История saab: История марки SAAB | Fjord

История марки SAAB | Fjord

Привет друзья )
Сейчас мы поговорим о такой компании как Swedish Airplane Company или Svenska Aeroplan Aktiebolaget — производитель бомбардировщиков и истребителей для военно-воздушных сил Швеции, и не только ) 
Разберёмся поподробнее.

Истоки

Компания Svenska Aeroplan Aktiebolaget (SAAB) была основана в 1937 году. Главной задачей компании было производство бомбардировщиков и истребителей для военно-воздушных сил Швеции. Сравнительно молодая компания сегодня является одним из самых крупных производителей реактивных самолётов в Европе.

Поговорим об автомобильной составляющей компании.  

Все свои достижения в авиационном строительстве Saab пытается использовать в производстве автомобилей.

Идея производить автомобили родилась после войны, когда небольшая бригада авиаинженеров во главе с Гунаром Лунгстремом была присоединена к лаборатории технического дизайна Sixten Sason, одному из подразделений «Сааба». 

Логотип

Многие автомобильные дизайнеры любили и любят до сих пор пошутить на тему компании «Saab»: мол, стилистика продукции фирмы настолько консервативна и неизменчива, что шведским дизайнерам просто нечего делать. Как говорится, «все уже придумано до нас». То же самое можно сказать и в адрес логотипа фирмы – как таковых, глобальных изменений на протяжении истории практически не происходило, стилисты баловали приверженцев марки лишь легким периодичным рестайлингом.

«Крылатое прошлое» фирмы сыграло решающую роль в формировании логотипа, однако мало кто знает, что самая первая эмблема «Сааб» – «Тре крунор» (Три короны), которые сегодня можно увидеть на форме нынешних чемпионов мира по хоккею.

За наземный транспорт скандинавы взялись после войны, когда команда выдающихся авиаинженеров во главе с Гунаром Лунгстремом (Gunnar Ljungstreм) была присоединена к одному из подразделений «Сааба» – лаборатории технического дизайна «Sixten Sason». Первый опытный образец автомобиля появился в конце 1946-го – то был прототип модели «92», серийное производство которой началось в 1949-м. Тогда же впервые был полностью переработан логотип компании. Короны сменил стилизованный самолет – над развернутыми крыльями (вид спереди) красовалась надпись «Сааб». Логотип периодически видоизменялся и к 63-му году силуэт аэроплана отделился от названия. Вплоть до 1965-го на капотах присутствовал ярко выраженный крылатый образ – двухмоторный самолет с пропеллерами.

19 мая 1965-го компания переименована в «Saab Aktiebolag», вместе с именем обновился и логотип: теперь название из четырех букв визуально закомпоновано в квадрат, а крылья сдвинулись в сторону, превратившись в хромированный элемент декора фальшрадиаторной решетки. Затем, в результате слияния «Saab Aktiebolag» с производителем грузовых автомобилей «Aktiebolag Scania-Vabis» («Скания-Вабис») в 1969-ом году, была создана «Saab-Scania», и тут шведы решили вернуться к предыдущему варианту эмблемы – на капотах вновь засверкали силуэты двухмоторных самолетов. Во второй половине 70-х пропорции надписи стали сдержанными и менее вычурными – своеобразная дань времени.

И, наконец, в середине 80-х родился образ Грифона, символизирующего продукцию фирмы «Saab-Scania» и по сей день. Это мифологическое животное, которое изображалось на гербе графства «Skane», а имя «Scania» есть не что иное, как латинское имя «Skane». Новую эмблему разработал Карл Фредрик Ройтерсвард (Carl Fredrik Reutersward). С 1985 года Грифон красовался как на легковых «Саабах», так и на грузовиках «Скания».

Свою лепту внес и американский «General Motors» – в 95-м половина акций «Saab-Scania» принадлежала уже американской корпорации, и грузовики начали «клеймить» своей оригинальной символикой, отличной от легковых «Саабов», при этом мифологический Грифон сохранился на эмблемах обоих производителей. Фирма «Saab Automobile AB» с января 2000-го перешла в полную собственность корпорации «Дженерал Моторс». Начиная с 14 августа того же года все автомобили марки «Сааб» оснащаются новым логотипом, который без изменений сохранился до периода банкротства компании.

1945  год.

Первой серийной моделью под брендом Saab стал Saab 92, который вышел в свет в 1949 году. Марка воспользовалась авиационными наработками: у 92 был очень аэродинамичный дизайн для своего времени, с коэффициентом всего в 0,30 — достойный показатель даже в сегодняшние дни. Кузов был выполнен из цельного листа метала, в котором затем были вырезаны двери и окна. Под капотом разместили поперечно двухцилиндровый двухтактный двигатель объемом 764 кубических сантиметров и мощностью 25 л. с., который позволял машине разгоняться до 105 км/ч. Трансмиссия была трехступенчатой. Все Saab 92 красили в темно-зеленый цвет, что также предположительно было позаимствовано у аэропланов времен войны.

Впрочем, в 1953 году, с появлением второго поколения с более широким задним окном и значительно более вместительным багажником, машины стали красить также в серый, серо-голубой, черный и зеленый цвета.

Saab 92 красовался на шведских почтовых марках. Всего было выпущено 20 128 автомобилей этой модели. Американский гигант General Motors, которому долгое время принадлежал шведский бренд, в 2008 году включил Saab 92 в список своих лучших моделей, причем поставил его на первое место, а за ним следовали Pontiac GTO, Chevrolet Corvette, Chevrolet Bel Air и другие.

Спортивные успехи

Без спортивных достижений история автомобильного бренда, претендующего на премиальный класс, считается неполноценной. У Saab с этим все в порядке: в ралли компания попала спустя пару неделю после выхода модели 92 — главный инженер компании Рольф Мелд пришел вторым в своем классе на Ралли Швеции. А в 1952 год Грета Моландер выиграла «Кубок дам» на Ралли Монте-Карло — на 92, тюнингованном до 35 л. с. Статус Saab закрепила победа в гонках «24 часа Ле Мана» в 1959 году — второе место в классе.

Легенда

Главная модель Saab выходила под индексом 900. Эта машина стала символом марки, к тому же примерила на себя множество инноваций, ставших привычными или ушедших в небытие.

Saab 900 вышел в 1978 году — и стал самой успешной моделью в истории марки, было продано более миллиона машин. Первое поколение, которое производилось с 1978 по 1993 годы, называют «классическим», а второе, с 1994 по 1998 годы, — «новым поколением». В разные годы автомобиль называли «Лучшим спорткаром», «Лучшим в классе», «Лучшей покупкой», «Лучшим в ценовой категории», «Лучшим импортируемым автомобилем в Японии», «Лучшим шведским дизайном», «Семейным автомобилем года», «Дизайном года» и т.

п.

«Девятисотый» выпускался в двухдверном кузове и в виде седана, а также как трех- и пятидверный хэтчбеки. В 1986 году в линейку вошла версия кабриолет.

В Saab 900 было применено множество оригинальных решений, которые отличали его от машин своего времени. Во-первых, двигатель, расположенный продольно под углом 45 градусов, был установлен «наоборот» — маховиком вперед. Во-вторых, трансмиссия прикреплена напрямую к днищу двигателя. Saab 900, а также Saab 99 стали одними из первых массовых автомобилей, на которых устанавливался двигатель с турбонаддувом. Эта характеристика затем стала фирменной чертой автомобилей Saab. Турбоподхват происходит поздно и резко, но именно за это своеобразие фанаты любят Saab.

Отличительной чертой 900 было вогнутое лобовое стекло, обеспечивающая прекрасный обзор — еще одно наследие авиации. Кнопки по центральной консоли были расположены в зависимости от частоты их использования и важности.

После 1987 года Saab 900 можно было заказать со спортивным пакетом, который подразумевал спортивную подвеску с более жесткими пружинами и амортизаторами, кожаными сиденьями, аудиосистемой премиум-класса и кондиционером.

В 1994 году, уже под патронажем General Motors, выходит «новое поколение» 900, построенное на шасси Opel Vectra. Несмотря на то что это был совершенно другой автомобиль, 900-ый сохранил не только имя, но и свою фамильную внешность. Впрочем, большинство фанатов шведской марки сочли, что новый 900 — это конец технологической уникальности Saab. И появление в кокпите Saab магнитолы от Chevrolet Aveo было еще впереди…

Первооткрыватели

В своей самостоятельной истории Saab действительно стал первооткрывателем многих технологий, которые используются в автомобилестроении, а какие-то изобретения остались его уникальными особенностями.

Например, на Saab 900 стали впервые в мире устанавливать фильтр, очищающий попадающий в салон в воздух.

В 1982 году Saab разработал для турбомоторов систему APC, которая расшифровывается как Automatic Performance Control, то есть «автоматический контроль мощности». Это первая система управления наддувом с обратной связью по детонации.

Также в 1982 году на Saab появился центральный замок для всех дверей. А в 1983 году Saab стал первым в автомобильной индустрии, кто предложил тормоза без асбестовых накладок, стирание которых вызывало появление вредной для людей пыли.

1983 год отмечен появлением первого автомобиля с 16-клапанным турбированным мотором, а именно Saab 900 Turbo 16S Aero.

Кстати, такая машина была у Франсуа Берлеан, сыгравшего роль испектора Tarconi в к/ф «Перевозчик» ))

В 1995 году авторитетный британский журнал Autocar назвал «саабовскую» механическую коробку с автоматическим сцеплением Sensonic «Лучшей технологией года». Эта трансмиссия была предусмотрена только для турбированных моделей и представляла собой механическую коробку передач, но без педали сцепления. В движении водитель мог менять передачи привычным способом — с помощью рычага КП, а компьютер в это время работал сцеплением. Однако технология оказалась слишком дорогой, к тому же такие коробки не пользовались спросом у покупателей, так что от нее пришлось отказаться.

«Лучшей технологией 1994 года» по версии американского издания Automobile Magazine была названа система управления турбодвигателем Trionic в Saab 900 «нового поколения».

Одна из самых интересных новаций Saab — загадочная «черная панель». Ее происхождение также навеяно авиационным происхождением компании. С помощью кнопки можно было отключить практически всю подсветку на приборной панели, чтобы не она не раздражала водителя при езде ночью. Причем в случае, когда нужно было привлечь водительское внимание, подсветка в нужном месте становилась ярче — будь то показания тахометра или уровень топлива. Позже, на моделях Saab 9-3 и Saab 9-5, эта функция получила название «ночная панель». В более поздних версиях на «ночной панели» подсвечивался только спидометр на скорости выше 140 км в час.
Здорово, правда?

В 1991 г., уже в составе концерна General Motors, обновленный Saab 9000 (модель вышла еще в середине 1980-ых гг. на общей платформе с Alfa Romeo 164 и Fiat Chroma в рамках сотрудничества с Fiat, первая попытка Saab проникнуть в люксовый сегмент) получает первый в мире кондиционер без фреоносодержащего хладогена и систему защиты от боковых ударов.

Еще одно нововведение в области безопасности представил Saab 9-5, сменивший Saab 900, — активные подголовники SAHR.

Крах и возрождение

С 1990 года 50% акций компании Saab принадлежит американскому автомобильному концерну General Motors. Как опасались поклонники после выхода «нового поколения» 900, шведские машины теряют в технической самобытности и становятся более унифицированными и менее авантюристическими. Однако стиль остается их особенностью.

Прагматичный подход GM себя быстро оправдывает: в 1995 году Saab 900 «нового поколения» позволил марке достичь прибыли — впервые за семь лет. Однако культ модели, а также репутация автомобиля высокого качества остаются в прошлом. Зато машина получает новый статус — одного из самых безопасных автомобилей в мире, благодаря системе защиты от боковых ударов.

В 1997 году Saab отмечает свой 50-летний юбилей. И чтобы отпраздновать это событие, компания выпускает замену устаревшему Saab 9000 под новым индексом 9-5. Переходит в новую эпоху и Saab 900 — под новым именем 9-3.

Saab 9-5 становится первым автомобилем марки без кузова хэтчбек, вместо него — седан. А на модели 9-3 в 1998 году впервые используется турбодизельный мотор и новая пневмоподвеска.

В 2000 году General Motors полностью выкупает права на Saab. И буквально сразу, в 2001 году на автосалоне во Франкфурте, происходит демонстрация всего лучшего, что может дать Saab поклонникам автомобилей — в лице концепта 9-X. Автомобиль воплощает в себе черты купе, родстера, универсала и даже пикапа. Прототип оснащен полным приводом и полностью алюминиевым 3,0-литровым турбированным V6 мощностью 300 л. с. в паре с шестиступенчатой механической трансмиссией. Saab 9-X не вышел дальше подиума автошоу и компьютерной игры The Getaway, в которой появился как «секретный автомобиль».

Увы, в 2008-2009 годах в связи с мировым экономическим кризисом для всего концерна наступают тяжелые времена, и вскоре автогигант объявляет о намерении продать не приносящее прибыли подразделение. А ведь только-только началось производство новой модели для самого перспективного в последние годы сегмента — компактного люксового кроссовера Saab 9-4X.

Машина была представлена на автосалоне в Лос-Анджелесе в 2010 году. В ее основе лежала та же полноприводная платформа, что и в Cadillac SRX. Банкротство Saab, объявленное в 2011 году, прервало выпуск шведских кроссоверов.

С того времени как GM начал намекать на желание избавиться от шведского автопроизводителя, «Саабом» интересовался не один покупатель. В частности, далеко зашли переговоры с двумя компаниями по производству суперкаров — шведской Koenigsegg и нидерландской Spyker, однако сделки не были заключены. GM угрожает полной ликвидацией бренда Saab и в то же время отказывается от китайских инвесторов, не желая передавать китайцам технологии. О намерении частично выкупить акции Saab заявлял российский бизнесмен Владимир Антонов.

В результате в июне 2012 года Saab был выкуплен у GM шведским консорциумом National Electric Vehicle Sweden, созданным компанией из Гонконга и японским холдингом специально для приобретения марки. Исходя из названия, NEVS сразу же заявила о намерении вывести на рынок электрический 9-3.

Первоначальное производство планируется передать трем китайским государственным компаниям.

Все лето 2013 года завод в Трольхеттане готовили к возрождению, и вот 18 сентября с конвейера сошел первый Saab с 2011 года. Это знакомая модель 9-3, построенная на общей с Opel Vectra платформе, точнее ее прототип, которому еще предстоит пройти тесты на контроль качества. Уже известно, что технически новый Saab все же отличается от старого, так как сменился ряд поставщиков комплектующих. Возможно, новый владелец уже занимается разработкой электрических и гибридных Saab — хорошо бы под классической оболочкой.

Также новый владелец Saab ранее сообщал о намерении выпускать автомобили на платформе Phoenix, разработанной незадолго до банкротства, только необходимо исключить комплектующие General Motors. Универсальная платформа предполагает возможность выпускать машины разных габаритов.

Нельзя пройти мимо таких реактивных красавцев )

SAAB Gripen JAS 39 

 

SAAB 29 Tunnan 

Saab 37 Viggen

 SAAB 35 Draken

SAAB 9–5: история создания и характеристики

Car. ru

Компания SAAB из Швеции представляет собой акционерное общество, производящее самолеты.

© Car.ru

Это и стало причиной того, что выпускаемые этой компанией машины называются «самолеты на колесах» либо «низколетящие автомобили». Последней созданной моделью такого плана стал SAAB 9-5.

Видео дня

История создания. В 2000 году доля акций корпорации GM в компании SAAB достигла 100%, результатом чего стало получение полноценного контроля над небольшим автопроизводителем. С этого же момента началось движение вниз.

2003 год ознаменовался появлением поколения 9-3, остававшимся самобытным со стороны дизайна. В его конструкции использовались детали от Opel Vectra, а также было принято решение отказаться от стандартной версии кузова седан в пользу хэтчбека.

Выход следующей модели должен был состояться в 2005 году, и это была модель 9-5. Но выход ее был отменен, причиной чему послужило желание руководства GM сэкономить буквально на всем. Итогом стала ситуация, когда шведская компания была вынуждена производить перелицованные Subaru Impreza и Chevrolet TrailBlazer, ничем не отличавшиеся от оригинала за исключением дизайна.

Поклонников марки это не слишком обрадовало. Реакция рынка также была соответствующей – продажи сильно упали. В результате менеджеры GM поняли ошибочность своих действий и дали сотрудникам шведской компании возможность действовать самостоятельно в плане разработки новой версии автомобиля. Ей стал SAAB 9-5.

Несмотря на то, что в ней применяются детали от Opel Insignia, отличий имеется достаточное количество. По размерам машина больше на 18 сантиметров с длиной более 5 метров. Относится такая машина к классу D.

Внешний вид. После проведенного рестайлинга внешнего вида машину можно с легкостью спутать с современным автомобилем, так как дизайн больше соответствует современным формам. При размещении в центре продаж недалеко от такого седана, она сумеет не затеряться на его фоне. Стойка в передней части и корпус зеркал в задней окрашены в черный цвет. Сделано это для того, чтобы избежать разрыва темной линии остекления. В задней части также имеется достаточное количество особенностей, например, крышка багажника. Она изогнута таким образом, что получается аналог утиного хвоста. Фонари на корме светодиодные с протянутой между ними перемычкой. Сейчас это достаточно популярное решение, но на тот момент оно отличалось оригинальностью.

Внутреннее устройство. Кабина во всех моделях SAAB напоминает самолетную, что не является удивительным с учетом истории компании. Перед водителем располагаются отвесная консоль в центральной части, и приборы в трех колодцах, имеющие в этой модели более современный вид. Наиболее оригинальными решениями стали подсветка приборов зеленого цвета, отключаемая ночью для всего, кроме спидометра, сделанного в виде авиационного альтиметра.

Технические характеристики. В качестве силовой установки используется мотор, объемом 2 литра с усилением, мощностью 220 л.с., работающий на этаноле. Но это не самый мощный двигатель в линейке – есть еще шестицилиндровый с полным приводом, мощностью 300 л. с. Подвеска достаточно мягкая, нечто среднее между спортивностью и комфортом. В числе положительных моментов также можно отметить отличную степень шумоизоляции и эргономику.

На российском рынке осталось не настолько много таких моделей. Оформление у них по-прежнему отличное. При добавлении в салон современных деталей, его будет сложно отличить от сегодняшних автомобилей. Настройки машины можно смело оставлять неизменными. Если бы эта модель выпускалась и продавалась сейчас, то она бы получила отличное распространение и успех.

Автоэксперт, Opel Vectra, Chevrolet TrailBlazer, Opel Insignia, Subaru Impreza, Saab, Subaru, Chevrolet, Opel

Car.ru: главные новости

  • Wey Lanshan начали продавать в России после дебюта в Шанхае

  • В Россию привезли новые кроссоверы Hyundai Kona 2023

  • Кроссовер Omoda C5 подорожал на рынке России

Линчёпинг | Швеция | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

10 июня 1947 г.

— Дебют прототипа Saab

Ursaab

В этот день в 1947 году шведский производитель самолетов Saab AB представил прессе свой первый прототип автомобиля штаб-квартира компании. Он стал известен как Ursaab, что переводится как «Оригинальный Saab». Этот автомобиль привел к созданию первого серийного Saab в 1919 году.49, Saab 92.

Включите JavaScript

Презентация Lincoln Continental Mark III — 23 марта 1968 г. — Этот день в истории автомобилестроения

Давайте вернемся назад. Saab AB производила военные самолеты для Второй мировой войны, но в 1945 году запустила проект дизайна автомобиля под кодовым названием X9248. Позже он стал известен как проект 92, так как это была следующая серийная машина после проекта 91, одномоторного учебно-тренировочного самолета. Saab хотел создать автомобиль, который мог бы конкурировать с небольшими немецкими автомобилями, такими как Opel и Adler.

Поперечный двухцилиндровый двухтактный. By Ballista, CC BY-SA 3.0

Для разработки автомобиля была собрана команда из 16 человек, но ни один из инженеров не имел опыта работы с автомобилями, и только двое имели водительские права. Изучив автомобили со свалки и собрав информацию о производственном процессе, команда потратила годы на разработку собственного автомобиля. Результатом их проекта стал первый из четырех прототипов, построенных до начала производства Saab 92. DKW 18 л.с., двухцилиндровый, двухтактный двигатель с коробкой передач DKW. Двигатель и трансмиссия собственной разработки вскоре были заимствованы. Команда проехала на автомобиле 330 000 миль во время тест-драйвов, доказав, что автомобиль достоин производства.

1951 Saab 92, в зеленом цвете, конечно. Ларс-Йоран Линдгрен Швеция – собственная разработка, CC BY-SA 3.0

Выпуск Saab 92, серийное производство которого началось в декабре 1949 года, позволил компании впервые выйти на автомобильный рынок. Большая часть первого тиража 92-х была окрашена в зеленый цвет, так как у компании было много излишков боевой краски, которые им нужно было использовать. Автомобиль оставался в производстве до 1956 года. В настоящее время Ursaab выставлен в автомобильном музее Saab в Тролльхеттане.

Опубликовано в этот день

С тегами saab, шведский

сообщить об этом объявлении 2

29 марта 1927 г. — Генри Сегрейв становится первым человеком, преодолевшим скорость 200 миль в час по суше

28 марта 1941 г. — Начало строительства Ford’s Willow Run

27 марта 1998 г. — Ферри Порше умирает

2023

Kia Soul Авария ~ Душа улетает после обкатки шины и веб-сайт общей автомобильной истории, посвященный информативному и развлекательному контенту.

Наша цель — просвещать наших читателей, создавая и публикуя автомобильный контент по широкому кругу тем, включая известные автомобили, выдающихся автомобильных изобретателей и инженеров, а также другие исторические события, места и людей, связанные с автомобилями. Мы рекомендуем вам поделиться нашей страницей и связаться с нами на Facebook или подписаться на нашу рассылку новостей об истории автомобилей в верхней части этой страницы. Если у вас есть какие-либо вопросы о контенте, который мы публикуем, в том числе о наших автомобильных видео и фотографиях и текстах из истории автомобилей, а также об их использовании, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к нам, используя указанный ниже адрес электронной почты. Время от времени мы размещаем объявления о продаже классических автомобилей на Craigslist, Facebook и других онлайн-площадках. Мы используем изображения из этих объявлений добросовестно. Это включает в себя находки сарая для продажи, автомобили для продажи, фургоны для продажи, универсалы для продажи, грузовики для продажи и другие доступные старые автомобили для продажи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *