Yugo zastava: Последний сербский автомобиль Yugo скоро сойдёт с конвейера — ДРАЙВ

Последний сербский автомобиль Yugo скоро сойдёт с конвейера — ДРАЙВ

Кирилл Иванов,

За тридцать лет было выпущено 794 428 автомобилей Zastava Yugo. Все они базировались на агрегатах Фиатов 127/128 и продавались в 74 странах. Последние машины под именем Koral (на фото) продавали по цене от 4500 евро.

В России марка Zastava и её модель Yugo практически неизвестны, зато её отлично знают в Восточной Европе и в США, куда югославские машины поставлялись целых десять лет — с 1982 по 1992 год.

По ту сторону Атлантики до сих пор ходят анекдоты об экзотических автомобилях Zastava Yugo ввиду их ненадёжности и технической убогости.

Бизнесмен Малкольм Бриклин, открывший Америку для марки Subaru, попытался было вернуть Yugo в Штаты. Но бедственное положение компании, война в Косове и делёжка территории бывшей Югославии свели все усилия Бриклина на нет. Сербскую компанию долго не могли продать, пока в 2003 году на Заставу не вернулся FIAT.

Завод Zastava был построен в 1953 году недалеко от Белграда в городе Крагуевац. Но первое упоминание о фирме Zastava датируется 1853 годом, в прошлом веке она занималась производством оружия. Винтовки, ружья и пистолеты марки Zastava выпускают до сих пор.

Итальянцам фирма обязана своей историей: тридцать лет югославы выпускали различные модели на платформе Фиата 127/128. После сделки 2003 года сербское правительство обязало FIAT сохранить рабочие места и довести объёмы выпуска к 2010 году до 300 тысяч машин в год. Нынешним летом FIAT выкупил 70% акций за 700 миллионов евро.

Остальное — у государства.

О том, чтобы сохранить старьё, речь больше не идёт. Последний автомобиль Yugo сойдёт с конвейера 20 ноября. Итальянцы приняли решение также избавиться от допотопных моделей Skala 101 и Florida. Все новые машины марки Zastava теперь будут представлять собой перелицованные Фиаты.

В 2006 году сербы развернули производство модели Zastava 10 — лицензионного хэтчбека Fiat Punto. Машинка пришлась по вкусу: её доля на сербском рынке составляет более 11%. Цена автомобиля — от 7550 евро.

Первый абсолютно новый автомобиль совместной разработки встанет на конвейер в 2010-м. По слухам, машина по своим потребительским качествам будет конкурировать с Логаном. А оригинальный Yugo, возможно, ещё появится где-нибудь в Египте или Южной Америке. Владельцы завода не исключают возможности переноса производства туда, где есть необходимость именно в таких машинах.

Комментарии 

Поделиться

Лайкнуть

Твитнуть

Отправить

© 2005–2022 ООО «Драйв», свидетельство о регистрации СМИ №ФС77-69924   16+

Полная версия сайта

Технические характеристики Zastava Yugo Koral

Выпуск автомобиля Zastava Yugo Koral осуществлялся в период с 1990 по 2008 год, сборка автомобиля осуществлялась в кузове хэтчбек и кабриолет, разработка данной модели проводилась на основе Фиат 127. Эта машина примечательна в первую очередь тем, что была выпущена в количестве 794428 экземпляров, экспортировалась во все страны Европы и в Северную Америку. Автомобиль пользовался популярностью в качестве недорого, неплохо адаптированного к городским условиям эксплуатации транспортного средства.

Первые модификации хэтчбека поставлялись с карбюраторным двигателем, позднее появились версии, где двигатель оснащался электронной системой подачи топлива разработанной немецкой компанией Bosch. Состав опционного оснащения достаточно обширен, в него вошла четырехканальная стереосистема, центральный замок, сервопривод стеклоподъемников, кондиционер, автоматическая коробка передач от концерна «Рено». К достоинствам транспорта можно отнести экономичность, как в потреблении топлива, так и в техническом обслуживании. При движении в плотном транспортном потоке машина демонстрирует высокую маневренность, компактные размеры кузова позволяют не испытывать проблем с парковкой.

Экстерьер

Дизайн кузова Zastava образован из простых, прямых линий, короткий капот Yugo Koral в центре пересекает невысокая, широкая полоса штамповки. Блоки фронтального освещения, установленные в неглубоких нишах, обладают формой правильных квадратов. Между ними помещена декоративная пластиковая вставка, в ней сформирована ниша радиаторной решетки, перекрытая сеткой. Прямоугольной формы передний бампер выступает за линию корпуса, на его поверхности располагаются дневные ходовые огни и указатели поворотов. Поверхность дверей на уровне бамперов пересекает неширокая полимерная накладка, прямая крыша поднята на шести стойках, передние и задние стойки имеют идентичный угол наклона. Блоки задних фонарей состоят из пяти элементов, которые примыкают вплотную друг, к другу образуя объемные прямоугольники, пространство между ними используется для размещения номерного знака. Вариант автомобиля в кузове кабриолет обеспечен съемным верхом, выполненным из влагоотталкивающей ткани. Размеры кузова составляют 3490/1540/1340 мм, величина колесной базы – 2150 мм, снаряженная масса – 750 кг. Под багажник выделен скромный объем в 170 литров, но при желании за счет сокращения количества посадочных мест в салоне этот объем можно увеличить до 450 литров.

Интерьер

Отделка внутреннего пространства Zastava осуществлена бюджетными материалами, дизайн внутреннего интерьера Yugo Koral образован из лаконичных, прямых линий. На заднем диване, благодаря существенному сокращению объема багажника и небольшой ширине передней панели, образовалось достаточно много места для того чтобы на нем без лишних проблем смогли расположиться люди высокого роста. Доступ в салон осуществляется через две широкие двери, на их внутренней поверхности установлены подлокотники, совмещенные с массивными ручками. Передние кресла оборудованы механическим приводом позволяющим осуществлять их смещение по высоте, вылету, углу наклона спинки. Между креслами оставлено около 15 сантиметров свободного пространства, в него помещена рукоятка стояночного тормоза, перед ним на отдельной невысокой площадке смонтирован селектор коробки передач. С правой стороны передней панели имеется бардачок, под центром панели располагается консоль, на которой предусмотрено наличие свободных монтажных мест. Щиток приборов помещен в неглубокую овальной формы нишу, состав циферблатов стандартный.

Технические характеристики

В начальном оснащении Застава Юго Корал содержит под капотом 45-сильный мотор с рабочим объемом 903 см3. При 6000 об/минуту он развивает 63 Нм крутящего момента, время разгона – 20,1 секунды, предельная скорость – 135 км/час. В максимальной комплектации автомобиль приводится в движение 67-сильным мотором с рабочим объемом 1301 см3. Его крутящий момент составляет 95 Нм, динамика разгона – 12,9 секунды, максимальная скорость – 50 км/час.      

Yugo — Zastava Yugo 45-65 (1980-2008)

 

. Он был разработан в Италии под названием Fiat 144 как вариант Fiat 127. Первый Yugo 45 был изготовлен вручную 2 октября 1978 года как Fiat 127 по лицензии Fiat с измененным кузовом. Zastava Koral продавалась с обновленным дизайном по цене около 350 000 динаров (3 500 евро; 4 300 долларов США) до 11 ноября 2008 г., когда производство было остановлено с окончательным номером 79. 4428 автомобилей. Yugo попал в Соединенные Штаты с помощью Малкольма Бриклина, который хотел представить на этом рынке простой недорогой автомобиль. Всего с 1985 по 1992 год в Соединенных Штатах было продано 141 651 автомобиль, при этом наибольшее количество американских единиц, проданных за год, достигло пика в 48 812 автомобилей в 1987 году. В 1992 году было продано всего 1412 автомобилей. Как и «Жигули», они были обычным явлением в городских пейзажах городов и поселков Сербии, Хорватии, Словении, Македонии, Черногории и Боснии и Герцеговины в конце 1999 г.0 с. Юго по-прежнему широко распространены в Сербии, однако они очень редки в других бывших югославских республиках, особенно в Словении и Хорватии.

Содержимое

Более ранние модели

Производные модели Yugo 45 включали Yugo 55, 60, 65, Koral, Ciao, Tempo, Cabrio, GV, GV Plus, GVX и GVL. Двигатели Yugo оснащались карбюратором вплоть до 1980-х годов, прежде чем были представлены модели с впрыском топлива (начиная с Koral 65), начиная с GVX-EFI (электронная система впрыска топлива), которая имела двигатель объемом 1300 куб.

Системой впрыска топлива была система Motronic MP3.1, которая позже была разработана с Bosch для Motronic M4.6 MPI на двигателях 1,1 л и 1,3 л и имела Многоточечный впрыск топлива с трехходовым каталитическим нейтрализатором Bosal и «лямбда «датчик.

Более поздние модели

Ближе к концу своего производственного цикла Zastava продала обновленную версию модели Yugo Koral, известную как Zastava Koral IN, которая имела центральный замок, трехступенчатый поворотный переключатель на приборной панели с пометкой «0», «1», «2» и «3» для регулировки уровня фар в четырех положениях по высоте, аудиосистемы с 4 динамиками, электрических стеклоподъемников, складывающихся зеркал бокового вида с электрорегулировкой, легкосплавных дисков, опционального кондиционера и также дополнительная трехступенчатая автоматическая коробка передач, разработанная Renault. Zastava продавала их в Сербии, Черногории, Хорватии, Республике Македонии, Греции, Ливане, Ливии, Сирии, Тунисе и Египте. Помимо всех доступных версий Koral, среди других моделей были Florida и Skala. В октябре 2003 г. было достигнуто соглашение с Fiat о производстве Fiat Punto компанией Zastava для восточноевропейских рынков, который был известен как Zastava 10.

Koral IN L с инжекторным двигателем Peugeot 1,1 л-60 л.с. (44 кВт) соответствует стандартам безопасности Европейского Союза в ходе испытаний, проводимых под надзором Немецкой Technischer Überwachungsverein (Ассоциации технического мониторинга), что является необходимым шагом для импорта в ЕВРОПА. страны.

Трансмиссии

Двигатель Стандарт Дополнительно
0,9 л 4-ступенчатая механическая  
1,1 л 5-ступенчатая механическая  
1,1 л (США) 4-ступенчатая механическая  
1,3 л 5-ступенчатая механическая 3-ступенчатая автоматическая
1,3 л (США) 5-ступенчатая механическая 3-ступенчатая автоматическая

Детали производства югославских республик

Большая часть электрических деталей была произведена в Нова-Горице, Словения. Внутренняя отделка производилась в хорватском городе Сплит. Тормоза производились в Вараждине. Электрические части двигателя были произведены в Баня-Луке, Босния и Герцеговина. Македонский город Охрид был местом производства ремней безопасности, замков и зеркал. Остальные части автомобиля и окончательная сборка производились в Сербии.

История

Zastava была основана как производитель оружия в 1853 году. К концу 1930-х годов компания расширилась до производства автомобилей, поставляя грузовики Ford для югославской армии. Производство автомобилей продолжалось до 1941 года, когда Вторая мировая война достигла Югославии. После войны Zastava было разрешено производить джипы по лицензии Willys-Overland, пока производство не было остановлено в начале 1950-х годов.

Первые пассажирские модели были произведены 26 августа 1953 года с использованием конструкций, лицензированных Fiat of Turin. Первой моделью, разработанной Zastava, был седан под названием Milletrecento («тысяча триста») с двигателем объемом 1300 куб. Одними из самых успешных моделей были модели на базе модели Fiat 128, продававшиеся под разными названиями: «Застава 101», «Застава 128», «Застава 311», «Застава Скала» и т. д.

Zastava продолжала производить автомобили для югославского и европейского рынков, пока экспорт не был ограничен санкциями, введенными Организацией Объединенных Наций в 1990-х годах. В 1984 году автомобильный предприниматель Малкольм Бриклин протестировал рынок США для автомобилей Zastava, которые теперь называются Yugo. В результате в середине 1986 года Yugo America начала продавать автомобили по стартовой цене 3990 долларов за хэтчбек начального уровня GV («Great Value»), оснащенный двигателем объемом 1100 куб. ступенчатая механическая коробка передач. Аналогичный GVL предлагал более роскошный интерьер, но спортивный топовый GVX оснащался двигателем объемом 1300 куб. колеса и раллийные огни. Однако, несмотря на то, что GVX был заявлен как высококлассная спортивная версия базового GV, он разгонялся до 100 км/ч за 13,56 секунды, всего на полсекунды быстрее, чем GV. Когда политическая нестабильность в Югославии усилилась в начале 1992, Застава была вынуждена прекратить экспорт.

Сегодня в бывшей Югославии доступны различные модели, включая соглашение, подписанное с Fiat на производство модели Fiat Punto 2003 года.

1988–1991

Многие механики и даже работники завода «Застава» согласны с тем, что «лучшие» Юго из когда-либо построенных были построены в период с 1988 по начало 1991 года. Контроль качества был хорошим, были установлены высокие стандарты в отношении качества пластика, ткани сиденья и «хорошо собранный» салон. Покраска и покрытие ржавчиной также были выполнены очень хорошо в тот период, о чем свидетельствует то, что многие автомобили до сих пор не имеют признаков ржавчины и разрывов сидений или серьезных проблем с двигателем спустя более двадцати лет. 1989 год считался «золотым годом» для Юго, потому что в том году было построено почти 200 000 автомобилей, и многие из них все еще можно увидеть на дорогах сегодня. Кроме того, в тот период автомобили обычно назывались Yugo вместо Zastava, потому что компания гордилась своими (в то время) хорошими продажами и репутацией, сложившейся на экспортных рынках, особенно в Соединенных Штатах. В 1990 году в США была отгружена партия из 450 автомобилей с автоматической коробкой передач и кондиционером. С политическими проблемами начиная с 1991 качество значительно упало, дойдя до таких низких стандартов, как пластиковые детали приборной панели, которые не подходили должным образом.

 

1991–1996

Поскольку Yugo был построен как «югославский» автомобиль с политическими проблемами и гражданской войной, разразившейся в 1990–91 годах, производство замедлилось, а поставка запчастей была прекращена. Большая часть пластика поступила из Хорватии, а генератор переменного тока и электрооборудование — из Словении. С началом гражданской войны были прерваны экономические и транспортные связи, в результате чего возникла нехватка большинства запчастей, поступающих из двух отколовшихся республик. Хотя санкции не действовали до 19 мая.92, Юго, построенные в период с июня 1991 по начало 1996 года, были построены из различных «остатков» деталей: например, можно было получить машину с синей приборной панелью, с коричневым рулевым колесом, сиденьями несоответствующего цвета, и, скорее всего, «американская» приборная панель со скоростью, напечатанной в милях в час, а не в км / ч, и с письменными этикетками, такими как вода и масло, вместо небольших рисунков, и сигнальная лампа ремня безопасности. В некоторых крайних случаях автомобиль будет поставляться с другими внутренними панелями и рулевым колесом от других продуктов Zastava, таких как Zastava 750. Когда экспорт в Соединенные Штаты (и остальной мир) прекратился, еще оставалось несколько федерализованных Юго. на заводских стоянках, и многие получили эти «американские» Юго вместо европейских. Когда Югославия распалась в начале 19В 1990-е годы объем производства резко упал до 14 000 в 1992 г., 7 000 в 1993 и 1994 гг. и 9 000 в 1995 г. В 1996 г., когда были сняты санкции, темпы производства медленно росли по мере того, как уровень жизни в бывшей Югославии начал улучшаться. Тем не менее, проблемы у завода снова начались, когда он был остановлен в середине 1999 года в результате войны с НАТО.

В США

International Automobile Importers (IAI) — компания, основанная Малкольмом Бриклином для импорта автомобилей X1/9.и 2000 Spider после того, как Fiat прекратил их производство. Bertone и Pininfarina продолжали производство под своими именами, а IAI Бриклина взяла на себя их импорт в Америку. Бриклин хотел импортировать дополнительные бренды, и югославы попросили международного дилера Арманда Хаммера определить области бизнеса, в которых они могли бы производить экспорт для поддержки своей экономики. Хаммер подумал, что идея экспорта небольших автомобилей, произведенных в Крагуеваце, Сербия, на заводе «Црвена Застава», будет жизнеспособной. Застава имела, с середины 19го века, был производителем качественного оружия и спонсировал свой собственный музей.

Отпраздновав свое 100-летие, «Застава» начала производство автомобилей, изготовленных по лицензии итальянской компании «Фиат», расположенной на берегу Адриатического моря. В течение трех десятилетий Zastava производила модели 600 с задним расположением двигателя и 101, версию Fiat 128 с кузовом. Основой был обновленный вариант Fiat 127. Двухдверный хэтчбек, стилизованный под Турин, напоминал по линиям оригинальный VW Golf или VW Rabbit. Zastava уже экспортировала свое новое предложение на другие рынки Восточной Европы, установив более крупный двигатель 128 с верхним расположением распредвала для максимальной скорости 90 м/ч (145 км/ч).

В 1982 году американский предприниматель Миро Кефурт (также ответственный за Oka NEV ZEV) связался с Zastava в Крагуеваце (ZCZ-Zavodi Crvena Zastava) с идеей экспортировать Yugo 45 в Соединенные Штаты. Автомобили должны были быть переименованы в Yugo GV для рынка США, и YugoCars, Inc. была основана в Сан-Вэлли, Калифорния, Кефуртом и Рэем Бернсом.

Предложение требовало одобрения FIAT в Италии из-за существующих ограничений, которые действовали в соглашениях о сотрудничестве FIAT — ZASTAVA.

Первые три автомобиля Yugo (красный, белый и синий) были представлены американской публике на автосалоне в Большом Лос-Анджелесе в мае 1984 года, проходившем в конференц-центре Лос-Анджелеса. Автомобиль рекламировался с гарантией на 10 лет или 100 000 миль, бесплатным обслуживанием и ценой всего в 4500 долларов — статьи о Yugo на первых полосах появились в Los Angeles Times (деловой раздел), New York Times и . Национальный исследователь . Однако вскоре возникли проблемы, когда один автомобиль был отправлен в Калифорнийский совет по исследованию воздуха (CARB) для испытаний на выбросы — он ужасно провалился. «Юго» нуждался в серьезном реинжиниринге, и без помощи «Заставы» Кефурт оказался в сложной ситуации.

Как сообщается, Малкольм Бриклин посетил автосалон в Лос-Анджелесе и, пока шоу еще продолжалось, вылетел в Югославию, чтобы «заключить сделку» по импорту Yugo в Соединенные Штаты. Однако Kefurt и YugoCars, Inc. уже заключили эксклюзивный контракт на импорт 5000 автомобилей 1985 модельного года, которые будут продаваться только в Калифорнии, и сертификация в Калифорнии уже шла. В ноябре 1984 года права на маркетинг были проданы YugoCars, Inc международным автомобильным импортерам (IAI) за 50 000 долларов (10 долларов за машину). Кроме того, Миро Кефурт получил от IAI франшизу эксклюзивного дилера для продажи Bertone X1/9.в Северном Голливуде, Калифорния. Обе компании, YugoCars и IAI, остались довольны такой договоренностью.

Компания YugoCars, Inc. намеревалась оснастить свой YUGO 45 четырехцилиндровым двигателем объемом 903 куб.см (45 л.с.) с каталитическим нейтрализатором ZEUNA и обратной связью по лямбда — запланированный расход бензина составлял от 42 до 45 миль на галлон при скорости 70 миль в час, система выбросов была в основном идентичной. к той, что используется на FIAT/BERTONE X1/9 с 1980 модельного года. В конце 1983 года Zastava добавила версию под названием Yugo 55, оснащенную более мощным двигателем, который использовался в модели 101/128.

Тони Симинера из IAI предпочел использовать этот более крупный двигатель объемом 1100 куб. См (55 л.с.) с впрыском воздуха и экономией топлива в диапазоне 30 миль на галлон. Оснащенный таким образом, он был быстрее и мог не отставать от американских автострад, но даже при этом с максимальной скоростью 86 миль в час (138 км / ч) это был самый медленный автомобиль, проданный в Соединенных Штатах.

Установив Yugo America для импорта автомобиля, Бриклин поручил Биллу Прайору разобраться с дистрибуцией, а Тони «Урагану» Симинере — настроить Yugo для рынков США. Компания Ciminera провела комплексный аудит, в результате которого было внесено более 500 изменений для удовлетворения потребностей американского рынка, включая улучшения безопасности и выбросов, предусмотренные законодательством США. Огромный завод Yugo был построен по образцу заводов Fiat начала 1950-х годов, и на нем работало 50 000 человек, разделенных между 85 основными ассоциированными профсоюзными организациями и 25 рабочими комитетами.

Для американских серийных моделей была построена отдельная сборочная линия с отобранным элитным персоналом, получавшим дополнительную оплату (дополнительно 1,23 доллара в час), создавая Yugos, предназначенные для Нового Света. Первая смена начиналась в 6 часов утра, и после восьмичасового рабочего дня многие работники уходили на вторую работу на другие рабочие места.

Главным инженером и главой научно-исследовательского института «Заставы» был Здравко Меньяк, который отреагировал на многочисленные изменения, необходимые для того, чтобы автомобиль подходил для продажи на Западе. У Бриклина на заводе были свои люди, которые следили за работой, постоянно подчеркивая необходимость высокого качества. Группа британских экспертов по качеству отправила своих сотрудников в Крагуевац, чтобы изучить фабрику и порекомендовать улучшения.

Сначала в США было продано пять моделей Yugo 1987 модельного года: базовый начальный уровень $3,990 GV (от «Отличное соотношение цены и качества»), GVC со стеклянным люком на крыше, почти идентичные GVL и GVS с незначительными обновлениями отделки и обивки, а также вдохновленный гонками GVX с двигателем объемом 1300 куб. См, пятиступенчатая механическая коробка передач и стандартное оборудование включая плюшевый интерьер, пакет эффектов земли, легкосплавные диски, раллийные фонари и стоп-сигнал с высоким центральным креплением. Кабриолет Cabrio был представлен в 1988 году.

В конце 1980-х автоматическая коробка передач поставлялась от Renault, а более крупная модель (названная «Флорида») была разработана Джорджио Джуджаро и находилась на ранних стадиях производства. Однако с крахом коммунизма Югославия начала разваливаться.

К 1990 году модели GV, GVL, двигатель объемом 1100 куб. см и четырехступенчатая механическая коробка передач были заменены двигателем OHC объемом 1300 куб. Также предлагался опциональный кондиционер с держателем для охлаждения двух банок с безалкогольными напитками на модели Yugo GVX 1990 года. Стандартной моделью стал GV Plus.

В 1990 году Yugo America представила версию YUGO GVX с электронным впрыском топлива (EFI) для замены менее дорогой карбюраторной топливной системы. Он прибыл слишком поздно в результате отзыва Агентством по охране окружающей среды США более 126 000 автомобилей, проданных в Соединенных Штатах из-за несоблюдения требований по выбросам выхлопных газов. Отзыв фактически заставил Yugo America прекратить импорт и свернуть в 1992. В неисправной системе выпуска отработавших газов использовался «выхлопной» карбюратор устаревшей конструкции, двухсторонний катализатор, для которого требовался воздушный насос, и клапан EGR (рециркулятор отработавших газов); Устаревшее, снижающее мощность применение этого оборудования на уже неэффективной трансмиссии было одной из основных проблем, из-за которых автомобили получили репутацию плохих управляемых автомобилей и неспособности соответствовать стандартам выбросов.

К началу 1990-х годов санкции ООН в отношении Югославии вынудили «Заставу» отозвать автомобиль со всех экспортных рынков. После того, как эмбарго задушило производство, смертельный удар НАТО стал 1999 бомбардировка автомобильного подразделения компании вместо оружейного подразделения «Заставы». Только в 2000 году производство было возобновлено, а завод Florida был запущен только в 2003 году.

Малкольм Бриклин подписал контракт с Zastava в 2002 году, чтобы вернуть Yugo к американским берегам с моделью, предварительно названной ZMW. Под руководством Бриклина компания Zastava Motor Works USA рассчитывала продать 60 000 автомобилей в 2003 году. Однако вместо этого Бриклин занялся маркетингом линейки китайских автомобилей Chery. Попытки Бриклина по импорту и маркетингу автомобилей Chery из Китая провалились в середине-конце 2006 года, когда Бриклин не смог найти инвестиции, необходимые для финансирования автомобилей Chery для США. По состоянию на начало 2008 года Бриклин работал с несколькими университетами над разработкой автомобиля с передовыми литий-ионными батареями.

Продажи в США по календарным годам:

1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 Всего
3 895 35 959 48 812 31 546 10 576 6 359 3 092 1 412 141 651

В Великобритании

Zastava (GB) LTD открыла свою штаб-квартиру в Рединге в 1981 году, и первыми автомобилями, которые увидели британские автомобилисты осенью того же года, были серии 1100/1300 под маркой Zastava ZLC (5-дверный ) и Застава ЗЛМ (3 двери). Эти автомобили были основаны на FIAT 128, который был признан европейским автомобилем года в 1969 году. Завод в Крагуеваце производил точные копии седана 128, известного как Zastava 128 (Osmica), а затем 1971 также начал производство Zastava 101. Легендарный «Stojadin» представлял собой FIAT 128 с измененной задней частью, который был доступен в версиях хэтчбека с 3 и 5 дверями. В 1982–1983 годах, когда продажи постепенно улучшались, Zastava (GB) LTD представила специальные уровни отделки салона в виде «Mediteran» и «Caribbean». Рынок Соединенного Королевства был единственным обслуживаемым рынком, на котором были версии с правым рулем.

К тому времени, когда первые британские пользователи привыкли к своим новым югославским машинам, внимание в Югославии переключилось со Stojadin на новую серию Yugo, производство которой началось 19 октября.80 и появился на британских дорогах с 1983 года. «Тип 102» стал ответом на потребность в небольшом экономичном семейном автомобиле и механически базировался на хэтчбеке Fiat 127. Стиль автомобиля также во многом обязан современному маленькому итальянскому Autobianchi Abarth, который никогда не был доступен в Соединенном Королевстве.

«Тип 102» трансформировался в ранний серийный Yugo 45 с двигателем объемом 903 куб. Новый Yugo конкурировал с местными автомобилями, такими как Austin Mini-Metro и Ford Fiesta MK1 / MK2, импортными автомобилями, такими как Vauxhall Nova (Opel Corsa A), а также с французскими моделями, такими как Citroen Visa и Talbot Samba.

Только в 1984 году Zastava (GB) LTD импортировала небольшое количество Zastava 128. После этого, когда брендинг компании был изменен на «Yugo Cars», что привело к уменьшению названия Zastava мелким шрифтом, Zastava (GB) LTD сосредоточилась на продаже линейка 101 под торговой маркой Yugo 311/313/511/513 и серия 45/55/65. Автомобили стабильно продавались в течение десятилетия, и хотя им удалось избежать ужасных отзывов, предназначенных для Lada и FSO, комментаторы в британской автомобильной прессе редко хвалили автомобиль более чем сдержанно. 86 гласил: «Yugo 55 — хорошая маленькая машина, но вас бы видели в ней?» Снобизм к бренду в Соединенном Королевстве тогда был так же заметен, как и сейчас.

В 1988 году Zastava выпустила первый из своей новой линейки «Florida», задуманной как долгосрочная замена стареющему Stojadin. Автомобиль, разработанный Джорджетто Гиджаро, имел современный дизайн для того времени и имел более чем мимолетное сходство с Citroen BX и будущим Citroen Xantia. «Флорида», продаваемая в Соединенном Королевстве как «Сана», впервые появилась в Великобритании в 1990 и, похоже, хорошо зарекомендовал себя благодаря положительным отзывам. Ассортимент Stojadin прекратил экспортироваться в Соединенное Королевство в 1991 году, когда продажи Sana начались.

К концу 1980-х годов Югославия оказалась на грани распада, которого многие ожидали под руководством Иосипа Броз Тито. Словения первой вышла из Федерации в середине 1991 года, за ней быстро последовали Хорватия, Босния и Герцеговина и, наконец, Македония. Вскоре после этого начались боевые действия не только в Македонии.

Это имело прямые последствия для компании в Крагуеваце. Yugo задумывался как полностью югославский автомобиль; генератор прибыл из Словении, пластик и салон — с заводов в Хорватии, а сиденья и задние стойки багажника — из Косово. Распад югославской федерации внезапно привел к тому, что запасы в Крагуеваце иссякли, а объемы производства резко упали. Sana, возможно, сделала Yugo неотъемлемой частью рынка Соединенного Королевства в 1990-х годах, но политические события оставили эту перспективу нереализованной.

По мере развития событий войн за югославское наследство (1991–95 и 1999 гг.) ООО «Застава (Великобритания)» стало едва заметной жертвой. Во время Пасхи 1999 года завод «Застава» в Крагуеваце был атакован силами НАТО во время кампании в Косово и, несмотря на серьезные повреждения, не был выведен из строя. Однако поставки автомобилей в Соединенное Королевство в 1991–1992 годах сократились до минимума, а с введением санкций Организации Объединенных Наций против крупной Югославии Слободана Милошевича (состоящей из Сербии и Черногории) компания закрылась за 19 лет. 93. Оставшиеся на дилерских площадках «Юго» были проданы по резко заниженным ценам или вообще списаны как экономически нерентабельные.

Маркетинг

В конце 1980-х годов Yugo активно рекламировался как автомобиль, который впишется в жизнь каждого, обеспечивая экономичное и надежное передвижение по образцу Volkswagen Beetle и более ранней модели Ford Model T. Автомобиль рекламировался как уникальный доступный новый автомобиль – возможность выбора для покупателей, которые в противном случае выбрали бы подержанный автомобиль – и надежный второй автомобиль для более состоятельных покупателей. У Yugo был слоган «Всем когда-нибудь нужен Юго». Этот маркетинг успешно обратился к целевому рынку покупателей малобюджетных новых автомобилей, а также к более состоятельным людям, ищущим недорогой второй или третий автомобиль. Популярная реклама включала 39Кампания -90, игра на цене автомобиля в 3990 долларов.

Критика и ответ

Наряду с другими автомобилями из Центральной и Восточной Европы, продаваемыми на Западе в 20-м веке, такими как Lada и Škoda, Yugo подвергся насмешкам со стороны критиков, которые указали на использование в нем технологий Fiat старого поколения. и к предполагаемым проблемам с качеством сборки и надежностью. Yugo был признан Car Talk худшим автомобилем тысячелетия.

Защитники автомобиля возражают, что репутация Yugo пострадала из-за проблемы, которая также возникла с изначально недорогими автомобилями, такими как Chevrolet Chevette, Rambler, Crosley и другими — дилеры обнаружили, что слишком много владельцев рассматривали недорогие автомобили как «одноразовые» и не выполняли базовое техническое обслуживание, такое как замена масла.

Одной из критических проблем обслуживания, характерных для Yugo 55 и 65 (45 был двигатель с толкателем объемом 903 куб. См и цепью ГРМ), была необходимость регулярной замены ремня ГРМ двигателя с помехами — каждые 40 000 миль (64 000 км). В двигателе без помех отказ ремня ГРМ не приводит к дальнейшему повреждению двигателя. Однако в двигателе с интерференцией выход из строя ремня ГРМ нарушает синхронизацию между поршнями и клапанами, вызывая их столкновение друг с другом (отсюда и название интерференционного двигателя), что может привести к повреждению двигателя. Хотя это требование подчеркивалось в руководствах по эксплуатации, владельцы часто упускали его из виду.

Завод также подчеркивает потребность в топливе с октановым числом 89 для двигателей с низкой степенью сжатия. Некоторые владельцы Yugo сообщают, что регулярная замена масла и соответствующее техническое обслуживание позволяют автомобилям оставаться надежными и безотказными.

В 1989 году 31-летняя Лесли Энн Плухар, управлявшая автомобилем Yugo 1987 года выпуска по мосту Макино в Мичигане, погибла, когда ее автомобиль Yugo пересек 36-дюймовые (910 мм) перила моста на скорости 80 км/ч. ветры. Инцидент получил широкую огласку, на видном месте была указана марка автомобиля. Во многих пересказах утверждается, что машину физически подняли и сдуло с моста. Однако в иске семьи жертвы такого утверждения не было, но было высказано предположение, что ветер способствовал потере управления, которая закончилась тем, что машина слетела с моста. Показания экспертов оспаривали, был ли ветер основным фактором. Другое предлагаемое объяснение состоит в том, что столкновение с ограждением на средней части моста «забросило» автомобиль на противоположное ограждение.

Владельцы автомобилей Yugo и родственных моделей в бывшей Югославии получают выгоду от готовой поставки недорогих запасных частей благодаря общей преемственности конструкции автомобиля; Быстрое знакомство местных механиков с Yugo также снижает стоимость владения. Все запчасти для Yugo легко доступны в Соединенных Штатах.

Окончание производства

Производство 794 428-го и последнего автомобиля закончилось 11 ноября 2008 г. Из этого числа около 250 000 были экспортированы в разные страны.

 

Почему Америка ненавидит Zastava Yugo

Происхождение Yugo

Возможно, называть его «дерьмовым и устаревшим» несправедливо по отношению к маленькому Юго. На момент своего появления автомобиль не был полностью устаревшим. Yugo начал свою жизнь в 1977 году как Zastava Koral, который был, по сути, «CommieCopy» Fiat 128.

Чтобы было ясно, итальянские дизайнеры из Fiat действительно помогали Zastava в разработке Yugo. Но капля коммунизма на и без того ничем не примечательную машину дала предсказуемые результаты: Yugo/Koral оказался худшим из обоих миров.

Yugo прибывает в Соединенные Штаты

В 1986 году американский предприниматель Малкольм Бриклин увидел рыночную возможность для небольшого недорогого автомобиля для начинающих в Штатах. В частности, Бриклин решил, что США нужен доступный хэтчбек. И где найти его лучше, чем в Восточном блоке?

Так он и сделал. Малкольм Бриклин заключил сделку с Zastava и начал импортировать специальную версию Yugo для американского рынка. Но мы не можем полностью винить Бриклина — на бумаге. Там был рынком для дешевого хэтчбека.

А Zastava Yugo GV (или «Отличная цена») стоил ОЧЕНЬ дешево. И это было хорошим значением. Первоначально по цене 3 990 долларов США (сегодня менее 10 000 долларов США), вы могли купить совершенно новый автомобиль по цене подержанного Ford Fairmont. Хотя вскоре стало очевидно, что Fairmont был бы лучшим вариантом.

Технические характеристики American Yugo

Технические характеристики Yugo на бумаге были невпечатляющими, но не хуже, чем у других автомобилей, которые мы видели. Оригинальный американский Yugo развивал 55 лошадиных сил от рядного четырехцилиндрового двигателя объемом 1100 куб. Он шел с карбюратором и четырехступенчатой ​​механической коробкой передач. Более поздние модели с бензиновым двигателем объемом 1,3 л поставлялись с дополнительной коробкой передач или пятиступенчатой ​​​​механической коробкой передач.

Ранние автомобили Yugo разгонялись до 86 миль в час, что делало их самыми медленными автомобилями, доступными в США на протяжении большей части конца 1980-х и начала 1990-х годов. Тем не менее, показатели расхода бензина были лучше: Yugo мог расходовать 30 миль на галлон или больше на шоссе.

Почему Юго был ужасен

Юго был просто дешевой машиной, сделанной из более дешевых запчастей. Труд не был проблемой — фабрика «Застава» отобрала элитную команду опытных рабочих для сборки американских моделей. Но машина все равно была отстойной, потому что компания не понимала ожиданий западного рынка в конце 19-го.80-е годы.

Во-первых, мы ожидали перчаточный ящик. Его не было. Мы также ожидали фонари заднего хода, поэтому завод обязал их установить две универсальные противотуманные фары под задним бампером.

Также они не удосужились скрыть открытые провода. «Черт возьми, мы американцы! Мы не хотим видеть, как работает радио, мы просто хотим, чтобы оно работало!» А в Юго часто этого не было.

Все в машине было неряшливо и отражало низкую цену. Коробка передач была неаккуратной, рулевое управление было неаккуратным и так далее — все было не на высоте. Кроме того, в нем отсутствовали основные удобства и необходимое оборудование для обеспечения безопасности, такое как зеркало со стороны пассажира.

Компоненты контроля выбросов увязли в уже хрипящем четырехколесном автомобиле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *