Броневик зил: актуальненькое название, не так ли?

Содержание

актуальненькое название, не так ли?

Фото: https://topwar.ru/

23 апреля 2021

Пит-стоп

Уж на что-на что, а на смертоносные бронеигрушки для армии и МВД Россия не скупится. Не подумайте, российские бронеавтомобили — техника достойная и нужная. Просто в последние несколько лет без опаски на неё не глянешь. Сегодня мы расскажем о полноприводном бронеавтомобиле ЗиЛ “Каратель”. Так и хочется спросить, это в честь петербургской полиции? Ладно, шутка. В целом, проект “Каратель” создан как концепт-кар для будущих разработок.

Такой транспорт будет довозить экипаж в полном обмундировании до места десантирования или ещё куда. По задумке это должен быть многоцелевой, модульный, крепкий и малозаметный автомобиль.

Помимо этого, по заказу машина должна быть достаточно тихой, а значит применять гибридные двигатели, или иметь такую возможность. Тепловыделение тоже должно быть умеренным, мало ли какой “Стингер” на неё наведут.

Шутка, “Стингеры”, это противовоздушная штука. Корпус таких машин должен быть сделан из композитных  материалов, которые обеспечат радиопрозрачность. Экипаж от снарядов и осколков защищает не только прочный корпус, но и клиновидное дно.

Оно убережет от мин на земле. Для этих-же целей “тело” машины приподнято над землёй чуть больше, чем у многих других машин. Водителя, командира и 9-х десантников — именно столько людей составляет экипаж “Карателя”, от взрывов защищают укреплённые кресла, что тоже немаловажно. К слову, кресла можно складывать, чтобы внутри оставалось просто единое пространство под груз, в том числе груз 200 и 300.

Никакие важные части автомобиля не выпирают наружу. Здесь нет внешнего доступа к бензобаку и другим узлам, сделано это для выживаемости в боевых действиях. 

Вечной болью в багажнике при создании таких авто является их масса. Броня весит много, нужно выдумывать да выкручиваться. По заявке, “Каратель” не должен весить больше 8 т. Шасси тут, к слову, будут от КАМАЗа с колёсами R20.

ЗиЛовские мосты не полошли по ширине. Хотя есть планы по расширению колеи до 2100 мм. В движение боевую машину приводит Cummins 4 ISBe E3 мощностью 150 л.с. объёмом 4,5 л. Также здесь применят коробку ZF на 5 ступеней. 

Бронеавтомобиль, согласно испытаниям, развивает скорость 100-120 км/ч. Минусом стало то, что обзор через лобовое слегка хромает. С другой стороны, всем привычна ситуация с “запотевшим забралом” и так себе обзором.


Фото: topwar.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

бронемобиль | военная техника | ЗиЛ | Полоса

Поделиться:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также по теме

Вперёд в прошлое или как прожить без импортного

Мар 30, 2022

НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома

Май 11, 2021

Пятитонник на выбор: как найти лучший из тех, что есть

Апр 26, 2021

БМ-13 «Катюша»: боевая техника времён ВОВ, от которой враг буквально сходил с ума

Апр 19, 2021

Понравился материал?

Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с Правилами пользования и Политикой конфиденциальности и обработку персональных данных *

Поделиться:

Спецтехника

Восстановленная спецтехника дилером/заводом или б/у?

Узнать больше →

Популярное

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте по теме

Выбор читателей

Как разработка умирающего ЗИЛа стала секретным броневиком ФСБ

Периодически в Сети всплывают видео от случайных очевидцев с едущим куда-то по трассе броневиком устрашающей внешности. Это «Фалькатус» – можно сказать, «официальный броневик» ФСБ. Совместное детище КамАЗа и компании «Форт Технология», эта машина на самом деле – прямой потомок подзабытой ныне разработки АМО ЗИЛ, созданной ещё в 2008-м. Изначально она делалась не для ФСБ, а для армии, и должна была стать частью целой гаммы многоцелевых бронированных автомобилей.

История этой неординарной модели восходит к 1990-м годам, когда Россию захлестнула волна террористических актов и локальных конфликтов на этнической и религиозной почве. Существовавшие на тот момент армейские бронированные машины полной массой свыше 10-12 тонн уже не отвечали требованиям сил антитеррора из-за больших габаритов, избыточного вооружения, относительно малого ресурса и высокой стоимости. При этом анализ зарубежного опыта показал, что лучше всего для высокомобильных структур, часто действующих в экстремальных условиях, подходят полноприводные многоцелевые бронеавтомобили полной массой не более 7-8 тонн. Неудивительно, что в своё время выпуск подобной техники начали все ведущие страны.​

Армейская машина семейства JLTV компании Lockheed Martin

Следуя мировым трендам, Минобороны России в лице Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) в апреле 2002 года предложило профильным предприятиям страны на конкурсной основе подключиться к разработке технического проекта семейства армейских автомобилей многоцелевого назначения грузоподъемностью от 1 до 2,5 тонны. В числе избранных оказался и АМО «ЗИЛ». Заводчане нацелились на создание нового поколения тактических автомобилей 4х4 грузоподъемностью 2,5 тонны с высокими тягово-динамическими качествами, маневренностью, способных нести современное вооружение и средства защиты. Ну а в гражданских версиях машинам отводилась работа в геологоразведке, нефте- и газодобыче, инкассации, лесозаготовке и пр.

Информация о том конкурсе достаточно отрывочная, потому что он был секретным. Известно, что в нём также принимали участие как минимум УАЗ, ГАЗ и Арзамасский машиностроительный завод.

Рисунок автомобилей с двухобъемным кузовом сотрудников дизайн-центра ЗИЛ

Макеты в масштабе 1:10 машин с капотной компоновкой

До конца 2002-го и весь 2003 год руководство ЗИЛа пыталось изыскать возможности для участия в этом проекте, но в конце 2003 года отказалось от него, сославшись на высокую загрузку инженеров и техников по проекту «Калам» – это макетные образцы армейских грузовиков 4х4 и 6х6. 

Что стало с упомянутым секретным конкурсом ГАБТУ? Доподлинно опять же неизвестно, однако, по некоторым данным, наработки, сделанные в рамках этого конкурса, ГАЗ впоследствии использовал для создания небезызвестного бронеавтомобиля «Тигр».

Но мы отвлеклись и возвращаемся к ЗИЛу. Спустя несколько лет мэр Москвы Юрий Лужков поручил генеральному директору ЗИЛа Константину Лаптеву вернуться к работе над бронеавтомобилем. Напомним, что Правительство Москвы тогда числилось акционером московского автозавода. Таким образом, весной 2008 года ЗИЛ в инициативном порядке вернулся к проекту – уже и не в рамках конкурса, а по новому заказу эскизного проекта семейства автомобилей 4х4 многоцелевого назначения класса грузоподъемности 2,5 т с аналогичным техническим заданием. Тогда же в приказе министерства в апреле 2008 года впервые прозвучало название будущего автомобиля – «Каратель».  Работы проводились за счёт завода, при этом Министерство обороны одобрило начало проектных работ на ЗИЛе.

Согласно принятой концепции поиск вели в двух направлениях: для моделей с двух- и однообъемными кузовами. За дело взялась группа дизайнеров. Появились рисунки, эскизы, варианты компоновки автомобилей в соответствии с тактико-техническим заданием (ТТЗ), выданным ГАБТУ. Работу продолжили в направлении компоновки кузова и создании масштабных моделей 1:10, после чего взялись за посадочный макет в реальном масштабе. Это открывало путь к изготовлению полноразмерного прототипа.

Грузовая и грузопассажирские модификации

Обсудив созданные работы, выбрали два варианта, базировавшихся на едином шасси, но с отличиями по внешности и интерьеру. Автомобиль с двухобъемным (капотным) кузовом типа «Хаммер» разработал многоопытный Лев Самохин.

Макет в масштабе 1:10Размещение экипажа в боевом отделении.Посадочный макет двухобъемного автомобиля.

Однообъемная машина стала творением молодых дизайнеров Святослава Саакяна и Андрея Чиркова, а также их единомышленников – руководителя проекта «Инжиниринговая компания АМО “ЗИЛ”» Сергея Ошуркова и конструктора Андрея Степанова. Эту версию, с одобрения заказчиков, и взяли за основу для изготовления ходового макетного образца, а достоинства конкурентной модели отрабатывали на посадочном макете и при изготовлении шасси с независимой подвеской.

Эскизы однообъемного образца, выполненные Святославом Саакяном

Компьютерная модель автомобиля​

Алюминиевый макет в масштабе 1:10

Ключевыми для однообъемного концепта, получившего обозначение ЗИЛ-3901С1, стали несколько признаков. Главный из них – разделение кузова на три зоны: среднюю с возможностью трансформации в зависимости от назначения конкретной модификации и две боковые. В салоне бойцы располагались лицом к окнам. За счёт сужения кузова к днищу уменьшалась вероятность повреждения пассажирского отсека при наезде на взрывное устройство. Кроме того, выживаемость машины на поле боя повысили за счет уменьшения площади панелей кузова и остекления, расположенных перпендикулярно траекториям обстрела. Наконец-то зиловскую машину от уже выпускавшихся одноклассников («Хаммер», «Тигр», «Комбат» и др.) отличала яркая самобытная внешность.

Габариты и размещение экипажа в пассажирском отсеке ЗИЛ-3901С1

Мощные компьютерные средства минимизировали сроки разработки ЗИЛ-3901С1 и позволили отказаться от постройки посадочного макета, т. к. все проектные вопросы реализовали на 3D-макете и проверили прямо на полноразмерной модели. Само же изготовление деталей, узлов и ходового образца в целом велось одновременно с конструкторской разработкой, т. е. «с листа».

«Карателю» придали грозный облик​

Неповторимый, изначально грозный облик автомобиля с угловатыми гранеными формами без больших прямых фронтальных и боковых поверхностей подчеркивался характерным передком со свирепым оскалом, который должен вызывать шок и трепет у врагов. На ЗИЛе же к концепту за его характерные очертания приклеилось название «Клоп».

Экипаж, сидящий лицом к окнам, может вести круговой обстрел из автомобиляРасположение мест экипажа

Решающее влияние на боеспособность ЗИЛ-3901С1 оказало размещение экипажа. Водитель и командир находятся сразу за двигателем по бокам рамы. За ними вдоль продольной оси машины спиной друг к другу размещаются шесть бойцов. Оставшиеся двое (при необходимости трое) сидят лицом назад в ряд между арками задних колес. Такая схема обеспечивает круговой обзор, возможность ведения боя по всему периметру и быстрое покидание автомобиля всем экипажем.

Нижняя часть кузова V-образной формы увеличивала антифугасный эффект

Двери «Клопа» с горизонтальной навеской верхних и нижних половинок обеспечивали удобный и быстрый вход и выход экипажа – их подсмотрели у вертолета Ми-24. Открытие верхних створок облегчали пневмопружины, а максимальное перемещение нижних створок, которые в крайнем положении служили подножками, ограничивали тросы. У задней трехстворчатой двери две верхние части с окнами-бойницами открывались вбок, а нижняя в откинутом положении превращалась в трап. Боевые возможности экипажа расширялись благодаря тому, что автомобиль мог двигаться с открытыми дверями.

Боковые двухстворчатые двери «Клопа» с горизонтальной навескойЗадняя трехстворчатая дверь в откинутом положении превращается в трап

Макетный образец снабдили продвинутой системой видеонаблюдения, помогавшей водителю при плохой погоде и в тёмное время суток. Машина обзавелась шестью внешними видеокамерами: две из них выполняли роль наружных зеркал переднего и заднего вида (хотя традиционные зеркала остались), две обеспечивали обзор мертвых зон впереди автомобиля и еще две – сзади. Изображение с камер выводилось на три дисплея, находившихся прямо перед водителем.

Рабочее место водителяПомимо зеркал заднего вида имелась система наружного наблюденияИзображение с видеокамер выводится на дисплеи перед водителем

Баллистической защитой ЗИЛ-3901С1 как раз и занялась компания «Форт Технология», которая и довела разработку до конца. Ее специалисты выбрали высший класс защиты от стрелкового оружия – 6а (ГОСТ Р 50963-96). Это означало, что корпус машины не должна пробивать бронебойно-зажигательная пуля Б-32 калибра 7.62 мм, выпущенная из винтовки СВД. Правда, традиционной стальной броне предпочли более легкие, но не менее прочные керамику и композитные наноматериалы. Исходя из этого каркас кузова выполнили из прямоугольных труб с возможностью навешивания брони. Но на концепте для ускорения работ в качестве обшивки использовали панели из окрашенной фанеры.

Каркасно-панельная конструкция кузова позволяла навешивать бронезащиту

Для повышения живучести «Карателя» основные узлы и агрегаты его шасси разместили внутри зауженной до 800 мм несущей рамы с лонжеронами постоянного сечения по длине. Силовой агрегат составили из дизельной «четверки» Cummins 4 ISBe мощностью 150 л.с. и  ручной 5-ступенчатой коробки передач ZF S5-42. За ней шла 2-ступенчатая раздаточная коробка с блокируемым межосевым дифферен­циалом от КамАЗ-4326, из которой мощность расходилась на мосты с колеей 2100 мм, заимствованных у того же КамАЗа (у ЗИЛов колея – 1820 мм). Передние и задние малолистовые рессоры установили с внешних сторон рамы на отдельных кронштейнах. Барабанные тормозные механизмы приводила в действие пневматическая система, а за поворот передних колес отвечало рулевое управление С-300V немецкой фирмы RBL с гидроусилителем. Размерность шин – 12.00 R 20, диаметр колес – 1140 мм.

Рама «Карателя» имела уменьшенную до 800 мм ширину и лонжероны постоянного сеченияАгрегаты ходовой части и трансмиссии

«Клоп», точнее, «Каратель» вполне вписался в заданные требования. Его длина при колесной базе 3800 мм не превышала 6330 мм, ширина и высота были не более 2400 и 2500 мм соответственно. Без брони автомобиль весил 4570 кг, а его полная масса составляла не более 8 тонн. Внушительные углы въезда и съезда (более 45°) и дорожный просвет в 280 мм обеспечили хорошую профильную проходимость. На шоссе «Клоп» разгонялся до 120 км/ч, на грунтовых дорогах – до 60 км/ч, преодолевал 30-градусные подъемы и двигался по снежной целине глубиной до 300 мм. Расчетный запас хода – 1000 км.

«Клоп» может двигаться по снежной целине глубиной до 300 мм

28 сентября 2009 года только что построенный ЗИЛ-3901С1 по многолетней традиции, сохранившейся ещё с советских времён, продемонстрировали Юрию Лужкову, которому новинка понравилась. Вместе с тем еще в ходе эскизного проектирования машиной живо интересовался Центр специального назначения (ЦСН) ФСБ. Не случайно в числе первых макетный образец на заводе предоставили в распоряжение сотрудников этой структуры. Изучив особенности автомобиля и оценив удобство размещения в салоне, входа и выхода из него в штатной амуниции, бойцы ФСБ оценили удобство посадки-высадки и боевого применения «Карателя». В свою очередь руководство ведомства признало пригодность автомобиля для боевого использования, что в дальнейшем дало дорогу проекту «Фалькатус».

Бойцы ЦСН ФСБ дали свое добро «Карателю»​

Вблизи задней двери могла располагаться пулеметная точка

Модификации «Клопа» могли служить транспортной базой для размещения различного вооружения и армейского снаряжения.

Возможные разновидности ЗИЛ-3901С1​

«Каратель» на фоне других бронемашин

Несбывшиеся надежды ЗИЛа​

В октябре 2009 года ЗИЛ-3901С1 осмотрел первый замминистра обороны – им был тогда начальник вооружения Владимир Поповкин. И буквально сразу, в конце октября, Автобронетанковое управление выдало ЗИЛу новое Тактико-техническое задание на разработку технического проекта по теме «Семейство тактических автомобилей нового поколения класса грузоподъемности 2 тонны», которые по замыслу Минобороны должны были не заменить уже выполненную 2,5-тонную разработку, а дополнить гамму автомобилей «Каратель». 

На сей раз потребовалось создать два ходовых макетных образцах 4х4 капотной компоновки с условными обозначениями №2 и №3. Масса первого с зависимой подвеской должна была быть 8 т, масса второго с независимой подвеской – 7 тонн. Экипаж каждой машины – 10 бойцов.

Эскизы двухобъемного макетного образца №2 в камуфляже​

Защита эскизного проекта обоих образцов с демонстрацией макетов в масштабе 1:10 состоялась в ГАБТУ 3 марта 2010 года. Армейские чиновники, впечатленные увиденным, пообещали после постройки автомобилей изыскать средства для финансирования этой темы.

Компьютерная модель автомобиля

Вдохновленные радужными перспективами, зиловцы в течение 2010-2011 годов разрабатывали и воплощали свои новинки в металле. Проектированием образца №2 со своими коллегами занимался Святослав Саакян. Двухобъемная машина с близкими к ЗИЛ-3901С1 габаритами унаследовала от него каркасно-панельную конструкцию кузова, схему размещения экипажа и техническое исполнение боковых дверей. Выразительный дизайн подчеркивал устрашающую внешность спецавтомобиля.

Трубчатый каркас кузова и двери выполнены по образу и подобию с ЗИЛ-3901С1

Серьезной модернизации подвергли шасси. Для рационального размещения узлов и агрегатов внутри и снаружи несущей рамы и оптимизации прокладки энергомагистралей при одинаковых с «Клопом» колесной базе и колее образец №2 оснастили интегральными пространственными поперечинами (вместо трубчатых), а также развитыми передним и задним подрамниками. Стальной топливный бак заменили стеклопластиковым на 230 л.

Конструкция несущей рамы с интегральными пространственными поперечинами и подрамниками

Увеличенные проходимость и подвижность обеспечивали 210-сильный дизель Cummins 6ISBe E3, механическая 6-ступенчатая коробка передач ZF 6S1000ТО, раздаточная коробка ZF VG750 с блокируемым симметричным дифференциалом и ведущие гипоидные мосты ЗИЛ с расширенной до 2100 мм колеей. В целом проработали установку четырёх типов двигателей в сочетании с тремя вариантами коробок передач: речь об упомянутом Cummins, о 4-х и 6-цилиндровых вариантах отечественного мотора ЯМЗ-530, ручной 5-ступенчатой коробке ZF S5-42 Ecolite, 6-ступенчатой ручной коробке ZF 6S 100TO Ecolite и 6-ступенчатом автомате 6AS 1000TO AS Tronic Lite. Не исключая возможность установки раздатки ZF, инженеры ЗИЛа изучали варианты применения собственных разработок и узлов от КамАЗов, равно как и ведущих мостов.

Шасси макетного образца №2 отличалось высокой плотностью компоновки агрегатов внутри рамы

Техническими решениями, не характерными для прежних моделей завода, стали тросовый привод коробки передач, напольный педальный узел, продольные рычаги задней подвески, съемное рабочее место водителя, спаренные амортизаторы на каждом колесе, которые позже намечали заменить одиночными от МАЗа. Зависимая подвеска с малолистовыми рессорами и увеличенным до 284 мм ходом колёс улучшила плавность передвижения автомобиля. Дорожный просвет – 260 мм. Расчетная максимальная скорость на шоссе – 139 км/ч, на грунтовых дорогах – не менее 80 км/ч.

Капотная часть машиныСъемное рабочее место водителяШасси макетного образца №2 с наполовину изготовленным кузовом

Образец №3, над которым трудилась группа Л. Самохина, согласно ТТЗ оказался не только легче, но и компактнее своих собратьев, его колесная база – 3350 мм, а длина – 5050 мм. Машина задумывалась как рамное шасси с бронированной кабиной для монтажа пассажирских и грузовых кузовов, а также всевозможных спецнадстроек. В десантном варианте 10 бойцов располагались в салоне классическим способом, когда все бойцы сидят лицом вперёд. Агрегатная база унифицирована с той, что у «Клопа», но с возможностью установки 185-сильного мотора.

Эскизы шасси макетного образца №3Рисунок бортового автомобиляМакет в масштабе 1:10

По компоновочным соображениям главные передачи и карданные валы расположили внутри несущей рамы постоянного сечения. При этом поперечные карданы привода ведущих колес проходили через отверстия в вертикальных стенках лонжеронов. Каждое колесо снабжалось независимой регулируемой по жесткости и высоте подвеской с электронным управлением, включающей поперечные рычаги, пневмобаллоны и амортизаторы. Дорожный просвет менялся в диапазоне от 180 до 555 мм, что давало автомобилю неоспоримые преимущества при движении и на шоссе, и на бездорожье. Другим нововведением стали дисковые тормоза всех колес с гидропневматическим приводом. Размер шин – 335/80 R20.

Компоновка образца №3Независимая пневматическая подвескаШасси с установленными пневмоэлементамиКонструкция заднего ведущего моста с подвеской

И все-таки роль фаворита в семействе «Каратель» отводилась образцу №4, разрабатывавшемуся по техническому заданию ЗАО «Форт Технология». Многоцелевой спецавтомобиль, названный «Фалькатусом» (в честь изогнутого кельтского меча), стал дальнейшим развитием ЗИЛ-3901С1 («экземпляра №1»), но с возможностью реального бронирования. Его дизайн близок к «Клопу», доработали лишь переднюю (капотную) поверхность кузова с уточнением угла наклона ветровых стекол для улучшения обзорности водителя. Также улучшили эргономику в плане удобства входа и выхода, расположения органов управления, слегка изменили каркас и наружные панели кузова для интеграции брони.

Опытный образец бронеавтомобиля «Фалькатус»

Потяжелевшей до 10 тонн машине подобрали турбодизель Cummins мощностью 350 л.с., которому ассистировали механическая 6-ступенчатая коробка передач ZF и «раздатка» с ведущими мостами от КамАЗ-4326. Передняя и задняя подвески – зависимые, рычажно-пружинные с продольными реактивными тягами.

Серийная модель «Фалькатуса»

К концу 2010 года на ЗИЛе завершили постройку шасси образца №2 и наполовину – его кузова, а также почти полностью изготовили шасси макета №3. А дальше… закончились деньги. Хозяин и благодетель АМО «ЗИЛ» Юрий Лужков оказался не у дел, а у сменившего его Сергея Собянина тема «Карателя» не вызвала никакого энтузиазма. А посему работу свернули. Фактически Минобороны отказалось от двух перспективных машин, понимая, что у ЗИЛа не будет возможности выполнить заказ из-за бедственного положения. 

Проекту «Фалькатус» повезло больше – его реализацию продолжила «Форт Технология», которой перешли все права на этот объект. Заказчиком машины выступил ЦСН ФСБ, а подрядчиком – Святослав Саакян со своей студией «Саакян-дизайн». Опираясь на первоначальную концепцию «Карателя», новую машину переработали, отказавшись от оригинальных дверей в пользу традиционных с вертикальной навеской. Первый образец появился в 2012 году, а спустя пару лет после цикла испытаний и доводки развернули его серийный выпуск. Можно сказать, что в плане трансмиссии и ходовой части «Фалькатус» менее продвинут, чем так и нереализованные ЗИЛовские разработки, но в плане кузова – отнюдь.

Машина секретная, и данных по ней немного. Известно, что бронированный по классу 6а автомобиль базируется на шасси раллийного КамАЗ-4911 Extreme (4х4). Длина модели – 6,5 м, высота – 2,5 м, десантное отделение вмещает 10 бойцов. Броневик полной массой 15,4 тонны до скорости 160 км/ч разгоняет дизель ТМЗ-7Э846 мощностью 730 л.с. в паре с 12-ступенчатым автоматом ZF.

Место водителя и командира

Время от времени эти машины замечают в разных регионах России: в 2015-м в Татарстане, в 2017-м – в Севастополе. Сколько их всего изготовлено, неизвестно, но делают их штучно по специальному заказу ЦСН ФСБ, а действующий контракт с производителем подразумевает сборку около сотни машин.

Характерное отличие от «Карателя»: двери снабжены вертикальной навеской

«Фалькатус» рассчитан на проведение спецопераций. В его боевые задачи, по официальным данным, входит преодоление плотного огня противника, прорыв периметра, доставка десантной группы на заданную позицию, прикрытие оперативной группы и эвакуация. 

Для наблюдения за дорогой в лобовом листе корпуса расположены три достаточно крупных бронестекла. Для бокового обзора служат стекла меньшего размера. В бортах, в том числе и в дверях, имеются вытянутые окна меньшего размера. Еще одно стекло находится в кормовой двери. Под бортовыми и кормовым окнами имеются бойницы для стрельбы из личного оружия. В крыше над десантным отделением находится круглый люк. На него уже устанавливают пулемет. Не исключено, что в перспективе на этом месте будут монтироваться другие образцы вооружений. 

Глава ФСБ Александр Бортников называет «Фалькатус» «противопартизанской машиной»

Судя по изображениям, появляющимся время от времени в соцсетях, не позднее середины 2018 года Фалькатус, если так можно выразиться, пережил рестайлинг – небольшие изменения во внешности, включая характерный красный «гриль». Затронули ли они техническую часть, доподлинно неизвестно.

Бронеавтомобиль ЗИЛ Каратель: характеристики и фото

В последние годы наша оборонная промышленность сконцентрирована, помимо танков и БМП, на разработке и производстве бронетехники. Одним из таких является ЗИЛ «Каратель». Его внешний вид сразу привлек внимание как журналистов, так и простых любителей военной техники. Но неужели только внешний вид автомобиля уникален?

Вообще этот проект изначально был направлен на создание машины с улучшенной бронезащитой для нужд спецподразделений. Однако, учитывая наличие хорошо зарекомендовавшего себя «Тигра», машине придется выживать в условиях жесткой конкуренции, даже если она будет принята на вооружение. В принципе, сейчас проект активно развивается и практически закончен.

Как ни странно, но санкции промышленности не мешают. Справедливости ради следует отметить, что ЗИЛ «Каратель» на данный момент больше похож на гражданский джип будущего, а не на боевую машину. Кстати, именно поэтому покупательная способность населения активно интересовала частных лиц.

Начать разработку

К весне 2002 года Министерству обороны стало ясно, что войскам срочно нужна легкая бронированная машина. Первоначально он был на шасси грузоподъемностью до двух тонн. Именно тогда проект получил условное (по тем временам) обозначение «Каратель». В отечественной прессе изредка встречается пометка «Жук».

Исходные требования к проекту

Предположительно, изначально никакого финансирования разработки со стороны Минобороны не было, так что участники конкурса должны были проводить все изыскания исключительно за свой счет. Как бы то ни было, но на заводе приступили к проектированию машины, которая предназначалась для возможного использования в условиях бездорожья. В качестве основного пользователя предполагались как вооруженные силы, так и другие профильные ведомства.

Рекомендуем

Как работает задняя втулка переднего рычага и сколько она служит?

Втулка задняя переднего рычага – один из составных элементов ходовой части автомобиля. Он относится к направляющим элементам подвески, которые вместе с рычагами выдерживают огромные нагрузки с колесами. Однако с этим пунктом много…

Расход масла в двигателе. Шесть причин

Вряд ли можно найти автомобилиста, которого бы не беспокоил повышенный расход масла. Особенно досадно, когда это происходит с очередным новым мотором. Вот наиболее распространенные причины, которые приводят к расходу масла в двигателе…

Как устроена выхлопная система?

Выхлопная система предназначена для удаления продуктов сгорания из двигателя и вывода их в окружающую среду. Также должно быть обеспечено снижение шумового загрязнения до допустимых пределов. Как и любые другие сложные устройства, эта система состоит из семи…

Потому сразу встала задача сконструировать корпус так, чтобы экипаж мог вести круговую стрельбу из него, используя собственное стрелковое оружие. Большого выбора в размещении команды не было: механик-водитель на переднем левом сиденье, командир справа от него, между ними предполагалось установить люльку с широким бортом стрелка, которая при необходимости могла вести встречный огонь. через приподнятую центральную часть ветрового стекла.

Пять минут объективно

В то время я работал на заводе Андрей Степанов, молодой и амбициозный инженер. Он очень хотел сделать броневик «Каратель». Россия уже тогда была крайне заинтересована в этом классе машин, а потому деньги на проект были выделены должным образом. Вот только… Степанов бредил ралли «Дакар», а потому стремился сделать новую машину такой, чтобы ее можно было использовать не столько в боевых, сколько в спортивных ролях. Результаты такого подхода были ожидаемы.

Именно поэтому при сборке массово используются импортные комплектующие без оглядки на возможность реального боевого применения машины.

Состав и количество экипажа

Первоначально рассчитывалось, что внутри корпуса смогут разместиться восемь десантников, сидящих спиной к спине, а еще трое-четверо будут располагаться в кормовом отсеке. Таким образом, экипаж проекта мог достигать 14-15 человек. Между колесными арками прототипа было такое расстояние, что стрелок мог при необходимости защищать машину, используя верхний кормовой люк. Изначально не предполагалось оснащать бронеавтомобиль откидными сиденьями и другими элементами, облегчающими его использование для перевозки грузов.

Зиле

АМО «ЗИЛ» тут же «попался» в эту эпопею, так как специалисты надеялись использовать наработки для своего долгостроя («Синяя птица»), выбросив шасси целиком без особых доработок. В результате работа над обоими проектами просто «забуксовала», так как тянуть с двух сторон инженеры были не в состоянии. Несмотря на это, новый бронеавтомобиль ЗИЛ «Каратель» все же успел появиться. Как ни странно, но решающую роль сыграли московские власти.

В то же время работами заинтересовался Лужков, в то время занимавший пост мэра Москвы. Он дал проекту новую жизнь, руководство завода снова дало указание встать на чертежи. Так себе, но проект пришел в 2009 году в варианте «Жук», и уже была рабочая модель большого размера. В принципе, тогда был не один бронеавтомобиль «Каратель», а два, причем первый во многом походил на нынешний «Тигр» и был гораздо привлекательнее для потенциальных заказчиков.

Но по ряду причин его дальнейшее развитие было остановлено. В том же 2009 г. , мэр уходит в отставку, но завод получает как последний транш субсидии. Этого оказалось достаточно, и в 2012 году первый прототип увидел такой же свет. Некоторые считают, что его зовут «Жук», но это не так. Это название носил предыдущий образец.

Общие характеристики

Помните, что мы говорили о санкциях? ЗИЛ 4х4 «Каратель» итальянский (!) четырехцилиндровый дизель Cummins, развивающий мощность до 185 л/с. В паре с ним работала немецкая пятиступенчатая автоматическая коробка передач ZF. Есть ли в этом чуде инженерной мысли хоть какие-то отечественные комплектующие?

Есть. От полноприводного КАМАЗа взяли раздаточную коробку, а мосты и подвеску практически не изменили. Длина ЗИЛ «Каратель» равняется 6330 мм, ширина — 2397 мм, высота — 2566 мм. Без учета именного бронирования «чистое» шасси весит 4,5 тонны, в полностью бронированном варианте его масса равна 8 тоннам. Сообщается, что только в машине может поместиться до 10 человек (экипаж вместе с морпехами).

Скорость по шоссе должна достигать не менее 120 км/ч. По грунтовым дорогам — около 30 км/ч. В прессе проскальзывала информация о том, что бронеавтомобиль ЗИЛ «Каратель» может преодолевать водные преграды благодаря своей положительной плавучести, но производитель на этот счет особо не распространялся.

Новый двигатель… и новая проблема

Но! Впоследствии от итальянской силовой установки отказались в пользу ЯМЗ-7Э846. Вот только не очень хорошо. Оказалось, что все это чудо расходует более 50 литров топлива (а то и 100) на 100 км пути! Действительно, будущее наступило… По этому показателю внедорожник Зил «Каратель» вполне может составить конкуренцию танку, хотя по уровню защиты и близко он не похож.

Так или иначе, но заводской мануал уже и сам понял его «орфографию», а потому двигатель давно совершенствовался. В каком состоянии сейчас этот проект, неизвестно.

Расположение экипажа, видимость

Командир и водитель размещаются в кабине, выдвинутой вперед от двигателя, а шестеро морских пехотинцев располагаются в отсеке, сидя спиной друг к другу. И еще двое сажают человека назад (между колёсами), так что получается полный круговой обзор. Все остекленные поверхности разделены на секции и расположены под углом, чтобы снизить вероятность пробития в случае обстрела машины стрелковым оружием.

В ночное время и при сложных погодных условиях за обзор отвечает система из шести камер, пара из которых может работать как наружные зеркала, а остальные четыре отвечают за обеспечение кругового обзора. Так, футуристический ЗИЛ «Каратель» может похвастаться немалым количеством сложных электронных систем.

Особенность и открытие дверей: как и у БТР, они откидываются вверх и вниз. В результате получается ступенька, не только удобная для посадки и высадки истребителей, но и не выходящая за рамки конструкции. Верхний щиток можно сложить отдельно, что позволяет вести более-менее прицельный огонь из личного огнестрельного оружия на ходу.

О защите экипажа

Броня защищает экипаж от огня автоматического оружия и осколков. Двери с наружным креплением сконструированы таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность повреждения в случае нападения. Сиденья для десантников (складные), на подвеске — это специальная форма защиты людей в случае подрыва автомобиля на мине. В сложенном виде сиденье практически не занимает места, что позволяет почти мгновенно трансформировать салон для перевозки раненых бойцов или груза.

В принципе, это делает броневик многофункциональным средством, которое можно использовать несколькими способами. Его всегда ценили военные.

Что касается конкретного калибра, пуля которого способна защитить броню, сообщается о способности противостоять 7,62х54р и 7,62х51 НАТО. Мягко говоря, слабоват. Даже у старых БТР-80 защита лучше. Сравните это с «Тигром 6А», который выдерживает пулю калибра 12,7 мм. это то, чем характеризуется ЗИЛ «Каратель». Цена этой разработки в прессе не падала, а потому доподлинно не известна.

Основные преимущества машины

Если сравнивать автомобиль со стандартным БТР, то сразу обращает на себя внимание его исключительная простота и дешевизна. Словом, хорошая техника для легкой пехоты. Если попытаться навесить побольше брони, поставить мощное вооружение и усилить базу, чтобы перевозить больше груза, то в результате получится стандартный БТР со всеми его недостатками. В России их много. ЗИЛ «Каратель» претендует на занятие несколько иных ниш.

Много недоработок

Несмотря на вышесказанное, у экспертов к проекту до сих пор вызывает ряд вопросов. Вот некоторые из них:

  • Зачем нужно было столько стекла, пусть и бронированного? При такой мере хоть как-то повышается защита боевых машин?

  • Полное отсутствие башни на крыше выглядит очень странно. В конце концов, это не прогулочный вагон.

  • Что касается «Тигра», то я не понимаю, чем ЗИЛ «Каратель» его превосходит? И выше?

  • Наконец, большое количество импортных комплектующих. Зачем тратить кучу денег на немецкие дизельные и итальянские АКПП? В конце концов, это не такой уж и важный проект. Отечественный аналог в данном случае явно далек от идеала.

Особенно странно выглядят боковые окна. Что заставило их наклониться под углом 90 градусов? Совершенно нет надежды, что эта «броня» выдержит даже под огнем чего-то вроде ПКМ, не говоря уже о более серьезном пулемете. Нет информации от производителя о фактической емкости. Проскальзывает информация о 800 кг, но если это так — все очень плохо.

Вместимость и так далее

Даже если не учитывать водителя и командира, в машине должно сидеть 10 десантников в полной боевой форме. Вес каждого — видимо, не менее 100 кг. Значит, два броска придется бросить, чтобы машина справлялась с нагрузкой? В общем, много неясностей. Так или иначе, машина явно не предназначена для дальнейшей модернизации в части усиления брони. Так себе «Каратель». ЗИЛ мог быть и получше…

Также не выдерживают пристального внимания и места для экипажа: если внизу взорвется что-нибудь помощнее оборонительной ручной гранаты, то людям придется очень тяжело. Обычные автомобили этого класса имеют специальную систему подвески сиденья, позволяющую минимизировать воздействие взрывной волны в случае наезда на мину. В этом варианте ничего подобного и близко нет.

Прочие «инциденты»

А количество дыр в корпусах выглядит совсем нелепо: огромные проемы для дверей и окон, люк в крыше… Скорее всего, у этого «монстра» нет шансов противостоять мало-мальски мощной бомбе, так что для работы непосредственно в зоне боевых действий машина явно не подходит. Ни фонари, ни зеркала, ни даже оптика камер абсолютно не защищены от огня, даже стрелкового оружия.

Кроме того, на фото можно увидеть полностью обнаженные мосты, тяги и другие детали. Он предназначен для коммерческого грузовика, но как-то не вяжется с обликом автомобиля, который должен передвигаться в зоне возможного военного конфликта.

Таким образом, в настоящее время перспективы данной разработки в войсках весьма и весьма сомнительны. Появится ли на армейском ЗИЛе «Каратель»? Особенности этой машины таковы, что вряд ли заинтересуют военных. Скорее этот проект подходит для «Дакара».

Следует отметить состояние завода ЗИЛ. «Каратель» из российского броневика вряд ли будет производиться на фактически остановленном предприятии. Возможно, проект «взойдет» за счет частных покупателей. Мы уже писали в начале статьи, что интерес к машине проявляют из-за ее весьма специфического внешнего вида.

АР: https://www.tostpost.com/ar/cars/9737-armored-car-zil-punisher-specifications-and-photos.html

БЫТЬ: https://www.tostpost.com/be/a-tamab-l/17108-bronea-tamab-l-z-l-karn-k-tehn-chnyya-haraktarystyk-fota.html

Германия: https://www.tostpost.com/de/autos/16943-milit-rfahrzeug-zil-punisher-technische-daten-und-foto.html

ES: https://www.tostpost.com/es/coches/16909-el-coche-blindado-zil-punisher-datos-t-cnicos-y-fotos.html

КК: https://www.tostpost.com/kk/avtomobil-der/17182-broneavtomobil-zil-karatel-tehnikaly-sipattamasy-zh-ne-foto.html

PL: https://www.tostpost.com/pl/samochody/17711-pancernych-zi-punisher-dane-techniczne-i-zdj-cia.html

PT: https://www. tostpost.com/pt/carros/17580-o-carro-blindado-zil-justiceiro-especifica-es-e-fotos.html

TR: https://www.tostpost.com/tr/arabalar/17106-z-rhl-ara-zil-punisher-teknik-zellikleri-ve-foto-raf.html

Великобритания: https://www.tostpost.com/uk/avtomob-l/17358-broneavtomob-l-z-l-karatel-tehn-chn-harakteristiki-foto.html

Бронеавтомобиль ЗИЛ «Каратель»: технические характеристики и фото

В последние годы наша оборонная промышленность ориентируется, помимо танков и БМП, на разработку и производство бронетехники. Одним из таких является ЗИЛ «Каратель». Его внешний вид сразу привлек внимание как журналистов, так и простых любителей военной техники. Но неужели уникален только внешний вид автомобиля?

Вообще этот проект изначально был направлен на создание машины с улучшенной бронезащитой для нужд спецподразделений. Однако, учитывая наличие хорошо зарекомендовавшего себя «Тигра», машине придется выживать в условиях жесткой конкуренции, даже если она будет принята на вооружение. В принципе, проект на данный момент активно развивается и практически закончен.

Как ни странно, отраслевые санкции не мешают. Справедливости ради стоит отметить, что ЗИЛ «Каратель» на данный момент больше похож на гражданский джип из будущего, а не на боевую машину. Кстати, именно по этой причине в его приобретении активно заинтересованы частные лица.

Начало разработки

К весне 2002 года Министерству обороны стало окончательно ясно, что войскам срочно требуется легкий бронеавтомобиль. Изначально это было шасси грузоподъемностью до двух тонн. Именно тогда проект получил условное (на тот момент) обозначение «Каратель». В отечественной печати изредка встречается название «Клоп».

Исходные требования к проекту

Предположительно, изначально финансирования разработки от МО не было, поэтому конкурсантам пришлось проводить все изыскания исключительно за свой счет. Как бы то ни было, но завод начал проектирование машины, которая была бы рассчитана на возможную эксплуатацию в условиях бездорожья. В качестве основных пользователей предполагались как Вооруженные Силы РФ, так и другие профильные ведомства.

Именно поэтому возникла задача спроектировать корпус так, чтобы экипаж мог вести из него круговой огонь, используя собственное стрелковое оружие. Особого выбора в расположении команды не было: механик-водитель на левом переднем сиденье, командир справа от него, между ними предполагалось смонтировать широкий ложемент для десантного стрелка, который при необходимости мог вести встречный огонь через приподнятая центральная часть лобового стекла.

Объективность за пять минут

В то время на заводе работал молодой амбициозный инженер Андрей Степанов. Он очень хотел сделать бронеавтомобиль «Каратель». Россия уже тогда была крайне заинтересована в этом классе автомобилей, а потому деньги на проект выделялись регулярно. Но… Степанов бредил ралли «Дакар», а потому постарался сделать новую машину так, чтобы ее можно было использовать не столько в боевом, сколько в спортивном амплуа. Результат такого подхода был вполне ожидаем…

Именно поэтому при сборке использовались массовые импортные комплектующие без оглядки на возможность реального боевого применения машины.

Состав и численность экипажа

Первоначально рассчитывалось, что внутри корпуса, сидя спиной к спине, смогут разместиться восемь десантников, а еще трое-четверо будут располагаться в кормовом отсеке. Таким образом, в проекте экипаж мог достигать 14-15 человек. Между колесными арками прототипа было такое расстояние, что стрелок при необходимости мог защищать машину, используя верхний кормовой люк. Изначально не предполагалось оснащать броневик откидными сиденьями и другими элементами, облегчающими его использование для перевозки грузов.

Работы на ЗИЛ

АМО «ЗИЛ» сразу же «втянулись» в эту эпопею, так как специалисты рассчитывали использовать наработки своего многолетнего проекта («Синяя птица»), бросив всю ходовую без особых изменений. В итоге работа над обоими проектами просто «забуксовала», так как инженеры не смогли тянуть сразу два направления. Несмотря на это, новый бронеавтомобиль ЗИЛ «Каратель» все же мог появиться. По иронии судьбы, решающую роль в этом сыграли московские власти.

В то же время работами заинтересовался Лужков, на тот момент занимавший пост мэра Москвы. Он вдохнул в проект новую жизнь, руководство завода снова приказало встать на защиту чертежей. Ни шаткий, ни шаловливый, но проект дошел до 2009 года в версии «Клопа», и уже был масштабный действующий макет. В принципе, к тому времени бронеавтомобилей «Каратель» был не один, а сразу два, причем первый сильно напоминал нынешний «Тигр» и был гораздо привлекательнее для потенциальных заказчиков.

Но по ряду причин его дальнейшее развитие было остановлено. В том же 2009 году мэр покидает свой пост, но завод получает в качестве субсидии последний транш на развитие. Этого оказалось достаточно, и в 2012 году первый прототип увидел такой же свет. Некоторые считают, что его зовут «Жук», но это не так. Это имя носил предыдущий образец.

Основные технические характеристики

Помните, что мы говорили о санкциях? На ЗИЛ 4х4 «Каратель» установлен итальянский (!) четырехцилиндровый дизель Cummins, развивающий мощность до 185 л. с./с. Сопрягается с немецкой пятиступенчатой ​​автоматической коробкой передач ZF. Есть ли в этом чуде инженерной мысли инженерная составляющая?

Есть и такое. От полноприводного КамАЗа практически не изменились раздаточная коробка, а также мосты и подвеска. Длина ЗИЛ «Каратель» составляет 6330 мм, ширина — 2397 мм, а высота — 2566 мм. Без учета навески брони «чистое» шасси весит 4,5 тонны. В полностью бронированном варианте его вес равен сразу 8 тоннам. Сообщается, что в машине может разместиться всего до 10 человек (экипаж с десантниками).

Скорость по шоссе должна достигать не менее 120 км/ч. По грунтовым дорогам — около 30 км/ч. В прессе проскакивала информация, что бронеавтомобиль ЗИЛ «Каратель» может самостоятельно преодолевать водные преграды благодаря своей положительной плавучести, но производитель в этом плане особо не распространяется.

Новый двигатель… и новые проблемы

Но! Впоследствии итальянская силовая установка отказалась от ЯМЗ-7Э846. Просто не все так хорошо. Оказалось, что все это чудо будет потреблять более 50 литров топлива (а то и 100) на 100 км пробега! Вот уж действительно, будущее наступило… По этому показателю внедорожник «Каратель» может составить конкуренцию танку, хотя по уровню защищенности и близко к нему не похож.

Так или иначе, но руководство завода уже поняло его «провал», а потому двигатель давно совершенствуется. В каком состоянии сейчас находится этот проект, доподлинно неизвестно.

Расположение экипажа, обзор

Командир и механик-водитель размещаются в кабине, вынесенной вперед от двигателя, а шесть десантников располагаются в своем отсеке, сидя спиной друг к другу. А два других засунули морду назад (между колёсами), чтобы в итоге был полный круговой обзор. Все остекленные поверхности разделены на секции и расположены под углом, чтобы снизить вероятность пробития в случае обстрела машины из стрелкового оружия.

В ночное время и при сложных погодных условиях за обзор отвечает система из шести видеокамер, причем пара из них может работать как наружные зеркала, а остальные четыре отвечают за обеспечение полного кругового обзора. Так, футуристический ЗИЛ «Каратель» может похвастаться массой навороченной электронной начинки.

Особенность еще и в открывании дверей: как в БТР, они откидываются вниз и вверх. В результате образуется ступенька, не только удобная для посадки и посадки бойцов, но и не выходящая за пределы конструкции. Верхняя створка может откидываться отдельно, что позволяет вести более-менее прицельный огонь из личного стрелкового оружия на ходу.

О защите экипажа

Наружная броня защищает экипаж от огня автоматического оружия, а также осколков. Наружные крепления дверей спроектированы таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность повреждения в случае нападения. Кресла для десантников (раскладные), подвески специальной формы защищают людей в случае подрыва автомобиля на мине. Сложенные сиденья почти не занимают места, позволяя почти мгновенно трансформировать салон для перевозки раненых бойцов или груза.

В принципе, это делает броневик многофункциональным, который можно использовать сразу несколькими способами. Военные всегда это ценили.

Что касается конкретного калибра, пули которого могут защитить броню, то сообщается о способности противостоять 7,62х54R и 7,62х51 NATO. Мягко говоря, слабовато. Даже старые БТР-80 имеют лучшую защищенность. Сравните это с «Тигром 6А», который выдерживает попадание пули калибром 12,7 мм. Именно этим характеризуется ЗИЛ «Каратель». Цена этой разработки до прессы не дошла, а потому доподлинно не известна.

Основные достоинства машины

Если сравнивать машину со стандартным БТР, то она сразу обращает на себя внимание своей исключительной простотой и дешевизной. Словом, хорошая техника для легкой пехоты. Если попытаться навесить больше брони, установить мощное вооружение и усилить базу, чтобы перевозить больше груза, то в результате получится стандартный БТР со всеми его недостатками. Таких много в РФ. ЗИЛ «Каратель» претендует на то, чтобы занять несколько иную нишу.

Много недостатков

Несмотря на все вышеперечисленное, у специалистов остается много вопросов к данному проекту. Вот лишь некоторые из них:

  • Зачем нужно было столько стекла, даже брони? Когда такая мера хоть как-то повышала защищенность боевой машины?

  • Полное отсутствие турели на крыше вообще выглядит крайне странно. В конце концов, это не увеселительная команда!

  • Что касается «Тигра», то вообще непонятно, чем ЗИЛ «Каратель» его превосходит? И превосходит?

  • Наконец, огромное количество импортных комплектующих. Зачем тратить кучу денег на немецкий автомат и итальянский дизель? В конце концов, это не важный проект. Отечественный аналог в данном случае явно далек от идеала.

Особенно странно выглядят боковые окна. С какой целью их сделали расположенными под углом 90 градусов? Надежды на то, что эта «броня» выдержит даже под огнем чего-то типа ПКМ, не говоря уже о более серьезном пулемете, совершенно нет. От производителя нет информации о реальной грузоподъемности. Проскакивала информация о 800 кг, но если это так — все совсем плохо.

Грузоподъемность и прочее

Даже если высадить водителя и командира, в машине должно сидеть 10 десантников в полном вооружении. Вес каждого явно не меньше 100 кг. Значит, два надо выкинуть, чтобы машина с грузом справлялась? В общем, неясностей много. В любом случае машина явно не предназначена для дальнейшей модернизации в части повышения бронезащиты. Так себе «Каратель». Автомобиль ЗИЛ мог быть и лучше…

Кроме того, экипаж не выдерживает никакой критики: если под днищем взорвется что-то более мощное, чем оборонительная ручная граната, то людям придется очень несладко. Обычные автомобили этого класса имеют специальную систему подвески сидений, позволяющую минимизировать воздействие взрывной волны при наезде на мину. В рассматриваемом варианте ничего подобного и близко нет.

Прочие «инциденты»

И совсем абсурдно количество дыр в бронекорпусе: здоровенные проемы для дверей и окон, люк в крыше… Скорее всего, у этого «монстра» нет шансов противостоять более-менее мощному мой, так что для непосредственной работы в зоне боевых действий машина явно не подходит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *