Путь в эмигранты: история разработки Нивы, ставшей Chevrolet
- Главная
- Статьи
- Путь в эмигранты: история разработки Нивы, ставшей Chevrolet
Автор: Олег Полажинец
Совсем недавно мы вспоминали о том, как на ВАЗе пытались модернизировать Ниву первого поколения и как результаты трудов вылились лишь в рестайлинг существующего автомобиля. Однако необходимость создания нового внедорожника никуда не исчезла – а напротив, обострилась. Проект с индексом 2123 стал новой попыткой реализовать все лучшие наработки.
Без каркаса
Несмотря на то, что работы над проектом 2123 начались еще в первой половине восьмидесятых годов XX века, в определённый момент конструкторам стало понятно, что целесообразнее заниматься созданием новой модели, а не пытаться улучшить обычный ВАЗ-2121.
Поскольку все силы заводчан в то время были брошены на постановку на конвейер ВАЗ-2108, всерьез заниматься перспективной легковушкой повышенной проходимости начали несколько позже. Официальной точкой отсчета можно считать 1986 год, когда техническое задание на модель 2123 было окончательно сформировано и направлено в проектные отделы АВТОВАЗа.
Важной особенностью техзадания на модель 2123 был тип кузова – каркасный. У такой конструкции с навесными пластиковыми панелями на тот момент в Тольятти были как сторонники, так и противники. В мире уже существовали серийные автомобили, выполненные по этой схеме – например, минивэн Renault Espace.
У Renault Espace существовала и полноприводная версия под названием Quadra |
Однако вскоре от идеи «закаркасить» Ниву отказались, ведь это требовало огромных финансовых затрат и полной переналадки производства: в крупносерийных условиях выпуск машины с каркасным кузовом требовал освоения новых технологий и материалов.
Силовую структуру необходимо было сделать с применением высоколегированных сталей, а для лицевых панелей требовался дорогостоящий и сложный в производстве пластик. А это значило, что при всех кажущихся преимуществах каркасно-панельной конструкции с применением «вечного» пластика, его серийное воплощение на тот момент было нецелесообразным.Кроссоверные мысли
Для того, чтобы на практике проверить идею о применении цепного привода в раздаточной коробке, ВАЗ приобрел трансмиссию от внедорожника Mitsubishi Pajero первого поколения.
Как оказалось, для применения подобной конструкции заводу пришлось бы приобретать лицензию, а также устранить все «технологические» вопросы, связанные с кардинальной переделкой трансмиссии. Новые карданные валы, педальный узел, кузовные детали (центральный тоннель и днище), система выпуска и многое другое остановили конструкторов, заставив их остаться верными «родной» схеме, которая к тому времени уже была испытана и проверена как профессионалами, так и сотнями тысяч рядовых автовладельцев.
На заводе были и те, кто считал, что новую Ниву нужно еще больше приблизить к легковому автомобилю, сознательно ухудшив её внедорожные качества. При этом такая «кроссоверная» модель могла быть широко унифицирована с новейшим переднеприводником – ВАЗ-2108. Да-да, отдельные специалисты настаивали на том, что мотор на 2123 нужно расположить не вдоль, а поперек моторного отсека!
С целью изучения вопроса на практике УГК ВАЗа были закуплены два «японца» – Nissan Prairie и Honda Civic Shuttle, которые прошли всесторонние испытания.
Мнения разделились: одни конструкторы считали, что в новой машине можно пожертвовать проходимостью в пользу других потребительских качеств, другие же полагали, что Нива-2 по внедорожному потенциалу не должна уступать ВАЗ-2121. Неудивительно, что «джиперской» концепции придерживались те дизайнеры, конструкторы и испытатели, кто имел непосредственное отношение к разработке первой Нивы. Они-то как раз встали горой за «родную» схему и не дали превратить компактный тольяттинский внедорожник в кроссовер вроде Toyota RAV4 или Hyundai Tucson. История не предполагает сослагательного наклонения, но у Нивы, похоже, была возможность войти в одну реку дважды и снова опередить время со своей концепцией – на сей раз «паркетной». Не сложилось – вследствие того, что «двадцать первая» в части внедорожных качеств проявила себя очень ярко, отказываться от её главного козыря на заводе не рискнули.
Не забыть о красоте
Окончательно определившись с тем, что новая Нива концептуально будет являться улучшенным продолжателем идей прежнего внедорожника, конструкторы перешли к дизайну кузова.
Вначале были изготовлены два макета. Вариант В. Сёмушкина сильно напоминал осовремененный ВАЗ-2123, который явно был «привязан» к старой платформе.
Ранний вариант дизайна новой Нивы (1980 год) |
В то время как на эскизах А. Белякова перспективная Нива предстала совсем иной – пятидверной, более обтекаемой и «пухлой», с узкими передними фарами и аэродинамичным силуэтом.
Вариант Белякова не имел «технической» привязки, но для 1986 года смотрелся ультрасовременно | Новую модель сразу задумывали с целой гаммой кузовов и модификаций |
Многое в линиях и решениях так или иначе перекликалось с будущей «десяткой», над которой в то время также работали на ВАЗе.
Точнее, концепты Белякова и Сёмушкина (поздние) больше походили на универсал с индексом 2111 – пластилиновые макеты 2123 дают четкое понимание о том, кому автомобиль десятого семейства обязан своим самобытным обликом.
Версия макета от Сёмушкина (1987 год). Два варианта кормы прорабатывались с учетом расположения запасного колеса под днищем багажника |
Чуть позже Беляков эмигрировал, и от его идей по внешности 2123 по понятным причинам отошли. Но как-то на завод приехала делегация из Японии. Представители Honda ознакомились с наработками и. .. в конце девяностых мир увидел компактный кроссовер HR-V, удивительно напоминавший эскизы советского дизайнера.
Эскиз Белякова и серийная Honda HR-V. Без комментариев |
Еще один вариант внешности ВАЗ-2123 принадлежал вазовскому дизайнеру В. Степанову, который чуть позже использовал собственные наработки для нового УАЗа с индексом 3160, также произведенного именно в НТЦ ВАЗа.
Техническую часть будущей Нивы-2 к тому времени обкатывали
Макет В. Степанова | На ходовых макетах ХМ-01/02 занимались доводкой ездовых качеств |
Несмотря на то, что концептуально автомобиль оставался прежним, конструкторам предстояло качественно улучшить его ходовые качества и повысить уровень комфорта, причем без ухудшения проходимости! С поставленной задачей справились на отлично.
Мощнее, комфортнее, вместительнее
Конструкторы не видели новую Ниву с прежним мотором. В качестве силового агрегата они предлагали использовать мотор будущей «десятки» (16-клапанный 2110), а также 1,8-литровый дизель, который в то время как раз разрабатывали для «сорок первого» Москвича совместно с АЗЛК.
На ВАЗе пытались приспособить на Ниву и покупной дизельный двигатель – например, сверхэкономичный немецкий агрегат ELKO, который сами немцы хотели установить на «сорок первый» Москвич.
Наконец, был и «голос разума», предлагавший на первых порах установить под капот «разжатый» на сотню-другую кубиков обычный «жигулевский» двигатель, получивший впоследствии индекс 21213. Ирония судьбы, но новой Ниве было суждено родиться и состариться именно с таким агрегатом – пусть не самым современным и тяговитым, но зато реально существующим в производстве.
Работая над интерьером и эргономикой будущей Нивы, конструкторы столкнулись с тем, что у компактной пятидверки практически нет серийных аналогов, которые можно было бы использовать в качестве «точки отсчета»! Вот и приходилось обмерять что угодно – более крупные импортные джипы, Suzuki Samurai и Vitara, даже собственную «перспективу» – макет автомобиля десятой модели!
Перед конструкторами стояла непростая задача: новая машина должна стать заметно комфортнее обычной старушки-Нивы, обеспечив приемлемую посадку для всех пяти обитателей салона, а не только для водителя и переднего пассажира, как это практиковали ранее с учетом целевого назначения автомобиля повышенной проходимости. Компоновщики и эргономисты здорово поработали над компоновкой, пытаясь выжать из проекта максимум для водителя и четырех пассажиров. Посадочный макет со временем превратился в демонстрационный проект интерьера, который наглядно показывал, каким будет салон новой машины.
Долгий путь к выпуску
К 1989 году на техсовете НТЦ ВАЗа концепцию модели 2123 рассмотрели и окончательно утвердили. Таким образом, итогом пятилетних поисков и экспериментов стала пятидверная машина с продольно расположенным двигателем и постоянным полным приводом по обычной для Нивы схеме – через межосевой дифференциал с возможностью блокировки.
Увы, распад СССР в 1991 году сильно повлиял на историю модели 2123, работы над которой временно негласно были признаны второстепенными. Как и в случае с «восьмеркой», все силы на заводе концентрировались на запуске новой легковушки – на сей раз модели 2110.
Вдобавок на ВАЗе в то время как раз запускали в серию модернизированную Ниву с индексом 21213, но из-за проблем с задними фонарями вначале удалось освоить лишь «гибрид» с индексом 21219, где «двести тринадцатый» мотор объемом 1,7 л установили в старый кузов с короткой задней дверью и шестерочной задней оптикой.
По ряду причин работу по проекту 2123 из НТЦ ВАЗа передали в ОПП – опытно-промышленное производство, где из восьми обычных кузовов Нивы сварили четыре корпуса для агрегатоносителей. Увы, своих узлов и агрегатов они так и не дождались, уйдя на списание после пары лет безрезультатного простоя.
Вариант внешности от В. Кряжева (1992 год) |
Поскольку серьезную модернизацию трансмиссии в новых экономических условиях завод никак не тянул, было принято решение остановиться на максимальной унификации с трансмиссией серийных ВАЗов – коробкой передач 21074 и «раздаткой» 2121.
Возникли и проблемы с внешностью: поскольку дизайн прежних макетов получился слишком «легковым», он не очень вязался с «джиперской» концепцией автомобиля. Вдобавок в начале девяностых годов экстерьер прототипов смотрелся уже от силы сегодняшним, а не завтрашним днем. А это значит, что к моменту постановки на конвейер новая Нива безнадежно устарела бы. На ВАЗе это понимали и пытались найти очередной «дизайн вне времени», как это удалось сделать на модели 2121.
К 1993 году внешность машины была найдена. А к 1995-му её «отточили» в пластилине и продули в аэродинамической трубе |
Тем не менее к 1993 году все тот же Сёмушкин «снова нашел» облик Нивы – на сей раз пятидверный и современный.
Интересная деталь – дизайнеру очень не хотелось размещать запасное колесо на задней двери, на чем настаивали его многие коллеги. Ведь прежнее решение с «запаской» в моторном отсеке было, прежде всего, «инженерно красивым».
Именно поэтому пятое колесо пытались пристроить под днище багажника – примерно так же, как это сделано на Renault Duster. Однако по компоновочным соображениям «запаску» таки разместили «по-джиперски» – на двери багажника.
Параллельно с обычной пятидверкой макетчики трудились над модификациями Нивы-2 – пикапом, фургоном и даже кабриолетом!
Причем работа на энтузиазме удалась не только по итоговому результату, но и по срокам – получилось выполнить всю гамму всего за полтора–два года.
К тому времени поспели и первые ходовые образцы 2123. Они показали, что машина должна получиться более устойчивой, вместительной и удобной, но… по проходимости новая модель явно уступала старушке-2121.
ВАЗ-2123 прошел весь комплекс испытаний. В том числе и «натурных» |
Параллельно с доводкой технической части на ВАЗе работали и над внешностью Нивы. В частности, руководству завода не нравился «днепрогэс на передке», как метко окрестили заводчане решение радиаторной решетки со множеством вертикальных отверстий.
Впоследствии от него отказались в пользу более традиционного решения – правда, уже в рамках СП с General Motors, когда Нива стала не только Niva, но и Chevrolet.
Первые образцы 2123 были изготовлены в ОПП ВАЗа, а всего с 1999 по 2001 годы в опытно-промышленном производстве было сделано около 1 000 новых Нив.
Эргономисты, дизайнеры и конструкторы уделили много внимания интерьеру новой Нивы |
Однако после того, как завод выполнил подготовку автомобиля к производству, к новинке неожиданно проявил интерес концерн GM, который решил выпускать модель под собственным брендом на новообразованном СП GM-AVTOVAZ.
Таким образом завод лишился своего детища, ведь в соответствии с контрактом новый внедорожник мог выпускаться только на СП и только как Chevrolet Niva. Впрочем, вазовский инжиниринг (как и детали!) из «Шнивы» никуда не выветрились даже с золотым крестом на решетке радиатора. Но все же немного обидно, что новая Нива практически с младенчества носит «фамилию» приёмных родителей, а рыночный успех модели АВТОВАЗ не разделил. Впрочем, в глазах потребителя машина так и осталась Нивой – причем не столько Chevrolet, сколько ВАЗом. И невзирая на запрет по использованию товарного знака Niva для продукции АВТОВАЗа, все тольяттинские внедорожники по старой привычке в народе до сих пор зовут Нивами.
В статье использованы изображения (рисунки и фото макетов) книги «Высокой мысли пламень» (том 3, Тольятти, 2008 г.)
Опрос
Все ли получилось у создателей новой Нивы?
Ваш голос
Всего голосов:
внедорожник история Chevrolet Chevrolet Niva
Новые статьи
Статьи / Популярные вопросы Учебная езда: где она разрешена, где запрещена и в чем подвох с экзаменом Мы уже рассказывали о том, какие ограничения существуют для начинающих водителей со стажем менее двух лет, а сегодня поговорим о тех, у кого настоящего водительского стажа еще нет совсем –. .. 120 0 0 01.05.2023
Статьи / Шины и диски Комфорт с повышенным ресурсом: тест шин Cordiant Gravity Летний модельный ряд Cordiant до этого года выглядел вполне законченным: шины Comfort, Sport, All-Terrain и Off-Road, а также пожилой бюджетный Road Runner, который вышел еще в 2012-м. Некот… 744 0 0 30.04.2023
Статьи / История Чисто английское самоубийство: как появился и почему исчез спорткар Jensen-Healey История знает немало примеров того, как автомобильная марка, родившись в одной стране, затем становится достоянием другой. В наши годы такие истории становятся особенно актуальны. Но такое с… 544 0 0 29.04.2023
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв 30 лет рабства: тест-драйв ГАЗ-53 Точнее было бы написать «тест-драйв ГАЗ-САЗ-3507 на шасси ГАЗ-53-14», но это слишком сложно. А вот просто ГАЗ-53 узнает каждый, кто успел выпить стакан газировки за одну копейку (с сиропом… 10167 9 878 09.12.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo? В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в… 9308 8 9 07.04.2023
Тест-драйвы / Тест-драйв Пятаки на снегу: первый тест-драйв Москвич 3 Про автомобили с эмблемой московского завода «Москвич» сейчас говорят много и не всегда – хорошо. Что уж там, всем ведь понятно, что в этом «россиянине с раскосыми и жадными глазами» из росс… 6701 17 2 23.12.2022
Об этой «Шниве» можно забыть? Какая судьба ждет прототип Chevrolet Niva 2
ВЕРСИЯ — ИНФО » Авто/Мото » Об этой «Шниве» можно забыть? Какая судьба ждет прототип Chevrolet Niva 2
13-12-2019, 12:33 \\ Авто/Мото
Возвращение «Шеви Нивы» под крыло «АвтоВАЗа» может изменить ход игры.
Автомобильные СМИ уже раструбили новость о возвращении Chevrolet Niva в «родные пенаты» путем выкупа «АвтоВАЗом» доли концерна General Motors в совместном предприятии брендов, которое вернет на «Ниву» шильдик с ладьей. Вместе с этим в открытой базе Росстандарта опубликовали ОТТС на новую модификацию «Шнивы» — автомобиль описан как 4-местный внедорожник. Указанные в тексте габариты свидетельствуют о том, что по сравнению с прежней «Нивой» новая станет короче аж на 0,5 см. А вот техническая «начинка» и «электроника» Chevrolet Niva, похоже, остаются прежними.
Открытым остается вопрос не только о том, какое имя получит новая «Шнива», но и как машина будет выглядеть. В 2014 году на мотор-шоу в Москве представили концепт-кар Niva II, который оказался одновременно и предсерийным образцом внедорожника. Тогда автомобиль выполнили в более брутальном стиле, наградили формы угловатостью, изменили решетку радиатора, сузили переднюю оптику, а колесную базу планировали даже увеличить.
На рендерах Chevrolet Niva 2 изображали уже оснащенную автоматической лебедкой и экспедиционным багажником с «люстрой». Главной трансмиссией оставалась 5-ступенчатая «механика», но покупателям готовились предложить и «автомат» в качестве опции. Производитель выдвигал также идею о создании переднеприводной модификации модели, предназначенного для городских условий. Новой брутальной «Шевроле Ниве» тогда пророчили подорожание на 10–15% относительно прежней стоимости.
Судя по тогдашним фотографиям прототипа Chevrolet Niva 2, оклеенного камуфляжной пленкой, его уже оснастили полноценной оптикой. Образцы с технологическими фарами даже выпускали на тесты в Испанию. Производство в серийных масштабах должно было вот-вот начаться, но финансовый кризис предприятия «GM-АвтоВАЗ» отложил планы компании на неопределенный срок.
И вот теперь, после перехода модели обратно к «АвтоВАЗу», возникает подозрение, что об этой «Шниве» можно забыть. Ведь Niva вернулась не просто в «АвтоВАЗ», а и под контроль Renault Group.
Если исходить из этой точки зрения, то автомобилистов в скором времени ждет, вероятно, перелицованный и локализированный «Рено Дастер» с шильдиком LADA и полным приводом. Прототип же на фотографиях под камуфляжем кажется более симпатичным и напоминает одновременно Suzuki Grand Vitara, Daihatsu Terios и Chevrolet Tracker. Но если учесть, что внешность «Нивы», ставшей «Шевроле», представили еще в 90-е, то остается вероятность того, что и этот дизайн если не полностью, то частично перейдет к новой Niva 2.
Поделиться новостью:
Автор — Марина Кравченко
Chevrolet Niva Concept — Индекс всех автомобилей
Смотрите это на Youtube!
Москва. 27 августа Совместное предприятие GM-АВТОВАЗ представляет концепт Chevrolet NIVA Next Generation на Московском международном автосалоне.
Шоу-кар отдает должное истинному внедорожному характеру автомобиля Chevrolet NIVA, выпускаемого совместным предприятием GM-AVTOVAZ с 2002 года. Высокий клиренс, увеличенные колеса и шины, защита днища, шноркель, багажник на крыше с запасным колесом. на нем и, как изюминка, световая полоса, нет лучшего автомобиля, олицетворяющего девиз Chevrolet — «Найти новые дороги». Если понадобится, НИВА нового поколения сможет их сделать!
Chevrolet NIVA следующего поколения будет оснащаться бензиновым двигателем объемом 1,8 л, крутящий момент которого на 30% больше, чем у современного автомобиля. В паре с 5-ступенчатой коробкой передач полноприводный внедорожник будет комплектоваться блокируемым дифференциалом и двухступенчатой раздаточной коробкой — как и сегодняшняя НИВА, у него будут повышенные и пониженные настройки передач.
Дизайн интерьера Concept указывает на повышенный комфорт и изысканность благодаря таким функциям, как зеркала с электроприводом и дверные замки, современные системы безопасности и полностью интегрированная информационно-развлекательная система. Специальный комплект внутренних датчиков имеет ряд дополнительных показаний для путешественников: компас, указатель температуры наружного воздуха и инклинометр (измеритель уклона).
Шевроле Нива нового поколения разработана и построена действительно интернациональной командой. Ондрей Коромхаз, родившийся в бывшей Чехословакии, но сейчас работающий в GM China в Шанхае, был ведущим дизайнером экстерьера и интерьера NIVA нового поколения; Итальянский дизайнерский дом «Blue Engineering» оказывал поддержку на протяжении всего процесса проектирования и разработки; GM-АВТОВАЗ, местная команда инженеров, обладающая лучшим опытом в том, как сделать NIVA следующего поколения на 100% приспособленной к суровому климату России и дорожным условиям.
«С Chevrolet NIVA следующего поколения совместное предприятие GM-AVTOVAZ предложит клиентам новые возможности благодаря инновациям, улучшенному качеству и прогрессивному дизайну. Несмотря на то, что этот Концепт демонстрирует более агрессивный характер, посетители ММАС сразу оценят практичность и функциональность дизайна. Последний уличный автомобиль, который появится на рынке менее чем через два года, также будет иметь уровень изысканности и универсальности, чтобы сделать его столь же желанным в городской среде и больших городах. Это будет по-настоящему универсальный автомобиль, практичный в повседневной жизни, но предоставляющий водителям внедорожные возможности, позволяющие реализовать свои страсти и увлечения далеко за пределами города».0016, по словам управляющего директора GM-AVTOVAZ Джеффри Гловера. –
Год | Место |
---|---|
2014 | Москва |
Типы внедорожник Внедорожник
Фото предоставлено Шевроле
Включите JavaScript для просмотра комментариев с помощью Disqus.
Концепт Chevrolet Niva 4WD представлен на Московском автосалоне Мотор Шоу. Замена Chevy Niva, которая впервые появилась в 9 части0003
Майк Стивенс
22:0026 Август 2014
Концепция полноприводного автомобиля Chevrolet Niva представлена на Московском автосалоне завуалированный «концепт», направляющийся на Московский автосалон на этой неделе.Пришедший на смену Chevy Niva, который впервые появился в составе совместного предприятия GM-АвтоВАЗ в 1998 году, этот концепт представляет собой первого по-настоящему совершенно нового наследника имени Niva. (Конечно, первое поколение тоже все еще идет…)
Но, несмотря на то, что новая «Нива» взывает к русскому наследию, в ее разработке есть более глобальная история, в том числе австралийский ракурс.
Да, эта «Нива» была разработана в Китае под руководством художника Холдена Ондрея Коромхаза и построена здесь, в производственном центре компании мирового класса в Мельбурне — на том же предприятии, где была разработана и построена специальная локализованная версия концепта Colorado 2011 года.
- 2014 Лада Нива Урбан
- 2014_chevrolet_niva_concept_06
3 Изображения
1/3 концепт Chevrolet Niva 4WD представлен на Московском автосалоне2/3 Концепт Chevrolet Niva 4WD представлен на Московском автосалоне3/3 2014_chevrolet_niva_concept_06 0004 БОЛЬШЕ: Обзоры ChevroletБОЛЬШЕ:Поиск подержанных автомобилей Chevrolet на продажу
БОЛЬШЕ:Выставочный зал Chevrolet
БОЛЬШЕ:Новости Chevrolet
БОЛЬШЕ:Обзоры Chevrolet
БОЛЬШЕ:Поиск подержанных автомобилей Chevrolet на продажу
Подробнее о Майке Стивенсе
Вам также может понравиться
Последние новости
новости | 1 мая 2023
Специальная оранжевая Toyota Supra не поступит в Австралию
Ben Zachariah
Загрузка…
новости | 1 мая 2023
Карета для коронации короля Чарльза, сделанная в Австралии, с современными удобствами, включая кондиционер
Бен Захария
новости | 1 мая 2023 г.