куби укугала инджини;
• Wehlise isikhulumi.
Yini akusebenzi kahle uma mass komoya inzwa? Канджани укухлола исимо?
Inketho 1: Khubaza
Lapho injini wayeka ne DMRV unqamule isixhumi. Ingabe linqamule idivaisi, isilawuli uyovuka imodi eziphuthumayo, nophethiloli ingxube ayovulelwa ikhumbula isikhundla wamanje we mpintsha. On angenise kule modi futhi wazise injini, kumele sihambisane kuka 1500 rev / imiz. Izipetho sokugcina DFID amaphutha angenza uma ushayela uyaqaphela ukuthi Dynamics ngcono ngemva inzwa icishiwe. Qaphela: ukulungiswa computer engiwufunayo-7.2 nami-7.9.7 emva nokunqamula DMRV hhayi ukwandisa isivinini injini.
Inketho 2. Прошивка
Kungenzeka ukuthi i-computer sesivele ukuguqulwa прошивка ke akucaci ukuthi uyozifeza liziphathe lapho usebenzisa izinketho abalwe ngenhla. Kulokhu, kungase futhi kungasebenzi масса komoya inzwa. Нгингайитола канджани кухлоле? Thatha ipuleti 1 мм ukujiya bese uyifaka ngaphansi стоп-демпфер. Uma kuze ngesivinini injini, ukuphela unqamule nge DMRV. Uma injini uyaqhubeka ukugijima ke imbangela iphutha kule блок управления, okungukuthi ezinyathelweni IAC. Абанасо uphendule imodi eziphuthumayo ngaphandle DMRV.
Inketho 3: мультиметр Ukuxilongwa
и samuntu okunjalo kufanelekile uphethwe Bosch izinzwa ne индексы: 0280218004, 0280218116, futhi 0. 280.218 umhloli 037. Ukuze nesilinganiso neming. I izintambo (ориентация гумби)
• Isignali ye-wokufaka — ezimpofu;
• Поставка Inzwa — номглофа серая;
• Грунт (локусуса) — олухлаза;
• По edluliselwe главная — розовая канье набанту абамняма.
Qaphela:
Imibala ye izintambo kuboniswa iningi models, imibala kungashintshwa, kodwa ukubaluleka kuyinto izipetho ezifanayo.
Inqubo nesilinganiso
Ngemva ukuthungela, ngaphandle kokuqala injini, enze ukuskena. ithuluzi Красный ukuxhuma зонд желтый провод DFID kanye omnyama oluhlaza. Ngakho sibambelela напряжение nesilinganiso futhi ukukulungisa. Ukuqhathanisa ukufundwa ne izincomo yomenzi, okuyinto bayokwahlulelwa ukusebenza kudivayisi. Новый ДМРВ имеет напряжение 0,9 В.96-1,01
idivayisi ukusebenza imingcele, kuye voltage:
1.01-1.03 — inzwa wesitayela;
1.03-1.04 — ukusebenza, kodwa ukuphila inzwa kucishe eligwadulekile;
1.04-1.05 — инсиза изифелиле, ума упхаву алихо, унгаквази укусизакала, кодва секуисикхати укутенга эсиша;
1. 05 nokuningi — unephutha, esikhundleni liyadingeka.
Qaphela:
Ukuze ukuhlole inzwa mass komoya, singafunda computer uhambo ku nemingcele «voltage inzwa».
Inketho 4: Visual wokuhlola
Sebenzisa ukufakwa kokumqoka kuphela ukuze uyasikrufulula izibopho шланг, опускающий гофр, ahlole inzwa kanye гофр. Zonke evele kumele kube elomile mahhala kusuka uwoyela конденсата imali. Izimbangela ukungcola DMRV:
• A ezingcolile lemifanekiso air;
• эзингени увойела лингафезулу кунокувамиле;
• сито avimbekile, ohlelweni ukupholisa.
Uqede zonke izimbangela zokuhlupheka ukungcola DFID, kumele balungise khona kanye nemiphumela, kanye lokhu kuzodinga ukuhlanza MAF inzwa. Esebenzisa ukhiye 10, ngo-ziba ngcono amabhawudo nokubopha inzwa, ehlukanisa ke kusukela lemifanekiso emoyeni. Inzwa kumele kube indandatho iraba ukuvimbela emoyeni ukuncela ongahluziwe. Uma ziyashoda нома ingekho kwisayithi, okokufaka Mesh kudivayisi Umbuzo uwukuthi othulini. Lokhu kungababangela inzwa ukuba angasebenzi kahle. Укуфаква укуланделана:
• I lisebenze kuyinto bakhathhale ukubekwa uphawu камедь;
• Укинисекисе исикети упхаву;
• inzwa igibele e lemifanekiso izindlu.
Inqubo esikhundleni
Ukuvala le ukuthungela, susa i-plug inzwa. Ngu ukugedlisa izibopho, nqamula itheku emoyeni. inzwa Landelayo uyasikrufulula futhi kususe isihlungi izindlu. Ukuba nithukulule, udinga ukubhala ку 10. Ngemva kombuzo luhlolo ngeke buphinde buvele ukuthi, uma umninindlu inzwa unephutha масса komoya, kanjani ukuhlola ukusebenza kwayo. Ukuhlola sitholakele isimo idivaysi, ungashutheki nje ukuthenga ezintsha. Кумеле укутхи ДМРВ абиза амабанга рубль 1500 укузе 2000. Kodwa ungavele ukususa ukungcola futhi sichithe esiphezulu рубль 200.
Kusho ukususa ezingcolisa
Ukuze качественно ugeza DFID, kumelwe kususwe, inqubo kokukhipha ngaphambilini kakade kuchazwe. Ngaphakathi idivayisi kukhona anezikhala. 2-3 efakwe в нем inzwa ngesimo izintambo ezincane.