где находится и как проверить на работоспособность
Из теории четырёхтактных двигателей внутреннего сгорания известно, что за один оборот распредвала, коленвал делает два. Отсюда возникает некая проблема точного контроля за состоянием мотора в каждый момент времени, зная угловое положение коленчатого вала, а значит и поршня каждого цилиндра, невозможно точно определить, какой именно такт совершается.
Содержание статьи:
- 1 Зачем в машине нужен ДПРВ
- 1.1 Где находится датчик
- 2 Устройство датчика положения распредвала
- 3 Принцип работы
- 4 Что приводит к сбоям в работе
- 5 Способы проверки
- 5.1 Двухпроводный датчик
- 5.2 Трехпроводный ДПРВ
- 6 Устранение неполадок
Например, сжатие и выпуск будут абсолютно идентичны, а блоку управления (ЭБУ) всё надо знать точно, именно он определяет, когда подавать искру и впрыскивать топливо.
Зачем в машине нужен ДПРВ
Для спасения ситуации в первых типах двигателей такт определялся по косвенным признакам.
Искра при выхлопе ничему не мешала, а впрыск происходил на закрытый впускной клапан. И лишь затем компьютер по сигналам датчика положения коленчатого вала (ДПКВ) вычислял производную скорости его вращения, таким образом оценивая, в нужный ли момент прошла попытка поджечь смесь.
Если ЭБУ угадывал, а определялось это по наличию положительного углового ускорения вала, то в соответствующую ячейку памяти заносился признак синхронизации, и далее впрыск и искра производились только в нужный момент времени.
Хотя во многих моторах без этих сложностей обходились, две искры и два открытия форсунки за четыре такта одного цилиндра не вызывали особого ухудшения работы двигателя. Надо было только разделить на два количество топлива, подаваемого за цикл, и проследить за возможностью работы модуля зажигания с удвоенной частотой.
По теме: Почему солярка попадает в масло двигателя
Но по мере ужесточения требований к двигателям пришлось учитывать каждую мелочь. Хранить несвоевременно впрыснутое топливо во впускном коллекторе до открытия клапана неэкономично, часть его сконденсируется, да и повышать мощность системы зажигания для формирования бесполезной искры на выпуске тоже ни к чему.
Решил проблему датчик распредвала (ДПРВ). Это устройство, сигнализирующее о нахождении вала в определённом положении, которое точно указывает на текущую фазу его работы. Например, верхнюю мертвую точку (ВМТ) такта сжатия первого цилиндра, положение может быть любым, ЭБУ найдёт нужную информацию расчётным способом.
Сигнал может быть также любого вида, главное – его фазирование с клапанами, а значит и с распредвалом:
- логический уровень в виде определённого напряжения на выходе датчика в момент, когда поршень зашёл в ВМТ сжатия, обычно это совпадает с пропуском зуба на реперном задатчике датчика коленвала, но только по первому цилиндру, когда пропуск есть, но это ВМТ выпуска – датчик сигнал не выдаёт;
- двойной импульс для ВМТ первого цилиндра, одиночные – для всех прочих;
- количество импульсов, соответствующее номеру активного цилиндра.
Формально это разные сигналы, но поскольку ЭБУ знает, как их декодировать, информацию он получит одну и ту же.
Формируется синхронизирующая программная метка, от которой процессор с требуемым шагом дискретизации по времени может отсчитать любой интервал и точно выдать управляющие форсунками и драйверами зажигания импульсы.
Такой впрыск называют фазированным, в отличие от попарно-параллельного, который был рассмотрен ранее в отсутствие ДПРВ.
Где находится датчик
Обычно датчик расположен на головке блока рядом с приводной звёздочкой распределительного вала. Возможен и иной вариант, тогда к противоположному концу вала крепится отдельный реперный диск.
Между диском с имеющийся на нём магнитной меткой и чувствительным элементом датчика имеется небольшой зазор, через который беспрепятственно улавливается магнитное поле.
