Залегание колец: Почему залегают поршневые кольца и как это предотвратить Автомобильный портал 5 Колесо

Содержание

Поршневые кольца: виды, функции, типичные проблемы


Поршневые кольца являются неотъемлемыми элементами цилиндро-поршневой группы двигателя. Они представляют собой детали в форме незамкнутой окружности, установленные с минимальным зазором в специальные канавки на внешних поверхностях поршней.

Основная функция поршневых колец состоит в придании необходимого радиального давления для поддержания уплотнения между поршнем и цилиндром.

Рассмотрим виды, назначение и правила обслуживания колец подробнее.

Почти во всех двигателях установлены 2 типа поршневых колец: компрессионные и маслосъемные.

Компрессионные кольца


Компрессионные кольца (от трех до семи штук) вставляются в специальные пазы в верхней части поршня.


Они обеспечивают герметичность камеры сгорания, участвуют в передаче тепла от поршня к гильзе цилиндра, а также поглощают часть поршневых колебаний из-за боковой тяги.

Верхнее компрессионное кольцо имеет несколько конфигураций: оно может быть плоским, перекрученным или с L-образным участком. Верхняя и нижняя поверхности перекрученного кольца лежат в канавке под легким наклоном, контактируя с отверстием цилиндра только  краями рабочей стороны.

Изделия с L-образным участком отличаются конструкцией большого выступа, имеющего форму буквы L. Уплотнительная способность таких колец зависит от силы давления газов, которая действует на заднюю часть выступа. При высоком давлении в цилиндре – например, после сгорания топливовоздушной смеси или в такте сжатия – кольца с L-образным участком увеличивают усилие, прикладываемое к стенкам. Когда давление в цилиндре низкое, они ослабляются, тем самым снижая трение и износ.

Второе (нижнее) компрессионное кольцо дополняет работу маслосъемного и обеспечивает уплотняющую функцию. Оно препятствует попаданию газов в картер, предотвращает детонацию и проникновение излишков моторного масла в камеру сгорания.

Некоторые кольца специально сделаны скошенными – для большей эффективности в удалении масла со стенок цилиндра при движении вниз. Новыми конструкциями являются кольца без зазора. Их использование способствует скорейшей приработке двигателя и более высокой мощности ДВС.

Маслосъемное кольцо


Благодаря маслосъемному кольцу с компрессионных колец, поршня и внутренней стенки цилиндра удаляется лишнее моторное масло.

После его прохода на поверхностях остается небольшая масляная пленка (толщиной в несколько микрон). В канавке маслосъемного кольца предусмотрены прорези или радиальные отверстия, по которым излишки масла возвращаются в поддон.

Выделяют 2 вида маслосъемных колец: цельные и составные. Последние состоят из двух тонких колец, а также осевого и радиального расширителей. Такие модели дешевле в производстве, поэтому встречаются чаще, чем чугунные цельные.

В некоторых случаях на поршень устанавливается не по одному, а по два цельных или составных кольца.

Подводя итог вышесказанному, можно выделить следующие функции поршневых колец:

  • Компрессия. Уплотняющие кольца поддерживают изоляцию камеры сгорания от картерного пространства, что способствует более эффективному сжатию топлива.
  • Экономия расхода масла. Маслосъемные кольца снимают часть масла со стенок цилиндра во время работы двигателя, благодаря чему оно не попадает в камеру сгорания.
  • Теплообмен. При сгорании топливно-воздушной смеси температура внутри камеры достигает примерно +300 °С. Кольца отводят тепло к цилиндру во избежание повреждения поршня из-за перегрева.
  • Снижение горизонтальных колебаний поршня. Благодаря плотной посадке кольца не дают поршню перемещаться в горизонтальном направлении, что предотвращает износ ЦПГ.

Для производства поршневых колец используются высокопрочные виды чугуна или нержавеющая сталь. Предел прочности и теплостойкость стали выше, однако чугунные изделия дешевле, обеспечивают более легкую и быструю приработку.

Верхние компрессионные поршни из стали чаще всего обрабатываются оловом или пористым хромом (сталь становится легированной).


Увеличенным сроком службы и способностью к быстрой приработке отличаются кольца с молибденовым покрытием.

Похожие антифрикционные покрытия наносятся также на юбки поршней – в целях продления работоспособности этих важнейших элементов двигателя.

Сегодня имеется возможность использовать покрытия не только в процессе производства поршней, но и перед их установкой, заменой и в прочих незаводских условиях.

Современные антифрикционные материалы выпускаются в форме жидких средств, по консистенции напоминающих краски, или в аэрозольных баллонах. В России покрытия для деталей ДВС и узлов промышленного оборудования выпускает компания «Моделирование и инжиниринг».

Для юбок поршней, вкладышей коленчатых и распределительных валов, шлицевых соединений, дроссельных заслонок, штоков клапанов предназначено антифрикционное твердосмазочное покрытие (АТСП) MODENGY Для деталей ДВС.



Благодаря основным действующим компонентам – высокодисперсному дисульфиду молибдена высокой степени очистки и графиту – оно предотвращает появление задиров на юбках поршней, защищает их от повышенного трения и механических повреждений. В результате применения этого материала снижается шум при работе двигателя, повышается его КПД, уменьшается расход топлива.

Удобная аэрозольная упаковка позволяет наносить покрытие быстро и равномерно. Состав высыхает при комнатной температуре за 12 часов, при нагреве до +170 °C – за 20 минут.



Перед использованием материала поверхности подготавливаются с помощью Специального очистителя-активатора MODENGY, который гарантирует отличную адгезию покрытия и долгий срок его службы.


При износе поршневых колец зазор между поверхностью детали и стенками цилиндра увеличивается. В результате газы, образующиеся при сгорании топливно-воздушной смеси, проникают в масляный картер, снижая эффективность работы двигателя и ухудшая характеристики моторного масла.

Продукты разрушения масла и сгорания бензина, в свою очередь, способствуют образованию отложений в кольцевых канавках, что приводит к снижению подвижности и залеганию колец.



Последствия износа поршневых колец легко заметить без разборки двигателя.

Задуматься о смене колец следует, если обычная норма потребления масла вдруг резко возросла, а при запуске ДВС из выхлопной трубы идет синий дым (моторное мало горит).

От качества поршневых колец напрямую зависит срок их службы и возможности вашего двигателя, поэтому, выбирая новые комплекты этих деталей, обратите внимание на следующие моменты:

  • Цена. Дешевые детали долго не прослужат
  • Внешний вид и содержание упаковки. На упаковке должна содержаться полная информация об изготовителе, материалах и т.д. Внутри нее должна быть подробная инструкция по установке деталей
  • Внешний вид самих колец. Детали не должны иметь даже самых мелких дефектов, неровностей металла и пр.

Замена поршневых колец – процедура несложная. Для снятия колец разведите их края до тех пор, пока они не выйдут из канавки. Сделать это можно небольшой плоской отверткой, но лучше специальным цанговым инструментом, который пригодится вам и при установке новых колец.

Далее очистите канавки от нагара. Без этой процедуры установить поршень обратно в цилиндр будет достаточно сложно. Для удаления загрязнений воспользуйтесь подходящим инструментом или старым компрессионным кольцом, сломанным на две части. После очистки канавок проверьте их на наличие повреждений.


Перед установкой новых колец обязательно ознакомьтесь с инструкцией – в ней содержится информация о последовательности действий и правильном расположении деталей.

Все операции проводите аккуратно, помните, что прочность нижнего компрессионного и маслосъемного колец ниже, чем у верхнего компрессионного.

Первым установите нижнее кольцо. Чтобы его случайно не деформировать, контролируйте усилия. Если на кольце имеется маркировка «TOP», его нужно располагать маркированной частью в сторону днища поршня.



После установки проверьте зазоры между боковыми поверхностями колец и стенками цилиндра. Он должен составлять до 0,1 мм. Если указанная цифра больше, предстоит менять сами поршни, возможно, в расточке или перегильзовке нуждается цилиндр.

По завершению замены колец произведите обкатку ДВС в течение 3-5 тыс. км. В процессе обкатки обязательно прогревайте двигатель после запуска, не эксплуатируйте его на высоких оборотах, избегайте длительного простоя на холостых и движения на повышенных передачах с малой скоростью.

Возврат к списку

Проверка износа или залегания поршневых колец двигателя

Существует довольно простой, проверенный временем способ предварительной проверки износа или залегания поршневых колец двигателя автомобиля.

Как известно срок эксплуатации поршневых колец двигателей автомобилей ВАЗ находится в пределах 150-200 тыс км пробега. После чего, в большинстве случаев требуется их замена, возможно даже с расточкой цилиндров.

Но, в ряде случаев, возникает необходимость проверить исправность колец раньше этого срока. Например, когда двигатель задымил, потерял мощность, стал «жрать» масло и бензин и т.п. Так как часто причиной таких проблем является их износ или залегание.

Проведем такую простую проверку на примере карбюраторного двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099.

Необходимые инструменты и приспособления

Свечной ключ.

Компрессометр.

Пол-литра моторного масла. Желательно такого же, что залито на данный момент в двигатель.

Помощник.

Подготовительные работы

— Прогреваем двигатель до рабочей температуры (80-90º).

— Снимаем с бензонасоса топливоподводящий шланг.

— Выкручиваем все свечи зажигания, предварительно очистив их колодцы от грязи и мусора.

— Вынимаем из крышки трамблера центральный бронепровод, вставляем в него свечу зажигания и кладем на двигатель.

Простая проверка износа или залегания поршневых колец двигателя

1. Измеряем величину компрессии в цилиндрах двигателя.

Для этого.

Вворачиваем в отверстие первого цилиндра наконечник компрессометра, либо крепко прижимаем его к этому отверстию.

Измерение компрессии в цилиндрах карбюраторного двигателя при помощи компрессометра

Помощник сидя в салоне автомобиля нажимает до упора на педаль «газа» и повернув ключ в замке зажигания, запускает стартер на 3-5 секунд.

Наблюдаем за показаниями компрессометра, фиксируем динамику их роста и максимальное значение. После фиксации сбрасываем давление в приборе, нажав на кнопку сброса.

Повторяем операцию для каждого цилиндра, замеренные показания записываем или запоминаем. После чего расшифровываем показания компрессометра.

— Отличное давление (компрессия) – 12-13 кгс/см2 (1,2-1,3 МПа)

— Нормальное давление – 10-11 кгс/см2 (1,0-1,1 МПа)

— Необходим ремонт – 8-9 кгс/см2 (0,8-0,9 МПа)

Если компрессия в цилиндрах оказалась ниже нормы попытаемся определить виновника такой неисправности. Это могут быть как изношенные или залегшие поршневые кольца, так и негерметичные клапана (из-за маленького теплового зазора, нагара или повреждения тарелок). Для проверки проделываем следующее.

2. Заливаем в цилиндры двигателя моторное масло.

Необходимо залить в свечное отверстие первого цилиндра 25-30 мл моторного масла. Для заливки можно использовать медицинский шприц.

Для проверки необходимо залить в свечное отверстие первого цилиндра 25-30 мл моторного масла
3. Проводим повторное измерение компрессии.

Снова проводим в этом цилиндре измерение компрессии. Запоминаем или записываем показания компрессометра.

Повторяем процедуру с заливкой масла и проверкой компрессии для остальных цилиндров.

После чего сравниваем показания компрессометра полученные при первом измерении и при втором (с маслом в цилиндрах). Если величина компрессии возросла, значит поршневые кольца изношены или залегли. Если компрессия осталась прежней, то скорее всего негерметичны клапана двигателя или пробита прокладка головки блока.

Примечания и дополнения

— Так же считается, что признаком появившихся проблем с поршневыми кольцами будет изменение динамики нарастания показаний на компрессометре. Если нормальный рост давления (компрессии) – 6-8 кг/см2 при первых оборотах коленчатого вала и 11-13 кг/см2 в конце измерения, то в случае если изношены поршневые кольца – вначале измерения 3-4 кг/см2, потом оно резко возрастает.

А если не герметичен клапан или прокладка головки блока – вначале 7-9 кг/см2, а потом роста практически нет.

Еще статьи по проверкам исправности двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099

— Измерение компрессии с нажатой педалью газа и без, в чем разница?

— Раскоксовка поршневых колец двигателя

— Проверка компрессии в двигателе автомобиля при помощи пальца

— Как проверить давление масла в двигателе без манометра?

— Проверка исправности двигателя автомобиля при помощи пробки

— Проверка исправности двигателя автомобиля при помощи листа бумаги

Подписывайтесь на нас!

[PDF] Типичное появление колец во вращающихся системах

ПОКАЗЫВАЕТ 1-10 ИЗ 27 ССЫЛОК

СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантности Наиболее влиятельные документыНедавность

ХАОТИЧЕСКОЕ РАССЕЯНИЕ ОТ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ МИШНИ

  • , C. Trautmann, C. Jung, T. Seligman
  • Математика

  • 1995
  • Мы изучаем классическое рассеяние точечной частицы на одном и двух вращающихся жестких дисках в плоскости как идеализацию рассеяния на вращающейся мишени. . Система отображает обычные или…

    К теории урановых колец

    • П. Голдрейх, С. Тремейн
    • Физика, геология

      Природа

    • 1979

    все стремятся к дифференциальному столкновению колец и прецессии межчастичных столкновений,

    Уран. Первые два эффекта приводят к радиальному растеканию, которое разрушило бы свободное кольцо в ≲108…0009

    Физика

  • 1997
  • Определения и свойства.- Генерация орбит первого вида.- Генерация орбит второго вида.- Генерация орбит третьего вида.- Бифуркационные орбиты.- Соединения: симметрия.-…

    Хаотическое рассеяние в ограниченной задаче трех тел II. Параметры малых масс

    • Луис Бенет, Т. Селигман, Д. Траутманн
    • Математика, физика

    • 1998

    Мы изучаем рассеивающее движение плоской ограниченной задачи трех тел для малых параметров массы μ. Рассмотрим симметричные периодические орбиты этой системы с µ = 0, сталкивающиеся с…

    Переход к хаотическому рассеянию.

    • Дин, Гребоги, Отт, Йорк
    • Физика

      Обзор физического состояния. A, Атомная, молекулярная и оптическая физика

    • 1990

    Результаты показывают, что переход от регулярного к хаотическому рассеянию может происходить через бифуркацию седло-центр, с дальнейшими качественными изменениями в хаотическом множестве в результате последовательности гомоклинических и гетероклинические перекрестки.

    Условия резкой бифуркации хаотического рассеяния.

    • Т. Тель, К. Гребоги, Э. Отт
    • Физика

      Хаос

    • 1993

    Оказывается, что условия резкой бифуркации резко изменяются даже при незначительном нециклическом разветвлении включен (т. е. круговой случай сингулярен), и найдено простое геометрическое достаточное условие в случае достаточно большой эллиптичности холма с наименьшим потенциалом на его вершине.

    Линейная устойчивость в бильярде с потенциалом

    • Г. Дуллин
    • Математика, физика

    • 1998

    Выведена общая формула для линеаризованного отображения Пуанкаре бильярда с потенциалом. Длина дуги и параллельная составляющая скорости показаны как канонические координаты для карты из…

    Новый взгляд на систему Сатурн: изображения Вояджера-2

    • Брэдфорд А. Смит, Л. Содерблом, В. Суоми
    • Физика, геология

      Наука

    • 1982

    Внутри колец Сатурна наблюдалось «рождение» спицы, и обнаружена удивительная азимутальная и временная изменчивость кольцевой структуры внешнего кольца B, что привело к предположениям о внутренней структуре Сатурна и о столкновительная и тепловая история колец и спутников.

    Массивная бифуркация хаотического рассеяния

    • М. Динг, К. Гребоджи, Э. Отт, Дж. Йорк
    • Математика, физика

    • 1991

    Встреча с Сатурном: Вояджер 1, результаты научных исследований.

    • Б. Смит, Л. Содерблом, В. Суоми
    • Физика

      Наука

    • 1981

    Когда «Вояджер-1» пролетал через систему Сатурна, он прислал множество новых и удивительных фотографий этой системы Сатурна. тела, в том числе небольшие внутренние спутники, которые гравитационно взаимодействуют друг с другом и с кольцевыми частицами способами, не наблюдаемыми где-либо еще в Солнечной системе.

    Возникновение двойной связи в π-ароматических кольцах: простой способ создания дважды ароматических структур углерод-металл

    . 2021 ноябрь 29;26(23):7232.

    doi: 10,3390/молекулы26237232.

    Николай В Ткаченко 1 2 , Альваро Муньос-Кастро 2 , Александр I Болдырев 1

    Принадлежности

    • 1 Кафедра химии и биохимии, Университет штата Юта, 0300 Old Main Hill, Logan, UT 84322-0300, США.
    • 2 Grupo de Química Inorganica y Materiales Moleculares, Facultad de Ingeniería, Universidad Autonoma de Chile, El Llano Subercaseaux, Сантьяго 2801, Чили.
    • PMID: 34885812
    • PMCID: PMC8659221
    • DOI: 10,3390/молекул 26237232

    Бесплатная статья ЧВК

    Николай В Ткаченко и др. Молекулы. .

    Бесплатная статья ЧВК

    . 2021 ноябрь 29;26(23):7232.

    doi: 10,3390/молекулы26237232.

    Авторы

    Николай В Ткаченко 1 2 , Альваро Муньос-Кастро 2 , Александр I Болдырев 1

    Принадлежности

    • 1 Кафедра химии и биохимии, Университет штата Юта, 0300 Old Main Hill, Logan, UT 84322-0300, США.
    • 2 Grupo de Química Inorganica y Materiales Moleculares, Facultad de Ingeniería, Universidad Autonoma de Chile, El Llano Subercaseaux, Сантьяго 2801, Чили.
    • PMID: 34885812
    • PMCID: PMC8659221
    • DOI: 10,3390/молекул 26237232

    Абстрактный

    Химическая связь нескольких металлобензолов и металлобензинов была изучена с помощью алгоритма адаптивного разделения по естественной плотности (AdNDP) и анализа наведенного магнитного поля. Обнаружен уникальный характер химической связи, при котором двойная связь M=C (M:Os, Re) сосуществует с делокализованными элементами π-связи 6c-2e, ответственными за ароматические свойства исследованных комплексов. В противоположность предыдущему описанию, в котором сообщалось о 8 делокализованных π-электронах в металлобензолах и металлобензинах, мы показали, что в этих молекулах присутствует только шесть делокализованных π-электронов. Таким образом, нет никакого отклонения от правила ароматичности Хюккеля для металлобензинов/металлабензольных комплексов. Основываясь на обнаруженном характере связывания, мы предлагаем две термодинамически стабильные новые молекулы, которые обладают не только π-делокализацией, но также сохраняют шесть σ-делокализованных электронов, что делает их дважды ароматическими частицами. В результате наше исследование дает новое направление поиска двойных ароматических молекул углерод-металл.

    Ключевые слова: правило ароматичности Хюккеля; ароматичность; двойная ароматичность; металлобензины.

    Заявление о конфликте интересов

    Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

    Цифры

    Рисунок 1

    Структуры металлобензолов и металлобензолов…

    Рисунок 1

    Структуры металлобензолов и металлобензолов. Конструкции ( a ) и ( b )…

    Рисунок 1

    Структуры металлобензолов и металлобензолов. Структуры ( a ) и ( b ) являются общими структурами металлобензолов и металлобензолов соответственно. Структуры ( c e ) рассматриваются в данной работе и являются модельными структурами для ранее синтезированных комплексов ( ф ч ).

    Рисунок 2

    Результаты анализа AdNDP…

    Рисунок 2

    Результаты анализа AdNDP для [Os(CO)I(PH 3 ) 2 (C 5 H…

    фигура 2

    Результаты анализа AdNDP для [Os(CO)I(PH 3 ) 2 (C 5 H 5 )] ( A ) и [OSCL 2 (PH 3 ) 2 (C 5 H 4 ) (C 5 H 4 49301 4 ) (C 5 H 49301). б ). Показаны только выбранные соединительные элементы.

    Рисунок 3

    Предлагаемая структура дважды ароматических…

    Рисунок 3

    Предлагаемая структура двойного ароматического металл-углеродного кольца и представление орбиталей сопряженных π-…

    Рисунок 3

    Предлагаемая структура двойного ароматического металл-углеродного кольца и представление орбиталей сопряженных π- и σ-электронов.

    Рисунок 4

    Оптимизированные конструкции предлагаемых двойных…

    Рисунок 4

    Оптимизированные структуры предлагаемых двойных ароматических комплексов: [ Ос ] 3 С 3…

    Рисунок 4

    Оптимизированные структуры предложенных двойных ароматических комплексов: [ Os ] 3 C 3 ( a ) и [ Re ] 3 C 3 6 .

    Рисунок 5

    Результаты анализа AdNDP…

    Рисунок 5

    Результаты анализа AdNDP для [ Os ] 3 C 3 .

    Рисунок 5

    Результаты анализа AdNDP для [ Os ] 3 C 3 . Показаны только σ- и π- делокализованные связующие элементы. Родственный образец был найден для [ Re ] 3 C 3 .

    Рисунок 6

    Наведенное магнитное поле для…

    Рисунок 6

    Наведенное магнитное поле для [ Os ]C 5 H 4 , […

    Рисунок 6

    Наведенное магнитное поле для [ Os ]C 5 H 4 , [ Re ]C 5 H 4 , [ Os ] 3 C 3 и [ Re ] 3 C 3 , представленные в виде изоповерхности (±5 ppm, синий: экранирование; красный: снятие экранирования) и контурный график (вид сбоку; вид сбоку; Отрицательные значения: Экранирование; положительные: Деэкранирование).

    Рисунок 7

    Наведенное магнитное поле для…

    Рисунок 7

    Наведенное магнитное поле для [ Os ] 3 C 3 , учитывая…

    Рисунок 7

    Индуцированное магнитное поле для [ Os ] 3 C 3 , представленное в виде контурного графика и его вклад от диамагнитного ( dia B z ind ), парамагнитного ( парамагнитного 2 z парамагнитного ind ) и спин-орбитальные ( SO B z ind ) термины.

    См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

    .

    Похожие статьи

    • Глобальная ароматичность макроциклических полирадикалоидов: правило Хюккеля или правило Бэрда?

      Лю С, Ни Ю, Лу С, Ли Г, Ву Дж. Лю С и др. Acc Chem Res. 20 августа 2019 г.; 52(8):2309-2321. doi: 10.1021/acs.accounts.9b00257. Epub 2019 17 июля. Acc Chem Res. 2019. PMID: 31314487

    • От макроциклов к квантовым кольцам: есть ли у ароматичности ограничения по размеру?

      Йирасек М., Андерсон Х.Л., Пикс М.Д. Йирасек М. и соавт. Acc Chem Res. 4 августа 2021 г. doi: 10.1021/acs.accounts.1c00323. Онлайн перед печатью. Acc Chem Res. 2021. PMID: 34347441

    • In Silico Анализ электронной делокализации в некоторых металлобензолах с двойным конденсированным кольцом.

      Ариас-Оливарес Д., Бесерра-Буитраго А., Гарсия-Санчес Л.С., Ислас Р. Ариас-Оливарес Д. и соавт. АСУ Омега. 2021 2 апреля; 6 (14): 9887-9897. doi: 10.1021/acsomega. 1c00632. Электронная коллекция 2021 13 апр. АСУ Омега. 2021. PMID: 33869969 Бесплатная статья ЧВК.

    • Полезность концепций σ-ароматичности и σ-антиароматичности для кластеров и твердых соединений.

      Попов И.А., Старикова А.А., Стегленко Д.В., Болдырев А.И. Попов И.А. и соавт. Химия. 2018 9 января;24(2):292-305. doi: 10.1002/chem.201702035. Epub 2017 17 октября. Химия. 2018. PMID: 28593736 Обзор.

    • Металлолы ароматического дианиона.

      Вэй Дж., Чжан В.С., Си З. Вэй Дж. и др. хим. наук. 2017 4 декабря; 9 (3): 560-568. дои: 10.1039/c7sc04454b. Электронная коллекция 2018 21 января. хим. наук. 2017. PMID: 29675144 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

    Посмотреть все похожие статьи

    Рекомендации

      1. Торн Д. Л., Хоффманн Р. Делокализация в металлоциклах. Нов. Дж. Чим. 1979; 3: 39–45.
      1. Эллиот Г. П., Ропер В. Р., Уотерс Дж. М. Металлациклогексатриены или «металлабензолы». Синтез производных осмабензола и рентгеноструктурный анализ [Os(CSCHCHCHCH)(CO)(PPh4)2] J. Chem. соц. хим. коммун. 1982:811–813. дои: 10.1039/C39820000811. — DOI
      1. Блик Дж. Р. Металлабензолы. хим. 2001; 101:1205–1228. doi: 10.1021/cr9

        n. — DOI — пабмед
      1. Райт Л.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *