Авто зил: купить, продать и обменять машину

все его американские родственники — журнал За рулем

При разработке модели на заводе исследовали и испытали несколько зарубежных аналогов.

Материалы по теме

Мотор V12 с автоматом — были и такие грузовики в СССР!

В рейтинге самых массовых грузовиков СССР трудяга ЗИЛ‑130 занимает почетное второе место после не менее легендарного ГАЗ‑51. А по продолжительности конвейерной жизни «сто тридцатый» и вовсе рекордсмен. Серийно его производили с 1962 года, когда выпустили установочную партию, по 1995‑й, правда, уже под именем ЗИЛ‑431410. А если учесть, что шасси и двигатель прожили и вовсе до конца ХХ века, то равных этому грузовику в нашей истории нет!

Для завода, да и для всей страны машина стала эпохальной. Хотя некоторые новинки, предназначенные для ЗИЛ‑130, внедрили уже на ЗИЛ‑164А 1961 года. При разработке 130‑го на ЗИЛе исследовали и испытали несколько зарубежных аналогов, в основном — американских.

Первый прототип ЗИЛ‑130 появился в 1956 году. Совсем раннюю бескапотную версию отвергли, поскольку ее кабина была заметно сложнее и не устраивала военных. Капотный опытный образец имел совершенно новую кабину — более просторную, чем у предшественника, с панорамным ветровым стеклом. Помимо моды на такие стекла, пришедшей из США, важна была и улучшенная обзорность. Против большого и сложного панорамного стекла выступали военные (ведь полноприводный ЗИЛ‑131 максимально унифицировали со 130‑м), но оно все же пошло в серию.

Первый прототип ЗИЛ‑130 появился в 1956 году. Совсем раннюю бескапотную версию отвергли, поскольку ее кабина была заметно сложнее и не устраивала военных. Капотный опытный образец имел совершенно новую кабину — более просторную, чем у предшественника, с панорамным ветровым стеклом. Помимо моды на такие стекла, пришедшей из США, важна была и улучшенная обзорность. Против большого и сложного панорамного стекла выступали военные (ведь полноприводный ЗИЛ‑131 максимально унифицировали со 130‑м), но оно все же пошло в серию.

Прототип ЗИЛ‑130 немного напоминает американский грузовик International серии R середины 1950‑х. Но у этого «американца» пока не было панорамного ветрового стекла.

Прототип ЗИЛ‑130 немного напоминает американский грузовик International серии R середины 1950‑х. Но у этого «американца» пока не было панорамного ветрового стекла.

В 1959 году в серию пошел американский International с новой кабиной и панорамным стеклом. Но эта машина навевает ассоциации скорее с ГАЗ‑53, чем с ЗИЛ‑130.

В 1959 году в серию пошел американский International с новой кабиной и панорамным стеклом. Но эта машина навевает ассоциации скорее с ГАЗ‑53, чем с ЗИЛ‑130.

Аналог ЗИЛ‑130 — Ford серии F, помимо панорамного стекла и буквы V (от V8) на передке, не имел с советской машиной ­практически ничего общего.

Аналог ЗИЛ‑130 — Ford серии F, помимо панорамного стекла и буквы V (от V8) на передке, не имел с советской машиной ­практически ничего общего.

Один из аналогов будущего ЗИЛ‑130 — грузовик Dodge серии С. Конструкция ветрового стекла на советском автомобиле именно от него. Но сама кабина — иная. Кстати, капот у Доджа открывался, в отличие от зиловского, поднимающегося целиком вертикально, подъемом вверх лишь левой и правой частей. Узкая средняя часть капота у американской машины оставалась неподвижной.

Один из аналогов будущего ЗИЛ‑130 — грузовик Dodge серии С. Конструкция ветрового стекла на советском автомобиле именно от него. Но сама кабина — иная. Кстати, капот у Доджа открывался, в отличие от зиловского, поднимающегося целиком вертикально, подъемом вверх лишь левой и правой частей. Узкая средняя часть капота у американской машины оставалась неподвижной.

ЗИЛ‑130 сохранил от предшественника ЗИЛ‑164 совсем немногое. Мотор V8 был совершенно новым, рама — заметно усиленная. Модернизированную пятиступенчатую коробку передач (7,45/4,1/2,29/1,47/1,0, главная передача — 6,45) внедрили, правда, еще в 1961 году на ЗИЛ‑164А.  Колесную базу ЗИЛ‑130 по сравнению с ЗИЛ‑164 уменьшили на 200 мм, длину бортового грузовика — на 25 мм. Зато увеличили колею и, что самое главное, длину кузова: 3752 мм, против 3540 мм у ЗИЛ‑164.

ЗИЛ‑130 сохранил от предшественника ЗИЛ‑164 совсем немногое. Мотор V8 был совершенно новым, рама — заметно усиленная. Модернизированную пятиступенчатую коробку передач (7,45/4,1/2,29/1,47/1,0, главная передача — 6,45) внедрили, правда, еще в 1961 году на ЗИЛ‑164А. Колесную базу ЗИЛ‑130 по сравнению с ЗИЛ‑164 уменьшили на 200 мм, длину бортового грузовика — на 25 мм. Зато увеличили колею и, что самое главное, длину кузова: 3752 мм, против 3540 мм у ЗИЛ‑164.

Рама ЗИЛ‑130 — оригинальная. Все заокеанские аналоги имели менее металлоемкие и одновременно более слабые конструкции. Как, например один из одноклассников советского грузовика — Ford серии F. Создатели ЗИЛа понимали, что машина, рассчитанная на 4000 кг груза, а на хороших дорогах — до 5000 кг, будет часто работать с перегрузом. Да и где эти хорошие дороги? Не говоря о том, что американские аналоги вряд ли выдержали бы нагрузки, которые испытывали ЗИЛы во время прыжков, участвуя в довольно популярном в СССР соревновании — автокроссе на грузовиках.

Рама ЗИЛ‑130 — оригинальная. Все заокеанские аналоги имели менее металлоемкие и одновременно более слабые конструкции. Как, например один из одноклассников советского грузовика — Ford серии F. Создатели ЗИЛа понимали, что машина, рассчитанная на 4000 кг груза, а на хороших дорогах — до 5000 кг, будет часто работать с перегрузом. Да и где эти хорошие дороги? Не говоря о том, что американские аналоги вряд ли выдержали бы нагрузки, которые испытывали ЗИЛы во время прыжков, участвуя в довольно популярном в СССР соревновании — автокроссе на грузовиках.

Пневмопривод тормозов на ЗИЛ‑130 — модернизированный от ЗИЛ‑164. Усовершенствованную систему с компрессором большей производительности ставили на ЗИЛ‑164А с 1961 года. Аналогичные системы стояли практически на всех американских одноклассниках.

Пневмопривод тормозов на ЗИЛ‑130 — модернизированный от ЗИЛ‑164. Усовершенствованную систему с компрессором большей производительности ставили на ЗИЛ‑164А с 1961 года. Аналогичные системы стояли практически на всех американских одноклассниках.

Корни зиловской «восьмерки» уходят в 1952 год. Предок советского мотора — агрегат V8 объемом 5,8 л (100×92 мм, 354 куб. дюйма) марки Chrysler. Правда, отечественный агрегат заметно изменили.

Корни зиловской «восьмерки» уходят в 1952 год. Предок советского мотора — агрегат V8 объемом 5,8 л (100×92 мм, 354 куб. дюйма) марки Chrysler. Правда, отечественный агрегат заметно изменили.

Двигатель V8, установленный на ЗИЛ‑130, упрощенный вариант мотора, который устанавливали с 1958 года на представительский ЗИЛ‑111. При рабочем объеме 6,0 л (100×95 мм) степень сжатия для грузовика понизили с 9,0 до 6,5, мощность — с 200 до 150 л.

с. при 3200 об/мин. ЗИЛ‑130 для своего времени был очень динамичным. Поначалу некоторые специалисты говорили, что для грузовика динамика избыточная.

Двигатель V8, установленный на ЗИЛ‑130, упрощенный вариант мотора, который устанавливали с 1958 года на представительский ЗИЛ‑111. При рабочем объеме 6,0 л (100×95 мм) степень сжатия для грузовика понизили с 9,0 до 6,5, мощность — с 200 до 150 л.с. при 3200 об/мин. ЗИЛ‑130 для своего времени был очень динамичным. Поначалу некоторые специалисты говорили, что для грузовика динамика избыточная.

Трудовая книжка

Материалы по теме

Грузовик застойных времен: как сделали передовой МАЗ‑500

Серийный ЗИЛ‑130 для середины 1960‑х был современным, удачным, гармоничным по дизайну кабины автомобилем.

Он не был копией конкретной модели — скорее неким «собранием сочинений», причем в вольном переводе.


Материалы по теме

Скоро розыгрыш автомобилей — подарим три Нивы

Советские водители ценили ЗИЛ‑130 за надежность, прочность и простоту обслуживания. Но уже лет через десять после начала производства машина с бензиновым двигателем, для которого расход под 30 литров на 100 км был совсем не пределом, в сравнении с зарубежными аналогами выглядела архаичной. А ведь ее, включая десятки модификаций, в том числе последней версии — ЗИЛ‑431410, выпускали еще два десятилетия, остановив производство на отметке 3 388 312 автомобилей.

Впрочем, те, кто в конце 1950‑х годов проектировали ЗИЛ‑130, на это, конечно, не рассчитывали.

  • Как появилась и умерла Таврия, читайте тут,
  • Чем руководствовались инженеры, создавая первый серийный российский автомобиль Руссо-Балт? Об этом узнайте по этой ссылке.
  • Fiat? BMW? Opel? — с чего срисовали Москвич-408/412, мы писали здесь.
  • Чьей копией была Волга ГАЗ-21 — узнайте.
  • Как делали главный автомобиль страны ЗИЛ-111, рассказано здесь.
  • Как появился Москвич-402 — символ оттепели, читайте в этой публикации.
  • Историю создания первой легковушки СССР — автомобиля НАМИ-1 — читайте вот тут.
  • Из чего сделали первый советский лимузин ЗИС-101, узнаете по ссылке.
  • С кого срисовали знаменитую «копейку», выясните здесь.
  • Не обошлось без клонирования и при создании Москвича-2141.
  • О том, чьей копией была легендарная Победа ГАЗ-М20, читайте здесь.
  • Запорожец ЗАЗ-965 тоже имеет заграничных родственников.
  • Какие заокеанские прототипы были у лимузина Чайка ГАЗ-13, мы вспоминали в этой публикации.

Фото: из архива «За рулем»

Легендарный ЗИЛ-130: все его американские родственники

При разработке модели на заводе исследовали и испытали несколько зарубежных аналогов.

Легендарный ЗИЛ-130: все его американские родственники

ТОП-5 лучших моделей ЗИЛ за всю историю марки

31 января 2019, 20:44:47

На днях в сети появилось объявление о продаже последних грузовиков «Бычок». Эта модель стала для завода крайней за всю его более чем 100-летнюю историю. В 2014 году предприятие фактически прекратило работу, а его огромная территория начала застраиваться высотками. Еще какое-то время рабочим удавалось собирать авто из оставшихся машинокомплектов. Также недолго функционировал цех, который собирал лимузины. Сейчас марка окончательно канула в лету, но оставила после себя добрую память.

ЗИЛ-41047

Завод выпускал новые правительственные лимузины практически для каждого нового генсека Политбюро. Последним и самым совершенным автомобилем «старой школы» для первых лиц государства стал выпущенный в 1985 году специально для Михаила Горбачева ЗИЛ-41047. Конструктивно это был уже далеко не самый свежий автомобиль с рамным кузовом, зависимой задней рессорной подвеской и огромным прожорливым V8, ведущим свою родословную от двигателя грузовика. Тем не менее, этот «корабль» выглядел просто роскошно, был защищен от любого оружия вплоть до противотанковой мины и буквально «плыл» над дорогой. Под капотом стоял 7,6 литровый мотор, выдававший 315 «лошадок», передававшихся на задние колеса через тоже не самый быстрый 3-ступенчатый «автомат». Тем не менее, этот 3,5-тонный лимузин длиной около 6,3 метра мог выжать на шоссе до 190 км/ч и ускоряться с места до сотни за 12 секунд. Отдельно стоит сказать про исключительное качество сборки, при котором даже детали кузова формовались и подгонялись вручную. Зазоры каждого автомобиля были уникальны, а для их выравнивания использовали наплавку олова. Это значило, что крыло с одного лимузина с вероятностью в 90% не подходило на аналогичный другой автомобиль.

ЗИЛ-4102

Выпуску вышеописанного лимузина предшествовало желание Горбачева получить совершенно новый, отличный от старой строгой линии партии, автомобиль. В качестве ориентира в Англии специально купили новейших по тем временам Rolls-Royce Silver Spirit. Также инженеры изучили американский подход к постройке больших седанов и европейские наработки — в частности, конструкцию модели Volvo 760. Спроектированный с нуля автомобиль, тем не менее, имел старый 7,6-литровый V8 на 315 сил с аппетитом около 21 литра 95-го бензина на 100 километров. Однако в остальном машина была не похожа на предшественников. Впервые это был автомобиль с несущим кузовом и более-менее современными рулевым управлением и подвеской. Кроме того, сами панели кузова изготовили из особо прочного стеклопластика, что позволило существенно снизить вес машины. Дизайн и вовсе отошел от советских квадратных форм и стал больше похож на элегантную английскую школу больших седанов. Но самому Горбачеву автомобиль не понравился, хотя было построено целых 2 опытных экземпляра. В итоге, решено было модернизировать старый ЗИЛ для генсеков, описанный в предыдущей главе, а новаторский ЗИЛ-4102 отправить в музей.

ЗИЛ-118 «Юность»

В 60-е годы при Хрущеве началась жесткая экономия, а объемы выпуска автомобилей на ЗИЛе заметно упали. Такого спроса на лимузины уже не было, а самые квалифицированные автоконструкторы страны откровенно скучали на своих рабочих местах. В такой ситуации несколько молодых инженеров завода по собственной инициативе начали разрабатывать совершенно новый для СССР автомобиль, базировавшийся на агрегатах лимузина ЗИЛ-111. И это был первый советский микроавтобус! Вернее, «микро» назвать его довольно сложно при длине почти в 7 метров, но футуристичный кузов в сочетании с огромной площадью остекления делали этого гиганта почти «воздушным». Внутри с комфортом могли разместиться 17 человек, которых транспортировала дефорсированная до 150 «лошадей» «восьмерка» от того же ЗИЛ-111. Масса автобуса возросла до 4,5 тонн, что потребовало усилить подвеску. В результате машина получила такой плавный ход, что в переоборудованных из нее реанимобилях можно было проводить операции на ходу. Добавьте сюда 2-ступенчатый «автомат», гидроусилитель руля, панорамный люк и независимую переднюю подвеску, и вы получите революционный для 60-х автомобиль.

ЗИЛ-170

Сейчас всему миру известны российские грузовики КамАЗ, но мало кто знает, что появился этот завод только благодаря ЗИЛу. Именно конструкторы завода имени Лихачева в конце 60-х получили задание разработать новый бескапотный дизельный грузовик. Результатом стала машина, которую все мы знаем под индексом КамАЗ-5320 — по завершению проектирования выпуск новинки указом ЦК КПСС перенесли на новый завод в Набережных Челнах. Тем не менее, технически это остался продукт инженеров ЗИЛа во всех версиях — от грузовиков с 2 и 3 осями до седельных тягачей и самосвалов. 11-литровый дизельный V8 разгонял груженную 8-тоннами груза машину аж до 80 км/ч, а за переключения отвечала 5-скоростная механическая КПП с делителем, превращавшим ее в 10-скоростную. Простой и надежный мотор, встроенный гидроусилитель руля, пневмопривод сцепления, пневматическая опять же тормозная система и, в конце концов, спальни в кабине — все это было верхом мечтаний рядового советского водителя. В итоге, эта модель прославила совершенно другую марку, разошлась по стране сотнями тысяч экземпляров и продержалась на конвейере до начала 2000-х годов.

ЗИЛ-49061 «Синяя птица»

В 60-е мир захлестнул космический бум — экспедиции в космос следовали одна за другой, и возвращавшихся с орбиты космонавтов нужно было как-то доставлять домой. Спускаемая капсула часто приземлялась в необитаемых места, посреди бескрайней тайги или снежных просторов. Именно тогда Королев обратился к тогдашнему директору ЗИЛа Грачеву с просьбой разработать вездеход. Долгие годы шло проектирование, и только в 1971 году был построен первый трехосный автомобиль эвакуации космонавтов. Машина получила огромные колеса с подкачкой воздуха через ступицы, легкий стеклопластиковый кузов, всевозможные блокировки в трансмиссии и бензиновый 6-литровый V8 на 150 «кобыл». А самое главное — этот вездеход мог плавать и развивать скорость до 15 км/ч на воде. Для этого конструкторы придумали хитрый забор воздуха для всех герметизированных агрегатов, оказывавшихся под водой — решение, до которого мировые инженеры дойдут только десятилетие спустя. Позднее «Синяя птица» превратится в целое семейство вездеходов-амфибий, среди которых будет 12 грузовых, 14 пассажирских и 5 шнековых вездеходов для снежной целины и болот.

Автор: Фёдор Борисов

Использование текстов, фото- и видео сайта разрешается только с указанием активной гиперссылки.

8874

Большой ЗИЛ: происхождение вида | Ежедневный информационный портал AUTOMOBILI.RU

Печать

У товарища Сталина не могло быть слабостей. Лишь заподозрить такое в 30-е годы было равносильно государственной измене. Как, собственно, и в 40-е, и в начале 50-х. Но все мы люди – даже «отец народов» и «лучший друг физкультурников» в конце концов был всего лишь человеком. Тайной же его слабостью оказались… американские автомобили «Пакард». Причем здесь ЗИЛ? Вот об этом и поговорим.

Текст Александр Мельник

3 Марта 2017, 14:13

От императрицы Марии Федоровны

Итак, «революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась», как сказал вечером 25 октября Владимир Ульянов в докладе о первоочередных задачах советской власти. Но прежде чем дать голодным хлеб, крестьянам землю, а солдатам мир, у только что арестованных членов Временного правительства отобрали служебные автомобили. Чтобы распределить их по новым министрам, разумеется. Так, народному комиссару по делам национальностей Иосифу Джугашвили достался «Воксхолл-B11».

Этот солидный автомобиль с 6-цилинд­ровым мотором, заказанный для царского гаража в 1914 году, в феврале 1917-го отняли у императрицы Марии Федоровны и передали лидеру партии кадетов Павлу Милюкову. Потом машина сменила еще несколько владельцев, а нашел ее в Гатчине и предложил Сталину Петр Иосифович Удалов – за что и стал на следующие 35 лет любимым шофером вождя. Правда, к «Воксхоллу» наркомнац отнесся без особого восторга. Да, лимузин от ателье «Хупер» (эти кузовщики поставляли экипажи британскому королевскому двору с 1805 года) сыну пьяницы-сапожника из села Диди-Лило Тифлисской губернии показался вполне комфортабельным. Вот только скорость маловата. Действительно, при солидном рабочем объеме в 4,5 литра двигатель развивал всего 30 л.с. – длинную (база больше 3,5 метра!) и тяжелую машину он разгонял, мягко говоря, неспешно.

«Двойная шестерка»

В июне 1918 года Сталин отправился в Царицын в качестве чрезвычайного уполномоченного ВЦИК по заготовке и вывозу хлеба с Северного Кавказа. Вот там-то ему и подкатили совсем другой автомобиль. «Пакард-Твин-Сикс» – это вам не «Воксхолл». И даже не «Роллс-Ройс»! Необычно расположенное слева и отделенное от пассажира место шофера, р­азмеченный до 80 миль в час никелированный спидометр и часы «Уолтем» на приборной доске, мягкие рессоры – все нравилось всесильному горцу. Но главное: первый в мире 12-цилиндровый (вот почему «двойная шестерка») мотор в 88 л.с., словно могучий горный поток, подхватывал «Пакард» на высшей, третьей передаче с 6 км/ч и неудержимо нес его вперед аж до 113 км/ч. Тогда это был один из самых современных и самых дорогих американских автомобилей – на $2950, которые за него просили, можно было купить семь «Фордов-Т».

«Пакард» с первым в мире 12-цилиндровым мотором в 88 л.с. был одним из самых современных и самых дорогих американских автомобилей

Вернувшись в Москву, Сталин попросил Степана Казимировича Гиля, первого водителя Ленина, а теперь начальника гаража Совнаркома, подыскать ему американский «Пакард». Как отказать наркому госконт­роля, наркомнацу, члену Реввоенсовета и ВЦИК в одном лице? Машина нашлась – оказывается, мощные и быстрые «Пакарды» уже успели облюбовать столичные чекисты. Кстати, глухой отголосок этого любопытного обстоятельства можно обнаружить в романе «Золотой теленок». Помните: «Лиловый – нет. Пусть в лиловой машине разъезжает начальник угрозыска».

Английская альтернатива

Для России 1922 год стал во многом знаковым. Больного Ленина отправили в Горки, Сталин стал генеральным секретарем большевистской партии, взятием Влади­востока закончилась гражданская война, к весне от голода в 35 губерниях Поволжья и Урала погибли пять миллионов человек… В этом же году всем большевистским бонзам было предписано пересесть на «Роллс-Ройсы». Этих роскошных, технически совершенных и басно­словно дорогих автомобилей в Англии закупили за три года 73 штуки. Чешский журналист Адольф Гофмейстер писал, что «в жизни не видел такого скопления роскошных «Роллсов», как вечером на одной из московских набережных». Заезжий чех недоумевал, почему именно эта британская марка столь полюбилась сотрудникам советского Внешторга. Да просто именно в Англии сбывали большевики награбленное (под видом борьбы с голодом) в России золото. Между тем стоила модель 40/50НР, знаменитый «Серебряный дух», около 2000 фунтов стерлингов, вся партия обошлась, стало быть, примерно в $650 000. А продовольствия для голодающих тогда закупили в Штатах на $13 млн. Людоедская власть…

Возможно, горячего горца раздражало прошлое «Воксхолла», возившего престарелую императрицу и обслуживавшего Комитет по охране племенного животноводства. Поэтому летом 1918-го он…

Позаимствовал «Роллс-Ройс» у ленинского секретаря: 22 сентября Николай Горбунов пишет: «Машина системы «Гостъ» похищена тов. Сталиным». Зря он так, через 20 лет Горбунова расстреляли


Но после того как организатора всего этого ужаса отправили в последний путь на борту его любимого «Роллс-Ройса», новый вождь распорядился поменять автомобильную ориентацию: с 1925 года Советская Россия стала закупать американские машины. Отныне большевистское начальство разъезжало на «Бьюиках», «Кадиллаках», «Линкольнах». Правда, нашлись среди этих нелюдей отдельные совестливые экземпляры – так, первый директор Госбанка и первый председатель ВСНХ Валериан Оболенский (до 1917-го он был писарем в тыловой части), с 1927-го особо интересовавшийся автомобилиза­цией Союза, выступил в «Известиях»: дескать, вместо одного роскошного «Линкольна» можно было купить пять недорогих «Фордов».

«Советский Бьюик»

Для самого экономиста Оболенского дело закончилось арестом – в 1937-м. А вот его идею вождь взял на вооружение, заметив: негоже нам, товарищи, использовать машины зарубежного производства, подавая плохой пример советским людям и подрывая престиж рабоче-крестьянского государства. В 1932 году был запущен Горьковский автозавод, собиравший как раз «Форды». Правда, для советской элиты такие машины оказались все же мелковаты, и в том же 1932-м партия сказала «надо!» В смысле, надо срочно создавать еще одну машину – побольше, подороже, пороскошнее, попрестижнее…
За образец выбрали вставший на конвейер осенью 1931 года «Бьюик» серии 90, но изготовление уже скопированных машин вскоре передали с Путиловского на завод имени Сталина. Пока суть да дело, время шло, кузов «Бьюика» устарел, и в Москве решили построить новый. Опытные образцы машины, которую назвали ЗИС-101, были изготовлены по советскому заказу на заводах американской Budd Company весной 1936-го, а в январе следующего года, за месяц до того, как нарком Орджо­никидзе, призывавший наладить производство «советских Бьюиков», пустил себе пулю в сердце, началось серийное производство. Удивительный получился автомобиль. Построенный на базе «Бьюика» 1931 года с кузовом «Бьюика» 1935 года, он устарел еще за пять лет до своего рождения. Старомодный дизайн, высокая цена, тихоходность из-за перетяжеленной конструкции и ненадежных тормозов – все это к 1933-му обрушило продажи марки в Штатах почти втрое. Американцы, обнаружив недостатки, бросились их исправлять, а что оставалось делать нам? Ведь для производства у фирмы «Бадд» уже закупили штампы – почти на полтора миллиона долларов. И советский горе-«Бьюик» под именем ­ЗИС-101 пошел в серию. 

С любовью от президента

Только вот сам-то вождь на автомобиле имени себя, который ему впервые продемонстрировали 29 апреля 1936 года в Кремле, ездить вовсе не собирался. Потому как еще в 1927-м получил любимый «Пакард». Модель 5-33, что означало 5-ю серию с колесной базой 133 дюйма (3378 мм), была оснащена рядной «шестеркой» мощностью 81 л.с. – увы, 12-цилинд­ровых моторов в производственной программе фирмы тогда не было. Но как только в январе 1932-го «Пакард» вернулся к «двойной шестерке», такая машина появилась в сталинском гараже. Packard Twelve серии 1006 с 7-местным закрытым кузовом и 160-сильным 12-цилиндровым двигателем стоил $6000 и весил две с половиной тонны. Теперь понятно, как неправ был товарищ Оболенский? Да ведь на такие деньжищи тогда можно было не пять, а почти полтора десятка «Фордов» купить! И бывшего замнаркома продовольствия расстреляли.


Не исключено, что посоветовал Рузвельту подарить Сталину лимузин советник по финансам и промышленности, один из богатейших людей Америки и впоследствии посол в СССР Аверелл Гарриман – в 1925-1928 годах он владел марганцевой концессией в Грузии. Правда, Рузвельт, видимо, решил пошутить – «Пакард» щеголял белым кузовом. Иосиф Виссарионович шутку не оценил и приказал перекрасить машину в черное, даже решетку радиатора.

«Пакард 5-33» с характерным бампером и фарами-барабанами. На одной из таких машин ездил Сталин в конце 20-х – начале 30-х годов

Трогательная любовь Сталина к «Пакарду» не осталась незамеченной за океаном – осенью 1935 года генсеку ВКП(б) передали личный подарок президента США Рузвельта – 7-местный бронированный лимузин «Паккард Твелв» модели 1408. Машина понравилась – в середине 1936 года последовало поручение начать в США закупку «Пакардов», в том числе 14 бронированных. В последующие два года сталинский автопарк пополнился 12-цилиндровыми лимузинами и седанами моделей 1408 и 1508, которые составили основу кремлевского гаража на ближайшее десятилетие: к началу 1948-го в нем числились 11 броне-«Пакардов». Так что есть все основания именно подарочный Twelve 1408 считать любимой машиной генсека – он служил Сталину больше десяти лет, его возили на конференции стран антигитлеровской коалиции в Ялту, Тегеран и Потсдам. Из окон Packard Twelve 1408 генералиссимус смотрел на поверженный Берлин 16 июля 1945 года. Не удивительно, что он и послужил прообразом послевоенного представительского ЗИСа, его, так сказать, идеологическим предшественником.

Имперский стиль

Но прежде чем рассказать о нем, отметим одну любопытную деталь. Если в Ялте в феврале 1945-го наша кинохроника гордо показывала целую кавалькаду «Пакардов» советской делегации, в том числе и тот Twelve 1408, на котором ездил Сталин, то через пять месяцев в Потсдаме вы уже не найдете таких кадров. Случайность? Ни в коем случае. Мы стремительно расходились с бывшими союзниками, пытавшимися напугать нас атомной бомбой и уже 11 мая перекрывшими поставки по ленд-лизу. Ясно, что в такой обстановке ездить вождю на американском автомобиле нельзя было категорически.

Всего с августа 1935-го по сентябрь 1936-го было собрано 682 «Пакарда 1408» ценой $4285–6435. Серийный автомобиль весил 2672 кг

А масса уникального бронемонстра оказалась почти вдвое больше. Но 175-сильный 12-цилиндровый мотор объемом 7,76 л разгонял его до 130 км/ч.


Впрочем, решение об этом великий стратег Сталин принял еще в начале 1942 года. Только отныне – никаких «Бьюиков»! Средние машины годятся для руководителей среднего звена, им сделают автомобиль на ГАЗе. А будущий автомобиль вождя может быть только «Пакардом». Летом 1943-го работу над машиной начала конструкторская группа во главе с Андреем Николаевичем Островцовым. В качестве примера для подражания к их услугам были целых пять машин образца 1942 года, присланные Рузвельтом: два «Кадиллака» моделей 67 и 75, а также три «Пакарда». Но если один из них был большим лимузином модели «Супер-8» 1-80 серии 2008, то два других – относительно компактные «Клиперы» современного дизайна, с кузовами без подножек и крыльями, которые практически сливались с корпусом.

Отныне – никаких «Бьюиков»! Средние машины годятся для среднего звена. А будущий автомобиль вождя может быть только «Пакардом»

Вот так и получилась удивительная помесь. Безошибочно узнаваемая решетка радиатора, капот, передние крылья, хромированный орнамент, нижнеклапанный 8-цилиндровый мотор, 3-ступенчатая механическая коробка передач и колесная база в 3760 мм достались машине от большого «Пакарда». Бамперы и характерную заднюю часть кузова с выступающим багажником и крыльями художник-дизайнер Иван Федорович Герман (с 1922 года он возглавлял кузовной цех АМО, потом ЗИСа) подсмотрел у лимузина «Кадиллак-75-Флитвуд». Благотворное же влияние современного «Клипера» сказалось в отсутствии отдельных подножек, тогда как на большие «Пакарды» их можно было заказать дополнительно. Собранные в­оедино, все эти детали и создали тот неповторимый имперский стиль, который отличает закат сталинской эпохи.

Бронекапсула

Однако 20 сентября 1944-го, когда Государственный комитет обороны принял образец нового ЗИС-110 (с «узлами шасси и мотором конструкции фирмы «Пакард» образца 1942 г.», говорилось в секретном постановлении ГОКО №6565с), до этого самого заката было еще далеко. А пока в Штаты «для изучения производства и закупки оборудования» отправили два десятка специалистов. 
Только ведь сам 110-й предназначался вовсе не для Сталина. Сборка первой партии советских лимузинов началась ровно через 10 месяцев. В августе 1945-го они вышли на ходовые испытания, но уже тогда на ЗИСе полным ходом шла работа над автомобилем, которому можно было бы доверить драгоценную жизнь отца народов.

Cогласно постановлению от 20 сентября 1944 года, на выделенные Наркомату среднего машиностроения $1,35 млн за океаном купили 605 металлорежущих станков, 82 пресса, 100 единиц высокочастотного и лабораторного оборудования, 50 тонн быстрорежущей стали, стальной прокат и цветные металлы, пластмассу и резину, герметичные фары, 6-ламповые коротковолновые приемники «Филко», пресс-формы и кузовные штампы, электрические и механические часы, высококачественное сукно для обивки диванов и гагачий пух для их набивки.

Инженеры ЗИСа творчески переосмыслили идеи, заложенные американскими кузовщиками в бронированный Twelve 1408. Если классовая борьба по мере продвижения человечества к коммунизму нарастает, как утверждал Сталин, то с каждым годом растет и опасность покушения на вождя. Разумеется, работа над ЗИС-110С (в ЗИС-115 его переименуют позднее, когда буквы, намекавшей на зловещий псевдоним, стали стесняться) велась в обстановке полной секретности. На шасси 110-го не просто навесили четыре с половиной тонны брони – сначала на закрытом военном заводе близ Подольска собирали «Изделие №100», так называемую бронекапсулу, и испытывали ее на полигоне. Машина должна была защитить пассажиров от пулеметных и автоматных пуль, осколков мин и гранат. Если стрельбы проходили успешно, бронекапсулу передавали в сборочный цех ЗИСа, где на нее монтировали кузовные панели. Удивительно, но внешне сталинский броневик почти не отличался от серийного ЗИС-110. Только посвященные знали: ЗИС-115 положены циклопий глаз единственной противотуманной фары и два спецсигнала. А особо наблюдательные могли заметить шины большего размера, сильнее выступающие колесные колпаки и почему-то мутноватые окна. Секрет становился ясен, только когда боковое стекло опускалось гидравлическим домкратом – толщина пуленепробиваемых стекол составляла аж 75 мм!
Чтобы таскать эту крепость на колесах, пришлось увеличить мощность мотора со 140 до 162 сил, повысив степень сжатия (сталинский лимузин, в отличие от ЗИС-110, работал только на импортном 72-м бензине, отечественного 66-го ему не хватало) и установив второй карбюратор. Но такой прибавки, ясное дело, оказалось мало: 7,3-тонная махина разгонялась лишь до 100 км/ч против 140, которых достигал ЗИС-110. Ведь помимо прочего пришлось усилить подвеску, приспособить задний мост от грузовика ЗИС-150 и смонтировать 17-дюймовые колеса вместо 16-дюймовых. А еще впервые в истории отечественного автостроения на ЗИС-110С появился кондиционер, который на «Пакарды» устанавливали за отдельную плату с осени 1940-го.

Машина была готова к 1947 году и сразу же заступила на боевое дежурство в качестве автомобиля вождя. Но не одна – всего пришлось выпустить 38 сверхсекретных бронелимузинов: пара находилась в Ленинграде, два десятка в Москве и Подмосковье на загородных дачах, остальные возили генсека в Крыму, Сочи, Закавказье и на Северном Кавказе.

Лебединая песня

После смерти отца народов прошло уже три года, и Хрущев с трибуны ХХ съезда уже заклеймил культ личности и отдельные перегибы, когда на московской ВДНХ показался новый представительский лимузин. ЗИС-111 получил имя собственное – «Москва», старое шасси, двигатель 110-го и совершенно узнаваемую внешность. Это снова был «Пакард»! На этот раз Островцов и его подчиненные скопировали свое детище (разумеется, творчески переосмыслив, то есть переделав решетку радиатора) с модели «Кариббеан» 1954 года. В июне 1956-го заводу присвоили новое имя, но и основательно переделанный в течение последующих двух лет ­ЗИЛ-111, получивший новый мотор (наконец-то V-образный вместо рядного – потому что как раз тогда инженеры американской фирмы сделали точно такой же выбор!) и коробку, все равно остался настоящим «Пакардом».

Даже такой талантливый дизайнер, как Валентин Ростков, не смог добавить машине ничего своего – взгляните на характерные острые раструбы, в которых, а-ля Packard Caribbean 56-88, прячутся фары в передних крыльях ЗИЛ-111, пошедшего в серию в 1958 году. Понадобилось еще 4 года, прежде чем появилась модель 111Г с совершенно новым лицом: вместо «Пакарда» за образец дизайнеры ЗИЛа выбрали «Кадиллак». С культом личности было покончено – во всяком случае на отдельно взятом заводе.

Была ли статья полезной?

  • 8
  • 3

ЗИЛ-131 ПНС-110 пожарный 1:43 DeAgostini Auto Legends Trucks #11 СССР

Включите в свой браузер JavaScript!

  • ВСЕ МОДЕЛИ
  • DeAgostini Auto Legends Грузовики СССР

16% Предзаказ

24,95 $

20,95 $

Новый в упаковке.

Новый в коробке. Коллекция советских грузовиков.

Тип автомобиля Грузовик/Грузовик, Пожарная машина
Торговая марка DeAgostini Auto Legends Грузовики СССР
Шкала 1:43
Марка автомобиля ЗИЛ
Состояние Новый

Аналогичные продукты

21%

$ 18,95

Бензовоз ГАЗ-51А серо-голубой 1:43 DeAgostini Auto Legends Trucks #4 СССР

23%

$ 19,95

ЗИС-151 Катюша БМ-13 Реактивная система 1:43 DeAgostini Auto Legends СССР Грузовики #2

13%

$ 25,95

ЗИС-5 ПМЗ-2 пожарная машина автоцистерна 1:43 DeAgostini Auto Legends Trucks СССР SE#6

28%

$ 8,95

РАФ-22034 Штабная пожарная машина СССР 1:43 Служебная машина ДеАгостини №12

29%

$ 19,95

ГАЗ-АА ПМГ-1 Пожарная машина СССР Масштаб 1:43 DeAgostini Служебная машина №52

8% Предзаказ

21,95 $

ГАЗ-53А Пожарная машина АЦ-30(53А)-106А Масштаб 1:43 DeAgostini Auto Legends СССР Грузовики №8

Предзаказ

$ 33,95

Борт УРАЛ-4320 хаки 1:43 DeAgostini Auto Legends Trucks #7 СССР

12% Предзаказ

21,95 $

Бортовой грузовик ЗИЛ-130 серо-голубой 1:43 DeAgostini Auto Legends Trucks #5 СССР

Предзаказ

от $ 44,95

Самосвал КрАЗ-256Б1 1:43 DeAgostini Auto Legends Trucks #1 СССР

Предзаказ

$ 28,95

КАМАЗ-5511 Самосвал СССР Масштаб 1:43 DeAgostini Service Vehicle #70

Предзаказ

$ 22,95

Пожарная машина ЗИЛ-130 АП-3(130)-148А Масштаб 1:43 DeAgostini Auto Legends Trucks #46 СССР

Предзаказ

$ 21,95

ЗИЛ-157К АР-2 (157К)-121 пожарная машина Масштаб 1:43 DeAgostini Auto Legends СССР Trucks #33

Предзаказ

29,95 $

ЗИЛ-130 пожарный Санкт-Петербург 1:43 DeAgostini Auto Legends Trucks #3 СССР

Предзаказ

29,95 $

Пожарная машина ЗИС-11 ПМЗ-1 1:43 DeAgostini Auto Legends Trucks СССР SE#7

Предзаказ

$ 13,95

ГАЗ-69 ПМГ-20 Пожарная машина СССР Масштаб 1:43 DeAgostini Служебная машина №3

15% Предзаказ

10,95 $

ВАЗ-2121 Лада Нива ВИС-294611 Пожарная машина Масштаб 1:43 DeAgostini Служебная машина №23

17% Предзаказ

39,90 $

ЗИЛ-130 АС-40 Санкт-Петербургская пожарная машина автоцистерна 1:43 AutoHistory

Предзаказ

$ 43,95

Пожарная машина ЗИЛ-131 АЦ-40 137А Нижний Новгород 1:43 АвтоИстория

ЗИЛ-130 КУНГ Пожарная машина поздно 1:43 Начало Масштабные модели (SSM)

ЗИЛ-131 АЦ-40 137 Пожарная машина без полос 1:43 Старт Масштабные модели (SSM)

ЗИЛ-131 Пожарная машина АС-40 1971 Комплект Масштаб 1:43 Модели автомобилей в деталях (от SSM) Начало Масштабные модели

ЗИЛ-130 АЦ-40 63Б Пожарная машина без полос Старт Масштабные модели (ССМ) Масштаб 1:43

ЗИЛ-130 АС-40 63Б Пожарная машина Шарджа Старт Масштабные модели (SSM) 1:43

ЗИЛ-131 Пожарная машина АЛ-30 Севастополь Старт Масштабные модели (МСМ) 1:43

ЗИЛ-133ГЯ Пожарная машина АС-40 181А Старт Масштабные модели (ССМ) 1:43

Предзаказ

59,95 $

ЗИЛ-131 АС-40 Пожарная машина Масштаб 1:43 Стартовые модели (SSM)

ЗИЛ-131 АЦ-40 137 Пожарная машина Кострома Старт Масштабные модели (ССМ) 1:43

ЗИЛ-131 АС-40 137 Пожарная машина Казань Масштабные модели 1:43 Старт (SSM)

23% Предзаказ

$ 99,95

ЗИЛ-131 Пожарная машина АЛ-30 красная с белыми полосами Старт Масштабные модели (ССМ) 1:43

Предзаказ

ЗИЛ-131 АЦ-40 137 пожарная машина без надписей Старт Масштабные модели (ССМ) 1:43

10% Предзаказ

ЗИЛ-131 АЦ-40 137 пожарная машина для демонстраций разгонов ограниченная серия 540 Старт Масштабные модели (SSM) 1:43

7% Предзаказ

94,95 $

ЗИЛ-133ГЯ Пожарная машина АС-40 красная с белыми полосами Старт Масштабные модели (ССМ) 1:43

22% Предзаказ

$ 79,95

ЗИЛ-133ГЯ Пожарная машина АС-40 Павловский Старт Масштабные модели (ССМ) 1:43

Предзаказ

69,95 $

ЗИЛ-157К Пожарная машина ПНС-100 без печати Старт Масштабные модели (МСМ) 1:43

20% Предзаказ

59,95 $

ЗИЛ-157К Пожарная машина ПНС-100 Уршель Старт Масштабные модели (ССМ) 1:43

Предзаказ

89,95 $

ЗИЛ-130 АС-40 Тарту лимитированная серия 360 шт. 1:43 Стартовые масштабные модели (SSM)

Предзаказ

$ 33,95

ЗИЛ-131 Пожарная автоцистерна ПНС-110 Наши Машины №5 (лимитированная серия)

Предзаказ

$ 27,95

ЗИЛ-131 борт Пожарная машина ПЧ-14 Ярославль 1:43 АвтоИстория

13% Предзаказ

$ 34,95

Пожарная машина ЗИЛ-130 АЦ-40 63Б 1977 Комплект Масштаб 1:43 Модели автомобилей в деталях (by SSM) Начало Масштабные модели

17% Предзаказ

29,90 $

ЗИЛ-130 АЦ-30(130)63А пожарная машина красный 1:43 AutoHistory

17% Предзаказ

$ 29,90

ЗИЛ-130 АЦ-30(130)63А белые полосы пожарная машина 1:43 АвтоИстория

17% Предзаказ

29,90 $

ЗИЛ-131 ПНС-110 (131) пожарная машина 1:43 АвтоИстория

ICM 1/72 Командирская машина ЗИЛ-157, превью Скотта Ван Акена

ICM 1/72 Командирская машина ЗИЛ-157, превью Скотта Ван Акена

KIT: ICM 1/72 ZIL-157 Command Vehicle
KIT #: 72551
PRICE: $12. 00 MSRP
НАКЛЕЙКИ: Один вариант
REVIEWER: Scott Van Aken
NOTES:  

HISTORY

Paraphrasing from the Instructions,

«Одной из самых известных машин советского времени был грузовик ЗИЛ-157, имевший отличную проходимость».

Разработан в 1958 году в конструкторском бюро при автозаводе имени Лихачева в Москве. Там же началось серийное производство, а также в Харькове и Грозном. ЗИЛ-157 получил Гран-при на Всемирном автосалоне в Брюсселе того же года.

Дизайн был превосходным, и на его основе был разработан широкий спектр армейских машин. Топливозаправщики, подвижное командование, транспортные средства, радио- и радиолокационные грузовики, транспортеры и пусковые установки для зенитных ракет, полевые санитарные машины и множество других транспортных средств были созданы на основе этой исключительной конструкции.

The command mobile vehicles saw service in Soviet and Warsaw Pact countries as well as with African, Asian and Near East armies.»

THE KIT

Once the small Открыв коробку, можно найти еще меньший пакет литников, содержащий комплект. Фильзы бывают белого или черного цвета, и есть несколько незакрепленных деталей, в основном колеса, кабина и полезная нагрузка.Литье довольно хорошо сделано, и хотя есть несколько утяжин в некоторых более толстых частях, скрыть или заполнить их не составит труда.0280

Вы получаете относительно хорошо оборудованный салон с рулевым колесом и рычагами переключения передач. На самом деле не имеет большого значения, что детали редкие, поскольку вы не увидите их через довольно толстые прозрачные пленки. На самом деле, у многих моделей такого масштаба их нет, так что это плюс. Предусмотрено хорошо сделанное шасси и ходовая часть. Это обочина, поэтому нет полной информации о двигателе. Раздел команд имеет достаточное количество вещей, которые можно добавить, чтобы он выглядел должным образом сложным.

Инструкции представляют собой единый лист с историей на английском и русском языках, схемой деталей и шестью красиво нарисованными этапами сборки. Также дана цветовая диаграмма в Humbrol и общие ссылки. По сути, это Olive Drab с черным шасси. Полноцветная покраска и таблица декалей на обратной стороне коробки. Лист с декалями несколько общий, так как я видел это с несколькими другими подобными автомобилями.

ВЫВОДЫ

Довольно необычная тема для большинства из нас, но она вызовет некоторый интерес и станет для большинства из нас отклонением от нормы. Это, конечно, не выглядит сложным в постройке и, как говорится, «по народной цене».

Июнь 2006 г.

Спасибо компании DLV за набор для обзора. Вы можете найти наборы ICM в своем любимом хобби-магазине

.

Если вы хотите, чтобы ваш продукт был рассмотрен справедливо и быстро на сайте, который посещают более 300 000 человек в месяц, свяжитесь со мной или ознакомьтесь с другими подробностями в примечании для авторов.

Вернуться на главную страницу

Вернуться на главную страницу превью

Zil | Cartype

Зил был автомобильным заводом, производившим броневики для большинства советских руководителей, а также грузовики, автобусы и танки.



Автомобильное Московское Общество (АМО) основано в 1916 году. Первый грузовик выпущен в 1924 году. В 1933 году завод сменил название на Завод имени Сталина (ЗИС). После смерти Сталина в 1956 году они снова сменились на Завод имени 9.0004

История завода.
2 августа 1916 г. в районе Тюфлевой рощи состоялся торжественный молебен и основание работ Московского автомобильного общества (АМО), которое к марту 1917 г. должно было изготовить 150 полутора тонн F -15 грузовиков по лицензии итальянской компании «FIAT». Трудности военного времени и слабость машиностроительной базы страны сорвали планы строительства завода в намеченные сроки. Тем не менее Рябушинские закупили в Италии комплекты машин Ф-15, что обеспечило сборку 432 грузовиков в 1919 году. 17 779 — в 1918 г. и 108 машин — в 1919 г. Но завод не был достроен для производства и сборки собственных автомобилей. Произошло это из-за Октябрьской революции и грядущей Гражданской войны. Национализация незавершенных работ (15 августа 1918 г.) зафиксировала экспроприацию имущества акционеров АМО. Недостроенное предприятие по своей сути превратилось в большие мастерские, где ремонтировали автомобили и другую технику.

30 апреля 1923 года заводу было присвоено имя итальянского коммуниста Ферреро, убитого фашистами. В июне 19№ 23 Госплана СССР утвержден производственный план работ на 1923-1927 гг. Однако только в марте 1924 года завод получил конкретный правительственный проект на выпуск первых советских грузовиков. 1 ноября 1924 года был собран первый полуторатонный грузовик, а 7 ноября десять грузовиков были представлены на параде.

Эта дата считается днем ​​рождения советского автомобилестроения. В 1925 году завод был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод (бывший АМО). В 1927 ЛИХАЧЕВ стал директором завода, и с его именем связано интенсивное развитие предприятия. В начале 1927 года Автотрест, управлявший заводом, принял решение о реконструкции завода. Американский грузовик монтажной фирмы «Автокар» грузоподъемностью 2,5 т. был выбран в качестве производственного объекта. А массовый выпуск грузовиков планировался конвейерным методом.

В 1931 году после реконструкции завод был запущен, а 1 октября того же года заводу было присвоено имя И.В.СТАЛИНА (аббревиатура — ЗИС).

25 октября 1931 года пущен первый отечественный автомобильный конвейер, на котором со сборочного конвейера сошли первые 27 грузовиков АМО-3.

код; К лету 1933 г. грузовик АМО-3 был модернизирован, его грузоподъемность увеличена до 3 т. Производство автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-6 было начато в 1934 году. Грузовой автомобиль ЗИС-5 стал знаковой моделью автомобиля в истории завода не только благодаря тому, что это был первый действительно массовый автомобиль и производился 15 лет. На базе автомобиля ЗИС-5 разработано 25 вариантов и модификаций автомобилей, а производство 19из них было начато.

21 августа 1933 года Совнаркомом СССР было принято решение о второй реконструкции завода с целью увеличения автомобильной номенклатуры завода.

В 1936 году (3 ноября) пущена линия сборки первого отечественного семиместного лимузина ЗИС-101, основой которого стала конструкция американского легкового автомобиля «Бьюик» по натурному образцу (без закупки чертежей у компания).

С 19 летС 36 по 1941 год завод сосредоточил свои усилия на увеличении выпуска автомобилей с газогенераторной установкой ЗИС-21 и полугусеничных тягачей ЗИС-22, ЗИС-42 и автобусов ЗИС-8 и ЗИС-16, а также автобусов (всех на базе ЗИС-5).

Наступление немецких войск на Москву осенью вынудило эвакуировать большое количество людей и техники в Ульяновск, Миасс, Челябинск и Шадринск. В октябре 1941 года завод был подготовлен к уничтожению и не работал. Хотя после успешного наступления Красной Армии под Москвой зимой 19 г. 41-1942 г., ЗИС постепенно крепла, и с июня 1942 г. с конвейера начали сходить военные грузовики ЗИС-5Б (упрощенка), выпускались полу-ЗИС-22, гусеничные тягачи ЗИС-42, вооружение для фронта (минометы, автоматы, мины, снаряды и др.). За годы войны было выпущено около 100 тысяч грузовиков санитарных автобусов ЗИС-5В, ЗИС-42, ЗИС-42М, ЗИС-16С. Тогда же, в июне 1942 года, за отличное управление производством боеприпасов и вооружения ЗИС был награжден первым орденом Ленина. Эвакуированные люди и техника становятся трудовыми ресурсами для следующих заводов: Ульяновский автомобильный, Уральский (Миасский) автомобильный, Челябинский кузнечно-прессовый и Шадринский машиностроительные заводы. 19 октября44 завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.

19 сентября 1942 года были начаты работы по созданию правительственного лимузина ЗИС-110 высшего класса. Верховный лидер хотел взять за образец автомобильный лимузин фирмы «Пикард».

В 1946 году началась третья реконструкция ЗИЛа. Он предназначался для организации производства первой послевоенной продукции завода: грузовиков ЗИС-150 (выпуск 1947 г.) и грузовика повышенной проходимости ЗИС-151 (выпуск 1948). В ноябре 1949 года за заслуги в развитии советского автомобилестроения и в связи с 25-летием выпуска первого советского автомобиля завод был награжден вторым орденом Ленина. В 1949 году на смену городскому автобусу ЗИС-154 пришел городской автобус ЗИС-155. Автобус создан на базе общих механизмов автомобиля ЗИС-150 и автобуса ЗИС-154.

С 30 апреля 1950 года ЗИЛ начал выпуск холодильников, а с января 1951 года продолжил выпуск велосипедов, который был остановлен в 1959. В 1950 году завод начал выпуск военной техники, бронетранспортера ЗИС-152 и автомобиля-амфибии ЗИС-485 (выпуск 1952-1958 гг.).

В начале 1953 года на заводе был создан специальный отдел для проектирования первого автомобильного завода в Китае. Инженеры ЗИСа в Чаньчуне помогли китайским специалистам наладить производство первого китайского грузовика «Джефан» (модель ЗИС-150).

В 1954 году по настоятельной просьбе Г.К. Жукова, на заводе был организован специальный конструкторский отдел по созданию специальных автомобилей, предназначенных для мобильных ракетных комплексов. Начальником и генеральным конструктором СКБ был назначен В. Грачев. В 1955 запущен в производство первый отечественный междугородний автобус ЗИС-127.

В 1956 году умер Иван Алексеевич Лихачев, и заводу было присвоено его имя. В конце того же года были собраны два первых опытных образца грузовиков второго послевоенного поколения — ЗИЛ-130? ЗИЛ-131.

В 1957 году на смену ЗИС-155 пришел более комфортабельный городской автобус ЗИЛ-158. В 1957 году вместо ЗИС-150 был запущен в производство автомобиль ЗИЛ-164-ЗИЛ-164А. На автомобиль установили усиленный двигатель и новый задний мост с прессованной фермой.

В 1958 году вместо автомобиля ЗИЛ-151 стал собираться трехосный полноприводный автомобиль ЗИЛ-157. Автомобиль был оборудован устройством для регулирования давления воздуха в шинах и одинарных шинах.

В 1958 году линейка легковых автомобилей после автомобиля ЗИС-110 была продолжена служебным лимузином ЗИЛ-111.

На международной выставке в Брюсселе автомобиль был награжден почетным дипломом. Последующие легковые автомобили: ЗИЛ-114-117 (1967-1976), ЗИЛ-4104-4105 (1976) до последнего ЗИЛ-41041 считаются достаточно стильными и современными.

Четвертая так называемая «реконструкция» завода, начавшаяся в 1959 году, обеспечила освоение производства грузовых автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.

В 1964 году началось серийное производство ЗИЛ-130. Работы по совершенствованию конструкции грузовика ЗИЛ-130 продолжались до конца 1970-х годов и завершились такими модификациями, как северный, экспортный, тропический, газовый вариант и др.

Автомобиль ЗИЛ-131 массой 3,5 тонны (6х6) относится к полноприводной категории третьего поколения, нормализованной к 130-й серии, выпускавшейся с 1967 года. В 1987 году в связи с изменениями в двигателе и шасси был присвоен индекс ЗИЛ 131Н.

В 1967 году были разработаны и изготовлены (по индивидуальному заказу) аварийно-спасательные машины (ПЭУ-1) для спасательных и эвакуационных работ космических аппаратов и космонавтов.

В 1967 году СССР впервые принял участие в 8-й Международной «Неделе автобусов» в Ницце, где был представлен комфортабельный автобус компактного класса ЗИЛ-118 «Юность». завоевал 12 призов. Автобус изготавливался по единичным индивидуальным заказам. Серийный выпуск автобуса не был организован.

В 1971 году за успешное выполнение восьмого пятилетнего производственного плана завод награжден третьим орденом Ленина.

13 июля 1971 года ЗИЛ стал Производственным объединением (ПО ЗИЛ), в состав которого вошли 17 заводов.

В 1974 году на главном конвейере был собран миллионный автомобиль ЗИЛ-130.

В 1975 году за успешное выполнение работ по созданию мощностей по производству автомобилей мощностью 200 тысяч автомобилей в год завод был награжден орденом Великой Октябрьской Революции.

В 1975 году на заводе ЗИЛ был налажен выпуск трехосных автомобилей ЗИЛ-133Г1 (6х4) нового поколения грузоподъемностью 8 т, к которым относится 10-тонная модель ЗИЛ-133Г2 полной массой 17,2 т. т был дополнен. Они оснащались стандартным 150-сильным двигателем. Двигатель V8, 5-ступенчатая коробка передач, гипоидная главная передача и сбалансированная полуэллиптическая рессорная подвеска.

С 1979 года автомобили ЗИЛ-133Г2 были заменены на ЗИЛ-133ГЯ, на которых устанавливались дизельный двигатель КАМАЗ-740 Камского автозавода (210 л.с.), 10-ступенчатая коробка передач, усиленные передние рессоры.

Завод оказал значительное влияние на развитие завода КАМАЗ. На заводе ЗИЛ были спроектированы литейный и автосборочный цеха, а разработанные модели автомобилей стали базовыми для автомобильной линейки из Набережных Челнов.

Начавшаяся в 1982 году последняя и самая крупная реконструкция завода соответствовала кардинальным экономическим изменениям в стране.

В 1984 году выпущены первые автомобили ЗИЛ-130 с усиленным передним приводом. Им присвоили индекс ЗИЛ-431410.

В 1990 году производство грузовиков ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431410) и ЗИЛ-131Н было перенесено на Уральский автомоторный завод (УАМЗ) в Новоуральске под Екатеринбургом.

В начале 90-х ранее секретное производство гусеничных вездеходов было реорганизовано в ОАО «Вездеход ГВА». В его аббревиатуру вошли инициалы создателя вездеходной техники В. Грачева. Наиболее интересными считались аварийно-спасательные амфибии «Синяя птица». Выпускались в грузовом и грузовом пассажирском вариантах ЗИЛ-49.06 и ЗИЛ-49061 с бензиновыми или дизельными двигателями мощностью 136-185 л.с., бортовой 10-ступенчатой ​​коробкой передач, независимой торсионной подвеской, дисковыми тормозами, стеклопластиковым кузовом, радионавигационными приборами и средствами спасения.

Полная масса автомобиля составляла 9,6-11,8 т, максимальная скорость по шоссе — 75-80 км/ч, на плаву — 8-9 км/ч. С 1992 г. в г. Балахне Нижегородской области на Правдинском заводе радиоаппаратуры (ОАО ПЗРА) осуществляется сборка 4,5-тонных 185-сильных двигателей. начаты модификации автомобилей с повышенной проходимостью: с краном-манипулятором ЗИЛ-497202 и ЗИЛ-497205; с кузовом-фургоном ЗИЛ-497200; многофункциональное шасси ЗИЛ-390610.

В декабре 1991 года СССР распался, оборвались многолетние межсоюзные связи. Новые обстоятельства перестроечного времени, потеря важных рынков сбыта, сбои в кооперационных отношениях и фактическое прекращение государственного военного заказа заставили руководство ЗИЛа коренным образом пересмотреть свою бизнес-политику и перейти на рыночные принципы ведения бизнеса. Это впервые вызвало резкое падение спроса на все серийные грузовые автомобили и поставило завод на грань банкротства. Одновременно были начаты активные корректирующие действия по разрешению сложившейся ситуации, в результате чего общая производственная программа была пересмотрена и расширена. Этому способствовала конкуренция иностранных компаний, с которой ранее ЗИЛ никогда не сталкивался.

23 сентября 1992 года ПО «ЗИЛ» было приватизировано первым в отрасли и одним из первых среди крупнейших предприятий России и преобразовано в Открытое Акционерное Московское Общество «Завод им. И. Лихачева» ( АМО ЗИЛ) с сохранением товарного знака «ЗИЛ». Общее собрание акционеров избрало новый в истории завода орган управления — Совет директоров. Помимо основного завода, в него входило 30 дочерних предприятий. Правительство Москвы стало одним из акционеров, владеющих контрольным пакетом акций.

Ситуация на рынке изменилась, спросом пользовались автомобили грузоподъемностью не более трех тонн, предназначенные для малого бизнеса и преимущественного использования в городах для доставки мелкосыпучих грузов, а также повышенной грузоподъемности свыше 10 тонн.

В 1992 году был разработан новый автомобиль ЗИЛ-5301 массой 3 тонны с полукапотной конструкцией. Название «Бычок» этому грузовику дал Ю. Лужков.

В 1992 году для участия в соревнованиях Кубка ФИА по кольцевым гонкам на грузовиках было изготовлено несколько седельных тягачей ЗИЛ-4421С (мощность 900 л.с.), оснащенных зарубежными механизмами.

30 декабря 1994 года с конвейера сошел последний грузовой автомобиль ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431410), после чего началось производство автомобилей ЗИЛ-5301. Его шасси стало базой для цельнометаллических фургонов и автобусов вместимостью 15+1, 21+1. На третьей Всероссийской выставке-конкурсе «Лучший проект года «Дизайн-95» авторский коллектив: К.В.ПОТЕХИН, В.Г.МАЗЕПА, А.Н.МИТРОФАНОВ, А.Н.ГОРЧАКОВ, Е.С.ДАМИЯНО, В.И.БОБР и Е.И.ГРИКАЙ награжден за проект грузовика малой грузоподъемности с Гран-при в номинации «Промышленный дизайн».

В 1996 году стандартная сборка ЗИЛ-5301 стала базовой для автомобильной линейки. Оснащался автомобильной модификацией тракторного 4-цилиндрового дизельного двигателя Д-245.12С (108,8 л.с.) и Д-245.9Е2 (136 л.с.) производства Минского моторного завода. Автомобили комплектовались 5-ступенчатой ​​синхронизированной коробкой передач, гидроусилителем рулевого управления, а также слегка модифицированной трехместной кабиной модели ЗИЛ-4331. «Бычок» был оснащен гидравлическим сцеплением и тормозами, гипоидной главной передачей, передними дисковыми тормозами, 16-дюймовыми колесами с бескамерными шинами, имеет малый радиус поворота (7 м) и малую погрузочную высоту. Основные модификации линейки автомобилей малой грузоподъемности выпускаются с колесной базой 3650 и 4250 мм; с удлиненной кабиной, с двумя спальными местами; с семиместной двухместной рядной кабиной. На базе модификаций бортовая версия, несколько общих версий, изотермические и рефрижераторные фургоны-кузова. На базе автомобилей малой грузоподъемности разработан большой модельный ряд общественного, строительного и специального транспорта.

Автомобили линейки ЗИЛ-5301 оказались проще и дешевле аналогичных зарубежных моделей и полностью отвечают требованиям российского покупателя. В 1999 году было собрано 13745 автомобилей «Бычок», что составило 63,4% от общего объема производства завода.

В 1996 году магистральный грузовик ЗИЛ-6404 (6х4) мощностью 410 л.с. представлен дизельный двигатель ЯМЗ-7511 и спальный отсек. Он был способен буксировать автопоезд с массой ямы до 40 т со скоростью 105 км/ч.

В 1998 году запущен в производство автомобиль ЗИЛ-432720 (4х4) с колесной базой 3340 мм. Шасси ЗИЛ-432722 предназначалось для монтажа специальных надстроек коммунально-дорожных служб.

Кардинальные реформы в России 90-х резко повлияли на положение ЗИЛа. Первоначальная надежда на тесное сотрудничество в области тяжелых грузовиков и дизелей с компаниями Kenworth, Caterpillar, Volvo и Renault не принесла успеха.

С 1999 года новый 10т ЗИЛ-6309грузовик (6х4) и самосвал ЗИЛ-6409 мощностью 195 л.с. выпускался дизельный двигатель ЯМЗ-236А, массой груза до 40 т при скорости 105 км/ч.

К концу ХХ века АМО ЗИЛ выпускал автомобили более 120 модификаций с надстройками, которые выпускали 100 предприятий России и СНГ, а 800 заводов и мастерских изготавливали для них комплектующие. В 1998-2000 годах ЗИЛ выпустил 20-22 тысячи грузовиков, что в 10 раз меньше его потенциальных возможностей.

С начала производства за период с 1924 и 2000 г. выпущено: грузовых автомобилей 7769 902 шт., автобусов 38988 шт.; легковых автомобилей высокого класса 11515 ед.

В 2000 году три полноприводных автомобиля ЗИЛ-433420 совершили автогонки по маршруту Москва-Якутск-Уэлен-Северная Америка-Западная Европа-Калининград-Москва. Первый этап кругосветной экспедиции протяженностью 13500 км был пройден за 62 дня и завершился в поселке Уэлен на берегу Берингова пролива (Чукотский полуостров). Всего экспедиция преодолела 45000 км. Автогонки проводились клубом «Приключение» совместно с ПОД ЗИЛ и Правительством Москвы.

В декабре 2002 года произошла смена руководства АМО ЗИЛ. Новым генеральным директором был назначен Лаптев Константин Викторович, ранее работавший исполнительным директором Газового завода. Привлечена группа менеджеров с опытом управления антикризисной ситуацией. Разработана программа, направленная на взаимодействие с дочерними предприятиями по возврату ранее упущенных активов АМО ЗИЛ, реконструкции хозяйственно-производственных связей с оставшимися и восстанавливаемыми дочерними предприятиями, расширению ассортимента продукции и услуг, освоению новых заказных рынков.

В настоящее время завод совместно с другими предприятиями выпускает на базе шасси ЗИЛ широкий спектр спецтехники: коммунальные, дорожно-ремонтные, санитарные, вакуумные, илососные, каналопромывочные машины, аварийно-ремонтные автомобили, автоцистерны, автомобильные подъемники.

В 2003 году освоен выпуск автомобилей ЗИЛ-433180 и ЗИЛ-432930, оснащенных дизельными двигателями Минского моторного завода повышенной мощности Д-260.11Е2 (180 л.с.) и Д-245.9Е2 (136 л.с.), эти двигатели имеют сертификат соответствия Евро-2.

В 2004 году произошла передача функций исполнительного единоличного органа предприятия управляющей компании (МАК). В связи с этим изменилась должность директора завода: генеральным директором управляющей компании АМО ЗИЛ стал К. ЛАПТЕВ.

С 2004 года автомобили ЗИЛ-43272Т (4х4) с дизелем ММЗ Д-245.9Е2 Евро-2; С конвейера стал сходить ЗИЛ-4334В1 (6х6) с дизелем ММЗ Д-245.30Е2.

Для увеличения торговых площадей новой техники ЗИЛ Впервые на заводе с 15 марта 2004 года проведена акция среди отечественных производителей грузовиков и спецтехники, ориентированная на владельцев отечественных грузовиков. Суть кампании заключалась в том, что каждый участник мог сдать свой подержанный автомобиль в качестве компенсации любой стоимости нового автомобиля при его покупке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *