Сколько ходит резина на легковом автомобиле: Всё о пробеге шин: на какой ресурс рассчитаны? …

Содержание

Всё о пробеге шин: на какой ресурс рассчитаны? …

Со слов производителей автомобильные шины должны служить до 10 лет, но это максимальный срок. Рекомендованный срок службы шин составляет не более 5–6 лет — на практике спустя такое время и приходится менять резину, поскольку она теряет потребительские свойства. Это очень важно, как и замена по сезону, поскольку изношенные шины значительно повышают риск попасть в аварийную ситуацию, особенно на мокрой или обледенелой дороге. Там, где на новых автошинах можно уверенно ехать на скорости 70–80 км/ч, на изношенных легко потерять контроль уже при 55–60 км/ч. Поэтому знать о сроке службы шин необходимо каждому автомобилисту, чтобы эксплуатация авто была не только комфортной, но и безопасной.

Что влияет на срок эксплуатации шин?

Указанный срок службы в 5–6 лет достаточно условный. Важнее не дата выпуска резины, а степень ежедневного износа и пробег.

Основной фактор, влияющий на длительность срока эксплуатации шин, — это тип автомобиля, определяющий его грузоподъемность. Речь идет о том, какой максимальный груз сможет перевезти авто и выдержат ли его шины, что можно понять по их индексу допустимой нагрузки.

Перегрузка машины на 20% сокращает срок службы на 30%, поэтому нельзя допускать того, чтобы в автомобиле перевозились грузы массой, которая превышает его грузоподъемность.

Кроме типа автомобиля, в список факторов, влияющих на срок службы автошин любого типа, входят:

  • Размер. При слишком большой ширине шины на поворотах трение увеличивается, из-за чего износ происходит быстрее. То же касается низкопрофильных автошин, которые при езде по неровностям меньше амортизируют удары и негативно влияют на диск, и подвеску в целом.
  • Давление в шинах. Если оно избыточное — резина подвержена внешним ударам и неравномерному износу, если недостаточное — возникает излишний изгиб боковой стороны, из-за чего копится тепло, портится конструкция и происходит износ.
Необходимо контролировать оптимальное давление в шинах вашего автомобиля на протяжении всех сезонов.
  • Установка по отношению к движению авто. Важно, чтобы шины верно крепились на диске и вращались строго в направлении, указанном на их боковой поверхности. В противном случае эксплуатационные свойства автошин будут значительно хуже вне зависимости от типа езды, а износ будет происходить быстрее.
  • Расположение на оси. Передние (ведущие) колеса изнашиваются сильнее. Именно этим объясняется рекомендация, что через 10–15 тыс. км пробега шины нужно переставлять на другую ось.
По поводу правильной перестановки шин мы готовили отдельный и детальный материал с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
  • Манера вождения. Быстрый разгон, резкое торможение и агрессивное маневрирование сокращают срок эксплуатации резины.
  • Качество дорожного покрытия. Очевидно, что чем чаще приходится ездить по плохой дороге, тем быстрее изнашиваются шины.
  • Условия эксплуатации. Летние автошины служат дольше зимних, поскольку подвергаются влиянию меньшего количества негативных факторов.
  • Частота использования автомобиля. Также очевидный фактор, однако его стоит упомянуть, ведь не только временем (годами) вычисляется период эксплуатации. При более частой езде шины быстрее расходуют свой ресурс.
  • Условия хранения. Автошины должны храниться в соответствии с установленными правилами. В противном случае срок их службы уменьшается из-за ухудшения эксплуатационных характеристик.

Исходя из списка влияющих факторов, можно сделать вывод, что уменьшает срок службы автошин:

  • Интенсивная эксплуатация (ежедневная, многокилометровая езда на автомобиле).
  • Высокие перегрузки.
  • Неправильное давление в шинах.
  • Неисправности подвески.
  • Агрессивное вождение.
  • Езда по плохим дорогам.
  • Несоблюдение условий и правил хранения.

Как определить, что шины изношены?

Критический износ шин можно определить по специальным индикаторам, которые выполняются при производстве шин. Это поперечные выступы (перемычки), достигающие в высоту 1,6 мм.

Когда индикаторы становятся видны — автошина начала изнашиваться.

Место расположения индикаторов указывается на боковине шины с помощью символов в форме треугольника или букв TWI, означающих Tread Wear Indicator (т. е. «индикатор износа протектора»).

На критический износ шин указывают:

  • Остаточная глубина протектора ниже установленного минимума.
  • Небольшие трещины сбоку на шинах.
  • Глубокие порезы (требуется немедленная замена).
  • Вздутия («грыжи»), указывающие на разрыв нитей кордового слоя.

Остаточная глубина протектора

Для летних и зимних, легковых и грузовых автошин установлено свое минимальное значение остаточной глубины протектора, которое определяется индикаторами износа. Измерить это значение можно специальным глубиномером: если оно ниже установленной границы, то резину нужно заменить.

Сложность измерений возникает при неравномерном износе. В таком случае необходимо определять пригодность резины по участку, где износ самый выраженный. При изнашивании кромки протектора с одной стороны можно говорить о нарушении угла развала-схождения. В таком случае нужно обратиться на СТО.

Также на шинах указываются цифры, которые стираются по мере износа, что тоже помогает определить его степень.

Детальнее узнать о видах износа и чем это может грозить можно узнать в статье.

Легковые шины

Средняя грузоподъемность легковых авто составляет 2 тонны, а пробег шин — около 45 тыс. км. В зависимости от манеры вождения, характеристик самого автомобиля и сезона на легковой резине можно проехать от 40 до 70 тыс. км.


Летние шины: стандартные показатели пробега, влияющие факторы и рекомендации

Для летних автошин характерен более длительный срок службы, чем для зимних, поскольку условия их эксплуатации не такие сложные. Все, с чем могут столкнуться на дороге летние автошины, — это высокая температура, разогретый или мокрый асфальт. Последним определяется безопасная величина остаточной глубины протектора — для летних шин она равна 1,6 мм. При меньшей глубине канавок отвод воды становится невозможным. Хотя небезопасным поведение шины на дороге становится уже при глубине протектора порядка 3 мм. 

Летние автошины — более жесткие, чем мягкие и эластичные зимние. Особенностью состава и менее сложными условиями эксплуатации объясняется более длительный срок службы: в среднем 5–6 лет при аккуратной езде по ровному дорожному полотну.
Зимние: стандартные показатели пробега, влияющие факторы и рекомендации

Зимним шинам отведено гораздо меньше времени, и они почти всегда выходят из строя по износу беговой дорожки, ведь протектор новой шины составляет 7–8 мм, а рабочей высоты остается всего 3–4 мм.

В случае с шипованной резиной при таком износе сохраняется очень мало металлических элементов, поэтому она уже не может обеспечить должную безопасность на дороге.

Фрикционные  (не шипованные) автошины с подобным износом тоже утрачивают большую часть своих эксплуатационных характеристик.

В реальности зимние автошины имеют пробег, в среднем не превышающий 30 тыс. км

Некоторые автомобилисты решают докатать «облысевшую» резину летом, но это опасно, поскольку сцепление с разогретым дорожным покрытием будет очень низким.

Итак, срок службы зимней резины отличается в зависимости от их вида:

  • Шипованные служат в среднем 3–4 сезона при условии, что водитель не проверяет их на прочность ездой на бездорожье и крутыми виражами.
  • Фрикционные (так называемые «липучки») при спокойной манере езды без экстремального износа держатся до 5 сезонов.
Подробные рекомендации по выбору зимних шин для вашего авто вы можете узнать здесь.
Глубина протектора для зимних шин

Остаточная глубина протектора для зимней легковой резины составляет 4 мм. Значение выбрано с учетом того, чтобы обеспечить безопасную езду на зимних дорогах: заснеженных, обледенелых, покрытых размокшим снегом. В последнем случае возникает явление, родственное аквапланированию — слэшпленинг, т. е. скольжение по снежной каше (шуге), возникающее на скорости выше 50 км/ч. Колеса как бы «всплывают» над дорогой при большой скорости.

Чтобы снежно-водяная каша быстро отводилась из зоны контакта с дорогой, протектор должен иметь достаточную высоту. Это объясняется тем, что толщина слоя промокшего снега может составлять несколько сантиметров. Слишком мелкие канавки просто не справятся со своей задачей.

Также доказан факт, что слэшпленингу лучше противостоят автошины с направленным рисунком протектора. Направление вращения обычно указывается стрелкой и словом Rotation.

Легкогрузовые шины и их ресурс

Легкогрузовые шины предназначены для малотоннажных грузовиков, пикапов, автобусов и легкой спецтехники, которые имеют грузоподъемность от 2 до 4 тонн. Средний пробег используемых на них шин составляет 60 тыс. км. Это объясняется тем, что подобные автошины относятся к разряду коммерческих, обладающих усиленной структурой.

Для продления срока эксплуатации легкогрузовых шин рекомендуется проверять давление не реже 1 раза в неделю, а лучше — каждое утро перед поездкой. Измерения должны производиться на холодной резине, т. е. не менее чем спустя 3 часа после окончания поездки.

Также увеличить ресурс помогает выбор правильного размера автошин в зависимости от сезона: для лета больше подходят соответствующие широкие модели, а зимой лучше ставить зимние и более узкие.

Грузовые шины: отличия и особенности расчета стоимости километра пробега (СКП)

У грузовых автомобилей самая большая грузоподъемность — более 4 тонн. Соответственно, их резина имеют наибольший ресурс, составляющий 65–70 тыс. км. При этом остаточная глубина протектора равна 1 мм.

Повышенная стойкость к износу обусловлена тем, что грузовые шины в первую очередь предназначены для интенсивной эксплуатации, часто ежедневно в течение всего года. Определяющую роль в сроке службы таких шин играют:

  • Перегрузы и неравномерное распределение веса. Самая частая причина ускоренного износа, особенно при регулярной езде с перевесом на высокой скорости. Автошины быстро деформируются, перегреваются, покрываются трещинами, что в итоге может даже привести к разрыву.
  • Агрессивная манера вождения. Резкие торможения, быстрые разгоны и крутые развороты негативно влияют на грузовые шины так же, как на легковые, а иногда даже сильнее, поскольку такие шины испытывают более значительные нагрузки.
  • Плохое качество дорог. Эта проблема в отношении грузовых шин стоит особенно остро, поскольку грузовому транспорту часто приходится пересекать всю страну. Этим объясняется важность аккуратного вождения, помогающего снизить риск повреждений резины.

Вопрос срока службы для подобной резины важен еще и потому, что он влияет на стоимость километра пробега (СКП), имеющую важное значение для оценки эффективности резины, оптимизации затрат на содержание автопарка и определении рентабельности грузоперевозок. Напомним, что показатель рассчитывают по такой формуле:

СКП = (Стоимость шины + Затраты на обслуживание – Цена каркаса) ÷ Пробег (км).

Из формулы становится понятно: чем больше пробег шин, тем ниже СКП, а значит рентабельнее грузоперевозки. Поэтому компании, ведущие такую деятельность, стремятся увеличить ресурс автошин. Это возможно благодаря соблюдению основных рекомендаций, подходящих для всех шин: 

  • Проверять давление.
  • Не использовать агрессивную манеру езды.
  • Обязательно уделять внимание обслуживанию и стилю вождения.

При выборе грузовой резины нужно учитывать условия эксплуатации грузовика и категорию перевозимых грузов, в зависимости от чего покупают:

  • Магистральные.
  • Региональные.
  • Строительные шины.

Также имеет значение тип оси, куда будут установлены шины: прицепные нельзя ставить на рулевую ось из-за неправильной модели эксплуатации и рассчитанной производителем нагрузки. Эти действия могут не только значительно снизить срок службы шин, но и быть опасными для перемещения по дорогам. 

Не менее важно соблюдать рекомендации по вождению, в частности не ездить на большой скорости при сильно загруженном авто, передвигаться плавно, не разгоняясь слишком быстро.

Шины для сельхоз- (агро-) и спецтехники

Для сельхозтехники ресурс шин так же важен, как для грузовых автомобилей.

Затраты на эксплуатацию резины здесь достигают 20% от общих расходов на машину. И за время службы техники обновлять резину приходится 3–4 раза.

Ввиду эксплуатации в сложных полевых условиях шины для сельхоз- и спецтехники обладают увеличенным ресурсом. Высокую стойкость к износу обеспечивают многослойная конструкция (6–24 слоя) подошвы и боковин, усиленное армирование, особый состав протектора и ребра жесткости.

Но даже при особой конструкции шины для сельхозтехники служат обычно меньше, чем для легковых машин — иногда меньше 5 сезонов, что объясняется сложными условиями эксплуатации. Чтобы продлить срок службы, необходимо следовать ряду правил:

  • Подбирать шины с учетом почвы, на которой работает аграрная техника. Чем влажнее земля, тем выше должны быть грунтозацепы. Для работы на почве с высоким уровнем адгезии нужны грунтозацепы, расположенные на как можно большем расстоянии друг от друга.
  • Строго соблюдать нормативы внутреннего давления шин в зависимости от нагрузок. При этом в дополнительных шинах оно должно быть на 0,02 МПа меньше, нежели в главных.

При движении обращать внимание, не ведет ли машину в сторону. Если такое происходит, то требуется подкачка.

  • Исключить долгую пробуксовку, резкие торможения, юз (скольжение). Это увеличивает нагрузку на резину и сокращает ее ресурс.
  • Отключать передний мост при движении по сухому дорожному полотну. Правильное использование переднего моста не только уменьшает износ, но и сокращает расход топлива.

Краткие итоги

  1. Срок службы шин зависит от многих факторов: от типа самой резины до манеры езды водителя.
  2. За состоянием автошин необходимо регулярно следить, чтобы эксплуатация автомобиля была комфортной, безопасной и более экономичной.
  3. При соблюдении рекомендаций комплекта автошин хватает в среднем на 5–6 лет, а в некоторых случаях — на 10 лет.
  4. Критический и неравномерный износ вне зависимости от возраста шины служит поводом для замены. Чтобы вовремя ее выполнить, автовладельцу важно уметь определять, насколько изношены шины, что можно легко сделать по их внешнему виду и специальным индикаторам, которые отливаются производителем на каждой резине. 

Срок службы автомобильных шин – износ и его профилактика + видео » АвтоНоватор

Несмотря на смелые заявления производителей покрышек, что срок службы автомобильных летних шин достигает десяти лет, все же переобувать своего «железного коня» нужно куда чаще, примерно раз в 5-6 лет.

Срок службы покрышек – признаки его завершения

Хорошая, качественная, а главное, целая резина является залогом безопасной езды. Поэтому не стоит забывать об указанных сроках, но и это не панацея. Важно следить за состоянием шин, как летних, так и зимних, иногда даже 5 лет службы окажется слишком смелым ожиданием. Существуют специальные индикаторы, по которым можно определить степень повреждения. Ими выступают перемычки между протектором, и как только он истирается до их уровня, то срок службы покрышек истек.

Кроме того, нередко на поверхности резины выбиты цифры различной глубины, и по тому, сколько цифр видно, можно судить о степени износа. Также можно воспользоваться специальной линейкой с глубиномером и самостоятельно измерить высоту протектора, данный параметр должен составлять 1,6 мм и больше для летней резины и не менее 4 мм для снежного сезона. В случае неравномерного износа делать замеры следует на наиболее поврежденной части.

Причинами выхода из строя могут послужить и элементарные механические повреждения, такие как порезы, деформация вследствие экстренного торможения, или же возникновение шишек после удара. Все эти факторы значительно сокращают срок годности покрышек.

Оцениваем срок использования автомобильных шин – верить ли производителю?

Как известно, покрышки в зависимости от сезона эксплуатации делаются из разного типа резины. Таким образом, летняя резина более жесткая, чем зимняя или же всесезонная, поэтому и срок годности летних автомобильных шин больше. В основном, производители дают гарантию для летней резины 10 лет, а для зимней – не более 7. Однако руководствоваться этими сроками не стоит, так как и качество наших дорог, и остальные сопутствующие условия эксплуатации далеки от идеальных.

Кроме того, на срок использования автомобильных шин влияет еще и их качество. Поэтому не следует испытывать иллюзии, что, купив дешевую китайскую резину, можно будет эксплуатировать ее так же, как и дорогую брендовую. Поэтому не экономьте, разница в цене не будет оправдана. Ведь фирменная резина может эксплуатироваться более пяти сезонов, а дешевые экземпляры – не более двух. Еще не оправдывают надежд и всесезонные покрышки, по крайней мере, для жителей регионов, в которых температура зимой намного ниже нуля.

Срок службы автомобильных шин – можно ли его увеличить?

Причин износа резины может быть довольно много, но их очень легко определить, главное внимательно изучить поверхность покрышки и рисунок протектора. Если внешние края подвержены более сильному износу, чем центральная часть, это говорит о недостаточном давлении, и наоборот. А неравномерно изношенные кромки протектора только лишь с одной стороны свидетельствуют о нарушении развала-схождения. Кроме износа, на то, сколько ходят летние шины, влияет еще и стиль вождения. У любителей экстремальной езды с резким торможением поверхность покрышки будет деформирована неравномерно.

Мы видим, что имеет влияние не только то, на какой пробег рассчитаны шины, но и масса других факторов, таких как стиль вождения, качество дорожного покрытия, участие в ДТП и т.д. Не стоит забывать и о своевременном техосмотре, а также минимум два раза в месяц следует проверять давление в колесах. Что же насчет балансировки, так ее следует проводить через каждые 15 000 км пробега. После ударов внимательно изучите поверхность резины на наличие посторонних предметов либо шишек.

Если же придерживаться всех вышеперечисленных правил, то нормы пробега автомобильных шин в соответствии с ГОСТом составляют:

  • для легковых авто, грузоподъемностью не более двух тонн – 45 тыс. км;
  • для грузовиков (г/п 2-4 тонны) – 60 тыс.км;
  • для грузовых машин, грузоподъемность которых более 4 тонн – 65-70 тыс.км.

Мнение эксперта

Руслан Константинов

Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.

Чтобы шины прослужили как можно дольше, важно правильно их хранить. Они должны находиться в помещении, где нет повышенной влажности, т. к. влага портит резину, к тому же, если шины на дисках, металл покроется коррозией. Пагубна влага и для шипов зимних покрышек. Идеальные условия шин любого сезона это прохладное темное место, без попадания прямых солнечных лучей. Оптимальная температура хранения от +5 до +25°C.
Если покрышки хранятся без дисков, то должны находиться в вертикальном положении, дополнительно следует исключить возможность деформации резины, а раз в два-три месяца нужно менять точку опоры, переворачивая шину.

Если хранить шины без дисков в горизонтальном положении, то не более месяца, так как продолжительное нахождение в подобном положении приводит к деформации. Подвешивать резину тоже нельзя, в этом случае нарушается геометрия, а также деформируется внутренняя поверхность.
Если шины хранятся на дисках их можно хранить и горизонтально, и вертикально, но с одним условием, необходимо регулярно проверять давление, в противном случае вес колёс может деформировать покрышку. По возможности шины, установленные на диски нужно хранить в подвешенном положении. Ну, и конечно, во время хранения на резину не должны воздействовать агрессивные химические и органические вещества (бензин, растворители, моторные и трансмиссионные масла, кислоты и щёлочи, смазочные материалы и т. д.). Соблюдая эти простые правила можно продлить срок службы летней или зимней резины, что в условиях немалых цен на новые покрышки будет весьма кстати.

  • Автор: Марина