Принцип работы АКПП
В основе перехода между передачами в АКПП лежит возможность выборочного блока отдельных частей планетарного механизма под воздействием фрикционной муфты. Механизм сцепления в автоматической коробке реализуется путем гидротрансформатора.
В АКПП частота, с которой вращается вал трансмиссии, изменяется в автоматическом режиме благодаря анализу режима движения авто, для чего не требуются какие-либо водителя. В большей части современных моделей авто с АКПП, она реализована по гидромеханическому принципу.
Основными узлами такой коробки передач считаются: гидротрансформатор, планетарный редукторный механизм, а также муфты: фрикционная и обгонная. Координирование всех функций АКПП возложено на гидроцилиндры под управлением магнитных клапанов.
Гидротрансформатор
В транспортных средствах, оборудованных ручной КПП, передача крутящего момента осуществляется через муфту сцепления, в машинах же с АКПП эта функция возложена на гидротрансформатор. В его конструкцию входит три колеса лопаточного типа, одно из которых неподвижно и называется статором, а два других - движимые. Первое колесо, которое вращается, закреплено на маховике коленчатого вала, и называется насосом. Насос производит передачу момента силы с двигателя на последующие узлы гидротрансформатора. Насосное колесо направляет поток гидравлической жидкости на неподвижное колесо и воздействует на второе движимое колесо – турбину. Через турбину происходит перевод вращающего момента на вал трансмиссии.
Планетарный редуктор
Вращательный момент переходит на другие узлы планетарным редукторным механизмом, он также изменяется в зависимости от условий перемещения машины. Планетарный механизм, несмотря на небольшие размеры, позволяет переключать передачи без ощутимых рывков.
Планетарный механизм конструктивно имеет следующие части: солнечную шестерню, сателлиты, водило и эпицикл. Сателлиты вращаются по внутренней поверхности эпицикла, на котором нанесены зубья, и на них крутящий момент переводится с солнечной шестерни. На выводной вал момент переходит через водило, которое является корпусом сателлитов. Во время перехода с одной передачи на другую производится частичное блокирование планетарного механизма.
Фрикционные муфты
Исходя из необходимого на данный момент режима работы ходовой части машины и нужного количества оборотов трансмиссионного вала, фрикционная муфта производит блокировку компонентов планетарного механизма. В состав муфты входит внешний барабан и внутренний хаб. Между данными компонентами под действием гидравлического поршня двигаются фрикционные диски.
Муфта обгона
Муфта обгона отвечает за верное направление передаваемого от двигателя вращательного момента, предотвращая ошибочное проворачивание вала трансмиссии в противоположном направлении. Составляющими муфты является набор роликов и большой внешний диск. Ролики в моменты повышения центробежного усилия сильнее начинают прилегать к краевой поверхности диска, производя механическим способом передачу вращательного момента.
Назад в раздел