15 газ: Горьковская альтернатива

Содержание

Горьковская альтернатива

История советских лёгких самоходных артиллерийских установок неразрывно связана с городом Горьким, нынешним Нижним Новгородом. Именно здесь разрабатывались и строились артиллерийские системы, которые устанавливались на лёгкие советские САУ. Здесь же создали и выпускали ЗИС-30, первую серийную советскую лёгкую САУ военного периода. В Горьком находилось и головное производство танков Т-60 и Т-70, на базе которых разрабатывались самоходные установки. Неудивительно, что конструкторское бюро Горьковского автомобильного завода им. Молотова в конце концов также подключилось к созданию САУ. Разработанные здесь машины ГАЗ-71 и ГАЗ-72, о которых пойдёт речь в этом материале, при определённом стечении обстоятельств вполне могли бы стать основными лёгкими самоходными установками Красной армии.
Вынужденная конкуренция

Работы по линии самоходных установок для ГАЗ им. Молотова можно считать не совсем профильными. Заводу и так хватало забот по основной сфере деятельности. Весной 1942 года произошёл переход от производства Т-60 к гораздо более совершенному лёгкому танку Т-70. Это не первая машина, созданная в Горьком: ещё в 1936 году под руководством В. В. Данилова здесь был разработан разведывательный танк-амфибия ТМ («танк Молотова»), весьма примечательная машина, оснащённая спаркой двигателей ГАЗ АА. Но ТМ дальше опытного образца не продвинулся. А вот ГАЗ-70, он же Т-70, оказался настоящей палочкой-выручалочкой для советского танкостроения и для Красной армии. Благодаря этой машине удалось, наконец, ликвидировать пробел в системе танкового вооружения, образовавшийся после неудачи с запуском в серию лёгкого танка Т-50.

Разумеется, по совокупности характеристик Т-50 превосходил Т-70, но воюют обычно тем что есть. В крупную серию Т-50 так и не попал, а Т-70 был максимально ориентирован на возможности производства в военный период. Неудивительно, что этот танк стал вторым по массовости советским танком военного времени после Т-34. Кроме того, база Т-70 оказалась удачной для разработки самоходных установок.


Тактико-технические требования на 45-мм противотанковую самоходную установку. Эту машину на базе Т-70 должен был разрабатывать ГАЗ
им. Молотова

В течение первой половины 1942 года основным центром разработки средних САУ был Свердловск. Туда в конце 1941 года эвакуировали завод № 37. Возрождённый на новом месте отдел № 22 помимо текущих работ по освоению производства Т-30 и Т-60 с весны 1942 года трудился над созданием лёгких самоходных установок. Конструкторское бюро плотно сотрудничало с С. А. Гинзбургом, претворяя в жизнь его концепцию «универсального шасси» на базе Т-60. Именно из этой концепции берут начало самоходные установки СУ-31 и СУ-32.

Одна их этих машин вполне могла бы пойти бы в серию, но судьбе было угодно распорядиться иначе: 28 июля 1942 года вышло постановление ГКО №2120 «Об организации производства танков Т-34 на Уралмашзаводе и заводе № 37 Наркомтанкопрома». Согласно этому документу, завод № 37 входил в состав Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ), а выпуск лёгких танков на его мощностях прекращался. Это означало, что и работы по лёгким САУ в Свердловске также останавливались. Наработки по СУ-31 и СУ-32 были переданы на завод № 38 в Киров, где Гинзбург стал работать в тесном сотрудничестве с заводским КБ под руководством М. Н. Щукина.


Постановление ГКО № 2429 «О производстве опытных образцов артиллерийских самоходных установок», ставшее отправной точкой для создания СУ-11, СУ-12, СУ-71 и СУ-72. Как можно заметить, ЗСУ сначала в текст не попала, её вписали позже. Правки вносил сам Сталин

Испытания СУ-31 и СУ-32 продолжались до сентября 1942 года. По их итогам выбор был сделан в пользу шасси «31» с параллельным размещением двигателей ГАЗ-202. Именно такую схему взяли в работу на заводе № 38. С другой стороны, в Главном артиллерийском управлении (ГАУ) и Главном автобронетанковом управлении (ГАБТУ) Красной армии решили подстраховаться. Серьёзные задержки имели место по всем направлениям развития советских самоходных установок. В этот момент и возникла идея привлечь к программе создания лёгких САУ КБ ГАЗ им. Молотова. Танковое направление там возглавлял заместитель главного конструктора Н. А. Астров. В тот момент КБ работало над модернизацией Т-70, но от срочного задания сверху отказываться не стало. Таким образом, начались работы над ещё одной машиной. В случае неудачи КБ завода № 38 и Гинзбурга она стала бы той самой СУ-76, которую ждали в войсках.

Мы пойдём другим путём

Тактико-технические требования (ТТТ) на самоходные артиллерийские установки были выработаны к 16 октября 1942 года. Изобретать наверху велосипед не стали и во многом повторили требования, по которым создавались СУ-31 и СУ-32. Даже в плане компоновки ТТТ повторяли построенные в Свердловске машины. Например, «76-мм штурмовая самоходная установка» базировалась на шасси, которое разрабатывалось с использованием агрегатов Т-70. Это означало, что в ней применялся спаренный двигатель ГАЗ-203. Выглядит это весьма любопытно, особенно на фоне того, что в ГАУ забраковали подобную схему, поскольку на СУ-32 такая силовая установка перегревалась. Начальник ГАУ генерал-полковник Н. Д. Яковлев и заместитель народного комиссара обороны генерал-полковник Н. Н. Воронов о результатах испытаний знали, тем не менее данные ТТТ подписали.

Наряду с ЗИС-3 в качестве альтернативного вооружения лёгкой штурмовой САУ предполагалось использовать 57-мм противотанковую пушку ИС-1. Она представляла собой переработанную противотанковую пушку ЗИС-2, летом-осенью 1942 года это орудие разрабатывалось КБ завода № 92 под руководством В. Г. Грабина. Это же орудие предполагалось использовать и на полугусеничной САУ ЗИС-41. Согласно требованиям, боекомплект штурмовой САУ, вооружённой ЗИС-3, должен был составить 60 патронов. Боевая масса машины не превышала 10 тонн, а высота в походном положении составляла не более 2 метров. Расчётная максимальная скорость достигала 45 км/ч, а запас хода — 200–250 км.


Продольный разрез ГАЗ-71. Хорошо заметно, что компоновка у машины весьма неординарная

Конструкция шасси должна была разрабатываться с возможностью постройки на этой же базе зенитной самоходной установки (ЗСУ). Вместе с тем ТТТ на «37 мм зенитную самоходную установки» оформили отдельно. Данная машина по компоновке практически полностью повторяла СУ-31, это касается и параллельного расположения двигателей ГАЗ-202. В отличие от предшествующей разработки, на сей раз базой машины выступал Т-70. Требования к характеристикам шасси оказались сходными с ТТТ на «76-мм штурмовую самоходную установку».

В дополнение к 76-мм САУ и 37-мм ЗСУ появилась третья машина на базе Т-70. В тот же день (16 октября 1942 года) Воронов и Яковлев утвердили ТТТ на «45-мм противотанковую самоходную установку». В качестве вооружения предполагалось использовать 45-мм противотанковую пушку М-42, незадолго до этого принятую на вооружение Красной армии. В качестве базы предполагалось использовать танк Т-70, причём в данном случае речь шла именно о самом танке, а не о его шасси.


Ещё более нестандартно компоновка шасси выглядит сверху

19 октября 1942 года Сталин подписал постановление ГКО № 2429 «О производстве опытных образцов артиллерийских самоходных установок». В первоначальный текст ЗСУ не попала, её включили уже в ходе правок:

«2. Обязать Наркомтанкопром (т. Зальцмана) и Наркомсредмаш (т. Акопова) немедля создать образцы самоходных артиллерийских установок с 76 мм пушкой на базе агрегатов танка Т-70, подав их для полигонных испытаний к 15 ноября с. г.

3. Обязать Наркомсредмаш (т. Акопова) немедля создать образец самоходной артиллерийской установки с 45 мм пушкой на базе танка Т-70, подав его для полигонных испытаний к 20 ноября с. г.

4. Обязать Наркомтанкопром (т. Зальцмана) и Наркомсредмаш (т. Акопова) к 1 декабря с. г. изготовить и подать на полигонные испытания образцы самоходных артиллерийских зенитных установок с 37 мм пушками на базе агрегатов танка Т-70».

Все три самоходные установки разрабатывать обязали ГАЗ им. Молотова. 76-мм штурмовая САУ получила заводской индекс ГАЗ-71, ведущим инженером машины был В. С. Соловьев. ЗСУ получила заводское обозначение ГАЗ-72, в качестве ведущего инженера назначили А. С. Маклакова. Наконец, 45-мм самоходная установка на базе танка Т-70 получила заводское обозначение ГАЗ-73. Со стороны ГАУ КА работы сопровождал майор П. Ф. Соломонов, с осени 1941 года плотно курировавший работы по самоходной артиллерии. Согласно планам, работы по ГАЗ-71 предполагалось закончить к 15 ноября, по ГАЗ-73 — к 20 ноября, а по ГАЗ-72 — к 1 декабря 1942 года.


Схема трансмиссии шасси ГАЗ-71 и ГАЗ-72

В КБ ГАЗ им. Молотова весьма вольно отнеслись к полученным тактико-техническим требованиям, впрочем, как и в КБ завода № 38. Прежде всего это касается компоновки самоходных установок. Достаточно сказать, что ни в Кирове, ни в Горьком даже не собирались проектировать машины с использованием двигателей ГАЗ-203. Решение вполне разумное, поскольку, как уже упоминалось выше, на испытаниях силовая установка СУ-32 в виде спарки этих моторов перегревалась. Неудивительно, что в такой ситуации было принято решение использовать параллельно расположенные моторы ГАЗ-202.

Кроме того, жизнь проекта ГАЗ-73 оказалась очень недолгой. Никаких проектных изображений этой машины не сохранилось, но в целом она должна была напоминать самоходную установку ИС-10, которую разработали в КБ завода № 92. На ГАЗ достаточно быстро поняли, что подобная концепция лишена смысла. Дальше проектных работ дело не продвинулось. Выяснилось, что для нормального размещения орудия необходимо поднимать высоту машины на 20 см. Боевое отделение при этом всё равно получалось маленьким, а огневая манёвренность и скорострельность оказывались низкими. По состоянию на конец ноября 1942 года работы по ГАЗ-73 перешли в другое русло: теперь машину начали проектировать на базе шасси ГАЗ-71. Вместо форсированных моторов ГАЗ предполагалось использовать двигатели ЗИС-16. Последние упоминания этой машины датированы 29 ноября 1942 года, далее работы были остановлены.


ГАЗ-71 на заводском дворе, декабрь 1942 года

Совсем иначе дела обстояли с ГАЗ-71, которую в переписке называли СУ-71. К 15 ноября 1942 года, как требовало постановление ГКО № 2429, её изготовить не успели. Но к 28 ноября машину построили, и она готовилась к заводским испытаниям. САУ получилась весьма оригинальной: формально СУ-71 базировалась на шасси Т-70Б, но в исходную конструкцию шасси внесли множество изменений. Ведущие колёса вместе с бортовыми передачами были перенесены из передней части корпуса в корму. Ленивцы, соответственно, перекочевали в носовую часть, одновременно лишившись обрезинивания. В корму, а именно под пол боевого отделения, справа по ходу движения, перекочевали коробки передач от ГАЗ ММ и фрикционы. Под пол боевого отделения, слева по ходу движения, перекочевали и топливные баки.

В отличие от СУ-31, коробки передач не были разнесены по бортам корпуса, а оказались установлены вплотную друг к другу, рядом с ними были расположены и фрикционы. Блокировку главных фрикционов конструкторы выполнили таким образом, что их можно было выключать раздельно, благодаря чему имелась возможность двигаться на одном моторе. Сами двигатели остались в носовой части СУ-71, но их расположили вплотную друг к другу, сместив вправо, а место механика-водителя перекочевало к левому борту.


Эта же машина спереди

Не менее оригинально был выполнен корпус СУ-71. Его лобовая часть собиралась не из трёх, а из двух деталей. В нижнем лобовом листе имелись лючки для доступа к механизмам заводки двигателей, а в верхнем находились люк механика-водителя и люк доступа к двигателю. Установка вооружения также отличалась: от ЗИС-3 использовались только качающаяся часть и верхний станок, который своим штырём устанавливался в гнездо на лобовом листе рубки. Подобная конструкция предусматривалась ещё на заводе № 37, но там так и не была реализована. Благодаря этому решению в рубке стало ещё просторнее (по сравнению с СУ-32). Противооткатные механизмы пушки прикрывались кожухом весьма сложной формы.


Общий вид боевого отделения

Верхние борта корпуса и рубки были выполнены как единое целое и имели наклонное расположение. Благодаря такому решению СУ-71 имела более просторное боевое отделение. Правда, уровень пола оказался заметно выше из-за того, что под ним размещались топливные баки и элементы трансмиссии. Доступ в боевое отделение осуществлялся через большой двустворчатый люк в верхнем кормовом листе рубки. Радиостанция размещалась слева по ходу движения, при этом место командира и его перископический прибор находились справа. Боезапас размещался в укладке под пушкой (15 выстрелов) и в ящиках по бортам боевого отделения (три ящика справа и один слева, их крышки в походном положении выполняли роль сидений), ещё восемь выстрелов крепилось с внутренней стороны задней стенки рубки. Из-за того что на СУ-71 отсутствовали крылья, большую часть шанцевого инструмента также разместили в боевом отделении.

Оригинально, но ненадёжно

Проблемы, которые выявились при разработке самоходной установки ГАЗ-73, стали первой, но далеко не последней неудачей КБ ГАЗ им. Молотова. Как уже упоминалось выше, по состоянию на 28 ноября СУ-71 готовилась к заводским испытаниями. Между тем КБ завода № 38 к этому времени не только разработало собственную машину, получившую индекс СУ-12, но и успело её построить, а также провести заводские испытания, которые закончились 27 ноября. К 30 ноября предполагалось отправить её на Гороховецкий артиллерийский научно-испытательный опытный полигон (АНИОП) для проведения полигонных испытаний. В Горьком работы задерживались, из-за чего самоходная установка уже в начале декабря оказалась за бортом. 2 декабря 1942 года вышло постановление ГКО № 2559 «Об организации производства самоходных артиллерийских установок на Уралмашзаводе и заводе № 38». Ещё до начала совместных испытаний горьковская САУ оказалась не у дел.


Орудие на максимальном угле возвышения

Несмотря на решение Государственного комитета обороны о производстве СУ-12, сравнительные испытания СУ-12 и СУ-71 никто не отменял. На Гороховецкий АНИОП СУ-12 прибыла 5 декабря, к тому времени САУ в ходе заводских испытаний прошла 150 км.

Что же касается СУ-71, то её доставка на полигон затягивалась. 3 декабря на ГАЗ был отправлен член испытательной комиссии майор Соломонов. В ходе последовавших переговоров с руководством завода, в которых также принимал участие председатель комиссии генерал-лейтенант артиллерии В. Г. Тихонов, был назначен срок прибытия СУ-71 на полигон — 6 декабря. В назначенный срок машина не пришла, и лишь после вторичного прибытия Тихонова на ГАЗ СУ-71 отправили на полигон. Однако на полпути САУ вернули обратно вследствие неисправности системы охлаждения двигателей. В итоге до полигона СУ-71 добралась 9 декабря лишь для того, чтобы после проведения программы заводских испытаний и стрельб на следующий день снова вернуться на завод.


Работа расчёта в боевом отделении

Снова на полигонные испытания СУ-71 поступила лишь 15 декабря. Вместе с ней прибыли начальник ОКБ ГАЗ В. А. Дедков и военпред Куликов. К тому моменту СУ-71 успела произвести 64 выстрела и пройти в общей сложности 350 км. В ходе последовавших полигонных испытаний полноценных тестов ходовой части так и не провели, поскольку машину постоянно преследовали технические проблемы. В итоге СУ-71 прошла лишь полноценные испытания стрельбой, дополнительные 235 выстрелов были сделаны для проверки системы установки орудия на штыре.


ГАЗ-71, вид сзади

Даже если абстрагироваться от постоянно преследовавших машину технических неполадок, у СУ-71 было далеко не всё гладко и с точки зрения тактико-технических характеристик. Вместо 10 тонн, как требовалось в ТТТ, боевая масса машины составила 11,75 тонн. В значительной степени именно существенный перегруз стал причиной перегрева двигателя и ряда других неполадок. Машина оказалась на 15 см выше положенного, недостаточными были углы вертикальной и горизонтальной наводки её орудия. Из-за технических проблем оценить максимальную скорость не получилось, но есть серьёзные подозрения, что разогнаться до 45 км/ч машина не смогла бы. Одной из немногих её положительных особенностей комиссия посчитала конструкцию крепления орудия в боевом отделении. В целом же вердикт оказался вполне ожидаемым: самоходная установка испытаний не выдержала, на вооружение рекомендована быть не может, доработка нецелесообразна.


ЗСУ ГАЗ-72, которая была создана на том же шасси, что и ГАЗ-71

На фоне неудач, которые преследовали ГАЗ-71/СУ-71, зенитная самоходная установка ГАЗ-72 затерялась. Более того, её внешний вид практически неизвестен. Случилось это потому, что работы по ГАЗ-72 ещё больше затянулись. По состоянию на 28 ноября 1942 года корпус машины не был сварен. По оптимистичным прогнозам заводской дирекции, ожидалось изготовить опытный образец к 6 декабря, но в реальности сроки затянулись. В целом машина повторяла по конструкции ГАЗ-71. Разница состояла в том, что в кормовой части размещалась установка 37-мм зенитного автомата 61-К. Конструктивно установка мало отличалась от той, что ставилась на СУ-31. Чтобы разместить установку, в кормовой части пришлось делать расширение.


Неудачные итоги испытаний ГАЗ-71 привели к тому, что ЗСУ даже не стали испытывать

После того как СУ-71 забраковали, пропал и интерес к ГАЗ-72. Поскольку эти машины строились на общем шасси, было очевидно, что на ходовых испытаниях машину ждут аналогичные проблемы. Кроме того, возникали дополнительные проблемы с обслуживанием трансмиссии. Чтобы получить доступ к её элементам, требовалось снять зенитную установку. Неудивительно, что дальше заводских испытаний работа над ГАЗ-72 не продвинулась.

Впрочем, на этом разработка лёгких САУ на ГАЗ им. Молотова не закончилась. В мае 1943 года на испытания вышла САУ ГАЗ-74, которая достойна отдельного повествования.

ГАЗ-4509: редкий самосвал, не переживший девяностые – Дзен – АТИ, Центр: Система грузоперевозок

Иван Зенкевич рассказал о редком самосвале ГАЗ-4509. Машина экономична и надёжна, но найти запчасти для грузовика – большая проблема: производился он всего несколько лет.

Кузов может опрокидываться в три стороны, это удобно на фермах. Платформа имеет три откидных борта. Назад кузов поднимается на 50 градусов. Скорость подъёма и опускания 15 секунд – ну, если всё работает и нигде не травит. Упор у платформы ручной.

Странный звук какой-то у двигателя, неправильный. Урчит как-то не по-русски, не по-православному, не то на немецком, не то на чешском. И сразу вопрос – что в нём неправильного? Ответ узнаете позже, но сразу скажу – этот ГАЗон сегодня очень редкий.

Не будем играть в угадайку, так как многие уже знают ответ. Это – ГАЗ-4509, логическое продолжение легендарного ГАЗ-53. 
Фото: youtube.com

Работа над новым грузовиком началась еще в 60-х годах прошлого века. Сначала в 1972 году был ГАЗ-5311 с улучшенной кабиной, опытный. В 1978 появился опытный 4301, затем – Магирус Дойц. Я ничего не путаю. Дело в том, что в конце 70-х немецкие грузовики стали поступать в СССР. Они были примитивными, но очень надёжными и комфортными. А главное, стилистически они перекликались с ГАЗ-3307, 4301 и ЗИЛ-4331. В мире начиналась мода на квадратное.

Но самое главное скрывалось под капотом немца – дизель с воздушным охлаждением. Была, конечно, и «Татра» с воздушником, но немецкий идеологически был понятнее: он был рядным и достаточно компактным.

А знаете, как открывается капот у газончика? Думаете, легко? Тут крючки, как на капоте 69-го ГАЗона. Заморочились так заморочились!

Фото: youtube.com

В 1976 году на 17-м съезде КПСС партия сказала: надо дизель! Горьковчане ответили – есть. И купили лицензию у немецкой фирмы Дойц на производство. Первый опытный грузовик сошёл с конвейера в конце семидесятых. Это был первый дизельный двигатель на продукции ГАЗ. Объём – 6230 кубических сантиметров. Мощность – 125 л.с. при 2800 об/мин. Максимальный крутящий момент 363 нМ при 1600-1800 об/мин. На двигателе установлен верхнеклапанный механизм газораспределения с нижним распредвалом.

На каждый поршень свой цилиндр с ребрением крышки. Также видим вентилятор с регулируемой гидромуфтой, его привод шестеренчатый.

Фото: youtube.com

Как же хорошо здесь виден ТНВД! Всасываемый воздух проходит через ребрение, охлаждая двигатель, а также он охлаждает масляный радиатор. Еще данный двигатель очень любит чистоту. Два последних цилиндра должны быть в идеальной чистоте, потому что они теплонагруженные. Каждое ребрышко должно сиять, иначе – всё.

Пробежимся по конструкции. Ничего нового, но после ГАЗ-53 всё изменилось. Рама стала заметно мощнее и шире, так как грузоподъемность выросла до 5 тонн. Задний мост на двух продольных полуэллиптических рессорах с дополнительными металлическими рессорами-амортизаторами. И он другой по сравнению с 53 ГАЗоном. 

Железяки невзаимозаменяемые вообще, и если у вас задний мост умрёт, очень непросто будет найти запчасти. Проще от 130-го закатить с небольшими доработками.

Балка переднего моста также похожа на зиловскую 130-ю рессорную, но задние концы рессор зажаты в резиновых подушках. Знаете, как правильно называется? Резиновые рессоры сжатия.

Фото: youtube.com

Кабина – также шаг вперёд для середины 70-х, но есть одно но. Как я уже говорил, идеи тогда рождались заранее, но выпускались в мир с опозданием. Серийное производство дизельного пятитонника началось только в 1992 году. Но сказать, что кабина уже устарела, тогда еще было нельзя.

