Сигналы и жесты водителей на дороге
Когда-то, лет тридцать назад, одна из советских газет рассказала о возмущении сотрудника ГАИ нравами, царившими на дорогах Запада. По его мнению, предупреждать других водителей о постах ГАИ или засадах сигналом фар – это верх беспринципности. Однако именно эта статья подтолкнула к созданию в России своеобразной азбуки водителей.
На сегодняшний день список условных сигналов, которые используются водителями, значительно расширился. Водители подсказывают друг другу не только о засадах сотрудников ГИБДД, но и выражают различные просьбы, общаются, обмениваются информацией о внешних проблемах с автомобилем, которые сам водитель не может заметить, находясь внутри него.
В совершенстве такой азбукой водителей владеют в основном только водители-дальнобойщики. Знание основных сигналов позволяет лучше ориентироваться водителям в дорожной ситуации, способствует взаимопониманию и уважению между водителями.
Наиболее распространенными инструментами для подачи сигналов являются указатели поворота и фары.
Посмотрите видео, рассказывающее о сигналах и жестах водителей:
Если при стоянии в пробке или при разъезде на перекрестке Вам коротко моргнули дальним светом, значит, водитель подал Вам сигнал – «Проезжай!» Таким же образом можно обратиться и к пешеходу.
При коротких многократных миганиях (чаще всего 2-3 раза) дальним светом лучше всего сразу же уменьшить скорость, поскольку впереди Вас ждет засада ГИБДД или какая-нибудь опасность. Такой сигнал может также напоминать Вам ночью о переключении дальнего света на ближний свет. Данную информацию можно передать и попеременным переключением дальнего и ближнего света.
Если находящийся позади Вас автомобиль подает сигнал длинными миганиями дальним светом, то следует уступить ему дорогу.
Таким же сигналом Вы можете подсказать опережающему ваш автомобиль дальнобойщику об окончании маневра. Это поможет избежать возможной аварии или «подрезки». Особенно важна такая мера безопасности ночью, когда ограничена обзорность дороги сзади.С помощью аварийной сигнализации водители автомобилей передают самую разнообразную информацию. Всем известен сигнал «аварийкой» – благодарность за уступленную дорогу. Таким же образом водители извиняются и за доставленные другим неудобства при совершении маневра. Иногда кнопка аварийной сигнализации расположена в очень неудобном месте, что усложняет ее нажатие в момент управления автомобилем. В этой ситуации можно воспроизвести сигнал «аварийки» с помощью включения сначала левого указателя поворота, а затем правого.
Не выключенная после обгона «аварийка» говорит о мешающем движущимся впереди Вас дальнем свете и о просьбе переключить его на ближний свет.
На трассе включенный левый «поворотник» подсказывает находящимся позади водителям, что автомобиль, совершивший обгон, но не вернувшийся назад на полосу движения, видит свободную встречную полосу. Можно смело совершать обгон и другим автомобилям.
Если на загородной дороге движется автобус или грузовик с включенным левым указателем поворота, то его обгонять запрещено. На европейских дорогах такой сигнал говорит о просьбе уступить ему дорогу. Если же работает правый «поворотник», то можно совершить обгон.
При экстренном торможении в связи с какой-либо непредвиденной ситуацией, например, ремонтом дороги, затором, аварией и другими необозначенными дорожными знаками обстоятельствами, следует включить аварийную сигнализацию. Это подскажет об опасности движущимся сзади Вас автомобилям.
Одновременным морганием дальним светом и включением правого указатель поворота Вам передается просьба совершить остановку у обочины. Чтобы следующий сзади водитель держал дистанцию, можно подать ему сигнал с помощью прерывистых стоп-сигналов.
На ряду со световыми сигналами используются и звуковые. Короткий гудок подается в знак приветствия или благодарности, в том числе и в ответ на спасибо, сказанное с помощью «аварийки».
Длинный гудок используется совместно с дальним светом и указывает на немедленную остановку в связи с опасностью или неисправностью вашего автомобиля. Следует помнить, что звуковой сигнал можно подавать только в экстренных ситуациях!
Менее распространены сигналы, подающиеся руками. Однако информация, содержащаяся в них, также важна.
Если рука движется по кругу и показывает вниз, то это сообщение о спущенном колесе. О других неисправностях, требующие остановки, можно сообщить движением руки в сторону обочины.
