В ЕАЭС в течение трех лет могут повысить экологический автостандарт до «Евро-6»
Стандарт «Евро-6» действует в Европе с 2015 г. / Rolf Vennenbernd / picture alliance via Getty Images
Автомобильный институт ФГУП НАМИ, подведомственный Минпромторгу, готовит изменения в техрегламент Таможенного союза (ТР ТС 018/2011) для установления норм выбросов вредных веществ от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на уровне экологического класса «Евро-6». Об этом говорится в презентации по техрегулированию автотранспорта, которую представил заместитель гендиректора НАМИ Сергей Аникеев 18 октября на Международном автомобильном научном форуме – 2022. Документ есть у «Ведомостей».
Как следует из презентации, НАМИ сейчас готовит два проекта изменений к техрегламенту – № 3 и № 6. Первым из них предполагается ввести мониторинг выбросов углекислого газа и топливной экономичности транспортных средств, вторым – нормы экокласса «Евро-6». Даты введения мер не указаны. При этом топливо «Евро-5» и «Евро-6» доступно в стране, утверждается в документе.
Мониторинг выбросов означает необходимость указывать в документах сведения о выбросах углекислого газа транспортными средствами, пояснил представитель Минпромторга. В дальнейшем такие сведения будут анализировать для подготовки предложений по возможному ограничению выбросов, сказал он «Ведомостям».
Стандарт «Евро-6» действует в Европе с 2015 г. Он резко снижает допустимый уровень выброса оксида азота для дизельных двигателей – с 0,18 г/км до 0,08 г/км. Для бензиновых двигателей требования остаются теми же, что и в «Евро-5», – 0,06 г/км. В «Евро-6» также прописаны средние значения по допустимым выбросам углекислого газа – 130 г/км.
В России с 2016 г. действует высокий экостандарт «Евро-5». «Евро-2» был введен в Евросоюзе в 1995 г., в 1999 г. заменен на «Евро-3». В России он был принят лишь в 2005 г. Он регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах, но не регламентирует допустимый максимум содержания оксида азота.
Последнее требование появилось лишь в «Евро-3».Применение норм экологичности для выхлопа транспортных средств в России прописано в ТР ТС 018/2011. Его действие распространяется на весь ЕАЭС (входят Россия, Киргизия, Казахстан, Белоруссия и Армения). Автомобиль, выпускаемый в обращение в этих странах, проходит оценку соответствия нормам техрегламента для получения сертификата одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Он выдается на конкретную модель автомобиля и действует три года. Без сертификата ОТТС невозможно получить паспорт транспортного средства и поставить машину на учет, за исключением случаев, когда машина ввезена по параллельному импорту.
Но в мае 2022 г. правительство после начала СВО на Украине и резкого осложнения ситуации с импортом автокомпонентов приостановило действие некоторых положений техрегламента ТС в России. В частности, постановлением правительства № 855 автоконцернам дана возможность до 1 февраля 2023 г. выпускать автомобили экокласса «Евро-0», это, по сути, полное отсутствие требований по экологичности выхлопа.
Как следует из презентации НАМИ, совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 17 октября принял решение о продлении действия национальных временных мер до 1 февраля 2024 г. Это подтверждает и представитель ЕЭК. Он подчеркнул, что применение таких транспортных средств ограничено территорией страны, в которой они произведены (т. е. Россией. – «Ведомости»), если между странами не достигнуты иные договоренности.
Сроки введения экокласса «Евро-6» будут определены в ходе подготовки проекта изменений рабочей группой, говорит представитель Минпромторга. В ее состав входят представители федеральных органов исполнительной власти, производителей транспортных средств, заинтересованных ассоциаций, союзов, организаций государств – членов ЕАЭС, пояснил он.
После того как рабочая группа изучит проект изменений техрегламента, новый стандарт должен быть рассмотрен комитетом ЕЭК по техрегулированию, говорит независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. После этого поправки выносятся на коллегию ЕЭК, а затем решение должно быть утверждено советом ЕЭК.
По словам источника «Ведомостей», близкого к Минпромторгу, переходный период для ввода «Евро-6» в России составит не менее трех лет. Бургазлиев соглашается с таким прогнозом. По его словам, в России есть проблемы с производством топливной аппаратуры, катализаторов и сопутствующей электроники. На принятие решений только по этим вопросам, по оценкам эксперта, уйдет не менее 1,5 года. «Камаз», к примеру, замещает топливную аппаратуру Bosch продукцией Алтайского завода прецизионных изделий. Повышение экологического класса на единицу увеличивает стоимость автомобиля примерно на 3–5%, так как требуемое оборудование становится более сложным, добавляет Бургазлиев.
Решение правительства понизить экологический класс выпускаемых автомобилей, а вместе с ним и некоторые требования в части безопасности транспортных средств было временным и призвано дать возможность российским автоконцернам выпускать машины, объясняет автоэксперт Владимир Беспалов. По его словам, продлевать такие меры надолго не стоит и через какое-то время российский автопром должен выйти на мировые параметры, в том числе по экологичности. Но график перехода на «Евро-6» в текущих условиях может быть скорректирован, допускает он.
Новости СМИ2
Отвлекает реклама? Подпишитесь, чтобы скрыть еёКак в Евросоюзе: в России могут ввести нормы выброса «Евро-6»
Минпромторг начал подготовку проекта поправок в технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), которые распространят требования шестого экологического класса («Евро-6») на выпуск в обращение в РФ автомобилей. Это следует из сопроводительных закупочных документов (есть у «Газеты.Ru») для процедуры внутригосударственного согласования проекта изменений третьего пакета поправок в технический регламент.
В числе «задач обеспечивающих цели» поправок, среди прочего в частности указывается следующий пункт:
«… разработка первой редакции проекта изменений №6 к ТР ТС 018/2011
с включением в нее норм экологического класса 6,
требований к системам мониторинга осевой нагрузки и, при необходимости, требований в отношении электрических транспортных средств, а также транспортных средств, работающих на водороде».
Какого-либо конкретного дедлайна по вводу «Евро-6» министерство не устанавливает, но анализ правоприменительной практики по этому вопросу для экспертного обсуждения должен быть разработана уже в IV квартале 2022 года, говорится в документе. После экспертного заключения и одобрения Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) поправки в техрегламент вступят в силу.
В рамках той же исследовательской работы
Минпромторг намерен подготовить анализ правоприменительной практики, касающейся регулирования выпуска и установки требований к электромобилям,
а также машинам, работающим на водородном топливе.
«Газета.Ru» обратилась в пресс-службу Минпромторга с вопросами о сроках и порядке введения «Евро-6» в России, а также своевременности такого решения в условиях нехватки компонентов, на момент публикации ответ в редакцию не поступил.
Первоначально предложения по вводу «Евро-6» в России поступили в Минпромторг от профессионального сообщества еще в 2018 году. Так называемый третий пакет поправок в ТР ТС 018/2011 должен был быть принят еще в 2020 году, однако под давлением автобизнеса принятие, документа привносившего более строгие технические нормативы, откладывалось.
Действующий сейчас в России экологический стандарт «Евро-5» для всех новых легковых и грузовых автомобилей, был введен с 1 января 2016 года.
Весной 2022 года его действие на территории страны было приостановлено
в связи с санкциями и остановкой поставок высокотехнологичных автокомпонентов, в том числе электроники необходимой для снижения вредных выбросов. Соответствующее постановление, разрешающее выпуск в России автомобилей вплоть до экологических классов «Евро-0» (для отдельных категорий транспорта), правительство опубликовало в мае 2022 года.
Когда введут
Введение в России «Евро-6» — вопрос времени, эта норма заработает не ранее 2028 года, отмечает исполнительный директор «Объединения автопроизводителей России» (ОАР) Игорь Коровкин, который знаком с ходом разработки документации по переходу России на «Евро-6».
«Евро-6» введут не с будущего года. Примерно год будут готовить это изменение, года два-три дадут на подготовку.
Предварительно эта норма будет введена в 2027-2028 году, в самом лучшем случае – в 2025-м,
— рассказал Коровкин «Газете. Ru». – Если отменят временные меры (экологические послабления — «Газета.Ru»), автопроизводителям придется соответствовать. С точки зрения опытных образцов у всех наработки есть».
Производство большей части сложной топливных автокомпонентов необходимых для автозаводов может быть налажено в России, какие-то из них можно найти в Китае, Иране, Египте, в том числе завезти в рамках параллельного импорта, добавляет президент ОАР.
Внедрение «Евро-6» в нынешних условиях практически невозможно, поскольку своими силами российский автопром сейчас не может обеспечить производство машин, соответствующих даже «Евро-3», полагает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
«Возможно, сейчас готовится крупное решение по приобретению лицензий, которые позволят выпускать здесь двигатели стандарта «Евро-5» и «Евро-6»
с соответствующими системами впрыска, нейтрализации и другими компонентами. Однако такое решение должно быть прописано в стратегии развития автопрома, которую, несмотря на поручение президента, насколько я знаю, пока, не делают», — сказал эксперт «Газете. Ru».
Введение норм «Евро-6» в ближайший год точно не потребуется, но с другой стороны, эта работа может быть заказана как ранее запланированная, если на нее уже были выделены бюджетные средства, предполагает он. Для того, чтобы обеспечить высокий экологический класс требуется не только дорогая аппаратура, но и само топливо в России должно соответствовать стандарту «Евро-6», заметил Бургазлиев.
Не до экологии
«Газета.Ru» обратилась к российским автопроизводителям с вопросами о своевременности внедрения «Евро-6», и возможности осуществления такого перехода. В «Группе ГАЗ» сообщили, что технологическое решение по «Евро-6» уже создано для внешних рынков – в частности, на «Газели NN», которая собирается в Турции для европейского рынка. Впрочем, на данный момент завод зависит от наличия соответствующих деталей, говорят в «Группе ГАЗ».
«Сейчас технология, обеспечивающая этот уровень выбросов, базируется на импортных системах. Поэтому реальная возможность предложить ее потребителям в России будет в конечном счете связана с доступностью внутри страны качественных компонентов, обеспечивающих нормы «Евро-6», — сообщили «Газете. Ru» в пресс-службе «Группы ГАЗ».
В первую очередь важно решить задачу по локализации критически важных, базовых систем, отвечающих за безопасность, комфорт, управляемость автомобиля, добавили в «Группе ГАЗ».
Официальный представитель «АвтоВАЗа» отказался от комментариев, на «КамАЗе» и УАЗе на вопросы «Газеты.Ru» не ответили.
Нормы выбросов: Россия и ЕАЭС
- Нормативно-правовая база
- Легковые автомобили
- Двигатели большой мощности
- Мобильные внедорожные двигатели
- Промышленные, локомотивные и морские двигатели
Нормативно-правовая база
Российские правила выбросов и топлива основаны на правилах ЕЭК ООН и стандартах Европейского Союза, которые применяются как к производимым, так и к импортным автомобилям. Россия ввела обязательные стандарты Евро-2 в 2006 году и постепенно ужесточала требования — стандарты Евро-5 вступили в силу в 2014 году. Следует отметить, что даты, относящиеся к требованиям к выбросам транспортных средств и связанным с ними видам топлива, не обязательно совпадают.
С 2013 года российские правила выбросов применяются к государствам-членам Евразийского экономического союза (ЕАЭС, ранее Евразийский Таможенный союз), в который входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. Технические регламенты ЕАЭС принимаются Евразийской экономической комиссией (ЕЭК).
Российские нормы выбросов легковых автомобилей и двигателей большой мощности изложены в Постановлении № 609 «Специальный технический регламент о требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ транспортными средствами», впервые принятом в 2005 году, и его последующих изменениях. На уровне ЕАЭС нормы изложены в Техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств», принятом в 2011 г. [3732] .
Легковые автомобили
График внедрения стандартов выбросов для легковых автомобилей, основанных на стандартах Евро, представлен в Таблице 1. Обязательное внедрение началось с Евро 2 в 2006 году. Производство автомобилей Евро 1 было добровольным.
Дата | Требование | |
---|---|---|
Новые типы | Все автомобили | |
1999.01 a | Euro 1 (ECE R83.02) | |
2006.04 | Euro 2 (ECE R83.03) | |
2008.01 | Euro 3 (ECE R83.05 Stage III) | |
2010.01 | 2014.01 | EURO 4 (ECE R83.05 IV) |
2014.01 | 2016.01 | EURO 5 |
Двигатели большой мощности
Требования к выбросам для двигателей большой мощности, основанные на стандартах Евро для тяжелых условий эксплуатации, показаны в Таблице 2. Обязательное внедрение началось с Евро II в 2006 году. Производство двигателей большой мощности Евро I было добровольным.
Дата | Требование | |||
---|---|---|---|---|
Новые типы | Все автомобили | |||
1999 a | ||||
2006 | Euro II / Экологический класс 2 (ECE R49.02. | 2013 | Euro IV / Ecological Class 4 (ECE R49.04-B1) | |
2014 | 2018 | Euro V / Ecological Class 5 (ECE R49.04-B2 C) | ||
a добровольный |
Мобильные внедорожные двигатели
Несмотря на то, что Россия приняла некоторые европейские стандарты выбросов для мобильных внедорожных двигателей, таблица 3, прогресс был отложен, поскольку некоторые страны ЕАЭС медленно обновляли стандарты выбросов с Этапа 0.
Поэтому России пришлось вернуться к Этапу 0, чтобы придерживаться к протоколам Союза. Правительство России планировало ввести в России этап III в январе 2014 года, но дата официально не подтверждена. Российский стандарт ГОСТ был разработан в 2012 году, но официально не опубликован.На тракторы разработан новый стандарт ЕАЭС ТР-ТС 031-2012 «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним». Стандарт вводит ограничения Stage IIIA или IIIB, действующие с 15 февраля 2017 года, но дата официально не подтверждена.
Дата | Стандарт | Эквивалент ЕС |
---|---|---|
2000 | GOST R41 96-99 | Stage I (Dir 77/537/EC and Dir 97/68/EC, ECE R24 test) |
2014.01 a | GOST R41 96-2011 | Stage III |
2017.02.15 а | ТР-ТС 031-2012 б | Стадия IIIA для двигателей до 37 кВт; Stage IIIB свыше 37 кВт |
a официально не утвержден b стандарт, применимый к сельскохозяйственным и лесохозяйственным тракторам |
В мае 2014 года были опубликованы нормы выбросов для новых и отремонтированных судовых, дизельных и промышленных поршневых двигателей внутреннего сгорания [3733] . Стандарты не распространяются на автомобильные, тракторные и авиационные двигатели. Стандарты применимы в Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, России, Таджикистане и Узбекистане.
Стандарты, вступившие в силу с июля 2014 года, ввели два набора предельных значений выбросов, которые зависят от даты производства двигателя. Пределы выбросов приведены в следующих таблицах. Испытания на выбросы основаны на процедурах ISO 8178.
Date of Production | CO | HC | NOx* | |
---|---|---|---|---|
Industrial | Locomotive | |||
Before 2016 | 3.5 | 1.0 | 10.0 | 12.0 |
2016 and later | 1,5 | 0,4 | 6,0 | 7,4 |
* Предельные значения NOx для судовых двигателей приведены в таблице 5 |
Date of Production | Engine Speed N, rpm | ||
---|---|---|---|
N ≤ 130 | 130 < N ≤ 2000 | N > 2000 | |
Before 2011 | 17. 0 | 45 · n -0,2 | 9.8 |
2011 и позже | 14,4 | 44 · n -0,23 | 7,7 |
Двигатели, прошедшие капитальный ремонт, должны соответствовать вышеуказанным ограничениям выбросов, умноженным на поправочный коэффициент 1,2 для CO, 1,25 для HC и 0,95 для NOx.
Россия уже 30 лет откатывает стандарты для автомобилей, поскольку санкции ударили по цепочкам поставок
Вы можете прочитать эту статью за 3 минуты
Санкции настолько сильно ударили по цепочкам поставок российских автопроизводителей, что Кремль решил отказаться от нынешнего стандарта Евро-5 стандартов автомобилей до «Евро-0». Временное изменение, позволяющее выпускать автомобили до 1992 Нормы выбросов Евро-1 ЕС, по мнению Минприроды России, окажут негативное влияние на качество воздуха. Кроме того, в стране разрешено производство так называемых «упрощенных» автомобилей без подушек безопасности, АБС и электронных систем стабилизации. года подробно освещался в нескольких статьях на российском автомобильном сайте motor.ru, где говорится, что снижение стандартов было одобрено для того, чтобы обеспечить развитие российской экономики в условиях санкций9.0017
Как поясняет Российский автомобильный портал, крупным фирмам со штатом более 5000 человек, а также производителям полуприцепов и электробусов теперь разрешено выпускать транспортные средства всех экологических классов. Это отличается от стандарта Евро-5, который ЕС ввел в 2008 году (вслед за которым пришел Евро-6) и который Россия приняла в 2016 году. грузовики. Аналогичное мнение высказал и другой российский производитель грузовиков ГАЗ.
Тем не менее, КамАЗ расширил свое предложение, чтобы поставлять автомобили стандарта Евро-2 90-х годов из-за проблем с цепочкой поставок, затрагивающих электронику и системы впрыска топлива. Некоторые из этих компонентов поставляются Bosch, и «Камаз» находится в процессе поиска альтернативного поставщика в России. Сообщается, что автомобили стандарта Евро-2 будут использовать двигатели семейства КАМАЗ-740, выпускаемого еще в 1970-х годах.
Владимир Беспалов, аналитик российского инвестиционного банка «ВТБ Капитал», заявил российской газете «Ведомости», что в нынешних условиях КамАЗ имеет смысл иметь возможность продавать стандартные автомобили с низким уровнем выбросов. Он назвал эту меру «приемлемым решением», когда речь идет о предотвращении нехватки автомобилей на рынке в краткосрочной перспективе. 9Тем не менее, 0017
Минприроды России предупредило о последствиях временного понижения стандартов, которое, по его мнению, усугубит проблемы загрязнения в крупнейших городах страны.
Между тем в автомобилестроении России упадут не только нормы выбросов. По сообщению газеты «Известия», в настоящее время Россия разрешает производство «упрощенных» автомобилей до февраля 2023 года.
После изготовления автомобили также будут доступны в Кыргызстане, Армении, Беларуси и Казахстане в ожидании двустороннего соглашения. О том, что автомобили построены по «упрощенке», будет указано в регистрационных удостоверениях, а сотрудники таможни и пограничной службы также будут вести учет вывоза этих автомобилей.