Что такое вылет колесного диска и как не ошибиться с его выбором
Подбирая колесные диски на автомобиль, следует обращать внимание не только на дизайн, диаметр, или разболтовку, но и на многие другие характеристики. Важнейший параметр — вылет диска
Фото: Shutterstock
www.adv.rbc.ru
www.adv.rbc.ru
www.adv.rbc.ru
От вылета диска напрямую зависят безопасность, управляемость и срок службы некоторых компонентов автомобиля.
- Что такое
- На что влияет
- Как измеряется
- Таблица вылета
- Как подобрать
www.adv.rbc.ru
Эксперт в этом материале: Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ
Что такое вылет диска
Вылет диска — это расстояние между привалочной плоскостью и осевой линией колесного диска, то есть воображаемой серединой колеса. Данный показатель в обязательном порядке указывается на каждом диске, вне зависимости от того, к какому типу относится изделие (кованый, литой, штампованный). Маркировка наносится непосредственно на обод штампованных дисков и на привалочную плоскость (либо спицы литых и кованых дисков).
Понять, что перед вами параметр вылета, можно по маркировке ЕТ/OFFSET (einpresstiefe — глубина вставки). Цифровое значение указывается в миллиметрах. К примеру, если на ободе указан параметр ЕТ42, это означает, что диск имеет положительный вылет в 42 миллиметра.
Величина вылета колесных дисков варьируется в широких пределах — от нулевой, когда привалочная плоскость находится непосредственно в центре колеса, до сильно положительной или отрицательной (при отрицательном значении вылета в маркировке ставится значок «-»). Этот параметр задается производителем транспортного средства в зависимости от конкретных технических особенностей.
Стандартный, «заводской» вылет обеспечивает оптимальную работу ступичных подшипников и элементов подвески. Кроме того, диск с правильным вылетом не выпирает из колесной арки и не заходит в нее слишком глубоко, он не цепляется за тормозной суппорт.
Если с нулевым вылетом вопросов у автомобилистов обычно не возникает, то с положительным и отрицательным все обстоит немного иначе. Понять, с каким именно вылетом вы имеете дело, довольно просто даже визуально. При положительном значении ET плоскость, контактирующая со ступицей, находится перед осевой линией диска (площадка смещена к внешней стороне, диск глубже заходит внутрь арки), а при отрицательном — за ней (площадка смещена к внутренней стороне, диск выпирает наружу). Чем вылет меньше по сравнению со штатным, «заводским», тем больше колеса будут выпирать наружу и тем шире будет колея.
На что влияет вылет диска
В магазине можно подобрать комплект дисков, подходящих по числу крепежных отверстий и расстоянию между ними, но при этом параметр вылета может отличаться от заданного производителем. Продавцам важно реализовать свой товар: если колесо нормально крепится и не цепляет детали подвески, то по их мнению, никаких проблем не возникнет.
Величину вылета оригинальных колесных дисков определяют конструкторы автомобиля на этапе проектирования. Геометрия колеса подбирается под множество параметров: предполагаемую нагрузку, скоростные характеристики, элементы подвески, тормозной системы и множество других нюансов. Именно по этой причине конкретная величина ET указывается в инструкции по эксплуатации. Нередко у дисков каждого из рекомендуемых диаметров свой вылет. Прислушиваться стоит только к рекомендациям автопроизводителя, но никак не к советам менеджера магазина автозапчастей.
Подбирая ЕТ, конструкторы ориентируются на модель распределения векторов сил в подвеске. Пятно контакта шины с дорогой — это точка приложения данных сил. Именно сквозь его центр должна проходить средняя линия колеса. В эту же область попадает вектор силы стойки подвески.
При отклонении вылета от нормального значения возникает смещение средней линии и оси подвески, что, в свою очередь, приводит к ухудшению управляемости, ускоренному износу элементов подвески и компонентов рулевого управления.
Фото: Shutterstock
Основные последствия неправильного вылета:
- Ухудшение управляемости и снижение курсовой устойчивости.
- Уменьшение срока службы ступичных подшипников.
- Повышенный износ шин.
- Увеличения усилия при повороте руля.
- Уменьшение срока службы ходовой.
Как измеряется вылет диска
Бывает, что прочитать маркировку с вылетом физически невозможно. К примеру, если в ваших руках оказался старый колесный диск. Определить величину вылета поможет нехитрая инструкция:
- Уложите диск лицевой стороной на ровную поверхность.
- Положите ровную планку на обод (проводить эту процедуру удобнее при демонтированной шине).
- Измерьте расстояние от привалочной плоскости до нижнего края планки.
- Запишите это расстояние как «А».
- Переверните колесо.
- Аналогичным образом измерьте расстояние от привалочной поверхности до планки, используя рулетку. Запишите значение как «В».
- Рассчитайте вылет по формуле: ET= (A+B)/2–B.
Во время измерения не пренебрегайте точностью. Напомним, речь идет о миллиметрах!
Существует еще один способ замера вылета диска. Выполняется он аналогичным образом — с помощью ровной планки и линейки:
- Уложите колесо «лицом» на ровную поверхность.
- Приложите ровную планку к внешней стороне.
- Измерьте расстояние от опорной поверхности до нижнего края планки (от лицевого до изнаночного борта) — «В».
- Измерьте расстояние от опорной поверхности до плоскости, которая соприкасается со ступицей автомобиля — «А».
- Рассчитайте вылет по формуле: ET=А–В/2. Результаты могут быть как положительными или отрицательными, так и нулевыми.
Схема примерно такая:
Таблица вылета дисков
На практике большинство автопроизводителей допускает незначительное отклонение от заводских параметров вылета как в большую, так и в меньшую сторону. Однако, обычно речь идет не более, чем о 5–7 мм.
Как подобрать диски по вылету
Подбирая колесные диски, в первую очередь нужно обратиться к инструкции транспортного средства и лишь в крайнем случае прибегать к экспериментам. Иногда найти и приобрести диски с «заводским» ET невозможно, к примеру, если речь идет о старой или редкой машине. Можно попытаться устранить несоответствие с помощью специальных проставок — металлических колец определенной толщины, которые устанавливаются между диском и ступицей. В остальных случаях можно воспользоваться таблицей допустимых значений.
Если по какой-то причине найти диски с минимальным отклонением от рекомендованного значения вылета вам так и не удалось, то перед покупкой дисков обязательно примерьте их на автомобиле: такие диски могут физически не подойти.
Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:
«Ставить нужно только те колесные диски, которые рекомендованы автопроизводителем — с правильным вылетом. Это влияет на управляемость автомобиля. Если посмотреть на какую-нибудь тюнингованную «девятку» с громадным отрицательным вылетом, у которой колеса вылезают наполовину крыла, то перед вами неуправляемая машина — ее надо опасаться.
То же самое касается внедорожников. При таком тюнинге всегда изменяется плечо обкатки — руль будет просто вырываться из рук. В ключевой момент невозможно будет удержать автомобиль. Машина не управляется, вот и всё!
Вылет устанавливается производителем для того, чтобы была хорошая управляемость и курсовая устойчивость, чтобы была стабильность в поворотах. Ни в коем случае ни в плюс, ни в минус уходить не нужно. Люди делают это для красоты, не понимая того, что происходит. Мало того, сильно нагружаются ступичные подшипники. Очень сильно! Они довольно быстро выходят из строя. Изгибающий момент хлоп по подшипнику — и его нет! Даже в маленькой ямке.
Если проехать на нормальных колесах с нормальным вылетом по этой же ямке, возможно, ничего не случится. А с неправильным вылетом — одни проблемы.
И последнее. Поворотные кулаки на современных автомобилях делают непонятно из чего — безо всякого запаса прочности. Это подтверждает опыт каршеринга: когда машины приезжают в сервис, у них колеса домиком стоят, потому что поворотные кулаки гнутые. Даже диски целые, а кулаки гнутые. С неправильным вылетом нагрузка идет и на поворотный кулак. А это — серьезные последствия».
Список рекомендация касательно вылета колесных дисков предельно краток:
- Устанавливайте диски с ET, рекомендованным автопроизводителем.
- При невозможности найти оригинальные диски, попытайтесь компенсировать несоответствие вылета с помощью проставок.
- В крайнем случае устанавливайте диски с минимальным отклонением по вылету от заводских значений — параметр не должен отличаться более чем на 10 мм. Чем меньше разница с «заводом», тем лучше.
- Как получить, заменить и восстановить водительское удостоверение
- Низко и медленно: что такое лоурайдеры и как они устроены
- «Русский Hummer», «Гном» и другие легковушки КамАЗа
Источник
ТегиHow to Конспекты Новости Статьи
Отказы колес и ступиц
Crash Forensics предоставляет услуги по анализу отказов колес и ступиц легковых автомобилей и тяжелых грузовиков. Услуги по анализу отказов могут проводиться «на месте» в нашей мобильной лаборатории или «на дому» в нашей автомобильной лаборатории. Ниже приводится обсуждение отказов колес и ступиц. Ссылка на нашего автомобильного эксперта. Аварии, вызванные отрывом колес от транспортных средств, обычно называют авариями со скатыванием колес. Две основные неисправности вызывают сход колес. Одной из причин является выход из строя системы крепления колеса, такой как шпильки колеса, зажимные гайки и т. д. Другой причиной является выход из строя узла ступицы и подшипника колеса. Неисправности колесной системы
Болтовое соединение, такое как система крепления колес, работает путем плотного зажима двух поверхностей вместе. Трение двух сопрягаемых поверхностей и усилие, возникающее при сжатии их болтами (зажимная нагрузка), позволяет поверхностям сопротивляться движению. Величина трения и зажимной нагрузки определяет уровень сопротивления сустава движению.
Нагрузка на зажим создается затяжкой болтов к сопрягаемым поверхностям и обычно измеряется в футо-фунтах крутящего момента с помощью динамометрического ключа. Если применяется крутящий момент болта, указанный для соединения, то результирующая нагрузка при зажиме также должна быть в пределах спецификации. Однако изменения в системе, такие как ржавчина или смазка на резьбе, могут повлиять на зависимость нагрузки на зажим от крутящего момента. Предметы, расположенные между сопрягаемыми поверхностями, могут уменьшить трение в соединении, а также изменить соотношение между крутящим моментом болта и нагрузкой прижима. Это называется мягкий сустав.
Для понимания того, как работает болт, важны две концепции. Это упругая деформация и предел текучести. Упругая деформация — это способность металла или, в данном случае, болта растягиваться и возвращаться в исходную форму. Предел текучести — это место, где болт растянулся за пределы своего предела упругости и больше не может вернуться к своей первоначальной форме. Это растяжение болта и его оттягивание назад создают прижимную нагрузку. Однако, если болт затянут с чрезмерным усилием и вытягивается за пределы своего предела текучести, он больше не может выдерживать прижимную нагрузку.
Чрезмерный крутящий момент, вероятно, является наиболее распространенной неисправностью колесной системы из-за широкого использования ударных гайковертов для установки колес. Использование ударного гайковерта для установки колес обычно приводит к тому, что колеса имеют крутящий момент, в 3–5 раз превышающий указанный крутящий момент зажимной гайки. Использование смазочных материалов и составов, препятствующих проклеиванию, на резьбе шпилек колес или зажимных гаек может привести к еще большему перетягиванию.
Удельный крутящий момент, необходимый для установки колеса, зависит от автомобиля. Как правило, правильный крутящий момент для зажимных гаек на легковых автомобилях составляет около 100 футо-фунтов, а правильный крутящий момент для больших грузовиков составляет около 400 футо-фунтов. Ударные гайковерты, обычно используемые для установки колес на легковые автомобили, способны создавать крутящий момент от 300 до 500 футо-фунтов. Ударные гайковерты, используемые для установки колес на большие грузовики, могут создавать крутящий момент от 1200 до 2000 футо-фунтов.
Недостаточная затяжка — это просто недостаточное затягивание гаек крепления колеса, что приводит к ослаблению колеса. Недотягивание может быть вызвано коррозией и повреждением компонентов колесной системы. Это также может быть вызвано использованием дешевого или изношенного ударного гайковерта или подачей низкого давления воздуха к ударному гайковерту.Другой распространенной причиной выхода из строя колесной системы является слишком большая толщина лакокрасочного покрытия колес. В соответствии с рекомендуемой практикой PR222B Совета по техническому обслуживанию (TMC) Американской ассоциации грузоперевозок «Общая толщина высохшего лакокрасочного покрытия на каждой стороне монтажной поверхности колеса не должна превышать 9 мм.0005 3 мил (0,003 дюйма).» Если краска на колесе слишком толстая, то образуется мягкое соединение, и система может выйти из строя. восстановление или «восстановление» колес. Восстановление колес обычно включает «пескоструйную обработку» бывших в употреблении колес грузовиков и их перекраску, чтобы они выглядели новыми. Восстановление колес обычно выполняется дилерами шин и шиномонтажниками, которые мало что делают для контроля толщины краски.
Отказ концентратора
Предварительный натяг подшипника регулируется затяжкой осевой гайки на двух конических подшипниках. По мере затягивания гайки узел ступицы становится тугим, и люфт в системе устраняется. После регулировки предварительного натяга подшипника устанавливается стопор, предотвращающий перемещение осевой гайки. Хотя существует много типов замков для осевых гаек, некоторые распространенные из них представляют собой шплинт, вставленный в шестигранную гайку с замком, или шайбу с ключом, надетую на плоскую шестигранную гайку, за которой следует вторая гайка, удерживающая шайбу на месте.
Надлежащий метод регулировки и предварительного натяга подшипников включает от 5 до 8 шагов, но его редко соблюдают. Вот пример одной методологии, опубликованной производителем подшипников Timken:
- Затяните регулировочную гайку с усилием 200 фунто-футов для посадки компонентов подшипника. Всегда вращайте или качайте колесо, затягивая регулировочную гайку, чтобы убедиться, что ролики полностью прилегают к большому ребру конуса.
- Отверните регулировочную гайку на один полный оборот или до тех пор, пока она не ослабнет.
- Здесь вы фактически устанавливаете осевой люфт. Затяните регулировочную гайку с моментом 50 фунт-футов, одновременно вращая узел ступицы колеса.
- Отвинтите внутреннюю (регулировочную) гайку на соответствующую величину, как показано в таблице справа; например, 1/6 оборота для переднего управляемого моста с резьбой 12 витков на дюйм. См. диаграмму справа для точной суммы отсрочки.
- В системе с одной гайкой установите шплинт. В системе с двумя гайками установите стопорную гайку и затяните ее в соответствии со спецификацией, которая зависит от размера гайки.
Если ступица отрегулирована слишком свободно, ступица и колесо в сборе будут колебаться в поперечном направлении. Это приведет к износу подшипников и дальнейшему увеличению люфта ступицы. Незакрепленная ступица допускает чрезмерное перемещение роликов подшипника, что приводит к износу каркаса ролика и неравномерному износу дорожки или «фестончатости». Если не отремонтировать, люфт подшипника будет постепенно увеличиваться до точки, при которой ступица выходит из строя.
Ступица, которая отрегулирована слишком туго, не будет иметь смазочного барьера между роликами подшипника и дорожками качения подшипника. Без смазочного барьера подшипник перегреется и устанет. Это состояние приведет к полной блокировке подшипника и отделению ступицы, если его не устранить. Об этом состоянии будет свидетельствовать обесцвечивание при нагревании и усталостное выкрашивание подшипников.Перегрузка ступицы создает условия, аналогичные перетягиванию ступицы. Чрезмерный вес выталкивает смазку между роликами подшипника и дорожками качения подшипника на нагруженную сторону подшипника, вызывая локальный нагрев и усталость.
Недостаток смазки также вызывает контакт металла с металлом между подшипниками и дорожками качения. Это приводит к чрезмерному нагреву, задирам подшипников и гонок, а также к микровыкрашиванию усталости. Это условие, если его не исправить, приведет к блокировке подшипника и отделению ступицы.
Механизм отказа разъединения ступицы зависит от конструкции ступицы. Некоторые ступицы имеют небольшой наружный подшипник и осевую гайку. Когда внешний подшипник выходит из строя, ступица может просто проскользнуть мимо гайки оси и оставшихся частей внешнего подшипника. В ступицах с большими внешними подшипниками отделение ступицы происходит, когда колеблющаяся ступица стягивает осевую гайку с оси, как пробку от бутылки. В других случаях гайка оси стягивается с оси, срывая резьбу с гайки оси и оставляя резьбу на закаленной оси относительно неповрежденной.
Свяжитесь с нами | Вернуться к началу
Что является причиной аварий с отрывом колес?
Аварии с отрывом колес происходят чаще, чем можно было ожидать. Как следует из названия, аварии с отрывом происходят, когда колесо отрывается от транспортного средства. Это может произойти по многим причинам, которые обсуждает в этой статье адвокат по дефектам шин из Алабамы Рик Моррисон. Независимо от того, по какой причине происходит автомобильная авария с отрывом колеса, вероятность тяжелых травм высока, что создает серьезную опасность для водителей и их пассажиров.
Распространенные причины аварий с отрывом колес в Алабаме
Аварии с отрывом колес могут происходить по разным причинам. Часто небрежность других играет роль в возникновении несчастных случаев такого типа. Если вы получили травму в результате аварии, вызванной дефектами шин или другими дефектами транспортного средства, вам следует проконсультироваться с юристом по автомобильным авариям в Монтгомери, чтобы узнать, какие у вас есть юридические возможности. Некоторые из наиболее распространенных причин аварий с разъединением колес в Алабаме включают сломанные оси, неправильную установку колес и отказы ступиц.
Сломанные оси
Оси необходимы для автомобиля. Они питаются мощностью, обеспечиваемой трансмиссией автомобиля, и передают энергию на колеса. Этот обмен энергией и заставляет вашу машину двигаться. Если оси вашего автомобиля сломаются, вы не сможете правильно управлять автомобилем.
Один из самых эффективных способов понять, что вы едете со сломанными осями, — это обращать внимание на любой щелкающий звук при каждом повороте. Это может быть признаком того, что оси вашего автомобиля близки к отказу. Если вы едете на скорости, и ваши оси внезапно ломаются, это может привести к тому, что колеса слетят с вашего автомобиля.
Неправильная установка колеса
Многие аварии с отрывом колеса происходят в результате неправильной установки колеса. Обычно это происходит во время осмотра и замены шин. Лицо, устанавливающее колеса, должно убедиться, что каждая гайка надежно закреплена на шпильках колеса, чтобы предотвратить ослабление шины. Ослабленная шина может оказывать давление на шипы, что может привести к их повреждению и, в конечном итоге, к поломке. Без поддержки шпилек колеса вашего автомобиля могут отделиться от автомобиля.
Еще одна потенциальная проблема — чрезмерный крутящий момент. В большинстве случаев механики полагаются на ударные инструменты, такие как ударные гайковерты, для установки колеса. Однако ударные гайковерты нельзя отрегулировать в соответствии с требованиями к крутящему моменту автомобиля. Поэтому чаще всего ударные гайковерты оказывают слишком большой крутящий момент на зажимные гайки, что может привести к их выходу из строя.
Отказы ступиц
Отказы ступиц также являются частой причиной разделения колес. Если ступица затянута слишком туго или слишком свободно, она может выйти из строя и привести к отделению колеса. Однако есть красные флажки, чтобы вы знали, что у вас неисправный концентратор, который необходимо исправить. Общие предупреждающие признаки выхода из строя ступиц колес включают утечку из-под уплотнений ступицы, дым и щелкающие звуки.
Обычные травмы после аварии с отрывом колеса
Аварии с отрывом колеса чрезвычайно опасны не только для пассажиров неисправного автомобиля, но и для других людей, находящихся на дороге. Когда колесо отрывается от транспортного средства, движущегося на высокой скорости, оно становится снарядом, способным причинить серьезные травмы. Некоторые из наиболее распространенных травм после аварии с отрывом колеса включают черепно-мозговые травмы, хлыстовые травмы и травмы спинного мозга.
Черепно-мозговая травма (ЧМТ)
Черепно-мозговые травмы возникают в результате сильного удара по голове. ЧМТ является одним из самых опасных видов травм, которые может получить человек. Общие предупредительные признаки и симптомы ЧМТ включают головокружение, сильные головные боли, проблемы с мышлением, усталость и многое другое. Долгосрочные последствия могут включать хроническую боль, потерю подвижности, потерю памяти, проблемы с физической координацией и другие проблемы со здоровьем.
Хлыстовая травма
Хлыстовая травма — это тип травмы шеи, который обычно наблюдается в большинстве автомобильных, мотоциклетных и грузовых аварий. Это вызвано внезапным сильным толчком, заставляющим шею быстро «раскачиваться» вперед и назад. Результирующее движение часто повреждает мышцы вокруг шеи, что приводит к хлыстовой травме. Общие симптомы хлыстовой травмы включают покалывание в руках и пальцах, боль в шее, скованность и многое другое. В зависимости от степени повреждения, восстановление может занять недели или месяцы.
Травмы спинного мозга (SCI)
Травмы спинного мозга вызваны повреждением спинного мозга, например разрывом, проколом или защемлением спинного мозга во время автомобильной аварии. Повреждения спинного мозга часто вызывают стойкую нетрудоспособность с места ранения. Вообще говоря, чем выше физическое расположение травмы, тем больше степень паралича. Эти типы травм часто требуют дорогостоящих хирургических процедур, реабилитации и постоянного медицинского ухода.