Как проверить реле вентилятора охлаждения: Проверяем вентилятор радиатора

Содержание

Датчик включения вентилятора — где находится и как проверить реле

Отказ от постоянного вращения вентилятора с помощью ременного привода позволил сократить время прогрева двигателя. Электрический привод, который состоит из мотора, реле, датчика включения и аккумулятора, позволяет включать вентилятор лишь тогда, когда температура двигателя превышает оптимальное значение. Благодаря такому подходу система охлаждения двигателей внутреннего сгорания стала более эффективной. Периодическое включение вентилятора позволило снизить расход топлива, ведь сократилось время прогрева мотора и исчезли потери мощности на постоянное вращение лопастей.

Как работает и где находится датчик включения вентилятора

Основа датчика – биметаллическая пластина, которая с ростом температуры меняет свою форму. Когда температура охлаждающей жидкости превышает указанное на корпусе датчика значение, изгиб биметаллической пластины приводит к замыканию контактов датчика. Электрический ток, который проходит через контакты датчика, включает силовое реле, управляющее двигателем вентилятора.

Датчик расположен сбоку радиатора. На одних моделях он расположен сверху, на других посередине. Распознать его несложно. Он похож на крупную латунную гайку, к которой подходят два (реже три) электрических провода. Собираясь менять датчик включения вентилятора, учитывайте следующее. Чем ниже температура срабатывания датчика, тем ниже его устанавливают относительно уровня охлаждающей жидкости. Температура включения датчиков, которые устанавливают внизу радиатора, не превышает 85 градусов. Температура датчиков, устанавливают в середине радиатора 90 – 95 градусов.

Как проверить датчик включения вентилятора

Необходимость в проверке датчика возникает после перегрева мотора или подозрении на плохую работу системы охлаждения. В первую очередь необходимо проверить не датчик, а провода и реле, включающие вентилятор. Для этого снимите провода подходящие к датчику и замкните их, если проводов не два, а три, то нужно поочередно замкнуть средний и каждый из крайних. Вентилятор должен включиться на низкой и высокой скорости, в зависимости от того, какие контакты замкнуты. Если вентилятор включился, значит, провода и реле исправны и можно приступать к проверке датчика, если нет, необходимо найти и устранить неисправность (обрыв проводов, плохой контакт, перегоревший предохранитель, сгоревшие реле или мотор вентилятора).

Убедившись, что реле, мотор и провода исправны, приступайте к проверке датчика. Для этого вам понадобится тазик для охлаждающей жидкости, ключ на 30, термометр до 100 градусов, кастрюля с водой, печка и мультиметр. Снимите клемму с аккумулятора и подставьте тазик под автомобиль таким образом, чтобы охлаждающая жидкость из радиатора выливалась не на землю, а в него. Дождитесь, когда радиатор остынет до 45 – 50 градусов, после чего выкрутите сливную пробку (она расположена в нижней части радиатора с левой или правой стороны). После того как жидкость стечет, вкрутите пробку на место. Снимите провода с датчика (если их 3, то пометьте каждый, чтобы при установке нового датчика не перепутать их), после чего ключом на 30 выкрутите датчик.

Налейте в кастрюлю воды, чтобы она покрыла рабочую часть датчика (до гайки) и поставьте на печку. Контролируйте температуру воды с помощью термометра.

С помощью мультиметра проверяйте срабатывание контактов датчика. Для трехконтактного желательно использовать два мультиметра. Включите мультиметр в режим измерения сопротивления со звуковым сигналом и подключите к выводам датчика. Когда биметаллическая пластина замкнет контакты, мультиметр начнет пищать. Выключите печку и дождитесь выключения мультиметров. Сравните показания термометра в момент срабатывания и выключения контактов датчика. Если отклонение от написанных на корпусе датчика значений свыше 5%, желательно заменить его. Если отклонение свыше 10%, или датчик вообще не сработал, его необходимо заменить. Установка проходит в следующем порядке – вкручивание датчика, заливка охлаждающей жидкости, подключение аккумулятора.

Видео — Замена и диагностика датчика включения вентилятора

Как подобрать новый датчик

Чтобы правильно подобрать датчик, необходимо знать оптимальную температуру охлаждающей жидкости, при которой он должен включаться и выключаться. Для автомобиля ВАЗ 2110 это 92 и 87 градусов. Оптимальная температура срабатывания датчика для другого автомобиля указана в инструкции по ремонту и эксплуатации машины. Покупайте датчик только в крупных магазинах и обязательно берите чек. Перед установкой датчика на автомобиль, проверьте его, как описано выше. Если разница между температурой, указанной на корпусе датчика и той, при которой он реально срабатывает, превышает 5%, замените его. Работа мотора при температуре, отличающейся от оптимальной, сильно снижает его ресурс.

Как определить почему не включается вентилятор радиатора?

Если вдруг перестал включаться вентилятор радиатора системы охлаждения двигатель автомобиля рано или поздно начнет перегреваться.

Особенно быстро перегрев может случиться при движении в городском режиме и во время преодоления бездорожья. А как известно, перегрев двигателя может привести к разным негативным последствиям, устранить которые не всегда получится даже капитальным ремонтом.

В связи с этим возникает необходимость как можно быстрее определить причину по которой не включается вентилятор радиатора.

На примере вентилятора радиатора системы охлаждения двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 рассмотрим способы такой диагностики.

Как определить почему не включается вентилятор радиатора?

1. Проверяем исправность датчика включения вентилятора радиатора.

Электродвигатель вентилятора радиатора системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 включается при срабатывания термодатчика, установленного в его правом бачке.

Его выход из строя – наиболее распространенная причина отказа вентилятора на радиаторе.

Поэтому в первую очередь проверяем исправность этого датчика. Если автомобиль оборудован монтажным блоком 17.3708 с пальчиковыми предохранителями, проделываем следующее. Снимаем с датчика оба провода, соединяем их между собой. Включаем зажигание. Если вентилятор заработал – неисправен датчик включения (выключения). Если нет, неисправность следует искать в других элементах цепи перечисленных далее.

Расположение датчика включения вентилятора на радиаторе

Если на автомобиле установлен монтажный блок 2114, такая проверка годится только для проверки наличия массы на электродвигатель вентилятора. Дополнительно придется проверять есть напряжение на плюсовом проводе, идущем на электродвигатель.

Так же следует обратить внимание на окисление контактов датчика и наконечников присоединенных к ним проводов.

2. Проверяем предохранитель.

На автомобилях ВАЗ 21083 (21093, 21099) с монтажным блоком 17.3708 это предохранители №4 и №8. На автомобилях 21083 (21093, 21099) с монтажным блоком 2114 это предохранитель F5.

В случае перегорания предохранитель можно заменить, но в дальнейшем придется устанавливать причину его перегорания.

3.
Проверяем реле включения вентилятора.

На автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 с монтажным блоком 17.3708 в электрическую цепь включения электродвигателя вентилятора радиатора включено реле. Это реле К9. Чтобы проверить работает оно или нет, можно заменить его заведомо исправным аналогичным.

Либо извлечь его и подать напряжение (плюс) любым способом (например, отрезком провода от плюсовой клеммы АКБ) на контакт внутри блока под вывод «87» реле.

4. Проверяем электродвигатель вентилятора радиатора.

Разъединяем колодку проводов идущих к электродвигателю вентилятора. В фишке проводов электродвигателя соединяем один провод (черный) с массой, а на другой подаем напряжение (плюс). Например, при помощи отрезков провода с выводов АКБ. Если электродвигатель заработал, неисправность в его электрической цепи, если не заработал, то скорее всего он сгорел и его придется заменить.

5. Проверяем электрическую цепь включения электродвигателя вентилятора.

Прозвонить цепь включения электродвигателя вентилятора на радиаторе можно при помощи контрольной лампы или вольтметра (мультиметра в режиме вольтметра). Необходимо проверить есть ли напряжение в некоторых контрольных точках (по схеме).

Помимо этого не стоит забывать, что датчик включения электродвигателя вентилятора установлен в разрыв минусового провода и если контакт плохой. то вся система сразу перестает работать. Поэтому стоит проверить надежность его крепления к массе (кузову автомобиля).

Схема подключения электродвигателя вентилятора радиатора на автомобилях с монтажным блоком 17.3722.

Схема подключения вентилятора на автомобилях с монтажным блоком 17.3722

Схема подключения электродвигателя на автомобилях с монтажным блоком 2114.

Схема подключения вентилятора радиатора на автомобилях с монтажным блоком 2114

Подробности и описания схем см. «Схема включения вентилятора радиатора ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Примечания и дополнения

— Помимо того, что вентилятор на радиаторе может не работать иногда приключается прямо противоположная неисправность — «Постоянно работает вентилятор радиатора на карбюраторной ВАЗ 21093».

Еще статьи по системе охлаждения двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099

— Признаки (симптомы) неисправности помпы двигателя

— Признаки появления воздушной пробки в системе охлаждения двигателя

— Заклинил термостат, признаки и причины неисправности

— Не работает указатель температуры охлаждающей жидкости

— Потек радиатор системы охлаждения двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Проверка исправности вентилятора радиатора ВАЗ 2108, 2109

Подписывайтесь на нас!

Как проверить реле вентилятора

Дэн Феррелл

Фото любезно предоставлено Леонардом Г. на сайте Commons Wikimedia.org.

Проверить работу реле вентилятора на вашем автомобиле несложно. Только учтите, что во многих современных автомобилях используются электронные реле. Эти шаги применимы только к электромеханическим реле, которые содержат катушку и точки контакта в качестве основных компонентов. Наиболее распространенной проблемой этих реле является обрыв или короткое замыкание катушки и сгоревшие точки, которые блокируют прохождение электрического тока после многих лет использования.

Шаг 1

Посмотрите на маркировку сверху или сбоку корпуса реле и найдите две клеммы цепи управления, которые подключаются к катушке реле, и две клеммы цепи питания, которые пропускают электрический ток к вентилятору. Если на вашем реле вентилятора нет маркировки, вам придется свериться со схемой подключения вентилятора охлаждения, приведенной в руководстве по обслуживанию вашего автомобиля. Дополнительную информацию см. в разделе «Советы» внизу.

Шаг 2

Подсоедините выводы омметра к клеммам питания на реле. Установите омметр на самый низкий диапазон. Вы должны читать бесконечное сопротивление. Если вы читаете какое-либо значение сопротивления, контакты реле застряли в замкнутом состоянии, и реле следует заменить.

Шаг 3

Подсоедините один конец перемычки с предохранителем к одной из клемм управления реле, а другой конец к положительной клемме автомобильного аккумулятора. Подсоедините конец обычной перемычки к другому контакту цепи управления на реле и коснитесь другим концом заземления на вашем автомобиле. Когда вы коснетесь земли перемычкой, вы должны услышать звук щелчка, исходящий от реле. Это означает, что контакты реле работают нормально. Если вы не слышите щелчка, замените реле.

Шаг 4

Оставьте перемычки подключенными к клеммам управления реле, если вы услышали щелчок на предыдущем шаге. С помощью омметра, как описано в шаге 2, проверьте целостность цепи на клеммах питания реле. Теперь вы должны прочитать нулевое сопротивление. Если вы получаете бесконечное сопротивление от омметра, точки контакта реле не пропускают электрический ток. Замените реле.

Советы

  • Вы можете купить руководство по обслуживанию вашего автомобиля в большинстве магазинов автозапчастей или бесплатно ознакомиться с ним в большинстве публичных библиотек. Если на реле нет маркировки, позволяющей различать управляющие и силовые клеммы, попробуйте посмотреть на провода, соединяющиеся с контактами реле под блоком предохранителей или силовым разветвителем на автомобиле. В большинстве случаев два тонких провода подключаются к цепи управления, а два толстых провода подключаются к клеммам питания на реле. Недорогие плавкие перемычки доступны в большинстве магазинов автозапчастей.

Вещи, которые вам понадобятся

  • Омметр Перемычка с предохранителем Перемычка

Writer Bio

С 2003 года Дэн Феррелл публикует общие и ориентированные на потребителя новости на телевидение и в Интернет. Его работы появились в Техасе, Нью-Мексико и Майами, а также на различных веб-сайтах. Феррелл является сертифицированным специалистом по автоматизации и управлению из Центра передовых технологий в Эль-Пасо, штат Техас.

Еще статьи

Диагностика неисправности реле вентилятора охлаждения двигателя

Диагностика проблемы с реле вентилятора охлаждения двигателя

Дом, Библиотека по ремонту автомобилей, Автозапчасти, Аксессуары, Инструменты, Руководства и книги, Автомобильный БЛОГ, Ссылки, Индекс


Copyright AA1Car.com
Перегрев двигателя или плохая работа кондиционера могут быть вызваны вентилятор охлаждения двигателя или конденсатора кондиционера не включается. Во многих случаях основной неисправностью является неисправное реле вентилятора охлаждения. Самый быстрый способ определить, работают ли электрические вентиляторы, — это запустить двигатель, дать ему нагреться до нормальной рабочей температуры, а затем включить кондиционер. Вентилятор охлаждения в моторном отсеке должен включиться, чтобы прогнать воздух через радиатор и конденсатор кондиционера. На многих автомобилях может быть два вентилятора: основной вентилятор охлаждения радиатора и второй вентилятор конденсатора. Оба вентилятора должны включаться при включении кондиционера. Если один или оба вентилятора не включаются, отсутствие дополнительного охлаждения, обеспечиваемого вентилятором, может привести к снижению эффективности охлаждения кондиционера, а также к перегреву и выходу из строя компрессора кондиционера. Двигатель также может сильно нагреваться и перегреваться.

Проблемы в цепи вентилятора охлаждения

Типичная схема электровентилятора охлаждения включает в себя датчик температуры, реле, модуль управления и двигатель вентилятора.
Реле — это компонент, который чаще всего выходит из строя, поэтому обязательно проверьте реле, а также его источник питания и заземление. Хорошая катушка реле обычно имеет сопротивление от 40 до 80 Ом. Если сопротивление высокое, катушка может все еще работать, но она выходит из строя, или она может не работать при высоких электрических нагрузках. Если катушка не имеет сопротивления, она разомкнута и вышла из строя. Замените реле. Еще один простой тест реле — встряхнуть его. Если вы слышите, как что-то гремит внутри, скорее всего, сломана якорь реле.

Типы реле электровентилятора системы охлаждения

Существует три основных типа реле:
  • Нормально открытые являются наиболее распространенным типом. Якорь закрывается, когда на катушку подается питание, чтобы направить мощность на двигатель вентилятора.
  • Нормально закрытый. Якорь нормально закрыт и открывается при подаче напряжения.
  • Двойное реле. Этот тип проводит ток в открытом и закрытом состоянии в двух разных цепях.

Некоторые автомобили с неисправностями охлаждающего вентилятора

  • Минивэны Chrysler (конец 1980-х — начало 1990-х). В них используется твердотельное реле для охлаждающих вентиляторов, и реле имеет тенденцию перегреваться и выходить из строя.
  • Крайслер Неон. Проблема здесь в том, что в цепи вентилятора охлаждения используется радиочастотный фильтр, установленный на кожухе вентилятора радиатора. Фильтр установлен в горячей зоне и имеет тенденцию выходить из строя, препятствуя работе охлаждающего вентилятора.
  • На большинстве автомобилей Chrysler реле вентилятора охлаждения должно быть включено, прежде чем питание поступит на муфту кондиционера. Если реле вентилятора вышло из строя, оно предотвратит включение муфты компрессора и охлаждения не будет.
  • Контроллеры вентиляторов охлаждения Ford (Мустанги конца 1980-х — начала 1990-х годов и другие модели). Контроллер содержит первичное реле вентилятора, реле управления вентилятором кондиционера и блокировку полностью открытой дроссельной заслонки, встроенные в один блок.
    Контроллер должен включать оба вентилятора при включенной муфте компрессора. Проблема в том, что два двигателя вентилятора потребляют такую ​​большую силу тока, что отнимают напряжение у муфты. Следовательно, муфта компрессора может получать только 9,8 В вместо полного напряжения батареи, что приводит к ее проскальзыванию, перегреву и выходу из строя. Решение здесь состоит в том, чтобы добавить отдельное реле для муфты компрессора, чтобы муфта могла получать полное напряжение от аккумулятора.
  • Интегрированный модуль управления реле Ford (IRCM) (введен в 1986 г.). Этот блок управляет обоими реле вентилятора, реле муфты компрессора и реле топливного насоса. Модуль монтируется на кожухе радиатора и подвергается сильному нагреву, поэтому сбои случаются часто. Одним из симптомов неисправного модуля является автомобиль, который заводится, но не заводится, потому что топливный насос не получает питания через свое реле. Неисправный модуль может также препятствовать работе одного или обоих вентиляторов или срабатыванию муфты компрессора.
    Модуль IRCM также обеспечивает работу вентиляторов на двух скоростях (высокой и низкой) за счет использования внутреннего резистора для снижения напряжения на вентиляторах. Этот резистор часто сгорает и выходит из строя. Если какая-либо из подсистем внутри модуля IRCM вышла из строя, необходимо заменить весь модуль. 9Автомобили 0060 Chrysler LH (с начала 1990-х). В этих автомобилях используются два реле (низкий вентилятор и высокий вентилятор) и два вентилятора. Эти цепи защищают три предохранителя в распределительной коробке. Модуль управления двигателем обеспечивает заземление реле вентилятора, когда необходимо охлаждение, а гасящий резистор расположен внутри каждого двигателя вентилятора для работы на двух скоростях (поэтому каждый двигатель имеет две клеммы ввода питания, но только одну клемму заземления). При температуре 238 градусов по Фаренгейту реле вентилятора переключает питание с низкоскоростной цепи на высокоскоростную, чтобы увеличить охлаждение. Если это реле выходит из строя (что часто происходит из-за нагрузки, которую оно несет), вентилятор может работать на высокой скорости, но не на низкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *