Автомобильные грунты и их правильное применение
Грунт — это специальный состав, который наносится на поверхность автомобиля перед нанесением лакокрасочного покрытия. Грунт имеет повышенное содержание пигментов. Главная функция грунта – улучшить адгезию (сцепляемость) с последующим слоем ЛКП.
Ремонтируя кузов автомобиля, обычно грунтуют зашпатлеванную ремонтную область, которая также имеет фрагменты старого лакокрасочного покрытия.
Чистый металл также обязательно требуется загрунтовать. Таким образом, автоэмаль наносится на грунт или на старое ЛКП (при условии совместимости старого покрытия с наносимой эмалью).
Грунты имеют разный состав и в зависимости от этого имеют разные свойства.
Антикоррозионный («кислотный») грунт:
Наносится на чистый металл и защищает его от коррозии. Это первичный грунт и его необходимо покрывать вторичным, то есть на него нельзя наносить сразу шпатлевку или краску.
Рекомендуется всегда «голый» металл покрывать антикоррозионным «кислотным» грунтом.
В том случае, если металл новой кузовной панели покрыт качественным заводским грунтом, то «кислотный» грунт не используют.
Эпоксидный грунт
Эпоксидный грунт предназначен для антикоррозионной защиты металлических поверхностей. Также как и кислотный грунт, является первичным. Для дальнейшего окрашивания поверхности, его нужно покрывать вторичным грунтом. Здесь стоит оговориться, что распылённый на ровную (без мелких дефектов) поверхность эпоксидный грунт можно красить даже не обрабатывая шлифовальной бумагой. Но делать это можно до того, как он полностью затвердел, спустя несколько часов после грунтования. Если праймер затвердел, то его нужно обработать шлифовальной бумагой и загрунтовать акриловым грунтом. Потом высушить акриловый грунт, отшлифовать под покраску и далее можно красить.
Эпоксидный грунт имеет в своём составе специальные смолы и специальные активные добавки, предотвращающие развитие на поверхности металла коррозионных процессов.
Он быстро сохнет и после отверждения становится устойчивым к механическому и температурному воздействию. Поверхность, покрытая данным грунтом, даже без нанесения лакокрасочного материалы хорошо защищена от коррозии.
Эпоксидный грунт после нанесения образует плотную плёнку, не имеющую пор.
Недостатком является продолжительное время сушки. При температуре +20 °С составляет в среднем 12 часов. Повышение температуры сушки приводит к неравномерной полимеризации слоев грунта и приводит к появлению дефектов.
Какой первичный праймер лучше применять и совместимы ли они, можете прочитать в статье о первичных кислотном и эпоксидном грунтах.
Двухкомпонентный порозаполняющий грунт:
Этот грунт чаще всего применяют перед покраской автомобиля.
Порозаполняющий грунт можно наносить толстым слоем. Он заполняет поры, которые остаются на шпатлевке, а также риски от шлифовальной бумаги.
Однако нужно помнить, что зашпатлёванную поверхность нужно подготавливать к грунтованию по всем правилам и риски от шлифования должны быть не слишком крупные. Если залить слишком глубокие царапины данным грунтом, то через некоторое время, после высыхания, грунт просядет и все дефекты будут видны.
Однокомпонентный нитро грунт:
Наносится перед покраской алкидными или нитро эмалями. Этот грунт не совместим с акриловыми автоэмалями или красками эффектом «металлик».
Главным плюсом является то, что он очень быстро сохнет.
Однокомпонентный акриловый грунт:
Удобно применять, так как идёт в аэрозольной упаковке. Но также продаётся и в обычной таре.
Достаточно качественный грунт. Быстро сохнет и лёгок в использовании. Совместим практически со всеми видами красок.
Грунты по пластику:
При ремонте пластмассы применяются специальные грунты, увеличивающие адгезию. Если красится новый пластик, то после грунтования специальным грунтом можно сразу наносить краску.
Нанесение грунта:
Перед распылением грунт нужно тщательно перемешать, а в некоторых случаях, при необходимости, развести разбавителем до рабочей вязкости. При разведении разных грунтов нужно сверяться с инструкцией к каждому конкретному продукту.
Запрещено разводить растворителями до рабочей вязкости, необходимо использовать только разбавители.
Далее грунт важно профильтровать.
Для нанесения обычно используют грунтовочные краскопульты с дюзой 1.5 – 2.0 мм. Наносится 1 – 2 слоя. По желанию можно нанести больше слоёв, с учётом того, что при подготовке к покраске, будет сошлифована часть грунта. Но нужно помнить, что слишком толстый слой наносить не рекомендуется, тем более, что он плохо будет сохнуть. Каждый слой нужно наносить после подсыхания предыдущего. Время межслойной сушки примерно 10 – 15 минут.
Подготовка поверхности к нанесению грунта:
— очистить от пыли;
— перед грунтованием пластиковых деталей необходимо протереть антистатиком;
— обезжирить поверхность.
Шлифование грунта:
При шлифовании по сухому перед покраской используется Р400. При подготовке с водой используется Р800. В на зонах панелей, имеющих сложную форму, а также в труднодоступных местах можно использовать скотч брайт.
Работать на сухую или с водой?
Вода — это источник коррозии, кроме того, некоторые грунты предназначены только для сухого шлифования. Преимуществом работы с водой является отсутствие пыли. Также удобство использования шлифовальной бумаги. Она меньше забивается и если забьётся, то достаточно промыть её водой.
При работе на сухую можно использовать шлифовальную машинку для ускорения работы. И, самое главное, понижается риск появления коррозии.
Разумным решением можно считать шлифование на сухую с использованием воды в неудобных местах. Бампера спокойно можно шлифовать с водой, обязательно тщательно просушив перед покраской.
Цвет грунта лучше использовать схожий с цветом наносимой краски. Так будет легче перекрыть ремонтную область. Также можно колеровать грунт под цвет краски.
Универсальным можно считать светло серый цвет, он подойдёт под любой цвет краски.
Печатать статью
Автомобильные грунты KUDO — Какой выбрать?
Первичные и вторичные автомобильные грунтовки.
При окраске поверхности грунты выполняют несколько задач. Кроме повышения адгезии они также могут создавать антикоррозионный слой, нейтрализовывать ржавчину, скрывать мелкие дефекты поверхности. По очередности нанесения грунтовки бывают первичные и вторичные. В каждом конкретном случае нужно подбирать правильный грунт или комбинацию грунтов, а для этого необходимо знать назначение и особенности каждого из них.
Грунты бывают первичные и вторичные. Первичные грунты предназначены для нанесения непосредственно на металлическую поверхность в качестве первого слоя. Вторичные грунты наносятся поверх первичных грунтов и решают задачи по созданию демпфирующей подложки, заполенению мелких дефектов для получения максимально гладкой однородной поверхности перед нанесением эмалей.
Преобразователь ржавчины в грунт
KU-2601 | Чёрный
Первичный грунт
Предназначен для нанесения на пораженные коррозией участки металлической поверхности. Представляет собой средство «2 в 1»: преобразовывает ржавчину и создает на поверхности металла прочное покрытие, готовое к нанесению эмали. После нанесения следует выдержать 24 часа и только после этого наносить поверх него лакокрасочное покрытие.
Больше информации →
1К грунт кислотный протравливающий
KU-2503 | Зелёный
Первичный грунт
Предназначен для обработки поверхностей из черных металлов, в том числе пораженных коррозией, а также для повышения адгезии к алюминию, нержавеющей и оцинкованной стали. Кислотный грунт нельзя наносить поверх старого лакокрасочного покрытия и шпатлевок. Перед нанесением эмали требует обязательного покрытия вторичным грунтом (рекомендуется акриловый грунт-наполнитель). Вторичный грунт следует наносить строго в интервале 20-30 минут после нанесения кислотного.
Больше информации →
1К грунт эпоксидный для точечного ремонта
KU-2403 | Серый
Первичный грунт
Предназначен для обработки не пораженных коррозией металлических поверхностей. Также можно наносить на старые лакокрасочные покрытия и шпатлевки. Отлично подходит для ремонта поврежденных участков, когда на поверхности, которую необходимо загрунтовать, частично осталось старое лакокрасочное покрытие. Имеет отличную адгезию, очень прочный, хорошо защищает от коррозии и создает надежную основу для нанесения финишных покрытий.
Больше информации →
1К грунт цинконаполненный
KU-2301 | Серый
Первичный грунт
Предназначен для грунтования поверхностей из черных и цветных металлов, не пораженных коррозией. Незаменим при ремонте повреждений покрытия, анодированного цинком. За счет содержания цинка обеспечивает дополнительную катодную защиту элементов кузова. Электропроводный, поэтому может использоваться для защиты швов, соединяемых контактной сваркой.
Больше информации →
Грунт для пластика прозрачный.
Активатор адгезии
KU-6000 | Прозрачный
Первичный грунт по пластику
Предназначен для подготовки к окрашиванию внешних пластиковых поверхностей автомобиля. Значительно повышает адгезию лакокрасочных материалов к пластикам. Эластичный, быстро сохнет. Поверх него можно наносить любые грунты и эмали.
Больше информации →
1K грунт-наполнитель акриловый
KU-2201 | Cерый KU-2202 | Красный KU-2203 | Чёрный KU-2204 | Белый
Вторичный грунт
Отлично подходит для нанесения поверх кислотного грунта. Может наноситься толстым слоем, легко шлифуется, позволяет скрыть дефекты основы и получить идеально гладкую поверхность. При нанесении толстым слоем создает демпфирующую подложку, снижающую вероятность появления сколов эмали. Может использоваться в качестве первичного грунта по пластику, но основное назначение – вторичный грунт.
Больше информации →
Грунт для пластика серый
KU-6020 | Серый
Вторичный грунт по пластику
Может использоваться как в качестве первичного грунта по пластику, так и в качестве вторичного в комбинации с активатором адгезии KU-6000. В основном применяется для создания однородной по цвету и фактуре поверхности перед нанесением эмалей, в особенности металликов.
Больше информации →
Полезные советы и рекомендации
Почвы, которые могут испортить краску вашего автомобиля – KevianClean
Почвы, которые влияют на ваш автомобиль, могут меняться в зависимости от периода времени, сезона и географического положения. Например, тип птиц, которые гадят на вашу машину, может влиять на размер и объем фекалий, а также в зависимости от того, сколько птиц там.
Тип насекомых, деревьев и т. д. также определяет тип древесного сока, фруктов и брызг насекомых, которые вы будете убирать. Бывают также случаи, когда вы можете легко очистите свой автомобиль с помощью одной салфетки или около того, а в других случаях, когда каждая салфетка выглядит так, как будто вы оставляете пленку на автомобиле.
Таким образом, вам нужно изменить свой стиль уборки в зависимости от почвы, которую вы очищаете .
Набор номера для типа почвы
- Некоторые почвы содержат масло, а другие растворимы в воде:
- Химические вещества, которые могут очищать оба типа почвы: В сезоны высокой пыльцы, в запыленных районах и в местах с большим количеством насекомых рекомендуется использовать очистители с низким и высоким pH при температуре 120 градусов. Когда после мойки на вашем автомобиле появляется мутная пленка, вам нужно больше полагаться на растворители и поверхностно-активные вещества, чтобы выполнить большую часть работы. Вы можете избавить себя от множества проб и ошибок каждый раз, когда происходят сезонные или географические изменения с вашей парковкой, ища чистящие средства, которые могут очищать оба типа почвы.
- Основное заблуждение об очистке почвы: Некоторые чистящие средства увеличивают количество тепла и химикатов, чтобы сжечь поверхность. Это совсем не помогает, но увеличивает раздражение, расход электричества и химикатов. Вы должны понимать эти периоды изменения почвы и грязи, чтобы знать, как правильно очистить их до того, как почва свяжется с краской, что потребует шлифовки или глины.
- Тепло не требуется при очистке жирных почв: Во время тяжелых, маслянистых, туманных и пленчатых загрязнений вы можете уменьшить температуру при уборке, потому что химические вещества, используемые для их очистки, поверхностно-активные вещества и растворители, не нуждаются в нагревании, чтобы лучше выполнять свою работу. На самом деле, жара может повредить вашей уборке, а не помочь ей. Вместо этого химические вещества будут работать лучше всего, когда вы уменьшите температуру, потому что высокая температура (а также сочетание высокого и низкого pH) помогает закрепить масло на поверхности вашего автомобиля, что подожжет внешний слой и не позволит очистителям выполнить их очистку. .
← Предыдущее сообщение Новая запись →
Воздействие автомобильного движения на накопление металлов в почве и растениях, произрастающих вблизи автомагистрали (Восточная Словакия)
1. Хаснауи С.Е., Фахр М., Келлер С., Левард С., Ангелетти Б., Чауранд П., Трики З.Е.А. , Гедира А., Рази Л., Колин Ф. и др. Скрининг местных растений, произрастающих в районе добычи свинца и цинка в Восточном Марокко: перспективы фиторемедиации. Растения. 2020;9:1458. doi: 10.3390/plants9111458. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
2. Fröhlichová A., Száková J., Najmanová J., Tlustoš P. Оценка риска загрязнения элементами городских и промышленных территорий с использованием Taraxacum раздел. Рудералия как биоиндикатор. Окружающая среда. Монит. Оценивать. 2018;190:150. doi: 10.1007/s10661-018-6547-0. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
3. Набуло Г., Орием-Орига Х., Даймонд М. Оценка загрязнения свинцом, кадмием и цинком придорожных почв, поверхностных пленок и овощей в городе Кампала, Уганда. . Окружающая среда. Рез. 2006; 101:42–52. doi: 10.1016/j.envres.2005.12.016. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
4. Chen X., Xia X., Zhao Y.
5. Биньял К.Л., Эшмор М.Р., Хедли А.Д., Стюарт К., Вейгерт К. Экологическое воздействие загрязнения воздуха автомобильным транспортом на местную растительность. заявл. Геохим. 2007; 22:1265–1271. doi: 10.1016/j.apgeochem.2007.03.017. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
6. Янковски К., Чепела Г.А., Янковска Й., Шульц В., Кольчарек Р., Сосновски Й., Вишневска-Каджаян Б., Малиновска Е., Радзка Е., Челющинский В. и др. Содержание свинца и кадмия в надземных органах трав, произрастающих на участках, прилегающих к трассе большого транспорта. Окружающая среда. науч. Загрязн. Рез. 2015;22:978–987. doi: 10.1007/s11356-014-3634-9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
7. Ахмад С.С., Эрум С. Комплексная оценка загрязнения тяжелыми металлами вдоль трассы М-2.
Почвенная среда. 2010;29: 110–116. [Google Scholar]8. Радземска М., Фрончик Ю. Оценка уровня и загрязнения почвы вдоль скоростной автомагистрали в экологически ценной зоне в центральной Польше. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2015;12:13372–13387. doi: 10.3390/ijerph221013372. [Статья PMC бесплатно] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
9. Shi G., Chen Z., Xu S., Zhang J., Wang L., Bi C., Teng J. Загрязнение потенциально токсичными металлами городских почв и придорожной пыли в Шанхае, Китай. Окружающая среда. Загрязн. 2008; 156: 251–260. doi: 10.1016/j.envpol.2008.02.027. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
10. Lu X., Wang L., Lei K., Huang J., Zhai Y. Оценка загрязнения уличной пылью меди, свинца, цинка, марганца и никеля в Баоцзи, Северо-Западный Китай. Дж. Азар. Матер. 2009; 161:1058–1062. doi: 10.1016/j.jhazmat.2008.04.052. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
11. Родригес-Флорес М., Родригес-Кастельон Э. Уровни свинца и кадмия в почве и растениях вблизи автомагистралей и их корреляция с плотностью движения. Окружающая среда. Загрязн. 1982; 4: 281–290. doi: 10.1016/0143-148X(82)-3. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
12. Мазур З., Радземская М., Мацуга О., Макуч А. Концентрации тяжелых металлов в почве и мхах вокруг железной дороги. Фрезен. Окружающая среда. Бык. 2013; 22: 955–961. [Google Scholar]
13. Кортуфо М.Ф., Де Санто А.В., Альфани А., Бартоли Г., Де Кристофаро А. Влияние загрязнения городов тяжелыми металлами на разложение органического вещества в Quercus ilex L. Woods. Окружающая среда. Загрязн. 1995; 89: 81–87. [Google Scholar]
14. Квачова М., Аш С., Борувка Л., Павлу Л., Никодем А., Немечек К., Тейнецкий В., Драбек О. Содержание потенциально токсичных элементов в лесных почвах Йизеры Район гор. Окружающая среда. Модель. Оценивать. 2015;20:183–195. doi: 10.1007/s10666-014-9425-3. [CrossRef] [Google Scholar]
15. Feng W., Guo Z., Xiao X., Peng C., Shi L., Ran H., Xu W. Атмосферные отложения как источник кадмия и свинца в почве. Рисовая система и связанная с ней оценка рисков. Экотоксикол. Окружающая среда. Саф. 2019;180:160–167. doi: 10.1016/j.ecoenv.2019.04.090. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
16. Ouyang X., Ma J., Zhang R., Li P., Gao M., Sun C., Weng L., Chen Y., Yan S., Ли Ю. Поглощение атмосферного кадмия листьями овощей: субклеточная локализация с помощью NanoSIMS и потенциальные риски. Дж. Азар. Матер. 2022;431:128624. doi: 10.1016/j.jhazmat.2022.128624. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
17. Ролка Е., Жолновский А.С., Козловская К.А. Оценка содержания микроэлементов в почвах и придорожной растительности в районе некоторых автозаправочных станций в Ольштыне (Польша) J. Elem. 2020; 25: 549–563. [Google Scholar]
18. Ролка Е., Жолновский А.С., Садовская М.М. Оценка содержания тяжелых металлов в почвах, прилегающих к трассе DK16 в Ольштыне (Северо-Восточная Польша) Pol. Дж. Окружающая среда. Стад. 2020;29:4303–4311. doi: 10.15244/pjoes/118384. [CrossRef] [Академия Google]
19. Лин К.С., Чен С.Дж., Хуанг К.Л., Хван В.И., Чанг-Чьен Г.П., Лин В.Ю. Характеристики металлов в нано/ультрамелких/тонких/крупных частицах, собранных вдоль дороги с интенсивным движением. Окружающая среда. науч. Технол. 2005; 39:8113–8122. doi: 10.1021/es048182a. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
20. Адачи К., Тайношо Ю. Характеристика частиц тяжелых металлов, внедренных в шинную пыль. Окружающая среда. Междунар. 2004; 30:1009–1017. doi: 10.1016/j.envint.2004.04.004. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
21. Банерджи А.Д.К. Уровни тяжелых металлов и состав твердой фазы в уличной пыли Дели, Индия. Окружающая среда. Загрязн. 2003; 123: 95–105. doi: 10.1016/S0269-7491(02)00337-8. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
22. Kummer U., Pacyna J., Pacyna E., Friedrich R. Оценка выбросов тяжелых металлов на этапе использования автомобильного транспорта в Европе. Атмос. Окружающая среда. 2009; 43: 640–647. doi: 10.1016/j.atmosenv.2008.10.007. [CrossRef] [Google Scholar]
23. 362/2010 Сб. Приказ Министерства сельского хозяйства, окружающей среды и регионального развития Словацкой Республики, устанавливающий требования к качеству топлива и ведению эксплуатационного учета топлива. [(проверено 29март 2021 г.). Доступно на сайте: https://www.slov-lex.sk/pravne-predpisy/SK/ZZ/2010/362/vyhlasene_znenie.html
24. Тозелли М., Скиатти П., Ара Д., Бертаккини А., Квартьери М. Накопление меди в почвах итальянского региона Эмилия-Романья. Почвенная среда растений. 2009; 55:74–79. doi: 10.17221/317-PSE. [CrossRef] [Google Scholar]
25. Жолновски А., Буссе М., Зайонц П. Реакция кукурузы ( Zea mays L.) на загрязнение почвы медью в зависимости от применяемых нейтрализующих загрязнение веществ. Дж. Элем. 2013;18:507–520. doi: 10.5601/jelem.2013.18.3.14. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
26. Щодровска А., Кульбат К., Смолиньска Б., Лещинская Ю. Накопление ионов металлов в отобранных растениях из семейств Brassicaceae и Lamiaceae . Биотехнолог. Еда. науч. 2016;80:29–42. [Google Scholar]
27. Ma J., Chen Y., Weng L., Peng H., Liao Z., Li Y. Идентификация источника тяжелых металлов в поверхностных рисовых почвах с использованием накопленных соотношений элементов в сочетании с MLR. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2021;18:2295. doi: 10.3390/ijerph28052295. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
28. Liang Z., Ding Q., Wei D., Li J., Chen S., Ma Y. Основные контролирующие факторы и прогнозы для перенос кадмия из почвы в растения шпината. Экотоксикол. Окружающая среда. Саф. 2013;93:180–185. doi: 10.1016/j.ecoenv.2013.04.003. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
29. Хайян В., Стуанес А.О. Загрязнение тяжелыми металлами в системе воздух-вода-почва-растение города Чжучжоу, провинция Хунань, Китай. Вода Воздух Почва Загрязнение. 2003;147:79–107. doi: 10.1023/A:1024522111341. [CrossRef] [Google Scholar]
30. Ваверкова М., Адамцова Д. Поглощение тяжелых металлов отдельными видами растений на полигоне в Штепановицах, Чехия. пол. Дж. Окружающая среда. Стад. 2014;23:2265–2269. doi: 10.15244/pjoes/26106. [CrossRef] [Google Scholar]
31. Кабата-Пендиас А. Микроэлементы в почвах и растениях. 4-е изд. КПР Пресс; Бока-Ратон, Флорида, США: 2011. [Google Scholar]
32. Спердули И., Адамакис И.-Д.С., Добрикова А., Апостолова Е., Ханц А., Мустакас М. Избыток цинка снижает поглощение кадмия и смягчает токсическое воздействие кадмия на структуру хлоропластов, окислительный стресс и фотохимическую эффективность фотосистемы II в Salvia sclarea Растения. Токсики. 2022;10:36. doi: 10.3390/toxics10010036. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
33. Fu S., We C., Xia Y., Li L., Wu D. Поглощение и перенос тяжелых металлов местными дикими растениями: последствия для фиторемедиация и восстановление. Окружающая среда. наук о Земле. 2019;78:103. doi: 10.1007/s12665-019-8103-9. [CrossRef] [Google Scholar]
34. Малиновская Е., Янковский К., Вишневская-Каджаян Б., Сосновский Ю. , Кольчарек Р., Янковская Ю., Цепела Г.А. Содержание цинка и меди в отдельных растениях, произрастающих вдоль автомагистрали. Бык. Окружающая среда. Контам. Токсикол. 2015;95: 638–643. doi: 10.1007/s00128-015-1648-8. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
35. Михал И., Марушкак Р., Барна М. Динамика Fagus sylvatica L. Некротизация при различных условиях нагрузки загрязняющих веществ. пол. Дж. Окружающая среда. Стад. 2019;28:2755–2763. doi: 10.15244/pjoes/92209. [CrossRef] [Google Scholar]
36. Фазекашова Д., Богуска З., Фазекаш Ю., Шкваренинова Ю., Хованцова Ю. Загрязнение растительности, произрастающей на почвах и субстратах в антисанитарном районе Центрального Спиша (Словакия), загрязненном тяжелые металлы. Дж. Окружающая среда. биол. 2016; 37:1335–1340. [PubMed] [Академия Google]
37. Сезгин Н., Озджан Х.К., Демир Г., Немлиоглу С., Баят С. Определение концентрации тяжелых металлов в уличной пыли на шоссе Е-5 в Стамбуле. Окружающая среда. Междунар. 2004; 29: 979–985. doi: 10.1016/S0160-4120(03)00075-8. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
38. Табанде Л., Тахери М. Оценка воздействия тяжелых металлов Cu, Zn, Cd и Pb на овощи, выращенные в олерикультурах на полях провинции Зенджан. Иран. J. Окружающая среда для здоровья. 2016; 9:41–56. [Google Scholar]
39. Уринова К., Флориан К., Мазерни М. Статистическая оценка и природа осажденной пыли жилых агломераций города Кошице. хим. Пап. 2005;59: 230–234. [Google Scholar]
40. Дзубай А., Бачкор М., Томко Ю., Пели Э., Туба З. Толерантность к лишайнику Xanthoria parietina (L.) Th. о. к напряжению металла. Экотоксикол. Окружающая среда. Саф. 2008; 70: 319–326. doi: 10.1016/j.ecoenv.2007.04.002. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
41. Златник А. Пршехлед изучает тип геобиоцена пуводне лесных и кровельных лесов в ЧССР. Zprávy Geogr. Усть. ЧСАВ. 1976; 13: 55–64. (на чешском языке) [Google Scholar]
42. Рабочая группа IUSS WRB . Всемирная справочная база почвенных ресурсов 2014 г. , обновление 2015 г. Международная система классификации почв для именования почв и создания легенд для почвенных карт. ФАО; Рим, Италия: 2015. Отчеты о мировых почвенных ресурсах №. 106. [Google Академия]
43. Чурлик Ю., Шефчик П. Геохимический атлас Словацкой Республики, часть V: Почвы. Государственный геологический институт Диониза Штура; Братислава, Словакия: 2012 г. [(по состоянию на 10 мая 2021 г.)]. Доступно в Интернете: http://apl.geology.sk/atlaspody [Google Scholar]
44. Хакансон Л. Индекс экологического риска для контроля загрязнения вод. Седиментологический подход. Вода Res. 1980; 14: 975–1001. doi: 10.1016/0043-1354(80)
-8. [CrossRef] [Google Scholar]
45. Джавед Т., Ахмад Н., Машиатулла А. Загрязнение тяжелыми металлами и оценка экологического риска в поверхностных отложениях озера Намал. Пакистан. пол. Дж. Окружающая среда. Стад. 2018;27:675–688. doi: 10.15244/pjoes/75815. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
46. Растманеш Ф., Мур Ф., Копаи М. К., Кешаварзи Б., Бехруз М. Обогащение почвы тяжелыми металлами в медном комплексе Сарчешмех, Керман, Иран. Окружающая среда. наук о Земле. 2011;62:329–336. doi: 10.1007/s12665-010-0526-2. [CrossRef] [Google Scholar]
47. Олива С.Р., Эспиноса А.Дж.Ф. Мониторинг тяжелых металлов в верхнем слое почвы, атмосферных частицах и листьях растений для выявления возможных источников загрязнения. Microchem, J. 2007; 86:131–139. doi: 10.1016/j.microc.2007.01.003. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
48. Бейкер А.Дж.М. Аккумуляторы и исключатели: стратегии реагирования растений на тяжелые металлы. J. Питательные вещества для растений. 1981; 3: 643–654. doi: 10.1080/01904168109362867. [CrossRef] [Google Scholar]
49. Маркерт Б. Инструментальный многоэлементный анализ растительных материалов — современный метод в химии окружающей среды и исследовании тропических систем. СЕТЕМ/CNPq; Рио-де-Жанейро, Бразилия: 1995. (Серия 8) [Google Scholar]
50. Линдси В.Л. Химические равновесия в почвах. Джон Уайли и сыновья, ООО; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 1979. [Google Scholar]
51. Mertens J., Smolders E. Zinc. В: Аллоуэй Б., редактор. Тяжелые металлы в почвах. Спрингер; Дордрехт, Нидерланды: 2013. стр. 465–493. [Google Scholar]
52. Cleven R.F.M.J., Janus J.A., Annema J.A., Slooff W. Integrated Criteria Document Zinc. Национальный институт общественного здравоохранения и охраны окружающей среды; Билтховен, Нидерланды: 1993 г. Отчет №. 710401028. [Google Scholar]
53. Кабата-Пендиас А., Мукерджи А.Б. Микроэлементы от почвы до человека. Спрингер; Берлин, Германия: 2007. [Google Scholar]
54. Виолантэ А., Коццолино В., Переломов Л., Капорале А.Г., Пинья М. Мобильность и биодоступность тяжелых металлов и металлоидов в почвенных средах. J. Почвоведение. Растение. Нутр. 2010;10:268–292. doi: 10.4067/S0718-95162010000100005. [CrossRef] [Google Scholar]
55. Жолновский А.С., Вышковский М., Ролка Э., Савицка М. Минеральные материалы в качестве нейтрализующего агента, используемые на почве, загрязненной медью. Материалы. 2021;14:6830. doi: 10.3390/ma14226830. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
56. Родригес-Бланко М.Л., Табоада-Кастро М.М., Табоада-Кастро М.Т. Оценка содержания Cu и Zn в почвах и их взаимодействие с некоторыми физико-химическими свойствами почв. ИОП конф. сер. Земная среда. науч. 2019;221:012048. doi: 10.1088/1755-1315/221/1/012048. [CrossRef] [Google Scholar]
57. Бон Х.Л., Макнил Б.Л., О’Коннор Г.А. Химия почвы. Джон Уайли и сыновья; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 1985. [Google Scholar]
58. Найду Р., Смит Э., Оуэнс Г., Бхаттачарья П. Управление мышьяком в окружающей среде: от почвы к здоровью человека. Издательство CSIRO; Клейтон, Австралия: 2006 г. [Google Scholar] 9.0004
59. Оортс К. Коппер. В: Аллоуэй Б., редактор. Тяжелые металлы в почвах. Спрингер; Дордрехт, Нидерланды: 2013. стр. 367–394. [Google Scholar]
60. Баллабио К., Панагос П., Лугато Э., Хуанг Дж. Х., Оргиацци А., Джонс А., Фернандес-Угальде О., Боррелли П. , Монтанарелла Л. Распределение меди в европейских верхних слоях почвы: Оценка, основанная на исследовании почвы LUCAS. науч. Общая окружающая среда. 2018; 636: 282–298. doi: 10.1016/j.scitotenv.2018.04.268. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
61. Григалавичене И., Рутковене В., Марозас В. Накопление тяжелых металлов Pb, Cu и Cd в придорожной лесной почве. пол. Дж. Окружающая среда. Стад. 2005;14:109–115. [Google Scholar]
62. Клуге Б., Вессолек Г. Структура тяжелых металлов и концентрация растворенных веществ в почвах вдоль старейшей автомагистрали мира — автобана AVUS. Окружающая среда. Монит. Оценивать. 2012; 184:6469–6481. doi: 10.1007/s10661-011-2433-8. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
63. Wieczorek J., Wieczorek Z., Bieniaszewski T. Содержание кадмия и свинца в зерновых культурах и почве пахотных земель, прилегающих к дорогам. пол. Дж. Окружающая среда. Стад. 2005; 14: 535–540. [Google Scholar]
64. Эльназер А.А., Салман С.А., Селеем Э.М., Эль Элла Э. М.А. Оценка загрязнения и биодоступности некоторых тяжелых металлов в придорожной почве шоссе Александрия-Марса-Матрух, Египет. Междунар. Дж. Экол. 2015; 4:1–7. дои: 10.1155/2015/689420. [CrossRef] [Google Scholar]
65. Голиа Э.Э., Пападиму С.Г., Каваларис К., Циропулос Н.Г. Оценка уровня загрязнения потенциально токсичными элементами городских почв города Волос (Центральная Греция) Устойчивое развитие. 2021;13:2029. doi: 10.3390/su13042029. [CrossRef] [Google Scholar]
66. Souffit G.D., Mohamadou L.L., Guembou Shouop CJ, Beyala Ateba JF Saidou-. Оценка загрязнения микроэлементами и их потенциальных рисков для здоровья в кобальт-никелевых районах Ломие, Восточный Камерун. Окружающая среда. Монит. Оценивать. 2022;194:127. doi: 10.1007/s10661-022-09776-1. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
67. Боуэн Х.Дж.М. Экологическая химия элементов. Академическая пресса; Лондон, Великобритания: 1979. [Google Scholar]
68. Маньковская Б. Геохимический атлас Словакии. Часть II: Лесная биомасса. Геологическая служба Словацкой Республики; Братислава, Словакия: 1996 г. [(по состоянию на 18 мая 2021 г.)]. Доступно в Интернете: https://www.geology.sk/geoinfoportal/mapovy-portal/atlasy/geochemicky-atlas-slovenska/ [Google Scholar]
69. Эйслер Р. Опасность цинка для растений и животных с упором на ресурсы рыболовства и дикой природы. В: Черемисинов П.Н., редактор. Экологические проблемы и оценка воздействия на окружающую среду. Издательская компания залива; Хьюстон, Техас, США: 1977. стр. 443–537. [Google Scholar]
70. Маршнер Х. Минеральное питание высших растений. 2-е изд. Академическая пресса; Лондон, Великобритания: 1995. [Google Scholar]
71. Клоке А., Зауэрбек Д.Р., Веттер Х. Загрязнение растений и почв тяжелыми металлами и транспорт металлов в наземных пищевых цепях. В: Нриагу Дж. О., редактор. Изменение циклов металлов и здоровье человека: отчет семинара Далема по изменению циклов металлов и здоровья человека. Спрингер; Берлин, Германия: 1984. стр. 113–141. [Google Scholar]
72. Macnicol R.D., Beckett P.H.T. Критические концентрации в тканях потенциально токсичных элементов. Растительная почва. 1985; 85: 107–129. doi: 10.1007/BF02197805. [CrossRef] [Google Scholar]
73. Бейкер Д.Э., Сенеф Дж.П. Коппер. В: Alloway BJ, редактор. Тяжелые металлы в почвах. Блэки академический и профессиональный; Лондон, Великобритания: 1995. стр. 179–205. [Google Scholar]
74. Брукс Р. Р. Серпентин и его растительность: междисциплинарный подход. Диоскорид Пресс; Портленд, Орегон, США: 1987. [Google Scholar]
75. Dalenberg J.W., van Driel W. Вклад атмосферных отложений в концентрации тяжелых металлов в полевых культурах. Нет. Дж. Агрик. науч. 1990; 38: 369–379. doi: 10.18174/njas.v38i3A.16594. [CrossRef] [Google Scholar]
76. Nadgórska-Socha A., Ptasiński B., Kita A. Биоаккумуляция тяжелых металлов и антиокислительные реакции в Cardaminopsis arenosa и Plantago lanceolata из металлосодержащих и неметаллоносных участков: A поле обучения.