Очень быстро разряжается аккумулятор
Очень быстро разряжается аккумулятор
Клиент нервничал:
— Очень быстро разряжается аккумулятор! Оставляю машину буквально на несколько минут, прихожу, ключ в замок – ноль, она не заводится!
Интересно. Но из опыта могу предположить, что все интересности заканчиваются там, где уже побывала рука нашего отечественного умельца.
Это или криво установленная сигнализация, или какое-то новое подсоединение потребителей, мощная музыка, например, или – как в этом случае. Сделано тоже «криво», только на более высоком уровне, сразу не догадаться.
Автомобиль отечественный, ВАЗ 2113. Взгляд на аккумулятор:
— Часто снимаете клемму?
— Всегда! Остановился в магазин – снимаю, заскочил куда-то на несколько минут – снимаю, на ночь как закон, снимаю всегда.
Лихо, нечего сказать! Беру амперметр для определения тока утечки, подсоединяюсь в разрыв цепи АКБ, цифра интересная, фото 01
СЕМЬ-ШЕСТЬДЕСЯТ-ДЕВЯТЬ ампер! Откуда такие огромные показатели? Автомобиль простой и не может обладать многочисленными потребителями энергии, которые могли бы так сильно сажать аккумулятор.
Но надо посмотреть, нет ли тут какого-либо «самопала»…всё внимательно изучил – нет, всё чисто.
Вопросом не задаюсь, точно знаю, что тогда самыми мощными потребителями на таком автомобиле могут быть фары и обогрев заднего стекла.
Подозреваемый №1: обогрев заднего стекла. Тупо сделано, ничего не скажешь – нет ни световой, ни звуковой сигнализации, по которым можно судить, работает система или не работает.
Обыкновенной «контролькой» проверяю напряжение на обгреве заднего стекла, фото 03:
Присутствует! Все потребители выключены, ключа в замке зажигания нет, а напряжение есть. Интересно?
Какое объяснение может быть такому факту? Единственное: сейчас надо обратить внимание на реле обогрева заданего стекла. Способ проверки из прошлого века – легонько постучать
отвёрткой по корпусу реле.
Постукиваю.
Одновременно смотрю на показания прибора, фото 05:
Что и требовалось доказать!
И даже не разбирая реле, можно уверенно предположить, что причина такой разрядки аккумуляторной батареи –в реле.
Но ради интереса решил реле разобрать и убедиться в своём предположении,- фото 06:
Всё так и оказалось,- фото 07, хорошо виден «подгар» контактной точки:
Вывод: Контакты реле прикипели к друг другу и цепь обогрева заднего стекла всегда была замкнутой.
Вместо штатного реле, изготовленного отечественными умельцами (интересно, есть ли у них хоть какой-то выходной контроль на предприятии?), поставил импортное реле с током срабатывания около 40 А
На следующий день владелец сообщил, что теперь у него всё отлично, теперь батарея не разряжается, никаких претензий к машине нет.
Кудрявцев М.Е.
© Легион-Автодата
Кудрявцев Михаил Евгеньевич
Ник на форуме «Легион-Автодата»
http://forum.autodata.ru/index.php
AVTEL
МОСКВА
Автосервис «ВТС»
ул.Суздальская д.9
Можно позвонить в рабочее время:
7-916-626-71-98
⚠️ Большая утечка тока через генератор: симптомы и ремонт
Утечка тока через генератор является сравнительно простой в плане диагностики и устранения проблемой. Проявляется крайне неприятно — аккумуляторная батарея во время стоянки непрерывно разряжается током 3-5 ампер. Это в 100 раз превышает норму утечки тока для исправного автомобиля. К тому же, генератор работает неправильно и неполноценно, со всеми вытекающими из этого последствиями. Из этого материала на сайте АБС вы узнаете, как проявляется утечка тока генератора, как её вывить, как именно уходит ток из АКБ, как устранить поломку без специалиста.
Симптомы утечки тока через генератор
Симптомом утечки тока через генератор автомобиля является быстрая разрядка аккумулятора. Даже новая заряженная батарея разряжается всего за одну ночь. А если учитывать при этом ещё и неполноценную работу генератора, то АКБ во время очередной поездки не зарядится до адекватного уровня. Иногда эту поломку устранять не спешат, так как думают, что проблемы с аккумулятором связаны с похолоданиями или другими факторами. В итоге всё заканчивается тем, что утро автолюбителя всегда начинается с подзарядки АКБ при помощи зарядного устройства.
Обратите внимание. Автомобили с бензиновыми инжекторными двигателями «не любят», когда их пытаются завести от разряженной батареи. Часто попытки заканчиваются ошибками в электронном блоке управления, которые приходится сбрасывать при помощи специального ключа у специалистов.
Вторым симптомом, подтверждающим высокую вероятность утечки тока через генератор, является безрезультатный поиск утечки традиционным методом. Он заключается в измерении утечки и пошаговом вытаскивании предохранителей. При утечке через генератор вытаскивание предохранителей 100% не помогает найти проблему, так как система зарядки на машине подключена к АКБ напрямую.
Может ли генератор разряжать аккумулятор? При утечке тока в 5 ампер заряженная новая аккумуляторная батарея ёмкостью 60 ампер-часов разрядится полностью за 10…12 часов. Если же АКБ не новая, либо заряжена не на 100%, она разрядится до нуля всего за 3…5 часов стоянки. Соответственно, ответ на этот вопрос — да, генератор может разряжать аккумулятор.
Утечка тока через генератор — как проверить?
Если на автомобиле внезапно разрядилась аккумуляторная батарея, не следует спешить думать на генератор. Решать любую проблему надо методично. Машина не заводится из-за разряженной АКБ? Убедитесь, что она действительно разряжена. Включите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения и измерьте напряжение непосредственно на выводах аккумулятора. Если он ниже 11 вольт — это глубокий разряд. Если есть хотя бы 12 вольт, но стартер не крутит, возможно, он нуждается в ремонте.
Далее убедитесь, что аккумулятор сел «не по вашей вине». Возможно, вы забыли перед стоянкой что-то выключить — габаритные огни, свет в салоне, музыку. Нет? Приступайте к вытаскиванию предохранителей.
Краткая инструкция
. Возьмите любой мультиметр. Включите режим измерения постоянного тока в диапазоне до 10 ампер. Не забудьте переставить красный щуп в соответствующий разъём на приборе. Снимите одну клемму с вывода АКБ. В разрыв цепи подключите мультиметр — один щуп на вывод АКБ, второй на снятую клемму. Прибор покажет ток утечку. Если она выше 0,07 ампера, вытаскивайте поочерёдно все предохранители, пока показатели не уменьшатся. Про утечку тока на сайте АБС есть отдельный материал.
Вытаскивание предохранителей найти причину утечки тока не помогло? Вариантов два. Либо вы можете не знать, где в машине есть ещё предохранители. Часто дополнительные блоки с ними есть в салоне, возле ног водителя или под бардачком напротив переднего пассажира. Иногда есть смысл узнать, где они находятся, и включить их в проверку тоже. Либо утечка тока — через генератор.
Как это подтвердить? Мультиметр отсоедините. Клемму пока что не надевайте. Найдите под капотом генератор, и силовые провода, которые к нему подходят. Они толстые, и идут кратчайшим путём от «плюсовой» клеммы АКБ. Крепятся к генератору гайкой. Отсоедините провода от генератора. Так вы исключите его из потребителей АКБ. Снятые провода необходимо соединить между собой и временно изолировать, чтобы они случайно не дотронулись до «массы» автомобиля. Подключите мультиметр обратно.
Если показатели значительно уменьшились — это и есть утечка тока в автомобиле через генератор.
Осталось окончательно подтвердить диагноз. Подзарядите немного АКБ от зарядного устройства. Подключите аккумулятор и генератор к бортовой сети автомобиля. Зажигание выключено. Поднесите к шкиву генератора стальной предмет (гаечный ключ). Если есть утечка тока через генератор — металл прилипнет к шкиву. Это произойдёт потому, что генератор сейчас работает по принципу электромагнита.
Дополнительный признак. Если утечка тока 3 ампера или больше — это тоже указывает на неисправный генератор.
Как генератор разряжает аккумулятор?
В 99% случаев утечка тока через генератор происходит по следующему пути:
- «Плюсовая» клемма АКБ.
- Силовой «плюсовой» диод.
- Диод дополнительного моста.
- Через одну из щёток ток протекает в обмотку ротора.
- С обмотки ток уходит в реле-регулятор напряжения через вторую щётку.
- С реле-регулятора через транзистор, который в данный момент постоянно открыт, ток стекает на «массу» автомобиля.
- Получается замкнутая цепь. По вине пробитого силового диода постоянным потребителем становится обмотка возбуждения генератора. Она потребляет ток силой 3…5 ампер. Для неё это безопасно. А вот АКБ — быстро разряжается.
Бывают и другие причины утечки тока через генератор. Однако описанная выше встречается гораздо чаще.
Поиск неисправности
Поскольку причиной утечки тока через генератор чаще всего является пробитый силовой диод, его и надо искать. Поиск упрощается, так как известно, что пробитым может быть только «плюсовой» диод. Всего их три. Остальные — «минусовые».
Как проверить генератор на утечку тока мультиметром? Отключите АКБ от бортовой сети. Это необходимо из соображений безопасности. Снимите генератор с машины. Отсоедините от диодного моста все обмотки статора (их три штуки).
Диод в исправном состоянии пропускает электрический ток только в одном направлении. Если он пропускает его в обоих направлениях — он пробитый. Если не пропускает ток совсем — в обрыве.
Обратите внимание. Если случается обрыв диода, то в пол накала горит контрольная лампа заряда АКБ на приборной панели (при добавлении газа временно гаснет).
Ваша задача — найти пробитый диод. Для этого нужно методично прозвонить каждый из силовых диодов, прикладывая один щуп на «подкову», в которую он запрессован, а второй щуп к выводу диода. Чтобы не разбираться, где какой диод — «плюсовой», «минусовой» — просто прозвоните все, что есть на мосту. Сначала в одну сторону, а затем в обратную (поменяв щупы местами). Если какой-то диод звонится в обоих направлениях, то он и есть пробитый. Утечка тока через генератор происходит именно из-за него. В редких случаях пробитыми оказываются два или три диода. Чаще всего выходит из строя только один.
Как устранить утечку тока через генератор?
Ремонт чаще всего сводится к замене диодного моста на новый. Чтобы сэкономить, иногда используют старый, но заведомо исправный.