Жигули или москвич: Обратно в СССР за рулем Жигулей и Москвича — Авторевю

Обратно в СССР за рулем Жигулей и Москвича — Авторевю

В ладони — невесомые ключики-топорики. Повернуть по часовой, сжать клавишную ручку и отпереть легкую дверку. Из тесного проема тянет сыростью застоявшихся автомобилей. Сейчас я закрою воздушную заслонку карбюратора, включу стартер и заведу мотор. А потом неспешно покачу по дорогам только что построенного Дмитровского автополигона. У меня сразу две машины времени: Москвич-2140 и ВАЗ-2101. Одногодки, выпущенные в 1979-м.

О чем мечтали в СССР, когда я еще не родился, — о Жигулях или о Москвиче?

По мне, Москвич красивее. Хромированный кант на решетке радиатора, блестящие фальшдиски и колпаки, «погоны» (как называли габаритные фонари на задних стойках) — и знаменитая черная полоса на корме. Таким нарядным «сороковой» был с начала выпуска в 1976 году и до 1982-го, а затем от былого шика не осталось почти ничего.

«Копейка» со своим итальянским дизайном — в том, что касается экстерьера, она практически полностью копирует Fiat 124 — попроще.

И снаружи, и внутри. В узком салоне Моск­вича высокая передняя панель выглядит богато: масса указателей, полочка над небольшим бардачком, удобный лоток за рычагом коробки передач. В Жигулях больше воздуха — машину словно надули. До пассажирской двери уже не так просто дотянуться, капот короче. Но мест для мелочевки, считай, нет — если не надевать на рычаг коробки «кооперативный» пластиковый черный бокс. Зато в небольшие кармашки на дверях удобно прятать щетки дворников: опасаясь кражи, их ставили только перед дождем. А в остальное время на кончики поводков натягивали обрезки трубочек из поливинилхлорида, чтобы случайно не поцарапать лобовое стекло. Запчасти-то — дефицит…

Отделка интерьера комбинированная: коричневые тона были самыми популярными для Москвича, помимо черных, синих и даже красных. Обратите внимание на металлическую стойку­ в ногах пассажира — в нее прячется выдвижная антенна. По краям­ передней панели — плафоны подсветки, которые ­отлично освещают весь дверной проем

Помимо спидометра здесь есть амперметр, указатели давления масла и температуры охлаждающей жидкости. Не хватает только тахометра и лампы-индикатора резерва топлива: стрелка указателя при поворотах раскачивается на четверть шкалы. Справа под рулем кнопка включения габаритных огней и отдельная клавиша подсветки приборов, а режимы ближнего и дальнего света переключаются подрулевым рычажком

Ажурная панель «копейки» парит в салоне аккуратным подоконником лобового стекла. В ней меньше лабиринтов воздуховодов, да и сам отопитель удачнее: в Жигулях зимой заметно теп­лее. Как говорили, ташкент. А вот чтобы согреться в Москвиче, приходилось перекраивать систему отопления.

Небольшая дверка Москвича захлопывается легко, с приятным металлическим щелчком. А посадка-то лучше, чем во многих нынешних машинах! Хороший диапазон продольной регулировки, мелкие ступени смены угла наклона спинки — и отличный руль с пухлым ободом и вполне современным диаметром. Ей-богу, по эргономике в советско-российском автопроме с тех пор ­Москвич превзошла только одна модель — Лада Веста.

А Жигули с пресловутой «итальянской» посадкой враскоряку точно были хуже. Сиденье — словно полураскрытая книжка в мягкой обложке, до руля едва дотягиваешься, а педали, наоборот, слишком близко. Зато детям было так удобно смотреть вперед и следить за стрелками на приборах, протиснувшись между передними креслами… Я делал именно так.

Штатный радиоприемник с единственным динамиком на верхушке передней панели был у всех «сороковых», менялась только его лицевая панель. Прорезь сверху — под сигнализатор непристегнутых ремней безопасности для экспортных седанов. Над двухрежимным выключателем стеклоочистителей располагалась манетка двухступенчатого (!) электрообогрева заднего стекла

А если обогрева не было, то бороться с запотеванием помогал вентилятор, который автолюбители ставили на заднюю полку

Под весенним солнцем легко зашумели оба двигателя — «подсос», рукоятку воздушной заслонки, можно было утопить полностью уже через пару минут. Вибраций на холостом ходу в Москвиче почти нет. Но сцепление туговато, педаль газа с длинным прутком-тягой­ ощутимо люфтит, а рычаг коробки. .. ­Бр-р-р! Громоздкая и неудачная система тяг досталась «сороковому» в наследство от Москвича-408, у которого рычаг переключения передач был расположен на рулевой колонке.

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас

Подписка на месяц

229

Подписка на год

27481590

я уже подписан

ВАЗ-2101, Москвич, Москвич-2140, ретро

Москвич или Жигули. Выбор, продиктованный личным опытом: mexanizm — LiveJournal

Долгое  время в среде автолюбителей нашей необъятной страны шли бурные  дискуссии на тему – какой из автомобилей лучше, АЗЛК или ВАЗ. Сравнивали  множество параметров, гаражные споры шли порой, до хрипоты, каждая из  сторон имела свои, весомые доводы.

Любопытно,  что дискуссии эти можно было встретить и в более позднее время, когда  появился интернет с первыми автофорумами, а большинство бывших  владельцев отечественных легковушек сменили их на более современные и  удобные иномарки. Но за руль садилось новое поколение людей, в качестве  первой машины выбиравших что по проще, дешевле, это и дало толчок новым  обсуждениям.

Поскольку  мне довелось ездить и на «Москвиче» и на «Жигулях» то плюсы и минусы  обеих машин прочувствовал на себе, вот решил поделиться своими  познаниями. 

Был  у меня «Москвич-2140», зеленого цвета, купленный в свое время за три  сотни американских денег. Машина была выпущена в 1978 году, когда на  АЗЛК еще не расшифровывали как «Автомобиль, заранее лишенный качества».  Мотор обычный, 1.5 литра, уфимский, правда, предыдущий владелец немного  усовершенствовал систему охлаждения, установив электровентилятор, за что  ему спасибо, и не стал убирать жалюзи, за что ему тоже спасибо, зимой  меня эти жалюзи перед радиатором выручали. В остальном машина была в  заводской комплектации, ну кроме радио, вместо которого была CD  магнитола. 

Жигули  представлены были «тройкой» 1975 года, которую я купил буквально в  состоянии металлолома, по сути, ради двигателя, но впоследствии  отремонтировал (не реставрировал, а именно отремонтировал) и ездил на  ней. Двигатель конкретно на этой машине был объемом 1.6 литра, всё  остальное, тоже можно сказать, обычное, коробка 4- ступенчатая, редуктор  родной, с передаточным числом 4.1.

Итак,  имеем однотипные автомобили с небольшим разбегом по году выпуска.  Поначалу был «Москвич», на который я пересел со своей самой первой  машины – «Таврии». После переднеприводной было немного непривычно, но  вскоре привык. «Москвич» мне особенно нравился своей мягкой подвеской.  Сзади ведь рессоры. Некоторые «гонщики» говорят, что «Москвич» плохо  управляем на поворотах на скорости. Может это и так, но я перед  поворотами притормаживаю, да и вообще к гонщикам не отношусь.

Больших  отличий в управляемости между 2103 и 2140 я не заметил, зато могу  отметить лучшую проходимость «Москвича» по не лучшим дорогам. 

Вся передняя подвеска московской машины сделана на отдельном, съемном подрамнике, который крепится к лонжеронам. 

Передняя подвеска «Москвич» (слева) и «Жигули» (справа)

У«Жигулей»  верхний рычаг крепится к усилителю брызговика, в него же упирается и  стакан амортизатора, попадание в серьёзную выбоину более чревато для  ВАЗа, но и за рулем 2140 нельзя забывать о том, как низко расположен  корпус масляного фильтра.

Его можно легко разбить при неосторожной езде  по бездорожью.

Эргономика  места водителя. Здесь «Москвич» не оставляет вазовской «тройке» с её  классической посадкой «в раскорячку» ни единого шанса.

Конечно,  и 2140 далек от идеала и той же «восьмерки», и даже «Таврии», но спустя  150 километров поездки на нем у меня спина не болела, на «тройке» же  она давала о себе знать уже спустя 50-70 км. 

Немного  улучшила ситуацию замена сидений, но всё равно, по ощущениям, стоковый  «Москвич» всё равно выигрывал. Зато у «тройки» был тахометр, полезный  прибор. И фонари освещения салона на стойках кузова, а не на передней  панели. Непонятно, чем руководствовались на МЗМА устанавливая фонари  там, где они совершенно не нужны. Но зато была центральная консоль в  штатной комплектации и накладка на тоннель, да и руль приятнее. 

Выключатели  «крутилки» может и не столь практичны, как утилитарные клавишные, но  что-то есть в них такое, тёплое, ламповое и приятное.  

Многие  жалуются на отопитель в «Москвичах», но у меня нареканий на него не  было, в салоне было тепло, может просто мне повезло, не знаю.

О  мягкой москвичевской подвеске я уже говорил выше. Пытаясь добиться  аналогичной плавности езды я заказал самые мягкие пружины, которые  только нашел на классику, поставил хорошие масляные амортизаторы, и… всё  равно вспоминал свой «Москвич». Более мягкой из советских машин, на  которых довелось поездить, была только «Волга». К тому же рессоры  прочнее будут, чем тяги вазовской классики, но это фактор важный для  тех, кто часто возит тяжести. 

О  том, насколько больше мешков картошки можно перевезти в московском  седане, в отличие от тольяттинского, сказано много и без меня, скажу  только, что максимум груза, что я возил и там и там, было 200-250 кг.  Обе машины справлялись достойно, только «тройка» заметно приседала. 

Мало  кто знает о таком любопытном моменте, как двух режима работы задних  фонарей у 2140. Если габариты выключены (днем), то стопы светили ярко, а  вот при включенных габаритах (ночной режим) уже в пол накала, что бы не  слепить яркими «стопами» тех, кто едет сзади. С задними указателями  поворота была та же история. Обычно эта система мало у кого работала, но  сам факт того, что конструкторы заботились об окружающих участниках  дорожного движения, говорит уже о многом. 

Коробка  передач. У «Жигулей» рычаг КПП идет напрямую к механизму, в коробку,  передачи включаются четко даже на уставших образцах. У Москвича же от  рычага идут тяги к механизму переключения скоростей. Со временем в них  появляется люфт, как и в самом механизме, ну а конструкция КПП своими  корнями уходит в далёкое прошлое, аж к «дедушке» 407-й модели. 

На  моей машине проблем с переключением передач не было, а если бы агрегат  износился, я бы ставил КПП от вазовской классики или от Фиата. Кстати,  таким методом можно добавить «Москвичу» и 5-ю скорость, которой ни в  одной из классических машин московского завода не было в принципе.  

Тормозная система у обеих машин двухконтурная, с вакуумным усилителем и дисковыми тормозами спереди. 

Тормозная система 2140

Несмотря  на то, что у 2140 на переднем суппорте аж 4 тормозных цилиндра  находятся, и на него, в целях повышения безопасности, подведен еще и  задний контур, эффективнее тормоза, по моим ощущениям, были у 2103. А  вот двигатель тяговитей у «Москвича», хоть и в разгонной динамике он  «ноль шестому» уступает.

Тормозная система 2103

Кстати,  у обеих машин, перед тем как я начал на них ездить, была полностью  перебрана тормозная система, с заменой дисков, барабанов, суппортов и  цилиндров со шлангами. И установлено электронное зажигание. 

Доступность запчастей. У нас, в глубинке, и на «Жигули», и на «Москвичи» запчастей всё еще хватает, как новых так и б/у. 

Кстати,  любопытный момент. На московские машины можно даже сейчас найти новые  запчасти советских времен, со старых, так сказать, запасов. На вазовскую  классику я таких не встречал. Это говорит о том, что во времена  дефицита запчастей, на московские машины «достать» их было проще, и даже  оставить про запас. 

Дизайн.  Вот здесь я даже затрудняюсь что-то определенное сказать. Мне и  «Москвич» нравится своей самобытностью, плавными линиями кузова, своими  особенными фишечками, и «Тройка» своими четырьмя фарами, большими  задними фонарями… 

Резюмируя,  какую бы из этих двух машин выбрал я сегодня? Однозначно могу сказать  «Москвич». И спина моя этот выбор одобряет, да и сама машина уже перешла  в разряд редких, привлекающих внимание. Хотя, и «троек» уже мало, в  отличие от 2106, а тех, что сохранились в оригинальном виде – и вовсе,  единицы. 

Буржуи Москвичи слышат шум дороги

МОСКВА

Чтобы узнать уровень благосостояния в этом городе в эти дни, следите за дорогой. Назовем это «Жигулевским индексом» — увеличивающееся количество автомобилей на улицах России.

Москвичи ненавидят движение транспорта, вспоминая более спокойные дни, когда по широким московским бульварам почти никто не ходил, кроме иностранных дипломатов и партийных чиновников.

Тем не менее, все больше людей бродят по ухабистым улицам на этом скромном продукте российских дорог, Жигулях — близком родственнике древней модели Фиата.

С 1993 года ряды автовладельцев Москвы пополняются более чем на 20 процентов в год. Это тем более примечательно в стране, где официальная статистика свидетельствует о серьезном снижении доходов и росте цен.

«Рост количество российских семей, которые могут позволить себе автомобиль», — говорит экономист Николай Львов. Теперь, по его оценке, около 15 процентов московских семей имеют достаточно высокий доход, чтобы купить простой подержанный «Жигули».

Конечно, не все эти семьи купят машину. В Москве по-прежнему действует одна из самых своевременных, дешевых и архитектурно впечатляющих систем метрополитена в мире. Но в городе, где еще не считается «нормальным» иметь собственную пару колес, это становится все более и более возможным.

Московский барометр

Деньги в Москве находятся в Москве, поэтому в целом по стране менее 1 из 10 семей может позволить себе автомобиль, по словам доктора Львова. Но тенденция к покупке автомобилей распространяется по всей стране: Госкомстат, государственная статистическая комиссия, оценивает, что в России около 13 миллионов автомобилей, что на 10% больше, чем в прошлом году.

«Я поражен, что, несмотря на сложности современной российской жизни и падение уровня жизни, у россиян в прошлом году было в три раза больше новых российских автомобилей и иномарок, чем в конце 19 века.80-х, — говорит Сергей Радовский, заведующий автомобильной лабораторией НИИ.

Российская экономика начала тектонический сдвиг в 1992 году с приватизации собственности и других реформ, и шоковые волны до сих пор обрушиваются на российские семьи. Средние доходы не близки к их покупательной способности 1991 года. Но если россияне в целом потеряли экономические позиции, то у некоторых дела идут очень хорошо.

«Доходы поляризуются», — говорит Львов, заместитель директора Фонда «Реформа», московского экономического аналитического центра. В 1980, самые богатые 10 процентов населения СССР имели доход в 3,2 раза больше, чем самые бедные 10 процентов, говорит он. Последние данные Госкомстата показывают, что это соотношение достигает 13,3 к 1. Эти статистические данные свидетельствуют о росте числа состоятельных «новых русских» бизнесменов и прочих, многие из которых действуют вне закона. Но это еще не все.

Подъем «Жигулей» свидетельствует о расширении скромного, но растущего среднего класса. «Жигули» постоянно составляют более 40 процентов всех автомобилей в Москве, хотя богатые предпочитают более роскошные BMW, Mercedes-Benz и Jeep Cherokee. В то время как иномарки пользуются наибольшим спросом в России — в Москве зарегистрировано более чем в два раза больше машин из-за пределов бывшего СССР, чем два года назад, — в столице по-прежнему всего 1 машина на каждые 12.

Российские покупатели автомобилей не привередливы по западным меркам. Недавно на автостоянке у свежеиспеченной «Нивы» — небольшого внедорожника — отсутствовали ручки-накладки от дверных защелок внутри автомобиля. Вместо пола переднего отсека были приклеены черные мешки для мусора.

Русские пожимают плечами. «Эти вещи не важны, — говорит исследователь автомобильной промышленности Сергей Радовский. Важно то, есть ли детали двигателя или трансмиссия заедает через несколько месяцев.

На другом участке тест-драйв был отложен, потому что машина не заводилась, пока в нее не вставили новый аккумулятор от другой машины. После запуска машина была заблокирована, потому что машина впереди тоже не заводилась. Продавцы справляются с этими неудобствами без смущения и извинений.

Качество российских автомобилей было лучше пять-десять лет назад, говорит Радовский, до того, как масштабная промышленность была расшатана экономической реструктуризацией. Теперь получать детали и финансирование для поддержания высокого уровня производства стало намного сложнее.

Таможенные пошлины замедлят экспансию иномарок на российский рынок. Но то, что планировщики называют «автомобилизацией» страны, по прогнозам, будет бурно развиваться. По прогнозам московских планировщиков, количество автомобилей в городе увеличится еще на 42 процента в ближайшие пять лет.

Наблюдая за Джонсами

Коля Качурин, который ведет постоянную колонку об автомобилях и вождении в Moscow Times, говорит, что городская оценка слишком консервативна.

В последние месяцы он провел собственное наблюдение за тем, как семьи добавляют машины в его небогатом районе; как образуются очереди на заправочных станциях, как только они открываются; как владельцы маленьких киосков покупают маленькие российские Оки; и то, как новые предприятия покупают служебные автомобили.

Г-н Качурин говорит, что покупка личных автомобилей в Москве идет полным ходом. Он предполагает, что в следующем году их ряды вырастут на полмиллиона, или примерно на 35 процентов.

Тем временем цены на метро в России, часто являющемся более быстрым способом передвижения по городу сейчас, когда на улицах пробки, только что выросли до 20 центов за поездку.

Буйная жизнь москвича

Перейти к основному содержанию

Городские разговоры

23 октября 1995 г. Выпуск

The New Yorker , 23 октября 1995 г. P. 36

Подписанный рассказ об актере Том Корени, выступающий в одном человеке. Роман «Московские вокзалы». Спектакль идет в театре Юнион-сквер. На российском острове Сахалин рабочие, испытывающие постоянную жажду, начинают свой день с глотка обычной водки, начинают свой кофе-брейк с глотка банного джина и т. д. «Московские вокзалы» — преемник — преемник советских времен. — к «Мертвым душам» Гоголя. Оба произведения представляют собой комические исторические форзацы: роман Гоголя изображает лень и испорченность феодальной России, а роман Ерофеева изображает лень и испорченность феодального коммунизма. «Московские вокзалы» остаются уроком текущих событий русской души. Ерофеева, умершего в 19 г. 90 лет от рака горла после целой жизни пьянства никогда не привлекало международное внимание. В отличие от Солженицына или Синявского, он не подсчитывал убитых, не разоблачал чиновников и не вел идеологических дебатов. Всего за несколько лет до смерти Ерофеева «Московские вокзалы» были культовой классикой. Спектакль представляет собой замечательную интерпретацию романной смеси высокой пьяной комедии. Ерофеев работал на разных паршивых работах в Подмосковье. Он был знатоком домашнего напитка. Дает рецепты своих любимых коктейлей: «Слезы комсомолки», «Ханаанский бальзам», «Поцелуй тети Клары», «Дух Женевы». Последней была пьянящая смесь из двухсот граммов жигулевского пива, по пятьдесят граммов бело-сиреневой туалетной воды и средства от микоза и сто пятьдесят граммов спиртового лака. Куртенэ абсолютно связан с Ерофеевым; это жутко, как Кортенэ выглядит в его роли: осунувшееся, покрасневшее лицо; длинные сальные волосы; брюки свободного кроя. Недавно Кортни спросили, не хочет ли он сыграть шекспировского «Короля Лира». Он сказал нет; Куртенэ сказала, что если ты собираешься играть Лира, тебе лучше быть тираном. Лоуренс Оливье был великим лиром и своего рода тираном. «Московские вокзалы», которую он исполнял в течение восьми недель в прошлом году в лондонском театре Гаррика, — это роль всей его жизни. Куртенэ сказал, что изображать Ерофеева было все равно, что слушать «Дивертисмент Моцарта».

Посмотреть статью

Опубликовано в печатном издании от 23 октября 1995 г., вып.

Дэвид Ремник является редактором The New Yorker с 1998 года и штатным корреспондентом с 1992 года. Он является автором книги «Мост: жизнь и восхождение Барака Обамы».

Подробнее:АктерыАлкоголикиКоммунизм

Выпуск этой недели

Никогда больше не пропустите большую историю New Yorker . Подпишитесь на выпуск This Week’s Issue и каждую неделю получайте электронное письмо со статьями, которые вы должны прочитать.

Подробнее

под рецензированием

Искусство неудач HD

Автобиографический роман поэта-модерниста «ГЕРМИОНА», написанный в 1927 году, но не опубликованный до 1981 года, рассказывает о бисексуальном любовном треугольнике ее юности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *