Тест драйв газ 21: Тест-драйв ГАЗ-21 Волга: проверяем мифы на прочность

Содержание

«Волга, Волга… и ещё Волга!»: реставраторы ГАЗ-21 со всей страны открыли сезон

Александр Ефимкин

23 апреля на площадке музея Гаража особого назначения состоялось открытие ретросезона автоклуба «Волга М-21». Мы отправились на ВДНХ, чтобы поближе познакомиться с реставраторами и их автомобилями. И ответить на вопрос: как чувствует себя классическая «Волга» на современных московских дорогах?

Стоит ли говорить, что автомобильные реставраторы – люди ностальгирующие и любящие круглые даты? Вот и открытие ретроклуба «волговодов» обязательно приурочено к юбилею, причем связанному либо непосредственно с ГАЗ-21, либо со страной, его создавшей.

В нынешнем году свою первую годовщину отмечает музей Гаража Особого Назначения, открытый в честь 100-летия транспортного подразделения ФСО. По этому случаю на территории музея была организована выставка машин первых лиц государства – от Delaunay-Belleville Николая II до современных «Аурусов».

Экспозицию музея ГОН составляют машины советских вождей на все случаи жизни. В хронологическом порядке (и в порядке убывания чопорности) слева направо: лимузин Rolls-Royce Silver Ghost Владимира Ленина, парадный фаэтон ЗИС-110Б (на нем успел поездить даже Никита Хрущев) и полноприводный ГАЗ-24-95, который Леонид Брежнев использовал на охоте

Представители «Волги М-21» рассказывают, что автоклуб задумывался ради сплочения единомышленников и любителей автомобилей ГАЗ. Реставраторы уверены, что регулярные собрания и участия в выставках (клуб собирается несколько раз в году) привлекают внимание молодого поколения к истории страны, учат заботиться о ее культурном наследии.

Очередное открытие ретросезона было посвящено автомобилям специального назначения. Свои скрупулезно отреставрированные машины «скорой», такси и милиции гости клуба припарковали прямо у главного здания музея ГОН. Именно припарковали: в клубе существует негласное правило, по которому каждой «Волге» положено добраться до выставки своим ходом. Некоторые участники ехали по полторы тысячи километров, но ни одному из 81 экипажа эвакуатор так и не пригодился. Хотя разные трудности вроде погасшего головного света на пути к ВДНХ, конечно, случались.

Интересные экземпляры можно перечислять долго. Как вам, например, две 21-х «Волги» лемановского пилота Алексея Васильева, построенные специально для участия в ралли «Монте-Карло»? Конечно, из родного у машины только кузов (под капотом установлен 3-литровый мотор УМЗ-4216 от «Газели», с помощью спортивного карбюратора Weber и других ухищрений с него удалось снять около 200 л. с., тормоза и рессоры также неродные: все-таки ралли!), но ведь и в 60-х инженеры заводской команды «Торпедо» не чурались радикальных переделок…

Еще один яркий экспонат – скорая помощь 1967 года на базе ГАЗ-22. Как рассказал ее владелец, восстановление заняло целых три года: редкие запчасти приходилось искать по всей стране, а что-то даже изготавливалось по чертежам. Зато теперь его «Волга» в точности соответствует санитарным машинам той эпохи – кремовый универсал вызывал у зрителей живой интерес

Нельзя не упомянуть и машины скорой помощи на базе латвийского РАФ-977, трехрядное такси ГАЗ-24-02, милицейскую вазовскую «копейку» и многие другие объекты советского автонаследия

Моим гидом в этом импровизированном музее Горьковского автозавода стал Владимир Арефьев, автор ютуб-канала «Мастерская 21/21». К покупке «Волги» его подтолкнуло чувство светлой ностальгии по детству: когда-то «21-я» была в семье, но потом ее продали. Серый седан в хорошем состоянии (и за более-менее вменяемую сумму) нашелся в пригороде Арзамаса: как рассказывает реставратор, «поехал не раздумывая». Затраты на приведение ретро-автомобиля в заводской вид здесь приводить не будем. Скажем лишь, что ухоженная «Волга», как и в Советском Союзе, – признак небедного человека.

Ретроспецтехника – это не только автомобили

По словам Владимира, его машина соответствует оригиналу на 95%: не хватает мелочей вроде родного домкрата, запасного колеса, «кривого стартера» и бачка омывателя. Трудности возникли и с радиоприемником. Кнопки выбора волновых диапазонов в XXI веке выполняют сугубо декоративную функцию, поэтому в закромах передней панели спрятан USB-порт: на «флешке» записаны советские песни и даже новостные передачи той эпохи.

Напрасно полагать современных реставраторов «21-х» дотошными снобами. Рядом с безупречными «Волгами» можно встретить и подобные экспонаты: на литых дисках и с затонированными задними окнами. Эту бирюзовую «Волгу» не пощадило время, но ведь и используется машина по прямому назначению: ежедневно возит людей по их нуждам…

У Владимира ГАЗ-21 самой массовой, третьей серии, за внешний вид радиаторной решетки прозванной в народе «китовый ус». С поиском запчастей для таких машин дела обстоят несколько проще: из почти 640 тыс. выпущенных «21-х» около 470 тыс. пришлось на последнюю модернизацию. Но и привлечь внимание одноклубников и посетителей такой «Волгой» сложнее, поэтому в ход часто идут неродная яркая краска (в том числе двухцветная, которая для третьей серии почти не использовалась; на заводе применялась акриловая, из-за чего машины быстро тускнели) и упраздненная ввиду травмоопасности фигурка оленя на капоте. Наша «Волга» не такая: в родном сером цвете и без лишнего декора. А вынужденный новодел – по возможности незаметный.

Удержаться от соблазна поставить на капот своей «третьей» Волги неисторичного «оленя» под силу не каждому: красиво же!

Например, как быть с резиной? Не ездить же на истертой до корда родной! Выходов из ситуации несколько. Один из них – поставить высокопрофильные шины сербского бренда Tigar (сейчас компания входит в структуру «Мишлена», но все-таки бывшая Югославия!): такая стоит на нашей «21-й» и вполне подходит для повседневной езды. Гордую маркировку «Made in USSR» можно встретить только на покрышках откровенно коллекционных образцов: высокие боковины подвержены иссыханию и образованию боковых трещин.

В случае Владимира погоня за музейным состоянием заведомо обречена, ведь «21-я» используется в семье как машина выходного дня: бережный уход – само собой, но сдувать пылинки со своей «Волги» ее владелец считает излишним. Недавно, например, была поездка в Дубну (120 км от столицы), которую машина выдержала с достоинством.

ГАЗ-21 первой серии (с пятиконечной звездой на решетке радиатора) – настоящая гордость реставратора: за все время было выпущено лишь около 30 тыс. машин

На ВДНХ Владимир приехал не только, чтобы увидеться с другими любителями олдтаймеров, но и ради презентации воздушного фильтра BIG Filter GB-566 для карбюраторного мотора ЗМЗ 21. Именно ему вместе с напарником по YouTube-каналу Вячеславом Охотиным пришла мысль разработать современный фильтр для любимого автомобиля и всех реставраторов-энтузиастов.

В BIG Filter называют этот проект своим самым творческим и эмоциональным: не каждый раз конструкторскому отделу приходится прикладывать руку к сохранению памяти отечественного автопрома!

Мы выезжаем с территории выставки под многочисленные улыбки, поднятые вверх большие пальцы и объективы фотокамер. С годами ВДНХ оформился в памятник послесоветской ностальгии, и наша автоколонна, несомненно, будит в прохожих это светлое и щемящее чувство.

В современной Москве с ее нескончаемыми заторами «Волге» тесно. Останавливаясь, нужно каждый раз скидывать на «нейтралку», иначе сцепление долго не протянет. К тому же родной печке не по плечу даже 20-градусная «жара» – машина дрожит и греется, напитывая салонный воздух бензиновыми парами.

Зато на широком шоссе «Волга» не едет, а мягко фланирует, слегка покачиваясь на задних рессорах. Остается лишь приоткрыть окно и сделать погромче ламповый звук советского шлягера – и вот залитая солнцем Москва превращается в декорацию фильма Рязанова или Данелии. Дорожные выбоины, которые на условном Kia Rio пришлось бы избегать даже ценой резких поворотов руля, «21-я» давит не замечая. Не замечаем их и мы, заодно резюмируя: показатели плавности хода у сохранной «Волги» для современного бюджетного сегмента недостижимые.

Вот так разработанный еще в 1950-х автомобиль смог раскрыться в неожиданном качестве. Спустя почти 70 лет ГАЗ-21 остается не только красивым экспонатом советской инженерной мысли – машиной-эпохой, но и вполне состоятельным олдтаймером для выходного дня за рулем: статным, вальяжным, но не по-современному живым. Остается лишь повторить за бесчисленными фанатами старых машин по всему миру: сейчас таких уже не делают!..

Тест-драйв советских автомобилей Волга ГАЗ-21, Mercedes, Renault, Lancia, Citroen

Сравнение отечественного автомобиля Волга ГАЗ-21Р с Западными аналогами: Mercedes-Benz 219 W105, Renault Fregate, Lancia Flaminia Berlina, Citroen DS 19

Нет предела совершенству. Взяв на прицел практически все суперкары и спортивные автомобили, выпущенные за последние 25 лет, нам всей редакцией TOPRUSCAR хотелось копнуть еще глубже. Спору нет, провести сравнение автомобилей, скажем, старичков 60-х годов, не под силу даже такому независимому коллективу, как TRC. Однако ничто не мешает нам сделать сравнительный анализ, хотя бы на уровне технических характеристик, внеся свое веское слово в анналы истории. Тем более что с характеристиками, как оказалось, большая проблема. Даже виртуальное и всезнающее пространство интернета предлагает лишь обрывочные сведения и полное отсутствие каких-либо сравнительных таблиц с более-менее подробными данными от производителей.

Пользоваться пришлось, по большому счету, западной литературой тех лет, но и в тамошних источниках мы обнаружили достаточное количество расхождений по цифрам, что, к сожалению, не дает право гарантировать стопроцентную достоверность информации. Девяносто девять и девять в периоде – саркастично выразился наш штатный автомобильный историк, такова, по его мнению, точность представленного материала в сравнении с имеющейся в интернете.

Взять, к примеру, мощность. Есть брутто с красивыми цифрами, выдаваемая двигателями без навесного оборудования, для стран, не имеющих привязки налогов к лошадиным силам. И мощность нетто – с меньшим поголовьем лошадей, выдаваемая полностью укомплектованными моторами, выгодная странам с налогообложением по цифрам мощности. Иногда подобный нюанс тактично опускается, и на бумаге нижневальный мотор с меньшей степенью сжатия оказывается ничуть не хуже более современного аналога с газораспределительным механизмом типа DOHC. Та же история с расходом топлива. Забавная ситуация с разгоном до сотни. Если цифры больше 20 секунд – производители не мелочатся, указывая лишь целые значения. Быстрее 20 – неизменно появляются десятки, словно в знак осознания того, насколько дорого даются улучшения при всё меньших и меньших числах.

В отношении советских цифр можно сказать, что мощность по ГОСТ примерно соответствует «европейскому нетто», а вот в расходе топлива пришлось ориентироваться на западные источники, 8 литров на сотню в справочнике НИИАТ для «Волги» – верх оптимистичности.

Скажем сразу, сравнивать отечественную технику мы будем исключительно с европейскими аналогами. Малоизвестные американские марки будут, по нашему мнению, не столь интересны читателям TOPRUSCAR, тоже можно сказать о почивших в бозе многочисленных английских производителях. Да и потом, Москва – это ведь тоже Европа.

Еще одним стимулом, послужившим для создания рубрики «Сравнение автомобилей СССР с Западными аналогами», стал факт устоявшегося и негативного мнения о том, что Советы могли создать лишь копию незатейливой конструкции в режиме максимально возможной экономии. Согласны, но лишь отчасти. Проведя сравнительный анализ технических характеристик целого ряда советских и западных автомобилей, мы пришли к выводу, что выбранное направление в конструкции машин СССР было максимально взвешенным, как в экономическом, так и в техническом плане и являлось единственно правильным решением на тот момент.

Это хорошо видно и по первой таблице, открывающей рубрику. Вы хорошо себе представляете Lancia Flaminia с короткоходной подвеской Де Дион и 140 сантиметровым клиренсом в условиях российских дорог или гидропневматический Citroen DS 19, который из осенних грязевых хлябей прямиком отправляется на трескучий мороз? Мы – не очень. Mercedes W105 безусловно крут: независимая задняя подвеска без выступающего редуктора обеспечивает даже больший клиренс, чем у Волги, а верхневальная рядная «шестерка» под капотом наверняка имеет непревзойденную приемистость. Но как это всё обслуживать где-нибудь в селе?

Единственный прокол разработчиков Волги ГАЗ-21 – это, по нашему мнению, попытка установить на модель автоматическую трансмиссию. Прочная подвеска и кузов наделяли «Двадцать первую» дополнительной снаряженной массой, тогда как мотор имел обычную для тех лет мощность, но не более того. Подобное сочетание и без того наделяло Волгу наихудшей энерговооруженностью, а тут еще и гидромеханика автомата, отнимающая дополнительную мощность. К счастью, необоснованность подобного решения была оценена молниеносно – выпуск автоматической модификации продолжался лишь с середины 57 года до конца 58-го.

Citroen DS 19: капризная гидропневматика и тесный салон не мешают констатировать нам, что это единственный и неповторимый автомобиль – своеобразный концепткар в серии.

Смотришь на Волгу или даже на Мерседес, а потом на Ситроен, и неизменно задаешься вопросом: а они точно одногодки? Гидроусилитель руля, дисковые передние тормоза – такого не было даже на Мерседесе, а великолепная аэродинамика позволяла не отставать от более мощных конкурентов в показателе максимальной скорости. Автоматическое сцепление входило в базовую комплектацию DS 19 (опция для Mercedes W105). И вообще, если выражаться кулинарными терминами, то Волга ГАЗ-21 – это питательный свиной хрящик, тогда как Citroen DS 19 – ананас, не наешься, конечно, но, говорят, витаминов – масса.

Для большей наглядности мы будем давать в своих таблицах краткие технические характеристики более мощных версий (указаны в скобках). Волгу ГАЗ-23 с мотором V8 от Чайки ГАЗ-13 пока освещать не стали – это отдельная история, ограничились экспортной версией с повышенной степенью сжатия. По этой же причине не затронут Citroen DS 23 – он выпускался после 70-го года, когда ГАЗ-21 был уже снят с производства.

Кстати, из Мерседесов типа «Понтон» мы выбрали средний вариант W105 с увеличенным подкапотным пространством для установки рядной «шестерки» (+100 мм колесной базы). Хотя по габаритам с длиной 4715 мм к Волге ближе старший «Понтон» W180/128 представительского класса с тем же двигателем, но с увеличенным расстоянием для ног задних пассажиров (плюс еще 70 мм колесной базы). Если же руководствоваться исключительно ценой, то Волге родней уже базовый Mercedes W120/121 с длиной 4460 мм, тем более, что даже с 69-сильным 4-цилиндровым мотором он, благодаря меньшей на почти 300 кг массе, был более динамичным, чем ГАЗ-21.

Примечания: цифры максимальной скорости для высших передач, превышающие официальную «максималку», показывают теоретически возможную скорость без учета сопротивления воздуха, в реальных условиях, достижимую лишь при движении автомобиля под горку. В скобках некоторые характеристики наиболее мощных модификаций моделей.

Изображения

← Победа ГАЗ-М-20, Opel, Peugeot, Tatra, Lancia

ЗАЗ-1102, Fiat, Peugeot, Renault, Ford →