Устройство датчика положения распредвала
Существует три схемы организации работы датчика фаз (распредвала):
- магнитоиндукционная;
- с датчиком Холла;
- с оптическим датчиком.
Практически везде используется датчик на эффекте Холла, как наиболее точно формирующий нужный импульс и лучше всего подходящий для удобного считывания показаний входной схемой ЭБУ.
Принцип работы
Магнитоиндукционные датчики работают полностью аналогично ДПКВ. Это катушка с постоянным магнитом, размещённая рядом с зубчатым металлическим диском из ферромагнитного материала.
При вращении диска изменяется величина магнитного поля в зазоре между датчиком и зубьями, что вызывает индукционную генерацию электрических сигналов на выводах катушки.
Сигналы поступают на вход ЭБУ, где преобразуются в цифровой формат, а начало отсчёта образуется пропуском одного зуба на диске, что вызывает скачок амплитуды и фазы в выходном сигнале. Если зуб всего один, то и импульс будет одиночным, пригодным для синхронизации валов.
Чуть сложнее конструкция самого распространённого датчика Холла. В ней имеется кристалл полупроводника, на котором возникает электрическая разность потенциалов при попадании в магнитное поле. То есть достаточно закрепить на звёздочке распредвала магнит, чтобы датчик на него отреагировал при вращении одиночным импульсом.
Сигнал слабый, но в составе датчика имеется усилитель, компаратор и триггер Шмитта, выполненные в виде кристалла микросхемы. На выходном разъёме формируется полностью готовый цифровой логический сигнал.
Оптические датчики встречаются совсем редко, в них используется прерывание или отражение светового потока между излучателем и фотоприёмником. С таким же последующим усилением и преобразованием, что и в датчике Холла.
Диапазон обычно выбирается инфракрасный, по простоте излучателей, приемников и оптимальной помехозащищённости.
Что приводит к сбоям в работе
Датчики достаточно надёжны, но, как и всё, подвержены старению и постепенному или мгновенному выходу из строя. Проявляется это в нарушениях работы мотора, пропадании вспышек в отдельных цилиндрах, плохом запуске двигателя и вполне понятном росте расхода топлива.
Обычно самодиагностика двигателя это замечает, включает индикаторную лампочку Check Engine и переводит мотор на попарно-параллельный впрыск.
Это интересно: Почему изнашиваются маслосъемные колпачки и как их заменить
Считывание кодов неисправности может подсказать проблемы с ДПРВ. Но совершенно необязательно. Программа не всегда точно разбирается в причинах сбоя, поэтому потребуется более внимательная диагностика.
Способы проверки
Всего используется три методики проверки, от простого к сложному:
- замена датчика на заведомо исправный;
- проверка с помощью мультиметра;
- самое точное и надёжное – использование осциллографа.
Порядок проверки зависит от типа датчика.
5 SQR477″ src=»https://www.youtube.com/embed/pHSD4Ojji3o?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Двухпроводный датчик
Индукционные ДПРВ имеют два вывода, поскольку кроме катушки там ничего нет, и питание не требуется. С довольно большой вероятностью исправность можно проверить мультиметром, прозвонив катушку датчика.
Сопротивление бывает разным, но это не ноль и не бесконечность, что явно означает замыкание или обрыв. Измерять лучше всего на контактах ЭБУ, таким образом прозванивается и проводка тоже.
Трехпроводный ДПРВ
Здесь мультиметр можно включить в режим измерения напряжения, после чего, проворачивая коленчатый вал, наблюдать за изменением сигнала. Он должен меняться от нуля до напряжения питания (третий контакт).
Все эти простые методы недостаточно надёжны. Датчики могут работать, но выдавать сигналы с ошибками, запаздываниями и потерей быстродействия.
Подключённый к их выходам осциллограф, который применяется в автомобильной диагностике в виде приставки к ноутбуку, всё покажет гораздо точнее и нагляднее. Используются два канала, на один выводится синхронизация от ДПКВ, а второй запишет сигнал ДПРВ.
Устранение неполадок
Датчик, вызывающий сомнения, заменяется на новый безусловно. Это недорого, рекомендуется даже профилактическая их замена каждые пять лет для повышения надёжности. Но при этом обязательно надо проверить состояние реперного элемента. Там недопустимы искажения геометрии, сколы, наличие грязи и стружки.
Все зазоры и относительное положение деталей должны быть штатными. При ремонте не всегда это соблюдается, что может вызвать в дальнейшем трудно диагностируемые проблемы.
Стоит уделить внимание и состоянию проводки. Особенно страдают от окисления контакты разъёмов, провода массы и места заделки проводов в наконечники. При наличии там следов медных окислов проводку надо перебрать и пропаять, а окисленные и ослабшие разъёмы подлежат замене.
Как проверить датчик положения распредвала? — «Моя Соната»
- Borgir
- Новичок
- Сообщения: 1
- Зарегистрирован: 01 фев 2021, 08:09
- Авто: Hyundai Sonata y2
- Откуда: Харьков
Как проверить датчик положения распредвала?
- Цитата
#532488
Сообщение Borgir »
Помогите, пожалуйста, разобраться. Проблема в системе зажигания Sonatа Y-2, двигатель G4CP-D. Нет искры во 2-м и 3-м цилиндрах, заводится на 2-х цилиндрах и глохнет через несколько секунд.
ЭБУ указывает на ошибку 23 — датчик угла положения распредвала.
Проверил все провода и соединения идущие от датчика положения распредвала к ЭБУ и от ЭБУ на коммутатор — обрывов нет. На коммутатор приходит 2 сигнальных провода, при прокрутке двигателя отчетливый сигнал наблюдается только в одном.
Что касается самого датчика распредвала. Он имеет 4 провода, черный и красный — питание, зеленый и желтый идут на ножки ЭБУ. При включении зажигания к датчику приходит +12 В на красном, черный — масса и по зеленому приходит 4 В (4 В с ЭБУ на датчик — как-то странно). Пробовал при вытащенном датчике посмотреть что с него выходит при кручении бегунка. Подал питание через красный и черный, при кручении бегунка, на желтом периодически появляется 3 В, а на зеленом тоже периодически появляется 0.03 В, тоже как-то странно. Информации по этому датчику в интернете практически нет, поэтому прошу поделиться инфой как должно быть.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Вернуться к началу
- george_b
- Влился
- Сообщения: 347
- Зарегистрирован: 29 авг 2012, 01:05
- Авто: Hyundai Sonata Y-III
- Откуда: BG
Как проверить датчик положения распредвала?
- Цитата
#532489
Сообщение
Проверяйте датчик («часики»), возможно проблема в ЕБУ. ..
Удача !
CMP_1.jpg
CMP_2.jpg
CKP_1.jpg
CKP_2.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Вернуться к началу
Диагностика датчика положения коленчатого и распределительного вала — UnderhoodService
Нет ничего более неприятного, чем диагностика прерывистого запуска, жалобы на отсутствие запуска без диагностических кодов неисправностей (DTC) и без видимой картины неисправности. В большинстве случаев жалобы на проворачивание и отсутствие запуска связаны с неисправным датчиком положения коленчатого или распределительного вала. Многие из этих отказов могут быть связаны с перегревом, и для их дублирования может потребоваться несколько циклов прогрева.
Таким образом, в некоторых случаях более экономично заменить датчик положения коленчатого или распределительного вала, чем часами пытаться зафиксировать предполагаемую неисправность с помощью сканирующего прибора или лабораторного прибора.
В других случаях неисправность связана с жгутом проводов или, в некоторых случаях, с модулем управления зажиганием (ICM) или модулем управления трансмиссией (PCM). В любом случае, техническому специалисту необходимо хорошее практическое знание того, как датчики положения распределительного вала и коленчатого вала работают вместе, чтобы создать цикл впрыска топлива и искры.
ДАТЧИКИ ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА (CKP)
Вкратце, датчик положения коленчатого вала (CKP) показывает, когда каждый поршень достигает верхней мертвой точки (ВМТ). Для определения времени возникновения искры PCM рассчитывает угловое положение шатунной шейки коленчатого вала относительно ВМТ. Чтобы проиллюстрировать это, PCM может рассчитать момент искры за 10° до верхней мертвой точки (ВМТ) такта сжатия. См. Фото 1.
CKP также обнаруживает пропуски зажигания в цилиндрах двигателей OBD II после 1996 года, измеряя очень небольшие колебания частоты вращения коленчатого вала. Например, коленчатый вал замедляется, когда цилиндр приближается к ВМТ на такте сжатия. После сгорания коленчатый вал ускоряется в рабочем такте примерно до 90 ° после верхней мертвой точки (ВМТ), когда давление в цилиндре истощается и угловой угол шатуна уменьшается. Когда эта очень предсказуемая картина замедления и ускорения постоянно нарушается, PCM сохраняет код неисправности пропусков зажигания для этого цилиндра.
ДАТЧИКИ ПОЛОЖЕНИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА (CMP)
Поскольку коленчатый вал четырехтактного двигателя вращается с удвоенной скоростью по сравнению с распределительным валом, каждый цилиндр срабатывает поочередно. В большинстве приложений CMP определяет, когда цилиндр номер один достигает ВМТ на такте сжатия. С учетом сказанного, некоторые двигатели не включают CMP в свою операционную стратегию. Вместо этого PCM изменяет базовую синхронизацию на 180° во время проворачивания коленчатого вала, и, когда обнаруживается увеличение скорости вращения коленчатого вала, PCM идентифицирует это положение как такт сжатия ВМТ. См. фото 2.
Основная функция CMP в большинстве случаев заключается в определении момента впрыска топлива в цилиндр. В большинстве случаев форсунка впрыскивает топливо во впускное отверстие примерно под углом 26° ВМТ, когда впускной клапан приближается к максимальному подъему.
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ЗАЖИГАНИЯ
Некоторые импортные распределители могут включать датчик положения коленчатого вала, распределительного вала и ВМТ, чтобы система последовательного впрыска топлива определяла такт сжатия в ВМТ. Поскольку встроенный датчик положения распределительного вала можно использовать для определения времени впрыска топлива, важно установить провод свечи зажигания номер один в указанное положение и установить распределитель и ротор в указанные положения. См. Фото 3 .
ДАТЧИКИ ПОЛОЖЕНИЯ МАГНИТНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ
Датчик магнитного сопротивления в основном представляет собой один провод, намотанный на постоянный магнит, причем каждый конец провода соответствует положительному или отрицательному полюсу. Когда вращающийся ферромагнитный зубец сопротивления проходит датчик, он генерирует сигнал переменного тока (AC) для PCM.
В Фото 4 обратите внимание, что «аналоговый» сигнал варьируется примерно от 0,8 положительного вольта до 0,2 отрицательного вольта. Поскольку напряжение переменного тока может отображаться более точно на лабораторном эндоскопе, чем на вольтметре, легче отслеживать напряжение, поскольку оно чередуется с положительным и отрицательным. В этом случае PCM «считывает» TDC, когда сигнал датчика пересекает линию нуля вольт. Точность датчика сопротивления немного меняется из-за переключения напряжения с положительного на отрицательное в несколько разных точках вдоль «нулевой» линии. На точность датчика нежелания также может влиять магнит датчика, притягивающий частицы ферромагнитного материала от накладок сцепления или изнашиваемых деталей.
В большинстве приложений рефлектор для цилиндра номер один немного изменен, чтобы обеспечить «характерную» форму волны, указывающую на PCM, когда этот цилиндр достигает ВМТ. При диагностике датчика магнитного сопротивления чрезвычайно важно помнить, что выходное напряжение или амплитуда очень сильно зависят от воздушного зазора между наконечником датчика и рефлектором и скорости релюктора.
ДАТЧИКИ ПОЛОЖЕНИЯ НА ЭФФЕКТЕ ХОЛЛА
Датчики на эффекте Холла обычно представляют собой трехпроводные датчики, которые вырабатывают прямоугольный цифровой сигнал, который отправляется в ICM или PCM. См. Фото 5.
Поскольку датчики на эффекте Холла производятся в различных конфигурациях, достаточно сказать, что датчик на эффекте Холла действует как электрический переключатель, которому требуется внешний источник питания и заземление для создания прямоугольной волны, на -выкл шаблон. В отличие от датчиков магнитного сопротивления, датчики на эффекте Холла не полагаются на скорость вала для генерации сигнала.
БЫСТРОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ CKP
Сканеры обеспечивают наилучший неинвазивный метод диагностики состояния проворачивания коленчатого вала и отсутствия запуска. Если, например, обороты двигателя или скорость отображаются во время проворачивания коленчатого вала, очевидно, что CKP выдает достоверный сигнал. В других случаях программное обеспечение в PCM или в сканирующем приборе может не позволять отображать частоту вращения двигателя при запуске двигателя.
Другим быстрым неинвазивным тестом на активность CKP является подключение вольтметра к стороне B катушки зажигания. Если напряжение снижается от B+ во время запуска, CKP запускает модуль зажигания или PCM. Если CKP не вызывает искру, неисправность может быть связана с цепями CKP, ICM или PCM.
ДАТЧИКИ УСТАНОВКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
В дополнение к CMP, большинство двигателей, оснащенных системой изменения фаз газораспределения, имеют датчик синхронизации распредвала, который показывает степень опережения или замедления, регулируемую распределительным валом. Не путайте их, потому что неисправный датчик синхронизации, как правило, не должен вызывать жалобы на проворачивание, отсутствие запуска и должен сохранять диагностический код неисправности только в случае сбоя.
БЫСТРОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ CMP
В то время как некоторые PCM не запускают топливные форсунки без сигнала CMP, другие PCM используют стратегию по умолчанию для запуска топливных форсунок, если сигнал CMP нестабилен или отсутствует. В большинстве случаев, если в двигателе есть искра, но топливные форсунки не срабатывают, сигнал CMP отсутствует. См. Фото 6 .
СДЕЛАЙТЕ ДОМАШНЮЮ ЗАДАНИЕ
Прежде чем пытаться диагностировать цепи CKP и CMP с помощью вольтметра или лабораторного прибора, постарайтесь понять, как работает система, имея под рукой необходимые электрические схемы. Для иллюстрации, большинство цепей CKP подключены непосредственно к PCM.
Но, если зажигание происходит через ICM, CKP обычно подключается непосредственно к модулю.
Некоторые ICM получают цифровой сигнал от датчика положения коленчатого вала на эффекте Холла и передают этот сигнал на PCM. Другие ICM преобразуют аналоговый сигнал от датчика CKP нежелательного типа в цифровой сигнал перед передачей его на PCM. Как только двигатель запущен, PCM опережает искру, изменяя сигнал CKP и возвращая его в ICM в виде электронного сигнала синхронизации зажигания.
Вот интересная аналоговая или синусоидальная волна, которую я захватил, которая включает характерный сигнал. См. Фото 7 . Сигнал EST, отправленный от ICM к PCM, столь же плох. См. Фото 8 .
Излишне говорить, что сигнал CKP от датчика неохотного типа колеблется значительно выше нуля вольт, что указывает на то, что ICM может иметь плохое заземление. См. Фото 9 .
ФИЗИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА
После предварительного тестирования следующим шагом в диагностике прерывистой работы датчиков положения коленчатого и распределительного валов является их физическая проверка на наличие ослабленных, перетертых или оборванных проводов, ослабленных разъемов или ослабленных крепежных винтов или признаков повреждения.
Затем осмотрите сам датчик на предмет вздутия или искривления пластика.
Наконец, осмотрите рефлектор или заслонку на эффекте Холла на наличие повреждений или ослабления крепления вала. Если в проводке, датчике или PCM не обнаружено никаких других условий отказа, вполне уместно заменить либо CKP, либо CMP, чтобы устранить прерывистую жалобу на отсутствие запуска.
Как диагностировать неисправный датчик положения распределительного вала
Датчик положения распределительного вала является важной частью. Это гарантирует, что фазы газораспределения остаются точными. Этот пост предлагает исчерпывающее объяснение того, что такое датчик положения распределительного вала. Это также объясняет, почему датчик важен.
Датчики положения распредвала Nissan должны работать в течение всего срока службы автомобиля. Тем не менее, они могут рано выйти из строя из-за:
- Повреждения из-за чрезмерной нагрузки на двигатель или чрезмерной влажности
- Скопления масла из-за утечки масла
- Автомобильной аварии
- Повреждения проводов датчиков
- Вторичной проблемы
Вы заметили признаки неисправность датчика положения распредвала? Важно как можно скорее диагностировать проблему. Мы поможем вам в этом.
Что происходит, когда датчик положения распределительного вала полностью выходит из строя?
Изображение предоставлено Джо С.
Краткий ответ? Двигатель умирает. Читайте длинный ответ.
Когда ваш датчик положения распредвала начинает выходить из строя, он начинает посылать более слабые сигналы на ЭБУ. Этот сигнал со временем будет становиться все слабее и слабее. Однажды датчик отключится, и ЭБУ больше не будет получать сигнал. Когда датчик выключится, двигатель тоже выключится. Вы не сможете снова запустить двигатель, пока не замените датчик положения распредвала. Поэтому очень важно заменить датчик положения распредвала, как только вы заметите признаки неисправности.
Говоря о замене датчика, всегда лучше использовать OEM-заменители. Это касается любой детали автомобиля, включая все датчики, такие как датчики кислорода и датчики положения распредвала.
Вы не ошибетесь, заказав у нас. Мы предлагаем оригинальные датчики положения распредвала Nissan OEM по оптовым ценам. Заказывая у нас, вы значительно сэкономите. Например, вы сэкономите более 40 долларов на этом датчике положения распредвала для некоторых моделей 2000–2019 годов. Посмотрите каталог здесь!
Признаки неисправности датчика положения распредвала
Следующие признаки указывают на то, что с датчиком положения распредвала может быть что-то не так:
- Неравномерный холостой ход
- Частая остановка двигателя
- Меньшая мощность двигателя
- Ухудшение расхода топлива
- Медленное ускорение
Имейте в виду, что эти признаки могут быть результатом другой проблемы в двигателе. Лучше всего получить код проверки двигателя. Если код читается как P0340, проблема связана с датчиком положения распределительного вала.
Как убедиться, что ваш датчик положения распределительного вала неисправен
Изображение предоставлено: Джо С.
Правильное тестирование датчика положения распределительного вала означает считывание сопротивления детали. Если сопротивление слишком низкое, то датчик работает неправильно.
Перед запуском:
- Убедитесь, что автомобильный аккумулятор полностью заряжен
- Соберите следующие инструменты: 10-мм головку и мультиметр или другой прибор для измерения напряжения
Когда все будет готово, выполните следующие действия:
- Найдите датчик положения распределительного вала. (На большинстве моделей Nissan он находится за головкой блока цилиндров. Для доступа к нему может потребоваться снять впускной коллектор и/или верхнюю камеру.)
- Выверните болт, удерживающий датчик положения распределительного вала на месте.
- Снимите датчик.
- Отсоедините разъем датчика положения распределительного вала и жгут проводов датчика положения распределительного вала.
- Держите заглушку датчика. Убедитесь, что вилка обращена к вам фиксирующим зажимом вверху. Когда датчик находится в этом положении, вы можете видеть контакты в правильном порядке: 1, 2 и 3, начиная слева.