Кабина двухместная, без вариантов. Водительское седло с амортизацией, регулируемое. Приборы – классика жанра: температура охлаждающей, масло, давление масла, давление воздуха, топливо, зарядка. Между прочим, до 170 градусов можно движочек нагревать! Коробка отбора мощности и рукоятка опускания кузова – вот и всё.

Фото: youtube.com

Тут два отопителя: один запитывается от системы масла, а второй – автономка. Трогаться пустым можно со второй, а можно и с третьей – этому дизелю всё равно дури хватает. Дизелёк хорошо запускается при любых температурах: для этого в арсенале завода уже стояли электрофакельные устройства (ЭФУ) и воздушный дизельно-пусковой подогреватель. И еще это первый газон с гидроусилителем руля. Достойно: руль в колее не вырывается и удары практически не передаются, но акустика не та. Вместо привычного нам истерического подвывания – мерное урчание дизелька.

ГАЗ-4509 – истинный селянин, который создавался для сельского хозяйства. Машина могла работать с прицепом, построенным специально для неё – ДКП-8336. И тогда этот грузовик сразу меняет название на ГАЗ-6008. Не пытайтесь понять, зачем и для чего это надо.

Фото: youtube.com

16 литров солярки на 100 километров – согласитесь, это очень неплохо. Максимальная скорость – 85 километров в час по паспорту, но этот может и сотку. Что еще? Обзорность – потрясающая, ну обычная ГАЗоновская, если честно. Самое главное отличие – труба воздухозаборника слева. А еще колесные диски свои: другие, увы, не подходят.

Тормоза эффективные – естественно, барабанные по кругу. Система двухконтурная, оснащена пневматическим усилителем с гидравлическим приводом. Кстати, такая же установлена на ПАЗе. Машина очень устойчива: колея в отличие от 3307 шире, центр тяжести ниже. Есть блокировка заднего дифференциала – дистанционная пневматическая. А еще мотор очень тяжелый, поэтому на кислой дороге ГАЗон может запросто провалиться передней осью. И ни блокировки, ни приёмистый дизель не помогут. Короче, проходимость у него не айс.

Но в остальном машина хороша. При должном уходе движки бегают полмиллиона километров влёгкую, если повезёт и не будет заводского брака. Часто ломается колено и пробивает блок, а где его искать?

Фото: youtube.com

Пятиступка с синхронизацией, очень четко переключаются скорости. Почему-то в этом автомобиле трясет значительно меньше, чем в его собратьях. Я не знаю, с чем это связано – может быть, сказываются резиновые буферы. Ходовая надёжна, но если что-то серьёзное сломается, это большая проблема. Почему? Автомобиль делали несколько лет, было выпущено всего 28 158 машин. Для Cтраны Советов это капля в море. ГАЗ-4509 сняли с производства из-за невостребованности. Сельское хозяйство, перешедшее на хозрасчёт, нищало и умирало из-за госзакупок и без дотаций. Как следствие, многие отрасли пришли в упадок и обнищали.

Старые машины – это памятники идеям и технологиями. Это прошлое, которое надо помнить (не более!) и двигаться вперёд, что мы с вами и делаем.
Фото: youtube.com

Оригинал видео на YouTube

ГАЗ 66-15 — Грузовики и шасси (66-15 — GAZ 66-15 — ГАЗ 66-15 — Грузовик 66-15 — Грузовик ГАЗ 66-15) — Технические характеристики ГАЗ 66-15 — Габаритные размеры ГАЗ 66-15 — Двигатель ГАЗ 66-15

1. Аренда автовышки 25 и 32 метра.
ПОДЪЕМНИКИ

09.04.2019

Марат
г. Волгоград
1 300 РУБ/час
2. Автовышка-вахтовка 5-местная, 17 м
Автоподъемник

05.03.2019

Спец-Авто Крым
г. Симферополь
1 700 РУБ/час
3. Бурильная машина
Бурильная машина
2006 г.
16.05.2018
ООО Орион
г. Санкт-Петербург
1 500 РУБ/час
4. ГАЗ Валдай 3010 HD
Грузовик
2016 г.
07.04.2018

г. Москва
800 РУБ/час
5. ГАЗ 33081
Грузовик
2014 г.
07.04.2018

г. Свердловская область, Краснотурьинск
700 РУБ/час
6. ГАЗ 3307
Грузовик
2007 г.
29.03.2018

г. Нижегородская область, Нижний Новгород
700 РУБ/час
7. Газ АГП
Автоподъемник
1950 г.
27.03.2018
ООО «СПЕЦАРЕНДА»
г. Ростов-на-Дону
1 000 РУБ/час
8. ОАО Горьковский автомобильный завод 3308
Бурильная машина
1950 г.
27.03.2018
ООО Дельта
г. Санкт-Петербург
1 600 РУБ/час
9. ОАО Горьковский автомобильный завод
Бурильная машина
1950 г.
27.03.2018
ООО СпецАренда Омск
г. Омск
100 РУБ/час
10. Газ 3301
Грузовик
1950 г.
27.03.2018
Трансгарант
г. Москва
450 РУБ/час

Газовая война может обрушить цены на СПГ до отрицательных значений — ЭкспертРУ

Недавние бурные события на нефтяных рынках, то есть огромный дисбаланс между спросом на нефть и ее предложением, заставил задуматься главных игроков газового сектора над тем, что им делать. Не исключено, что они могут последовать примеру коллег нефтяников и «загнать» цены на голубое топливо в минус.

По крайней мере, Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC) считает такой сценарий вполне вероятным и недавно предупредила об этом брокеров и биржи.

Главным обоснованием таких прогнозов является то, что газ, если можно так сказать, «живет» по тем же законам, что и нефть. На газовых рынках сейчас тоже слабый спрос и сильное предложение, в результате чего быстро заполняются газовые хранилища.

В наиболее сложном положении сейчас оказался главный производитель сжиженного газа (LNG) Катар, которому очень скоро наверняка придется или снижать производство, или что-то делать с обвалом цен. Кроме этого, в газовом секторе сейчас идут такие же войны, как и в нефтяном, за доли на рынке между главными производителями LNG, к которым, кроме Катара, относятся Россия, США, Австралия и Норвегия.

Положение Катара непростое, потому что он проигрывает при любом сценарии дальнейшего развития событий. Впрочем, снижение цен, то есть ценовая война по примеру нефтяного сектора, будет значительно опаснее для газовых рынков и особенно для американских газовиков.

Катар начал отправлять свой LNG в северо-западную Европу в феврале этого год после того, как пандемия коронавируса распространилась почти на всю Азию и резко снизила спрос на голубое топливо. Однако вскоре пандемия пришла и в Европу, и там спрос на газ в апреле тоже резко снизился.

Так же, как производителям нефти, газовикам сейчас приходится хранить газ в хранилищах. Qatar Petroleum, к примеру, делает это в терминале Брюгге, Бельгия, который она арендовала до 2044 года!

Но так же, как в нефтяном секторе, газовые хранилища быстро наполняются. Сейчас у берегов Катара стоят на якоре 17 супертанкеров-газовозов, значительно больше обычного числа в это время года.

К тому же, хранение сжиженного газа обходится значительно дороже, чем нефти, потому что он выпаривается. Потери от выпаривания составляют от 0,07 до 0,15% в день.

Низкая себестоимость производства катарского LNG, особенно, в Рас-Лаффане, может подтолкнуть Доху начать ценовую войну, то есть снизить цену газа. Однако это будет очень недальновидное решение, которое только продлит кризис, как это произошло совсем недавно с Саудовской Аравией, начавшей ценовую войну против России. С другой стороны, не менее болезненным может стать для Катара и снижение производства. Эмират уже и так понес большие убытки из-за снижения цен на газ. Доходы от экспорта LNG снизились с 21,316 млрд катарских риалов (5,76 млрд долларов США) в феврале до 15,913 млрд в марте. Однако несмотря на трудные времена Катару так же, впрочем, как США и Австралии удалось сохранить коэффициент использования газа на уровне почти 100%.

В январе 2019 г. Катар вышел из ОПЕК для того, чтобы играть более заметную роль на мировой арене. Он по-прежнему входит в Форум стран-экспортеров газа (GECF), но эта организация действует по менее жестким правилам, чем ОПЕК.

Цены на газ едва ли удастся удержать на нынешнем уровне даже при больших сокращениях производства, потому что рынок LNG уже находится в глубоком контанго. Причем, ситуация быстро приближается к суперконтанго.

После недолгого ралли цены на природный газ снизились до 1,63 доллара за миллион британских тепловых единиц, а летние фьючерсы продаются с большими скидками по сравнению с зимними.

В такой ситуации суперконтанго может возникнуть уже через считанные недели. Это заставит трейдеров покупать и хранить товар. По мнению аналитиков Bloomberg, запасы газа в американских хранилищах достигнут к концу октября рекордного уровня.

Приемесельный высавач Bosch GAS 15

Zobrazit меню Меню

Hľadať Hľadať

  • Hľadať
  • Приглашение
  • Obľúbené
  • К поровнаниу
  • Мой кошик

  • Všetky kategórie Späť

    Katalóg produktov

    • Akcie
    • Veľké spotrebiče
      • Akcie
      • AEG cashback Master
      • AEG кэшбэк pranie
      • Black Friday
      • Bosch práčky s cashbackom 9000 9000 9000 u0008 LG s praktickým darčekom
      • Limitka
      • Parné rúry AEG s darčekom
      • Práčky Gorenje + ваучер
      • Retro spotrebiče
      • Rúry Mora s darčekom

        8
      • 9000 9000
      • 9000
      • 9000
      • 9000
      • 9000
      • 9000
      • Samsung
      • 9000 8 Vianoce

      • Víno ako darček!
      • Все до управления
      • Все до управления
      • Whirlpool práčky cashback
      • Whirlpool Vianoce
      • Chladenie a ohrev
      • Chovanladničky
      • Mrazničky
      • Vitríny vínotéky
      • Ohrievače Вод
      • CELA Kategorie
      • Umývanie Varenie
      • Umývačky riadu
      • Sporáky
      • Mikrovlnné Rury
      • Odsávače Pár
      • Stolné Rury
      • CELA Kategorie
      • Pranie sušenie
      • Automatické práčky
      • práčky так sušičkou
      • Vírivé práčky
      • Sušičky bielizne
      • СЕЛА Kategorie
      • Príslušenstvo
      • Pre práčky
      • Pre chladničky
      • Pre umývačky
      • Pre sušičky
      • с Подробнее вт
      • Celá kategorie
    • Vstavané spotrebiče
      • Akcie
      • Black Friday
      • Doprava zadarmo
      • Gorenje rúry darček
      • Limitka
      • Limitka
      • Electrolux
      • darčekom
      • Vianoce
      • Všetko предварительно domácnosť
      • Všetko предварительно upratovanie
      • Vstavané chladenie
      • Chladničky
      • Kombinované chladničky
      • Mrazničky
      • Vinotéky
      • CELA Kategorie
      • Vstavané Varenie
      • Rury
      • Varné dosky
      • Mikrovlnné Rury
      • Odsávače Par
      • CELA Kategorie
      • Umývanie pranie
      • Umývačky
      • Práčky
      • Práčky так sušičkou
      • сеты spotrebičov
      • CELA Kategorie
      • Ostatné vstavané
      • Espressá
      • Ohrevné zásuvky
      • Celá kategorie
    • Malé spotrebiče
      • Akcie
      • Philips Sonicare a darček
      • Batérie so zárukou
      • bissell cashback
      • edice
      • Brave
      • Black Friday, переезд
      • Black Friday 9000 0008
      • Dolce Gusto Genio S
      • Doprava zadarmo
      • Dýchajte čistý vzduch
      • Dyson Pure Hot + Cool
      • Dyson Pure Humidify + Cool
      • Dyson V11 Absolute Extra
      • Dyson V11 Absolute Extra
      • Dyson
      • Dyson II
      • Eta je u nás doma
      • Krups s darčekom
      • Limitka
      • Nescafe dolce christmas
      • Odmena za renziu Tefal
      • Parné generátory Tefal
      • One, Tefal
      • Philips Perfect
      • Sonicare 90MBG
      • Recenzia Rowenta — odmena
      • Revolučný Dyson Airwrap
      • Rowenta ВВС + darček
      • Rowenta так zárukou 60 DNI
      • Rowenta vysávače 4V1
      • Rowenta záruka 5 rokov
      • Skúste vysávať s Philips
      • Skvelá výbava на učenie
      • Tefal Cook4Me
      • Tefal Optigrill дарчек
      • TEFAL сек darčekom
      • Vianoce
      • Власий Тузле ро Philips
      • Všetko предварительно domácnosť
      • Všetko предварительно upratovanie
      • Vysávače Rowenta + darček
      • Záruka 90 DNI на Philips
      • Záruka vrátenia сек LatteGo
      • Zľavy предварительно Студентов
      • Upratovanie
      • Podlahové vysávače
      • Robotické vysávače
      • Viacúčelové vysávače
      • Ručné vysávače
      • Žehliace SYSTEMY
      • Sáčky к vysávačom
      • Príslušenstvo
      • CELA Kategorie
      • Varenie в smaženie
      • Rýchlovarné kanvice
      • Elektricke hrnce
      • Parné hrnce
      • Fritézy
      • Zaváracie hrnce
      • Riady
      • Celá kategorie
      • Príprava kávy
      • na Espressá automatické
      • Espress 9000 9000 80008 Espress va
      • Mlynčeky na kávu
      • Peniče mlieka
      • Celá kategorie
      • Osobná starostlivosť
      • Fény a kulmy
      • Zastrihéov60008 vl.zubné kefky
      • Masážne prístroje
      • Dojčenské potreby
      • CELA Kategorie
      • +
      • Príprava surovín
      • Kuchynské Roboty
      • Ponorné Mixery
      • Mixery šľahače
      • Odšťavovače
      • Mlynčeky на Масо
      • Elektricke krájače
      • Sušičky на ovocie
      • CELA Kategorie
      • Holenie
      • Holiace strojčeky pánske
      • Holiace strojčeky dámske
      • Epilátory
      • Zastrihávače Власову fúzov
      • Zastrihávače chĺpkov
      • Príslušenstvo
      • CELA Kategorie
      • Pečenie, grilovanie
      • Hriankovače
      • Sendvičovače
      • Elektrické grily
      • Domáce pekárne
      • Panvice na pečenie
      • Stolné rúry
      • Vaflovače
      • Celá kategorie
      • 000
      • 000
      • 000
      • 0006 é kanvice
      • Čističky vzduchu
      • Odvlhčovače vzduchu
      • Klimatizácie
      • Zváračky fólií
      • СЕЛА Kategorie
    • ТВ, аудио, видео
      • Akcie
      • Черная пятница
      • Doprava zadarmo
      • Hisense televízory darček
      • Limitka
      • Skvelá výbava na učenie
      • Skylink Live TV zadarmo
      • TV príslušenstvo
      • TV sony playstation plus
      • Vianoce
      • Televízory
      • LED TV
      • 9000 9000
      • 9000 9000 8 Аудио
      • Звуковая панель

Заправочные станции на I-15 возле выходов

Заправочные станции на I-15 возле выходов — Roadnow

2020-11-29 Roadnow

Юг


Север

Универсальные и индивидуальные газовые постоянные

Универсальные и индивидуальные газовые постоянные известны из закона идеального газа.

Индивидуальная газовая постоянная — R

Индивидуальная газовая постоянная зависит от конкретного газа и связана с молекулярной массой газа. Значение не зависит от температуры. Индивидуальная газовая постоянная R для газа может быть рассчитана на основе универсальной газовой постоянной R и (приведенной в нескольких единицах ниже) и молекулярной массы газа M gas :

R = R u / M газ [1]

В британской системе мер наиболее распространенными единицами измерения индивидуальной газовой постоянной являются фут-фунт / оторочка o R .В системе СИ наиболее распространенными единицами измерения являются Дж / кг K .

Преобразование единиц измерения: 1 Дж / кг K = 5,97994 фут-фунт / снаряд ° R и 1 фут-фунт / снаряд ° R = 0,167226 Дж / кг K.

Индивидуальная газовая постоянная для газов:

Для полной таблицы — поверните экран!

5 905 905 905 905 905 905 905 905 905 905 905 905 905 905 905 905 905 905 905 9057 905 905 905 905 905 905 905 905 905 70576 Хлор Класс62 9057 9057 9057 905 905 905 905 905 905 905 905 905 905 905 905 905 905 905
Газ Молекулярный
Вес
Индивидуальная газовая постоянная — R
Название 905 905 905 905 905 905 Формула 9057 моль [кг / кмоль] [Дж / кг K] [кДж / кг K] [Втч / (кг K)] [ккал / (кг K)] ,
[британские тепловые единицы (IT) / фунт ° F]
[ккал / (фунт ° F)] [фут-фунт f / фунт-° R] [фут-фунт f / вставка ° R]
Ацетилен C 2 H 2 26.038 319,32 0,3193 0,08870 0,07627 0,0623 59,350 1910
A Смесь воздуха 0,06856 0,0560 53,353 1717
Аммиак NH 3 17.031 488,21 0,4882 0,13561 0,11661 0,0952 90,740 2919
аргон аргон 0,04971 0,0406 38,684 1245
Бутан C 4 H 10 58.122 143,05 0,1431 0,03974 0,03417 0,0279 26,588 855 0,1482 0,04116 0,03539 0,0289 27,543 886
Диоксид углерода CO 2 44.010 188,92 0,1889 0,05248 0,04512 0,0368 35,114 1130
0,07090 0,0579 55,171 1775
Угольная кислота H 2 CO 3 62.025 134,05 0,1341 0,03724 0,03202 0,0261 24,915 802
9057 0,03257 0,02801 0,0229 21,794 701
Хлорметан Ch4Cl 50.488 164,68 0,1647 0,04575 0,03933 0,0321 30,608 985
Dichlorofluorumethane CHCl2F 102,923 80,78 0,0808 0,02244 0,01929 0,0158 15,015 483
Этан C 2 H 6 30.069 276,51 0,2765 0,07681 0,06604 0,0539 51,393 1654
905 905 905 905 905 905 905 905 905 0,2964 0,08233 0,07079 0,0578 55,086 1772
Фтор F 2 37.997 218,82 0,2188 0,06078 0,05226 0,0427 40,670 1309
Гелий 9057 9057 9057 0,49610 0,4050 386,047 12421
Водород H 2 2.016 4124,2 4,1242 1,14563 0,98506 0,8043 766,541 24663
бромид водорода НВг 80,912 102,76 0,1028 0,02854 0,02454 0,0200 19,099 614
Хлористый водород HCl 36.461 228,04 0,2280 0,06334 0,05447 0,0445 42,384 1364
9057 S сероводород 0,05827 0,0476 45,344 1459
Криптон Kr 83.798 99,22 0,0992 0,02756 0,02370 0,0193 18,441 593 905 905 905 905 905 905 905 905 905 905 905 905 905 905 905 905 905 0,5183 0,14397 0,12379 0,1011 96,329 3099
Неон Ne 20.180 412,02 0,4120 0,11445 0,09841 0,0803 76,579 2464
Nitrogen 0,08245 0,07089 0,0579 55,165 1775
Диоксид азота NO 2 46.006 180,73 0,1807 0,05020 0,04317 0,0352 33,590 1081
трехфтористый азот
  • 0,03253 0,02797 0,0228 21,765 700
    Закись азота N 2 O 44.012 188,91 0,1889 0,05248 0,04512 0,0368 35,112 1130
    Oxygen6 905 905 905 905 905 905 905 0,07218 0,06206 0,0507 48,294 1554
    Пропан C 3 H 8 44.096 188,56 0,1886 0,05238 0,04504 0,0368 35,045 1128
    9057 905 905 905 905 905 905 905 905 905 905 0,1976 0,05489 0,04719 0,0385 36,724 1182
    Диоксид серы SO 2 64.064 129,78 0,1298 0,03605 0,03100 0,0253 24,122 776
    SF6 SF6 6 0,01581 0,01360 0,0111 10,581 340
    Триоксид серы SO 3 80.063 103,85 0,1038 0,02885 0,02480 0,0203 19,302 621
    0,12820 0,11023 0,0900 85,780 2760
    Ксенон Xe 131.293 63,33 0,0633 0,01759 0,01513 0,0123 11,770 379

    905 905

    Универсальная газовая константа — R u — фигурирует в законе идеального газа и может быть выражено как произведение между индивидуальной газовой постоянной — R — для конкретного газа — и молекулярной массой M gas — для газа и одинаково для всех идеальных или совершенных газов :

    R u = M газ R [2]

    Универсальная постоянная, определенная в терминах постоянной Больцмана

    Универсальная газовая постоянная может быть определена в терминах постоянной Больцмана k как:

    R u = k N A [3]

    , где
    k = постоянная Больцмана = 1.381 x 10 -23 [Дж / К]
    N A = Число Авогадро = 6,022 x 10 23 [1 / моль]

    Молекулярная масса газовой смеси

    Средняя молекулярная масса смесь газов равна сумме мольных долей каждого газа, умноженной на молекулярную массу этого конкретного газа:

    M смесь = Σx i * M i = (x 1 * M 1 + …… + x n * M n ) [4]

    , где

    x i = мольные доли каждого газа
    M i = молярная масса каждого газа газ

    Универсальная газовая постоянная — R u в альтернативных единицах

    • атм.см 3 / (моль К): 82,057338
    • атм. фут 3 / (фунт-моль · К): 1,31443
    • атм. фут 3 / (фунт-моль o R): 0,73024
    • атмл / (моль.K): 0,0820 57338
    • бар.см 3 / (моль.К): 83.144598
    • бар.л / (моль.К) : 0,083144 598
    • БТЕ / (фунт-моль o R): 1,9872036
    • кал / (мол.K): 1,9859
    • эрг / (моль · К): 83144 598
    • л.с. · ч / (фунт-моль o R): 0,0007805
    • дюймов рт. Ст. 6/3 3 фунт-моль o R): 21,85
    • Дж / (моль · K): 8,3144598
    • кДж / (кмоль · K): 8,3144598
    • кмоль (
    • кмоль) K): 8314,472
    • (кгс / см 2 ). Л / (моль K): 0,084784
    • кПа.см 3 /(mol.K): 8314.4 598
    • кВтч / (фунт-моль o R): 0.000582
    • lbf.ft / (lbmol. o1655 o : 1545,349
    • мм рт. Ст. Фут 3 / (фунт-моль.K): 999
    • мм рт. Ст. Фут 3 3 3 3 3 / (фунт-моль.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *