Автомобиль при торможении: основные приемы и их особенности

Содержание

Способы торможения автомобиля

Не каждый водитель, надавливая на педаль тормоза, задумывается о том, каким именно видом торможения он пользуется, и о том, какие процессы при этом протекают в устройстве автомобиля. А между тем разновидностей торможения множество. В этой статье мы подробно их разберём.

Виды

Виды торможения автомобиля выделяются в зависимости от уровня динамики транспортного средства во время этого процесса. Всего известно шесть распространённых разновидностей торможения:

  • полное;
  • частичное;
  • экстренное;
  • аварийное;
  • служебное;
  • стояночное.

Полное

При полном торможении автомобиль интенсивно сбрасывает скорость. Происходит это до тех пор, пока транспортное средство не остановится на одном месте.

Частичное

При частичном торможении машина постепенно сбрасывает скорость. Однако в результате этого процесса транспортное средство не останавливается, а просто снижает динамику своего передвижения.

Экстренное

Этот вид разрешено использовать только в том случае, если ему невозможно подобрать альтернативу. Например, во избежание аварии. В правилах дорожного движения говорится, что даже внезапно включившийся красный сигнал светофора не обязывает водителя применить экстренное торможение. В такой ситуации не нужно вдавливать педаль тормоза в пол, а лучше завершить манёвр.

При таком виде остановки автомобиль сбрасывает скорость очень резко. С момента начала снижения динамики до полной её потери проходит очень короткий промежуток времени, который часто оказывается недостаточным, для того чтобы находящийся позади тормозящего авто водитель успел сориентироваться и тоже остановить своё транспортное средство.

Аварийное

Аварийное торможение — это процесс остановки автомобиля, в котором не используется его тормозная система. Такое бывает в том случае, если тормоза транспортного средства отказали. Тогда водителю придётся осуществить управляемый удар о препятствие, чтобы остановить авто.

Такой процесс также называют контактным. При нём безопасности ради рекомендуется использовать такие части машины, как крылья, мягкие части кузова, обшивку дверей. Эти предметы должны уменьшить последствия столкновения с препятствием.

Удар лучше делать скользящим, а не лобовым. Поэтому при таком виде остановки транспортного средства ни в коем случае нельзя бросать руль и прекращать управление. Водитель должен будет ювелирно выстроить траекторию движения автомобиля.

Служебное

Это самый плавный вид перехода автомобиля в статичное положение. Водитель при нём заранее назначает место, в котором автомобиль полностью должен потерять свою динамику. Человек, управляющий транспортным средством, сначала перестаёт газовать, а затем понемногу начинает тормозить. В результате машина сбрасывает скорость легко и постепенно.

Стояночное

Это статичное положение автомобиля во время его стоянки. В машинах с механической коробкой переключения передач достигается посредством поднятия рычага ручника. В транспортных средствах с автоматической коробкой передач происходит при помощи переключения рычага на режим паркинга.

Теперь пришло время поговорить о том, какие бывают способы торможения.

Способы

Способы торможения автомобиля различаются в зависимости от того, как в момент остановки и сбрасывания скорости работают системы автомобиля.

Известны следующие способы:

  • торможение двигателем, которое осуществляется с помощью коробки переключения передач;
  • торможение двигателем, подразумевающее значительное усилие для остановки;
  • остановка импульсами;
  • ступенчатое торможение, при котором прикладывается повышенное или пониженное усилие.

Торможение двигателем

Если водитель автомобиля передвигается в спокойном темпе, такой вид остановки и сбрасывания скорости можно назвать самым подходящим и эффективным.

При таком процессе водитель авто на МКПП включает пониженную передачу, чтобы обороты двигателя перешли в сокращённый режим. В автомобилях с АКПП передачу переключает автоматическая система.

Можно считать, что торможение двигателем началось, если водитель отпустил педаль газа. Из-за этого количество поступающего в движок топлива уменьшается и машина начинает терять скорость, ведь уменьшается тяга, которая передаётся колёсам.

При недостаточности такого тормозного усилия водитель начинает постепенно переключать передачи на более низкие. Чем ниже передача, тем большее усилие будет использовано для остановки автомобиля.

Такой вид применим в любых условиях. Как при передвижении по городу, так и при езде по трассе. Но поистине незаменимым его можно считать в ситуации прохождения спусков и подъёмов, а также в том случае, если езда осуществляется в плохих погодных условиях.

Стоит обратить внимание на то, что при затяжном спуске водитель может долго держать нажатой педаль тормоза. Это отрицательно сказывается на эффективности процесса сбрасывания динамики. Ведь колодки могут перегреться. Это значит, что результат тормозных мероприятий вскоре может разочаровать водителя.

При таком спуске важно верно подобрать передачу для движения. Чтобы после того, как человек отпустит педаль тормоза, автомобиль не понёсся стремглав, а лучше — и вовсе не разогнался бы.

Значительное усилие для остановки

Применяется при экстренном торможении. Если автомобиль едет на большой скорости с включённой, скажем, пятой передачей и вдруг возникает аварийная ситуация, при которой необходимо моментально остановиться, водитель может включить сразу первую передачу, при которой торможение будет максимально эффективным.

Однако нужно помнить, что такой способ торможения не может применяться часто. Он подразумевает колоссальную нагрузку на двигатель и коробку передач. Перетрудившись, эти механизмы могут просто выйти из строя.

Однако, когда речь идёт о жизни и здоровье водителя и его пассажиров, о состоянии деталей транспортного средства думать не приходится.

Импульс

Импульсом называется короткий отрезок времени, который начинается, когда водитель нажимает на педаль тормоза, и заканчивается, когда педаль отпущена.

Таким образом, шофёр прерывистыми нажатиями на тормоз сбрасывает скорость автомобиля. При таком способе потери динамики транспортного средства используется только тормозная система, а не двигатель и не коробка передач.

Стоит отметить, что при таком способе педаль выжимается до конца, а затем отпускается. Применять такой вид торможения рекомендуется на тех транспортных средствах, которые не оборудованы системой ABS. В тех машинах, которые такой системой оборудованы, импульсное торможение происходит в автоматическом режиме. В этом случае всё, что требуется от водителя — нажать тормоз до упора и ждать, когда автомобиль остановится. Работу ABS в такой ситуации можно почувствовать как лёгкую вибрацию педали.

Некоторые автолюбители считают, что такой вид торможения является самым эффективным. Однако сколько людей, столько и мнений.

Иногда такой способ также используется в одной связке с торможением двигателем, который, напомним, основан на включении пониженной передачи.

Ступенчатое торможение

Самый распространённый способ, которым, не задумываясь о том, пользуется каждый водитель автомобиля. Оно может осуществляться с понижением либо повышением усилия.

  • Остановка с понижением усилия используется при хороших погодных условиях, когда водитель едет на большой скорости и уверен в том, что сцепление шин с дорогой отличное. Сначала он выжимает педаль тормоза до упора. Автомобиль быстро сбрасывает скорость. Когда он начинает ехать медленней, водитель отпускает педаль и начинает нажимать её потихоньку, чтобы контролировать процесс остановки.
  • Остановка с повышенным усилием используется при плохих погодных условиях во время гололёда или дождя. В этом случае водитель, нажав педаль тормоза, уже не отпускает её. Таким образом он может проверить, какое расстояние ему потребуется для полной остановки транспортного средства.

Знания о том, какие бывают виды и способы торможения, покажутся бесполезными, если не поговорить о том, как правильно затормозить при возникновении экстренной ситуации. Итак, ниже мы опишем алгоритм действий водителя при остановке машины в условиях дорожного форс-мажора.

Тормозим в экстренной ситуации

Существует шутка о том, что в экстренной ситуации можно тормозить любым способом, только не головой. Мы надеемся, что при возникновении аварийных условий голова у вас как раз будет работать на полную и вы вспомните описанный нами самый простой способ торможения в экстренной ситуации:

  • Сначала немного надавливаем на тормоз, чтобы машина немного сбросила скорость.
  • Когда почувствовали потерю в динамике, нажимаем на тормоз до конца. Ждём ощущения полной недвижимости колёс.
  • Далее, отпускаем педаль до положения, которое мы описали в пункте №1.
  • Через мгновение снова тормозим «в пол».

Описание этого процесса создаёт ложное впечатление его длительности. Однако, по сути, все эти манипуляции должны уложиться примерно в две секунды.

Для того чтобы эффективно разобраться в том, как это делать и для чего, проведите тест на пустой и ровной дороге. Разгоните свой автомобиль и попробуйте затормозить указанным способом. Если дорожные условия позволяют, отработайте эти действия до автоматизма, а заодно запомните, какой отрезок пути необходим вам для полной остановки автомобиля и при какой скорости.

Мы надеемся, что знания о способах экстренного или аварийного торможения никогда вам не понадобятся. Однако расширение теоретической базы о процессе вождения никому ещё не мешало.

Удачи вам на дорогах.

как увеличивается тормозной путь при увеличении скорости

Успеть остановиться: что такое скорость реакции, тормозной и остановочный путь 

Наверняка вы знаете, что в два раза более тяжелый автомобиль при соударении с препятствием будет обладать в два раза большей кинетической энергией, что в свою очередь создаст в два раза большее разрушительное воздействие при одинаковой скорости движения.

Современные автомобили, даже легковые седаны и универсалы, теперь весят на порядок больше моделей, произведенных 20, 30 лет назад. Поэтому учитывать этот факт в современности как никогда важно, так же как и стараться никогда не допускать ситуации, при которой позднее торможение приведет к столкновению. А что для этого нужно знать? Правильно, основы! И основы, связанные с торможением, можно уместить буквально в одной строке: 

Остановочный путь автомобиля — это расстояние, которое проходит транспортное средство с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. То есть реакция + тормозной путь . Чуть более развернуто: остановочный путь включает в себя расстояние, пройденное автомобилем за время скорости реакции водителя и время срабатывания тормозной системы.

Увы, многие водители при экстренном торможении забывают про эту важнейшую формулу и мало того, что не реагируют вовремя, но и не умеют работать со «средней педалью», то производя недостаточно интенсивное торможение, то тормозя грубо — «педаль в пол», когда нужно чуть приотпустить педаль или тормозить прерывисто.

Впрочем, вам должно быть интересно, что мы имеем в виду на самом деле? В конце концов, любой, у кого есть водительские права и кто умеет водить, знает, что делать с педалью тормоза. Вы просто нажимаете на нее, и автомобиль замедляется, пока не остановится.

Только знаете ли вы, что делать, когда вам нужно будет использовать полную производительность тормозов и эффективно выполнять то, что в просторечии называется экстренным торможением? Не все умеют тормозить в чрезвычайной ситуации! Попробуем это исправить…

Многолетние исследования автопроизводителей показывают, что многие водители в критической ситуации не слишком интенсивно нажимают на педаль тормоза. Чтобы исправить это, был создан помощник по торможению, известный как система BAS*, которая «дожимает» педаль тормоза, когда компьютер рассчитывает, что торможение происходит в экстренном режиме.

*Система BAS (система помощи при экстренном торможении автомобиля) — автомобильная электронная система, анализирующая скорость прикладываемого водителем усилия к педали тормоза.

Но все эти вспомогательные системы хоть и действенные, однако присутствуют не в каждом автомобиле. Поэтому гораздо важнее научиться тормозить в экстренной ситуации эффективно самому, для чего требуется знать технические азы.

О пути реакции, торможения и остановки

фото: auto-swiat.pl 

Азы, которые необходимо знать всем водителям, чтобы соизмерять свои возможности и возможности автомобиля.

Тормозной путь автомобиля
  • расстояние, которое проезжает автомобиль или другое транспортное средство с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки. Именно этот путь измеряется приборами во время испытаний торможения автомобиля.

Но это еще не все расстояние, которое вам нужно, чтобы безопасно сбросить скорость и остановиться перед препятствием, поскольку для начала водитель должен среагировать на изменение ситуации на дороге. Заметить опасность, нажать на тормоза.

Скорость реакции водителя
  • время, которое требуется водителю после обнаружения препятствия (опасности на дороге), до начала предпринятия активных действий (торможение).

Основные факторы, влияющие на увеличение времени реакции: возраст водителя, его самочувствие, сосредоточенность на дороге.

Если даже вы сосредоточены на дороге, то есть, например, не разговариваете по телефону, не переключаете станции на радио, не прокладываете маршрут на картах и так далее, у любого водителя все равно уйдут доли секунды на ответную реакцию на сложившуюся дорожную ситуацию. За это время машина проедет определенный отрезок пути, еще не начав торможение, и этот путь, конечно, напрямую зависит от скорости движения.

Смотрите также

Путь реакции водителя
  • это путь, который пройдет автомобиль с момента обнаружения водителем опасности на дороге до нажатия педали тормоза.

Но даже после того, как водитель нажмет на тормоз, потребуется еще какое-то количество долей секунды, чтобы система отреагировала и прижала колодки к тормозным дискам (или колодки к барабанам). За это время автомобиль снова проедет определенный путь, и снова он напрямую будет зависеть от скорости движения.

Основные факторы, влияющие на увеличение тормозного пути: погодные условия и интенсивность торможения.

Таким образом, у нас есть: скорость реакции, путь реакции и тормозной путь. Все вместе они дают нам остановочный путь.

Остановочный путь
  • расстояние, которое проходит транспортное средство с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. ВАЖНО! Остановочный путь не равно тормозной путь. Как мы уже сказали выше, остановочный путь включает в себя расстояние, пройденное автомобилем за время скорости реакции водителя и время срабатывания тормозной системы.

Считаем, как скорость влияет на остановочный путь*

фото: cartoq.com

Предположим, что ваша машина движется со скоростью 50 км/ч (такие знаки на дорогах городов России можно встретить все чаще), а время отклика вашей и тормозной систем пусть будет одна секунда (и это еще оптимистичный вариант).

Итак, получается, с момента, как вы заметите опасность, и до мгновения, когда автомобиль начнет сбрасывать скорость, машина проедет порядка 15 метров.

Само торможение на сухой асфальтированной дороге должно занять еще 25 метров. Итого 40 метров — примерно такое расстояние потребуется для гипотетической остановки с 50 км/ч.

Расчет: (50 км/ч : 10) х 3 = 15 метров пути проедет машина при реагировании на опасность на дороге (50 км/ч : 10) x (50 км/ч : 10) = 25 метров составит тормозной путь. Сложив оба значения, получаем, что остановочный путь транспортного средства составит 40 метров. Это приблизительное значение, которое может сильно варьироваться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения на разных автомобилях, даже в одинаковых условиях.

То есть, если вы хотите рассчитать остановочный путь автомобиля, вы должны добавить к тормозному пути автомобиля путь, пройденный за время скорости реакции водителя. Подробнее читайте здесь:

Смотрите также

Поскольку, как мы помним из лекций в автошколе, тормозной путь пропорционален квадрату скорости , то при скорости 70 км/ч общее значение увеличится примерно на 40%, что значительно увеличит расстояние для торможения. Помните об этом в первую очередь! Чем быстрее скорость движения — тем длиннее будет тормозной путь, причем в геометрической прогрессии.

Так что нужно для интенсивного (правильного) торможения?

 фото: pinterest.co.uk

1. Нажимайте на педаль тормоза с действительно большим усилием

Клише? Может быть, но не каждый водитель знает, что тормозную педаль нужно не только нажимать как можно сильнее, но и держать ее в таком положении все время, что бы ни происходило, за редким исключением. Безусловно, мы говорим про нас с вами — среднестатистических водителях, а не про чемпионов по ралли-рейдам. И, конечно, это справедливо для современных машин, оборудованных ABS.

Почему давить на тормоз в экстренной ситуации нужно сильно и не стоит бояться этого делать?

Все объясняется достаточно просто — наличие ABS . Дело в том, что эта система при включении (на педали тормоза появится мелкая дрожь или даже весьма ощутимые толчки) не позволит блокировать колеса и будет регулировать этот момент вплоть до максимальных значений давления тормозных суппортов на тормозные диски. Но у нее есть нюанс, который проявляется при торможении на снегу, льду или на влажном асфальте, — работающая ABS увеличивает тормозной путь!

Да, этот момент компенсируется тем, что автомобиль в целом будет оставаться управляемым, но расстояние будет проходить большее. 

Поэтому, сложив A и B, получаем следующее: торможение на автомобилях, укомплектованных ABS, в экстренной ситуации, близкой к ДТП, стоит производить как можно интенсивнее. Жмите на педаль тормоза так сильно, как только можете. Только так можно будет сократить тормозной путь в подобных ситуациях!

Не зря сами автопроизводители устанавливают систему помощи при экстренном торможении автомобиля (BAS).

КСТАТИ! Как действовать при возникновении опасности по Правилам дорожного движения?

Ответ на данный вопрос дается во втором абзаце пункта 10.1 ПДД:

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

2. Исключение из правил во время интенсивного торможения 

Единственное исключение из правил — «жми сильно на педаль тормоза на автомобилях с антиблокировочной системой» — необходимость резко обойти препятствие.

Речь идет о необходимости резкого маневра во время экстренного торможения. Шина, соприкасаясь с проезжей частью, может передавать определенное тормозное усилие. При экстренном торможении шина усилием торможения тянет машину назад (замедляет ее).

Если вы захотите резко изменить направление движения, при продольном приложении сил к шинам (при торможении) это может быть затруднительно, поскольку поперечное усилие, которое может реализовать шина при интенсивном торможении, низкое.

Поэтому когда вы производите экстренное торможение, но понимаете, что придется совершить маневр (помните, в ПДД маневры в экстренных ситуациях не предусмотрены!), отпустите педаль тормоза непосредственно перед поворотом руля и объедьте препятствие.

 фото: drive2.ru

3. Стоит ли тренироваться тормозить правильно?

Если вы за свою безопасность и за безопасность других участников движения — это самый верный путь к самосовершенствованию! Да, тренировки — это важно и очень серьезно. Потому что невозможно научиться правильно управлять автомобилем через теорию, без применения и оттачивания знаний на практике. Тем более в предаварийной ситуации водитель будет действовать на инстинктах и отработанной моторике, и если она будет верна, то результат, скорее всего, будет со знаком плюс — он избежит ДТП .

Сможет ли неподготовленный водитель вовремя отпустить тормоз для объезда препятствия, правильно загрузить переднюю ось, если его автомобиль оборудован механической коробкой передач, и четко сманеврировать? Вряд ли! Скорее всего, он даже не будет знать, что делать. А времени при таких маневрах катастрофически мало!

Поэтому ответ очевиден: тренироваться стоит, но только под руководством опытного инструктора. Который и в теории вас поднатаскает, и на практике все покажет.

Ведь машины у всех разные и не каждая оборудована ABS, BAS, а в этом случае без практики никак не научиться использовать «русскую АБС», то есть прерывистое нажатие на тормозную педаль.

4. Чем новее автомобиль — тем он эффективнее тормозит?

Если вы читаете сравнения автомобилей, вы, вероятно, обращаете внимание на результаты измерений тормозного пути. Прогресс в этой области заметен и идет в двух направлениях:

  • с одной стороны, производители шин изобретают все более «липучие» резиновые смеси;
  • с другой стороны, идет параллельный прогресс в электронике, контролирующей процесс торможения.

Что это значит? А то, что современный автомобиль на новых, качественных покрышках в любых условиях будет тормозить лучше старой машины. Впрочем, это и логично.

фото: ACZ / Auto Świat

Например, в то время как в начале двухтысячных тормозной путь (не остановочный путь) со 100 километров в час в районе 40 метров в классе компактных автомобилей или семейных седанов был нормальным, сегодня такие автомобили уже могут тормозить и за 33 метра.

Смотрите также

Первый: если у вас старая машина на старых шинах, поддерживайте безопасное расстояние от впереди идущих автомобилей по правилу «двух секунд». Высчитывается оно следующим образом:

Необходимо отметить ориентир, который проехал впереди идущий автомобиль, и сосчитать до двух. Если за это время ориентир был пройден — дистанцию увеличиваем.

Только на старой машине лучше увеличить дистанцию в полтора раза, до 3 секунд или даже больше, если погодные условия тому не способствуют. Например, в гололед это правило увеличивается до 6 секунд.

Также можно поставить хорошие шины. Даже на устаревшем автомобиле они серьезно улучшат показатели.

Второй: купить новый автомобиль и пользоваться правилом «двух секунд».

Надеемся, наши рассуждения были для вас полезными и мы смогли помочь вам разобраться в основах физики и технике торможения.

Обложка: 1GAI.ru / pinterest.co.uk / drive2.ru / auto-swiat.pl / cartoq.com

Как правильно тормозить? Виды и способы торможения автомобиля

Каждый водитель должен уметь правильно тормозить, причем в разных ситуациях. Очень часто автомобилисты в экстремальных ситуациях тормозят резко с полной блокировкой колес как своеобразным защитным рефлексом. Однако подобное экстренное торможение совсем не рекомендуется применять – порой, оно оборачивается блокировкой и скольжением колес, впоследствии автомобиль резко заносит, а тормозной путь лишь увеличивается. Результатом этого резкого торможения может стать авария – автомобиль может попросту выбросить в кювет или опрокинуться. Вцелом, правильное торможение водителя подразумевает умение водителя применять сцепление колес с дорогой, а также продолжать направление своего движения прямолинейно в процессе торможения.

Виды и приемы торможения автомобиля

Существует несколько видов и приемов торможения.

Плавное торможение автомобиля

Самым безопасным из них является плавное торможение, которое осуществляется путем нажатия на педаль тормоза. Плавное торможение применяют в случае спокойного движения машины, при средней скорости, и тогда, когда дорожное покрытие может себе позволить хорошее сцепление с колесами. В школах вождения данный вид торможения рассматривается как основной, так как он не несет каких – либо неприятных последствий или износа шин. Недостатком плавного торможения считается то, что его можно применять не везде: если качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего, то эффективность плавного торможения падает.

Резкое торможение автомобиля

Следующим распространенным видом торможения является резкое торможение. Оно осуществляется резким нажатием педали тормоза почти до самого упора и удержанием педали в таком положении. Вследствие этого на дорожном покрытии образуются следы в виде черных полос, по которым можно определить путь водителя. У разных автомобилистов качество его торможения отличается, так как оно производится с помощью «мышечного чувства».

Резкое торможение используется в критических ситуациях. Водитель должен уметь сохранять бдительность, устойчивость и управляемость автомобиля при экстренном торможении, так как оно имеет свои особенности и должно быть исполнено грамотно. Минусами такого торможения является блокировка колес, износ шин, а также снижение коэффициента сцепления колес с дорогой.

Рекомендуется сводить к минимуму резкое торможение на дороге.

Прерывистое и ступенчатое торможение автомобиля

Следующие типы торможения относятся к торможению импульсивному: прерывистое и ступенчатое. Прерывистое – это, по существу, сочетание резкого торможения с растормаживанием. Водитель осуществляет периодическое нажатие на педаль тормоза, а затем полностью его отпускает. И эта процедура выполняется до полной остановки машины.

Прерывистое торможение используется на ухабистых неровных участках дорог. Не следует использовать интенсивное первоначальное тормозное торможение на большой скорости, так как нельзя допустить полной блокировки колес.

Ступенчатое торможение более применимо для экстренного торможения в сложных ситуациях, так как оно может создать минимальную длину тормозного пути. Ступенчатое торможение выполняется путем нажатия педали тормоза до упора, но до конца оно не опускается, а производится, своего рода, «прокачка» от полной блокировки колес до разблокировки.

При ступенчатом торможении меняется его интенсивность, но оно не прекращается. Рекомендуется применять этот вид торможения первоначально на короткой дистанции и далее увеличивать на свое усмотрение показатели интенсивности и продолжительности торможения. Устойчивость машины на дороге осуществляется за счет растормаживания.

Торможение двигателем автомобиля

Следующий вид торможения – торможение двигателем и торможение коробкой передач. В первом случае происходит отпускание педали газа при включенном сцеплении на действующей передаче. Педаль газа опускается, выжимается педаль сцепления, далее отключается повышенная передача. Затем опускается педаль  сцепления и нажимается педаль акселератора в случае, если передача выключена. В конце выжимается сцепление, включается пониженная передача, и опускается педаль сцепления. Данный прием торможения основан на том, что двигатель становится потребителем энергии, не получая горючей смеси, но получая от трансмиссии крутящий момент. Преимущества этого торможения заключается в равномерном распределении тормозящего усилия между ведущими колесами машины, а также высокая устойчивость к заносам.

Торможение коробкой передач автомобиля

Торможение коробкой передач подразумевает равномерное постепенное переключение на низшие передачи для того, чтобы снижать скорость машины. При этом можно перескочить через несколько передач, только это будет иметь свои последствия — потерю маневрирования и управляемости машины. Этот способ торможения хорошо применять для плавного снижения скорости на тех участках дороги, где сложно проезжать без особой сноровки, например на мокрых спусках.

Хороший водитель должен уметь пользоваться каждым из вышеперечисленных способов, так как дороги везде разные, а разница способов торможения, как вы понимаете, подразумевают то, что для каждого «другого» участка дороги свой способ торможения.

Видео приемы и способы торможения автомобиля

На информационном сайте для автолюбителей «FORAM» вы сможете найти много полезной информации, касающейся ремонта и обслуживания автомобилей.

Пять способов остановить машину, если отказали тормоза — Российская газета

Причин отказа тормозной системы — не одна и не две. Наиболее частые сценарии — разгерметизация системы с последующей утечкой тормозной жидкости, некондиционные тормозные шланги, контрафактная тормозная жидкость, неисправный вакуумный усилитель, замасливание колодок, дисков и барабанов, заклинивание элементов тормозной системы (к примеру, поршня в тормозном цилиндре, колодок в скобе и направляющих суппортов) и даже стершиеся «в ноль» и отвалившиеся тормозные колодки. А иногда причина еще банальнее — под педаль могут попасть небольшие предметы, например, бутылка, сумка, смартфон или инструмент. Соответственно, в зависимости от типа проблемы, следует задействовать определенный алгоритм действий, чтобы заставить автомобиль остановиться. Рассмотрим, что можно и нужно сделать в создавшейся опасной ситуации.

Пробуем продавить систему

Тормозная система большинства автомобилей имеет два независимых контура, которые либо дублируют друг друга, либо делят между собой часть функций тормозной системы.

Соответственно, если в процессе торможения педаль тормоза застопорилась (чаще всего такое случается при неравномерном износе или разрушении тормозных колодок) или провалилась (чаще всего из-за попадания воздуха через негерметичные уплотнения цилиндров) и уперлась в пол, не воспринимайте эту ситуацию как вселенский апокалипсис.

Продолжайте давить на педаль ритмичными поступательными движениями, будто накачиваете колесо ножным насосом. С большой степенью вероятности уже через пять-десять таких выжимов вы прокачаете тормоза и восстановите давление в системе.

Тормозим двигателем

Если прокачивание тормозов не увенчалось успехом, а, быть может, даже одновременно с прокачкой, пытаемся затормозить двигателем, переключаясь на пониженные передачи.

В случае с «механикой» все очевидно и просто — постепенно переходим, скажем, с пятой на третью, с третьей — на вторую или первую, в зависимости от скорости движения. Понятно, что «спускаться» сразу, скажем, с «пятой» на «первую» противопоказано — можно повредить трансмиссию.

Такая же последовательность действий — с теми «автоматами», где предусмотрен ручной режим: переходим в мануальный алгоритм и переключаемся «вниз». У тех же автоматических коробок, где ручной режим отсутствует, переведите селектор к меткам пониженных диапазонов (положения 3,2,1 или L — (ограничение диапазона). Аналогичная метода предписана также и вариаторным коробкам, которые, как правило, имитируют пониженные передачи в виртуальном «ручном» режиме.

Тормозим «ручником»

Главное, что следует понимать, — тормозить механическим «ручником» при отказе основной тормозной системы можно лишь на невысокой скорости. В противном случае есть высокая вероятность, что автомобиль может отправиться в занос. Во всех случаях тормозить механическим «ручником» следует очень плавно, поступательно, постепенно увеличивая усилие.

Вопреки распространенному мнению, электронный стояночный тормоз тоже можно использовать в критической ситуации для замедления автомобиля. Для этого нужно не нажать на кнопку, а зажать и удерживать ее. В этом случае электромоторы, приводящие в действие тормозные механизмы, зажмут задние колодки с тормозными дисками, активируя экстренное торможение.

Более того, электронный или электромеханический «ручник» обеспечивает гораздо более эффективное и безопасное торможение, чем классический, механический аналог. Дело в том, что он задействует гидравлическую тормозную систему, работая в связке с системами ABS и ESP, а потому может задействоваться в том числе и для экстренного торможения на более высоких скоростях.

Маневрирование

Перестроения из стороны в сторону создают дополнительное сопротивление качению, что также снижает скорость движения автомобиля.

Однако не применяйте такой прием на высокой скорости! Это чревато заносом и почти неизбежной аварией.

Разумным будет также направить автомобиль на подъем, если такой имеется. Если опыта хватает, скорость не слишком высока (не более 30 км/ч), а дорога свободна, можно попытаться также сделать серию «полицейских разворотов» (маневр автомобиля, при котором транспортное средство совершает разворот на 180 градусов, а затем, проехав определенное расстояние задним ходом, совершает обратные действия, и далее движется вперед).

Использование препятствий

Если тормоза отказали, например, при движении на спуске, а другие вышеупомянутые меры не принесли результата, остается самый радикальный метод замедления — использование препятствий. Вам очень повезет, если сосед по потоку согласится подставить бампер — буквально встанет у вас по курсу, а вам останется «пристыковаться» к спасителю.

Помощнику останется лишь задействовать тормозную систему своего авто. Лучше всего выбрать в качестве такого препятствия грузовик-тихоход с противоподкатным брусом.

Если не нашелся спаситель, остается выезд на обочину, чтобы погасить скорость о кустарники, в зимнее время — о сугробы. В городской черте на не очень высокой скорости в критической ситуации можно попутаться тормозить колесами одного из бортов о бордюры или уже всем бортом о заборы, остановки и бетонные отбойники. При этом, разумеется, следует понимать, что такой маневр очень опасен и требует высокого водительского мастерства.

Чего не нужно делать при отказе тормозов

Прежде всего — не паникуйте и не изобретайте велосипед (например, точно не нужно выпрыгивать из машины). Не включайте заднюю передачу. Хотя в Сети можно встретить подобные советы, «реверс» в лучшем случае не включится (задействована защита от дурака), а в худшем, убьет трансмиссию.

С большой степенью вероятности сломается кулиса, выкрошатся шестерни или погнутся тяги. Наконец, хотя «бывалые» нередко дают совет заглушить двигатель, не выключая зажигания, делать этого мы не рекомендуем. Хотя бы потому, что в таком случае деактивируются гидро- или электроусилитель руля, что лишь создаст дополнительные сложности.

неужели тормозной путь не зависит от массы авто?

Друзья, в прошлом выпуске я утверждал, что тормозной путь автомобиля не зависит от его массы. Большинство водителей считают, что зависит, и я объяснил, откуда берется это представление. В этой статья я докажу справедливость своего утверждения, прибегнув к физическим понятиям.

Подчеркну, что речь идет о кратчайшем, экстренном, то есть минимально возможном тормозном пути. То есть о тормозном пути при торможении на грани блокировки колес. В современных машинах при таком торможении срабатывает АБС (антиблокировочная система тормозов), а классические машины либо срываются в «юз», либо остаются на грани «юза», в зависимости от действий водителя.

Сначала докажу это «на пальцах». Утяжеляя машину, мы, с одной стороны, увеличиваем ее инертность и осложняем торможение. С другой стороны, мы сильнее прижимаем шины к дороге, увеличиваем сцепление шин с дорогой и повышаем тормозные возможности машины. Эти два эффекта компенсируют друг друга в равной степени, и, в конечном итоге, масса не влияет на длину тормозного пути.

Что такое «масса»?

Для интерсующихся приведу физико-математическое доказательство и вначале кратко расскажу о понятии «масса». Массы в природе две: инертная и гравитационная. Есть, правда, еще и третий вариант – Фелипе Масса, пилот Формулы 1, уже который год выступающий за Ferrari, но сейчас не об этом 🙂

Инертная масса

Инертная масса mи – масса, которая «отвечает» за сопротивление движению тела. Чем тяжелее тело, тем сложнее привести в его движение или остановить, если оно движется.

В механике об этом говорит 2-й закон Ньютона:

a = F/mи

то есть ускорение (замедление) тела пропорционально действующей на него силе и обратно пропорционально инертной массе тела. Или в более привычной формулировке этот закон выглядит как

F = mи a

Инертная масса осложняет торможение

Это как раз то, о чем думает большинство водителей: чем тяжелее машина, тем сложнее ее остановить (а также и разогнать) и, якобы, тем длиннее тормозной путь. Остановить машину действительно сложнее, не спорю, но тормозной путь есть возможность сохранить — для этого нужно лишь затратить больше энергии. В этом нам поможет второе понятие массы.

Гравитационная масса

Гравитационная масса mг – масса, которая «отвечает» за взаимное притяжение тел, в частности, за притяжение тел к Земле. Чем тяжелее тело, тем больше сила тяготения и тем сильнее тело давит на опору (пол, дорогу и т.д.).

А об этом в механике говорит закон всемирного тяготения Ньютона:

F = G mг1 mг2/r2

Или, по-русски, сила притяжения двух тел пропорциональна массам (гравитационным) этих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Эта формула упрощается для тела в поле тяготения Земли:

F = mг g

где mг – гравитационная масса тела, а g – ускорение свободного падения, равное 9,81 м/с2

Гравитационная масса помогает торможению

Применительно к разговору о тормозном пути это означает, что чем тяжелее машина, тем сильнее она давит на колеса, тем лучше прижимает их к дороге и тем лучше сцепление шин с дорогой. Ведь, согласно закону Кулона, сила сила трения покоя (в нашем случае — сила сцепления шин с дорогой, она же – «держак» на гоночном жаргоне) пропорциональна весу тела N:

Fтр = k N = k mг g

где mг – гравитационная масса машины, k – коэффициент сцепления шин с дорогой, g – ускорение свободного падения.

Тогда, чем больше масса автомобиля, тем выше сила сцепления шин с дорогой и тем сложнее тормозам заблокировать колеса и пустить машину в «юз» (ну или включить АБС, если она есть).

Одна масса мешает, другая — помогает. Что победит?

В итоге, инертная масса увеличивает инерцию машины, а гравитационная масса улучшает сцепление шин с дорогой и тормозной потенциал машины. Одно удлиняет тормозной путь, а другое пытается укоротить его. Что же победит?

Нам поможет Закон сохранения энергии

На языке физики процесс торможения выглядит как закон сохранения энергии:

mи v2/2 = Fтр s

т.е. кинетическая энергия машины с инертной массой mи и скоростью v при торможении переходит в тепло за счет работы силы трения Fтр, которая затрачивается на замедление машины на участке пути длиной s (собственно, тормозной путь).

Машина тормозит не тормозами, а шинами

Как я уже писал выше, сила трения Fтр равна kmг g – произведение коэффициента трения k, гравитационной массы mг и ускорения свободного падения g. И сразу вопрос: о какой силе трения идет речь? О силе трения колодок о тормозной диск? Или о силе трения шины о дорогу, о «держаке»? Вообще, первопричина торможения – сила трения колодок о диски. Но она не может превышать силу трения между шиной и дорогой: в этом случае шины начинают скользить, и, либо включается АБС, либо машина идет в «юз». После чего любое усиление нажатия на тормоз не дает выигрыша в торможении, и машина продолжает тормозить за счет трения шин о дорогу. Поэтому для случая экстренного торможения нужно считать, что сила трения колодок о диски равна силе сцепления шин с дорогой. И тогда k — коэффициент сцепления шин с дорогой, если шины на грани скольжения, или это коэффициент скольжения шин о дорогу, если колеса заблокированы, и машина тормозит юзом.

Тогда подставим значения силы сцепления Fтр = k mг g в закон сохранения энергии:

mи v2/2 = k mг g S

Инертная и гравитационная массы противодействуют друг другу в равной степени

А теперь ключевой момент! Еще Ньютон доказал, а Эйнштейн в свое время постулировал, что инертная и гравитационные массы равны! На сегодняшний день это проверено многократными экспериментами с высокой степенью точности. Эти массы имеют абсолютно разный физический смысл, но в килограммах это всегда одно и то же!

И тогда заменяем инертную и гравитационную массы на «просто массу»:

m v2/2 = k m g S

Теперь массы можно успешно сократить, и останется:

v2/2 = k g S

Отсюда получаем тормозной путь, не зависящий от массы:

S = v2/(2 k g)

где v – скорость движения машины до начала торможения, k – коэффициент сцепления шин с дорогой, g – ускорение свободного падения.

Еще раз смысл: с одной стороны, масса увеличивает инертность машины и создает препятствие тормозам. С другой стороны, масса увеличивает сцепление шин с дорогой и помогает тормозам. Эти два эффекта компенсируют друг друга в равной степени, и, в конечном итоге, масса не влияет на длину тормозного пути.

Скорость зависит только от водителя, g – постоянна, а коэффициент сцепления k зависит от состава резины протектора шины и от качества дорожного покрытия. Выходит, тормозной путь зависит от скорости, качества шины и качества дороги. При этом под качеством шины понимается именно состав резины. А от ширины профиля шины и площади пятна контакта сила сцепления шины с дорогой не зависит, как и не зависит тормозной путь.

Тормоза важны

Поговорим о тормозах. Размеры тормозных дисков, материалы колодок и прочее устройство тормозных механизмов важны для машины, но не могут влиять на тормозной путь напрямую, поскольку он ограничивается сцеплением шин с дорогой. Но хочу отменить следующее. Каждые тормозные механизмы расчитаны на погашение определенной кинетическиой энергии, которая пропорциональна массе и квадрату скорости. Обычно запас тормозов расчитывают так, чтобы даже Форд Фокус остановился с мешком картошки в багажнике со 100 км/ч за те же 40 метров, что и без мешка. Но вот ежели вы в машину загрузите лишних 500 кило, будьте готовы к тому, что ваши тормозные механизмы, рассчитанные под меньшую массу, перегреются и не справятся с задачей, и проедете вы куда больше прежних 40 метров.

Или еще пример. Можно взять Жигули со штатными тормозными дисками и колодками и поставить на нее гоночные слики. А что, на Формулах 1 как раз шины 13-дюймового диаметра, аккурат подойдут 🙂 Конечно, придется серьезно переделать саму машину, но это сейчас не столь важно. Так вот, слики имеют почти вдвое больший коэффициент сцепления с дорогой, а значит для торможения юзом на тормоза Жигулей ляжет нагрузка вдвое больше обычной. И вариантов развития событий тоже два: либо тормоза перегреются с первой же попытки, либо вовсе не смогут довести колеса до грани блокировки… И то, и другое означает для нас увеличение тормозного пути (по сравнению с тормозным путем на этих же сликах и гоночными тормозами) даже для пустой машины. А если ее еще и догрузить как следует, то ситуация еще более усугубится, и тормозной путь таких Жигулей еще как будет зависеть от массы авто.

Таким образом, мы можем говорить о независимости тормозного пути от массы машины, если она соответствует общепринятым нормам безопасности: на машине с загрузкой, не превышающей допустимую производителем, штатные тормоза должны быть способны заблокировать колеса (или включить АБС) на штатных шинах.

Однако главное при торможении — шины

Выходит, и Жигули, и Ferrari затормозят с примерно одинаковым тормозным путем, если тормоза у всех исправны, а на колеса установлены одни и те же шины. Возможна разница за счет разного времени срабатывания тормозной системы, а также за счет разных алгоритмов торможения водителя и АБС. Но эта разница будет куда меньше по сравнению с тем, когда одни и те же Жигули (или Ferrari) будут тормозить сначала на Michelin, а потом на отечественной Каме. Так что главное при торможении — шины!

Выше я уже написал, что в случае торможения на грани скольжения шин под k понимается коэффициент сцепления, а в случае торможения юзом при заблокированных колесах k — коэффициент скольжения шин по дороге. Известно, что трение скольжения всегда меньше трения покоя (сцепления), примерно на 10-15%. Соответственно, машина, тормозящая юзом, как правило, проходит на 10-15% больший путь до полной остановки по сравнению с машиной, тормозящей на грани скольжения. АБС не допускает блокировки колес, поэтому машины с АБС при нажатии тормоза «в пол» тормозят всегда на грани скольжения. А машины без АБС при торможении «в пол» сразу же уходят в юз. Хотя, при должном навыке водитель и без АБС может правильно дозировать усилие на педали и тормозить на грани скольжения. Например, машины в Формуле 1 не оснащены АБС, и пилоты тормозят на грани скольжения, а уход в юз считается ошибкой. Из написанного следует, что при одних и тех же шинах машина с АБС будет тормозить короче, чем машина без АБС юзом, но это справедливо только для гладких и твердых дорог. На рыхлых и неровных покрытиях машины с АБС проигрывают в тормозном пути машинам без АБС.

Кстати, не стоит сравнивать тормозные пути седана и фуры. Это не всегда корректно, поскольку там могут быть конструктивно разные тормоза (у грузовиков даже бывает не гидравлическая, а пневматическая тормозная система с огромной задержкой в срабатывании) и разного качества шины. Лучше всего сравнивать «яблоки с яблоками», то есть одну и ту же машину с разной степенью загрузки. Подробнее об этом читайте в ответе на вопрос гостя нашего сайта о влиянии тормозов.

Легковушка и фура тормозят одинаково

Однако, если время срабатывания тормозов у легковушки и фуры одинаково, и стоят схожие по составу шины, то тормозной путь отличаться не должен. Вот видео, которое подтверждает это (правда, я не понимаю по-немецки, но по смыслу именно то :)):

http://www.myvideo.de/watch/7778214/Bremstest_PKW_LKW_VW_T4_gg_Mercedes_Actros

В заключение скажу, что тормозной путь зависит от веса машины (не будем путать вес и массу), а также от массы прицепа без тормозов, от положения руля. Обо всем этом я расскажу в будущих выпусках.

Как это поможет на практике?

А пока — практический смысл этой статьи.

Используйте качественные шины

Помните, машина тормозит не тормозами, а шинами. Если у вас стоят изношенные или дешевые или просто не соответствующие сезону шины, ваш автомобиль тормозит плохо, и хорошие тормоза ему не помогут. Если вы хотите повысить безопасность и улучшить тормозную динамику машины, не нужно делать тюнинг тормозов и ставить дорогущие тормозные диски, колодки и т.п. Поставьте дорогие качественные шины, и тогда ваша жизнь за рулем будет в большей безопасности.

Тюнинг машины требует профессионального подхода

Если же вы решите «обуть» машину в суперцепкие шины — для гонок ли, или для собственной безопасности, имейте в виду, что это уже вмешательство в конструкцию автомобиля, тюнинг. Одними шинами не обойтись — они потребуют для себя мощных тормозов, а подобрать их и грамотно установить — дело крайне важное и непростое. Так что подходите к тюнингу машины серьезно и пользуйтесь услугами профессионалов, ведь такие вещи не терпят самодеятельности.

Маленькая легкая машина не дает преимуществ при торможении

Выбирая машину при покупке не думайте, что маленький городской автомобильчик будет более безопасный по сравнению с минивэном и тем более фурой лишь потому, что легче и, якобы, лучше тормозит. Не лучше он тормозит, а если и лучше, то масса тут ни при чем. Будьте бдительны, если управляете маленьким авто. Особенно, когда едете сзади фуры: не приближайтесь к ней и не думайте, что в случае чего она будет останавливаться долго, а вы то уж точно успеете остановиться… Сохраняйте безопасную дистанцию, независимо от разницы в массах машин.

Сохраняйте самообладание, управляя загруженной машиной

Если вам предстоит путь на машине с пассажирами и полным багажником, будьте бдительны, но не теряйте самообладание при торможении. Да, вам покажется, что торможение стало хуже. Но это лишь потому, что вы привыкли к другому усилию на педали тормоза.Нажимайте на тормоз сильнее обычного, и машина затормозит так, как вам нужно. Но и после разгрузки автомобиля не теряйте голову 🙂 — ведь машина станет более чутко отзываться на нажатие педали тормоза, но это иллюзия: тормозной путь не станет короче!

Не перегружайте машину

У каждой машины есть свое предназначение для использования и своя допустимая нагрузка. Если ее превысить, то шины и тормоза могут перегреться, а то и вовсе испортиться. В любом случае, они не справятся с задачей торможения. Тормозной путь заметно увеличится, и это, как вы понимаете, может привести к ДТП.

Учитесь правильно тормозить

Казалось бы, что тут сложного? Но наш тренерский опыт говорит, что многим водителям не хватает плавности и знаний многих тонкостей в повседневном торможении и, наоборот, маловато резкости в экстренном торможении. В общих чертах я написал об этом в статье «Как правильно тормозить?», а если вас интересует практика, то экстренное торможение вы можете отработать на курсе «Зимняя контраварийная подготовка», а постичь все премудрости грамотного торможения на каждый день — на «курсе МВА для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля».

Тормозим двигателем правильно


В один прекрасный (хотя вам так точно не покажется) момент вы понимаете, что у машины отказали тормоза. Возможно, они перегрелись при длительном спуске, а может, произошла утечка тормозной жидкости. С причинами разберёмся потом. Сейчас же надо экстренно решить, как остановить автомобиль? Не паникуйте! Сделать это всегда реально при помощи двигателя.


Замедление хода автомобиля при помощи торможения двигателем – довольно распространённый приём. Одни водители считают, что снижать скорость таким образом намного безопаснее, нежели выжимая педаль тормоза. Заодно снижается износ тормозной системы. Плюс ко всему этот способ позволяет сэкономить на топливе. Спорный вопрос. Лично мы знаем множество других более эффективных вариантов сберечь бензин.


Противники торможения двигателем упирают на то, что подобный способ уменьшения скорости вредит и самому мотору, и трансмиссии автомобиля и приводит их к стремительной поломке.


Давайте разбираться, что же такое «торможение двигателем», в каких ситуациях его необходимо применять и как это отразится на ключевых элементах вашей машины.


Что такое «торможение двигателем»?


Словосочетание «торможение двигателем» у некоторых водителей, особенно новичков, вызывает безрадостную картину, когда автомобиль сначала врезается бампером, потом мнётся капот, радиатор и, наконец, двигатель. Уффф… Остановились! Конечно, это всего лишь шутка. Хотя и такой способ остановки машины имеет место быть и называется он контактным торможением. Только до него ситуацию, конечно, лучше не доводить.


Торможение двигателем происходит абсолютно по-другому. Это уменьшение скорости автомобиля за счёт снятия ноги с педали акселератора при включенной передаче. Двигатель в данных обстоятельствах не будет придавать машине ускорение, а наоборот начнёт затормаживать её.


Только учитывайте, что, двигаясь со скоростью гонщика «Формулы-1», замедлить автомобиль вы не сможете. Поэтому по мере того, как снижаются обороты двигателя, постепенно переключайтесь на пониженную передачу. В идеале – добраться до первой скорости.


Однако учтите – делать это надо максимально плавно. Зачастую неопытность и ошибки водителя приводят к аварийным ситуациям, особенно когда дорога покрыта корочкой льда или лужами. Если вы переключите четвёртую передачу сразу на первую, то, скорее всего, машину сразу же занесёт. Автомобиль закрутит и, возможно, даже вынесет на полосу со встречным движением. Стоит ли допускать такой потери управляемости? Не думаем. Так что всегда понижайте передачу постепенно. Когда скорость будет сведена до минимума, можно подтормаживать педалью или «ручником» (если тормозная система не работает).


Когда может потребоваться тормозить двигателем?


Самое огромное преимущество в торможении двигателем, несомненно, состоит в том, что этот способ уменьшения скорости, если, конечно, выполнять его без ошибок (то есть как мы описали выше), минимизирует возможность заноса машины, потому что колёса не блокируются тормозными колодками, как при замедлении за счёт нажатия на педаль тормоза. Это обстоятельство причисляет торможение двигателем к наиболее эффективным приёмам контраварийного вождения.


Другая экстремальная ситуация, когда не остаётся ничего другого, кроме как тормозить двигателем: когда отказали тормоза. Самое важное при таких обстоятельствах – не паниковать. Даже если тормоза перегрелись и отказали во время затяжного спуска. Кстати, в этом случае полностью остановить автомобиль при помощи одного только мотора довольно тяжело. В критической ситуации при спуске с горки к торможению двигателем придётся добавить… контактное торможение (да-да, то самое: бампер-капот-радиатор-двигатель). Только прежде, чем таранить впереди едущий автомобиль, уравняйте вашу скорость с его и просто упритесь в задний бампер. Это, конечно, вариант на самый крайний случай. Но если к нему когда-нибудь придётся прибегать, то подобное развитие событий будет иметь меньше негативных последствий, нежели, если вы вылетите в кювет или столкнётесь с ограждением дороги.


Торможение двигателем может пригодиться не только в критических ситуациях, но и в обыденной обстановке. Допустим, вы заметили впереди себя метров через 300 светофор, на котором уже загорелся красный свет. Дорога перед вами свободна, и позволяет подкатиться к стоп-линии, не прибегая к резкому торможению. В этом случае как раз можно снять ногу с педали акселератора и потихоньку замедляясь, шаг за шагом переключать передачи в сторону уменьшения по мере снижения оборотов двигателя. С опытом вы научитесь настолько точно выбирать место начала торможения в соответствии со скоростью, что вам достаточно будет лишь слегка надавить на педаль тормоза, чтобы остановить автомобиль у светофора.


Но случаются обратные ситуации, когда такой способ торможения не применим. Например, вы мчитесь по загородной трассе, и вдруг на дорогу неожиданно выскакивает лось. Или вы «выныриваете» из тумана, а прямо перед вами стоп-сигналы другого автомобиля. Понятно, что тут никакое торможение двигателем не поможет. Вдавливаем педаль тормоза в пол, молимся на создателей ABS и надеемся, что места до препятствия окажется достаточно, чтобы не произошла авария.


Резюмируя всё вышенаписанное: для каждой дорожной ситуации – свой вид торможения.


Минусы торможения двигателем


К сожалению, у торможения двигателем есть и негативная сторона. Во-первых, если вы что-то сделаете не так, то вероятность заноса увеличивается в разы. Так что новичкам, которые пока не слишком хорошо знают процесс торможения двигателем, советуем взять несколько занятий с инструктором, чтобы не допускать ошибки в этом маневре.


Кроме того, противники этого способа торможения отмечают повышенный износ поршневых колец и увеличенный расход масла. Также страдают синхронизаторы коробки передач и другие детали. Однако, не так всё страшно, как кажется. Опять же, если вы выполняете всё правильно, то никакого вреда автомобилю не нанесёте. Да и, ко всему прочему, во всём нужно знать меру. Вы же не будете каждый раз фанатично тормозить именно двигателем. Данный способ применяют только, когда это действительно нужно по соображениям безопасности.


Ну и наконец, самая большая опасность таится в том, что стоп-сигналы на машине при таком виде торможения не загораются. Соответственно, водитель, движущийся позади, может просто не успеть вовремя понять ваш маневр и затормозить. Особенно аккуратно применять торможение двигателем надо ночью, так как скорость и расстояние между машинами в темное время суток плохо воспринимаются. Советуем отточить своё мастерство на закрытых учебных автодромах прежде, чем выезжать на дороги общего пользования.

Дрожание автомобиля при торможении на высоких скоростях (13 причин и решений)

Существует ряд проблем с автомобилем, из-за которых он может дрожать при торможении на определенной скорости. Потенциально серьезные проблемы могут быть очень важны для вашего автомобиля. Есть несколько наиболее распространенных причин, по которым ваш автомобиль трясется, когда вы нажимаете на тормоза на высокой скорости. Вам нужно отремонтировать машину, прежде чем дело выйдет из-под контроля

встряхивание при торможении

Причины вибрации или тряски автомобиля при торможении:

  1. Плохая шина
  2. Погнутый обод
  3. Несбалансированное колесо
  4. Плохой амортизатор
  5. Детали подвески отсутствуют или не закреплены
  6. Колесо подшипник может быть неисправен
  7. Проблема соосности
  8. Рулевая рейка

Это лишь небольшой базовый список проблем, которые возникают, когда ваш автомобиль трясется при торможении, но если мы обсудим их подробно, мы сможем получить более широкий смысл взгляд на эти вопросы.Так что это может быть полезно тем, кто хочет избежать подобных проблем в повседневной жизни.

Причины тряски автомобиля при торможении

1. Шины:

Самая частая причина тряски автомобиля при торможении связана с шинами. Когда шины выходят из равновесия, рулевое колесо трясется, вызывая вибрацию всего автомобиля. Встряска может начаться со скоростью 50-55 миль в час. Поскольку это такая основная проблема, ее следует регулярно проверять.

автомобиль встряхивает при торможении

2. Тормозные роторы:

Иногда тормозные диски могут вызывать тряску.Если ваш автомобиль постоянно колеблется и трясется, это может быть из-за дисбаланса / вращения тормозных роторов. Всю дрожь можно почувствовать через тормоза. Другая частая причина тряски может быть связана с заеданием тормозного суппорта. Когда такая проблема возникает у вашего автомобиля, вибрация в вашем рулевом колесе возьмет верх и начнется с 40-50 миль в час. Будет хуже, если вы пойдете быстрее, и вы почувствуете неприятный запах, когда остановитесь.

3. Тормозные колодки:

Ваш автомобиль и, в частности, рулевое колесо также могут трястись, если тормозные колодки загрязнены такими загрязненными отходами, как вещества, масло / грязь.Когда они захватывают ротор, они могут легко вызвать вибрацию и тряску. А когда вы нажмете на тормоз, вы услышите резкий звук, исходящий из вашей машины. Если это произойдет немедленно, вам придется заменить тормозные колодки. Если ваш автомобиль не выровнен, вы, скорее всего, столкнетесь с ощущением тряски педали при торможении. Эта проблема, скорее всего, может вызвать множество других проблем, таких как износ шин и подвеска компонентов.

4. Проблемы с выравниванием:

Одним из способов проверки проблем с выравниванием является разгон автомобиля до 50-60 миль в час по прямой дороге, когда поблизости нет движения.Отпустите на мгновение руль и посмотрите, пытается ли машина сразу же ехать вправо или влево. Если это так, то, вероятно, его нужно перестроить. Чтобы отремонтировать машину, вам нужно как можно скорее выполнить регулировку углов установки двух или четырех колес. Целый осмотр автомобиля может сказать, нужна ли ему регулировка углов установки двух или четырех колес. Если у вашего автомобиля также повреждена ось или рама, вам обязательно потребуется регулировка всех четырех колес.

5. Изношены детали подвески:

Еще одна проблема для автомобиля — тряска при торможении .Части вашей системы подвески, такие как колесные подшипники, шаровые шарниры и рулевые тяги, со временем изнашиваются. Если только когда вы поворачиваете подвеску, машина трясется, скорее всего, проблема. Чтобы решить эту проблему, вам нужно будет осмотреть свой автомобиль, чтобы можно было провести надлежащую диагностику и устранить проблему правильно и точно. Затраты будут меньше, чем затраты на рабочую силу.

Небольшие ошибки при вождении, такие как подъём и наезд на выбоину, могут повредить обод и вызвать его изгиб. Изогнутый обод вызовет вибрацию во время движения, и она будет усиливаться, если вы едете быстрее.Изогнутый обод следует устранять быстро, поскольку он также может вызвать потерю давления в шине.

Решения:

Теперь причины были названы кратко. Мы найдем простые решения для этих определенных проблем. Проблема с шинами может быть легко решена путем покупки качественных и застрахованных шин, а также путем их надлежащего осмотра, когда ваш автомобиль отправляется на техническое обслуживание.

Неуравновешенное колесо — раздражающая проблема для водителя, из-за тряски водителя водитель может попасть в аварию, поэтому любой, кто сталкивается с такой проблемой, должен знать, как заменить или отремонтировать шину.Если вы разбираетесь в своем колесе, вы легко можете починить его и сами. Вам потребуются отвертка с плоским концом, домкрат и гаечный ключ.

В первую очередь снимите грузики с колес, а затем сами колеса. После снятия колеса вам нужно будет очистить его, а затем сбалансировать. Вам нужно будет отметить точки и снова поставить гирю. Затем перепроверьте и отрегулируйте колеса и просто верните их на место. Все это будет происходить с балансиром.

6.Тормозной суппорт:

Проблемы, вызванные тормозами, можно исправить, включив сервисное обслуживание тормозных суппортов всякий раз, когда ваши тормоза требуют технического обслуживания. Для автомобилей с пробегом 70-75 км требуется обязательное обслуживание. Если вы будете придерживаться плановой программы техобслуживания, производимой производителем автомобилей, вы сможете легко избежать этих проблем. Обычно, когда вы меняете масло, вы в основном проверяете тормозные колодки и шины. Людям, которые используют очень маленький пробег на своих автомобилях, не нужны эти проверки постоянно; вместо этого они получают свои услуги каждые шесть месяцев.

a-Brake-суппорт

Но люди, которые преодолевают большие расстояния, должны проверять свой автомобиль каждый месяц или два месяца, чтобы обеспечить здоровый образ жизни. Странный износ шин или некруглое колесо могут быть признаками того, что вызывает дрожь. Если одна из передних или задних тормозных колодок изнашивается больше, чем другая, это может быть признаком заедания тормозного суппорта.

7. Двигатель:

Может быть много других факторов, которые могут вызвать вибрацию вашего автомобиля.Двигатель тоже может иногда вызывать эту проблему. Если автомобиль трясется, когда вы едете с постоянной скоростью, и во время разгона возникает некоторая вибрация, то причиной может быть двигатель. Это может произойти, когда в двигатель не поступает достаточное количество топлива-воздуха для нормальной работы. Вам нужно будет решить проблему, заменив воздушный фильтр в двигателе или свечу зажигания. Если проблема все еще существует, вам необходимо должным образом проверить автомобиль у профессионального механика или специалиста по автомобильным двигателям.

8. Свечи зажигания:

Это одна из самых полезных деталей автомобиля, поскольку она контролирует работу бензина. Как и другие детали, их можно легко исправить. Сначала вам нужно будет разместить их в своем автомобиле. Свечи зажигания в основном расположены в конце двигателя. В некоторых автомобилях вам нужно снять несколько деталей, чтобы увидеть свечи зажигания.

Второй этап — снимаем свечи зажигания. Вы должны убедиться, что ваша машина остыла, прежде чем отключать эти свечи, как если бы ваша машина какое-то время работала, она нагревается.Вы потянете за провод в нижней части двигателя и увидите свечу, но, не дергая за нее, вы откроете ее, чтобы не повредить провод. Следующим этапом является измерение зазора свечей зажигания. Эти заглушки в основном предварительно настроены в соответствии с последним применением в автомобилях.

Чтобы измерить заглушки или изменить их зазор, вам нужно слегка постучать по дереву заглушки с помощью щупа, пока заглушка не достигнет определенного размера, который является правильным. Следующим шагом будет установка новых заглушек.Чтобы установить их, вам нужно снять каждую свечу с двигателя, используя свечу зажигания. Вы всегда должны быть осторожны, чтобы не затягивать их слишком сильно.

Читайте также: Автомобиль трясется при остановке или холостом ходу

9. Для забитого фильтра трансмиссии:

Его нужно менять каждые два года или 20000 миль. Чтобы решить проблему, вызванную тряской автомобиля, вам необходимо пройти через определенный процесс. Во-первых, вам нужно поддомкратить автомобиль; это действие делает автомобиль безопасным и надежным, пока вы работаете под ним.Затем вам нужно слить жидкость, поместив сливную пробку коробки передач под область. Для выполнения этой работы используйте торцевой гаечный ключ. Затем очистите поддон, удалив болты и старые уплотнительные прокладки, и соскребите грязь и мусор. Установите новую прокладку поддона, а затем замените фильтр коробки передач. Для этого водителям необходимо открутить болты крепления фильтра.

change-the-Transmission fil

10. Низкий уровень трансмиссионной жидкости:

Также может быть проблемой, поскольку важно определить вибрацию вашего автомобиля.Вы легко можете сами решить эту проблему. Прежде всего, вам нужно оставить двигатель на холостом ходу. Обычно трансмиссионная жидкость добавляется водителями во время движения автомобиля. Для вашей же безопасности вам необходимо держать ручные тормоза заблокированными.

Вам необходимо добавить подходящую трансмиссионную жидкость, и перед тем, как добавить ее, вы должны не забыть проверить все инструкции по количеству добавляемой жидкости, поскольку существует очень много типов трансмиссионных жидкостей для очень многих типов двигателей и транспортных средств. . Затем залейте жидкость в трансмиссию.Используйте воронку для заливки, чтобы убедиться, что нет перелива. После этого проверьте уровень жидкости еще раз, чтобы убедиться, что уровень на максимальном или нет.

После этого нажмите тормоза и включите передачу. Делая это, вы убедитесь, что получаете правильное чтение. Верните щуп обратно в отверстие коробки передач. Вам нужно будет заблокировать его на месте с помощью защелки или чего-то еще. После этого ваша машина перестанет трястись.

11. Плохие крепления двигателя:

Это часть двигателя, которая удерживает автомобиль на месте.Благодаря этим креплениям двигателя он надежно закреплен на своем месте. Обычно их делают из металла и резины. И находятся между рамой автомобиля и двигателем. Металл обеспечивает структуру опор двигателя, а резина помогает поглощать вибрации двигателя.

Большинство из этих материалов со временем изнашиваются и требуют замены. Когда они изнашиваются, металл перестает обеспечивать надежную фиксацию, а резина также перестает поглощать вибрации, вызывающие тряску автомобиля при торможении.Если ваш автомобиль сильно модифицирован, то у вас будет более модифицированный двигатель, чем и остальные автомобили, которые более прочные и не поглощают столько же вибрации.

В этом нет ничего плохого, но большинство людей находят это раздражающим. Неисправные опоры двигателя необходимо немедленно заменить или отремонтировать, так как они трясут автомобиль. Вам нужно будет обратиться к специалисту по перерывам, чтобы убедиться в состоянии вашего автомобиля, потому что эти двигатели и тормозные барабаны могут из-за тряски.

12.Проблемы с осью:

Если оси деформируются, что довольно легко происходит в случае аварии, после этого поездка становится довольно ухабистой. Благодаря этому в вашей машине довольно легко улавливается тряска. В таком случае потребуется осмотр карданного вала. Для автомобилей с передним приводом вам потребуется покупать новые оси.

изгибаются оси

13. Проблемы с усилителем рулевого управления:

Если ваш автомобиль трясется при поворотах на разных поворотах, проблема в вашей системе рулевого управления с усилителем.Вам нужно будет проверить шланги, чтобы увидеть, есть ли какие-либо утечки, и проверить двигатель, чтобы увидеть, нужно ли доливать жидкость для рулевого управления. В противном случае обратитесь к профессионалу для проверки автомобиля или попробуйте воспроизвести звук, пока машина не движется.

В заключение , вам всегда будет необходимо обычное обслуживание вашего автомобиля, чтобы обеспечить его потребности и в то же время его техническое обслуживание. Также всегда проверяйте свой автомобиль и его основные компоненты перед отъездом в длительную поездку.

Ваш автомобиль дергается при торможении: что теперь?

Когда вы приближаетесь к перекрестку, светофор становится желтым, а затем красным сразу после нажатия на педаль тормоза.В следующий момент ваш автомобиль слегка дергается, прежде чем полностью остановиться. Это неприятное ощущение, которое вы, возможно, испытывали раньше, но на этот раз вы сильно обеспокоены. Если ваш автомобиль дергается при торможении, необходимо определить причину и найти правильное решение. Эти три шага помогут вам начать.

1. Исключите очевидное

Если вы относитесь к небольшой группе владельцев автомобилей с механической коробкой передач, случайные рывки при переключении передач не редкость.Иногда водитель не рассчитывает время отпускания сцепления при каждом переключении, что вызывает рывки автомобиля.

Если вы переключаетесь с высокой передачи на более низкую, например, с пятой на вторую передачу, ваш автомобиль может дергаться, особенно если вы не снизили скорость. Практикуя контролируемое переключение на пониженную передачу, вы обнаружите, что проблема не в тормозах, а в вашем стиле вождения.

2. Проверьте свои тормоза

Неудивительно, что автомобиль дергается при торможении, если есть проблемы с тормозами.Обычно тормоза визжат, скрипят или скрипят, особенно с деформированными роторами. Кроме того, вы почувствуете некоторую вибрацию при нажатии на тормоза, вызывающую легкий рывок автомобиля при остановке.

Проблема может быть только в воздухе в тормозных магистралях. В таком случае используйте комплект для прокачки тормозов, чтобы прокачать тормоза. Вам также может потребоваться заменить тормозные колодки и заменить или восстановить поверхность изношенных роторов. Пока вы работаете, проверьте шины, чтобы убедиться, что протектор достаточно, а затем поверните их по мере необходимости.Наконец, проверьте запасное колесо, чтобы убедиться, что в нем достаточно воздуха.

3. Проверьте АБС

Современные автомобили имеют антиблокировочную тормозную систему (АБС), которая помогает вашему автомобилю безопасно остановиться, особенно на скользкой дороге. В частности, система включает датчики, электронный модуль управления и гидравлический блок управления.

Обычно при неисправности системы АБС на панели приборов загорается сигнальная лампа. Неисправная проводка датчика, металлическая стружка или другой мусор могут способствовать возникновению проблем — последний вызывает ложную обратную связь.Используйте диагностический прибор ABS для проверки кодов неисправностей, которые позволят определить проблему. Наконец, когда работа будет завершена, код неисправности должен исчезнуть, или вы можете удалить его с помощью диагностического прибора.

Всегда следуйте инструкциям вашего владельца, чтобы планировать необходимые работы по техобслуживанию с надлежащими интервалами. Выполнение простых задач на раннем этапе может помочь вам избежать более серьезных проблем в дальнейшем, включая проблемы с тормозами.

Ознакомьтесь со всеми продуктами тормозной системы, доступными на NAPA Online, или доверьтесь одному из наших 17 000 пунктов обслуживания NAPA AutoCare для текущего обслуживания и ремонта.Для получения дополнительной информации о проблемах с тормозами поговорите со знающим экспертом в местном магазине NAPA AUTO PARTS.

Фото любезно предоставлено Wikimedia Commons.

Почему трясется рулевое колесо при торможении на высокой скорости?

Главная> Уход за автомобилем> Почему трясется рулевое колесо при торможении на большой скорости?

Обновлено: 4 марта 2020 г.

Многие автомобилисты сталкивались с этой проблемой: рулевое колесо начинает дрожать при торможении на высокой скорости.Часто это более заметно при торможении на шоссе на скорости 60-70 миль в час. Неравномерно изношенные или деформированные тормозные диски (роторы) могут вызвать дрожание рулевого колеса при торможении.
В большинстве случаев эта проблема вызвана деформацией или неравномерным износом роторов (дисков) передних тормозов, хотя могут быть и другие причины. Тормозной ротор или диск — это деталь, которая при торможении сжимается тормозными колодками. Рабочая поверхность новых тормозных роторов однородна по всему периметру, а тормозное усилие остается неизменным при включении тормозов во время движения.Смотрите фото нового тормозного ротора. Неравномерно изношенный или деформированный ротор имеет более толстые и более тонкие участки, поэтому тормозное усилие изменяется по мере вращения ротора. Это изменение тормозного усилия вызывает дрожание рулевого колеса при торможении. В этом случае вы также можете почувствовать пульсацию педали тормоза.

Эта проблема может возникнуть с передними и задними тормозными дисками, но проблема с передними роторами, скорее всего, приведет к дрожанию рулевого колеса. Некоторые автомобили имеют барабанные тормоза на задней оси.Покоробленные или заржавевшие задние барабаны также могут вызывать пульсацию педали тормоза.

Что может привести к неравномерному износу тормозных роторов? Это может произойти по разным причинам. Очень часто это случается, когда машина стоит на улице длительное время без движения.
В автомобиле на фото слева сотрясение руля и пульсация тормозов были вызваны пятнами ржавчины на тормозном диске (роторе). Еще иллюстрации: Рис1. Рис 2.
Это вызывает ржавчину частей тормозных дисков, особенно в дождливую погоду; смотрите фото.Ржавые тормозные диски — одна из частых причин пульсации педали тормоза и сотрясения рулевого колеса.

Роторы также могут деформироваться из-за чрезмерного нагрева при торможении. Обычно это происходит в тяжелых автомобилях, грузовиках, минивэнах и внедорожниках.
Другие причины включают некачественный материал тормозных дисков или колодок, липкие тормозные суппорты, заклинивание пальцев суппорта или неправильную установку. Каково решение?

Решение состоит в том, чтобы посетить вашего механика и должным образом проверить тормоза.У механиков есть специальные инструменты для измерения биения и толщины тормозных дисков (или задних барабанов). Ремонт будет зависеть от результатов осмотра.

Тормоз токарный.
В некоторых случаях тормозные диски (или задние барабаны) можно обработать (разрезать), в других, возможно, потребуется их замена.

В большинстве автомобильных магазинов есть станок под названием тормозной токарный станок , который может разрезать тонкий слой материала тормозного ротора или барабана, чтобы сделать рабочую поверхность ровной и однородной.
Обработка (восстановление поверхности) двух роторов может добавить от 40 до 120 долларов к стоимости тормозной работы.Ваш механик может порекомендовать заменить роторы, если они слишком тонкие для обработки или по другим причинам. Часто замена двух роторов стоит немного дороже, чем их обработка. Замена роторов всегда является предпочтительным вариантом, поскольку обработка делает роторы тоньше. Тормозные колодки и другие компоненты также могут нуждаться в замене, в зависимости от состояния. Подробнее: Когда нужно менять дисковые тормоза?

Безопасно ли управлять транспортным средством, если при торможении трясется рулевое колесо? Единственный способ получить ответ на этот вопрос — это проверить тормоза у квалифицированного механика.Производители автомобилей предоставляют спецификации и безопасные пределы износа компонентов тормозов.

Если какая-либо из частей (например, тормозные диски) изношена сверх безопасного предела, транспортное средство считается небезопасным для вождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *