Вентилятор радиатора
Главная » Система охлаждения » Вентилятор радиатора
Вентилятор радиатора служит для улучшения охлаждения охлаждающей жидкости, за счет увеличения скорости и количества воздуха, проходящего через радиатор. Вентилятор устанавливается, как правило, между радиатором и двигателем в специальном кожухе.
Конструктивно вентилятор радиатора объединяет четыре и более лопасти, расположенные на общем шкиве. Для увеличения подачи воздуха лопасти устанавливаются под углом к плоскости вращения.
Вентилятор радиатора может иметь различные виды привода: механический, гидромеханический, электрический.
Механический привод вентилятора представляет собой постоянный привод от коленчатого вала посредством ременной передачи. Недостатком данного привода являются существенные затраты мощности двигателя на вращение вентилятора. Поэтому в настоящее время механический привод вентилятора почти не применяется.
Гидромеханический привод вентилятора
Самым распространенным является электрический привод вентилятора радиатора. Привод включает электродвигатель и систему управления. Электродвигатель запитан от бортовой сети автомобиля. Система управления обеспечивает работу вентилятора в зависимости от температуры двигателя.
На некоторых автомобилях реализована функция управляемого выбега вентилятора – автоматическое включение вентилятора после остановки двигателя. Выбег вентилятора производится с целью лучшего охлаждения двигателя в зависимости от режима его работы перед остановкой.
Типовая схема управления вентилятором с электрическим приводом включает: датчик температуры охлаждающей жидкости; электронный блок управления двигателем; реле включения вентилятора и электродвигатель в качестве исполнительного устройства.
Датчик фиксирует температуру охлаждающей жидкости в двигателе. На современных автомобилях могут устанавливаться два датчика: один на выходе из двигателя, другой – на выходе из радиатора. Управление вентилятором в данном случае производится на основании оценки разница показаний датчиков.
При управлении вентилятором используются другие входные устройства: датчик частоты вращения коленчатого вала, расходомер воздуха. Их показания учитываются при определении режима работы двигателя.
Сигналы от датчиков передаются в электронный блок управления двигателем, который их обрабатывает и при необходимости активирует реле включения вентилятора. Вентилятор начинает работать.
На автомобилях, оборудованных климатической установкой или тягово-сцепным устройством, устанавливается, как правило, два вентилятора, каждого из которых обслуживает свое реле включения. В зависимости от температуры вентиляторы могут работать как раздельно, так и вместе.
В последнее время вместо реле включения вентилятора используется блок управления вентилятором, который обеспечивает эффективную и экономичную работу вентилятора.
Вентилятор охлаждения двигателя — как работает и почему ломается
Вентилятором охладительной системы машины называется устройство, обеспечивающие радиатор и нагретый мотор обдувом за счет того, что лишнее тепло постоянно и равномерно выводится в атмосферу.
- Вентилятор охлаждения двигателя – разновидности устройства
- Диагностика неисправностей вентилятора охлаждения
- Демонтаж, обслуживание и ремонт вентилятора охлаждения своими руками
- Куда дует вентилятор охлаждения?
Вентилятор охлаждения двигателя – разновидности устройства
Сконструирован такой механизм, как вентилятор радиатора, достаточно просто. В рамках конструкции есть шкив, к которому прикреплены 4 и более лопастей. Их установка осуществляется так, чтобы между лопастью и плоскость вращения образовался определенный угол, который способствует увеличению интенсивности нагнетания воздуха.
Кроме шкива, у механизма есть привод. Его тип может быть разным: механическим, электрическим, гидромеханическим. Последний вид привода представлен в виде гидравлической или специальной вязкостной муфты. Муфта вязкостная приводится в движение за счет коленвала. Когда температура силиконового состава в муфте увеличивается, то сама муфта блокируется полностью или частично.
Температура растет за счет того, что на автомобильный мотор увеличивается нагрузка, возникающая в тот время, когда коленвал начинает быстрее вращаться. Включение вентилятора наступает тогда, когда блокируется муфта. Гидравлическая муфта, в отличии от вязкостной, блокируется тогда, когда в ней меняется объем масла.
Механический привод выполняется ременной передачей, которая идет от коленвала движка. Современные модели машин практически не используют подобный механизм по причине того, что для того, чтобы привести в действие вентилятор, потребуется большая доля мощности двигателя, то есть у мотора забирается слишком много сил.
Чаще всего используется электропривод. Он состоит из двух компонент – системы управления и электрического двигателя для вентилятора. Слежка за температурой осуществляется системой управления, которая есть у автомобильного мотора. За счет этой системы и функционирует охладительный механизм. Электрический мотор подключается к бортовому компьютеру машины. Схема управления электропривода стандартной комплектации включает в себя:
1) Блок управления;
2) Датчик температуры, с помощью которого можно отследить колебания температуры охлаждающей жидкости;
3) Расходомер воздуха;
4) Реле, то есть, регулятор, который контролирует включение и выключение вентилятора;
5) Датчик, который просчитывает количество оборотов коленвала.
Исполнительный механизм в этом случае – это электромотор, который и обеспечивает привод. Эта простая система работает по простому принципу: показания датчиков передаются блоку управления, который их обрабатывает и анализирует, после чего происходит включение вентилятора регулятором.
Диагностика неисправностей вентилятора охлаждения
Даже самый современный электромотор большой мощности вместе с самым навороченным, умным и надежным блоком управления не смогут на все 100% защитить от поломок систему охлаждения Вашей машины. Если вентилятор будет работать неправильно, то есть дуть не в том направлении, или вообще не будет вращаться, а Вы не уделили этой проблеме должного внимания, то двигатель просто-напросто перегреется, что очень для него нежелательно. По это причине следить за нормальной и правильной работой вентилятора просто необходимо, иначе потом нужно будет заплатить немалые деньги для восстановления работы всей системы.
Если вовремя отремонтировать сломавшиеся элементы системы, то многих неприятностей можно будет избежать. Самое главное в этом вопросе – правильно определить причину неисправности. Иначе говоря, нужно сначала обнаружить проблемы, из-за которой, к примеру, нарушилась работа регулятора оборотов коленвала, блока управления или электромотора. Диагностика системы охлаждения автомобиля может быть проведена любым водителем. Достаточно следовать простым рекомендациям.
Диагностику нужно начинать с проверки температурного датчика, который нужно начинать после того, как будет выполнен демонтаж его штекерного разъема.
1) Нужно замкнуть бело-красный и красный провода. В это время вентилятор должен медленно вращаться.
2) Нужно замкнуть черный и красный провода. Вентилятор должен значительно увеличить скорость вращения.
Если же вентилятор вообще не вращается, то его придется снимать, а на его место ставить новое устройство. Если вентилятор не останавливается, то есть дует не прерываясь, то это может свидетельствовать о том, что неисправен датчик, который его включает.
Это подозрение можно достаточно легко проверить. Нужно сначала включить зажигание, а потом убрать с датчика наконечник провода. Если после этого вентилятор не выключился, то придется в любом случае менять датчик выключения устройства.Такая ситуация, при которой вентилятор работает неправильно, а именно, без остановок, встречается не так редко, как может казаться. Но Вы знаете, как исправить подобную неисправность. Также стоит проверить предохранитель, если у Вас возникли сомнения в правильности работы описываемого механизма. Делать это нужно таким образом:
1) Нужно подать заряд от клеммы «+» на батарее аккумулятора на бело-красный или черно-красный провод, расположенный в разъеме вентилятора;
2) Заряд необходимо подать на коричневый провод от клеммы «-».
Если реакции от регулятора или блока не последовало, то есть механизм не включился, то нужно проверить привод датчика температуры, а именно все разъемы и штекеры. Есть вероятность того, что придется просто отремонтировать кабель, например, заменить штекер или изоляцию. Если в поломке виноват не провор, то придется покупать новый вентилятор, так как установленный сломался.
Демонтаж, обслуживание и ремонт вентилятора охлаждения своими руками
Радиатор и автомобильный двигатель охлаждаются в необходимой степени только тогда, когда выполняются регулярные проверки вентилятора на предмет небольших дефектов и наличия загрязнений. Выполнять периодическую диагностику достаточно просто, а чистку можно выполнять с помощью обыкновенной щетки.
Демонтировать вентилятор нужно по такому просто принципу: с аккумулятора нужно снять провод массы, отсоединить абсолютно все провода, подходящие к узлу, который рассматривается, открутить все болты, которые держат устройство. После этого нужно немного подвинуть кожух вентилятора и провести осмотр состояния. Такая визуальная диагностика позволит обнаружить достаточное количество поломок и принять такие меры:
1) Провести очистку проводов и заменить их: в случае некачественного контакта вентилятор может работать неадекватно.
2) Отремонтировать щетки, а точнее – заменить их: эта деталь системы чаще всего ломается из-за быстрого износа щеток по причине сбора дорожной грязи.
3) Устранить замыкание или обрыв обмоток ротора: обмотки иногда находятся в нормальном состоянии, но работают плохо по причине чрезмерного количества грязи на нем. Чтобы избавиться от этой проблемы, нужно просто взять ветошь, смочить ее в растворителе и хорошенько почистить обмотку, можно даже использовать специальную щетку, которая рассчитана именно на эти цели. Часто случается так, что нужно поменять электромотор. Это происходит тогда, когда, например, двигатель хорошо прогрет, а вот вентилятор не включается. Отремонтировать этот механизм, к сожалению, нельзя.
Куда дует вентилятор охлаждения?
Нель оставить без внимая вопрос от, в каком же направлении дует вышеописанный вентилятор. Этот вопрос часто встречается в виде отдельных тем известных автомобильных форумах. Исходя из названия, легко догадаться, что вентилятор подает воздух только в направлении двигателя, получая охлажденный воздух от радиатора.
В случае, если в Вашей машине воздушный поток направлен на радиатор, а не на мотор, то это говорить об одном: после ремонта или диагностики вентилятор был неправильно подключен. Скорее всего, тот, кто монтировал устройство, просто перепутал клеммы. Их нужно установить правильно.
Работа охлаждающего вентилятора
Смесь воды и антифриза (охлаждающая жидкость двигателя) в радиаторе обычно охлаждается воздухом, нагнетаемым через радиатор во время движения автомобиля. Когда автомобиль не движется, воздух не проходит через радиатор, поэтому вентилятор охлаждения прогоняет воздух через радиатор, отводя тем самым тепло от двигателя.
В современных автомобилях используются два основных типа охлаждающих вентиляторов: электрический и механический.
Электрический вентилятор системы охлажденияЭлектродвигатель (двигатель охлаждающего вентилятора) вращает лопасти вентилятора, всасывающего воздух через радиатор. В автомобиле может быть один или несколько вентиляторов охлаждения. Двигатель активируется, когда температура двигателя достигает заданного значения, и продолжает работать до тех пор, пока температура не упадет ниже определенного значения. Нередко можно услышать работу вентилятора после того, как вы выключите автомобиль.
Температура двигателя контролируется датчиком температуры двигателя, а электродвигатель вентилятора охлаждения управляется электрическим переключателем. Этим переключателем может быть сам датчик температуры, реле управления вентилятором или модуль управления двигателем, в зависимости от типа автомобиля. Многие автомобили имеют вентиляторы, которые работают с разной скоростью в зависимости от температуры двигателя.
Признаки неисправности
Температура двигателя повысится, и двигатель может перегреться, особенно при движении на низких скоростях. Кондиционер может не дуть холодным воздухом.
В грузовиках и транспортных средствах более старых моделей могут использоваться механические лопасти вентилятора, установленные на шкиве, который приводится в движение двигателем или ремнем вентилятора. Лопасти механического вентилятора приводятся в действие вместе с соединительным устройством, называемым муфтой вентилятора. В этом устройстве используется ступица, содержащая силиконовый гель, который расширяется при повышении температуры двигателя. Это расширение блокирует ступицу вентилятора, а лопасти вентилятора затем всасывают воздух через радиатор. Когда воздух, проходящий через радиатор, достаточно охладит охлаждающую жидкость в радиаторе, гель сжимается и больше не «запирает» лопасти вентилятора. Поскольку для работы вентилятора требуется мощность двигателя, это устройство управляет вентилятором только по мере необходимости, что предотвращает ненужные
потеря мощности.
Признаки неисправности
При выходе из строя муфты ступицы вентилятора она может выйти из строя в заблокированном положении, что может привести к повышенному расходу топлива и шуму при ускорении. Этот звук иногда называют «ревущим» шумом. Если силиконовый гель во втулке вентилятора вытечет, втулка вентилятора не будет контактировать с лопастями вентилятора, что может привести к перегреву двигателя, особенно на низких скоростях.
Связанные вопросы
Посмотрите, что другие спрашивали об этом, или посетите страницу «Вопросы», чтобы задать свой вопрос.
Вентилятор моего радиатора не крутится и машина дымит
Вентилятор не крутится машина дымит из бачка
1998 ML320, два вентилятора спереди не работают.
Вентиляторы охлаждения на моем w163, ml320 1998 года работают часть времени. вытащив предохранитель и заменив его через несколько секунд…
Дополнительные вопросы
Вентилятор охлаждения: определение, функции, компоненты, работа
Благодаря конструкции и компоновке автомобильной системы охлаждения все тепло, поглощаемое двигателем, сохраняется в радиаторе, где охлаждающий вентилятор сдувает тепло. Вентилятор охлаждения также известен как вентилятор радиатора, потому что в некоторых схемах двигателя он установлен непосредственно на радиаторе. Как правило, вентилятор располагается между радиатором и двигателем, поскольку он отводит тепло в атмосферу.
В переднеприводных автомобилях охлаждающий вентилятор представляет собой электрический компонент, питаемый от аккумуляторной батареи. Обычно он устанавливается поперечно, то есть выход фаз двигателя направлен в сторону автомобиля. в заднеприводных автомобилях с продольно расположенными двигателями охлаждает радиатор вентилятором с приводом от двигателя. Он предназначен для управления вязкостной муфтой с термостатическим управлением. Что ж, дальше будет подробно рассказано. Это сделано для того, чтобы вы знали, что существуют различные типы вентиляторов охлаждения радиатора.
Сегодня мы рассмотрим определение, функции, компоненты, схему, типы, принцип работы, а также признаки неисправного вентилятора охлаждения радиатора.
Подробнее: Что вам нужно знать о генераторе 064
Что такое вентилятор радиатора?
Вентилятор охлаждения является жизненно важным компонентом системы охлаждения автомобиля, который помогает отводить все тепло, поглощаемое двигателем, с помощью охлаждающей жидкости. Вся его работа выполняется через радиатор путем проталкивания или проталкивания воздуха через радиатор. Вентилятор охлаждения радиатора находится в передней части автомобиля и работает от электричества, ну, в зависимости от конструкции автомобиля.
В современных двигателях вентилятор охлаждения активируется двумя способами: термостатом или электрической системой. Термостат, расположенный между двигателем и радиатором, помогает контролировать рабочую температуру двигателя. Электронная система определяет, когда охлаждающая жидкость в двигателе очень горячая, и затем включает вентилятор через электрический переключатель реле.
Обратите внимание, что система находится в состоянии покоя, пока двигатель не станет чрезмерно горячим или пока автомобиль не остановится. Затем он включается, когда термостат пропускает горячую охлаждающую жидкость в радиатор. Функциональный датчик играет жизненно важную роль, поскольку охлаждающий вентилятор может определить, когда включить питание.
Подробнее: система наддува в автомобильном двигателе
Функции вентилятора охлаждения радиатора
Ниже приведены основные функции вентилятора охлаждения радиатора:
Что такое система ОВКВ I Отопление, вентиляция…
Пожалуйста, включите JavaScript
Что такое система HVAC I Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха I Функция
- Основная функция вентилятора охлаждения радиатора — отводить избыточное тепло, поглощаемое двигателем. Охлаждающая жидкость поглощает тепло и поступает в радиатор, где тепло сдувается.
- Система работает при остановленном двигателе, когда воздух не может проходить через решетку.
- Охлаждающие вентиляторы помогают получить внешний поток воздуха при слишком медленном движении.
- Электрические вентиляторы системы охлаждения регулируют температуру автомобиля, когда он включается и выключается в зависимости от температуры двигателя.
Компоненты вентилятора охлаждения радиатора
В этой статье мы объясняем как электрический, так и механический вентилятор охлаждения. Как упоминалось ранее, механический вентилятор охлаждения используется на старых автомобилях, а электрический — на новых автомобилях.
Компоненты механического вентилятора охлаждения представляют собой только ребра охлаждения, установленные на двигателе, приводимые в действие коленчатым валом двигателя. Хотя он крепится на выточенной чашке с помощью болтов. Эта чашка может вращаться вместе с насосом двигателя и служит шкивом для приводного ремня, который приводит в действие другие важные компоненты автомобиля 9.0003
Электрический вентилятор охлаждения радиатора представляет собой автономное устройство, состоящее из различных частей. Части включают кожух охлаждающего вентилятора, двигатель и охлаждающий вентилятор или вентилятор. Кожух вентилятора охлаждения служит кареткой, так как остальные детали крепятся к нему и он направлен к радиатору. Другие компоненты будут объяснены в разделе принципа работы вентилятора охлаждения радиатора.
Подробнее: Система охлаждения в двигателях внутреннего сгорания
Схема вентилятора охлаждения радиатора:
Типы автомобильных вентиляторов
Ниже приведены типы радиаторов охлаждения, используемые в автомобильных двигателях:
Механические вентиляторы радиатора:
Механические вентиляторы радиатора представляют собой старую конструкцию автомобильных вентиляторов, но все еще используются сегодня. Он крепится непосредственно к шкиву водяного насоса на двигателе и приводится в движение ремнем. Мощность, которая вращает вентилятор охлаждения, получается от коленчатого вала двигателя, поэтому, когда он вращается, вентилятор также вращается.
Эти типы вентиляторов радиатора используются во многих приложениях, помимо автомобилей, поскольку они менее сложны и требуют только механической энергии для их вращения. Механический вентилятор радиатора всегда включен, пока работает двигатель. В зависимости от конструкции он либо втягивает, либо выталкивает воздух для охлаждения охлаждающей жидкости в радиаторе.
Однако муфты вентилятора позволяют механическому вентилятору охлаждения включаться и выключаться, когда это необходимо. Это по температуре двигателя. Существует два типа механических муфт охлаждающего вентилятора:
- Вязкостные муфты
Эти типы муфт работают с гидравлической муфтой, позволяя вентилятору включаться, когда двигатель достигает определенной температуры. Эти муфты вентилятора содержат биметаллический датчик, который работает как термостат. Если двигатель холодный или при холодном пуске, сцепление выключается, и вентилятор работает на выбеге. Когда двигатель нагревается, биметаллический датчик позволяет включить вискомуфту. Это заставляет шкив вращаться вместе с прикрепленным к нему вентилятором.
Подробнее: Вещи, которые вы должны знать об автомобильном термостате
- Муфты электрических вентиляторов
Муфты электрических вентиляторов работают аналогично порочным типам, но они могут включаться и выключаться блоком управления двигателем (ЭБУ) в зависимости от текущего состояния двигателя. Это дает ему больше оборотов, чем первый тип, поскольку позволяет жестко контролировать работу механического охлаждения.
Подпишитесь на нашу рассылку новостей
Электрический вентилятор охлаждения радиатора
Электрический вентилятор охлаждения — это автономное устройство, которое питается от электрической системы двигателя, а не от двигателя. система крепится непосредственно к радиатору для эффективного охлаждения, отлично затягивается болтом и гайкой. В этих типах вентиляторов охлаждения радиатора используется двигатель постоянного тока, который включается и выключается в зависимости от температуры двигателя. Это достигается либо блоком управления двигателем, либо датчиком температуры охлаждающей жидкости. Устройство может быть установлено спереди или сзади радиатора вместе со встроенным кожухом вентилятора.
Подробнее: Что нужно знать о приводном ремне
Принцип работы
Из вышеизложенного становится очевидным, что работа автомобильного вентилятора менее сложна и ее легко понять. Конечно, теперь у вас есть четкое представление о том, как работает система. Но вы все равно посмотрите видео, встроенное ниже, чтобы лучше понять.
Видео о том, как работает автомобильная система охлаждения:
Симптомы неисправного или неисправного вентилятора охлаждения/радиатора
Ниже приведены признаки неисправного и неисправного вентилятора радиатора охлаждения в двигателе автомобиля:
Вентилятор охлаждения не включается:
Обычный и очевидный признак — не работает вентилятор охлаждения при включенном зажигании двигателя. Эта проблема часто возникает из-за двигателя вентилятора или электрического соединения системы. когда это происходит, происходит перегрев, так как горячая охлаждающая жидкость не охлаждается должным образом. Водители часто замечают эту проблему, когда не слышали звук компонента при включенном зажигании автомобиля.
Перегорел предохранитель:
Большинство электрических компонентов автомобиля работают с плавким предохранителем, в том числе с вентилятором охлаждения. Если этот предохранитель перегорел или сгорел, двигатель охлаждающего вентилятора перестает работать, что является одним из распространенных способов отключения устройства. Иногда выход из строя или бросок двигателя приводит к перегоранию предохранителя, чтобы предотвратить повреждение других компонентов. Предохранитель необходимо заменить, чтобы вернуть вентилятор охлаждения к жизни.
Перегрев автомобиля:
Это еще один распространенный признак неисправности вентилятора охлаждения радиатора; двигатель начинает перегреваться, так как охлаждение источника выключено. Это также происходит при перегорании двигателя вентилятора охлаждения или отключении вентилятора. Двигатель — это то, что вращает лопасти, чтобы проталкивать или проталкивать воздух через радиатор. Таким образом, если двигатель выходит из строя или слаб, лопасть не будет вращаться или генерировать достаточно воздуха для охлаждения горячей охлаждающей жидкости.
Вентиляторы охлаждения современных автомобилей снабжены термостатами, которые включаются и выключаются в зависимости от температуры двигателя. Таким образом, при достижении определенной температуры вентилятор должен начать работать. Если он отказывается работать, температура двигателя будет продолжать расти, пока двигатель не перегреется.
Подробнее: Разница между приводным ремнем и ремнем ГРМ
В заключение, вентилятор охлаждения радиатора необходим в системе охлаждения двигателя, иначе радиатор был бы бесполезен. Но, при эффективном охлаждении вентилятора обеспечивается циркуляция теплоносителя. в этой статье мы увидели определение, функции, а также компоненты автомобильного вентилятора.