ЛИКБЕЗ. Учимся читать обозначения на этикетке моторных масел
Можно с уверенностью сказать, что практически 100% автомобилистов, как женщин, так и мужчин, держали в руках канистру с автомобильным маслом. Как правило, все они имеют красивую упаковку, включая и красочную этикетку, на которой нанесено множество непонятных символов и значков. А вот какие характеристики являются подходящими для автомобиля покупателя, указанная информация на этикетке дать не может. Типичная ошибка начинающих автолюбителей – это искать упоминание о своем автомобиле на этикетке, полагая, что это и есть подтверждение его соответствия.
Разбираемся по существу вопроса
Во-первых, важным качеством моторного масла является его вязкость. От этого параметра зависит, насколько прочной будет масляная пленка, которая образуется между трущимися поверхностями деталей внутри двигателя. Другими словами, чем гуще – тем лучше для трущихся деталей. В то же время, масляные каналы в двигателе, по которым оно подается к той или иной детали, участвующей в зацеплении, достаточно узки, соответственно, что к маслу предъявляются другие требования – чем оно жиже, тем более эффективно оно подается к трущейся паре. Соответственно, только автопроизводитель в руководстве по эксплуатации автомобиля может указать его параметры.
На этикетках указывается индекс вязкости, состоящий из цифр и букв, например, 0W-30. Согласно стандарту SAE (от англ. Society of Automotive Engineers — общество автомобильных инженеров),первая цифра является показателем низкотемпературных свойств, т.е. показывает степень вязкости масла при минусовых температурах. Вторая цифра обозначает такой показатель масла, как высокотемпературную вязкость. Речь идет о температурах, близких к 100°С.
В процессе эксплуатации автомобиля, отработанные газы и остатки несгоревшего топлива через технологические зазоры в цилиндрах попадают в масло, тем самым снижая оба этих показателя. Наиболее опасным для двигателя является падение индекса вязкости до состояния «гудрона» — в 7 мм²/с.
Еще одним из важных и критичных показателей моторных масел, указываемых на этикетке, являются всевозможные присадки. Наиболее известной большинству автовладельцев является противопенная присадка – в процессе постоянного движения масла в двигателе образуется пена, которая может привести к образованию масляного голодания трущихся поверхностей, а присадка как раз и борется с ее появлением.
Присадки в масле – для чего нужны
В современных автомобильных маслах содержится множество присадок, направленных на восстановление технических параметров силового агрегата. Это, в первую очередь, моющие присадки, борющиеся с различными отложениями, перекрывающими каналы, а также антиокислительные, смягчающие последствия попадания топлива и газов в масло. Дело в том, что содержание серы в отечественном топливе довольно существенно отличается от европейских требований, поэтому масло более интенсивно теряет свои полезные свойства. Автопроизводители учитывают этот факт, в особенности для автомобилей, оснащаемых дизельным силовым агрегатом, и уменьшают межсервисный интервал.
В обозначении данного вида присадок на этикетке с маслом указывается щелочное и кислотное число. Оно отражает соотношение количества гидроокиси калия (КОН),измеряемое в миллиграммах к единице масла – в данном случае мг КОН/г.
В зависимости от рекомендаций автопроизводителя, в моторном масле должно содержаться определенное количество моющих и антиокислительных присадок, называемое «пакетом». В большинстве случаев, чем выше показатель пакета присадок, тем лучше. Естественно, что в процессе эксплуатации количество растворенных в масле присадок уменьшается, что свидетельствует об их работе, но от показания щелочного и кислотного числа зависит срок эксплуатации масла.
Кроме того, существуют противоизносные и антифрикционные присадки, в состав которых входят такие химические элементы, как магний, кальций, бор, цинк, барий и фосфор. Они осаждаются на трущихся поверхностях деталей, образуя защитную укрепляющую пленку в несколько микрон, тем самым способствуя восстановлению рабочих параметров двигателя.
Аббревиатуры на этикетке
Современные автомобильные масла, помимо упомянутых выше значений, имеют обязательную маркировку, состоящую из сокращений API и ACEA и уровня качества. Чтобы понять их назначение, следует начать с истории возникновения стандартов автомобильных масел.
В 1969 году American Petroleum Institute (сокр. API — американский институт нефти) разработал стандарты для автомобильных масел. Согласно классификации, 1-я буква в индексе качества должна обозначать вид используемого силовым агрегатом топлива: С — дизель, S — бензин. За второй буквой закрепили качественный уровень. Чем выше порядковый номер буквы, тем лучше. Так, еще 20 лет назад наилучшим маслом считалось с индексом SF и SD, а в наши дни даже SG давно уже считается устаревшим. Сегодняшний «люксовский» уровень – это SM (по API),а автомасло хорошего уровня, маркируется индексом SL.
Другие организации, занимающиеся стандартизацией, поначалу адаптировали американские стандарты под европейскую специфику. Поначалу, в 1972 году, когда был создан аналогичный американскому API «Комитет автомобильных конструкторов открытого рынка» (сокр. CCMC, от англ. Committee of Common Market Automobil Constructors) свод требований мало чем отличался от заокеанских. Но уже к 1990 году, в связи с реорганизацией и переименованием комитета в Ассоциацию европейских производителей автомобилей (сокр. ACEA от фран. Association des constructeurs europeens d’automobiles) произошел пересмотр и устаревшего свода требований. Автокомпании-производители, входящие в данную ассоциацию, кардинально изменили методики тестирования моторных масел, в сторону ужесточения требований.
Нормативы ЕВРО и моторное масло
Существующая классификация ACEA (европейский стандарт) подразделяет моторные масла на три основные категории:
— бензиновые двигатели — А,
— дизельные двигатели – В,
— двигатели, чей выхлоп соответствует норме Евро-4 *– С.
*— подразумевается совместимость с катализаторами последнего поколения и сажевыми фильтрами в выхлопных системах автомобилей последних лет выпуска.
Используемые цифры в обозначении уровня качества ACEA указывают на требования «по старшинству»: начальный уровень обозначается цифрой «1», что соответствует требованиям 1990 года, а самый последний – цифрой «5».
Моторное масло SAE 5W-40 API SN/CF синтетическое, Маркировка, как расшифровывается 5W40
Содержание:
- Функции, которые выполняет смазка для ДВС
- Эксплуатационные характеристики
- Особенности маркировки
- По какому принципу расшифровывается индекс моторного масла
- Общепринятая классификация API
- Актуальные продукты
Даже начинающие автолюбители понимают, что нормальное функционирование их машины зависит от множества факторов. Так, правильный выбор моторного масла напрямую влияет на состояние силового агрегата. Это одна из наиболее важных жидкостей, предназначенных для поддержания работоспособности автомобильных систем.
Функции, которое выполняет смазка для ДВС
В норме силовой агрегат должен работать ровно. Достаточно прислушаться, чтобы понять это: посторонние стуки отсутствуют, двигатель не троит. А подтвердить или опровергнуть подозрения можно, если посмотреть на показания тахометра: в норме обороты двигателя не плавают, и стрелка не дергается. Масло моторное играет в этом немаловажную роль. Оно помогает:
- уменьшать износ трущихся деталей и снижать коэффициент трения;
- охлаждать соприкасающиеся элементы;
- уплотнять зазоры;
- предохранять внутренние поверхности силового агрегата от появления очагов коррозии;
- обеспечивать надежный запуск мотора как при глубоком «минусе», так и при экстремальном «плюсе» на термометре;
- снижать расход топлива при эксплуатации;
- увеличивать ремонтные интервалы силового агрегата.
Эксплуатационные характеристики
Логично, что при таком богатом функционале моторные масла должны соответствовать определенным физико-химическим показателям. Как правило, они зависят не только от типа мотора, но и от его конструктивных особенностей и условий эксплуатации.
Вязкость. Высокотемпературная, или кинематическая характеризует сопротивление состава собственному течению, то есть то, как быстро оно густеет при понижении температуры. Хорошо, если изменения незначительные. В свою очередь, динамическая вязкость демонстрирует успешность запуска двигателя при воздействии низких температур. Существует также понятие «индекс вязкости». По его значению можно судить, как быстро масло теряет свои свойства, разжижается. Чем он ниже, тем сильнее изменения.
Испаряемость. По данному параметру можно понять, каким будет так называемый угар масла. Низкое значение говорит о небольшом расходе моторной смазки.
Присадки. Эти добавки используются, для того чтобы придать моторному маслу необходимые свойства. Например, серосодержащие соединения обладают противозадирными свойствами, а фосфор- и цинксодержащие – противоизносными. Молибден способен снижать трение деталей. Следует учитывать, что присадки могут оседать в виде отложений.
Особенности маркировки
Новичку может показаться, что упаковки моторного масла выглядят как ребус. Однако маркировка продукта может рассказать о многом. Так, цифры указывают на то, при какой температуре можно использовать ту или иную смазку для двигателя. Они определяются различными классификациями, включая SAE (по вязкостно-жидкостным свойствам), API (по эксплуатационным характеристикам) и некоторым другим.
По какому принципу расшифровывается индекс моторного масла
Допустим, Вы видите на этикетке не совсем понятную маркировку 5W-40. Однако она означает, что моторная жидкость является всесезонной – ее можно успешно использовать как летом, так и зимой, что очень удобно для жителей средней полосы России. Все потому, что ее температурный диапазон достаточно обширен – примерно от –30 до +35 градусов Цельсия.
Это универсальная смазка для двигателя, ведь она может:- предотвращать образование нагара на внутренних деталях силового агрегата;
- работать в режиме «старт-стоп» в плотном городском потоке;
- сохранять необходимую вязкость при отрицательных температурах и надежно защищать двигатель в период эксплуатации.
Общепринятая классификация API
Также можно увидеть и другие буквенные сочетания, которые определяет данная спецификация. Согласно ее требованиям, масло 5W-40 API SN будет энергосберегающим, с определенными ограничениями в плане вязкости и требованиями по противоизносным характеристикам. А вот перечень необходимых свойств, которыми должно обладать масло для дизельных моторов, например, 5W-40 API СF, несколько меньше.
Актуальные продукты
TAKAYAMA SAE 5W-40 API SN/CF | Синтетическое масло, которое подходит для бензиновых двигателей современных автомобилей, в том числе турбированных, и дизельных агрегатов, устанавливаемых в легких грузовиках. Всесезонный продукт. |
TAKAYAMA SAE 5W-40 API SN | Синтетическое моторное масло для применения в тяжелонагруженных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей и легких грузовиков, в том числе с турбонаддувом и системами нейтрализации отработавших газов. |
ПОНИМАНИЕ КОДОВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ | Тяжело работающие грузовики
Внимательный взгляд на этикетки моторного масла и понимание аббревиатур
Брюс В. Смит / Editorial Services
Неважно, какую марку или тип контейнера с маслом вы возьмете, в нем есть ряд символов и аббревиатур. на этикетке, которые помогут вам сделать правильный выбор масла.
Начнем с того, что SAE — это аббревиатура Общества инженеров-автомобилестроителей, а аббревиатура SAE на упаковках масел указывает, на какую вязкость масло способно и, косвенно, при каких температурах окружающей среды масло должно использоваться.
Большинство производителей автомобилей рекомендуют для своих двигателей масло, сертифицированное API (Американский институт нефти). На самом деле, используйте масло без рейтинга API, и вы рискуете лишиться гарантии на двигатель.
Сертификация API пользуется таким большим уважением, потому что в ней также участвуют Американское общество испытаний и материалов (ASTM), производители автомобилей и двигателей, технические общества и промышленные ассоциации, такие как Американский химический совет, для определения испытаний и процедур, которые должным образом выявят характеристики масла.
Сертификация масла производителя зависит от того, определит ли API соответствие стандартам, установленным Международным комитетом по стандартизации и одобрению смазочных материалов (ILSAC).
Кроме того, на контейнере с маслом имеются более подробные аббревиатуры, которые помогают определить пригодность масла для различных целей.
Обозначения масел для бензиновых двигателей
- SL Для использования во всех автомобильных бензиновых двигателях до 2003 г. Создано для лучшего контроля высокотемпературных отложений и снижения расхода масла.
- SJ Используется во всех двигателях 2001 года и более ранних версиях.
- GF-3 Масло соответствует минимальной сертификации OEM для бензиновых двигателей 2001 года и всех более ранних моделей
- GF-4 Масло соответствует минимальной сертификации OEM для бензиновых двигателей 2005 года и всех более ранних моделей
Обозначения масел для дизельных двигателей
- CF Для использования в дизельных двигателях, в том числе использующих топливо с массовой долей серы более 0,5%, и может использоваться вместо масел CD.
- CF-2 Для использования в тяжелых условиях, двухтактные двигатели. Может использоваться вместо масел CD-II.
- CF-4 Для использования в высокоскоростных четырехтактных двигателях без наддува или с турбонаддувом. Может использоваться вместо масел CD и CE.
- CG-4 Для использования в высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях с тяжелым режимом работы, использующих топливо с содержанием серы менее 0,5 %. Масло с таким обозначением требуется для двигателей, отвечающих нормам выбросов 1994 года.
- CH-4 Для использования в высокоскоростных четырехтактных дизелях, разработанных в соответствии со стандартами выбросов 1998 года. Предназначен для дизельных топлив с массовой долей серы до 0,5%. Может использоваться вместо масел CD, CE, CF-4 и CG-4.
- CI-4 Для использования в высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях, соответствующих стандартам выбросов 2004 года. Эти масла были специально разработаны для защиты двигателей, использующих систему рециркуляции отработавших газов (EGR) и использующих топливо с содержанием серы до 0,5% по весу. Его можно использовать вместо масел CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4.
Примечание. Если в руководстве по эксплуатации вашего пикапа указано, что следует использовать масло определенного класса, используйте его или тот, который превосходит его. Никогда не используйте масло со старым/более низким обозначением .-BWS
Поиск подходящего моторного масла для вашего старинного или классического автомобиля
Стив Сведберг
Автомобильные двигатели существуют уже более 125 лет. Первым крупным двигателем, производившимся в США, был Ford Model T, представленный в 1919 г.08. Это был рядный 4-цилиндровый двигатель объемом 177 куб. Дюймов (2,90 л), который развивал мощность 20 л.с. при максимальной скорости 45 миль в час. Согласно инженерным данным Ford, расход топлива модели T составлял порядка 13–21 миль на галлон. Не так уж плохо для своего времени. Между прочим, он был разработан для работы на бензине, этаноле или керосине; настоящий двигатель с гибким топливом.
SAE были установлены примерно в 1911 году и впервые задокументированы SAE в 1923 году. В то время классификация вязкости также включала температуры воспламенения и застывания, а также испытания на содержание нагара и коррозию. Однако моторные масла по-прежнему представляли собой чисто минеральное масло без каких-либо присадок. Так продолжалось примерно до 1935 года, когда была введена первая присадка (депрессорная присадка). В некоторые масла были добавлены модификаторы вязкости. Около 1940 г. добавлена защита от износа и коррозии в виде диалкилдитиофосфата цинка (ZDDP).
Когда началась Вторая мировая война, вся аддитивная химия была сосредоточена на тактических транспортных средствах. Основным дополнением были так называемые моющие средства, которые улучшали чистоту двигателя и увеличивали срок его службы.
После Второй мировой войны Американский институт нефти (API) разработал обозначения первой категории для масел в 1947 году. Система требовала ML, MM или MS, которые обозначали масла для легких, средних или тяжелых условий эксплуатации. МЛ еще было прям минеральное масло. ММ и МС подвергали аддитивной обработке.
Примерно в 1960 году автопроизводители ввели серию испытаний двигателей, целью которых было установить объективные пределы характеристик масла. Это были первые испытания двигателя, в ходе которых измерялись износ, коррозия, окисление, образование отложений и чистота двигателя. К 1970 году система обозначений изменилась на категории API, используемые сегодня на контейнерах для масла.
Одной из особенностей системы API является то, что каждая последующая категория предназначена для обслуживания новейших двигателей, но также обеспечивает защиту более старых двигателей. Это условие, известное как обратная совместимость, означает, что моторное масло API SN, текущая категория, предназначено для защиты двигателей текущего модельного года и будет защищать каждую более раннюю категорию вплоть до API SA, которое является чистым минеральным маслом.
Автопроизводители не были удовлетворены системой в ее нынешнем виде, поскольку в систему API не входили тесты на экономию топлива, поэтому с неохотным соглашением API промышленность разработала систему «GF». Это позволило автопроизводителям обозначать один тип масла, используя символ API «Starburst», как подходящий для их двигателей. Starburst никогда не меняется внешне, но химический состав масла соответствует последним протоколам испытаний, которые определяют характеристики масла. В настоящее время этот уровень GF-5. Как и в случае с системой API, она обратно совместима вплоть до GF-1.
При этом система классификации вязкости SAE претерпела более 25 изменений и модификаций с момента ее создания. Первые 50 лет это был документ, в котором вязкость определялась как классификация. С 1959 года документ, содержащий систему вязкости, известен как SAE J300. Изменились методы измерения вязкости и температуры измерения. Низкотемпературные свойства, первоначально определяемые графически, теперь измеряются с помощью сложных приборов. Они измеряют как вязкость при запуске (можете ли вы запустить двигатель), так и вязкость при прокачке (может ли масло достаточно быстро поступать к критическим частям двигателя). Высокотемпературные вязкости измеряют высокую скорость сдвига, а также скорость потока. Все эти значения помогают определить, соответствует ли конкретный класс вязкости вискозиметрическим требованиям двигателей.
Рынок вязкости моторных масел также менялся с течением времени. С начала до примерно 1965 года правили одноклассники. Еще в 1980 году продажи односортных масел были практически эквивалентны продажам всесезонных масел. Спустя 10 лет на отдельные сорта приходилось около 25% продаж нефти. К 2000 году на отдельные сорта приходилось менее 10% продаж нефти. 2006 г., последний год детального объема продаж нефти, показал, что отдельные сорта упали до менее чем 5%.
Тем временем продажи всесезонных моторных масел росли. Основной движущей силой этого роста была потребность в улучшении топливной экономичности. 1975 законов об экономии топлива и сопровождающее их давление на автопроизводителей произвели революцию в конструкции двигателей. SAE 10W-30 было первым всесезонным маслом, завоевавшим долю рынка, но вскоре его вытеснило SAE 5W-30. Сегодня SAE 0W20 и SAE 0W-30 являются фаворитами автопроизводителей для улучшения топливной экономичности. Даже сейчас существует потребность в маслах с еще более низкой вязкостью, таких как SAE 0W-8.
Так что же остается владельцам старинных и классических автомобилей? Для антиквариата (автомобили постройки 1945 и ранее), SAE 30 будет удовлетворительным. Содержание присадок не особенно влияет на эти двигатели и, вероятно, будет защищать так же хорошо или даже лучше, чем обычное минеральное масло. Помните, что API SN защищает так же, как и API SA. Основная проблема владельцев антикварных автомобилей – найти масло единственного сорта.
Для владельцев классических автомобилей выбор более сложен. Примерно до середины 1980-х годов правилом были толкатели кулачка с плоским толкателем. Они были надежными и долговечными. Поскольку толкатель скользил по выступу кулачка, износ легко контролировался. Толкатели также вращались, чтобы распределить износ по большей площади поверхности. Это также обеспечило дополнительную прочность. Толкатели плоских толкателей имеют явный интерес к противоизносным присадкам, в первую очередь к ZDDP. Исторически уровни этой важной присадки были такими, что содержание фосфора в готовом масле составляло от 0,11 до 0,12%, что обеспечивало очень удовлетворительные характеристики.
В 1980-х годах была представлена новая конструкция клапанного механизма, по крайней мере, для двигателей, работающих на бензине, — роликовый толкатель. Вместо плоской металлической поверхности, которая скользила по кулачкам кулачка, ролик сопрягался с кулачком. Если все функционировало правильно, ролик перемещался по выступу кулачка, создавая плавный контакт и защищая от износа. Эта конструкция может работать с маслами, содержащими гораздо меньше фосфора.
У автопроизводителей проблемы с фосфором; если он находится в выхлопе, он может отравить каталитический нейтрализатор, который предназначен для снижения выбросов. Естественно, удаление фосфора было желательным результатом. На следующей диаграмме показано изменение категорий API и связанных с ними уровней фосфора.
API-категория SG & Endly GF-1/SH GF-2/SJ GF-3/SL GF-4/SM GF-5/SN Год, представленные до 1996 года 1996 2001 2004 2010 2011 Phosphorus, WT%до 0,15 0,12 MAS 0,10 макс 0,10 макс 0,08 макс 0,08 макс
Начиная с мая 2020 г., GF-6 (A&B)/SP станет самой новой категорией. Уровень фосфора останется на уровне максимум 0,08%. Ассортимент продукции будет включать как минимум один новый класс вязкости SAE 0W-16.
Несмотря на то, что уровни содержания фосфора и толкателей роликов кажутся одинаковыми, вопрос о том, защитит ли низкий уровень фосфора плоские толкатели, остается открытым. Если двигатели с плоскими толкателями правильно обкатаны, большинство автомобильных инженеров говорят, что проблем быть не должно. Рекомендуемый процесс заключается в использовании масла для обкатки или присадок, которые повышают уровень фосфора и серы до точки, при которой подъемники защищены. Это масло следует слить после 20-минутной работы и повторной заправки маслом, содержащим дополнительную защиту от износа. Через 500 миль можно слить вторую порцию масла и залить обычное моторное масло, даже масло с более низким содержанием фосфора. Однако есть опасения, что срок службы толкателя может сократиться при использовании масел с более низким содержанием фосфора.
Более удобным решением для большинства является использование масла с более высоким содержанием фосфора. Тем не менее, практически невозможно найти API SH единственного класса на рынке. Приемлемой альтернативой является использование моторного масла для тяжелых условий эксплуатации с обозначением категории API C. В настоящее время это API CK-4, который также обратно совместим. Предыдущая категория, CJ-4, все еще широко доступна и имеет более высокий уровень фосфора. Моторные масла для тяжелых условий эксплуатации имеют более высокое содержание фосфора и рассчитаны на более высокие нагрузки, даже если используемые двигатели оснащены толкателями роликов.