Чтобы печка грела
Сегодня поговорим о термостате. Это небольшая, но очень важная штучка весьма могущественна, ибо управляет температурой двигателя. А температура двигателя — это не только перегрев либо недогрев, но и впечатляющие последствия обоих явлений. В первом случае — «капиталка» или замена мотора, во втором — медленное достижение рабочей температуры и заодно повышенный расход топлива, холод в салоне, затянутые инеем стекла…
Что такое термостат? Название происходит от греческих thermos — теплый и statos — неподвижный, стоящий. Это прибор для поддержания постоянства температуры. Автомобильный термостат регулирует температуру жидкости в системе охлаждения двигателя. Он ускоряет прогрев двигателя и поддерживает нужный ему тепловой режим работы.
Все просто. При запуске холодного двигателя охлаждающая жидкость имеет одинаковую температуру с окружающей средой. Чтобы сократить время прогрева двигателя, термостат не пускает антифриз в радиатор, позволяя жидкости циркулировать по так называемому малому кругу, только через рубашку охлаждения двигателя и радиатор отопителя салона. При повышении температуры двигателя термостат приоткрывает клапан, перенаправляя поток горячей охлаждающей жидкости по большому кругу — подключая основной радиатор системы охлаждения. И в обратном порядке: при снижении температуры клапан термостата закрывается, пуская охлаждающую жидкость по малому кругу. Например, когда автомобиль с горячим двигателем выезжает на свободную трассу и поток воздуха ударяет в радиатор, остужая его, или когда мы включаем на всю катушку отопитель салона.
На горячем, прогретом до рабочей температуры двигателе (стрелка указателя температуры на середине шкалы) мы не только имеем полноценное отопление салона, но и более полное сгорание топлива, снижение токсичности отработанных газов и увеличение ресурса двигателя.
Как работает термостат? Главным компонентом является термоэлемент, заполненный твердым веществом (смесь гранулированного воска и порошков меди, графита и алюминия). При нагреве термоэлемента открывается и закрывается клапан термостата. Момент начала движения клапана и температура его полного открытия у каждой модели двигателя свои и обычно составляют 70—95 и 100—105 градусов соответственно. Температура начала срабатывания клапана указывается на его корпусе. Устанавливать в автомобиль следует термостат со значением, который предписывает производитель. Как узнать, что термостат неисправен? Двигатель не прогревается до рабочей температуры или, того хуже, перегревается — это явные признаки. Но есть и косвенные: повышение расхода топлива, снижение динамики автомобиля, система отопления салона не справляется со своей миссией.
Неисправность термостата — это ограничение подвижности рабочего клапана. Клапан может заклинить как в одном из крайних положений, так и в промежуточном.
Если термостат заклинил в полностью закрытом положении, жидкость циркулирует по малому кругу, возможен перегрев двигателя практически в любом режиме движения, при любой положительной температуре воздуха и даже в небольшой мороз. Если термостат открывается, но не до конца, двигатель перегревается, но может и не «закипеть» — все зависит от режима эксплуатации автомобиля.
Если клапан термостата «завис» в полностью или частично открытом состоянии, охлаждающая жидкость циркулирует по большому кругу и до рабочей температуры двигатель будет прогреваться очень долго, а в зимнее время рабочая температура может и не быть достигнута. С исправной системой охлаждения при температуре воздуха ноль градусов двигатель должен прогреваться до рабочей температуры при движении за 5—10 минут.
В основном термостат выходит из строя по вине коррозии внутри радиатора: отслоившиеся частицы накипи осаждаются на термоэлементе, и он становится нечувствительным к изменяющейся температуре жидкости в системе, снижается его подвижность. А не надо было лить дешевенький тосол и доливать воду из-под крана: Проверить исправность автомобильного термостата очень просто. Нужно запустить двигатель и потрогать верхний патрубок радиатора. При исправном узле он должен быть холодным вплоть до достижения температуры охлаждающей жидкости 60—70 градусов. После прохода данного рубежа патрубок должен постепенно нагреваться.
Или такая проверка: нагреть двигатель до рабочей температуры и заглушить, затем открыть капот и проверить рукой верхний и нижний шланги, которые отходят от радиатора снизу и сверху. Они должны быть на ощупь приблизительно одинаковой температуры. Если температура у них разная, значит, термостат неисправен. Главное, при проверке не обжечь руки, будьте осторожны.
Почему ломаются термостаты теплого пола
Термостат (по-русски – терморегулятор) – устройство управляющее работой теплого пола. Рано или поздно термостаты, как и любое сложное устройство, выходят из строя. Это относится как к дорогим, раскрученным брендам, так и малоизвестным фирмам.
Срок службы термостата колеблется от нескольких недель у производителей из юго-восточной Азии, до 5-10 лет у более серьезных изготовителей.
Причина поломки №1 – механическая поломка элементов управления
Частой причиной поломки является выход из строя кнопок управления, регулировочных колесиков и пр. Это механические элементы, требующие аккуратного обращения. Часто они, а также лицевые панели повреждаются детьми и домашними животными. При выборе высоты расположения термостатов следует это учитывать.
Причина поломки №2 – неправильный монтаж
Надежное и правильное подключение термостатов не является к сожалению нормой. Чем руководствовался, например творец подключения, подключивший оплетку греющего кабеля к одному выходу терморегулятора, а оба греющих провода одножильного кабеля к другой (см. фото), понять сложно.
крепление проводов саморезами
Торчащие оголенные провода, едва не соприкасающиеся между собой внутри установочной коробки – обычное явление. Снятие/установка термостата и его лицевой крышки должно производиться в соответствии с инструкцией. Затяжка крепежных винтов производится с определенным усилием. Превышение его чревато поломкой, недотяжка – плохим контактом и обгоранием проводов и самого термостата. Крепление проводов (см. фото), с помощью, например, саморезов, вызывает восхищение изобретательностью авторов.
Несоблюдение простых правил установки термостатов приводит к печальным последствиям. Один из подобных результатов фото внизу статьи.
Причина поломки №3 – износ контактного реле
Длительность работы терморегулятора в значительной мере определяется частотой их применения. Для одного из элементов – контактного реле (того самого, который издает легкий щелчок при включении/выключении) производитель закладывает определенное количество включений – порядка 10-50 тыс. В конце концов оно изнашивается, и питание больше не подается на греющий кабель.
Причина поломки №4 – отклонение напряжения питания
Нестабильное, пониженное или повышенное напряжение питания также приводит к поломке термостата. Это особенно актуально для загородных домов. Наличие стабилизаторов с защитой – единственно действенный способ.
Нет вечных термостатов. Заметим, однако, что нам пришлось как то в т.н. Толстовском доме столкнуться с термостатом, установленном финнами в 1948 г. Он работает до сих пор. Все, что мы сделали – это подклеили клювик управления этого термостата.
У вас сломался теплый пол? Мы починим! Укажите контактные данные в форме обратной связи или позвоните по тел. 309-7-123 с 9:30 до 21:30 в любой день, без выходных!
Стоимость ремонта теплого пола
последствия неправильного подключения термостата
Из-за чего мой термостат сломается?
Джастин Куплер
Термостат автомобиля — это компонент, который открывается и закрывается, позволяя охлаждающей жидкости поступать в двигатель и выходить из него. Термостат остается закрытым, пока двигатель еще холодный; это удерживает охлаждающую жидкость внутри радиатора. Как только охлаждающая жидкость двигателя достигает надлежащей рабочей температуры, обычно от 180 до 200 градусов, термостат открывается и позволяет охлаждающей жидкости течь через двигатель. Иногда термостат выходит из строя и его необходимо заменить; Есть четыре основные причины выхода из строя: перегрев, отстой, брак и возраст.
Перегрев
Термостат определяет тепло двигателя и затем использует это тепло для открытия и закрытия клапана. Если двигатель по какой-либо причине перегревается, это может привести к выходу из строя термостата. Компоненты внутри термостата рассчитаны только на нормальные рабочие температуры, и сильный перегрев может повредить эти компоненты.
Шлам
Как и любая автомобильная жидкость, охлаждающая жидкость со временем может загрязняться и выходить из строя. Распространенной проблемой является застывание охлаждающей жидкости в густой шламоподобный материал. Этот осадок может попасть внутрь термостата и привести к ограничению или даже полному отключению потока. Отстой также мешает термостату снимать точные показания, вызывая задержку открытия или закрытия, что приводит к переохлаждению или перегреву.
Дефект
Как и большинство автомобильных деталей, термостат производится серийно на заводе. Перед выпуском термостата в продажу его проверяют на исправность. Человеческий фактор играет большую роль в проверке термостатов, и некоторые проблемы упускаются из виду. Эти незначительные дефекты могут привести к тому, что термостат выйдет из строя прямо из коробки или выйдет из строя вскоре после установки.
Возраст
Возраст — еще одна распространенная причина неудач. Термостат постоянно нагревается и охлаждается, и через некоторое время внутренние компоненты могут просто изнашиваться. Обычно это происходит медленно и почти незаметно, но температура, при которой открывается термостат, начинает становиться все выше и выше, пока однажды не произойдет полный перегрев. К сожалению, это всего лишь жизненный цикл механических компонентов.
Неправильная установка
Установка термостата иногда может быть сложной, и даже некоторые профессионалы устанавливают их неправильно. Одной из распространенных проблем является установка выпускного клапана, обычно называемого качающимся клапаном, в перевернутом положении, чтобы воздух не выходил из системы охлаждения. Еще одна проблема неправильной установки – установка термостата задом наперед. Это помещает часть термостата, которая измеряет температуру, к радиатору, а не к двигателю. Термостат по-прежнему будет открываться и закрываться, но это вызывает большую задержку, потому что тепло должно пройти большее расстояние, прежде чем достигнет термостата.
Биография писателя
Джастин Куплер — профессиональный писатель, чьи публикации публикуются на нескольких веб-сайтах, включая CarsDirect и Autos.com. Куплер работал в сфере профессионального ремонта автомобилей в качестве техника и менеджера с 2000 года. Он имеет сертификат радиожурналистики Школы радиовещания Коннектикута. Куплер в настоящее время изучает машиностроение в Санкт-Петербургском колледже.
Другие статьи
Когда хорошие термостаты выходят из строя
Автомобили, на которых мы сейчас ездим, настолько высокотехнологичны! Но люди шокированы, когда я говорю им, что их термостат работает за счет нагревания и охлаждения воска.
Термостат находится между двигателем и радиатором и блокирует подачу охлаждающей жидкости к радиатору до тех пор, пока двигатель не прогреется. По сути, это позволяет машине нагреваться, сохраняя при этом блок двигателя холодным. Как только двигатель достигает рабочей температуры, обычно около 200 градусов по Фаренгейту, термостат полностью открывается.
Он делает это с помощью воска!
Оказывается, воск удивительно надежен. Воск начинает плавиться при 180 градусах (конструкция цилиндра может увеличивать или уменьшать эту температуру). Шток, соединенный с клапаном, давит на воск, и когда он расплавляется, он расширяется, выталкивая шток из цилиндра и открывая клапан, позволяя хладагенту течь.
Поскольку они редко доставляют нам неприятности, большинство людей просто не думают о термостатах. Но иногда они портятся, и когда это происходит, берегитесь! Ваш автомобиль будет перегреваться. Некоторые причины, по которым вы можете столкнуться с проблемами термостата:
- Предыдущее повреждение от перегрева
- Коррозия
- Деталь изнашивается из-за возраста
Обгорание термостата с обеих сторон
Иногда клапан не закрывается и застревает в открытом положении. Это отдельная тема и может случиться из-за осколка или при поломке возвратной пружины. Это позволяет охлаждающей жидкости продолжать течь через термостат. Теперь у вас обратная проблема. Двигатель не достигает необходимой рабочей температуры. Вы можете заметить, что показания датчика температуры ниже нормы. Другим симптомом может быть то, что нагреватель больше не нагревается так, как раньше. Когда термостат остается открытым, вы заметите плохую управляемость в более прохладную погоду.