Если жест изображает мигающую лампочку, надо включить фары.
Просьба притормозить выражается медленным движением ладони сверху вниз.
Поблагодарить можно с помощью поднятия руки вверх.
Кукиш для водителя фуры не является обидным жестом. Это сообщение о застрявшем камне между колес.
Чтобы пешеход понял, что Вы его пропускаете, лучшим сигналом станет движение рукой в окне. Звуковой сигнал может испугать, а движения головой пешеход из-за отблеска на лобовом стекле может и не увидеть.
Об опасности или засаде ГИБДД сообщает растопыренная пятерня.
Указанием на дверь можно предупредить о плохо закрытой дверце или помехе в дверном проеме, чаще всего это ремень безопасности. Если рука совершает удар по воздуху, то следует закрыть багажник.
Сегодня в помощь водителям некоторые компании стали производить компактные информационные дисплеи. Закрепляются они на заднем стекле так, чтобы едущий следом водитель мог увидеть улыбающийся смайлик или небольшой текст, например, «Держи дистанцию!»
Азбука водителей позволяет быстро и эффективно передать информацию друг другу, подсказать, предупредить, направить. Однако не стоит переоценивать возможности сигналов и надеяться только на подсказку других участников движения на дорогах.
Во-первых, при интенсивном движении понять, кому подан тот или иной сигнал, задача не из легких. А во-вторых, надо уметь самостоятельно оценивать ситуацию на дороге и адекватно реагировать на неё.
Не смотря на то, что сроки обучения в автошколе увеличены, основные сигналы водителей новички изучают на практике — на дороге.
В этой статье мы советуем водителям почаще заходить на сайт ГИБДД и узнавать новости.Не помешает лишний раз проверить свои знания ПДД — https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/projti-onlajn-testirovanie-na-znanie-pdd-bilety-gibdd-onlajn.html
Видео — про неформальное общение водителей на дороге:
Все жесты и сигналы дальнобойщиков: надо запомнить! — журнал За рулем
LADA
УАЗ
Kia
Hyundai
Renault
Toyota
Volkswagen
Skoda
Nissan
ГАЗ
BMW
Mercedes-Benz
Mitsubishi
Mazda
Ford
Все марки
Этот язык не найти ни в ПДД, ни в учебниках водителей. Но как раз благодаря ему устанавливается взаимопонимание, а дорога становится безопасней.
У машин вплоть до середины прошлого века не было указателей поворотов в том виде, в котором они существуют сейчас, не говоря уже о кнопке аварийной остановки, широко используемой сегодня как многоцелевой источник информации.
Материалы по теме
10 ошибок автомобилиста — никогда не делайте этого!Этому не учат в автошколах. И зря!6 ошибок, которые совершают даже опытные водители
Материалы по теме
Главные сообщения водителей — с помощью аварийки, фар и жестов
Напомню, что первый электрический поворотник появился на Buick Roadmaster в 1939 году. Среди отечественных автомобилей первым с поворотниками стал ЗИС-110 в 1945 году. И это был, замечу, правительственный лимузин.
Аварийка заявила о себе и вовсе в середине 70-х — первой массовой советской легковушкой с кнопкой аварийной остановки на передней консоли в 1976 году стал ВАЗ-2106.
Словом, жесты у водителей были в ходу с появления автомобиля. Вот несколько общепринятых сегодня.
Шесть самых распространенных жестов
«Проезжай» — этот жест выполняется левой высунутой в боковое окно рукой в направлении движения, и, в зависимости от ситуации, может переводиться как сигнал к обгону или другому маневру.
Материалы по теме
Этому не учат в школах: как не попасть в массовую аварию
«Притормози» — повторяющееся движение ладонью сверху вниз.
«Пост ДПС» — растопыренные пальцы предупреждают о необходимости быть осторожным.
«Спасибо» — поднятая вверх ладонь означает знак благодарности за предупреждение или за то, что уступил дорогу в непростой дорожной ситуации.
«Куда лезешь?» — вскинутая в сторону ладонью вверх рука. Жест можно трактовать как сочувствие (мол, я предупреждал) или как упрек (не видишь, куда прешь!?).
Технические неполадки
Материалы по теме
5 причин почаще протирать фары (и одна — не делать этого)
Круговое движение указательным пальцем с последующим толчком вниз говорит о спущенном колесе. Если это касается вашего автомобиля, то лучше немедленно остановиться.
Похлопывание ладонью в воздухе — означает открытый багажник или не закрытый до конца капот. Тоже важное предупреждение. Так можно и без багажа остаться или с разбитым лобовым стеклом из-за распахнувшегося капота.
Однако все чаще жесты уступают место световым сигналам в силу их разнообразия и информативности.
Четыре главных световых сигнала на шоссе
Включенный левый поворотник у идущей перед вам фуры — не обгоняй, впереди встречный транспорт. Из высокой кабины дальнобойщик видит дорогу на большем расстоянии, чем водитель легковушки. Ему легче прогнозировать ситуацию. Стоит доверять таким советам.
Материалы по теме
Пользуемся световыми приборами: по ПДД и по жизни
Включенный правый поворотник у грузового автопоезда — путь свободен, обгоняй! После обгона не забудьте поморгать аварийкой в знак благодарности. Аварийка часто заменяет жест «спасибо», а при резком снижения скорости автомобиля говорит о том, что впереди пробка или движение затруднено вследствие ремонта дороги или по другой причине.
Если автомобиль с включенным левым поворотником надвигается на вас сзади — это уже просьба уступить ему дорогу. Просьба может также сопровождаться неоднократным включением дальнего света фар. Но это уже больше напоминает не просьбу, а требование.
Сигналы водителей, о которых многие не знают
Двойное мигание дальним светом автомобиля со встречного направления означает передвижной пост ГИБДД, на котором могут осуществлять контроль скорости или проверку документов. Это был самый популярный сигнал на дорогах СССР.
Кратковременный переход с ближнего света на дальний при встречном разъезде предупреждает, что ваши фары слепят водителей встречного направления. Нужно немедленно принять меры: переключиться с дальнего на ближний свет, если вы забыли это сделать, или отрегулировать пучок фар в соответствии с загрузкой вашего автомобиля.
Однократное моргание дальним или кратковременное включение ближнего света фар означает согласие пропустить другого водителя. Этот знак неплохо еще подкрепить жестом «проезжай».
Звуковые сигналы на дороге — что они означают?
Материалы по теме
Если мне сигналят сзади, что бы это значило?
Правила требуют, чтобы звуковые сигналы использовались исключительно для предотвращения аварийных ситуаций. Но в жизни они звучат куда чаще. Что касается дорожных ситуаций, то здесь различают два вида звуковых сигналов:
- продолжительный — предупреждение об опасности или требование уступить дорогу;
- краткий — идентичен жесту и сигналу «спасибо».
Символичное маневрирование
Между тем, о многом может рассказать и манера вождения водителя большегруза. Если при вашем приближении фура смещается к середине дороги — это предупреждение о необходимости воздержаться от обгона. Притирание к обочине, напротив, следует расценивать как предложение безопасно обогнать автопоезд.
Разумеется, все эти сигналы, жесты, гудки существуют отдельно, а могут и дополнять друг друга. Главное, чтобы они не застали вас врасплох и не были неправильно истолкованы! Так что при малейших сомнениях лучше подстраховаться и не загонять самого себя в аварийную ситуацию — не начинать обгон или другой опасный маневр, понадеявшись лишь на жест незнакомого участника движения.
Наше новое видео
Новая Веста — сколько она будет стоить?
3 интересных фишки обновленной Весты. И еще 2 — в перспективе
Обновленная Lada Vesta NG: какая комплектация?
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
Новости smi2.ru
Простое руководство по ручным сигналам для вождения в 2023 году — CarAdvise
Ваш автомобиль, грузовик, фургон или внедорожник оснащены набором наружных огней. Фары для облегчения навигации в ночное время. Противотуманные фары помогают видеть сквозь туман. Лампы для освещения номерного знака. В вашем автомобиле даже есть набор огней — ходовые огни, боковые габаритные огни и дневные ходовые огни — чтобы просто показать другим водителям, где вы находитесь. Есть и другие огни, сигнализирующие водителям о ваших намерениях на дороге.
К сожалению, может наступить момент, когда свет на вашем автомобиле перестанет работать.
Но знаете ли вы, что если ваши стоп-сигналы перестанут работать или перестанут работать сигналы поворота, вместо этого вы можете использовать набор ручных сигналов?
Допустим, перегорела лампа заднего фонаря. Ну, если это только одна неисправная лампочка, другие водители все еще могут видеть стоп-сигнал на другой стороне или стоп-сигнал в центре, расположенный выше для лучшей видимости. Но если перегорит предохранитель или сломается выключатель стоп-сигнала, свет вообще не загорится, когда вы нажмете на педаль тормоза. Водители позади вас не будут знать, когда вы замедляетесь или останавливаетесь.
Но правда в том, что даже одна перегоревшая лампочка может вызвать проблемы. Неисправный сигнал поворота, будь то из-за перегоревшей лампочки или сломанного переключателя указателя поворота, может привести к аварии, если другие водители не узнают, что вы собираетесь перестроиться или повернуть на перекрестке.
Вождение автомобиля с неработающими фарами может быть опасным.
К счастью, существует почти универсальный набор сигналов рукой, предназначенных для сообщения другим водителям о ваших намерениях, когда ваши фары не работают должным образом. Эти сигналы, поддерживаемые Национальным управлением безопасности дорожного движения (NHTSA), Министерством транспорта (DOT) и законодательными собраниями большинства штатов, аналогичны сигналам, используемым велосипедистами и мотоциклистами. И им учат автомобилистов на курсах обучения вождению.
Вот три распространенных сигнала рукой, которые водители и мотоциклисты используют почти повсеместно.
Ручной сигнал поворота налевоВ тех случаях, когда ваш левый сигнал поворота не работает, есть ручной сигнал, чтобы сообщить другим водителям, что вы хотите повернуть налево. Возможно, вы использовали этот сигнал при езде на велосипеде. Или, может быть, вы видели, как кто-то на мотоцикле использовал этот сигнал, и задавались вопросом, что он означает. Во всех случаях сигнал одинаков.
Прежде чем повернуть налево или перестроиться с правой на левую полосу, опустите окно и вытяните левую руку прямо в сторону. Держите пальцы вытянутыми, а руку параллельно полу. Вы хотите, чтобы ваша прямая рука была хорошо видна, особенно водителям позади вашего автомобиля.
Теперь, когда дорога свободна и вы подали сигнал в течение нескольких секунд – и другие водители получили возможность понять ваши намерения – поверните налево или смените полосу движения.
Сигнал поворота направоСигналы рукой водителя предназначены для подачи водителем. Признаком того, что вы собираетесь повернуть направо, является не то, что кто-то высовывает руку в противоположном направлении. Скорее, это делается аналогично левому повороту. Только в этом случае ваша левая рука не остается прямой.
Чтобы сигнализировать о повороте направо или перестроении, откройте окно и вытяните руку. Но на этот раз согните локоть, подняв руку к небу и указав рукой вперед. Ваша рука должна быть согнута на девяносто градусов.
Опять же, убедитесь, что ваша рука хорошо видна сзади.
Стоп/замедление сигнал рукой
Допустим, проблема не в поворотниках, а в стоп-сигналах. Как водитель, находящийся непосредственно позади вас, узнает, когда вы замедляетесь или останавливаетесь?
Для этого тоже есть сигнал. Это то же самое, собираетесь ли вы замедлить скорость или полностью остановиться.
Убедитесь, что у других водителей достаточно времени, чтобы увидеть ваш сигнал. Высунуть левую руку из окна, а затем согнуть ее в локте ладонью назад. Это как если бы вы повернули правый сигнал вниз к земле, согнув руку на девяносто градусов вниз, а не вверх. Вы хотите убедиться, что ваша рука направлена вниз, а не влево, чтобы ваш сигнал не легко спутать с левым поворотом.
Советы по сигналам рукойЕсли вы обнаружите, что в какой-то момент вам нужно полагаться на сигналы руками, может быть полезно понять несколько принципов, которые помогут вам и другим людям на дороге оставаться в безопасности. Примите во внимание эти советы при использовании сигналов рукой за рулем.
- Сигнал заранее. Важно подать сигнал заблаговременно до того, как вы попытаетесь повернуть или остановиться. Если законы в вашем штате требуют заблаговременного уведомления за сто футов с сигналом поворота перед поворотом, сделайте это за двести футов. Заранее сообщите водителям о своих намерениях.
- Сделайте это очевидным. Еще один важный совет — используйте очевидные движения рукой. Будьте осмотрительны. Небрежное высовывание руки из окна больше похоже на бормотание во время разговора. Четко говорите левой рукой, если хотите, чтобы другие водители знали, что вы хотите сделать.
- Делайте это днем. Наконец, знайте, что ваши сигналы рукой менее эффективны ночью, когда видимость уже нарушена. Если ваши сигнальные огни не работают, лучше не ездить на автомобиле в темноте, пока вы не запланируете ремонт.
Понимание этих трех сигналов рукой важно не только в тех случаях, когда один из ваших огней гаснет, но и для определения намерений любых других водителей, велосипедистов и мотоциклистов на дороге. Эти сигналы руками позволяют всем участникам дорожного движения говорить на одном языке, который предназначен для обеспечения безопасности всех.
Как использовать сигналы рукой водителя
Руки водителя автомобиля на руле / Изображение предоставлено: rcphotostockЗаконы, новости, безопасность, советы и хитрости
Есть много вещей, о которых вы можете сообщить жестом руки. Эта способность общаться с помощью сигналов рукой становится важной, когда вы ведете машину и у вас нет обычных сигналов, на которые вы полагались бы, чтобы общаться с другими водителями. Для таких ситуаций вот несколько сигналов рукой водителя, которые вы можете использовать, чтобы общаться с другими водителями и сообщать им, что вы останавливаетесь, поворачиваете или меняете полосу движения.
Когда использовать сигналы рукой
В большинстве случаев вы можете рассчитывать на то, что ваш автомобиль самостоятельно общается с другими водителями. Когда вы нажимаете на тормоз, чтобы снизить скорость, загораются стоп-сигналы в задней части вашего автомобиля, чтобы другие водители знали, что вы меняете скорость. Когда вы собираетесь повернуть, вы должны использовать индикатор, соответствующий направлению, в котором вы собираетесь маневрировать. Оба этих различных сигнала дают водителям время предугадать, что вы делаете.
Эта связь необходима для обеспечения безопасности на дороге, что делает ситуации, когда не работают стоп-сигналы или сигналы поворота, несколько опасными. Тем не менее, различные сигналы рукой могут использоваться для передачи сообщений, для которых вы обычно полагаетесь на стоп-сигналы или сигналы поворота. Это может предупредить других водителей о ваших намерениях на дороге, чтобы они не были застигнуты врасплох любыми резкими движениями или изменениями скорости, которые вы делаете.
Эти сигналы руками нужны не только тогда, когда не работают поворотники. Вы должны подавать сигналы руками каждый раз, когда подозреваете, что другие водители могут не увидеть ваши сигналы. Например, DMV Калифорнии заявляет: «Если из-за яркого солнечного света сигнальные огни плохо видны, также используйте сигналы рукой и рукой».
Другой подходящий момент для использования сигналов рукой — это когда включены аварийные огни. Если вы едете в шиномонтаж на запасном колесе, вам следует включить аварийную сигнализацию. Но аварийные огни будут мигать обоими поворотниками одновременно, что делает невозможным сигнал другим, когда вы поворачиваете. Тогда пригодятся сигналы руками.
Различные сигналы руками, которые используют водители
Теперь мы видим важность сигналов руками, когда определенные компоненты вашего автомобиля работают неправильно. Но как именно вы используете сигналы для сообщения о различных маневрах, которые вы можете совершать на дороге? Вот три основных сигнала рукой, которые вам нужно знать, если что-то пойдет не так со стоп-сигналами или сигналами поворота.
Сигнал остановки
Очень важно, чтобы другие водители знали, когда вы собираетесь снизить скорость или остановиться. Это позволяет им регулировать свою скорость в ожидании того, что вы замедлите движение впереди них.
Начните с того, что вытяните руку из бокового окна водителя так, чтобы она была видна другим водителям. Поверните руку вниз по направлению к дороге, затем вытяните пальцы ладонью назад в сторону водителей, которые могут находиться позади вас. Этот сигнал достаточно универсален, чтобы большинство других водителей могли его распознать, но обязательно проверьте свои зеркала, чтобы убедиться, что другие водители действительно замедляются.
Знак для поворота налево
Сигнализация о том, что вы собираетесь повернуть, необходима для обеспечения безопасности вас, ваших пассажиров и тех, кто находится в других транспортных средствах. Транспортные средства позади вас должны будут снизить скорость, чтобы приспособиться к вашему собственному замедлению, поскольку вы готовитесь к повороту, и ваш сигнал даст им время сделать это.