Маркировка моторных масел: расшифровка API, SAE
Автор Умиргали На чтение 7 мин. Просмотров 325 Опубликовано
Современный рынок автомобильных масел весьма разнообразен: расходные материалы отличаются по физическим свойствам, и при выборе важно правильно определить продукцию, подходящую для конкретной модели машины.
Маркировка моторных масел обозначается на упаковке, расшифровываться она может в зависимости от обозначения и принятой системы, поэтому необходимую информацию о том, какой товар нужно приобретать в конкретном случае, можно узнать непосредственно при покупке.
Особенности классификации и виды масла
Деление расходных жидкостей по различным критериям регламентирует ряд стандартов, самыми популярными среди которых являются системы SAE, API, ILSAC, ACEA и российский ГОСТ. Сами расходники производятся для бензиновых либо дизельных двигателей, кроме того, существуют универсальные разновидности. По типу основы моторное масло может быть следующего типа:
- Минеральное: главная составляющая часть вещества извлекается из нефтепродуктов посредством обработки, такое вещество стоит сравнительно недорого. Использование минерального типа масла оправдано для обслуживания в летний период, поскольку оно имеет повышенный класс вязкости и сильно густеет при низких температурах, а его расход выше, чем в случае применения аналогов с другим составом.
- Синтетическое: такую разновидность получают при синтезе определенных химических компонентов, и в процессе создания можно задать характеристики посредством добавления присадок в нужном количестве. Синтетические автомобильные масла имеют хорошие очищающие и защитные свойства, однако также не рассчитаны на эксплуатацию при пониженных температурах.
- Полусинтетическое: это масло, которое создано на минеральной основе с добавлением разнообразных присадок для улучшения свойств вещества.
Системы API, SAE и ГОСТ наиболее распространены в России, поэтому их показатели можно встретить на упаковке чаще всего. Классификации ACEA и ILSAC более подходят для масел для европейских и японских машин.
Маркировка автомасел по стандарту SAE
По этой системе классификации расходные вещества для автомобиля отличаются уровнем вязкости масла, и в соответствии с ней выделяется три разновидности:
- Зимние масла. Эти виды отличаются повышенной текучестью, позволяют без проблем запустить мотор «на холодную», маркировка моторного масла будет включать букву W и цифру, показывающую, при какой температуре вещество не потеряет своих качеств. Чтобы узнать максимально возможный показатель режима, необходимо отнять от указанной цифры 35. Так, например, жидкость W10 используется при термальном режиме до -25 градусов (10 – 35), W15 – при показателе до -20 градусов и т.д. Летом такие масла не используются, поскольку не могут защитить агрегат от перегревания.
- Летние масла. Они используются при температуре от 0 градусов, вязкость достаточно высока, чтобы вещество не растекалось слишком сильно. Обозначение летних материалов включает цифру, маркировка масел не включает букв, как у первой разновидности. Популярные показатели – 20, 30 и 40.
- Универсальные расходники, обозначение которых включает букву W и цифру (примеры – 10W-40, 15W-30, 15W-40 и т.д.): они хорошо сохраняют качества как при отрицательных температурах, так и жаре.
Для автомобилей с большим пробегом лучше приобретать продукцию с высоким классом вязкости по SAE, за счет чего движущиеся части подвергаются гораздо меньшему износу. Кроме того, расходные материалы с большой вязкостью гораздо меньше протекают, и расход будет в нормальном состоянии.
Что означает маркировка по API?
Согласно расшифровке масла по системе API, основными показателями являются данные по виду мотора, режиму функционирования, свойствам масла и году выпуска авто. По первому критерию вещества делятся на две группы – для бензиновых (S) и для дизельных (C) моторов. Также маркировка автомасел по API включает обозначение, которое указывает на характеристики эксплуатации:
- EC – масло с энергосберегающими качествами.
- Римские цифры – такая маркировка означает то, насколько экономным будет расход двигателя по топливу с применением продукта.
- Буквы A-N после указания группы двигателя показывают степень свойств эксплуатации.
При соответствии масла критериям API и SAE расшифровка подтверждается соответствующим графическим символом на упаковке, а показатели пишутся через косую черту «/».
Особенности классификации по системе ACEA
Данная система была принята на вооружение ассоциацией Европы, в классификации обозначены свойства, предназначение и категория расходной жидкости. Разделение продукции осуществляется по трем категориям с 12 классами:
- A/B – для легковых машин и микроавтобусов с бензиновым и дизельным мотором.
- C – для машин, оснащенных катализатором отработки.
- E – для грузовых автомобилей с дизельным ДВС.
Помимо классов, значения которых можно посмотреть в таблице системы ACEA, в расшифровке указывается год вступления в действие и порядковый номер конкретного издания.
ГОСТ как система классификации
По требованиям российского стандарта ГОСТ 17479.1-85 маркировка машинного масла включает следующую информацию:
- Степень кинематической вязкости. По данному параметру жидкость может принадлежать к летнему, зимнему или универсальному классу. Ряд летних показателей – все четные с 6 до 16, 20 и 24, зимних – с 3 по 6, всесезонные пишутся через косую черту с указанием зимнего и летнего классов.
- Область использования. По этому критерию масла распределяются по 6 группам, которые маркируются русскими буквами от А до Е. Также расшифровка моторного масла по ГОСТ включает определение типа двигателя: индекс 1 назначается жидкостям для бензиновых ДВС, 2 – для дизельных движков. Если у масла отсутствует индекс, оно относится к универсальной категории.
Расшифровка по ILSAC
Данная система была разработана японскими и американскими специалистами, она оптимально подходит для выбора расходных материалов к машинам японских марок (Suzuki, Acura, Honda и пр.). Классификация в пяти стандартах практически полностью аналогична системам API, однако масла, соответствующие критериям ILSAC, имеют свойства энергосбережения и считаются универсальными (всесезонными). Чтобы понять, как расшифровать соответствия стандартов ILSAC классам API и SAE, можно воспользоваться таблицей:
Название стандарта | Соответствующий по API и SAE класс |
GF-1 (в настоящий момент этот стандарт считается устаревшим) | API SH; SAE 0W-XX, 5W-XX, 10W-XX, где XX-30, 40, 50, 60 |
GF-2 | API SJ; SAE 0W-20, 5W-20 |
GF-3 | API SL (введен в эксплуатацию с 2001 года) |
GF-4 | API SM |
GF-5 | API SN |
Отдельным классом в японо-американской системе считается JASO DX-1, который отвечает критериям турбомоторов, работающих на дизельном топливе. Такие масла применяют для обслуживания автомобилей, чьи двигатели имеют турбину и отличаются повышенным уровнем экологической безопасности при работе.
Сертификация масел от производителей, оформление допусков
Системы API и ACEA включают ряд обязательных требований, которые были согласованы в процессе переговоров с производителями расходных материалов и фирмами, выпускающими сами машины. В ряде случаев производитель авто придерживается разработанной собственной системы допусков, использует коды и рекомендует заливать масло конкретных брендов, обладающее нужными характеристиками.
Рекомендации от производителя формируются в результате полевых испытаний конкретного продукта; мировые бренды (Мерседес, Фольксваген, Форд и пр.) имеют свои системы допуска. Для его получения производители масел подают заявку на тестирование их продукции, и в случае положительного результата жидкости присваивается допуск, подтверждаемый соответствующим кодом. При оценивании качества машинного масла учитываются все параметры:
- Тип основы (синтетика, полусинтетика, минеральная).
- Вязкость, степень защитной пленки.
- Подверженность температурным перепадам.
- Влияние на двигатель конкретного типа (моторы могут быть силовыми, скоростными, универсальными, и одно и то же масло может показать себя по-разному на различных по характеристикам агрегатах).
О том, что продукт имеет допуск, говорит выданный и оформленный по всем правилам сертификат, в результате производитель может указывать информацию на упаковке. Наличие систем допуска позволяет уменьшить конкуренцию среди изготовителей расходных материалов и выявить лучшие марки как среди известных брендов, так и новичков рынка.
Классификация, маркировка и расшифровка моторных масел
Расшифровывать маркировку разных моторных масел, нанесенную на упаковку, обязательно должен уметь каждый водитель. Ведь маркировка масел моторных, расшифровка обозначений является безусловно важными для водителей знаниями. От выбора смазочного материала во многом зависит долговечная и стабильная работа двигателя любой модели транспортного средства. Из-за того, что масла работают в диапазоне высоких температур и, как правило, под высоким давлением, к их качеству предъявляются особые требования.
Маркировка смазочных материалов содержит в буквенных и цифровых обозначениях необходимую для водителей информацию, поэтому следует уметь правильно ее расшифровывать. Для упрощения и упорядочивания процедуры выбора автомобильного смазочного материала для конкретной модели транспортного средства применяются специальные стандарты. Все общепризнанные производители масел классифицируют свою продукцию по общепринятым стандартам:
- SAE;
- API;
- ACEA;
- ГОСТ.
- ILSAC;
Все производители автомобильного масла имеют стабильную, сложившуюся за годы работы, хорошую репутацию, а также свою долю мировых продаж. Расшифровка этих обозначений помогает считывать необходимую информацию при выборе смазочного материала для конкретного автомобиля. В Российской Федерации чаще всего используются четыре вида:
- API;
- SAE;
- ACEA;
- ГОСТ.
Автомобильные смазочные материалы делятся на 2 класса, которые зависят от типа используемого двигателя автомобиля. Кроме этого производителями масел выпускается универсальный тип, подходящий по своим свойствам к обоим типам двигателей. Эти данные всегда нанесены на упаковке.
Любой автомобильный смазочный материал состоит из основы минерального масла с добавлением химических присадок. От выбора вида масла зависит долговечность и стабильность работы автомобильного двигателя. Основа может быть получена от переработки нефтяных продуктов или же искусственным путем.
Поэтому масла по своему химическому составу делятся на:
- минеральные;
- полусинтетические;
- синтетические;
На упаковке со смазочными материалами вместе с маркировкой обязательно указан также химический состав.
На упаковке указывается:
- Класс вязкости, согласно классификации SAE, принятой мировыми производителями.
- Классификация API.
- Классификация ACEA.
- Допуски производителей.
- Штрих-код.
- Номер партии.
- Дата производства.
- Специальные категории автомобильного масла.
Чтобы более понятно все объяснить следует разобраться в классификация разных моторных масел.
Самой важной характеристикой, всегда указываемой на упаковке, является коэффициент вязкости смазки согласно классификации SAE. Этот международный стандарт регламентирует вязкость выпускаемых смазочных материалов при работе в разных температурных режимах — от сильной жары до очень низких отрицательных температур, указывая при этом гранично допустимые значения.
Согласно стандарту SAE при обозначении используют формат ХW-Y, первое число означает минимальный температурный режим, при котором двигатель без каких-либо затруднений функционирует стабильно.
Второе число обозначает максимально допустимые значения температуры. Чем выше этот показатель, тем гуще становится масло при рабочем нагреве двигателя, и наоборот.
Тип масла | Температурный диапазон |
5W30 | -25 +20°С |
5W40 | -25 +35°С |
10W30 | -20 +30°С |
10W40 | -20 +35°С |
15W30 | -15 +35°С |
15W40 | -15 +45°С |
20W40 | -10 +45°С |
20W50 | -10+ 45°С |
SAE30 | 0 +45°С |
Именно поэтому смазочные материалы принято делить на три разных вида:
- Зимние. Этот вид масла отличается большей текучестью и позволяет без проблем, запускать двигатель при низких температурах. Согласно классификации SAE в маркировке обязательно присутствие буквы «W». В летнюю жару это автомобильное масло не может обеспечить оптимальную смазывающую пленку, а также необходимое давление по причине большой текучести при использовании в высоких температурных режимах.
- Летние. Эти смазочные материалы применяются только при плюсовых температурах. Вязкость достаточно высокая, при жаре детали двигателя хорошо смазываются. В холодную пору запуск двигателя с использованием этого масла невозможен. При расшифровке моторного масла это обязательно нужно учитывать.
- Всесезонные масла. Эти масла пользуются огромной популярностью у автолюбителей. Так как двигатель автомобиля работает на данном типе масла одинаково хорошо как в жару, так и зимнее время года.
Классификация автомобильного масла по API
Классификация API моторных масел пользуется заслуженной популярностью среди автолюбителей и профессиональных водителей. Согласно этой международной классификации учитывается:
- Тип двигателя.
- Режим работы.
- Эксплуатационные свойства смазочного материала.
- Условия применения.
- Год выпуска.
Спецификацией предусмотрен раздел смазочных материалов на категории являющиеся абсолютно разными:
- категория «S» — применяется в двигателях, использующих в качестве топлива бензин;
- категория «C» — применяется в дизельных моторах.
Расшифровка маркировки API
Классификация масел по API не сложная. Необходимо просто запомнить буквенные и цифровые обозначения:
- Аббревиатура EC означает, что масло является энергосберегающим.
- Римские цифры показывают тип применяемого в двигателе топлива.
- Буква S означает, что масло применяется в двигателях, работающих на бензине.
- Буква C указывает о его применении в дизельных двигателях.
- Обозначение масла с буквенными символами: чем выше в алфавитном порядке находится буква, тем выше класс смазочного материала.
- Универсальное масло обозначается с использованием косой линии.
- Цифра в конце маркировки API означает количество тактов двигателя.
Классификация масел по API в таблице
Год введения | 1980 | 1989 | 1994 | 1997 | 2001 | 2004 | 2010 |
API масла для бензиновых двигателей | SF | SG | SH | SJ | SL | SM | SN |
Благодаря маркировке моторных масел, а также классификации водители смогут без проблем подобрать именно то масло, которое подойдет для их модели автомобиля и именно тех свойств, какие необходимы.
Маркировка моторных масел — их расшифровка и обозначения
На любой емкости с автомобильным маслом находится этикетка, на которой нанесена информация маркировки моторных масел. Нанесение выполняется для того, чтобы любой автовладелец мог определить, какая смазочная жидкость нужна для его автомобиля. Необходимо лишь расшифровать указанную маркировку, чтобы определить характеристики смазки.
Общие вопросы маркировки
Выбор смазки для двигателя проводиться в зависимости от его типа, технических характеристик и условий эксплуатации. Для этого мировыми производителями транспортных средств и силовых установок разработано несколько стандартов. К ним относятся:
- SАЕ. Этот стандарт определяет температурные и вязкостные показатели масляных жидкостей.
- АCЕA. Стандарт европейских производителей автомобильной техники. Определяет вид моторной смазки для различных видов моторов, в зависимости от года их выпуска, характеристик и условий работы.
- АPI. Разработан американским институтом нефти для автомобильной техники, изготовленной американскими производителями. Является аналогом АСЕА.
- ILSАС. Стандарт составлен американскими и японскими производителями транспортных средств. Дублирует стандарт АPI.
- ГОСТ. Межгосударственный стандарт для стран СНГ. Определяет вязкость, температуру и свойство моторного масла.
Существует две основные категории масла, название которых зависит от типа двигателя: бензиновое и дизельное. Есть универсальное масло для двигателей, но применяется редко. На этикетке указывается тип двигателя, для которого применяется смазочная жидкость.
Основой всех масел является нефтепродукт, который перегоняется и наполняется определенными присадками и добавками. В результате такой обработки изменяется химический состав смазки, которая делится на минеральную, синтетическую или полусинтетическую. Обязательно на этикетке указывается химический состав моторной жидкости.
Этикетка масляной канистры может нести в себе следующую информацию:
- Название продукта. В основном, это указание на то, каким по структуре является масляный раствор.
- Указание класса вязкости, согласно стандарту SAЕ. Необходимо убедиться, что класс вязкости на канистре соответствует требованиям автопроизводителя. Это указано в инструкции по эксплуатации транспортного средства.
- Соответствие стандартам АСЕА и АРІ. Необходимые требования также указаны в инструкции по эксплуатации транспортного средства.
- Рекомендации производителей транспортных средств. На этикетке указано, какие ведущие производители техники рекомендуют использовать данное автомасло для своих автомобилей.
- Штрих-код товара и дата его изготовления.
- Категория транспортных средств, для которых рекомендуется использовать смазку.
- Химический состав. Указывает перечень добавок и присадок, что позволяет более точно подобрать нужную масляную жидкость.
Маркировка масла по вязкости
Показатель вязкости масляной жидкости определяется стандартом SAЕ и ГОСТом. Оба стандарта делят масла на три категории: летнее, зимнее и всесезонное. Обозначение вязкости моторных масел по указанным стандартам проводится в буквенно цифровом виде.
Стандарт SAЕ
Для летнего сезона маркировка моторного масла и расшифровка проводится цифрой. Например, SAЕ30. Имеет маркировку SAЕ30, 40, 50, 60. Число указывает на максимальную температуру, при которой допустимо использование смазочной жидкости.
Зимняя масляная жидкость имеет буквенно-цифровое обозначение. Например, SAЕ20W, где буква будет означать, что жидкость зимняя. Маркировка зимнего масла имеет вид SAЕ 20W, 15W, 10W, 5W, 0W. Чтобы определить нижнюю температурную границу, при которой возможно применение смазочного раствора, необходимо от указанной в марке цифры вычесть 35 градусов.
Всесезонная масляная жидкость имеет комбинированный вид. Например, SAЕ10W/30. В числителе указано значение для зимней эксплуатации, в знаменателе – для летнего использования.
Температурные показатели можно выложить таблицей
Зимняя смазка | Летняя смазка | ||
марка | нижний температурный уровень | марка | верхний температурный уровень |
SAЕ 0W | До минус 35° | SAЕ 60 | До плюс 60° и более |
SAЕ 5W | До минус 30° | SAЕ 50 | До плюс 50° |
SAЕ 10W | До минус 25° | SAЕ 40 | До плюс 40° |
SAЕ 15W | До минус 20° | SAЕ 30 | До плюс 30° |
SAЕ 20W | До минус 15° |
Межгосударственный ГОСТ
Этим стандартом установлены классификация и марки моторных жидкостей, которые используются во всех транспортных средствах.
Спецификация смазок состоит из букв и цифр. В ее начале стоит литера М, которая означает слово моторный. Вторая цифра будет обозначать класс вязкости смазки. Следующая буква с индексом 1 или 2 определяет тип двигателя, в который этот масляный раствор можно заливать.
По кинематической вязкости моторные масла делятся на:
- Летние. Маркируются цифрами 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24.
- Зимние. Маркируются цифрами 3з, 4з, 5з, 6з. Буква «з» обозначает, что масляный раствор зимний.
- Всесезонные. Имеют двойную индексацию, где в числителе зимний класс, а в знаменателе – летний. Имеют марки 3з/8, 4з/6, 4з/8, 5з/10, 5з/12, 5з/14, 6з/10, 6з/14, 6з/16.
В зависимости от характера работы и условий эксплуатации, двигательный смазочный материал делится на группы. Они имеют следующие наименования:
- Группа А – бензиновые и дизельные нефорсированные двигатели.
- Группа Б – слабо форсированные бензиновые и дизельные силовые установки.
- Группа В – средне форсированные бензиновые и дизельные силовые установки.
- Группа Г – высоко форсированные бензиновые и дизельные двигателя.
- Группа Д — высоко форсированные бензиновые и дизельные двигателя, работающие в тяжелых условиях.
- Группа Е — высоко форсированные бензиновые и дизельные двигателя, работающие в экстремальных условиях.
Каждый тип двигателя имеет добавочный индекс. Если после буквы стоит цифровая индексация 1, то это бензиновый двигатель. Цифровая индексация 2 ставится после буквы, у дизельного силового агрегата. Универсальный масляный раствор имеет двойное указание. Впереди ставится группа смазки для дизеля, после нее идет группа для бензинового силовика.
Маркировка масляных растворов по стандартам АРІ и АСЕА
Стандартизация АРІ
Согласно требованиям этого стандарта, масла делятся на две группы. К ним относятся:
- Группа «Servісе». Обозначается литерой S и означает, что это смазочный раствор для бензиновых силовых агрегатов, которые установлены на легковых автомобилях, грузоподъемных транспортах малой мощности и микроавтобусах.
- Группа «Commerciаl». Обозначается литерой С и означает, что это смазочный раствор для транспортных средств с дизельной силовой установкой.
- Комбинированная группа. Обозначается литерами S/С. Может заливаться в легковые автомобили с дизельным двигателем или в масляную систему как бензиновых, так и дизельных моторов.
Группы смазок имеют индексацию из двух букв. Чем ниже в алфавите вторая буква, тем выше качество масляного наполнителя. Для дизельных силовых агрегатов применяются растворы следующего стандарта:
- СD2 – для силовых агрегатов, выпущенных после 1972 года, которые оборудованы турбонаддувом, а солярка имеет высокое содержание серы.
- СЕ – для силовых агрегатов с принудительной подачей воздуха, выпущенных после 1983 года.
- СF4 – для силовых агрегатов с принудительной подачей воздуха, выпущенных после 1990 года.
- СF, СF2 – для силовых агрегатов с принудительной подачей воздуха, выпущенных после 1994 года.
- СG4 – для силовых агрегатов с турбонаддувом, выпущенных после 1994 года. Масляная жидкость с лучшими качественными характеристиками и нормами токсичности.
- СН4 – для быстроходных и скоростных силовых агрегатов с турбонаддувом, выпущенных после 2001 года, с высокими ограничителями токсичных отходов.
- СI4 – для высокоскоростных турбированных силовых установок, выпущенных после 2004 года, которые оборудованы системой рециркуляции выхлопных газов. Масляный раствор может служить заменой предыдущих смазок.
- СJ4 – для силовых турбодизельных пусковых агрегатов, выпущенных после 2010 года, имеющих сажевый фильтр.
Цифровой индекс в масле указывает на использование ее в двух или четырехтактном двигателе.
Для бензиновых силовых агрегатов применяются масляные жидкости следующего стандарта:
- SF – для силовых агрегатов, выпущенных после 1973 года.
- SG – для моторов, выпущенных после 1990 года, которые имеют сложные условия эксплуатации.
- SН – для силовых агрегатов, выпущенных после 1994 года, которые имеют сложные условия эксплуатации.
- SJ – с повышенными энергосберегающими показателями для двигателей, выпущенных после 1998 года, которые имеют сложные условия эксплуатации.
- SL – с длительным сроком эксплуатации для силовых установок, выпущенных после 2001 года
- SМ – с длительным сроком эксплуатации и высокими противоокислительными показателями для моторов, выпущенных после 2004 года.
Все соответствия стандартам проверяется специальной комиссией АРІ.
Стандартизация АСЕА
Моторный масляный компонент по стандарту АСЕА делится на категории в зависимости от конструкции и условий эксплуатации. Они включают:
- Категория А и В. Включает растворы масел для бензиновых и дизельных силовых агрегатов, установленных на малых транспортных средствах (легковые автомобили или микроавтобусы).
- Категория С. Масла для бензиновых и дизельных моторов, с нейтрализатором выхлопных газов в соответствии с требованиями экологической защищенности.
- Категория Е. Смазывающие растворы для дизельных моторов, которые эксплуатируются в тяжелых или экстремальных условиях.
Каждая из категорий имеет свои подкатегории, которые определяют использование смазки для определенного типа силовой установки, работающей в конкретных условиях. Раствор марок А и В имеют подкатегории A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5. Смазки марки С делятся на подкатегории С1, С2, С3, С4. Смазки марки Е имеют подкатегории Е4, Е6, Е7, Е9.
Системы стандартизации АРІ и АСЕА похожи между собой, но стандарт АСЕА имеет более жесткие требования. Так, стандарт АСЕА А3/В3 является аналогом стандарта АРІ SL/СF, но на практике масляная жидкость европейского стандарта может оказаться намного лучше своего американского аналога.
Расшифровка маркировок смазочных растворов
В зависимости от того, смазку какого производителя предстоит приобрести, будет нанесено шифр-код на канистре.
Исходя из изложенного выше материала, рассмотрим несколько примеров расшифровки.
Расшифровка маркировки моторного масла отечественных производителей:
- М-10-В1. М – моторная смазка. Летняя. 10 – класс вязкости. В1 – раствор для средне форсированного бензинового пускового агрегата.
- М-5з/12-В. М – моторная смазка. Универсальная. 5з – класс вязкости зимой, 12 – класс вязкости летом. В – комбинированная смазка для среднефорсированного бензинового или дизельного силового агрегата.
- М-3з/8-В2Г1. М – моторная смазка. Универсальная. 3з – класс вязкости зимой, 8 – класс вязкости летом. Раствор для В2 – среднефорсированного дизельного мотора и Г1 – высокофорсированного бензинового турбированного агрегата.
- М-3з/8-Д(т). М – моторная смазка. Универсальная. 3з – класс вязкости зимой, 8 – класс вязкости летом.
Смазка для Д – высокофорсированного дизельного турбированного агрегата. Т – трансмиссионная смазочная жидкость.
Расшифровка зарубежных производителей:
- SAЕ40 АРІ СJ-4. Летняя смазка. 40 – класс вязкости. СJ4 – дизельные силовые турбодизельные пусковые агрегаты, оборудованные сажевым фильтром.
- SAЕ15W/40 АРІ СI-4/SМ. Комбинированная смазка. 15W – класс вязкости зимой. 40 – класс вязкости летом. СI-4 — дизельныевысокоскоростные турбированные силовые установки с системой рециркуляции выхлопных газов. SМ – бензиновые моторы.
Заключение
Каждый водитель транспортного средства должен знать, что означают различные цифры на моторном масле. Необходимо знать, как маркируются масляные растворы. В случае непредвиденной ситуации это может пригодиться.
Обозначение моторного масла, расшифровка маркировок и значений
Все владельцы автомобилей в обязательном порядке должны понимать, что указано на маркировке моторного масла. Чтобы двигатель работал стабильно и долго, необходимо пользоваться только качественным продуктом. Имеющиеся на емкости обозначения моторного масла помогают понять, насколько характеристики смазочной жидкости соответствуют рекомендациям изготовителя автомобиля.
Обозначение моторного масла
Состав
При производстве автомобильных масел применяется базовая основа, в которую добавляют специальные присадки. Основа подразделяется на несколько групп:
Синтетика
Для ее получения используется синтез соединений углеводорода. Жидкость отличается хорошими вязкостными характеристиками.
Минералка
Получается после перегонки нефтепродуктов. В состав смазки входят молекулы, имеющие разное строение и структуру. Масло может работать только при определенном диапазоне температуры.
Полусинтетика
Смесь синтетики с минералкой в определенных пропорциях. По своим свойствам почти не отличается от синтетики. Имеет доступную стоимость.
Как обозначаются иностранные смазки
Согласно стандарту SAE, все моторные смазки делятся на несколько классов, в которых основным параметром является вязкость.
Зимнее
Маркируется буквой W. Перед ней ставится цифра, к примеру, 20W. Если от 35 вычесть 20, получиться значение температуры, при котором смазка останется текучей и не загустеет. Другими словами 35-20=15. То есть температурный порог равен минус 15 градусам.
Летнее
Наносится аббревиатура SAE. Затем пишется цифра, показывающая максимальное значение температуры, при которой свойства масла останутся неизменными. Например, SAE 50, жидкость может нормально работать при температуре плюс 45 градусов.
Всесезонное
Смазка, обладающая свойствами двух предыдущих классов. Обозначается летним и зимним показателем, которые разделяются тире. К примеру, обозначение 5w — 30, говорит о том, что жидкость можно эксплуатировать в диапазоне от +25 до – 30 градусов.
Маркировка стандарта ACEA
Эта классификация учитывает конструкцию европейских двигателей, а также их характеристики. Согласно стандарту масла подразделяются на следующие виды:
- Бензиновые моторы – А.
- Легковые автомобили – В.
- Для дизелей и бензиновых установок, оборудованных нейтрализатором выхлопных газов — С.
- Для тяжело нагруженных дизельных машин — Е.
Маркировка API
Учитывается год изготовления автомобиля, а также вид топлива. Для бензиновых силовых агрегатов принята следующая маркировка:
SC – автотранспорт, изготовленный до 1964 г.
SD – машины, выпущенные в 1964-1968 гг.
SE – для транспортных средств 1969-1972 года выпуска.
SF – автомобили, сошедшие с конвейера в период 1972 -1973 г.
SG – для ТС, функционирующих в очень тяжелых условиях, выпущенных в свет 1989 – 1994 г.
SH – для «выпускников» 1995 – 1996, эксплуатируемых в экстремальных условиях.
SJ – для авто 1997 – 2000 года выпуска. Масло отличается своими энергосберегающими характеристиками.
SL – современные автомобили, изготовленные в 21 веке, отличающиеся увеличенным периодом замены смазочной жидкости.
Маркировка для дизельных установок
СВ – в топливе содержится большое количество серы. Автомобиль изготовлен до 1961 года.
СС – предназначено для силовых установок, работающих в экстремальных условиях. Можно использовать в машинах, выпущенных до 1983 года.
CD – используется на автомобилях, изготовленных до 1990 года, работающих на топливе, содержащим большое количество серы.
CE – предназначено для турбированных автомобилей, выпущенных до 1990 года.
CF – для автотранспорта после 1990 года, оборудованного турбиной.
CG-4 – предназначено для машин, выпущенных позднее 1994 года.
CH-4 – для высокотоксичных моторов. Применяется в автомобилях, изготовленных после 1998 года.
CI-4 – применяется в новейших турбированных моторах.
В принципе американская система обозначения моторного масла соответствует европейской маркировке. Но в Европе к смазочным жидкостям предъявляются более высокие требования. Очень часто смазка, отвечающая европейским стандартам, оказывается намного лучше американской.
маркировка моторных масел, расшифровка и характеристики
Каждый автолюбитель знает, что залог эффективной и стабильной работы двигателя внутреннего сгорания – использование качественной моторной смазки. Но широкое разнообразие защитного материала порой вводит в заблуждение и затрудняет выбор. Классификация моторных масел призвана облегчить поиск нужной жидкости.
Попробуем разобраться, какие классификации существуют и о чем их маркировка может поведать автолюбителю.
Классификация моторных масел по химической основе
Первым делом разберемся, какие бывают моторные масла по химическому составу. Выделяют три основные группы автомасел: минеральные, полусинтетические и синтетические.
Сравнение синтетики и минералки
Минеральные полностью состоят из натуральных ингредиентов. Они производятся путем прямого перегона нефтепродуктов. Их использование рационально в новых двигателях, не предназначенных для работы в условиях сильных перегрузок. Минералка идеально подходит для умеренного климатического пояса, где сезонные температурные перепады практически не заметны. Такая особенность объясняется невозможностью масла поддерживать стабильное рабочее состояние в высоко- и низкотемпературных условиях: при отрицательных температурах минеральная основа подмерзает и перестает равномерно циркулировать в силовой установке, при положительных — обретает высокую текучесть и быстро испаряется. Периодичность замены такого масла варьируется в пределах 5-7 тысяч километров пробега (при условии, что автомобиль не подвергается большим перегрузкам). Основные преимущества таких автомасел заключаются в доступности и их низкой стоимости. Отрицательной стороной, помимо невозможности использования жидкости в условиях повышенных нагрузок, является большое скопление вредных для окружающей среды примесей, содержащихся в выхлопных газах. Обозначение минеральной основы на этикетках канистр указывается редко.
Полусинтетические масла в своем составе имеют натуральные и ненатуральные элементы. Они производятся путем синтеза нефтепродуктов и специальных химических присадок, основная роль которых заключается в повышении ресурса силового агрегата автомобиля.
Присадки позволяют сохранять первоначальные свойства горюче-смазочного материала в течение продолжительного времени, а также позволяют ему противостоять температурным перепадам. К основным недостаткам полусинтетики относится ее «минеральная сторона»: нефтепродукты могут давать осадок или нагар, загрязняя тем самым рабочую площадь. Масло подходит для новых бензиновых и дизельных двигателей. Также его использование допустимо и в моторах, которые выработали небольшой ресурс.Этапы производства моторного масла
Синтетическая основа состоит из ингредиентов, которые не встречаются в чистом виде в природе. Процесс производства синтетики подразумевает проведение сложного молекулярно-химического синтеза, направленного на повышение эксплуатационных свойств защитного материала. Такое масло не оставляет нагара и не загрязняет рабочую смесь. Более того, в его составе присутствуют моющие присадки, которые бережно очищают двигатель от грязи и сажи. Если вы привыкли к спортивному стилю вождения или проживаете в регионе, славящемся резкими температурными перепадами, то «баловать» своего железного друга лучше качественной синтетикой. Она не разжижается, не густеет от времени и климатических скачков, а позволяет повышать ресурс мотора там, где обычная минералка уже полностью бы «потеряла над собой контроль». Периодичность замены синтетики может доходить до 15 тысяч километров пробега. При этом ее использование допустимо как в новых, так и старых силовых агрегатах. О том, что жидкость в канистре относится к синтетике, информирует соответствующая надпись на этикетке.
Определяющим параметром при выборе моторной жидкости по химической основе должно выступать техническое состояние мотора.
Классификация моторных масел по SAE
Характеристики моторных масел напрямую зависят от степени их вязкости. В связи с этим была разработана международная классификация моторных масел SAE. Она позволяет создавать градацию автомобильных жидкостей на основании степени их текучести и устойчивости к высокотемпературным условиям.
Согласно такой классификации, все автомасла разделяются на три группы: зимние, летние и всесезонные.
Усредненные диапазоны работоспособности масел
Обозначения зимней группы включают в себя цифру и букву W рядом с ней. Сама цифра идентифицирует низкотемпературный предел, до достижения которого ГСМ сохраняет свои потребительские свойства. Буква W символизирует зимнее время года. Такие жидкости имеют высокую степень текучести, которая позволяет им мгновенно распределяться по рабочей поверхности холодного мотора, обеспечивая ему легкий запуск. При температурах выше 0 градусов по Цельсию использовать такую жидкость нельзя – перегрев вызовет еще большую текучесть, в результате чего жидкость просто начнет просачиваться сквозь сальники и прокладки, оставляя двигатель без должной защиты.
Летнее моторное масло в своей маркировке содержит только двузначные цифры. Данные цифры условно обозначают высокотемпературный предел, после достижения которого наступает ухудшение технических параметров масла. Летняя группа имеет высокую степень вязкости, что позволяет предотвращать чрезмерную текучесть ГСМ в условиях положительных температур. При температуре ниже 0 происходит увеличение индекса ее тягучести, поэтому использование летнего масла в зимний период попросту невозможно.
Международными стандартами предусмотрена и третья группа горюче-смазочных жидкостей – всесезонная. Данная категория является наиболее рациональной с точки зрения ее использования: автолюбителям не придется изучать прогноз погоды на ближайшие дни, чтобы подгадать, когда производить сезонную замену.
Распознать универсальное автомасло просто: на его этикетке указывается маркировка, содержащая два числа и букву между ними. Объединение летнего и зимнего значений информирует автовладельца о возможности круглогодичного использования масляной жидкости: первая цифра указывает на диапазон отрицательных температур, вторая – на диапазон положительных.Зная, какая расшифровка у моторных масел, вы сможете безошибочно распознавать их на прилавках автомагазинов.
Классификация моторных масел по API
Маркировка моторных масел по классификации API выполняет сразу три роли:
- Она информирует автовладельца о том, к какому типу двигателя применима жидкость.
- Сообщает об эксплуатационных характеристиках моторного горюче-смазочного материала.
- Предупреждает, в двигателях какого года выпуска может использоваться такая смазка.
Маркировка моторных масел состоит из следующих обозначений:
Стандарт API
- буквенный код ЕС (может не прописываться), стоящий после наименования классификации API, указывает, к какому классу энергосберегающих моторных жидкостей относится данный продукт.
- римская цифра после аббревиатуры информирует о возможности экономии топлива.
- буквы «С» или «S» подразумевают дизельные и бензиновые движки, соответственно.
- после букв «С» или «S» идут буквы от А до N, характеризующие класс качества моторной жидкости. И чем дальше классификатор удален от начала алфавита, тем выше качество горюче-смазочного материала.
Узнать, что означают буквенные коды классификации моторных масел API, можно из приведенной ниже таблицы.
Классификация моторных масел по ACEA
Еще одна классификация моторных масел была разработана Ассоциацией европейских производителей автомобилей. Стоит отметить, что производители моторных жидкостей перед стартом продаж нового продукта на европейском рынке должны в обязательном порядке получить сертификат ACEA.
Маркировка моторных масел дает представление не только о том, в каком типе двигателя оно может применяться; расшифровка показывает, экономит ли смазка расход топлива или нет.
На емкостях двигательной жидкости можно найти обозначения с буквами А, В, С или Е:
Моторное масло в двигателе
- Буква «А» означает, что применение масла рассчитано на бензиновый двигатель.
- Буква «В» говорит о том, что заливается жидкость в дизельные моторы легковых автомобилей.
- Буква «С» указывает на использование масла в двигателях (бензиновых и дизельных), с установленным катализатором.
- Буква «Е» означает, что ГСМ применим для грузовых авто, оснащенных дизельной силовой установкой.
Помимо буквы в маркировке ACEA присутствуют также и цифры.
Выделяют десять основных классов моторных продуктов по классификации ACEA:
- А1/В1 — данная группа используется в тех моторах, которые допускают использование масловязкой защитной пленки при высокой температуре и высокой скорости сдвига.
- А3/В3 — основными свойствами данного класса являются большой межзаменный интервал, высокая устойчивость к деструкции и мгновенная адаптация к температурным перепадам. Такие преимущества позволяют использовать масла второй группы в моторах, подвергающихся регулярным перегрузкам.
- А3/В4 — третья группа также обладает высокими техническими характеристиками, с той лишь разницей, что используются такие масла в высокофорсированных бензиновых установках и дизельных агрегатах с непосредственным впрыском топливной смеси.
- А5/В5 — отличительная особенность ГСМ четвертого класса — значительная экономия топлива.
- С1 — масла, обладающие высокой степенью экологичности. В их составе содержится низкое содержание серы и фосфора, что существенно снижает токсичность выхлопных газов.
Моторное масло
- С2 — моторные масла группы заливаются в моторы, оборудованные сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Благодаря уникальности масляного состава, ресурс данных деталей, при использовании жидкостей с маркировкой С2, существенно увеличивается. Также происходит значительная экономия топливного расхода.
- С3 — группа масел, предназначенная для современных силовых агрегатов, отвечающих последним нормам экологической безопасности.
- С4 — класс ГСМ, разработанный в 2004 году. Согласно требованиям ACEA, заливается масло с классификатором С4 в движки Euro-4. Из положительных сторон стоит отметить низкое содержание вредных примесей и способность повышать ресурс трехкомпонентного катализатора автомобиля.
- Е6 — моторные масла девятого класса обладают не только высокой стойкостью к механической деструкции, но и «имеют отличный иммунитет» перед старением. Заливать такую жидкость нужно в дизельные моторы грузовых автомобилей, эксплуатирующихся в условиях больших перегрузок. Несмотря на постоянные температурные перепады, ГСМ отлично сохраняет свои потребительские свойства и эффективно защищает мотор от износа.
- Е7 — класс, применимый в моторах дизельных «грузовиков», отвечающих требованиям Euro-1, 2, 3 и 4.
Классификация моторных масел по ILSAC
Ilsac — классификация, разработанная инженерами Америки и Японии. Она включает пять групп моторных масел, технические характеристики которых соответствуют классификации API:
- маркировка GF-1 в настоящее время не используется. Соответствует классификатору API SH, т.е. предназначена для двигателей, выпущенных с 1995 по 1996 гг.,
- маркировка GF-2 является аналогом API SJ, т.е. моторное масло данного стандарта может заливаться в мотор, выпущенный в период с 1997 по 2000 гг. Вязкостные характеристики группы соответствуют маслам 0W-20 и 5W-20,
- маркировка GF-3 — «отражение» API SL. Использование ГСМ с таким классификатором допустимо в движке, произведенном с 2001 по 2003 гг.,
- маркировка GF-4 соответствует API SM, т.е. подходит для двигателей, выпущенных после 2004 года,
- маркировка GF-5 является аналогом API SN и предназначается для современных автомобильных моторов, оборудованных новейшими системами нейтрализации выхлопных газов.
Моторное масло, заливаемое в турбированный двигатель, по классификации Ilsac имеет маркировку DX-1.
Отличительная особенность американско-японского стандарта заключается в том, что вся продукция, попадающая в вышеперечисленные классы моторных масел, обладает энергосберегающими свойствами и может использоваться в любое время года.
Классификация моторных масел по ГОСТ
В соответствии с ГОСТ 17479.1-85, обозначение моторных жидкостей включает в себя заглавную букву «М», цифры, характеризующие класс кинематической вязкости ГСМ, и заглавные буквы, указывающие на принадлежность смазки к той или иной группе по эксплуатационным параметрам.
Бренды моторных масел
Для обозначения зимних автомасел используются цифры 3, 4, 5, 6; для летних — 6, 8, 10, 12, 14, 16,20 и 24. При этом, чем больше цифра, тем выше вязкость защитной пленки. Универсальные смазки в своей маркировке имеют показатели обоих сезонов, прописанные через дробную черту (например, 3/8).
ГОСТом предусмотрено 6 групп, классифицируемых по сфере использования. Обозначения включают в себя букву А, Б, В, Г, Д или Е и цифру. Индекс 1 подразумевает применение в бензиновых силовых установках, индекс 2 — в дизельных. Если рядом с буквой отсутствует числовой показатель, значит, средство является универсальным для всех моторов.
Итог
Расшифровка моторных масел может о многом сказать автолюбителю. Главное, запомнить основные параметры, по которым в дальнейшем будет произведен выбор качественного материала.
Следует помнить, что, несмотря на огромное количество рекомендаций в сфере применения того или иного вида моторной смазки, основное предпочтение следует отдавать требованиям производителя транспортного средства. Перед тем, как выпустить модель в продажу, компании-производители опытным путем подбирают наиболее эффективный горюче-смазочный материал, способный продлить эксплуатационный период силовой установки.
Какими бы ни были моторные масла, их характеристики могут отрицательно повлиять на состояние двигателя вашего средства передвижения. Поэтому прежде, чем ставить эксперименты на своей машине, загляните в ее руководство по эксплуатации.
Маркировка моторных масел: классификация, расшифровка
Работа двигателя невозможная без качественного моторного масла, которое определяет правильную работу двигателя. Продукт требует периодической замены, так как постепенно старое масло больше не справляется со своими задачами. Чтобы правильно приобрести новый продукт, нужно разбираться в маркировке.
Функции моторного масла
Для начала необходимо разобраться с предназначением моторного масла. Продукт выполняет ряд важных функций, от которых зависит работа двигателя.
Задачи моторного масла:
- Смазка всех движущихся деталей в двигателе. Это предотвратит износ мотора и образование стружки.
- Защита мотора от перегревания за счет отведения от него тепла.
- Конструкция агрегата остается чистой. Об этом заботятся моющие составные компоненты.
- Обеспечения работы мотора при значительном понижении температуры.
- Защита от ржавчины, окислительных процессов и продуктов сгорания.
Функции моторного масла
Нужно периодически заменять масло. В противном случае оно не будет справляться со всеми функциями. Владелец авто должен ориентироваться в маркировках, чтобы правильно подобрать нефтепродукт.
Распространенные классификации нефтепродукта
В маркировке указывают всю необходимую информацию о продукте. Главное уметь правильно ее расшифровывать. Для упрощения процедуры разработчики создали несколько классификаций. Выбор оптимального варианта зависит от характеристик масла и задач, которые выполняет нефтепродукт. Для определения тягучести индекс вязкости имеет большое значение.
Классификация по международным стандартам:
- SAE;
- API;
- ACEA;
- ILSAC;
- ГОСТ.
Каждая разновидность обладает своими особенностями использования. Знания расшифровки позволяют сделать правильный выбор. В России чаще всего используют маркировку API, ACEA и ГОСТ.
Нефтепродукт бывает для бензиновых и дизельных моторов, а также универсальным. Эта информация всегда указывается на упаковке. В состав входит основа (состоит из минерального масла) и присадок. Основой служат масляные фракции, полученные в результате синтеза искусственным путем или от переработки нефти.
Классификация в зависимости от химического состава:
Информацию по качеству масла, предназначению, составу можно посмотреть на упаковке. На этикетке указывают всю информацию о продукте: показатель вязкости, спецификация, специальные категории, допуски изготовителей авто и другие данные. Для правильной покупки важно уметь расшифровывать предоставляемую информацию.
Маркировка моторных масел по sae
Маркировка масел по sae
Классификация SAE определяет коэффициент кинематической, а таrже динамической вязкости. Маркировка обуславливает порядок применения при разных температурах. Кинематическая вязкость моторного масла обуславливается текучесть в нормальных условиях и при повышенной температуре. Динамическая вязкость не зависит от плотности продукта.
Формат обозначения – ХW-Y, где X и Y обозначают конкретные числа, а буква «W» расшифровывается, как Winter. В переводе на русский это зима. Первое число (Х) указывает на минимальное значение температуры, при котором двигатель будет нормально функционировать, а масло будет свободно проходить через каналы. Чтобы узнать оптимальный температурный режим, от этого числа нужно отнять 30.
Расшифровка «Х» при маркировке вязкости по sae:
- «0W» определяет оптимальный температурный режим для функциональности двигателя -30°С и прокачки масла -40°С;
- «5W» позволяет выдержать температуру -25°С и -35°С.
- «10W» обеспечивает нормальную работу мотора при -20°С и прокачку нефтепродукта при -30°С;
- «15W» гарантирует работу двигателя при -15°С и проходимость масла при -25°С;
- «20W» разрешается эксплуатировать машину при -10 градусов sae для нормального функционирования двигателя и при -20°С для прокачки масла;
- «25W» обеспечивает скромные показатели -5 и -15°С для мотора и проходимости нефтепродукта соответственно.
Число «Y» указывает на наиболее высокое значение температуры, которое может выдержать нефтепродукт. Чем выше показатель вязкости, тем плотнее состав, поэтому для нефтепродукта классы вязкости делятся на летний, зимний и всесезонный вариант.
Зимние масла используют в холодное время года. Летом такой продукт станет слишком жидким из-за высокой температуры, и применять его будет просто невозможно. В обозначении зимнего состава обязательно присутствует буква «W»
Летний вариант применяется только при плюсовых температурах. Зимой с таким маслом не удастся запустить двигатель. Для летнего продукта используются только цифры, никаких букв.
Чаще всего используют всесезонные разновидности, которые позволяют двигателю работать в любое время года. Тогда обозначение на упаковке двойное. В первой части указывают число и букву, а через черточку просто число.
Маркировка моторных масел api
Классификация API зависит от типа двигателя и режима его работы, эксплуатационных характеристик масла, годом выпуска и условий использования. В зависимости от топлива стандарт разделяют на две категории: для бензина («S») и для дизеля («C»). Именно с этих букв начинается маркировка. Дальше идет буква, которая указывает на уровень эксплуатационных характеристик.
Расшифровка маркировки:
- EC – говорит об энергосберегающих свойствах;
- Римские цифры определяют экономность топлива;
- S (Service) – применение возможно только на двигателях на бензине;
- C (Commercial) – характерное устройств на дизельном топливе;
- Буквы от А до N – определяют эксплуатационные свойства масла;
- Буквы через косую линию говорят о том, что продукт является универсальным.
Маркировка моторных масел API бывает двухтактной и четырехтактной. В первом варианте в конце будет цифра «2», а во втором – «4». В категории «S» начисляется 12 классов, а в категории «C» – 14. Нефтепродукты, прошедшие проверку API/SAE, обозначаются круглыми знаками. Это гарант качества продукта.
Европейская классификация acea
Классификация ACEA поможет установить эксплуатационные характеристики моторного масла.
Особенности маркировки ACEA:
- Буквы «А» и «В» с цифрами и разделены косой линией. Они могут указывать на вид используемого топлива и разновидность транспортного средства (легковое авто, грузовое, микроавтобус).
- Буква «С» с цифровым показателем. Используется в машинах с катализатором отработанных газов в независимости от вида топлива.
- Буква «Е» с цифрой. Применяется только для дизельных грузовых авто.
К основной маркировке через черточку может добавляться еще одно число. Оно обозначает год разработки продукта. Но данную информацию не всегда можно встретить.
Как разобраться в ГОСТ
Важно при покупке обратить внимание на качество по ГОСТ. Здесь продукты разделяются по кинематической вязкости и эксплуатационным характеристикам. По вязкости различают летние, зимние и всесезонные продукты. Первый вариант имеет числа от 6 до 24. Для зимней разновидности используются числа от 3 до 6. Всесезонные масла представлены комбинацией двух чисел.
На область использования указывают буквы от «А» до «Е». На тип двигателя указывает числовой индекс. Для мотора с бензином применяют индекс «1», а для дизеля – «2». При отсутствии данного числа продукт считается универсальным средством.
Маркировка по ilsac
Классификация не пользуется популярностью. Ее разработали Япония и Америка. В категории начисляют 5 классов – от GF-1 до GF-5. Они соответствуют классификации API. Но данный продукт соединил в себе энергосберегающие и всесезонные свойства.
Маркировка по ILSAC:
- GF1 – устаревший класс, который практически не используется;
- GF2 – является аналогичным продукту API SJ, а вязкость схожа с 0W-20 и 5W-20;
- GF3 – имеет одинаковые характеристики с API SL;
- GF4 и GF5 можно сравнить с SM и SN соответственно.
Для иномарок с турбинами предназначена особая маркировка – DX-1. Многие производители авто создали свои классификации. Масло ILSAC советуется использовать только для японских машин.
расшифровка SAE, API, ACEA, ILSAC
Замена моторного масла – процедура, которую водитель может выполнить самостоятельно. Для этого достаточно найти эстакаду, после чего выполнение работ потребует максимум полчаса. Но перед тем как выполнять работу по замене масла, его необходимо приобрести. При выборе расходных жидкостей всегда нужно придерживаться рекомендаций производителей. Но если имеются специфические требования к маслу, либо найти нужный состав не удается в магазине, можно самостоятельно разобраться в маркировке масла, чтобы подобрать оптимальный вариант.
Оглавление: 1. Какие бывают типы моторных масел 2. Из чего состоят моторные масла 3. Основные свойства и параметры моторных масел - Вязкость моторного масла - Дополнительные присадки 4. Маркировка моторных масел - Расшифровка маркировки SAE - Расшифровка маркировки API - Расшифровка классификации масел ACEA - Расшифровка классификации масел ILSAC
Какие бывают типы моторных масел
Как известно, главная задача моторного масла — минимизировать трение движущихся деталей в моторе автомобиля. Чем меньше детали трутся, тем меньше вероятность поломки, а значит, двигатель прослужит дольше.
В зависимости от того, какой мотор используется на автомобиле, существует 3 типа моторных масел: бензиновое, дизельное и универсальное. Как можно понять из их названий, первые два предназначены для конкретных типов двигателей, а универсальный вариант подойдет, как для дизеля, так и для бензинового мотора.
Помимо деления масел по типу двигателя, также их можно классифицировать по сезонности, когда рекомендуется такие составы использовать. Масло может быть летним, зимним или всесезонным. Стоит отметить, что сезонность масла зависит от его вязкости, а также от показателя изменения консистенции при повышении или понижении температуры.
В зимний период лучше использовать менее вязкие масла, чтобы мотору было проще стартовать после стоянки на холоде. Летом же такие масла применять не рекомендуется, поскольку они недостаточно качественном смазывают компоненты двигателя. Для лета подойдут более вязкие варианты, но если их использовать зимой, они могут препятствовать быстрому пуску мотора при отрицательной температуре окружающей среды.
Обратите внимание: Наиболее распространены сейчас всесезонные моторные масла, вязкость которых практически не меняется от температуры окружающей среды.
Из чего состоят моторные масла
Каждый производитель моторного масла имеет свою уникальную рецептуру, которая, по его мнению и испытаниям, является идеальным сочетанием между стоимостью и исполняемыми защитными функциями. Тем не менее, основа у всех моторных масел одна — это масляные фракции, которые были получены во время переработки нефти.
Обратите внимание: В последнее время некоторые производители начали использовать масляные фракции, полученные искусственным путем.
Моторные масла можно разделить на 3 типа по составу: минеральные, синтетические и полусинтетические.
Производители современных автомобилей рекомендуют использовать для повышения срока службы мотора синтетические или полусинтетические масла. Минеральные составы в настоящее время применяются, в большинстве своем, для грузовых автомобилей или старых моделей легковых машин.
Важно: Если на канистре с моторным маслом не указано, что оно является синтетическим или полусинтетическим, вероятнее всего, данный состав минеральный.
При выборе типа масла для автомобиля обязательно нужно ознакомиться с рекомендацией производителя. Далеко не всегда синтетическое масло подходит моторам, для которых изначально установлено использование минерального состава.
Основные свойства и параметры моторных масел
Как отмечалось выше, каждый производитель хранит в секрете точный состав своих моторных масел, поскольку использует свои собственные уникальные наборы присадок. Но основной параметр вязкости должен быть указан при маркировке моторного масла.
Вязкость моторного масла
При выборе подходящего состава нужно обращать внимание, в первую очередь, на показатель вязкости масла. От него непосредственно зависит, насколько сильно будут повреждаться детали в процессе работы:
- Высокая вязкость. Излишне высокая вязкость ведет к тому, что мотору сложно стартовать при низкой температуре окружающей среды. Кроме того, при высокой вязкости может возникнуть “масляное голодание”, поскольку не сразу после пуска двигателя до трущихся деталей дойдет масляный состав;
- Низкая вязкость. Также может приводить к повреждению трущихся деталей из-за недостаточного давления в системе смазки.
Дополнительные присадки
Каждое моторное масло, которое можно встретить в продаже, имеет свой уникальный набор присадок, дополняющих его эксплуатационные свойства. В зависимости от состояния мотора, его склонности к износу, а также других параметров владелец автомобиля может подобрать необходимое ему масло. Некоторые из свойств, которые добавляются с наборами присадок:
- Дополнительная защита от износа;
- Минимизация вероятности отложения стружки и различных посторонних веществ в моторе;
- Устойчивость к возникновению коррозии;
- Наличие дополнительных антиокислительных свойств;
- Дополнительные “чистящие” присадки.
Этот список далеко не полный. На канистре каждого моторного масла можно увидеть основные преимущества, которые выделяет его производительно.
Маркировка моторных масел
В России на моторном масле, независимо от того, где оно производится, могут находиться знаки сертификации по стандартам: SAE, ILSAC, ACEA, API.
Это определяет ГОСТ 17479.1-85. Расшифровка маркировки автомобильных моторных масел по указанному ГОСТ ведется следующим образом:
- Кинематическая вязкость моторного масла. Обозначается цифрой. В зависимости от вязкости масло относится к летнему, зимнему или круглогодичному (всесезонное). Цифры от 6 до 16 (только четные), а также 20 и 24 — это летние показатели масла. Зимник — это цифры от 3 до 6. Если масло может использоваться в оба сезона, через черту указывается летний и зимний класс;
- Область применения. По данному параметру составы делятся на 6 категорий, которые обозначаются русскими буквами от А до Е;
- Тип двигателя. Если установлен индекс 1 — это говорит о том, что масло произведено для бензиновых двигателей, если 2 — оно для дизелей. Если индекс не установлен, значит масло универсальное.
Рассмотрим подробное международные стандарты маркировки моторных масел, которые признаны в России.
Расшифровка маркировки SAE
Показатель вязкости масла классифицируется международным стандартом SAE (общество автомобильных инженеров). Данная классификация составляется уже на протяжении более 100 лет, когда впервые у водителей и производителей автомобилей встал вопрос выбора и создания подходящего масла для двигателей.
По стандарту SAE каждое моторное масло имеет определенные свойства при низких и высоких температурах окружающей среды. В зависимости от того, в каких условиях будет эксплуатироваться автомобиль, нужно выбирать подходящее по вязкости масло.
Читается маркировка по стандарту SAE просто:
- Если в маркировке присутствует буква W — это говорит о том, что масло является зимним;
- Если в маркировке содержится только число — это указывает, что масло является летним. При этом, чем выше число — тем выше вязкость. Вариация числа — от 0 до 50;
- Если в маркировке присутствует число с W и отдельное число, это говорит о том, что масло всесезонное.
Расшифровка маркировки API
Маркировка API разработана американским институтом нефти. Читать ее нужно следующим образом:
- Если после указания API имеется приписка EC — это указывает на то, что масло является энергосберегающим;
- Указанные цифры (римские) после аббревиатуры говорят о степени экономии используемого автомобилем топлива;
- Если присутствует буква S — она означает, что масло подойдет для бензиновых моторов, тогда как буква C указывает, что масло разработано для дизелей. Если масло универсальное, то указываются обе буквы;
- Уровень эксплуатационных свойств также обозначается буквой — от A до L. Чем ближе буква к началу алфавита, тем ниже уровень эксплуатационных свойств;
- Дизельные масла могут быть двукратными и четырехкратными. Им соответствуют цифры 2 или 4 в конце маркировки.
Расшифровка классификации масел ACEA
Это маркировка была разработана в Европе ассоциацией производителей автомобилей. В ее состав входят крупнейшие компании: Volvo, BMW, Ford, Porsche и десятки других.
Классификация ACEA делит масла на 3 категории следующим образом:
- A/B. Масла, разработанные для бензиновых и дизельных моторов;
- С. Масла, которые разработаны для дизельных и бензиновых моторов, но при этом являются более экологическими — соответствуют стандарту выхлопных газов по классу Euro-4. Такие моторные масла могут использоваться совместно с катализатором и сажевыми фильтрами;
- E. Моторные масла для тяжелых грузовых дизельных автомобилей.
Каждая из категорий включает в себя несколько классов, то есть можно встретить категории A1/B1, A3/B3, C1, C2, C3 и так далее. Чем больше цифра после букв, тем лучше эксплуатационные свойства масла. При этом число классов может увеличиваться со временем, если ассоциацией будет принято решение о введении нового класса.
Расшифровка классификации масел ILSAC
Японские и американские производителей автомобилей совместно разработали классификацию ILSAC. Ее используют чаще всего при выпуске расходных жидкостей для японских автомобилей.
Важно: Все масла, выпускаемые с классификацией ILSAC, являются всесезонными, а также относятся к категории энергосберегающих.
В данный момент классификация ILSAC включает 6 классов:
- GF-1 (устаревший), GF-2, GF-3, GF-4, GF-5. Чем больше цифра, тем лучше;
- JASO DX-1 — особый класс для турбированных двигателей, работающих на дизельном топливе.
Расшифровка того, что цвет моторного масла говорит о состоянии вашего двигателя
Вы можете думать о цвете моторного масла как о некоем неофициальном канале связи между тем, что происходит внутри вашего двигателя и внешним миром. Хотя это не так подробно, как о свечах зажигания, когда речь идет о деталях внутреннего сгорания, масло и его внешний вид могут помочь вам как можно раньше начать диагностику ряда потенциальных проблем с вашим двигателем.
Посмотрите на эти вариации цвета масла и на то, что они могут рассказать вам о состоянии вашего двигателя.
Темный, густой цвет моторного масла
Масло, которое вы заливаете в двигатель, имеет светло-янтарный цвет прямо из бутылки, но после нескольких сотен миль внутри двигателя оно начинает темнеть. Это совершенно нормально, потому что современное масло содержит моющие присадки, предназначенные для удаления мусора изнутри двигателя и удержания его во взвешенном состоянии, чтобы оно не могло причинить никакого вреда. Дело в том, что чем дольше вы едете между заменами масла, тем темнее становится ваше масло.Как только он начинает заметно густеть, это означает, что он пропитался частицами грязи и сажи, и его необходимо в ближайшее время заменить.
Стоит отметить, насколько темным становится ваше масло каждый раз, когда вы проверяете щуп, особенно если вы едете по пыльной дороге или в экстремальных условиях температуры или производительности (например, буксировка или гонки). Это поможет вам понять, нужно ли вам менять смазку до того, как этого требует заводской график.
Мутно-коричневый, кремовый или молочный цвет моторного масла
Хотя темное масло не является поводом для немедленной тревоги, если оно станет кремовым или коричневатым, вы, вероятно, столкнулись с серьезной проблемой.Этот цвет моторного масла указывает на то, что антифриз из системы охлаждения смешался со смазкой вашего двигателя — почти всегда из-за неисправности прокладки головки блока цилиндров автомобиля. Если вы заметили этот необычный цвет масла, сначала проверьте радиатор или переливной бачок, чтобы убедиться, что он низкий. Затем проверьте выхлопную трубу на наличие белого дыма, выходящего из выхлопной системы.
Если присутствуют один или оба этих дополнительных симптома, пора назначить встречу с механиком и тем временем как можно меньше водить машину.Если масло выглядит кремообразным, но вы не замечаете дыма или исчезающей охлаждающей жидкости, возможно, вода попала в ваш двигатель в другом месте, а это значит, что вам все равно нужно посетить гараж для замены масла и более тщательной диагностики.
Ознакомьтесь со всеми химическими продуктами и смазочными материалами, доступными на NAPA Online, или доверьтесь одному из наших 17 000 пунктов обслуживания NAPA AutoCare для текущего обслуживания и ремонта. Для получения дополнительной информации о том, что цвет моторного масла говорит о состоянии вашего двигателя, поговорите со знающим экспертом в местном магазине NAPA AUTO PARTS.
Фото любезно предоставлено Flickr.
.расшифровка кодировки моторного масла
Все автомобильные моторные масла делятся на три категории: бензиновые, дизельные и универсальные. Также они делятся на всепогодные, зимние и летние. Но к какому классу они относились, главной характеристикой масла остается одна — вязкость. Именно от этого параметра зависит уровень распределения данной жидкости на поверхности трения деталей двигателя. Можно сказать, что ресурс двигателя внутреннего сгорания больше зависит от вязкости, поэтому сегодня мы посвятим этому моменту отдельную статью.
Сегодня вы узнаете, что такое вязкость, и познакомитесь с таким понятием, как расшифровка моторного масла 5w30.Что такое вязкость?
Основная функция этой жидкости — предотвращение трения движущихся в двигателе деталей «на сухую». Также масло обеспечивает минимальную силу трения при сохранении максимальной герметичности рабочих цилиндров.
Следует отметить, что характеристики и смазочные свойства этой жидкости могут существенно различаться в зависимости от температуры самого двигателя.Кстати, те данные о температуре мотора, которые отображаются на шкале прибора, могут существенно отличаться от уровня нагрева масла. И его нет на панели приборов в салоне. В зависимости от интенсивности ДВС это вещество способно нагреваться до 140-150 градусов Цельсия (и это при том, что рабочая температура двигателя будет равна 90 градусам!). Но в таких условиях вязкость жидкости может существенно отличаться от исходной.
Поэтому для обеспечения максимально длительного срока службы и минимального трения о стенки цилиндров каждому автомобилю требуется свой тип масла, рекомендованный автопроизводителем.
Сам параметр вязкости очень важен для машины, потому что он влияет на способность жидкости оставаться на поверхности деталей двигателя в течение длительного времени. Но этот параметр, как мы уже отмечали ранее, может существенно отличаться для другого температурного диапазона. Но как тогда понять, какой вязкости должно быть масло в идеале? К счастью, решение этой проблемы было найдено в Американской ассоциации автомобильных инженеров (SAE), которая разработала классификацию автомобильных масел по вязкости.Другими словами, эта система дает нам диапазон температур, при котором работа ДВС безопасна, при условии, что производитель смазочного материала разрешил использовать его с такими параметрами в этом двигателе.
Расшифровка маркировки масла
5W30, 14W-40 — такие цифры встречаются абсолютно на каждой этикетке со смазочной жидкостью. Что они имеют в виду?
Фактически любая маркировка таких товаров включает несколько цифр, разделенных буквой W и тире. В нашем случае толкование моторного масла 5w30 говорит о том, что эта жидкость всесезонная — самая популярная среди автомобилистов.Определить все подробные характеристики очень просто. Рассмотрим это на примере масла 5w30.
Расшифровка 5W сообщает нам о низкотемпературном вязкостном средстве, позволяющем производить холодный запуск автомобиля при температуре минус 35 градусов Цельсия. Определяется это следующим образом — из цифры, стоящей перед значением W, вычитаем 40. Полученное число и будет минимальной температурой масла, при которой насос ДВС сможет прокачать его по системе, не допуская сухого трения деталей внутри.
Минимальный уровень запуска двигателя
С помощью таких математических манипуляций можно определить минимальную температуру «вращаемости» двигателя. На примере расшифровка масла 5w30 нам говорит, что этот параметр минус 30 градусов по Цельсию. А очень просто: из полученной температуры холодного пуска мотора (в нашем случае это -35 0 ) отнимаем 35. Становится очевидным, что с охлаждением масло становится все более плотным, и становится больше. стартеру сложно повернуть мотор «на холод».
Итак, мы выяснили, что за масло 5w30 Объяснение. Синтетика это или «минеральная вода» — будет зависеть только от возраста автомобиля. Если этому автомобилю больше 5 лет, лучше использовать «минеральную воду», если моложе, то «синтетику».
Обращаем внимание на
Следует отметить, что все параметры, указанные выше, являются только усредненными для автомобиля. Расшифровка (масло 5w30 в том числе) дает приблизительные данные. Фактические значения зависят от характеристик самого двигателя, поэтому при выборе масла не закрывайте глаза на рекомендации производителя.
Температурные особенности
В большинстве случаев современные производители автомобильных масел допускают работу при температуре не выше минус 20 градусов Цельсия. Если вы живете в этом климате, то не вам выбирать между маслами 15W-40 и 5W-30. Расшифровка обоих позволяет работать даже самой суровой зимой. Однако, если ваш стартер / аккумулятор сильно изношен / разряжен, лучше отдать предпочтение маслу 5W-30 или 0W-30. Чем ниже вязкость, тем больше вероятность того, что ваш стартер запустит двигатель и запустит его «на холод».«
Высокотемпературная вязкость
Еще один важный параметр указывается после букв W. Эти цифры указывают на высокотемпературную вязкость масла. В нашем случае для жидкости 5w30 этот параметр равен 30. Это значение указывает на минимум и максимальная вязкость при рабочей температуре 100-150 градусов Цельсия.
В отличие от предыдущих случаев здесь ничего брать не нужно.Обратите внимание, что чем выше этот параметр, тем выше вязкость масла при высоких температурах.Но при выборе не обязательно руководствоваться принципом «чем больше, тем лучше». Опять же, оптимальные параметры выбирает сам автопроизводитель, поэтому индекс вязкости не должен слишком сильно отклоняться от нормативного значения. Все рекомендации вы можете узнать в инструкции по эксплуатации.В каких случаях автомобилю требуется высокая вязкость?
Многие автолюбители считают, чем выше этот параметр, тем лучше будет себя вести двигатель. Отчасти это правда.
Почему частично? Да потому, что масла с высокой вязкостью рекомендуется заливать только в спортивные автомобили.Но это совершенно не значит, что если в ВАЗ залить такое вещество, по динамике разгона он будет вести себя как «Ламборджини». Более того, покупая масла с повышенной вязкостью (то, что производитель не рекомендует), вы только усугубите работу двигателя и увеличите его нагрузку. В результате машина теряет р.Как правильно выбрать масло для вашего автомобиля
МАСЛО— это кровь вашего автомобиля. Он поддерживает охлаждение автомобиля и предотвращает трение и износ основных и дорогих частей двигателя. Использование подходящего масла продлит срок службы двигателя и может улучшить экономию топлива.
Итак, чтобы помочь вам выбрать подходящее масло для вашего автомобиля, мы расшифровали эти загадочные технические характеристики на бутылках.
Источник: Newspress
Тип масла
Минеральное масло : это масло получают из переработанной сырой нефти.
Синтетическое масло : это масло не содержит минеральных масел и обычно является самым дорогим, так как работает в широком диапазоне температур и условий.
Полусинтетическое масло : это масло представляет собой смесь синтетического масла и минерального масла. В двигателях, требующих этого масла, нельзя использовать минеральное масло, но может быть полезно перейти на синтетическое масло.
Источник: Shutterstock / romarti
Классификация услуг Американского нефтяного института (API)
Сертификационный знак API’S и символ обслуживания обозначают качественные моторные масла для автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями.Масла с этими символами соответствуют стандартам обслуживания API. Первой категорией API была SA, следующая SB, затем SC и так далее. Все категории API до SH включительно устарели. Текущие категории: SJ, для двигателей 2001 года и старше; SL — для двигателей 2004 года и старше; SM, для двигателей 2010 г. и старше; и SN для двигателей 2011 года и старше. Для дизельных двигателей текущими категориями являются CH-4, CI-4 и CJ-4.
Европейская ассоциация производителей автомобилей (ACEA) Порядок
Это европейский эквивалент рейтинга API.Эти рейтинги состоят из буквы, обозначающей класс масла: A / B или моторные масла, совместимые с легковыми автомобилями, C для моторных масел, совместимых с катализаторами, и E для масел для тяжелых дизельных двигателей. Классы разделены на категории от 1 до 9, и вы можете прочитать их все здесь.
Источник: Newspress
Общество автомобильных инженеров (SAE) Код вязкости
Класс вязкости моторного масла определяется SAE. Есть моно и всесезонные масла.Однородные моторные масла уже не очень распространены. Всесезонные масла имеют широкий диапазон вязкости и состоят из двух цифр на этикетке, например: 10W-30. «W» обозначает зиму, а число перед буквой W указывает, как масло будет течь в холодном состоянии. Чем меньше число, тем более жидкое масло и чем тоньше масло, тем легче оно течет. 10W означает, что масло будет иметь вязкость, характерную для моторного масла массой 10 в холодном состоянии.
Масло измеряется при определенных температурах и классифицируется в зависимости от диапазона температур:
Масло класса 0W будет нормально течь до -30 ° C
5W до -25 ° C
10W до -20 ° C
15W до -15 ° C
20W до -10 ° C
25W до — 5 ° С
Число после буквы «W» указывает вязкость масла при рабочей температуре, измеренную при 100 ° C.Следовательно, масло с классом 10W-30 означает, что это масло с массой 10, которое не разжижается дальше, чем масло с массой 30 в горячем состоянии. Масло 10W-30 будет течь, как масло с массой 10 при -20 ° C и как масло с массой 30 при 100 ° C.
Источник: Vauxhal
А теперь обратите внимание, вот немного науки. В мультивязкие масла добавлены полимеры, чтобы масло не слишком разбавлялось при нагревании. В холодном состоянии полимеры скручиваются, что позволяет маслу течь с указанной вязкостью.В нагретом состоянии полимеры раскручиваются и образуют длинные цепочки, которые предотвращают разжижение масла дальше, чем указывает большее число.
Источник: Shutterstock / AlexLMX
Мультивязкостные масла позволяют двигателю работать при различных условиях и температурах: при более низких температурах, чем тоньше масло, тем быстрее оно будет течь в двигатель, сокращая время работы всухую и, следовательно, износ двигателя и выше. При высоких температурах масло сохранит толщину, чтобы обеспечить адекватную смазку и защиту.
Но масло с самым широким диапазоном вязкости не всегда может быть лучшим, поэтому рекомендуется использовать масла с самым узким диапазоном вязкости для температур, при которых, вероятно, будет эксплуатироваться автомобиль.
Источник: Shutterstock / Олег ГаврилоFF
Некоторые производители имеют собственные марки масел, которые необходимо использовать в определенных моделях. Эти масла обычно имеют эквивалент класса SAE, но вам необходимо проконсультироваться с руководством по эксплуатации автомобиля или на сайте производителя. На некоторых бутылках с маслом указаны совместимые автомобили.
Как всегда, рекомендуется использовать масло определенного класса вязкости, класса API или последовательности ACEA в соответствии с рекомендациями производителя. Используя масло, рекомендованное правильным производителем, вы также останетесь в рамках возможной гарантии.
ЧИТАТЬ: Обзор SIMI / DoneDeal Motor Industry>
ЧИТАЙТЕ: Моя лучшая поездка — Ангкор-Ват>
.База знаний — подробности
Расшифровка вязкости масла (таблица)
Как читать таблицу?
Зимние масла — температура в ячейках, в которые включены следующие данные:
— максимальная структурная вязкость — определяет самую низкую температуру, при которой довольно легко запустить двигатель с этим маслом,
— максимальная возможность откачки — определяет самую низкую температуру, при которой у нас есть шанс запустить двигатель (масло должно подаваться насосом),
Масла летнего сорта — значения вязкости масла при 100 и 150 ° С составляют:
— стабильность смазки маслом при термических нагрузках, чем выше вязкость, масло может работать при более высокой температуре окружающей среды в объеме масла,
— чем выше вязкость масла, тем выше сопротивление перекачке и потери энергии и рост расхода топлива
Класс вязкости по SAE | Максимальная структурная вязкость CCS [мПа · с] | Максимальная возможность откачки [мПа · с] | Минимальная кинематическая вязкость при темп.из 100 ° C [мм² / с] | Максимальная кинематическая вязкость при темп. из 100 ° C [мм² / с] | Минимальная вязкость HTHS 150 ° C; [мПа · с] |
0 Вт | 6200 при -35 ° C | 60000 при -40 ° C | 3.8 | ||
5 Вт | 6600 при -30 ° C | 60000 при -35 ° C | 3,8 | ||
10 Вт | 7000 при -25 ° C | 60000 при -30 ° C | 4.1 | ||
15 Вт | 7000 при -20 ° C | 60000 при -25 ° C | 5,6 | ||
20 Вт | 9000 при -15 ° C | 60000 при -20 ° C | 5.6 | ||
25 Вт | 13000 при -10 ° C | 60000 при -15 ° C | 9,3 | ||
20 | 5.6 | <9,3 | 2,6 | ||
30 | 9,3 | <12,5 | 2,9 | ||
40 | 12.5 | <16,3 | 2,9 для 0W-40, 5W-40, 10W-40 | ||
40 | 12,5 | <16,3 | 3.7 для 40, 15W-40, 20W-40, 25W-40 | ||
50 | 16,3 | <21,9 | 3,7 | ||
60 | 21.9 | <26,1 | 3,7 |